Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Искусство. Уже в XVIII в. в городах и заводах края прочно прижились театрализованные представления – народные драмы




 

Уже в XVIII в. в городах и заводах края прочно прижились театрализованные представления – народные драмы. Наиболее попу­лярными из них были «Шайка разбойников» и «Царь Максимилиан». В начале следующего столетия появляются крепостные театры в вотчинах крупнейших магнатов – Строгановых, Всеволожских и др. В качестве организаторов этих театров, имевших любительский харак­тер, выступали представители крепостной интеллигенции, получи­вшие образование в столице и познакомившиеся там с профессио­нальным театром. Основной состав актеров набирался из крепостных служащих, причем долгое время женские роли исполнялись мужчинами.

В 1807 г. крепостные служители Очерского завода организовали драматический кружок. Ему было отдано пустующее здание склада, который стали называть «комедийным сараем». В этом театре ставили пьесу Капниста «Ябеда», оперу Верстовского «Аскольдова могила», оперу Матинского «Гостиный двор». В 20-х гг. XIX в. существовал театр в административном центре строгановской вотчины с. Ильинском. В 1850 г. по инициативе крепостного художника А. И. Мельникова, впоследствии известного оперного певца, был организован театр в Усолье. Крепостные труппы выезжали на гастроли и в губернский город. 3 июля 1821 г. в Перми в доме чиновника Казенной палаты В. И. Берха состоялось театральное представление, в котором участвовали актеры Очерского крепостного театра и актеры Поповы – крепостные Всеволожских.

Своеобразным музыкальным очагом на Урале в 20–30-х гг. XIX в. стал Оренбург, где среди военных и ссыльных имелись люби­тели музыки и одаренные музыканты и композиторы. Особенный подъем музыкальной культуры в Оренбурге относится к 1833–1835 гг., когда здесь жили ссыльный композитор А. А. Алябьев, В. М. Верстовский (брат известного композитора) и другие музыкан­ты. В эти годы в городе устраивались музыкальные вечера, был организован большой любительский хор. Алябьев в оренбургский период жизни усиленно занимался композицией, здесь он написал много романсов: «Дружбы нежное волненье», «Разочарованье», «Сладко пел душа-соловушка», «Азиатские песни» (на мотивы башкирских и казахских мелодий) и др.

Начало профессиональному театру на Урале положил казанский антрепренер П. А. Соколов, известный российский театральный деятель, игравший вместе с великими М. С. Щепкиным и П. С. Мочало­вым, переехавший со своей труппой на Урал в начале 40-х гг. В Екатерин­бурге первый спектакль этой труппы состоялся 5 ноября 1843 г. в наскоро переделанном помещении цейхгауза при горном госпитале. В первый же театральный сезон уральская публика познакомилась с операми Верстовского «Аскольдова могила», Беллини «Невеста-луна­тик» («Сомнамбула»), бессмертной комедией Н. В. Гоголя «Ревизор». Но большую часть репертуара по традиции того времени составляли мелодрамы, водевили и комедии отнюдь не самого высокого качества. В Екатеринбурге был объявлен сбор денег на постройку каменного театрального здания, проект которого был утвержден в 1845 г. Новый сезон в театре на 800 мест открыла та же труппа Соколова.

В 1849 г. было построено деревянное театральное здание в Перми, сгоревшее в 1863 г. После этого было построено новое здание, также деревянное. По крайней мере, с 1850 г. в городе выступала труппа П. А. Соколова. Основой его труппы были воспитанницы крепостного театра В. П. Тургеневой в Спасском-Лутовинове. Спек­такли труппы Соколова стали большим событием в культурной жизни Перми. В 1851 г. Е. А. Вердеревский поместил в «Москвитянине» большую статью о постановке «Ревизора» с А. Д. Деклером в главной роли. Кроме того, шел «Гамлет». Летом 1854 г. актеры того же П. А. Соколова в Перми ставили спектакли «Гамлет», «Вадим», «Смерть или честь», инсценировку «Графа Монте-Кристо» и «Реви­зора», полюбившегося пермской публике. Разорившуюся в 1857 г. ант­репризу П.А. Соколова принял премьер его труппы В. В. Головинский (Головин), выдающийся драматический актер, талант которого ценил сам М. С. Щепкин. Театр Головинского стал работать в городе с 1861 г. В 1866 г., когда в Перми в первый раз гастролировала выдающаяся оперная певица Д. М. Леонова, труппа В. В. Головинского ставила «Гамлета» с актером Александринского театра И. И. Монаховым в главной роли. Именно спектакли Головинского пристрастили к театру Д. Н. Мамина-Сибиряка, который в то время учился в Пермской духовной семинарии. А начинающий тогда писатель Ф. М. Решетников, служивший в Пермской казенной палате, увлекшись театром, перепи­сывал тексты ролей для актеров, написал сам несколько пьес, однако, их никогда не ставили.

Оренбург до 1856 г., когда здесь выступила труппа провин­циального антрепренера Б.И. Соловьева, не видел профессиональных артистов.

После отмены крепостного права в России быстро развивается провинциальный театр, у которого в это время появляется новый, демократический зритель. Но Урал по-прежнему продолжала обслу­живать в основном одна театральная труппа, включавшая в орбиту своей деятельности Пермь, Екатеринбург и Ирбит. В репертуаре театра были пьесы Шекспира, Островского, Сухово-Кобылина, однако подавляющую часть его составляли легковесные комедии и водевили.

До конца 70-х гг. Пермь имела лишь небольшое деревянное театральное здание. Городской думой было принято решение пост­роить новый, каменный театр, для чего объявили сбор пожертвований. В короткий срок жители города собрали более 100 тыс. руб. В подписке участвовали и рабочие Мотовилихи. К весне 1878 г. здание построили. Оно стало одним из лучших в то время провин­циальных театральных зданий. В качестве антрепренера в Пермский театр пригласили выдающегося деятеля русской провинциальной сцены Петра Михайловича Медведева, человека передовых взглядов, талантливого актера и режиссера. Он подобрал труппу с большим старанием; в нее вошли В. Н. Давыдов, 3. А. Рунич, И. П. Уманец-Райская, старейшая уральская актриса Е. А. Иванова, Л. В. Михайлов, М. И. Бабиков и др.

Театральный сезон 1878/79 г. имел большое значение для уральского зрителя, так как продемонстрировал образцы высокого театрального искусства. В следующем, 1879/80 г. Медведев впервые привез на Урал настоящий профессиональный оперный коллектив, с которым гастролировал по городам края. К середине 90-х гг. XIX в. Пермь и Екатеринбург превращаются в крупные периферийные театральные центры. С 1895 г. Пермь становится первым городом России, отказавшимся от частной антрепризы (театр стал муници­пальным и содержался за счет городской Думы).

Развивается театр и на Южном Урале. В Уфе вместо сгоревшего деревянного здания театра в 1876 г. был выстроен новый театр, в котором выступали и профессиональные коллективы (в том числе Семенова-Самарского, в труппе которого в 1890 г. пел 17-летний Ф. Шаляпин). В Оренбурге систематически выступали профессио­нальные драматические и оперные труппы. Спектакли шли в здании манежа, переоборудованном в театр. В 80-х и начале 90-х гг. и в других уральских городах – Челябинске, Кургане, Троицке – появляются профессиональные труппы (как правило, небольшие и далеко не первоклассные), выступающие с опереточными и драма­тическими спектаклями. Большое значение для Урала имели гастроли ряда выдающихся русских артистов. Во второй половине XIX в. здесь побывали Д. М. Леонова, В. Н. Андреев-Бурлак, М. Т. Иванов-Козельский, К. А. Варламов, Г. Н. Федотова, П. А. Стрепетова, А. П. Ленский.

Кроме профессионального театра, в Перми, Екатеринбурге, Уфе и других городах устраивались оперные и драматические постановки силами любителей. Доступ в театр и на постановки привилегирован­ных любительских кружков имели в основном «верхи» или, в лучшем случае, представители средних слоев. Между тем передовая часть уральских рабочих жадно тянулась к театру. В этом отношении большой интерес представляют самодеятельные заводские театры, которые во второй половине века существовали во многих пунктах края, причем наряду с возникшими еще до реформы появляется много новых (в Нижнем Тагиле, Березниках, Юго-Камске, Благовещенском заводе и в других местах). Эти театры, отличавшиеся большой демократичностью, пользовались успехом не только у интеллигенции, но и у рабочего зрителя.

* * *

В Перми, Екатеринбурге и Оренбурге в первой половине XIX в. имелись гарнизонные военные оркестры; в Златоусте, Екатеринбурге и Богословске – заводские казенные оркестры. Были в городах и крупных заводских поселках и отдельные группы музыкантов-любителей, иногда устраивались музыкальные вечера.

Бурный рост революционно-демократического движения в конце 50-х – начале 60-х годов вызвал к жизни новую форму просветительской деятельности – музыкально-литературные вечера. Члены только что возникшего в Перми кружка А. И. Иконникова организовали в городе зимой 1859/60 г. одиннадцать таких вечеров в пользу создаваемого Мариинского женского училища, на которых исполнялись музыкальные произведения Варламова, Даргомыжского, Россини и др. Пермская инициатива получила высокую оценку в газете «Санкт-петербургские ведомости» и журнале «Современник». В 1861–1862 гг. подобные вечера проводились в Вятке, Елабуге, Глазове.

В Перми в 60-х гг. было довольно много любителей музыки из числа местной интеллигенции. В июле 1874 г., когда в Пермь с гастролями вторично приезжала знаменитая оперная певица, ученица М. Глинки и друг М. Мусоргского Д. М. Леонова. Ее первый концерт состоялся 25 июля, а всего она выступила 9 раз. Прекрасное исполне­ние певицей арий из опер М. И. Глинки «Руслан и Людмила», «Жизнь за царя», А. Н. Серова «Рогнеда» и «Вражья сила» покорили перм­скую публику. Аккомпанировали певице пермские музыканты-люби­тели. Приезд певицы послужил толчком к возникновению в Перми 19 октября 1874 г. музыкального кружка, своеобразной общественной филармонии. Инициатором его создания стал гласный земской управы Иван Павлович Дягилев. Он и его брат полковник Павел Павлович (отец знаменитого в будущем импресарио, организатора «русский балетных сезонов» С. П. Дягилева) стали на многие годы «старшина­ми» музыкального кружка и лидерами музыкальной жизни города. В октябре этого же года состоялся первый его публичный концерт. В 1889 г. кружок, насчитывавший в это время 98 членов, дал 21 концерт, на которых исполнялись произведения Глинки, Серова, Даргомыжского, Чайковского, Рубинштейна, Бетховена, Моцарта, Гайдна, Мендельсона, Гуно.

В Екатеринбурге в 70-х гг. также сложилась группа любителей музыки и пения, которая скоро превратилась в музыкальный кружок, официально оформившийся в 1880 г. Он быстро рос и к 1891 г. насчитывал уже 177 членов. Силами любителей был поставлен ряд сложных оперных спектаклей. Особое место среди его деятелей занимал С. В. Гилев – профессиональный певец, талантливый педагог и хормейстер, открывший в городе на свои средства музыкальные классы, организовавший певческую капеллу, с успехом гастроли­ровавшую летом 1884 г. по городам Прикамья и Поволжья. С 1887 г. в Екатеринбурге систематически проводились камерные концерты.

В 1885 г. в Уфе возникает общество любителей пения, музыки и драматического искусства, которое стало играть видную роль в музыкальной жизни города.

Некоторое оживление в музыкальную жизнь Урала вносили кон­церты приезжих знаменитостей, которые заметно участились в 80-х – 90-х гг.

* * *

Издавна распространенными видами прикладного искусства были в крае резьба по дереву, художественная вышивка и ткачество. В связи с возникновением горнозаводской промышленности появ­ляются новые виды прикладного искусства. Быстро развивается и достигает высокого совершенства камнерезное искусство. В первой трети XVIII в. в Екатеринбурге была устроена фабрика по обработке камня. В 1751 г. были построены новая камнерезная фабрика в Екатеринбурге и фабрика в Северске, в 1765 г. открыт Горнощитский мраморный завод. Уральские умельцы совершенствовали технику обработки камня. Первыми произведениями уральских камнерезов были мелкие изделия из твердых пород камня. Постоянно домини­рующим материалом становится мрамор, из которого приготовляется огромное количество архитектурных деталей для строящихся дворцов Петербурга и Царского Села.

Первая половина XIX в. стала периодом наивысшего расцвета камнерезного искусства на Урале. Работы русских архитекторов классической школы потребовали массу декоративных изделий. По рисункам выдающихся зодчих (К. Росси, А. Брюллова, К. Тона) и местных художников Екатеринбургская фабрика в это время изготовляет много ваз. В первой половине XIX в. на ней была освоена техника русской мозаики из малахита и лазурита. Производилась здесь и резьба то камню (глиптика).

Много разнообразных изделий было изготовлено в это время на Горнощитском заводе: камины, вазы для Эрмитажа, Петергофа и др. Значительными работами завода были памятник Ермаку в Тобольске, созданный по проекту архитектора А. Брюллова (1835 г.), и памятник П. П. Аносову в Омске, изготовленный по модели А. И. Лютина (1852 г.).

В связи с застоем уральской промышленности и общим упадком монументального декоративного искусства начинается снижение уровня камнерезного искусства в крае, почти не производится круп­ных работ, камнерезные предприятия в условиях капиталистической конкуренции оказываются нерентабельными. Ввиду сокращения заказов в 1858 г. был остановлен Горнощитский мраморный завод. Правда, и в это время уральские мастера создавали уникальные произведения, но общий художественный уровень камнерезных изделий оставался низким.

В пореформенный период в Екатеринбурге и его окрестностях быстро развился гранильный и камнерезный кустарный промысел. К началу XX в. здесь имелось уже 226 мастерских по обработке кам­ня. Мастерские кустарей были узко специализированы. Вынуждаемые конкуренцией дробить свой труд на ряд отдельных операций, кустари-камнерезы из художников все больше превращались в ремесленников. Это сказывалось на художественном уровне их изделий. Тем не менее, отдельные мастера достигли высокого искусства в производстве печатей, наборных картин, художественно подобранных коллекций минералов.

Во второй половине столетия появились и кустарные изделия из мягких пород камня (ангидрита, селенита, талька, гипсового камня), которые стали вырабатывать в Осинском и Кунгурском уездах Пермской губернии. Здесь в огромных количествах изготовляли рамочки, пепельницы и различные безделушки (туфельки, сапожки, пасхальные яйца), не всегда отличавшиеся высоким художественным вкусом.

Первые художественные отливки из чугуна на Урале относятся к началу XVIII в. Есть сведения, что уже в 1726 г. из Екатеринбурга в столицу было отправлено много чугунных решеток. Во второй половине XVIII – первой трети XIX в. почти на каждом заводе дела­лись попытки освоить художественное литье, но наивысших достиже­ний добились на Верх-Исетском, Сылвенском, Билимбаевском, Висимо-Шайтанском, Сысертском, Кушвинском, Каменском и осо­бенно Каслинском заводах, где литье возникло во второй четверти XIX в. В это время в Каслях работал один из первых литейщиков Никита Тепляков и первый художник-профессионал по литью кыш­тымский архитекторский помощник М. Блинов, по рисункам которого создавались отливки. Касли становятся центром художественного литья на Урале. В 1860 г. завод получил за художественные работы малую золотую медаль Вольного экономического общества.

Однако к середине XIX в. на большинстве уральских заводов, изготовлявших чугунное художественное литье, выпуск этой продук­ции прекратился. Изготовлять ее продолжали лишь на заводах Кусинском и Каслинском. Каслинский завод переживает в это время настоящий расцвет. Выдающуюся роль в развитии здесь художествен­ного литья сыграли скульпторы выпускники Академии художеств Д. М. Канаев и Н. Р. Бах, которые были художественными руково­дителями завода и создали ряд прекрасных моделей. Традиции, созданные ими, прочно вошли в художественную жизнь Каслей. На заводе отливали изделия, образцами для которых служили работы крупных русских скульпторов Э. М. Фальконе, Ф. П. Толстого, П. К. Клодта, мастеров каменной скульптуры Н. И. Либериха, Г. Г. Лансере, А. Л. Обера. Неразрывная связь с «большим» искусст­вом положительно сказалась на уральском чугунном литье. Некото­рые из мастеров-литейщиков, несмотря на множество препятствий, сами становились скульпторами, создавали оригинальные художест­венные модели. В этом отношении наибольшего внимания заслу­живает творчество В. Ф. Торокина, получившего художественное образование в заводской скульптурной школе. Тайком от начальства, работая по ночам, скульптор-самоучка вылепил статуэтку «Старуха с прялкой», оказавшуюся очень правдивой и художественно вырази­тельной. История создания этой скульптуры послужила писателю П. П. Бажову сюжетом для создания сказа «Чугунная бабушка». В. Ф. Торокин создает еще ряд скульптур, отличавшихся не только высокой техникой исполнения, но и глубоким социальным содержа­нием. Заводовладельцы запретили ему создавать модели, которые своей «простонародностью» претили вкусу богатых покупателей. Последние годы жизни скульптор почти не занимался творчеством.

Каслинский завод выпускал также архитектурное чугунное литье, нередко представлявшее собой подлинные произведения искус­ства. Так, в 1896 г. каслинские мастера по проекту архитектора А. И. Ширшова создали чугунный павильон для Всероссийской художественно-промышленной выставки в Нижнем Новгороде.

Во второй половине XVIII в. на Урале (в Нижнем Тагиле, Невьянске и Верх-Нейвинске) развивается изготовление расписных лаковых железных изделий. Быстрое развитие этого ремесла и боль­шой спрос на его продукцию объясняются не только художественной росписью, но и высоким качеством тагильского масляного лака, изобретенного живописцами Худояровыми. Уже в XVIII в. мастерство живописцев достигло высокого уровня, оно еще более совершенст­вуется в начале XIX в. В это время тагильские железные изделия имели очень широкое распространение по всей стране. Размеры производства были весьма велики: в 1837 г. в одном лишь Нижнем Тагиле было 30 семей, занимавшихся этим промыслом, изделий вывозилось на 225 тыс. руб. в год.

Во второй половине XIX в. тагильская лаковая живопись постепенно приходит в упадок. Ее изделия, потерявшие очень многое в художественном отношении, не находят уже спроса в европейской части страны, оказываясь не в состоянии конкурировать с произ­ведениями жостовского промысла, соединившего лучшие черты (материал и художественные мотивы) тагильской живописи с тех­никой иконописания.

В Прикамье широко распространилась художественная роспись по дереву, которой украшались деревянная утварь, мебель, сани, элементы интерьера. Среди многочисленных местных декоративных росписей (очерской, верещагинско-путинской, березовской, кунгур­ской, суксунской и др.) своим стилевым единством и живописной манерой выделяется обвинская роспись. Основные мотивы обвинской росписи: «обвинская роза» – цветок со спирально закрученной серединой, яблоко или цветок с расходящимися вверх веточками, восьмилепестковые цветы, грозди ягод и пр. Основные элементы располагались на оси симметрии или в центре композиции. Прикамские и вятские «маляры» в своих произведениях живописно воплощали яркий мир народной фантазии.

В 1817 г. на Златоустовском заводе была пущена фабрика холодного оружия, вскоре прославившаяся своими изделиями. Заслуга создания высокохудожественных златоустовских клинков принадле­жит плеяде выдающихся русских мастеров – клинковых рисоваль­щиков, из которых, прежде всего, нужно назвать имя Ивана Бушуева. Он первым перешагнул барьер, воздвигавшийся иностранными мастерами на пути развития русского художественного оружия, и создал выдающиеся работы (их дошло до нас около полутора десятков). Ученик Бушуева И. П. Бояршинов неоднократно получал награды за художественные клинки. Работали в Златоусте и другие крупные мастера – А. И. Бушуев, П. Уткин, Ф. Тележников.

С 60-х гг. XIX в., после длительного застоя, начинается новый подъем замечательного искусства златоустовских художников оружейников, продолжавшийся около трех десятилетий. В это время создается новый художественный стиль, не уступающий по своим достоинствам стилю основоположников этого искусства. В Златоусте вырастает целая плеяда талантливых художников, умельцев-мастеров: братья Агарковы, С. О. Серовиков, Я. Д. Варламов, М. П. Мешалкин и др., из рук которых выходит множество клинков, охотничьего оружия, бытовых предметов – портсигаров подносов и т.п., украшенных златоустовской гравюрой. Лучшие образцы их работ экспонировались на Всероссийской художественной выставке в Нижнем Новгороде в 1896 г.

Оригинальной формой изобразительного искусства на Урале является пермская деревянная скульптура, широко бытовавшая в крае, особенно в его северо-западной части, в течение нескольких столетий. Появление ее было обусловлено древнейшими дохристианскими верованиями коренного населения, пережитки которых стойко удерживались и после распространения христианства. Прикамское духовенство вынуждено было пойти на компромисс и допустить в уральские храмы деревянную скульптуру религиозного содержания. С течением времени «пермские боги» значительно изменились. Если в XVI–XVII вв. изваяниям была присуща некоторая суровость и аскетизм, свойственные еще языческим «истуканам» то в XVIII–XIX вв. они приобретают более реалистичный характер, в работах Д. Т. Домнина начала XIX в. прослеживается влияние классицизма, произведения Н. Кирьянова конца столетия вызывают ассоциации с русским лубком. Уникальная коллекция деревянной скульптуры хранится в Пермской художественной галерее.

Наиболее значительными памятниками живописи XVI–XVII вв. являются иконы, которые стали распространяться в крае вместе с христианством. По своим художественным достоинствам среди икон этого времени, обнаруженных на Урале, выделяются иконы так называемой строгановской школы письма (название получила по имени заказчиков), произведения которой отличаются яркостью колорита, изяществом пропорций. Мастера Прокопий Чурин, Истома, Никифор и Назарий Савины, Емельян Москвитин, Семен Хромой создали лучшие образцы религиозной живописи «нового периода» русской истории.

В начале XVIII в. на Урале складывается оригинальный художественный жанр – горнозаводская графика. Одним из наиболее талантливых местных графиков первой половины XVIII в. был Михаил Кутузов, составлявший «заводам, рудникам и местам профили и чертежи». Он совместно с другим даровитым художником А. Ушаковым подготовил иллюстрации к книге В. И. Генина. В 1827 г. златоустовские художники, в том числе И. Л. Бояршинов, исполнили серию рисунков Златоуста.

Во второй половине XVIII – начале XIX в. во многих уральских городах и на заводах появились свои живописцы. В Нижнем Тагиле жила и работала целая династия крепостных художников Худояровых. Родоначальником этой семьи был Андрей Худояров, он и последую­щие Худояровы были мастерами по росписи железных лаковых изделий. Наиболее видными художниками из этой семьи были Павел Федорович, представивший на академическую выставку 1849 г. свою работу «Жертвоприношение Ифигении», Исаак Федорович, которому принадлежит картина «Гуляние на Лисьей горе», Степан Федорович, получивший образование в Италии. Темой большинства произведений Худояровых был Урал, его суровая природа. Наиболее выдающейся работой Худояровых является серия видов цехов Нижне-Тагильского завода, наполненная в 30–40-е гг.

Большинство уральских художников конца XVIII – первой поло­вины XIX в. были крепостными. Строгановский крепостной, житель Усолья И. С. Дощенников обладал широким творческим диапазоном: писал иконы, расписывал храмы, но самым замечательным в его творчестве было обращение к изображению бытовых сцен. Заме­чательные портреты оброчных крестьян, крепостных служащих принадлежат кисти ильинского живописца С. П. Юшкова. Немногие счастливцы смогли освободиться от крепостной зависимости и окончить Академию художеств – это граверы И. А. Берсенев и А. А. Пищалкин, живописцы Н. М. Кусков, П. В. Лодейщиков, В. П. Худояров.

Урал был родиной многих выдающихся российских живописцев. Уроженцем Шадринска был профессор исторической живописи Ф. А. Бронников, выставлявший свои произведения на академических выставках, выставках Товарищества передвижников, принимал учас­тие в целом ряде международных выставок. Ф. Бронников расписывал храм Христа Спасителя в Москве, церкви Александра Невского в Париже и Копенгагене.

В Перми в семье потомственных иконописцев чердынского происхождения родились замечательные живописцы братья П. П. и В. П. Верещагины, представители позднего академического направле­ния. Они учились у пермских художников И. В. Бабина и А. У. Орлова, затем продолжили образование в Академии художеств. П. П. Вереща­гин оставил большое количество уральских пейзажей. В 1875–1876 гг. он путешествовал по р. Чусовой и вдоль строившейся тогда Горно­заводской железной дороги, выполнил огромное количество этюдов, на основании которых в последующие годы написал около 30 полотен: «Вид реки Чусовой при пересечении мостом Уральской железной дороги», «Река Чусовая. Камень Мултык», «Речка Архиповка» и др. Верещагин первым из крупных живописцев обратился к изображению природы Урала. Полотна братьев Верещагиных находятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее и лучших художественных собраниях страны.

Из известной в Перми дворянской семьи происходили П. А. и А. А. Сведомские, мастера европейского академизма, закончившие Дюссельдорфскую академию. Большую часть жизни они провели в Риме, но регулярно приезжали в родовое имение Михайловский завод в Осинском уезде Пермской губернии. Павел Сведомский, исто­рический живописец участвовал в росписи Владимирского собора в Киеве наряду с В. Васнецовым, М. Нестеровым, М. Врубелем. Его брат Александр известен более как пейзажист.

Своеобразная суровая и нетронутая природа Урала привлекала к себе внимание многих пейзажистов. С Прикамьем было связано творчество одного из основоположников реалистической пейзажной живописи, выдающегося русского художника И. И. Шишкина, уро­женца г. Елабуги на Каме. Во многих картинах и графических работах художника, таких, как: «На окраине соснового бора», «Пихтовый лес на Каме», «Кама», «Корабельная роща», воспета суровая красота этого богатейшего лесного края. Одновременно с Шишкиным к уральской теме обратились и другие художники. Передвижник Н. А. Ярошенко в 80–90-х гг. дважды побывал на Урале. Здесь им были написаны пейзаж «Ночь на Каме» и два произведения, изображающие рабочих: «Ожидание обеда» и «Золотоискатель».

С 1891 г. на передвижных выставках регулярно стали появляться пейзажи художника-реалиста А. М. Васнецова (брата выдающегося русского художника В. М. Васнецова), изображавшего природу Сред­него и Южного Урала. Его кисти принадлежат: «Утро в Уральских горах», «Наступление ночи на Урале», «Гора Таганай», «Дебри Урала. Уренга», «Кама» и др.

В крупных уральских городах появились профессиональные художники, получившие специальное образование. В середине XIX в. в Перми работал А. У. Орлов, две работы которого хранятся в Третьяковской галерее. Учитель рисования в Пермской гимназии воспитанник Академии художеств А. С. Шанин открыл первую в городе школу рисования и живописи. Другой воспитанник Академии Н. М. Плюснин долго служил учителем рисования в средних учебных заведениях Екатеринбурга.

Большую роль в художественной жизни Урала сыграла научно-промышленная выставка 1887 г., в художественном отделе которой экспонировались картины ряда выдающихся русских художников: Перова, Айвазовского, Шишкина, Корзухина и др. Она познакомила уральскую публику с произведениями крупных мастеров; после нее в Екатеринбурге было оставлено несколько картин, переданных затем в музей УОЛЕ и послуживших впоследствии ядром для образования его художественного отдела.

Во второй половине XIX в. на Урале сложилась культурная среда, представители которой не только могли ценить искусство, но и воспроизводить его в самых высоких образцах.

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-16; просмотров: 73; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.012 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты