Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Стивен Роузен




Вегетарианство в мировых религиях

(трансцендентальная диета)

Стивен Роузен

Я посвящаю эту книгу
Его Божественной Милости
А. Ч. Бхактиведанте Свами Прабхупаде,
научившему меня видеть присутствие
Господа в каждом живом существе.

ОТЗЫВЫ О КНИГЕ

БЛАГОДАРНОСТИ

ПРЕДИСЛОВИЕ

ВВЕДЕНИЕ
С точки зрения науки
Протеиновый миф
Мясоедение и голод в мире
Мясоедение и болезни
Факты анатомии
Духовное вегетарианство
Ссылки и примечания

ГЛАВА 1. ХРИСТИАНСТВО
Христиане - вегетарианцы
«Не верой единой»
«Не убий»
Проблема истолкования
Пасхальный агнец
Заключение
Ссылки и примечания

ГЛАВА 2. РАННЕЕ ХРИСТИАНСТВО.
Ранние тексты
Слова о доброте к животным
Ссылки и примечания

ГЛАВА 3. ИУДАИЗМ
Владычество
Законы о пище
Кошерное мясо
Ссылки и примечания

ГЛАВА 4. ИСЛАМ
Пример Магомета
Суфийская традиция
Сострадание и милосердие
Ссылки и примечания

ГЛАВА 5. АХИМСА И РЕЛИГИИ ВОСТОКА
Зороастризм, сикхизм и джайнизм
Вселенская ахимса
Ссылки и примечания

ГЛАВА 6. БУДДИЗМ
Просветление
Уважение ко всем живым существам
Будда в ведических текстах
Смерть Будды
Буддизм в Китае и Японии
Ссылки и примечания

ГЛАВА 7. ИНДУИЗМ
Жертвенные животные
Защита коров
Вегетарианство и мирный образ жизни
«Милость Господа»
Животные и духовность
Ссылки и примечания

ПОСЛЕСЛОВИЕ
Обзор сказанного
Итоги и выводы

Радиоинтервью
Цитаты из писаний и изречения мудрецов

БИБЛИОГРАФИЯ

 

ОТЗЫВЫ О КНИГЕ «ВЕГЕТАРИАНСТВО В МИРОВЫХ РЕЛИГИЯХ» (В ПЕРВОМ ИЗДАНИИ - «ПИЩА ДЛЯ ДУХА»)

«Пища для духа» ...убеждает нас в том, что все религии учат состраданию, и что воздержание от мясной пищи - нечто гораздо большее, чем просто забота о здоровом питании. Это — основа истинно глубокой духовности».
«Индуизм сегодня»

«Книги о вегетарианстве и религии редки на Западе. Потому работа Стивена Розена, написанная с точки зрения философии вегетарианства, особенно ценна... Те, кто уже перешел на растительную диету, еще больше укрепятся в своих убеждениях».
«Вегетариан таймс»

«Книга Роузена станет откровением для тех, кто до сих пор слишком просто и ограниченно понимает призыв к вселенскому состраданию и почитанию священной природы всего творения. Те же, кто уже вступил на путь духовного развития и осознал, что вегетарианство — важный шаг на этом пути, найдут в этой книге поддержку и источник вдохновения».
«Мысли по поводу», т. 3

«Эта прекрасная книга принесет верующим большую пользу, поскольку в ней приводится множество причин, по которым следует вести вегетарианский образ жизни, ...и один из самых убедительных доводов, приводимых автором — теософическое представление о том, что все живые существа,- не только люди,- принадлежат к одному взаимозависимому сообществу» .
«Американский Теософ»

«В этой книге Стивен Розен призывает последователей всех мировых религий вернуться к их вегетарианским корням. Теперь мы располагаем научными доказательствами того, что растительная диета полезна для здоровья. Великие учителя духовности всегда знали, что она полезна для души».
Преподобный Элвин В. П. Харт, епископальный священник, капеллан больницы св. Люка-Рузвелыпа, Нью-Йорк

«Вегетарианство — это тот образ жизни, к которому мы все должны стремиться ради решения финансовых проблем, улучшения здоровья и достижения духовной цельности... Как католический священник, я настоятельно рекомендую читателям эту книгу».
Отец Томас Берри, основатель Центра изучения религии в Ривердейле, бывший руководитель программы «История религий», Университет Фордхема, Нью-Йорк

«Иудаизм основан на доктрине сострадания, в нем можно найти целую философскую систему, осуждающую убийство ради пищи. Мы надеемся, что эта книга обретет многочисленных читателей и вдохновит их на более духовное отношение к своему питанию, что, соответственно, должно повлечь за собой одухотворение воззрений человечества в целом».
Филип Л. Пик, президент и основатель Международного общества иудеев-вегетарианцев, Лондон, штаб-квартира Общества

«...потребность в такой книге, как «Пища для духа», назрела уже давно, и учение о сострадании, которое излагает мистер Розен, должно быть принято равно иудеями и приверженцами других религии».
Рабби Джозеф X. Гельберман, Синагога Древа Жизни, президент Новой Семинарии, основатель Центра Каббалы, Нью-Йорк

«Медицинские исследования говорят о том, что жиры, содержащиеся в мясе, вредны для нашего здоровья. Такие религии, как ислам... оставляют человеку свободный выбор в отношении пищи применительно к обстоятельствам и окружающей среде... Мистер Стивен Розен, автор книги «Пища для духа», знает свой предмет достаточно хорошо для того, чтобы помочь людям, которые желали бы изменить свои прежние гастрономические привычки и перейти на растительную диету
Алъ-Хафиз Б. А. Масри, бывший имам (сунни), мечеть Шах-Джехан, Уокинг, Англия

«Все истинно верующие должны прочесть «Пищу для духа» с открытой душой. Несмотря на то, что традиционно среди мусульман редко встречаются сторонники отказа от мясных блюд, исследования г-на Розена показывают нашу религию с другой стороны... Основываясь на суфийских учениях, Святом Коране и житиях пророка Магомета, автор находит в исламе множество доводов в пользу вегетарианства. После прочтения его книги я сам стараюсь постепенно исключить из рациона мясные продукты!»
Рашид Л. Р. Махмуд, директор Центра изучения ислама, Лос-Анджелес, Калифорния

«Наконец-то у индуистского сообщества есть книга, которая дает исчерпывающее описание его вегетарианского наследия. Работа Стивена Розена заслуживает одобрения всех истинных индуистов и убежденных приверженцев любой из мировых религий».
Доктор Вибхакар Моди, глава Союза индуистов Америки, Вашингтон, Округ Колумбия

«Ни один верующий христианин, иудей, буддист, индуист или мусульманин не сможет остаться безучастным к призыву, содержащемуся в этой книге,— ведь в ней доказано, что основатели и патриархи всех этих крупнейших религий осуждали убийство и поедание наших четвероногих и пернатых братьев».
Роши Филип Капло, настоятель Центра дзен-буддизма, Рочестер, Нью-Йорк, автор книги «Три столпа дзен-буддизма»

«Я надеюсь, что всякий, кто ест мясо и при этом считает себя религиозным человеком, прочтет эту книгу, и она поможет ему увидеть, что эксплуатация животных несовместима ни с одной из тех религий, что призывают к милосердию».
Питер Сингер, профессор философии, Университет Монаш, Австралия, автор книги «Освобождение животных

«книга под названием «Вегетарианство мировых религий» — очень своевременное дополнение к пропаганде вегетарианства. Размышления об изгнании из себя ненависти, о запрете на жестокость и убийство любого живого существа необходимы человеку для достижения мира, гармонии, безмятежности, сосредоточенности и освобождения от страданий, и потому Будда включил принцип сострадания в Благородный Восьмеричный путь, Четвертую Благородную Истину буддизма».
Достопочтенный X. Гунаратана Тера, глава Буддистской Вихары, Вашингтон

«Мистер Розен проделал громадную работу, чтобы раскрыть значение вегетарианства в мировых религиях. Санскритские (индуистские) писания проповедовали растительную диету на протяжении тысячелетий. А книга мистера Розена действительно может указать нам «трансцендентную диету», которой так не хватает современному обществу».
Анант С. Тивари, преподаватель санскрита, Университет Горакпура, Индия

«Мудрая книга мистера Роузена появилась как нельзя более кстати. Как раз сейчас мы видим первые проявления заботы о правах животных со стороны религиозных деятелей здесь, в Америке. Его книга окончательно пробудит религиозные сообщества от догматической спячки... Если бы животные могли говорить, они от души поблагодарили бы Стивена
Розена». Том Реган, доцент философии, Государственный университет Северной Каролины, автор книги «В защиту прав животных»

 

БЛАГОДАРНОСТИ

Книга, которую вы держите в руках, обязана своим существованием не кому-то в отдельности. Многие поколения ученых и исследователей, обращавшихся к проблеме религии и питания, внесли в ее создание гораздо больший вклад, чем я. В некотором смысле я всего лишь собрал их слова и мысли. Но тем не менее, я должен отдельно поблагодарить нескольких людей, оказавших мне помощь при написании моей работы.

Прежде всего я выражаю благодарность Исааку Башевису Зингеру, лауреату Нобелевской премии по литературе за 1978 год, за написанную им вступительную статью (которая была опубликована в первом издании книги). Натаниэль Альтман, чья работа «Пища для жизни» была первой из серии книг о диете и здоровье, заслуживает глубокой благодарности за мудрые и теплые слова, сказанные им в предисловии, и за помощь при издании книги. Издатель Джошуа М. Грин вдохновлял меня во время ее написания и проделал большую редакторскую работу над текстом.

Я также рад поблагодарить Пола Обиса, издателя и главного редактора «Вегетариан Таймс», предложившего мне написать сокращенный вариант книги, который был опубликован в выпусках журнала за декабрь 1985 и январь 1986 года. Мой давний друг рабби Ричард Шульман подал мне множество ценных идей, особенно в том, что касалось иудейско-христианской традиции, а также помог мне получить точные данные по истории Израиля и сверил все переводы из Библии.

Тому, чтобы эта работа вышла в свет, способствовали и многие другие, например, сотрудники издательства «Бала Букс». Я также выражаю благодарность Филу Галлелли и его семье (особенно его дочери Сите), Грегу Стайну, который помог мне внести поправки в новое издание книги, и моим новым друзьям из «Торчлай-та», которым хватило дальновидности и смелости для того, чтобы переиздать ее. Всем этим людям и всем, кто выше нас (в буквальном и переносном смысле), я выражаю искреннюю сердечную признательность. Стивен Розен

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

Люди едят мясо животных, по крайней мере, начиная с ледникового периода, когда, как считают некоторые антропологи, наши далекие предки сменили растительную диету на преимущественно мясной рацион. Привычка к употреблению мясных блюд сохранилась до наших времен благодаря необходимости (как в случае с эскимосами), обычаю или традиционному воспитанию. Главным же образом в этом повинно отсутствие у большинства людей необходимых знаний.

Однако в последние пятьдесят лет признанные специалисты в области медицины, диетологии и биохимии установили, что мясная пища не является необходимой для хорошего самочувствия и, напротив, разрушает человеческий организм. Подтверждающие это документальные свидетельства доступны широкому кругу заинтересованных лиц; кроме того, существует множество ценных книг, которые на научной основе доказывают пользу вегетарианской диеты.

Потребление мяса означает — для животных — долгое и тяжелое заключение в тесных помещениях, жестокие противоестественные эксперименты, перевозку на большие расстояния в духоте и антисанитарных условиях и, в итоге, мучительную смерть на бойне. После всего этого люди съедают останки несчастного существа. Среднестатистический житель Соединенных Штатов, Канады или Австралии в год потребляет более двухсот фунтов (около 120 кг) мяса, в Западной Европе этот показатель ненамного меньше. Для удовлетворения наших запросов каждый год забивается более четырех миллиардов коров, телят, овец, свиней, кур, уток и индюшек. За семьдесят лет жизни рядовой американец или канадец съедает приблизительно одиннадцать коров, одного теленка, троих барашков и овец, двадцать три свиньи, сорок пять индюшек, 1 110 цыплят и около 862 фунтов (380 кг) рыбы. Количество страданий, причиняемых этим существам (ради того, чтобы мы могли доставить себе удовольствие), исчислению не поддается. К тому же, животные, откармливаемые нам в пищу, поедают огромное количество зерна и овощей, которых хватило бы для того, чтобы накормить миллионы голодающих людей во всем мире. По этим и другим причинам многие люди переходят на питание растительной пищей. Только в одной Америке сегодня насчитывается около десяти миллионов вегетарианцев.

По мере того как росла популярность вегетарианства, стали появляться книги, посвященные этой теме. Некоторые из них исследуют предмет с медицинской точки зрения и показывают, каким образом вегетарианство может предотвратить инфаркт, инсульт, рак и другие заболевания. Другие работы сосредоточены на экологических и экономических аспектах проблемы и доказывают, что можно наслаждаться изысканными блюдами, которые обходятся намного дешевле. Есть также книги, которые убеждают нас в том, что царство растений поставляет нам необходимые белки, витамины и минералы в более чем достаточных количествах. Есть и такие работы, авторы которых затрагивают этические, нравственные и философские моменты, связанные с вегетарианством. Однако мало кто решался взяться за исследование такого сложного вопроса, как место вегетарианства в мировых религиях.

«Трансцендентная диета» — первая книга, по-настоящему глубоко и серьезно исследующая этот предмет.

Отталкиваясь от богатой коллекции подлинных религиозных Писаний и сакральных текстов, Стивен Розен приглашает нас в увлекательное путешествие вглубь веков, чтобы вскрыть забытые и часто неверно понимаемые основы мировых религий и обнаружить, что вегетарианство было значимой частью их философии и законов. Он тщательно разбирает и разоблачает многие мифы, сложившиеся вокруг жизни Будды, Магомета и Иисуса Христа, с помощью которых любители мяса долгое время подводили под свои вкусы религиозные основания. «Трансцендентная диета» ясно показывает, что милосердие, к которому призывают все религии, должно быть всеобъемлющим и распространяться не только на людей, но и на все живые существа.

В теологических дискуссиях еда — как и секс — очень скользкая тема. В отличие от других книг, авторы которых либо грешат излишней эмоциональностью, либо претендуют на единственно верное истолкование ключевых проблем теологии, «Трансцендентная диета» пристально и логически рассматривает каждую из обозначенных проблем и анализирует ее честно, ясно и точно. Это делает книгу легкой для чтения, но одновременно вызывает чувство неловкости: ведь моменты, которые разбираются в ней, считаются сакральными и на протяжении веков ни разу не ставились под сомнение. Прямолинейный подход Стивена Розена, его анализ древних манускриптов (а не популярных современных переводов Писаний) может подорвать многие догматические убеждения и вызвать активные споры и дискуссии. «Трансцендентная диета» дает богатую пищу для размышлений.

Конечно, мысли, звучащие в этой книге, родились намного раньше, чем ее автор. Это — духовные истины, многократно повторенные учителями человечества на протяжении веков. Большинство религий признает идеалом духовности почтение ко всем формам жизни, а братские чувства ко всему сущему — вершиной духовной жизни. Эта небольшая книга может помочь сделать значительный шаг на пути к такой вершине.

Натаниэль Альтман,
автор книги «Пища для жизни»

 

ВВЕДЕНИЕ

Потому что участь сынов человеческих
и участь животных - участь одна:
как те умирают, так умирают и эти.
И одно дыхание у всех, и нет у человека
преимущества перед скотом, потому что все - суета!
Екклезиаст 3:19

Каждый день на свет появляются тысячи человеческих существ, и еще тысячи умирают. Порой этот мир представляется безбрежным океаном рождений и смертей. Животные, как и мы, пытаются удержаться на плаву, и как бы ни различались наши жизни, все мы приходим к одному концу. Люди и животные одинаково смертны, и в этом смысле абсолютно равны.

Конечно, человеческое существование отличается от существования в других формах жизни, и самое важное отличие состоит в жажде духовного знания. Стремление к Богу — вне зависимости от определенной религии — отделяет человека от животных. Едва ли какое-нибудь животное заглянет, к примеру, в эту книгу, хотя бы для беглого ознакомления.

Несмотря на расхождения в области учения и обрядов, все религии единогласно признают необходимость нравственных устоев и этических принципов. Эти устои и принципы неизбежно подразумевают вегетарианство и сострадание к животным. Данная книга имеет целью показать, что первые приверженцы основных мировых религий действительно предпочитали жизнь без мяса и зачастую пропагандировали вегетарианство.

Говорить о вегетарианстве и вероисповеданиях особенно трудно из-за религиозного лицемерия, которое нередко на одном дыхании проповедует братскую любовь и человекоубийство. Все верующие (и многие атеисты) ценят милосердие и сострадание, но мировые религии не слишком заботятся о поощрении этих качеств. Мы проявляем жестокость и нетерпимость по отношению к себе подобным, точно так же мы поступаем по отношению к животным. Кажется, что религия скорее разжигает насилие, чем искореняет его. Тому есть множество примеров: крестовые походы, инквизиция, бесконечная война католиков и протестантов в Северной Ирландии, извечная вражда между евреями и их исламскими соседями, распри индуистов и мусульман в послевоенной Индии и недавнее кровопролитие в результате стычек буддистов и индуистов Шри-Ланки (англ. издание книги вышло в 1997 г.- Ред.). Очевидно, милосердие и сострадание, к которым призывают большинство религий, обходят стороной не только животных, но и людей, принадлежащих к другим вероисповеданиям.

Налицо явная ошибка. В идеале набожность должна бы противостоять нетерпимости. Качества, составляющие цель всех центральных религиозных течений — любовь, милосердие, сострадание — традиционно превозносятся; ненависть, жестокость и предвзятость традиционно осуждаются. Такова теория. Но на практике все, как правило, происходит совершенно иначе. Как известно из истории, самые кровопролитные бои разыгрываются именно на почве веры. Это обстоятельство само по себе не уменьшает ценности религиозных организаций, но оно заставляет нас спросить, насколько последовательно такие институты претворяют в жизнь то, что проповедуют? Если те, на ком держится вера — духовные лидеры, философы, теологи и адепты,— заблуждаются в отношении людей, принадлежащих к другим вероисповеданиям, возможно, они заблуждаются и в отношении животных? Может быть, границы милосердия проводятся искусственно?

Сегодня эти границы очень заметны, но история древних религий представляет нам совершенно иную картину. Чем дальше мы углубляемся в историю вероисповеданий, тем больше видим уважения ко всем живым существам.

Вполне естественно, что вегетарианство играло заметную роль в почитании жизни в любых ее проявлениях. Скажем, мусульманство, самое молодое из крупнейших мировых вероисповеданий, возникшее 1300 лет назад, не считает вегетарианство идеалом. Христианство, которому 2000 лет, в отдельных случаях поддерживает отказ от мяса. В иудаизме, насчитывающем 4000 лет, есть сложившаяся традиция вегетарианства. Одна из старейших известных религий, индуистская, всячески его поддерживает. Буддизм и джайнизм, вышедшие из индуизма около 2500 лет назад, придерживаются принципов породившей их религии, часто еще более последовательно.

У этого правила есть исключения. Действительно, некоторые современные секты пропагандируют вегетарианский образ жизни. К примеру, адвентисты, квакеры и мормоны не едят мяса. Суфии являются исключением среди мусульман; бахаизм также поощряет растительную диету (хотя не накладывает строгого запрета на мясные продукты). Но несмотря на исключения, общее правило остается в силе: чем старше религия, тем ближе она к вегетарианству.

Для многих людей тот факт, что древнейшие вероисповедания тяготеют к растительной пище, кажется доказательством отсталости вегетарианского образа жизни; для них это — пережиток, говорящий о суеверии или невежестве. Для других древность вегетарианской традиции свидетельствует о ее особой значимости в религиозной мысли тех времен, когда чистота веры и доктрины еще не подвергалась позднейшим переосмыслениям, толкованиям и исправлениям.

Наиболее ранние формы вероисповеданий всецело принимают вегетарианство — если не на практике, то, по крайней мере, в Писаниях. В данном случае я понимаю Писание как те тексты, на которых изначально основывалась вера, в отличие от последующих толкований. Любое объяснение записанного учения — включая мое собственное — в каком-то смысле можно назвать «толкованием». Как бы то ни было, Писания сохраняют священную ценность для всех поколений верующих, вот почему особенно важно слышать в них именно то, что они говорят. В этой книге я стараюсь держаться как можно ближе к изначальному смыслу оригинальных текстов и ссылаюсь на первоисточники и их точные переводы на английский язык. В частности, все отрывки из Ветхого Завета сверены по «Полному иврито-английскому словарю» Рейбена Алкелея, а из Нового Завета — по «Греческо-английскому Новому Завету» Нестле.

Конечно, лишь очень немногие читают священные тексты таким способом. Верующим свойственно принимать то издание или тот перевод Писания, который предпочитает в данный момент их церковь. Большинство таких популярных изданий переведено недобросовестно или, по крайней мере, без понимания истинного значения текста. Отсюда проистекает серьезная философская и теологическая проблема. Значимость правильно донесенного Писания сравнима со значимостью инструкции по пользованию компьютером. Не нужно даже говорить о том, что к такой тонкой машине как компьютер, должно прилагаться специальное руководство. В сложном мире, где мы живем, Писания играют роль пособий, помогающих нам постигнуть универсальный закон и порядок. Более того, руководства, написанные людьми, несовершенны и нуждаются в поправках, тогда как законы, данные Богом, по определению неоспоримы и вечны и лишь немного различаются в зависимости от времени, места и обстоятельств. Таким образом, если возможно доказать, что священные тексты центральных мировых религий высказываются в поддержку вегетарианства, то данная книга может смело утверждать, что ни один из тех, кто хотя бы номинально причисляет себя к одному из вероисповеданий, не сумеет найти морального оправдания поглощению мяса.

С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ НАУКИ

Прежде чем привести религиозное и моральное обоснование вегетарианства, следует ознакомиться с причинами, по которым наука рекомендует исключить мясо из рациона. Современная медицина располагает убедительными свидетельствами того, что есть мясо опасно. Рак и сердечная недостаточность достигают масштаба эпидемии в странах с традиционно обильным потреблением мясных продуктов и сравнительно редко встречаются у народов, избегающих мяса. Ученые также доказали, что зубы челюсти и длинный, извилистый кишечник человека изначально не приспособлены для мясной диеты. Эти свидетельства особенно ценны потому, что вегетарианство, принятое из чисто умозрительных или философских соображений, обычно длится недолго. Не зная медицинской стороны дела, даже глубоко верующие люди склонны включать в рацион мясные блюда. В то же время избрать вегетарианскую диету, не понимая ее истинного значения для человечества, было бы поверхностно.

В качестве дополнительного аргумента стоит заметить, что истинно верующему человеку трудно примириться с мыслью о страданиях, причиняемых животным на бойне. Например, молодых бычков кастрируют, чтобы сделать их более послушными. Кастрация, к тому же, повышает жирность, а значит, и прибыль. Иногда она проводится радикально, в один прием, иногда растягивается на некоторое время — если используется кольцеобразное приспособление, из-за которого яички постепенно отмирают. Несмотря на то, что теперь в животноводстве широко применяются медикаменты, при этой операции обезболивающие препараты используются крайне редко, особенно в США. Вообще, случаи жестокости очень часты на скотных дворах. На фермах больные и покалеченные животные, или «лежачие», часто мучаются по нескольку дней, дожидаясь, пока их отволокут на бойню. Число таких случаев можно было бы сократить, запретив фермерам наживаться на «лежачих». (Мясо убитых животных стоит дороже мяса «мертвых по прибытии» на бойню.) Но такого никогда не произойдет.

Более того, подобные пытки переносят все «пищевые» животные, независимо от вида. К примеру, на птицефабриках нескольких кур часто втискивают в небольшую клетку размерами 12 на 18 дюймов. Страдания, которые они испытывают, доводят их до бешенства. Поэтому сегодня на фермах практикуется срезание клювов специальными машинами с раскаленными лезвиями, что еще более мучительно, чем долгое пребывание в битком набитой клетке. Несмотря на это, срезание клювов продолжается, поскольку, как утверждают фермеры, только таким способом можно помешать истерзанным птицам заклевать друг друга насмерть.

Кроме того, на фермах, поставляющих яйца, петушков обычно отбирают и уничтожают в специальных дробильных машинах. Ежедневно около 500 000 цыплят заталкивают в пластиковые мешки, где они задыхаются и затем размалываются. Иногда их дробят живьем, чтобы скормить несушкам или пустить на удобрения. Эти ужасы происходят повсеместно, но лишь в последнее время они стали известны широкой общественности. Будем надеяться, что благодаря развитию науки и техники вот-вот настанут лучшие времена для животных и что знания позволят нам разработать более разумную диету, при которой живым существам уже не придется жертвовать жизнью ради наших изменчивых кулинарных вкусов. В оставшейся части введения мы ознакомимся с чисто мирскими, практическими причинами для исключения мяса из рациона, а затем начнем исследовать различные мировые религии с тем, чтобы узнать, что они говорят о вегетарианском образе жизни и обращении человека с животными.

ПРОТЕИНОВЫЙ МИФ

Многие люди не могут решиться перейти на растительную пищу из страха перед белковым голоданием. Они спрашивают: «Можно ли получить качественный белок в необходимых количествах из пищи, не содержащей мяса?» Прежде чем ответить на этот вопрос, давайте выясним для себя, что же такое белок?

В 1838 году голландский химик Геррит Ян Мюльдер выделил вещество, содержащее азот, уголь, водород, кислород и другие микроэлементы. Он доказал, что это химическое соединение является основой всякой жизни, и назвал его «протеин», то есть «наиважнейший». Позднее было установлено, что протеин, или белок, биологически необходим: для того, чтобы жить, каждый организм должен потреблять какое-то его количество. Как оказалось, это объясняется тем, что белок состоит из аминокислот, «строительного материала» жизни.

Растения могут вырабатывать аминокислоты из воздуха, почвы и воды, но животные могут получать его только от растений, либо поедая их, либо поедая других животных, которые поглощают и усваивают растительную пищу. Только царство растений способно производить белок. Следовательно, у человека есть выбор: получать протеин напрямую и с наибольшей эффективностью из растений, либо получать его опосредованно и с большими затратами (финансов и природных богатств) из плоти животных. (Одна из причин высоких цен на мясо заключается в том, что для достижения необходимого веса животное заставляют поглощать невероятное количество растительных белков.)

В мясе животных нет таких аминокислот, которые не были бы получены из растений и которые человек не смог бы извлечь из растений сам. Более того, у растительной диеты есть дополнительное преимущество: вместе с аминокислотами поглощаются вещества, необходимые для правильного усвоения протеина — карбогидраты, витамины, минералы, ферменты, гормоны, хлорофилл и другие элементы, содержащиеся только в растениях.

В любом случае, вегетарианцы должны знать о теории комбинирования пищи, которую многие биологи считают основополагающей для тех, кто хочет получать «полный набор» белковых веществ. Эта идея, более известная как теория «сочетаемости белков», получила широкое распространение благодаря популярной книге Фрэнсис Мур Лашт «Диета для маленькой планеты», в которой автор объясняет, что при сбалансированной вегетарианской диете дополняющие друг друга белки должны употребляться вместе. К примеру, когда мы едим арахисовое масло, мы мажем его на хлеб; именно так обыкновенно едят арахисовое масло. Если при этом мы будем использовать хлеб из муки грубого помола, то получим изрядную порцию белков. Вот так работает этот принцип.

После поступления пищи организм расщепляет поглощенные белки на составные аминокислоты, которые затем усваиваются по отдельности, либо складываются в новые белки, необходимые человеку. Известно 22 вида аминокислот. 14 из них «необязательны», 8 «обязательны». («Обязательны» здесь означает только то, что наш организм не вырабатывает этих кислот, и мы должны получать их из пищи.)

В «обязательный» набор аминокислот входят лейцин, изолейцин, валин, лизин, триптофан, треонин, метионин и фенилаланин. Согласно книге Лапп, все они должны содержаться в сбалансированном дневном рационе в определенных пропорциях. По этой причине до середины 1950-х годов мясо считалось прекрасным источником белка: в нем содержатся все 8 необходимых аминокислот как раз в нужных соотношениях. Тем не менее, в наши дни диетологи пришли к выводу, что многие растительные продукты по содержанию белков равноценны мясу, а может быть, даже более ценны, поскольку они тоже содержат все 8 аминокислот.

Общее правило для приготовления богатых белками вегетарианских блюд заключается в сочетании мучных продуктов (хлеб, макароны и др.) с бобовыми (соя, чечевица, арахис и так далее), например, бутерброды с арахисовым маслом. Орехи и зерновые в сочетании с бобами или даже с крупами также составляют богатый белками рацион. Если включить в диету молочные продукты, то опасность белкового голодания будет практически равна нулю, поскольку молоко тоже содержит все «обязательные» аминокислоты. Кроме того, обнаружено, что во многих видах листовой зелени и даже в картофеле содержится значительное количество полноценного протеина. А стакан морковного сока по количеству и качеству содержимого белка равен одному яйцу.

Доктор Джон А. Макдугалл, профессор-ассистент в медицинском колледже Гавайского Университета и руководитель оздоровительной диетической программы при больнице св. Елены в Дир Парк, Калифорния, говорит, что такое комбинирование белков необязательно1. Он утверждает, что протеина более чем достаточно даже в растительных продуктах, взятых по отдельности. С ним соглашаются другие авторитетные ученые 2, и теория Лагш, вызвавшая одобрение диетологов своего времени, в наши дни оспаривается. Несомненно одно: можно комбинировать потребляемые продукты, можно прекрасно чувствовать себя, не следя за их сочетаемостью, но в любом случае доказано, что вегетарианская диета проста, полезна и обеспечивает необходимое количество белков.

В 1954 году группа ученых Гарвардского университета провела исследование и обнаружила, что при совместном употреблении разных овощей, зерновых и молочных продуктов выделяется даже больше протеина, чем необходимо получать в день3. Из их отчета следует, что трудно представить себе разнообразную вегетарианскую диету, которая не превышала бы человеческой потребности в белках. Позже, в 1972 году, доктор Ф. Стейр из Гарварда произвел свою собственную проверку количества белков, получаемого вегетарианцами. Результаты оказались удивительными: большинство обследованных получали в день двойную норму протеина!4 Подобную работу проделал и доктор Пааво Айрола, один из ведущих специалистов XX века в области диетологии и естественной биологии. Его работы исчерпывающе доказали, что вегетарианцам не грозит белковое голодание и что протеин для них так же доступен, как и для тех, кто ест мясо 5.

В данный момент Американская ассоциация диетологов твердо убеждена в том, что растительные диеты полезны для здоровья и достаточно питательны при правильном составлении. В ноябре 1993 года журнал Ассоциации опубликовал обширную статью, подтверждающую это наблюдение. Более того, в «Пищевых директивах для американцев» излагаются те же взгляды, что отражает курс государственной политики в отношении охраны здоровья и предотвращения заболеваний. Эти директивы были изданы сперва в 1980, а затем в 1985 и 1990 годах Министерством сельского хозяйства и Службой здравоохранения — двумя ортодоксальными и консервативными организациями. Недавно появилось четвертое издание, где впервые прямым текстом говорится о пользе вегетарианства: «Некоторые американцы придерживаются растительной диеты из культурных, религиозных или медицинских соображений. Многие из них употребляют в пищу молочные продукты и яйца; такие лакто-ово-вегетарианцы, как правило, отличаются завидным здоровьем. Вегетарианские диеты прекрасно согласуются с «Пищевыми директивами» и отвечают принятым стандартам питательности. При достаточно разнообразном и обильном рационе количество получаемого белка оказывается вполне удовлетворительным». Этот отчет был опубликован Совещательной комиссией по пищевым директивам в «Пищевых директивах для американцев» за сентябрь 1995 года и стал большим шагом вперед в распространении вегетарианского образа жизни.

МЯСОЕДЕНИЕ И ГОЛОД В МИРЕ

Давайте задумаемся над следующими цифрами. Одна тысяча акров сои дает 1 124 фунта годного к употреблению белка. Тысяча акров риса дает 938 фунтов белка. Тысяча акров кукурузы дает 1 009 фунтов белка. Тысяча акров пшеницы дает 1043 фунта белка. Теперь представьте себе: если скормить скоту тысячу акров сои, риса, кукурузы или пшеницы, получится только 125 фунтов годного к употреблению белка 6! Это открытие и другие факты из того же ряда приводят к тревожному выводу: мясоедение непосредственно связано с мировым голодом.

Некоторые диетологи, экологи и политики указывают на то, что если бы США отдавали бедным и голодающим народам мира столько зерна и сои, сколько идет на корм скоту, это навсегда покончило бы с голодом и сопутствующими ему ужасами 7. Диетолог из Гарварда Джин Майер подсчитала, что если сократить производство мясопродуктов всего на 10 процентов, сэкономленным зерном можно было бы накормить 60 миллионов человек 8. Статистика показывает: с учетом затраченных почвенных, водных и энергетических ресурсов мясо оказывается самым дорогим и непрактичным из всех пищевых продуктов. Из мяса к нам возвращается всего 10 процентов белков и калорий, скормленных скоту. Вдобавок, пастбища занимают сотни тысяч гектаров пахотных земель. Засеяв один акр такой земли соей, можно было бы получить 17 фунтов протеина. Корм с одного акра пастбища, съеденный бычком, обеспечит 1 фунт белка 9. Короче говоря, выращивать себе в пищу животных значит бездумно расходовать мировые ресурсы.

Помимо потери пахотных земель, установлено, что для скотоводства требуется в 8 раз больше воды, чем для выращивания овощей, зерновых или сои — ведь скот должен пить, а кормовые культуры нужно поливать. Словом, миллионы людей умирают — и будут умирать — от голода и жажды, в то время как немногие избранные поглощают огромное количество белка, в процессе расходуя воду и почвенные ресурсы. Ирония ситуации в том, что съеденное мясо — злейший враг их же собственных тел.

Известно также, что мясоедение опасно для окружающей среды. К примеру, метан — один из тех газов, что способствуют парниковому эффекту, а значит, глобальному потеплению. 1,3 миллиарда голов скота производят пятую часть всего метана, выделяемого в атмосферу. Согласно весьма познавательной статье в «Вашингтон Спектатор» за 15 января 1993 года, основная масса скота выращивается по специальным технологиям для получения пищевого мяса. Если бы это прекратилось, говорится в статье, мы бы сделали значительный шаг к разрешению проблемы глобального потепления. Кроме того, бесценные тропические леса страдают из-за целлюлозной и мясопроизводящей промышленности. Большая часть Центральной Америки превратилась в гигантское пастбище, снабжающее мясом Североамериканский континент. Девственные леса Амазонки вырубаются и выжигаются ради того, чтобы обеспечить мясом Британию и Европу.

Джереми Рифкин развивает эти мысли в своей прекрасной работе «Что стоит за мясом?». Рифкин находит прямую связь между мясоедением и разрушением окружающей среды, объясняя, что планета не в состоянии вынести нашей алчности и нашего невежества. «Поистине, — говорит он, цитируя Ганди, — Земля может удовлетворить все нужды человека, но не его капризы». Очевидно, наша жадность стремительно истощает Землю. Недавнее увеличение потребления животных белков в развивающихся странах привело к росту потребности в кормовом зерне. Так, в 1995 году Китай буквально за один день превратился из поставщика в импортера зерна. Это указывает на проблему, которая со временем будет лишь обостряться: мировые ресурсы не выдержат одновременного прироста населения и увеличения потребления мяса. В недавнем номере «Бизнес Уик» (12 февраля 1996 года) появилась статья, где говорится, что наш мир, «возможно, перешел черту, за которой даже совместные усилия правительств по сохранению ресурсов могут оказаться безрезультатными». Единственным выходом представляется массовое вегетарианство, но это едва ли возможно.

МЯСОЕДЕНИЕ И БОЛЕЗНИ

Когда животных убивают, шлаки, обыкновенно выводящиеся за счет кровообращения, остаются в разлагающейся плоти. Те, кто ест мясо, вводят в свой организм токсические вещества, которые должны были бы уйти из тела животного вместе с мочой. В своей статье «Почему я не ем мяса» доктор Оуэн С. Паррет замечает, что, когда тушится бифштекс, в воде растворяются шлаки; образовавшаяся жидкость по своему химическому составу очень напоминает мочу 10.

В технически развитых странах с интенсивным животноводством мясо оказывается пропитанным химикатами: ДДТ, мышьяком (используется как стимулятор роста), сульфатом натрия (для придания мясу «свежего» розового цвета) и ДЕС (синтетический гормон с давно известным канцерогенным воздействием) 11. Вообще, мясные продукты содержат многие вещества, вызывающие рак или способствующие образованию метастаз. Например, в двух фунтах жаркого содержится столько же бензопрена, сколько в шестистах сигаретах! Доктор Дж. X. Келлогг, известный христианский теолог и убежденный вегетарианец, заметил однажды, садясь за стол, уставленный красочными растительными блюдами: «Как хорошо есть и не думать при этом, от чего скончалась твоя еда!» Возможно, наиболее убедительный довод в пользу исключения мяса из рациона — неопровержимо доказанная и документально подтвержденная связь мясоедения с болезнями сердца. В Америке, стране с самым высоким потреблением мяса на душу населения, каждый второй умирает от сердечной недостаточности или связанных с ней сосудистых заболеваний. Этих болезней почти не существует у народов, редко употребляющих в пищу мясо. «Журнал Ассоциации американских медиков» в 1961 году заявил, что «растительная диета может предотвратить от 90% до 97% случаев сердечных заболеваний. При отказе от мяса уменьшается количество холестерина, поступающего в организм, благодаря чему понижается риск заболевания ожирением, а значит, и смерти от удара или сердечного приступа. В вегетарианском мире практически неизвестен атеросклероз. Согласно «Энциклопедии Британиика», «белок, получаемый из орехов, бобовых и зерновых культур и даже из молочных продуктов, относительно чист по сравнению с животным белком, который на 56% состоит из сомнительных водянистых примесей». Эти примеси вредны не только для сердца, но и для всего человеческого организма.

Мясоедение убивает нас. Согласно книге доктора медицины Нила Барнарда «Правильное питание — долгая жизнь» (1995 г.), «вегетарианские диеты намного здоровее, чем диеты, включающие даже самое малое количество животных продуктов. Национальный Институт онкологических заболеваний принял программу «5 раз в день», согласно которой американцы должны за день съедать 5 порций овощей и фруктов. Это прекрасное начало, но нам нужна еще программа «О раз в день» — для исключения из рациона мясных и молочных продуктов». Связь между мясоедением и раком обнаружена уже давно, и когда Джон Роббинс в своей популярной книге «Диета для новой Америки» пишет: «Диеты с преобладанием мяса вызывают многие виды рака, в основном рак кишечника, молочной железы, мозга, матки, яичников, простаты и легких»,— он цитирует слова признанных авторитетов. И наоборот, диеты, основанные на четырех новых пищевых группах, выделенных в 1991 году Комитетом по инициативной медицине,— цельные зерновые, овощи, фрукты и бобовые — и полностью исключающие прежние группы продуктов, то есть мясные, молочные, зерновые и овощефруктовые (объединенные в одну категорию!), помогают предотвратить рак. Это документально подтверждено в прекрасной работе «Пища для жизни».

Доктор Т. Колин Кэмпбелл, один из ученых, возглавляющих программу «Изучение Китая» (крупнейшая из всех программ, исследующих диеты и их влияние на здоровье), пишет: «В ближайшие 10 или 15 лет вы непременно услышите, что животный белок является одним из самых токсичных продуктов питания». Он добавляет, что риск заболеваний резко возрастает даже в том случае, если в рацион включено совсем немного животного белка. Это неудивительно, если учесть, что мясо содержит примерно в 14 раз больше пестицидов, чем растительные продукты. В конце концов, человеческий организм просто отказывается усваивать эти токсины, поддаваясь болезням и, в итоге,— смерти.

По подсчетам Национального Института кардиологии, легких и крови, сердечно-сосудистые заболевания послужили причиной 954 000 смертей (42% всех смертей) в 1993 году. Кроме того, подсчитано, что суммы, затраченные пациентами на лечение этих заболеваний, в общей сложности составляют примерно 126,4 миллиарда долларов. 72% смертей происходят от атеросклероза (отвердения стенок сосудов) — болезни, тесно связанной с мясоедением. Эти открытия уже ни для кого не тайна: недавняя статья в «Нью - Йорк Таймс» (22 ноября 1995 г.) дала детальные свидетельства того, как дорого мы платим за лечение физических расстройств, связанных с употреблением мяса: Комитет по инициативной медицине, группа из 3000 медиков, подсчитал, что годовые затраты на лечение болезней, прямо проистекающих из высокого уровня потребления мяса на душу населения, составляют от 23,6 до 61,4 млрд. долларов (примерно столько же, сколько тратится на лечение последствий курения). Поистине, мы дорого платим за поедание мяса, считая и ущерб, наносимый здоровью, и расходы на медикаменты.

Существует также энцефалопатия крупного рогатого скота, более известная как «коровье бешенство». При этой болезни коровы испытывают непереносимые страдания и затем умирают — это смертельное заболевание скота, вызываемое группой токсичных, вирулентных и странным образом инфекционных протеинов под названием прионы, полностью разрушает нервную систему. При вспышке болезни в Англии в начале 1996 года погибло около 160 000 коров. Есть основания считать, что причиной вспышки послужило то, что в Британии традиционно останки овец, в том числе мозг и кости, примешиваются в корм коровам. Особенно тревожно то, что все формы энцефалопатии (встречающейся и среди других млекопитающих), очевидно, передаются от вида к виду. Более того, теоретически возможно, что следующими жертвами страшного недуга станут люди, которые употребляют в пищу говядину. Недавние исследования заставляют предположить, что один из видов болезни Крейцфельда-Якоба может быть человеческим вариантом энцефалопатии. Мрачные, но осторожные прогнозы говорят, что в результате поедания мяса зараженных коров каждый год будут умирать около 500 000 британцев. Инкубационный период болезней, вызванных прионами, может длиться десятилетиями, почти как при СПИДе, поэтому мы только теперь начинаем видеть отдаленные последствия той вспышки. Тем временем, в медицинских журналах появляются сведения об американской разновидности болезни, — если уж это не заставит любителей мяса задуматься, значит, они не задумаются никогда.

Человеческий организм — сложная машина. Как любой машине, одни виды горючего подходят ему лучше, другие — хуже. Исследования доказывают, что мясо — очень неэффективное для нас топливо, вызывающее стремительное изнашивание механизма. Например, эскимосы, которые питаются преимущественно мясом и рыбой, очень быстро стареют. Средняя продолжительность их жизни не превышает тридцати лет. Среднеазиатские киргизы, одно время питавшиеся почти исключительно мясом, редко жили больше сорока лет. С другой стороны, народы, подобные племени Хунза, живущему в Гималаях, или группы вроде христиан-адвентистов, придерживающихся вегетарианской диеты, обыкновенно имеют среднюю продолжительность жизни от 80 до 100 лет. Исследователи установили, что вегетарианство является причиной их превосходного здоровья и долголетия. Индейцы майя на полуострове Юкатан и йеменские племена семитского происхождения также славятся прекрасным здоровьем, и в этом случае причиной, опять же, служит низкое потребление мяса или, в отдельных случаях, стопроцентно вегетарианская диета.

ФАКТЫ АНАТОМИИ

Прежде чем есть мясо, люди всячески маскируют его, используя кетчупы, соусы, подливки. Мясо выдерживают, вымачивают, жарят, тушат, преображают тысячами способов. Зачем нужна такая маскировка? Откуда это нежелание есть мясо сырым, как едят его все истинно плотоядные животные? Многие диетологи, биологи и физиологи убедительно доказывают, что на самом деле человеческий организм не приспособлен к мясной пище. Они предполагают, что человек физиологически не может переваривать мясо, и что люди так стараются замаскировать его потому, что такая пища для нас неестественна. Физиологически человек более близок к травоядным, жвачным и грызунам, таким, как обезьяны, слоны и коровы, чем к хищникам вроде собак, тигров и леопардов 1б. К примеру, хищники не потеют; температура их тела поддерживается в равновесии частым дыханием и высовыванием языка.

Растительноядные животные, напротив, имеют потовые железы, которые контролируют температуру тела и выводят из организма нечистоты. Хищники обладают длинными зубами и клыками для убийства и переноски добычи; у растительноядных короткие зубы и нет клыков. Слюна хищников не содержит птиалина и не может расщеплять крахмалы, слюна животных-вегетарианцев содержит птиалин для предварительного расщепления крахмалов. В организме плотоядных животных в большом количестве выделяются гидрохлориды для растворения костной ткани; организм растительноядных почти не выделяет гидрохлоридов. Челюсти хищников движутся только вверх и вниз; челюсти травоядных движутся также из стороны в сторону для лучшего пережевывания пищи. Хищники могут только лакать жидкости {как кошки); животные-вегетарианцы втягивают жидкость сквозь зубы. Таких сравнений можно привести много, и в каждом случае человек окажется ближе к физиогномике растительноядных. Таким образом, с точки зрения чистой физиологии, имеются убедительные свидетельства того, что наш организм не приспособлен к мясной диете.

Если говорить о физиогномике, возникает вопрос: а как насчет организма растений? Предназначены ли они для того, чтобы быть съеденными? Разве они не чувствуют боли? Разве они — не живые, дышащие существа, достойные нашего сострадания? «Если всякая жизнь священна,— спрашивают некоторые, — почему же вы позволяете себе есть растения?» Люди, которые задают такие вопросы, нередко считают вегетарианство разновидностью лицемерия.

Такой ход мысли стал ясен для меня в 1984 году, когда в «Филадельфия Инквайерер Мэгэзин» появилась статья, где спрашивалось: «Разве не лицемерно избегать поедания животных и при этом продолжать поедать растения? Ведь в обоих случаях речь идет о живых существах!» Редактор журнала задал этот вопрос в качестве реакции на опубликованную в том же номере работу Уильяма Экенбаргера, где красноречиво излагались принципы защитников прав животных. Используя впечатляющую документацию, Экенбаргер объяснял, что дурное обращение с животными — следствие нашего невежества и нашей алчности, что это всего лишь тип «видовой дискриминации». Он показал, что дело движения за права животных в моральном отношении «выкроено» из той же ткани, что и другие крестовые походы против несправедливости, например, борьба против расизма или дискриминации по половому признаку. (Более подробное развитие этой идеи можно найти в прекрасной книге Кэрол Адамс «Мясо и сексуальная политика: феминистско-вегетарианская критическая теория».) Возможно, самый основательный довод против видовой дискриминации заключен в цитате из английского философа Джереми Бентама (1748—1832), который писал в знаменитом теперь труде «Принципы морали и законопорядка»: «Вопрос не в том, есть ли у них разум? Могут ли они думать? Но в том, могут ли они испытывать страдания? Ответ, разумеется, будет однозначным: «Да, животные, несомненно, могут испытывать страдания. Они чувствуют боль так же, как и люди». Поэтому, утверждают защитники прав животных, наше этическое чувство должно распространяться и на них.

Это достаточно логично. Но Дэвид Р. Болдт, автор вышеуказанной статьи, ставит возражение, которое кажется не менее логичным: «Я оправдываю мясоедение тем, что, по последним научным данным, растения, как и животные, имеют чувства. Почему нужно выбирать между ними? Прежде чем оплакивать участь теленка, вообразите себе ужас, который испытывают колоски в поле, когда комбайн начинает уборочные работы».

Возражение Болдта, под которым охотно подписались бы многие, основано на ложной посылке. Он упоминает данные о том, что растения могут чувствовать; но, хотя еще работы Джагадиша Чандра Боша, жившего в XIX столетии, подтверждают, что это действительно так, однако рудиментарные ощущения, испытываемые растениями, резко отличаются от мучений скота на бойнях. Мы все это знаем. Наши желудки реагируют на зрелище жатвы куда менее остро, чем на кровавую работу мясника. Кроме того, как пишет Кейт Эй-керс в «Справочнике вегетарианца», «не так уж трудно провести этически значимую границу между растениями и животными. У растений нет биологической потребности в болевых ощущениях, они абсолютно лишены нервной системы. Природа создала боль не из прихоти, а только для того, чтобы помочь организму выжить. Животные двигаются, поэтому им необходимо чувство боли; неподвижным растениям оно не нужно».

Ясно, что для человека, не желающего питаться только фруктами по мере их созревания и падения, вегетарианство представляет практическую альтернативу. И даже если допустить, что растения чувствуют так же, как люди и животные (несмотря на свидетельства, говорящие о противоположном), из этого еще не следует, что вегетарианство лицемерно: если растения страдают, но нам надо есть их, чтобы жить, разумно было бы есть их в возможно меньших количествах. То есть, раз уж мы должны есть растения, на чем настаивают все диетологи и биологи, нам следует хотя бы уничтожать как можно меньше растений. Но при выращивании в пищу животным, на корм им уходит гораздо больше растений, чем мы могли бы съесть непосредственно. Итак, растительная диета приносит минимальный вред чувствующим существам, и тот, кто глубоко вдумается во все затронутые здесь проблемы, несомненно, увидит смысл в альтернативе, предоставляемой вегетарианством.

ДУХОВНОЕ ВЕГЕТАРИАНСТВО

Даже если не принимать в расчет научные факты, существуют неотразимые духовные доводы в пользу вегетарианства. Вспомним для примера, что английское слово spiritual (духовный) идет от латинского spiritus, что означает «дыхание», «энергия», или жизнь. Слово vegetarian (вегетарианский) пришло из греческого vegetas, то есть «полный дыхания и жизни». Даже этимология этих двух слов подтверждает их взаимосвязь.

Здесь же стоит упомянуть о том, что слова carnal (плотский) и carnivorous (хищный, плотоядный) происходят от одного корня — латинского carnis, «плоть». Все религиозные Писания советуют верующим избегать плотского, а в библейской традиции все «плотское» недвусмысленно отнесено к телесному миру, противостоящему миру духа.

Впрочем, несмотря на живейший интерес к этимологии, автор этих строк полностью осознает ее ограниченность и/или возможность неправильного ее применения. Благонамеренные вегетарианцы долгое время обвиняли мясную промышленность в «словесных играх», утверждая, что те, кто наживается на этой отрасли, прикрывают мясные продукты невинными псевдоназваниями: pig (свинья) /pork (свинина), calf (теленок) /veal (телятина), cow (корова) /beef (говядина), sheep (овца) /mutton (баранина) и так далее. Но тут уж мясная промышленность ни при чем. Это произошло потому, что в средневековой Англии крестьяне по происхождению были англосаксами, а знать - норманно-французами. Хотя крестьяне выращивали животных, мясо ели в основном аристократы.

Сложилось так, что крестьяне называли животных англосаксонскими словами — pig, calf, sheep и так далее, но аристократы — те, кто ел мясо — называли тех же животных их французскими именами: роrc (свинья), veau (теленок), boeuf (бык или вол), mouton (баран). Постепенно эти слова приняли английское произношение, но различие между названиями этих животных и названиями их мяса привычно закрепилось во всех англоязычных странах. Еще одним доказательством этой версии может служить то, что мясо тех животных, которые редко подавались на стол норманно-французской знати, например, chicken (курица), turkey (индейка), rabbit (кролик), называется так же, как сами эти животные.

Связь между вегетарианством и религией, однако, идет дальше простой семантики и в конечном итоге касается самой сущности религиозной истины. Например, все вероисповедания часто и вполне резонно утверждают, что Бог изначально любит все Свои творения, к которым относятся не только человеческие существа, но и все остальные формы жизни. Если принять этот основной догмат, то из него следует, что ни одному живому существу не отказано в Господнем сострадании, и никакое убийство из прихоти не может быть оправдано. Эта теологическая основа вегетарианства особенно крепка в индуизме. На Западе ее придерживались древние евреи и даже древние греки, например, Диоген, Пифагор, Сократ и Платон; они называли вегетарианство antikreophagy, или «антимясоедением».

Сострадание и любовь Господа ко всем Его творениям подсказывает нам еще одну, редко осознаваемую причину для вегетарианской диеты. Если учесть накопленные наукой доказательства того, что исключение мяса из рациона улучшает здоровье, а его поедание сокращает срок жизни, разум говорит нам, что Бог выбрал бы для Своих детей растительную пищу. Разве Тот, Кто любит Свои творения, пожелал бы им скорой кончины? Очевидно, нет. Напротив, Он должен был бы приложить все усилия, чтобы обеспечить им долгую жизнь. Действительно, во всех Писаниях Господь снова и снова пытается убедить Своих детей, что вегетарианская пища - единственная приемлемая для них. Центральные религиозные течения — особенно на Западе — уделяют этой идее минимум внимания. Тем не менее, мы намерены показать, что универсальная религиозная мысль отстаивает всеобъемлющее сострадание и осуждает бездумное убийство живых существ как деяние, безбожное по своей сути.

ССЫЛКИ И ПРИМЕЧАНИЯ

1. John and Mary McDougall, «The Latest Thinking On Protein", Vegetarian Times, March 1986, No. 103, p. 26.

2. John A. Scharffenberg, Problems With Meal (CA, Woodbridge Press, 1982), pp. 85-86.

3. M. G. Hardinge and F J. Stare, «Nutritional Studies of Vegetarians», American Journal of Clinical Nutrition, 2:73, 1954, p. 76.

4. On Nutritional Misinformation, National Academy of Sciences, «Can a Vegetarian Be Well Nourished?»,Journal of American Medical Association, Vol. 233, No 8 (August 25, 1975), p. 898.

5. Paavo Airola, Are You Confused? (Arizona, Health Plus Pub., 1971), pp. 32-33.

6. Philip Handler, «Science, Food & Man's Future», Borden Review of Nutrition Research, Vol. 31, No 1, January-March. 1971, p. 9.

7. Barbara Parham, What's Wrong With Eating Meal? (Colorado, Ananda Marg Pub., 1979), p. 38.

8. Jean Mayer, Cited by the U.S. Senate Select Committee on Nutrition and Human Needs, Dietary Goals for the U.S. (Washington. DC, February, 1977), p. 44.

9. Francis Moore Lappe, Diet for a Small Planet (N. Y. , Ballantine Books, 1975, reprint 1982), pp. 69-71.

10. Owen S. Parrett, Diseases of Food Animals (Washington, DC, Review and Herald Pub., 1974), pp. 26-27.

11. Raymond H. Woolsey, Meat on tlie Menu: Who Needs It? (Washington, DC, Review and Herald Pub., 1974), pp. 40-50.

12. W. Lijinsky and P. Shubik, «Benzo(a)pyrene and other polynuclear hydrocarbons in charcoal-broiled meat», Science, 145:53, 55, 1964.

13. J. H. Kellogg, Тhe Natural Diet of Man (Michigan, Modern Medicine Pub., 1923; reprint, N. J., The Edenite Society, 1979), pp. 67-68.

14. W. A. Thomas, editor, «Diet and Stress in Vascular Disease», Journal, American Medical Association, 176:9, June 3, 1961, p. 806.

15. Barbara Parham, op. cit., p. 15.

16. G. S. Huntington, The Anatomy of Human Peritoneum and Abdomin Cavity (N. Y., Leo Brothers, 1903), pp. 189-199.

17. W. S. Collens and G. B. Dobkin, «Phylogenetic aspects of human atherosclerotic disease», Circulation, Suppl. 11, 32:7, October, 1965.

 


ХРИСТИАНСТВО

Ради пищи не разрушай дела Божия.
(Рим. 14:20)

Хотя Новый Завет практически целиком и полностью посвящен Христу, о его питании известно мало. Тем не менее, многие ранние христиане и летописцы христианской истории недвусмысленно поддерживали вегетарианство; достаточно назвать такие знаменитые имена, как св. Иероним, Тертуллиан, св. Иоанн Златоуст, св. Бенедикт, Папа Климент, Эвзебий, Плиний, Папий, Киприан, Панте-нус и Джон Уэсли. Так же, как Христос и библейские пророки, они словом и делом доказывали, что милость и сострадание должны распространяться на всех тварей Божиих гораздо шире, чем считают нынешние христиане.

Лучше всего начать изучение вегетарианства в христианской традиции с Библии, включая сюда и Ветхий Завет, так как христианство корнями уходит в иудаизм. Ветхий Завет главным образом посвящен законам, данным иудеям от Господа, и наказанию, которое иудеи понесли за нарушение этих законов. Новый Завет говорит о том, что Иисус дарует прощение искренне раскаявшимся, подчеркивая, что первый и главнейший долг человека состоит в том, чтобы возлюбить Господа умом, сердцем и духом.

Однако история показывает, что этот долг исполняется редко, а Ветхий Завет говорит, что Господь часто идет на уступки и смягчает некоторые законы в надежде, что нарушители станут хотя бы частично следовать Его заповедям и постепенно разовьют в себе любовь к Нему. Но изначальный закон о пище раскрывает волю Божию:

И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя,— вам сие будет в пищу... И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма (Быт. 1:29, 31).

Если первоначальный закон о пище показался Богу «xорошим весьма», зачем же позднее Он столько раз говор о поедании мяса? Согласно Книге Второзакония, Он разрешает это из сострадания к «алчным израилитам»:

Когда распространит Господь, Бог твой, пределы твои, как Он говорил тебе, и ты скажешь: «поем я мяса», потому что душа твоя пожелает есть мяса,— тогда, по желанию души твоей, ешь мясо (Втор. 12:26).

Некоторые утверждают, будто в Книге Бытия (9:3) людям дозволяется есть мясо: «Все движущееся, что живет, будет вам в пищу». Но это относится ко временам Всемирного Потопа, когда Ною была дана возможность пережить бедствие. Так как вся растительность погибла, Бог действительно дал Ною разрешение — но не повеление — есть мясо. Нельзя забывать, что идеальная пища была дана раньше, и Бог назвал ее «хорошей весьма». Эти слова ни разу не применяются к мясной пище.

Фактически, в следующем стихе (Быт. 9:4), позволив употреблять в пищу все движущееся, Господь еще раз напоминает нам, что в идеале мы не должны есть мясо, или, по крайней мере, кровь: «Только плоти с душою ее, с кровью ее, не ешьте: И далее, в следующем стихе, ясно говорит, что те, кто убивает животных, будут, в свою очередь, убиты этими животными: «Я взыщу и вашу кровь, в которой жизнь ваша, взыщу ее от кого зверя...»

1. Некоторые ученые замечают, что там, где Ной получил позволение есть все, что движется, в Септуагинте было употреблено греческое слово herpeton, что буквально означает «пресмыкающееся»

2. Таким образом, когда нельзя было найти другой пищи, Господь разрешил ему есть ракообразных и моллюсков — устриц, панцирных, раков, улиток. Это гораздо лучше согласуется с тем стихом в Книге Бытия (9:4), который запрещает Ною есть животных с кровью. Ему было разрешено есть только холоднокровных тварей — и то лишь временно, в качестве уступки. Согласно Джозефу Бенсону, «необходимо заметить, что запоет на поедание крови, данный Ною и его потомкам, и повторенный для израильтян, ...никогда не отменялся, но, напротив, был подтвержден в Новом Завете (Деян. 15); таким образом, это — постоянный закон»

3. Христианский теолог Этьен де Курсель (1586—1659) был убежден, что апостолы тем самым запрещали есть по крайней мере кровь, если не мясо вообще: «Хотя многие из наших братьев сочли бы преступным пролитие человеческой крови, они не признали бы таковым пролитие животной [крови]. Апостолы своим указом желали просветить таких людей в их невежестве»

4. По этому поводу высказывались многие; историки говорят, что, когда первых христиан обвинили в пожирании детей, некая женщина по имени Библис (в 177 г. н. э.) оспорила обвинение, спросив: «Как могут эти люди есть детей, если им запрещено даже есть кровь неразумных животных?»

5. Позднее, во время Трулланского Собора, происходившего в Константинополе в 692 г. н. э., было установлено следующее правило: «Святое Писание запрещает поедать кровь животных. Священнослужитель, вкусивший крови, будет в наказание лишен сана, мирянин — отлучен от церкви»

6. Вернемся на минуту к корням христианства и ветхозаветной традиции. В Книге Левит (7:26) можно найти еще один запрет на поедание крови, гласящий: «И никакой крови не ешьте во всех жилищах ваших ни из птиц, ни из скота». Многие расценивают эти слова как повеление сперва осушить окровавленное мясо, и затем уже есть его где угодно (см. Главу об иудаизме). В Моисеевом Пятикнижии есть еще один пример того, как Господь, в качестве временной уступки, разрешает израильтянам есть мясо, но опять же, в качестве временной уступки. После бегства из Египта евреи сорок лет блуждали по пустыне. Господь дал им в пищу манну («хлеб жизни»), чудесный растительный продукт, который и впрямь содержал все необходимое для поддержания жизни. Но израильтяне, как говорит Библия, устали от манны, и тогда Господь разрешил сынам Своим есть мясо перепелов. Почему перепелов? Хотел ли Господь преподать какой-то скрытый урок?

Ответ содержится в Книге Чисел, стихи 11:18—34. В стихе 20 Господь говорит израильтянам: «Будете есть мясо целый месяц, пока не пойдет оно из ноздрей ваших и не сделается для вас отвратительным...». В стихе 33 сказано, что «мясо еще было в зубах их и не было еще съедено, как гнев Господень возгорелся на народ, и поразил Господь народ весьма великой язвою». Очевидно, им было дозволено переменить пищу, но их выбор вызвал недовольство Бога. Место, где похоронили этих израильтян, между прочим, традиционно называется «гробы прихоти», поскольку они пожелали того, что не было им необходимо: мяса.

Спустя века, когда зародилась маленькая иудейская секта, именуемая «христианской», ее члены переняли некоторые обычаи и традиции материнской религии, в частности мясоедение. Однако имелось несколько важных исключений и в иудаизме, и в христианстве. А вегетарианство играло значительную роль в жизни первых христиан.

ХРИСТИАНЕ-ВЕГЕТАРИАНЦЫ

Некоторые исторические документы свидетельствуют о том, что двенадцать апостолов, и даже Матфей, заменивший Иуду, были вегетарианцами, и что первые христиане воздерживались от употребления в пищу мяса из соображений чистоты и милосердия. Например, св. Иоанн Златоуст (345— 407 н. э.), один из выдающихся апологетов христианства своего времени, писал: «Мы, главы христианской Церкви, воздерживаемся от мясной пищи, дабы держать в подчинении плоть нашу... мясоедение противно естеству и оскверняет нас» 7.

Климент Александрийский (160—240 н. э.), один из основателей церкви, несомненно, оказал на Златоуста большое влияние, поскольку почти на сто лет раньше он написал: «Те же кто распаляется, склоняясь к столу с яствами, питая собств


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-16; просмотров: 66; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты