Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


КРАТКИЙ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ ПО ПРОГРАММЕ КУРСА




Анкета – полевой документ для сбора данных путём постановки вопросов респондентам. Состоит из обращения к респонденту, краткой информации о цели исследования, сообщения о способах заполнения, обусловленных задачами исследования вопросов с заранее предложенными исследователем и /или формулируемыми самими респондентами ответов, выражения благодарности за участие в опросе.

Анкетирование – вид опроса; процесс сбора первичной информации путём распространения и сбора анкет, на вопросы которых респонденты отвечают сами. В зависимости от числа лиц, заполняющих анкеты одновременно, различают индивидуальное и групповое анкетирование.

Аномия – отклонение от системы социальных норм, разрушение единства культуры, вследствие чего жизненный опыт людей перестаёт соответствовать идеальным общественным нормам (понятие ввёл Э. Дюркгейм).

Антипозитивизм – направление в социологии: характеризуется негативной реакцией его представителей на определённые тенденции внутреннего развития

и институционализации социологической дисциплины, оцениваемые им как результат влияние позитивистских представлений о науке и научности. Основоположником А. считается М. Вебер (1864-1920). Он и его последователи выступили за исследование социальной жизни на основе её понимания и допустимости субъективных оценок.

Апартеид – крайняя форма расовой дискриминации; выражается в ограничении или лишении политических, социально-экономических и гражданских прав цветного населения, его сегрегации (отделения) от белого населения, вплоть до территориальной изоляции, т.е. проживания в резервациях.

Ассимиляция социальная – процессии результат постепенного усвоения представителями той или иной социальной группы социально-культурных черт

другой группы или общества; в итоге они теряют былой социально-культурный

облик и сливаются с последними. Объективная основа А.С. – прогрессирующие

процессы интернационализации и интеграции всех сторон жизни общества как

в государственном, так и в региональном, и в глобальном масштабах. По своему

содержанию А.С. можно условно подразделить на собственно социальную и культурную. По форме своего осуществления она может быть естественной, свободной и добровольной, не вызывающей обычно социальных конфликтов, и

насильственной, искусственно навязываемой, что не может не вызывать сопротивления у ассимилируемых.

Бихевиоризм – важное направление психологии и позитивистской социологии, получившее особенно широкое распространение в США в 20-е гг. и считающее своим предметом поведение людей, понимаемое как чисто физиологические, моторные реакции на воздействие внешней среды (стимулы). Положения и методы Б. Перенесены из психологии в социологию, антропологию, педагогику и другие «поведенческие» науки.

Бюрократия – 1) система управления общества особым слоем людей, которые, выступая как носители публичной власти, обеспечивают функционирование государства и социальных институтов общества; 2) вторичная социальная группа, характеризующаяся формальной иерархической структурой; функционирует по строго определённым правила и процедурам.

Выборка – 1) выбранная для изучения группа объектов исследования, адекватно представляющая генеральную совокупность, и называемая выборочной совокупностью; 2) метод отбора единиц генеральной совокупности.

Генеральная совокупность – вся совокупность изучаемых элементов, имеющих одинаковые социальные характеристики, свидетельствующие об их принадлежности к одному и тому же объекту исследования. Различают конкретное множество элементов, имеющее определённые пространственновременные границы, с одной стороны, и некоторую гипотетическую модель множества, - с другой.

Геноцид – истребление отдельных групп населения по расовым, национальным, этническим или религиозным признакам.

Гипотеза – важнейшая обязательная часть программы социологического исследования, в которой сформулировано предположение о характере и/или степени взаимозависимости между независимыми и зависимыми переменными. В процессе эмпирического социологического исследования экспериментально

подтверждаются либо опровергаются выдвинутые ранее Г.

Гражданское общество – совокупность негосударственных отношений в обществе – экономических, политических, социальных, национальных, духовных, религиозных, семейных, нравственных и др. Г.О. – сфера самопроявления индивидов, сформированных гражданами ассоциаций и организаций, которые на основе социокультурных ценностей создают механизм негосударственного социального контроля, что способствует созданию в обществе консенсуса и стабильности.

Гражданство – устойчивая правовая связь данного лица со своим государством, основанная на их взаимных правах, обязанностях и ответственности, и выражающаяся в распространении на данное лицо суверенной власти и юрисдикции этого государства. Г. – неотъемлемое свойство, атрибут государственного суверенитета. Благодаря Г. на соответствующих лиц распространяются законы данного государства вне зависимости от их нахождения постоянно или временно на территории своей или чужой страны.

Группа малая – малочисленная по составу социальная группа, члены которой объединены общей деятельностью и находятся в непосредственном устойчивом личном общении друг с другом, что является основой для возникновения как эмоциональных отношений, так и особых групповых ценностей и норм поведения.

Группа формальная – вид группы, положение и поведение отдельных членов которой строго регламентируется официальными правилами организации и социальными институтами. Совокупность различных Г.Ф. в рамках одного института составляет упорядоченную определённым образом иерархическую структуру. Соответственно реальная структура Г.Ф. включает и неформальные группы, которые влияют на формальные структуры и процессы, сказываются на

особенностях каждой Г.Ф.

Девиантное поведение – отклоняющиеся от общепринятых норм социальные действия, поведение людей или их групп, приводящие к нарушению этих норм, что встречает неодобрение со стороны большинства представителей социальной группы общества. Д.П. ведёт к дезорганизации социальной жизни, к социальной аномалии. Оно антипод конформизма.

Девиация – поведение, которое рассматривается как отклонение от групповых норм и приводит к изоляции, лечению, исправлению или наказанию нарушителя.

Демократия – народовластие, одна из основных форм политической и социальной организации общества, где народ – его большинство – источник и носитель политической власти. В современных условиях Д. выступает как содержание и форма политической организации гражданского общества, направленные на утверждение и защиту прав человека и гражданина, социальных общностей и групп, наций и народов, политических партий, движений и организаций граждан. Д. как политическая организация, сущность гражданского общества, является условием и основой свободного развития личности, интеграции и прогрессивного развития всего общественного организма.

Детерминизм – 1) детерминизм технический (технологический) – причинная обусловленность развития человеческой u1094 цивилизации, согласно которой на определённом этапе истории технический прогресс отделяется от своего создателя – человека – и начинает по своим собственным законам оказывать доминирующее влияние на развитие всех сфер общества, определяя и его характер, и перспективные направления движения; 2) детерминизм экономический - причинная обусловленность, при которой характер экономики всецело обусловливает все другие общественные явления, определяя их содержание.

«Идеальный тип» - термин, введённый М. Вебером для обозначения теоретически сконструированной социальной реальности, которая выражает общие ценностные установки своего времени и является рационально правильной.

И.Т. – это не то, что есть в действительности, а своеобразный «эталон» воображаемого явления или действия, как если бы оно имело место в идеальных условиях для своего времени. Вебер и его последователи использовали И.Т. Как своеобразный метод познания общества: с помощью этой теоретической конструкции можно судить о степени расхождения идеала и реальности.

Индустриальное общество – стадия исторического развития общества, которой присущи достаточно высокий уровень промышленного производства и

его механизация, автоматизация производства и управления, развитое разделение труда и высокая его специализация, использование достижений научнотехнической революции, динамичность, открытость в организации социальной жизни.

Институт социальный – относительно устойчивые типы и формы социальной деятельности и структурные компоненты социальной системы, отличающиеся устойчивой внутренней структурой, интегрированностью своих элементов, многообразием и динамичностью своих функций. И.С. выступает в социальной системе как специфическое образование, обеспечивающее относительную устойчивость социальных связей и отношений в обществе в целом.

Интеграция – объединение в одно целое, упорядоченное структурирование ранее расчленённых, неупорядоченных, хаотично существующих явлений, частей, элементов. В социологии понятие И. применяется относительно социальных систем, их целостности и характера функционирования.

Интернационализация – объективный процесс выхода всего ценного, социально значимого для развития общества за рамки национальной жизни и его включение в мировые процессы вообще и в национальную жизнь того народа, который принимает его в качестве источника собственного прогресса, в частности.

Информационное общество – термин, применяемый в различных концепциях для обозначения: а) одной из самых поздних разновидностей постиндустриального общества; б) позднего этапа развития индустриального общества; в) особого вида общественно-экономической формации; г) нового этапа развития человеческой цивилизации.

 

Исследование социологическое – разновидность социального, обществоведческого исследования, его «ядро», играющее роль общетеоретической и методологической основы для специальных и конкретных социальных исследований в отдельных, частных общественных науках. Наиболее характерные черты И.С.:

целостный и системный подход к изучению социальной реальности и опора на

социальные факты, эмпирический материал. В соответствии со структурой социологии И.С. подразделяются на: теоретические и эмпирические; фундаментальные и прикладные; макро-, микро- и среднего уровня. По своему существу большинство И.С. представляет собой выявление зависимости изменения одного социального явления или процесса от другого.

Карьера – 1) индивидуально осознанная позиция и поведение человека, связанная с его трудовым опытом и деятельностью; 2) фактическая последовательность занимаемых ступеней производственной, имущественной, социальной, административной иерархии (должностей, рабочих мест) в коллективе. Цели К. меняются с возрастом, а также по мере роста квалификации работника.

Качество жизни – категория социологии, широко используемая и другими общественными науками, охватывающая самые различные (экономические, политические, социальные, культурные, экологические и др.) условия жизни людей, характеризующая качественную сторону реального удовлетворения человеческих потребностей, в отличие от количественных уровневых показателей, стандартов.

Коллективное поведение – особая форма взаимодействия между людьми, которая возникает спонтанно, как отклик на проблемную ситуацию, и не подчиняется каким-либо заранее установленным соглашениям, правилам и нормам, из чего следует, что оно относительно неорганизованно и непредсказуемо. К.П. являет собой противоположность традиционному поведению, которое носит организованный и устойчивый характер.

Коллективное сознание – совокупность сходных оценочных суждений, взглядов, представлений, выражающих интересы коллектива как организованной группы.

Контент-анализ – метод анализа содержания социологических документов, нацеленный на измерение качественных и количественных характеристик текста (например, количества упоминаний того или иного имени в контекстах, характеризующих его положительно, отрицательно и без оценок) и на анализ зависимостей между ними.

Контркультура – понятие, введённое американским социологом Т. Роззаком в 60-е гг. в период массовых отклонений от общепринятых норм и ценностей для обозначения разновидности субкультур, ценностное и нормативное содержание которых последовательно противостоит ценностям и нормам доминирующей культуры. К. характеризуется стремлением создать свою культуру в рамках существующей системы без того, чтобы контактировать или вступать в диалог с доминирующей системой.

Конфликт – столкновение двух или более разнонаправленных сил с целью реализации их интересов. В качестве субъектов u1050 К. могут выступать как отдельные индивиды, так и малые и большие группы, крупные социальные общности. К. имеет свои границы, формы своего развития. Мирные формы К. могут перерастать в немирные, вооружённые. Наиболее острыми, затяжными, ожесточёнными сегодня являются национальные, межэтнические К.

Конформизм – взгляды и поведение людей, направленные на признание господствующих в обществе социокультурных ценностей, существующего социального порядка, на приспособление к нему и его сохранение.

Космополитизм – представления о том, что человеку следует быть свободным от националистических настроений и предрассудков, что он должен ощущать себя частицей всего мира, а не только своей родины, и чувствовать себя повсюду на земном шаре как дома.

Культура – система представлений о мире и человеческой жизни, ценностей, норм и правил поведения, общих для людей, связанных с определённым образом жизни, и служащих упорядочению опыта и социальному регулированию, как в рамках всего общества, так и социальной группы. В целом принято делить К. на духовную и материальную. При этом социология в самом общем подходе выделяет три характерные особенности К.: 1) общеразделяемая система ценностей, символов, значений; 2) то, что постигает человек в процессе своей жизнедеятельности, усвоение ценностей и символов, формирующих внегенетическую программу его поведения и жизнедеятельности; 3) всё то, что передаётся от поколения к поколению, интернализируется, усваивается в процессе социализации.

Личность – конкретное выражение сущности человека, целостное воплощение и реализация в нём системы социально-значимых черт и качеств данного общества. Характерными неотъемлемыми чертами Л. являются: самосознание,

ценностные ориентации, социальные отношения, ответственность за свои поступки, известная автономность в отношении к государству и обществу.

Маргинал – человек, находящийся в промежуточном, пограничном состоянии между какими-либо социальными группами (или культурами), утративший прежние социальные связи и не приспособившийся к новым условиям жизни.

Чаще всего это представители мигрантов, этнических меньшинств, сельские жители, перемещённые в города, не имеющие условий для восприятия и усвоения городского образа жизни, его норм, ценностей, установок и т.д. Отсюда маргинальность – состояние человека или группы людей, оторванных от привычной среды и образа жизни и не принявших нового, а потому находящихся в промежуточном, пограничном состоянии (для советской и постсоветской России это, например, малочисленные народы Севера и Дальнего Востока). М. В более широком социологическом смысле становится уделом многих категорий и групп населения России, не способных ныне адаптироваться к новым, рыночным условиям.

Методология – система общих принципов науки, а также совокупность её

исследовательских приёмов. Методология социологического исследования

учение о методах и принципах социологического познания. Методика социологического исследования – совокупность приёмов и методов для реализации целей и задач исследования.

Мобильность социальная – перемещение того или иного индивида или группы из одного социального страта в другой. М.С. имеет несколько разновидностей: горизонтальную и вертикальную.

Национализм – идеология и психология, политика и социальная практика, сущностью которых является идея национальной исключительности, превосходства социокультурных ценностей своего народа и их принижение у других народов. Н. на практике ведёт к подозрительности и недоверию, к национальной вражде, обособленности. Национальные интересы – а) в широком смысле –национально-государственные интересы страны, т.е. выражение её потребнотей как социально-политического целого во всех сферах общественной жизни;

б) в более узком смысле – интересы нации или другого u1101 этноса как выражение

их потребностей в политической, экономической, социальной и духовной жизни. Н.И. – главный источник и основа жизнедеятельности стран и народов (этносов), их действий и взаимодействий.

Национальное самоопределение – свободное и самостоятельное определение нацией или иным этносом своей судьбы, в том числе и государственно-политических форм своего существования и развития, того, как жить, какие связи устанавливать с другими народами в интересах общественного прогресса.

Нация – высшая форма социально-этнической общности людей, возникшая исторически в эпоху формирования товарно-денежных отношений и ликвидации на этой основе феодальной раздробленности этнической территории и объединения людей, говорящих на одном языке, имеющих общую культуру, традиции, психологию и самосознание. Н. – объективно существующая и эмпирически фиксируемая реальность.

Неоконсерватизм – разновидность консервативной идеологии, приспособившая её традиционные ценности и цели к реалиям позднеиндустриального и постиндустриального развития. Эта доктрина защищает идеи достижения единства человека и природы, возвышения морального облика личности, гармонии внешнего и внутреннего мира человека. Основное направление: государству не следует мешать рыночному саморегулированию экономики (через свободные цены, игру спроса и предложения, конкуренцию). Выступает за минимизацию социальной помощи (которая позволяет одним людям жить за счёт других и плодит иждивенцев).

Неопозитивизм – одно из самых популярных течений в современной западной социологии. Это не единая школа, а ориентация.

Неофункционализм – парадигма, представители которой подчёркивают преемственность с теоретико-методологическими традициями, заложенными парсоновской теорией, и вместе с тем, критикуя её, пытаются преодолеть такие её слабые стороны, как недооценка роли социальных конфликтов, умаление значения социальных действий индивидов.

«Новые русские» - условная категория, обозначающая специфическую группу российского населения (около 7%), резко повысившую свой материальный

статус в результате экономических реформ 1992 и последующих годов в России.

Нормы социальные – поведенческие стандарты и ожидания, регулирующие

действия людей, общественную жизнь в соответствии с ценностями определённой культуры и укрепляющие стабильность и единство общества. Н.С. вырабатываются на основе социальных ценностей. Но если последние выражают отношение к явлениям и процессам социальной действительности, то Н.С. Дают ответ на вопрос, что и как с ними делать.

Обряд – традиционные действия, сопровождающие важные моменты жизни

и производственной деятельности человеческого коллектива и призванные способствовать его преуспеванию. Выделяют семейные О.; гражданские; календарные. Сила О. – в эмоционально-психологическом воздействии на людей.

Общество – 1) в широком смысле – обособившаяся от природы часть материального мира, представляющая собой исторически развивающуюся форму жизнедеятельности людей; 2) в узком смысле – определённая ступень человеческой истории (общественно-экономической формации, межформационные и внутриформационные исторические стадии) или отдельное, индивидуальное (конкретное общество той или иной страны, того или иного народа). Социология исследует общество на различных уровнях его организации (от человеческого общества в целом до малых групп), а также в различных пространственных и временных рамках (например, общественно-экономические формации, а также наиболее распространённые в конце XX в. типологии, выделяющие доиндустриальное, индустриальное и постиндустриальное О.).

Объект науки – избранный элемент реальности, обладающий очевидными

границами, относительной автономностью существования и проявляющий свою отделённость от окружающей среды. Объект социологии как науки – общество.

Предмет социологии – социальная жизнь общества.

Объект социологического исследования – носитель той или иной социальной проблемы, конкретная область социальной реальности, сфера деятельности

субъекта общественной жизни.

Обычай – опирающийся на прошлый опыт стереотип поведения, привычный

для членов данного общества или социальной группы, унаследованный ими и

постоянно воспроизводящийся ими.

Парадигма – совокупность основных положений и принципов, лежащих в

основе той или иной теории, обладающая специфическим категориальным аппаратом и признающаяся группой учёных.

Патриотизм – чувство любви к своему Отечеству, готовность подчинить

свои личные и групповые интересы общим интересам страны, верно служить ей и защищать её.

Позитивизм – ведущее направление в социологии XX в., характеризующееся отказом от умозрительных рассуждений об обществе, созданием «позитивной» социальной теории, основанной на использовании естественнонаучной методологии.

Предмет социологического исследования – существенные стороны, свойства, отношения объекта, наиболее полно выражающие исследуемую проблему и

подлежащие изучению. Если для изучения берётся вся совокупность характеристик, свойств объекта, предмет и объект исследования могут совпадать. Предмет выражает взаимосвязь проблемы и объекта исследования. Правильный выбор предмета изучения способствует выдвижению адекватных (отвечающих целям) гипотез, успешному решению проблемы исследования.

Расизм – идеология, общественная психология и социальная практика разделения людей на высших и низших на основе расовых черт и признаков. Р. на практике приводит к расовому геноциду, дискриминации, гонениям; нашёл

наиболее полное воплощение в фашизме и в политике апартеида. Если Р. как

политика и официальные доктрины уходят в историю, то на бытовом уровне

ещё крепки расовые предрассудки, они пока живучи в массовом сознании.

Рационализация – усовершенствование, улучшение структуры и функционирования государственных органов, учреждений, предприятий. Отсюда: рационализация социальная – упорядочивание социальных связей и отношений путём замены спонтанно выработанных или традиционных правил строгими, абстрактными и ясно зафиксированными процедурами. Процесс Р.С. в той или иной степени охватил практически каждый аспект современного общества в виде постоянной апелляции к закону, официальным правилам, регулирующим взаимоотношения между людьми или организациями.

Регресс – тип развития, для которого характерны переход от высшего к низшему, процессы деградации, понижения уровня организации, утрата способности к выполнению тех или иных функций. Включает также моменты застоя,возврата к изжившим себя формам и структурам. Р. противоположен прогрессу.

В условиях Р. значительно снижается социальная защищённость населения.

Репрезентативность – важнейшее свойство выборки, предполагающее

близость её состава по интересующим исследователя параметрам генеральной совокупности. По этим же параметрам Р. можно достичь, располагая максимумом знаний о структуре генеральной совокупности, чётко представляя себе цель исследования и выбрав эффективный для данного исследования метод

сбора социологической информации.

Респондент – участник социологического исследования; является источником первичной социологической информации и отвечает на вопросы анкеты или интервьюера.

Сепаратизм – идеологические и социально-политические устремления и

действия, направленные к выходу из состава государства части территории, населённой, как правило, другой этнической группой. С. широко распространён в современном мире, наблюдается практически во всех многоэтнических странах.

С. как проявленные действия центробежных сил приводил в прошлом к распаду

крупных империй. Главной тенденцией С. является политическое отделение и

создание самостоятельного национального государства или объединение с родственным этносом, обладающим своей государственностью.

Социализация – процесс и результат усвоения человеческим индивидом определённой системы знаний, норм и ценностей, позволяющие ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Благодаря С. человек приобщается к социальной жизни, получает и изменяет свой социальный статус и социальную роль. С. не однофазовый и кратковременный, а длительный многоактный процесс, продолжающийся на протяжении всей жизни человека.

Социология – наука, изучающая деятельность людей в конкретном социальном и культурном контексте функционирования общества.

Социальная группа – одна из основных форм социального взаимодействия

людей, их объединения, направленная на удовлетворение потребностей индивидов в осуществлении совместных действий. В социологии С.Г. обычно понимается в собственном смысле – как подсистема внутри общества, представляющая собой совокупность взаимодействующих людей, объединившихся ради реализации определённых интересов и целей.

Социальная жизнь – организованная, упорядоченная система действий и

взаимодействий людей, их групп и общества в целом; функционирование социальных институтов и организаций, всей системы социализации, социальных норм и ценностей, социальной организации и контроля. Основу и стержень С.Ж. составляет культура как способ ценностно-нормативного освоения действительности, как образ жизнедеятельности людей, разделяемый и принимаемый ими.

Социальная общность – форма социального взаимодействия людей, реально существующая и эмпирически фиксируемая совокупность индивидов, отличающаяся целостностью и выступающая самостоятельным субъектом социального поведения, действия.

Социальная революция – коренной, качественный переворот во всех сферах

жизни общества, в котором принимают участие самые широкие массы. В результате С.Р. происходит смена государственной власти, господствующих форм собственности, производственных отношений. Опыт всех мировых революций свидетельствует, что все они сопровождались большим или меньшим нелегитимным насилием или угрозами его применения, имели как позитивные, так и негативные социальные последствия, порождали утопические идеалы, завышенные социальные ожидания относительно декларировавшихся целей, невыполнение или частичное выполнение которых наряду с переоценкой прежних ценностей вело к росту аномии и девиантных явлений.

Социальная роль – ожидаемое поведение личности, связанное с её социальным статусом и типичное для людей соответствующего статуса в данном обществе. С.Р. – динамичный аспект социального статуса; нормативно регулируемое поведение людей в соответствии с социальным статусом.

Социальная связь – социальное действие, выражающее зависимость и совместимость людей или их групп. С.С. включает следующие основные элементы: субъекты С.С.; предмет, содержание С.С.; механизм С.С. и его сознательное регулирование. С развитием общества С.С. усложняются.

Социальная система – особый класс систем, элементный состав которых

представлен людьми, а также возникающими между ними отношениями. Примерами С.С. являются общества, организации, общности, в том числе малые группы и т.д.

Социальная солидарность – социальная сплоченность. Понятие С.С. часто

используется в документах социальных, политических, профессиональных

движений. В современной социологии оно применяется сравнительно редко,

сосуществуя с такими близкими по смыслу и более употребительными понятиями, как «социальная сплочённость» и «социальное согласие».

Социальная стратификация – структура социального неравенства, присутствующего в любом обществе. С.С. описывает группы людей, которые занимают те или иные позиции в обществе согласно их материальному (экономическому) достатку, политическому (властному) влиянию и профессиональной принадлежности (престиж профессий). С.С. относится к одной из самых важных характеристик общества, показывая направления процессов социальной мобильности.

Социальная функция – внешнее проявление свойств какого-либо социального органа, объекта или звена в данной системе отношений. С.Ф. постоянна,

устойчива, наблюдаема и служит саморегуляции данной системы или приспособлению к её среде.

Социальное взаимодействие (интеракция) – система взаимообусловленных социальных действий, при которой действия одного субъекта одновременно являются причиной и следствием ответных действий других. В процессе

С.В. люди взаимно сравнительно глубоко влияют на поведение друг друга.

Социальное неравенство – неодинаковое социальное положение людей и их

групп, своеобразно проявляющееся в своём конкретном содержании на различных этапах истории и в условиях разных стран.

Социальное прогнозирование – научное обоснование перспектив решений

социальных проблем и принятия планов социального развития. С.П. связано с

исследованием перспектив социального прогресса и требует соответствующих методов их анализа (метод экспертной оценки). С.П. предполагает разработку всевозможных альтернатив развёртывания социальных процессов в соответствующих условиях деятельности людей.

Социальные отношения – 1) в широком смысле – общественные отношения

между субъектами (классами, социальными группами и т.д.) во всех сферах общественной жизни; 2) в узком, собственном смысле, - срез, синтез социальных сторон, социальных аспектов всех видов общественных отношений, которые непосредственно сказываются на положении человека в обществе. Это отношения по поводу жизнедеятельности, образа жизни, социального положения человека, социальных и других групп, классов в обществе, реализации принципа социальной справедливости, степени удовлетворения материальных, духовных и других потребностей людей.

Социальные процессы – совокупность однонаправленных и повторяющихся

социальных действий и взаимодействий, выделяемых из множества других.

С.П. – основа и источник жизнедеятельности общества, его социальных изменений.

Социальный закон – устойчивая, повторяющаяся, необходимая, сущностная

связь между социальными явлениями и процессами; позволяет объяснять прошлое и настоящее, а также прогнозировать будущее.

Социальный контроль – способ саморегуляции социальной системы (общества в целом, социальной группы и др.), позволяющий посредством нормативного обеспечения целенаправленное воздействие на поведение людей и других структурных элементов этой системы, их упорядоченное взаимодействие в интересах укрепления порядка и стабильности.

Социальный кризис – резкое нарушение взаимодействия между членами

общества и их группами, социокультурными ценностями и социальными институтами, что выражается в утрачивании способности социальной системы к самоподдержанию и саморегулированию, в нарастании конфликтов социальных ролей, в резком увеличении девиантных явлений.

Социальный прогресс – направленность и результат таких социальных изменений, при которых происходит поступательное восходящее движение общественного развития, смена простых, архаичных форм более сложными, передовыми, современными. Различные социологические парадигмы и даже отдельные социологи вкладывают в понятие С.П. различный смысл, выделяя и различные критерии его оценки. Но все, в конечном счёте, признают, что главным критерием является такое состояние общества, социальных условий его интеграции и солидарности, которые лучше отвечают природе человека, интересам его свободного и всестороннего развития.

Социальный слой – часть определённого класса, социальной или общественной группы; классы и социальные группы, занимающие промежуточное положение между двумя противостоящими друг другу основными классами.

Социальный статус – общее положение личности или социальной группы в

обществе, связанное с определённой совокупностью прав и обязанностей. С.С.

– это интегральный показатель общественного положения личности, социальной группы, охватывающий профессию, квалификацию, должность, характер реально выполняемой работы, материальное положение, политическое влияние, партийную и профсоюзную принадлежность, деловые связи, национальность, религиозность, возраст, семейное положение, родственные связи и многое другое, т.е. всё то, что Р. Мертон называл «статусным набором». Обычно личность имеет несколько С.С., но один из них является основным (например, должностьпо основному месту работы).

Социальный факт – термин, введённый Э. Дюркгеймом для обозначения особой реальности, которая существует объективно, независимо от индивида и оказывает на него принудительное воздействие, регулирует поведение.

Средний класс – в социологии, преимущественно западноевропейской, социальная категория, объединяющая среднюю буржуазию, верхушку мелкой, а

также верхние слои интеллигенции, чиновничества и т.п. Наряду со средним

классом выделяются также «верхний класс», главным образом по материальному положению, по роли в обществе.

Тейлоризм – система, обязанная своим названием американскому инженеру

и исследователю Фредерику Тейлору (1856-1915). Тщательно проанализировав

производство, Тейлор пришёл к выводу, что оно зачастую недостаточно эффективно, т.к. рабочие проявляют пассивность, лень и «работу с прохладцей». Чтобы исправить положение, исследователь впервые разработал систему научной организации труда (НОТ) и рационального управления производством (менеджмента).

Традиции – 1) элемент механизма воспроизводства социальных институтов,

норм, ценностей, при котором поддержание последних обосновывается самим

фактом их существования в прошлом; 2) сами социальные установления и нормы, которые воспроизводятся при помощи передачи накопленного опыта новым поколениям.

Ценности социальные – более или менее общепризнанные поведенческие стандарты, т.е. разделяемые обществом или социальной группой убеждения по поводу целей, которые необходимо достигнуть, и тех основных путей и средств, которые ведут к этим целям. На основе С.Ц. вырабатываются социальные нормы.

Эволюционизм социальный – социологическая концепция, базирующаяся на

учении Ч.Дарвина; человеческое общество, его структуры развиваются благодаря случайным действиям людей и естественному отбору тех социальных явлений, которые начинают количественно преобладать в силу их лучших параметров, в то время как худшие социальные явления постепенно вытесняются и отмирают.

Эмпиризм в социологии – принципы социологического исследования,сформировавшиеся одновременно с обоснованием социологии как самостоятельной науки, базирующейся на конкретном анализе социальных фактов.

Этносоциология – отрасль социологической науки, предметом или предметной областью которой являются национально-этнические общности как структурные компоненты социальной системы, их функции и роль как источников самодвижения и саморазвития, закономерности их деятельности как социально-субъектных образований в развитии общества. Э. опирается на более широкий подход, чем другие научные дисциплины, изучающие эти общности, даёт целостную картину национально-этнической жизни, теоретически опираясь, а нередко и включая предметные элементы других наук в собственный анализ.

Как научная дисциплина, Э. имеет свой особый понятийный аппарат, в том

числе свои базовые понятия и категории.

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-15; просмотров: 92; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты