Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Аксиологический подход в изучении педагогических явлений




Сущность аксиологического подхода. Человек постоянно нахо­дится в ситуации мировоззренческой (политической, нравственной, эстетической и др.) оценки происходящих событий, постановки за­дач, поиска и принятия решений и их реализации. При этом его от­ношение к окружающему миру (обществу, природе, самому себе) связано с двумя различными, хотя и взаимообусловленными, под­ходами: практическим и абстрактно-теоретическим (познаватель­ным). Первый вызван приспособлением человека к быстро изме­няющимся во времени и пространстве явлениям, а второй преследу­ет цель познания закономерностей действительности.

Однако научное познание, в том числе и педагогическое, осу­ществляется не только из-за любви к истине, но и с целью полного удовлетворения социальных потребностей. Роль механизма связи между практическим и познавательным подходами выполняет аксиологический (или ценностный) подход, выступающий своеобраз­ным «мостом» между теорией и практикой.

Он позволяет, с одной стороны, изучать явления с точки зре­ния заложенных в них возможностей удовлетворения потребно­стей людей, а с другой - решать задачи гуманизации общества. Аксиологический подход органически присущ гуманистической педагогике, поскольку человек рассматривается в ней как высшая ценность общества и самоцель общественного развития. В этой связи аксиология, являющаяся более общей по отношению к гу­манистической проблематике, может рассматриваться как основа новой философии образования и соответственно методологии современной педагогики.

Категория ценности применима к миру человека и обществу. Вне человека и без человека понятие ценности существовать не мо­жет, так как оно представляет собой особый человеческий тип зна­чимости предметов и явлений. Ценности не первичны, они производны от соотношения мира и человека, подтверждая значимость того, что создал человек в процессе истории. В обществе любые со­бытия так или иначе значимы, любое явление выполняет ту или иную роль. Однако к ценностям относятся только положительно значимые события и явления, связанные с социальным прогрессом. Ценность, согласно В.П. Тугаринову, - это не только предметы, явления и их свойства, которые нужны людям определенного общества и от­дельной личности в качестве средств удовлетворения их потребно­стей, но также идеи и побуждения в качестве нормы и идеала.

Ценности сами по себе, по крайней мере основные из них, ос­таются постоянными на различных этапах развития человеческо­го общества. Такие ценности, как жизнь, здоровье, любовь, обра­зование, труд, мир, красота, творчество и т. п., привлекали людей во все времена. Эти ценности, несущие в себе гуманистическое начало, выдержали проверку в практике мировой истории. В ус­ловиях демократического преобразования российского общества речь поэтому должна идти не об изобретении каких-то новых ценностей, а прежде всего об их переосмыслении и переоценке.

В центре аксиологического мышления находится концепция взаимозависимого, взаимодействующего мира. Она утверждает, что наш мир - это мир целостного человека, поэтому важно научиться видеть то общее, что не только объединяет человечество, но и ха­рактеризует каждого отдельного человека. Рассматривать соци­альное развитие вне человека - значит отделить мышление от его гуманистического фундамента. Именно в контексте такого мыш­ления гуманизация представляет глобальную тенденцию совре­менного общественного развития, а утверждение общечеловече­ских ценностей составляет его содержание.

Сложности современного периода развития общества не явля­ются основанием переноса осуществления гуманистических идеа­лов «на потом», на отдаленную перспективу. Нет и не может быть такого уровня экономического развития, достижения которого сами по себе обеспечивали бы реализацию этих идеалов. Гумани­стические начала, утверждение самоценности человеческой лич­ности, уважение к ее правам, достоинству и свободе нельзя прив­нести в общественную жизнь извне. Процесс социального разви­тия есть по сути своей процесс роста и вызревания этих начал в человеке. В противном случае не имеет смысла вести речь о про­грессе человечества.

Аксиологические принципы. Успехи в сфере образования в зна­чительной мере обеспечиваются синтезом научных знаний в облас­ти человековедения. Мы уже говорили о том, что смежные с педаго­гикой науки, признавая необходимость расширения своих границ, стремятся составить диалог с педагогикой. Однако для того чтобы диалоговый режим взаимодействия различных наук и подходов не остался декларацией, необходимо внедрение в практику аксиологических (ценностных) принципов.

К числу аксиологических принципов относятся:

- равноправие всех философских взглядов в рамках единой гу­манистической системы ценностей (при сохранении разнообразия их культурных и этнических особенностей);

- равнозначность традиций и творчества, признание необхо­димости изучения и использования учений прошлого и возможно­сти открытия в настоящем и будущем;

- равенство людей, прагматизм вместо споров об основаниях ценностей; диалог вместо безразличия или отрицания друг друга.

Эти принципы позволяют включиться в диалог и совместно работать различным наукам и течениям, искать оптимальные ре­шения. Одной из первостепенных задач является объединение на­ук на гуманистической основе. Именно гуманистическая ориента­ция создает прочную основу будущего человечества. Образование как компонент культуры в этой связи приобретает особую значи­мость, так как является основным средством развития гуманисти­ческой сущности человека.

Педагогическая аксиология. Понимание ценностных характери­стик педагогических явлений сложилось под влиянием общей аксиологии. В основе педагогической аксиологии лежат понимание и утверждение ценности человеческой жизни, воспитания и обуче­ния, педагогической деятельности и образования в целом. Значи­мую ценность представляет собой и идея гармонично развитой личности, связанная с идеей справедливого общества, которое способно реально обеспечить каждому человеку условия для максимальной реализации заложенных в нем возможностей. Эта идея выступает основой ценностно-мировоззренческой системы гуманистического типа. Она определяет ценностные ориентации культуры и ориентирует личность в истории, обществе, деятель­ности. К примеру, основой ориентации личности в обществе вы­ступает комплекс социально-нравственных ценностей, который представляет гуманизм.

Аксиологические характеристики педагогической деятельности отражают ее гуманистический смысл. В самом деле, педагогические ценности - это те ее особенности, которые позволяют не только удовлетворять потребности педагога, но и служить ориентирами его социальной и профессиональной активности, направленной на достижение гуманистических целей.

Педагогические ценности, как и любые другие духовные цен­ности, утверждаются в жизни не спонтанно. Они зависят от соци­альных, политических, экономических отношений в обществе, которые во многом влияют на развитие педагогики и образова­тельной практики.

С изменением социальных условий жизни, развитием потреб­ностей общества и личности трансформируются и педагогиче­ские ценности. Так, в истории педагогики прослеживаются из­менения, связанные со сменой схоластических теорий обучения на объяснительно-иллюстративные и позже на проблемно-развивающие.

Ценностные ориентации являются одной из главных, «глобальных» характеристик личности, а их развитие - основной задачей гуманистической педагогики и важнейшим путем разви­тия общества.


Поделиться:

Дата добавления: 2014-11-13; просмотров: 134; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.005 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты