Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Вопрос №17. Архитектура Москвы, Новгорода и Пскова XIV-середины XV в.




АРХИТЕКТУРА МОСКВЫ XIV - СЕРЕДИНЫ XV ВВ. Возвышение Москвы в конце XIII-XIV вв. сопровождалось широким оборонительным, культовым и дворцовым строительством. В княжение Ивана Калиты в Москве появились первые каменные постройки: Успенский и Архангельский соборы (на месте ныне существующих одноименных храмов), а также Ивановская церковь-колокольня (позднее замененная колокольней Ивана Великого). Город, расположенный на холме у впадения в Москву-реку ее притока Неглинной, был обнесен в 1339 г. дубовыми крепостными стенами с башнями. Дмитрий Донской, сильно расширив территорию Кремля, обнес в 1367 город мощными белокаменными стенами. В конце XIV- начале XV в. были построены старый Благовещенский собор, каменные соборы Чудова и Воскресенского монастырей, первые каменные палаты. Однако кремлевские постройки раннемосковского периода почти не сохранились. Об архитектуре этого периода дают представление храмы княжеской вотчины в Звенигороде и ряда монастырей.

Успенский собор на Городке в Звенигороде (1399 г.) - один из наиболее ранних примеров. Сложенный, из белого камня, собор во многом следует традициям домонголь-кого владимирского зодчества: белокаменная строительная техника, трехчастное членение стен полуколоннами, перспективные (уступчатые) порталы), расчленение фасадов пояском на два яруса) и др. Декоративные закомары подчеркивают "столпообразность" композиции, придавая образу храма праздничность и богатство. Общему вертикальному строю соответствуют характерные для московского зодчества килевидные очертания арочных элементов - закомар, порталов, наличников окон и т. п.

Спасский собор Андроникова монастыря в Москве (между 1410- 1427 гг.)- наиболее совершенное произведение раннемосковского зодчества. Здесь ярусы закомар и кокошников сочетаются с пониженными угловыми объемами, отчего ступенчатая столпообразность выявилась особенно отчетливо. Расчленение композиции на отдельные объемы послужило началом характерной для последующего времени многообъемности структур, а в общей пирами-дальности силуэта и вертикальной устремленности композиций обнаруживается начало тенденции, приведшей в XVI в к столпообразным шатровым храмам.

Собор Андроникова монастыря, как и другие примеры раннемосковского зодчества, свидетельствует о глубоком своеобразии зодчества Москвы и вместе с тем - о широких связях с архитектурой сопредельных земель. В нем получили развитие традиции не только владимирских храмов, но и произведений западной и юго-западной Руси (Пятницкая церковь в Чернигове пообразным шатровым храмам . Можно отметить известную близость и к храмам южных славян - Сербии и Македонии, с которыми Москва поддерживала оживленные связи. Наконец, отдельные архитектурные элементы раннемосковских храмов (приподнятые подпружные арки, половинки арок и закомар, трехлопастные завершения и др ) говорят о связях Москвы с Новгородом и Псковом.

АРХИТЕКТУРА НОВГОРОДА XIV - XV ВВ. дала ряд самобытных примеров развития крестово-купольного xpaма, отвечавшего более демократичным требованиям Новгородской вечевой республики. Возведение большого числа посадских зданий, строившихся на средства горожан, стимулировало развитие небольших, но вместительных и экономичных храмов. Трехлопастной форме сводов обычно соответствовала кривая позакомарного завершения восточного и западного фасадов. В целях создания центрической симметрии и удобства водоотвода южный и северный фасады также завершались трехлопастной кривой. Одним из ранних примеров этого типа храма является церковь Перынского скита близ Новгорода (XII- начало XIII в.), отличающаяся простотой и конструктивностью формы.

Церковь Спаса Преображения на Торговой стороне, построенная "уличанами" Ильиной улицы в 1374 г. - один из крупнейших и наиболее богатых по пластике новгородских храмов XIV в. Его стены расчленены ступенчатыми лопатками), соответствующими расположению внутренних столбов, и живописно покрыты разнообразным по рисунку декором, в котором выделяются резные "поклонные кресты", свободно введенные в пластику стены. Внутри храм с развитым в высоту пространством интерьера был расписан фресками) Феофаном Греком.

АРХИТЕКТУРА ПСКОВА XIV - XV ВВ. особенно широко представлена небольшими храмами уличан, строившимися из местного плитняка. К основному храму обычно пристраивались дополнительные, более низкие объемы Большинство пристроек служили приделами), а также папертями) и кладовыми для хранения утвари. Прием сочетания нижней части столбов круглого сечения с верхней в виде опор арок прямоугольного сечения получил в Пскове широкое распространение как в интерьере), так и во внешних элементах зданий - крыльцах), галереях) и особенно в звонницах). К числу выдающихся образцов псковской архитектуры XIV-XV вв. принадлежит известный по сохранившимся рисункам Троицкий собор в Кремле (60-е годы XIV в.), церковь Василия с Горки (1413 г., см. табл. XVI, 3), церковь Богоявления в Запсковье и ряд других.

Церковь Богоявления в Запсковье (1490-е годы) имеет основной, крытый на восемь скатов, объем, обстроенный двумя малыми приделами), галереей) и звонницей). Форма и пластика малого придела почти полностью повторяют главный объем. При кажущейся сложности композиции здание отличается ясностью форм, человеческой масштабностью, уютом. В ступенчатой многообъемности чувствуется влияние народного деревянного зодчества. Жилая застройка Новгорода и Пскова была в основном деревянной, каменных домов было мало. Раскопки Неревского конца (улицы), проведенные в Новгороде, позволили обнаружить остатки деревянных зданий XIII-XIV вв. С древнейших времен Новгород и Псков проявляли особую заботу о крепостном строительстве. Сначала дубовые, а затем каменные стены ограждали город от нападения неприятелей. В Пскове XIV-XV вв. несколько кольцевых укреплений были возведены из плитняка и дерева. Помимо ранее сооруженных Крома (кремля) и Довмонтова города были возведены Старое Застенье (каменные стены 1309 г.) и Новое Застенье (деревянные стены 1375 г., каменные башни с 1387 г.), окружавшие городской посад. Огромный размах каменного строительства в Пскове X!V-XV вв. способствовал росту строительного искусства псковских каменоделов, славившихся своим мастерством далеко за пределами своего города, строивших со второй половины XV в. в Москве.

 

 

Вопрос №18. Общая характеристика архитектуры в Европе ( XV – XIX вв.)

Этот период характерен заметным проявлением капиталистических экономических отношений в социальной жизни. Практические потребности общественного развития рождали реалистическое отношение к природе, стимулировали научное познание мира. В истории архитектуры этот период связан с несколькими этапами, отличавшихся выработкой своих пространственных характеристик, отраженных в стилях ренессанс, барокко, классицизм и эклектизм, последовательно сменявших друг друга. Однако в целом, на протяжении пяти веков, общей основой художественно-стилистических поисков оставался опыт античной архитектуры и ее ордерной системы. Это обстоятельство может быть отражено для архитектуры XV — XIX вв. обобщенным термином — «проантичная архитектура ». Классика искусства античности несла в своих формах, ясных и спокойных, то выражение гармонии и целостности, к которой стремилось новое мироощущение, начиная с гуманистов Возрождения в противовес экзальтированной готике.

 

Возрождение античности в архитектуре следует понимать как общий художественный принцип достижения образной выразительности. Заимствованные внешние черты ордера и приемы строгого формообразования соединялись с новыми приемами построения пространственных структур и использования ордера в декоре. На протяжении рассматриваемого периода произошли значительные изменения в типологии зданий. Постепенно утрачивалось многовековое лидерство церковных сооружений. Развившиеся потребности общественной жизни в сфере производства, науки и культуры способствовали появлению и быстрому росту новых типов гражданских зданий. Этот факт привел к усложнению проблем соединения традиционной классической формы и современного содержания, породивших кризис архитектуры в конце XIX в.

 

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-16; просмотров: 123; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты