Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


ПОНЯТИЕ ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО ПЕРЕХОДА. ТИПЫ СМЕРТНОСТИ




Лекция 6. Смертность населения

В демографии под смертностью понимают процесс вымирания по­коления и рассматривают ее как массовый статистический процесс, складывающийся из множества единичных смертей, наступающих в разных возрастах. Статистика смертей, как и вообще анализ смертности, необходима и для це­лей демографических исследований (чисто познавательный ас­пект), и для практики, прежде всего для органов здравоохранения и социальной политики.

Понятие социального контро­ля над динамикой смертности в прошлом и настоящем прин­ципиально изменилось. В традиционном обществе, где преоб­ладала смертность от внешних по отношению к человеческо­му организму причин смерти, под социальным контролем понималась борьба с массовыми эпидемиями и инфекцион­ными заболеваниями. XX век предъявил человеческой циви­лизации новые болезни - патологии, обусловленные естест­венным старением человеческого организма. Наконец, на ру­беже XX и XXI в. на первый план помимо уже известных бо­лезней XX в. вышли социопатии, т.е. заболевания и причины смерти, обусловленные неспособностью человека справиться с давлением современной цивилизации. Сегодня социальный контроль за здоровьем и смертностью населения должен быть существенно расширен за счет служб адаптационно-реабили­тационной помощи.

Количественные параметры смертности, наблюдаемые на каждом историческом отрезке развития человеческого обще­ства, определяются совокупностью факторов, от которых за­висят преобладающий возраст и структура причин смерти на­селения. Совокупность этих факторов условно делится на две группы: экзогенные и эндогенные.

Под экзогенными факторами понимается воздействие на организм человека внешней среды его обитания, под эндо­генными - состояния, порождаемые внутренним развитием самого организма.

Эндогенные факторы смертности или эндогенные процес­сы, происходящие в человеческом организме от момента рож­дения до момента смерти, во многом имеют биологическую или генетическую природу и непосредственно обусловлены естественным старением и деградацией организма в целом и его отдельных подсистем.

Французский демограф Ж.Л.Э. Буржуа-Пиша (J.L.E. Bourgeois-Pichat, 1912-1990), который был первым, кто на­чал делить причины смерти на эндогенные и экзогенные, относил к числу экзогенных такие причины смерти, как болезни органов дыхания, инфекционные болезни и травмы, а к числу эндогенных - все прочие причины смерти при преобладании среди них болез­ней системы кровообращения и новообразования. В классификации американских демографов С.Х. Престона (S.H. Preston), H. Кейфеца (N. Keyfitz) и Р. Шоэна (R. Shoen) к эндогенным отнесены такие причины смерти, как болезни системы кровообращения, новооб­разования, нефрит, язва желудка и кишечника, диабет, цирроз, врожденные пороки, а к экзогенным - инфекционные болезни, ди­арея, грипп, пневмония, бронхит, материнская смертность (орга­нические причины) и травмы (неорганические причины).

Говоря об эндогенных факторах смертности, имеют в виду старение человека как биологиче­ского существа. Поскольку отдельные подсистемы (органы) человека стареют постепенно и патологические изменения в них накапливаются с возрастом, смертность от эндогенных факторов упорядочена в соответствии с функцией возраста. Соответственно, пик смертности в результате действия эндо­генных факторов приходится на старшие возраста.

Некоторое количество смертей, непосредственно связан­ных с эндогенными факторами, наступает в молодых и даже детских возрастах. Это смерти в результате наследственных заболеваний, врожденных пороков, генетических расстройств и т.п. В свою очередь, само понятие старости как функции возраста неодинаково у людей с различными генетическими особенностями. В силу этого возраст, к которому происходит полное исчерпание жизнеспособности у конкретных людей, проживающих в одинаковых, даже самых благоприятных ус­ловиях, все время колеблется вокруг некоторой величины. Максимальным ее значением является биологическая, или видовая, продолжительность жизни, величина которой рас­сматривается как некая константа, определяемая возможно­стями человека как биологического вида, но оценивается специалистами по-разному (в основном от 85 до 100 лет). В реальности - это ожидаемая продолжительность предстоя­щей жизни, максимально достижимая в данных конкрет­но-исторических и социально-экономических условиях.

Механизм действия экзогенных факторов таков, что если они и не приводят к смерти в молодом возрасте (к преждевре­менной смертности в полном смысле слова), то, во всяком случае, ускоряют процесс старения (износа) организма чело­века и в любом случае обусловливают его преждевременную смерть по отношению к величине видовой продолжительно­сти жизни. Данный феномен носит название квазиэндоген­ных факторов смертности.

В более обобщенном виде совокупность экзогенных фак­торов может быть определена как уровень и качество жизни населения. Под этим понимаются собственно уровень мате­риального благосостояния (доходы, жилище и т.п.), качество здравоохранения и медицинской помощи, санитарная культу­ра, уровень образования, состояние окружающей среды (эко­системы) и т.д.

В соответствии с общей схемой периодизации демографической истории при­нято выделять три основных типа: архетип, традиционный и современный типы смертности.

Архетип смертности охватывает наиболее продолжительный отрезок истории человеческого общества. Его зарождение связано с отделением человека от животного мира и началом формирования принципиально иного типа сообщества пред­ставителей одного биологического вида. Его активное форми­рование относится к периоду неолита и первой аграрной ре­волюции, т.е. перехода от исключительно собирательной к производящей экономике. Этот шаг в развитии материаль­ной культуры человека, а именно: появление новых орудий труда и повышение его производительности, совершенствова­ние жилища и изменение системы расселения (концентрация населения и рост оседлости), углубление знаний об окружаю­щей природе и т.п. - стали условиями, повысившими незави­симость человека от стихийных сил природы, защищенность от окружающего мира. Одновременно в условиях производя­щей экономики труд стал экономически рентабельным, что автоматически изменило отношение к индивидуальной чело­веческой жизни.

Изменения затронули не только материальный мир чело­века, но и социальные отношения. Важнейшим моментом следует считать активное становление и утверждение семьи в качестве основного социального института, в рамках кото­рого происходит воспроизводство населения. Это обстоя­тельство способствовало росту общей социальной защищен­ности личности, индивидуальной жизни, но не могло не сказаться и на уровне смертности, особенно - детской и женской.

Таким образом, утверждение архетипа смертности означало первый шаг в установлении социального контроля над дина­микой смертности. Переоценивать значение произошедших изменений ни в коем случае не стоит, однако следует расце­нивать как начальный этап в борьбе с экзогенными факторами смертности. Продолжительность жизни в условиях архетипа смертности, по оценкам специалистов, не превышала 21 года.

Традиционный тип смертности начал формироваться еще до нашей эры - в эпоху рабовладения - и просуществовал в дос­таточно неизменном виде минимум до середины XVIII в., а во многих странах, как, например, в России, до начала XX столе­тия. Его расцвет связан с доминированием аграрной экономи­ки, а упадок - с началом развития индустриального общества.

Во многом его черты идентичны архетипу смертности, по­скольку определялись абсолютным преобладанием экзогенной детерминации смертности и соответствующих ей причин смерти: массовых эпидемий, смерти в результате голода, войн и т.п. Тем не менее в рамках данного типа уже можно выде­лить условно «нормальную» смертность и периоды выражен­ных кризисов, когда смертность становилась катастрофически высокой (эпидемии чумы, черной оспы, холеры и т.д., кото­рые охватывали целые страны и сокращали их население вдвое и более).

Главными причинами «нормальной» смертности были не массовые эпидемии, а причины, вызванные условиями жиз­ни и быта: плохим и недостаточным питанием, тяжелым фи­зическим трудом, антисанитарным состоянием жилья, неаде­кватными представлениями о гигиене, предрассудками, дог­мами церкви и т.п. С точки зрения поведения важно, что че­ловек традиционного общества воспринимал данное положение вещей как норму и не предпринимал попыток изменить что-либо, поскольку не представлял иных условий существования и иного режима смертности. Во многом фа­тализм в отношении к собственной и чужой жизни опреде­лялся необходимостью подчинения «божественному поряд­ку» вещей, верой в загробную жизнь (в реинкарнацию).

Зарождение индустриального производства дало новый, мощный импульс к созданию материальных предпосылок для усиления социального контроля над смертностью. Несмотря на резкие противоречия первых этапов развития буржуазной цивилизации, в целом возникновение индустриального про­изводства, прогресс промышленности, сельского хозяйства сформировали благоприятные условия для прогресса науки, прежде всего естественной, а также медицины.

Культурная революция эпохи Возрождения принципиаль­но поменяла многие духовные и нравственные ценности, подняла человека, личность на иную ступень, началась посте­пенная индивидуализация сознания, в котором жизнь и смерть стали восприниматься как личная собственность и личная утрата. Это предопределило начало формирования новой модели поведения в отношении жизни и здоровья как на индивидуальном, так и на общественном уровнях.

Западная Европа раньше других ощутила плоды прогресса. Здесь завершение эпохи кризисов смертности относится к се­редине XVIII - второй половине XVIII в. В этот период нача­лась реконструкция многих крупных городов Европы, созда­ние централизованных систем водоснабжения, канализации, очистки воды. Результатом стало резкое сокращение смертно­сти от холеры, тифа, дизентерии, чумы и т.п.

Прогресс медицины связан с зарождением такого метода профилактической медицины, как вакцинация. К концу сто­летия Э. Дженнер разработал метод создания надежного им­мунитета против оспы. Важно, что, несмотря на массовый эффект от данного открытия, в нем проявился базовый прин­цип профилактики вообще - индивидуальная защита челове­ческого организма. Постепенно круг заболеваний, предотвра­щение и лечение которых с помощью своевременной вакци­нации стало возможным, расширялся. К ним относятся ту­беркулез, пневмония, сифилис и т.п.

В XIX в. началась разработка методов антисептики, рент­генодиагностики, хирургии и других современных отраслей медицины. Исследования и открытия в этих областях связаны с именами Л. Пастера, Р. Коха, В.К. Рентгена, И.И. Мечни­кова и др. Темпы снижения смертности и роста продолжи­тельности жизни резко возросли в конце того столетия. Если в середине века максимальные значения продолжительности жизни, характерные для Скандинавских стран, не превышали 40-42 лет, то к 1905 г. они возросли до 55-58 лет. Средний прирост по странам Западной Европы составил не менее 10-11 лет. Более 60% этого прироста пришлось на снижение смертности от причин экзогенной природы.

Таким образом, к началу XX в. были созданы предпосыл­ки для формирования нового, современного типа смертности. Очевидно, что установление контроля над эпидемиями, ин­фекционными и паразитарными заболеваниями еще не означает в полной мере полного отхода от традиционного типа смертности. Доминирование причин смерти эндогенного фактора следует отнести скорее ко второй половине XX в., ко­гда ведущую роль в структуре причин смерти стали играть болезни системы кровообращения и новообразования. Однако и в современных условиях, когда продолжительность жизни в большинстве развитых стран мира давно превышает отметку в 75 лет, а в некоторых и 80-летний барьер, говорить о пол­ном преодолении экзогенной патологии, особенно у детей, представляется неверным. Наряду с детьми существуют осо­бые возрастные и профессиональные, а также социальные группы риска, регионы повышенной эпидемической опасно­сти, территории со сложными природно-климатическими ус­ловиями и т.п., что делает картину современной эпидемиологической ситуации даже в наиболее развитых странах не до конца однозначной.

В то же время на протяжении XX столетия произошло принципиальное изменение структуры факторов смертности и структуры патологии и, как следствие, возрастной смертности и уровня продолжительности жизни, что позволяет говорить о существовании иного в сравнении с предыдущими эта­пами развития человеческой цивилизации исторического типа смертности.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-16; просмотров: 94; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты