Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


ВНУТРЕННИЙ СМЫСЛ. 6636. [Стихи 1-5] Вот имена сынов Израилевых, которые вошли в Египет с Иаковом, вошли каждый человек с домом своим: Рувим




6636. [Стихи 1-5] Вот имена сынов Израилевых, которые вошли в Египет с Иаковом, вошли каждый человек с домом своим: Рувим, Симеон, Левий и Иуда, Иссахар, Завулон и Вениамин, Дан и Неффалим, Гад и Асир. Всех же душ, происшедших от чресл Иакова, было семьдесят, а Иосиф был [уже] в Египте.

"Вот имена сынов Израилевых" означает качество Церкви; "которые вошли в Египет с Иаковом" значит после того, как истины были введены во внешние знания; "вошли каждый человек с домом своим" означает в отношении истины и в отношении добра; "Рувим, Симеон; Левий, и Иуда; Иссахар, Завулон, и Вениамин; Дан и Неффалим, Гад и Асир" означает этот процесс от начала до конца. "Всех же душ, происшедших от чресл Иакова" означает всё, происходящее от главной истины; "было семьдесят" означает полноту; "Иосиф был уже в Египте" означает, что внутреннее небесное было в природном.

6637. Вот имена сынов Израилевых. Что это означает качество Церкви, ясно из значения "имени", представляющего качество (п. 144, 145, 1754, 1896, 2009, 2628, 2724, 3006, 3421); из прообраза сынов Израилевых, как духовных истин (п. 5414, 5879, 5951); и из прообраза Израиля, как добра, происходящего от истины, или духовного добра (п. 3654, 4598, 5803, 5806, 5812, 5817, 5819, 5826, 5833). Поскольку Израиль прообразует добро, происходящее от истины, или духовное добро, а его сыновья прообразуют духовные истины в природном, поэтому "сыны Израилевы" также прообразуют Церковь; ибо Церковь является Церковью от духовного добра и происходящих от него истин. Не пребывающий в духовном добре, то есть в добре милосердия, и в духовных истинах, то есть в истинах веры, не принадлежит к Церкви, даже если он был рожден внутри нее. Ибо все небесное царство Господа пребывает в добре любви и веры; и если Церковь не пребывает в подобном добре, то она не может быть Церковью, потому что не соединена с небом, ибо Церковь является царством Господа на земле.

[2] Церковь так называется не потому, что является местом, где есть Слово и учение, происходящее из него, и не потому, что там знают о Господе и совершают церковные таинства; но она является Церковью, потому что живет в соответствии со Словом или с учением из Слова и стремится сделать это учение главным принципом жизни. Те, которые не живут подобным образом, не принадлежат к Церкви, но находятся вне её; и те, которые живут во зле и таким образом ведут жизнь, противоположную этому учению, пребывают вне Церкви еще более, чем язычники, которые вообще ничего не знают о Слове, о Господе и о таинствах; ибо первые, поскольку знают о добре и об истинах Церкви, истребляют Церковь в себе, чего не могут делать язычники, поскольку не знают этих вещей. Также должно быть известно, что всякий, кто живет в добре милосердия и веры, является Церковью и царством Господа, и поэтому называется храмом, а также домом Божьим. Церковь в общем состоит из тех, которые являются Церквями в частности, как бы далеко они не находились друг от друга. Тогда это Церковь, которая понимается под "сынами Израилевыми" здесь и в том, что следует далее.

6638. "Которые вошли в Египет с Иаковом" означает после того, как истины были введены во внешние знания. Это ясно из значения "Египта", представляющего фактические знания (п. 1164, 1165, 1186, 1462, 4749, 4964, 4966, 5700, 5702, 6004, 6015, 6125), и из прообраза Иакова, представляющего истину, а также добро, в природном, или природное (начало) относительно истины и добра (п. 3305, 3509, 3525, 3546, 3576, 3599, 3659, 3669, 3677, 3775, 3829, 4009, 4234, 4286, 4337, 4538, 5306, 5533, 5535, 6001, 6236). Что "войти в Египет" означает быть введенным во внешние знания, может быть видно из объяснений в тех главах, в которых говорится о путешествии сынов Иаковлевых в Египет за покупкой зерна, а затем об их приходе туда с Иаковом. Каким является состояние, когда истины Церкви вводятся во внешние знания, см. п. 6004, 6023, 6052, 6071, 6077. Из всего этого ясно, что под "сынами Израилевыми, которые вошли в Египет" понимаются истины, введенные во внешние знания.

6639. "Вошли каждый человек с домом своим" означает в отношении истины и в отношении добра. Это ясно из значения "человека", как истины (см. п. 3134, 3459), и из значения "дома", как добра (п. 3720, 4982). Поскольку в тех главах Бытия, в которых речь идет о приходе сынов Иаковлевых и самого Иакова к Иосифу в Египет, во внутреннем смысле говорится о введении истин Церкви во внешние знания, и поскольку Церковь еще не была установлена, пока не состоялось это введение, поэтому здесь, согласно порядку вещей во внутреннем смысле, говорится о Церкви, которая была установлена, и о том, как она постоянно наваждалась внешними знаниями и ложностями. Ибо, несмотря на то, что в человека введены истины и установлена Церковь, все же такие знания и ложности постоянно восстают и нападают в нем на то, что принадлежит Церкви. Это представлено Фараоном и египтянами, притесняющими сынов Израилевых и желающими истребить их младенцев мужского пола.

[2] Всякий, кто не знает, как истина Церкви подвергается нападению со стороны таких знаний и ложностей у принадлежащих к Церкви в другой жизни, не может поверить, что это действительно так. Человек Церкви, приходящий в другую жизнь, должен очиститься от того, что наваждает истины и добро, иначе он не сможет подняться на небеса и пребывать там в обществе, очищенном от таких вещей. Если бы он был поднят туда раньше, он был бы подобен плотному земному туману в ясной атмосфере, или подобен черной массе в ярком свете. Поэтому для того, чтобы человек Церкви, недавно прибывший из мира, мог быть очищен, он удерживается в состоянии, в котором может подвергаться атакам внешних знаний, которые не согласуются с истинами, а также ложностей; и это происходит до тех пор, пока эти знания не станут для него ничем, и не будут удалены. Это редко происходит с человеком во время его телесной жизни, но в другой жизни это происходит с теми, которые должны взойти на небеса, хотя этот процесс весьма разнообразен. Мне было дано узнать истинность этого из большого опыта, который заполнил бы множество страниц, если бы был подробно изложен.

[3] Это вещи, которые во внутреннем смысле описаны угнетением сынов Израилевых египтянами, затем их избавлением и, наконец, после различных состояний в пустыне, введением их в землю Ханаанскую. Истинность всего этого не может быть постигнута теми, кто верит, что спасение является просто введением в небеса по милосердию, и что оно дается всякому, кто полагает – на основании кажущейся истины, называемой верой – что он может быть спасен, поскольку Господь пострадал за него, какую бы жизнь он не вел. Поскольку, если бы спасение являлось простым допущением в небеса по милосердию, тогда все во всем мире были бы спасены, потому что Господь, который есть само милосердие, желает спасения всех, и не желает ничьей смерти или осуждения.

6640. "Рувим, Симеон; Левий, и Иуда; Иссахар, Завулон, и Вениамин; Дан и Неффалим, Гад и Асир". Что это означает весь процесс от начала до конца, а именно, от установления Церкви, которое будет описано в том, что следует далее, ясно из значения сынов Иаковлевых, а также колен, названных от них, как всех аспектов добра и истины, то есть всех аспектов любви и веры в совокупности (п. 3858, 3926, 3939, 4060, 6335); но с различием соответственно порядку, в котором они названы (п. 3862, 3926, 3939, 4603); таким образом, неисчислимые предметы и всё, что составляет Церковь и царство Господа, как в общем, так и в частности (п. 6337). Но что конкретно они означают, когда называются в том или ином порядке, никто не знает, кроме одного Господа; даже не знает никто на небесах, кроме как от Господа, где означаемые истины и виды добра, представляются зримо посредством света, вместе с перцепцией того, что это означает.

[2] Поскольку двенадцать колен прообразововали царство Господа и всё в нем, поэтому для того, чтобы эти светила также могли быть представлены, и таким образом и все истины и виды добра Церкви, двенадцать драгоценных камней были установлены в золоте в своем порядке, по камню на каждое колено. Это называлось "нагрудником" и помещалось на ефоде Аарона, и из чего через изменяющиеся вспышки света они получали ответы, которые сопровождались либо живым гласом, либо внутренней перцепцией. Из этого также ясно, что двенадцать колен Израиля означают в совокупности все истины и виды добра Господнего царства и Церкви, но по-разному, в соответствии с порядком, в котором они названы. Здесь они названы в другом порядке, чем при рождении, как видно из того, что Иссахар и Завулон названы перед Даном и Неффалимом, хотя последние были рождены прежде них; Вениамин также упоминается перед Даном, Неффалимом, Гадом, и Асиром, хотя он был рожден последним; а Гад и Асир упоминаются последними из всех. Подобным образом и в других местах Слова, где они называются в разном порядке.

6641. "Всех же душ, происшедших от чресл Иакова" означает всё, происходящее от главной истины. Это ясно из значения души, как человека в общем смысле, здесь человека духовной Церкви, хотя во внутреннем смысле "душа" означает истину и добро, поскольку они делают человека человеком (п. 6605, 6626); и из значения "чресл", как супружеской любви (о чем говорилось в п. 3021, 4277, 4280, 5050-5062); а поскольку "чресла" означают супружескую любовь, они означают всю любовь, как небесную, так и духовную (п. 3021, 4277, 4280, 4575), отсюда "произойти от чресл" означает истину и добро, происходящее от небесного супружества, следовательно истину и добро Церкви (ибо они, когда являются подлинными, рождаются от небесного супружества, которое является супружеством добра и истины); и из прообраза Иакова, как истины, а также добра в природном, но истины и добра в общей целостности, поскольку его "сыновья" являются различными истинами и видами добра в этом общем (п. 6637). Иаков здесь прообразует истины в общем, поскольку говорится о духовной Церкви, поскольку эта Церковь берет свое начало в общем от истин и через них приводится к своему добру; ибо человек духовной Церкви не знает о том, каким является духовное добро, таким образом, признает это только через истину, поскольку не имеет от добра никакой перцепции истины, как имеет человек небесной Церкви.

6642. "Было семьдесят" означает полноту. Это ясно из значения "семидесяти", как того, что является полным (п. 6508).

6643. "Иосиф был уже в Египте" означает, что внутреннее небесное было в природном. Это ясно из прообраза Иосифа, как внутреннего небесного (начала), о чем говорилось в п. 5869, 5877, 6224; и из значения "Египта", как природного (начала), п. 6147, 6252. Что внутреннее небесное пребывало в природном, где находятся внешние знания, и его управление там всем было прообразовано Иосифом, сделавшимся правителем всей земли Египетской, и тем, что он был поставлен над домом Фараона. Это было прообразом, поскольку во внутреннем смысле говорится о восстановлении духовной Церкви, и поскольку природное не могло бы стать Церковью, если бы в нем не было внутреннего небесного, совершающего всё. Об этом смотрите сказанное выше (п. 6275, 6284, 6299, 6451, 6587).

6644. [Стихи 6-7] И умер Иосиф и все братья его и весь род их. А сыны Израилевы расплодились и размножились, и возросли и стали весьма многочисленны, и наполнилась ими земля та.

"И умер Иосиф" означает, что положение дел во внутренних пределах Церкви теперь изменилось; "и все братья его и весь род их" означает также и во внешних пределах, как в частностях, так и в общем; "а сыны Израилевы расплодились и размножились" означает, что истины Церкви увеличились относительно добра; "и возросли и стали весьма многочисленны" означает, что они чрезвычайно умножились относительно истин, происходящих от добра; "и наполнилась ими земля та" означает до полноты Церкви.

6645. "И умер Иосиф" означает, что положение дел во внутренних пределах Церкви теперь изменилось. Это ясно из значения "смерти", как завершения прежнего состояния и начала нового, таким образом, состояние Церковь теперь изменилось (поскольку "умереть" означает прекратить быть таким, как был (п. 494, 6587, 6593), а также означает завершение прежнего прообразования, п. 3253, 3259, 3276, 6302); и из прообраза Иосифа, как внутреннего (начала), п. 6177, 6224. Состояние внутренних пределов Церкви, каким оно теперь являлось, описано в том, что следует далее во внутреннем смысле; также состояние её внешних пределов, которые означается словами "и все братья его и весь род их".

[2] Церковь в человеке время от времени проходит через новые состояния; ибо, когда человек укрепляется в истине веры и в добре милосердия, так что приводится к другому состоянию, прежнее состояние тогда служит основанием для следующего состояния, и так происходит постоянно. Таким образом человек, являющийся Церковью, или возрождающийся, непрерывно ведется к вещам более внутренним, таким образом к небесам. Так происходит потому, что Господь из любви, которая бесконечна, поскольку Божественна, желает привлечь человека к Себе и таким образом благословить его славой и счастьем, как ясно видно из слов Господа у Иоанна:

Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, [так] и они да будут в Нас едино. И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино, как Мы едино. Я в них, и Ты во Мне; да будут совершены воедино. Отче! которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною, да видят славу Мою, которую Ты дал Мне. И Я открыл им имя Твое и открою, да любовь, которою Ты возлюбил Меня, в них будет, и Я в них (Ин. 17:21-24, 26).

[3] Ясно видно, что это слова Божественной любви ко всем, кто её принимает; кроме того, это может быть видно из того факта, что Господь в другой жизни является как солнце, от которого все небеса наполняются теплом и светом. Огонь этого солнца есть ничто иное, как Божественная любовь, а свет от него есть святость любви, которая является Божественной истиной. Это показывает, насколько велика любовь Господа. Вот почему те, кто принадлежит к Церкви, постепенно приводятся в новые состояния, и таким образом непрерывно все более внутренне вводятся в небеса, следовательно ближе к Господу.

6646. "И все братья его и весь род их" означает также и во внешних пределах, как в частностях, так и в общем. Это ясно из прообраза сынов Иаковлевых, которые здесь названы "братьями", как истин Церкви в природном (п. 5403, 5419, 5427, 5458, 5512); таким образом её внешних пределов; и из значения "этого рода" как внешних пределов Церкви вообще, ибо "род" здесь означает то же самое, что и "братья Иосифа", но в более общем смысле.

6647. "А сыны Израилевы расплодились и размножились" означает, что истины Церкви увеличились относительно добра. Это ясно из прообраза сынов Израилевых, как духовных истин (п. 5414, 5879), и как Церкви (п. 6637); из значения "плодиться", как увеличиваться относительно добра (п. 43, 55, 913, 983, 2846, 2847, 3146); и из значения "размножения", как дальнейшего распространения; ибо, когда Церковь устанавливается в человеке, тогда добро постоянно возрастает и расширяется в человеке, и это происходит как во внутренних, так и до внешних пределов. Часто уже показывалось, что у принадлежащих к духовной Церкви добро возрастает через истины; ибо человек духовной Церкви не имеет перцепции, какую имеет человек небесной Церкви, и поэтому он не знает, что является добром Церкви, или духовным добром, кроме как через истины. Поэтому, когда человек духовной Церкви возрождается, Господь через ангелов доводит истины до его сознания, и на основании этих истин он приводится к добру. Но когда человек возрожден, тогда Он доводит до его сознания истину и добро вместе, и таким образом ведет его. Однако у человека духовной Церкви, какова истина, таково и добро, следовательно такова и совесть, которая служит ему вместо перцепции, и согласно которой он живет.

6648. "И возросли и стали весьма многочисленны" означает, что они чрезвычайно возросли в отношении истин, происходящих от добра. Это ясно из значения "возрастания", как усиления в отношении истин (п. 43, 55, 913, 983, 2846, 2847); и из значения "увеличения численности", как дальнейшего распространения, таким образом, постоянного умножения истины. Это означает умножение истины, происходящей от добра, потому что теперь говорится об установленной Церкви; ибо ситуация с Церковью в человеке такова: когда она устанавливается, человек пребывает в истинах и через них возрастает добро; но когда Церковь в нем уже установлена, тогда человек пребывает в добре, и от добра в истинах, которые тогда постоянно умножаются, однако не столь много во время его жизни в мире, ибо этому препятствует забота о пище, одежде и о других вещах; но безмерно в другой жизни, и это происходит непрерывно в вечности; ибо мудрость, исходящая от Божественного, не имеет конца. Таким образом, ангелы постоянно совершенствуются, и таким же образом совершенствуются все, которые становятся ангелами, когда приходят в другую жизнь; ибо каждый аспект мудрости имеет бесконечное развитие, и аспекты мудрости бесчисленны. Из этого можно видеть, что мудрость может возрастать вечно, однако не простираться дальше первой степени, ибо Божественное – бесконечно, а происходящее от бесконечного, неизбежно подобно ему.

6649. "И наполнилась ими земля та" означает до полноты Церкви. Это ясно из значения "наполненности", как достижения высшей точки; и из значения "земли", как Церкви (п. 82, 662, 1066, 1067, 1262, 1411, 1413, 1607, 1733, 1850, 2117, 2118, 2928, 3355, 4447, 4535, 5577). "Землей Гесема ", где теперь были сыны Израилевы, означается Церковь. Что Церковь была там прежде, чем сыны Израилевы пришли в землю Ханаанскую, видно из того, что следует далее, а именно, что там не было ни одного из наказаний, которые были в других частях Египта, также что там был свет, когда в других местах была тьма (Исх. 10:21-23), и что таким образом эта земля была совершенно отделена от остальных земель в Египте; это также ясно из того факта, что "земля Гесема" означает середину или самую внутреннюю часть природного (п. 5910, 6028, 6031, 6068), таким образом Церковь, ибо духовная Церковь пребывает в самой внутренней части природного.

6650. [Стихи 8-14] И восстал в Египте новый царь, который не знал Иосифа, и сказал народу своему: вот, народ сынов Израилевых многочислен и сильнее нас; будем же с ним предусмотрительны, чтобы он не размножался; иначе, когда случится война, соединится и он с нашими неприятелями, и будет сражаться против нас, и выйдет из земли нашей. И поставили над ним начальников работ, чтобы изнуряли его тяжкими работами. И он построил фараону Пифом и Раамсес, города-хранилища. Но чем более изнуряли его, тем более он умножался и тем более возрастал, так что опасались сынов Израилевых. И потому Египтяне с жестокостью принуждали сынов Израилевых к работам и делали жизнь их горькою от тяжкой работы над глиною и кирпичами и от всякой работы полевой, от всякой работы, к которой принуждали их с жестокостью.

"И восстал в Египте новый царь" означает отдельные научные знания, которые противоположны истинам Церкви; "который не знал Иосифа" означает, который был совершенно удален от внутреннего; "и сказал народу своему" означает зависимые научные познания; "вот, народ сынов Израилевых многочислен и сильнее нас" означает, что истины Церкви преобладают над чуждыми научными знаниям; "будем же с ним предусмотрительны" означает хитрость; "чтобы он не размножался; иначе, когда случится война" означает большую силу, если они умножатся; "соединится и он с нашими неприятелями, и будет сражаться против нас" означает, что в таком случае союзные силы, наносящие урон, усилятся; "и выйдет из земли нашей" означает, что таким образом Церковь будет вновь учреждена. "И поставили над ним начальников работ" означает ложности, которые принуждали бы их служить; "чтобы изнуряли его тяжкими работами" означал возрастание страданий, вызванных рабством. "И он построил фараону города-хранилища" означает учения, составленные из фальсифицированных истин в природном, где находятся чуждые научные знания; "Пифом и Раамсес" означают внутреннюю природу этих учений. "Но чем более изнуряли его, тем более он умножался" означает, что истины возрастали в соответствии с мерой нападения; "и тем более возрастал" означает, что они усиливались; "так что опасались сынов Израилевых" означает огромное отвращение; "и потому Египтяне с жестокостью принуждали сынов Израилевых к работам" означает намерение поработить их; "с жестокостью" означает без проявления какого-либо милосердия; "и делали жизнь их горькою от тяжкой работы" означает до такой степени, пока намерение поработить их не стало мучительным; "над глиною и кирпичами" означает по причине зол, которые они изобрели, и ложностей, которые они выдумали; "и от всякой работы полевой" означает цель подчинить себе принадлежащее Церкви; "от всякой работы, к которой принуждали их с жестокостью" означает цель поработить, используя разные способы, без какого-либо милосердия.

6651. "И восстал в Египте новый царь" означает отдельные научные знания, которые противоположны истинам Церкви. Это ясно из прообраза Фараона, названного здесь "царем", как научных знаний в общем (п. 6015). Он назван "царем", потому что "царь" в подлинном смысле означает истину (п. 1672, 2015, 2069, 3670, 4581, 4966, 5044, 6148), а в противоположном смысле – ложь; и поскольку "царем" здесь назван Фараон, то понимаются ложные научные знания, то есть знания, которые противоположны истине Церкви. Из этого также ясно, почему говорится "новый царь", ибо тот, который был царем во времена Иосифа прообразовал научные знания, которые согласовались с истинами Церкви. Что "Египет" означает научные знания, здесь в особенности, см. выше, п. 6638.

6652. "Который не знал Иосифа" означает, который был совершенно удален от внутреннего. Это ясно из значения "не знания", как отдаления; ибо тот, кто не знает истину, и не желает знать её, отдален от истины Церкви, (что здесь означается отдаление, ясно от того, что следует далее, поскольку царь жестоко и безжалостно притеснял сынов Израилевых, которые прообразавали Церковь, п. 6637); и из прообраза Иосифа, как внутреннего (п. 6177, 6224). Научные знания, удаленные от внутреннего, являются знаниями, противоположными Церкви; ибо добро и истина, составляющие Церковь, проникают через внутреннее (начало); но если они не принимаются природным, то внутреннее закрывается, и таким образом человек удаляется от добра и истины, и тогда за истину в природном не признаются никакие другие знания, кроме ложных. Эти ложности тогда умножаются, в то время как подлинные истины выбрасываются за двери.

6653. "И сказал он народу своему" означает зависимые научные познания. Это ясно из значения "народа" как истин, а в противоположном смысле как ложностей (о чем говорилось в п. 1259, 1260, 3295, 3581), здесь научные знания, отдельные от истины, поскольку это народ египетский. Что "Египет" означает научные знания, см. п. 6638; здесь они означают зависимые познания, поскольку говорится "царь сказал народу своему". "Народ" означает истины, так как в Слове "народом" названы те, кто подвластны царю, а "царь" означает истину (п. 6651). "Народом" означаются истины, но подразумеваются те, которые пребывают в истинах. Причина, по которой об истинах говорится особо, состоит в том, что так думают и говорят о них духи и ангелы, ибо таким образом они постигают предмет в полноте, и в то же время отдельные детали, принадлежащие этому предмету. Они не рассматривают в частности какой-либо народ, пребывающий в истинах, ибо такое рассмотрение отвлекало бы разум от общей картины, таким образом от расширения видения, следовательно от мудрости. Ибо фиксирование мыслей на любом определенном народе, или на определенной личности, сужает и ограничивает их мышление и лишает их восприятия предмета относительно соотношения всех его сторон. То же, что относится к "народу", также относится и к другим названиям, которые во внутреннем смысле означают бесконечные вещи, как в случае с "племенем", означающим добром, с "царем", означающим истину, с "принцем", означающим главную истину, со "священником", означающим добро, с "сыном", "дочерью", "зятем", "невесткой", "братом", "сестрой", "отцом", "матерью" и многими другими названиями.

6654. "Вот, народ сынов Израилевых многочислен и сильнее нас" означает, что истины Церкви преобладают над чуждыми научными знаниям. Это ясно из прообраза сынов Израилевых, как истин и добра Церкви (п. 6647); из значения слов "многочислен" и "сильнее", как преобладания, (поскольку "умножение" или "увеличение в численности" относится к истине, как видно в п. 6648); и из прообраза царя Египетского и его народа, которые здесь понимаются под словом "нас", как чуждых научных знаний (п. 6652). Отсюда ясно, что слова: "Вот, народ сынов Израилевых многочислен и сильнее нас" означают, что истины преобладают над чуждыми научными знаниям.

6655. "Будем же предусмотрительны с ним" означает хитрость. Это ясно из значения "предусмотрительности", когда говорится о злых, которые далеки от истины и добра, как хитрости; ибо то, что злые делают из хитрости и из обмана, они называют предусмотрительностью. Позвольте немного сказать здесь о хитрости, которая понимается под "предусмотрительностью". Все пребывающие во зле называют хитрость "предусмотрительностью" и полагают, что разум и мудрость состоят именно в этом. Те, которые являются таковыми в мире, становятся хуже в другой жизни, где они, используя хитрость, постоянно действуют против всего доброго и истинного; среди них разумными и мудрыми признаются те, которые считают себя способными разрушить и уничтожить ложностями истины, неважно какой хитростью или злодеянием. Из этого можно видеть, каково качество людей в Церкви, когда они полагают, что предусмотрительность состоит в хитрости; всякому ясно, что такие люди связаны с адами. Но те, которые являются истинными людьми Церкви, настолько удаляются от хитрости, что совершенно не выносят её; и те среди них, которые подобны ангелам, желают, чтобы, если бы это было возможно, их разум был открыт настолько, чтобы каждому было ясно, что они думают; поскольку они не желают ничего иного, кроме добра своему ближнему, и если они видят в ком-либо зло, то извиняют его. Иначе с теми, которые находятся во зле; они боятся, чтобы что-либо из того, что они думают и желают, не вышло на свет, поскольку они желают ближнему только зла, а если и добра, то лишь ради своей выгоды. Если они делают что-либо доброе, то это лишь внешняя видимость добра, которую они демонстрируют перед другими ради собственной выгоды и славы; ибо они знают что все, что является добрым и истинным, справедливым и честным, а также благородным, иметь мощную скрытую силу привлекать умы людей, даже тех, которые являются злыми.

6656. "Чтобы он не размножался; иначе, когда случится война" означает большую силу, если они умножатся. Это ясно из значения "умножения", как возрастания в отношении истин (п. 43, 55, 913, 983, 2846, 2847); и из значения "войн", как битв между истинами и ложностями, то есть духовных битв (п. 1664, 2686); а поскольку далее следуют слова о том, что он "соединится с нашими неприятелями", то означается их преимущество в этих битвах.

6657. "Соединится и он с нашими неприятелями, и будет сражаться против нас" означает, что в таком случае союзные силы, наносящие урон, усилятся. Это ясно из значения "соединения", как усиления, ибо армии усиливаются, когда объединяются во множестве; из значения "врагов", как союзных сил, которые сражаются вместе; и из значения "сражения против нас", как нанесения урона, поскольку, когда идет сражение против кого-то, ему наносится урон в той мере, насколько он не может противостоять. Под всем этим понимается, что каждого человека, а также каждого доброго духа, окружает общая сфера устремлений из ада, и общая сфера устремлений с небес. Сферой из ада является сфера устремлений творить зло и уничтожать; а сферой с небес является сфера устремлений творить добро и спасать (п. 6477). Таковы общие сферы, таковы и особые сферы, окружающие каждого человека, ибо с ним пребывают как духи из ада, так и ангелы с неба (п. 5846-5866, 5976-5993). Посредством этих сфер человек удерживается в равновесии, и имеет свободу думать и желать зло, и свободу думать и желать добро.

[2] Поэтому, когда человек Церкви входит в искушение, что случается, когда он допускается в свое зло, тогда вокруг него происходит битва между духами из ада и ангелами с небес (п. 3927, 4249, 5036), которая продолжается до тех пор, пока человек удерживается в своем зле. Иногда в такой битве духам из ада кажется, что они победят, тогда они поднимаются; иногда им кажется, что они потерпят поражение, тогда они отходят, опасаясь, что против них объединятся больше ангелов с небес, и что, таким образом, они будут низвержены в ад, из которого они больше не выйдут, что именно и происходит, когда они побеждаются. Вот что понимается под преимуществом, если бы оно возросло, и под выражением, что союзные силы, наносящие урон, усилятся.

[3] Когда духи из ада сражаются против ангелов, они находятся в мире духов, и пребывают там в свободе (п. 5852). Из всего этого можно теперь видеть, что понимается во внутреннем смысле под сказанным о сынах Израилевых, что их изнуряли и угнетали египтяне, и что чем больше их изнуряли, тем больше они умножались, и что Сущий, то есть Господь, сражался за них, удерживал египтян язвами, и наконец утопил их всех в Чермном море.

6658. "И выйдет из земли нашей" означает, что таким образом Церковь будет вновь учреждена. Это ясно значения "выхождения", как возвышения, а именно, к более внутренним предметам Церкви (п. 3084, 4539, 4969, 5406, 5817, 6007), и из значения "земли", здесь земли Гесема, как Церкви (п. 6649). Восхождение к более внутренним предметам, которое понимается под "выходом из земли и входа в землю Ханаанскую", означает, что Церковь будет вновь учреждена. Церковь, действительно, учреждается в человеке, когда он делает добро по любви; но она не учреждена полностью, пока он не сразился против зла и ложностей, таким образом, пока он не подвергся искушениям. Только после этого он становится истинной Церковью, и тогда вводится в небеса, что прообразуется введением сынов Израилевых в землю Ханаанскую.

6659. "И поставили над ним начальников работ" означает ложности, которые принуждали бы их служить. Это ясно из значения "начальников", как основных истин (п. 1482, 2089, 5044); или в противоположном смысле, в котором это слово употребляется здесь, как основных ложностей; и из значения "работ", к которым они принуждались начальниками над ними, как рабства (п. 6394).

6660. "Чтобы изнуряли его тяжкими работами" означал возрастание страданий, вызванных рабством. Это ясно из значения "изнурения", как возрастания страданий; и из значения "тяжких работ", которые были данью, как формы рабства.

6661. "И он построил фараону города-хранилища" означает учения, составленные из фальсифицированных истин в природном, где находятся чуждые научные знания. Это ясно из значения "городов", как учений в обоих смыслах (п. 402, 2449, 2943, 3216, 4492, 4493); из значения "хранилищ", как фальсифицированных истин (о чем говорится ниже), и из прообраза Фараона, как природного [начала] (п. 5160, 5799, 6015); что там находятся чуждые знания, может быть видно выше (п. 6651, 6652). Причина, по которой города-хранилища, построенные народом Израильским для Фараона, означают учения, составленные из фальсифицированных истин, состоит в том, что те, кто состоят в научных знаниях, далеких от истины, которые здесь обозначены Фараоном и египтянами, искажают и фальсифицируют все истины Церкви, и составляют для себя учения из таких искаженных и фальсифицированных истин.

[2] Слово, которое используется на языке первоисточника для обозначения "хранилищ", также может означать "арсеналы", а также "сокровищницы", что во внутреннем смысле имеет в сущности подобное значение; поскольку хранилища являются местами, где собирается урожай, а "урожай" означает истину (п. 5276, 5280, 5292, 5402), в противоположном смысле ложь. Арсеналы являются местами, где хранится военное оружие, которым означаются такие предметы, которые относятся к истине, сражающейся против ложностей, а в противоположном смысле к ложностям, сражающимся против истин (п. 1788, 2685). Сокровищницы являются местами, где хранится богатство, а "богатством" и "сокровищами" означаются познания добра и истины (п. 4508), а в противоположном смысле – познания зла и лжи. Поэтому "хранилища", "арсеналы" или "сокровищницы" в общем означают учения, составленные из фальсифицированных истин.

6662. Что "Пифом и Раамсес" означают внутреннюю природу этих учений, а именно, учений, составленных из фальсифицированных истин, видно из имен в Слове, представляющих качество и состояние предмета, о котором идет речь.

6663. "Но чем более изнуряли его, тем более он умножался" означает, что истины возрастали по мере наваждения. Это ясно из значения "изнурения", как наваждения; и из значения "умножения", как возрастания в истинах (п. 6656). Ибо в настоящее время без опыта, который приходит в другой жизни, никто не может знать, что это такое. Большинство духов, приходящих из мира, которые вели жизнь по заповедям Господа, подвергаются наваждению, прежде чем они смогут быть подняты на небеса и присоединены там к обществам. Наваждение вызвано злом и ложностями, принадлежащими им, и происходит с целью удаления этих зол и ложностей (п. 6639); поскольку они являются примесями, которые духи приобрели во время телесной жизни, и которые совершенно не согласуются с небом. Наваждение происходит через то, что они погружаются в собственное зло и ложности; и когда они в этом находятся, присутствуют духи, пребывающие в подобном зле и ложностях, которые стараются всевозможными средствами увести их от истины и добра. Однако они не погружаются настолько глубоко в своё зло и ложности, чтобы наитие от Господа через ангелов не могло преобладать; и равновесие соблюдается с точностью. Это происходит для того, чтобы тот, кто подвергается наваждению, мог ощущать себя свободным, и таким образом бороться против зла и ложностей от себя, признавая все же – если не сразу, то впоследствии – что вся сила противостояния исходила от Господа (п. 1937, 1947, 2881, 5660). Когда это происходит, не только укрепляются истины и добро, которые были насаждены ранее, но также вводятся и дополнительные; это является результатом всякой духовной битвы, в которой воюющая сторона побеждает. Что это так, весьма ясно из повседневного опыта; ибо тот, кто защищает свое мнение от других, нападающих на него, больше утверждается в нем, и тогда находит другие подтверждения, которые он раньше не замечал, а также многие другие, отрицающие противоположное; таким образом он укрепляется в своем мнении, а также иллюстрирует его дальнейшими рассуждениями. Это же, но в большем совершенстве, относится к духовным битвам, поскольку такой род битв происходит в духе и касается добра и истин; особенно потому, что присутствует Господь и ведет посредством ангелов, ибо борьба ведется за вечную жизнь и спасение. Общим в таких битвах является то, что Господь обращает в добро всякое зло, производимое адами; поэтому им не позволяется производить большее зло, чем то, которое может быть обращено в добро, соответствующее тому, кто вовлечен в битву. Причина этого состоит в том, что царство Господа является царством пользы, и поэтому там не может происходить ничего, что не является источником добра. Из всего этого теперь можно видеть, как нужно понимать слова о том, что истины возрастают по мере наваждения, означаемые выражением "чем более изнуряли его, тем более он умножался".

6664. "И тем более возрастал" означает, что истины усиливались. Это ясно из значения "возрастания", употребляемого в отношении истин, которые умножаются через наваждения, вызванные злом и ложностями, как усиления; ибо остаются только те истины, которые становятся сильнее; и поэтому чем более и более истины усиливаются, тем больше они возрастают. Тот факт, что истины усиливаются через наваждения, можно видеть выше, в п. 6663.

6665. "Так что негодовали на сынов Израилевых" означает огромное отвращение. Это ясно из значения "негодования", как отвращения, здесь огромного отвращения, поскольку они еще больше умножались и возрастали через скорби.

6666. "И потому Египтяне с жестокостью принуждали сынов Израилевых к работам" означает намерение поработить их. Это ясно из значения "принуждения", как порабощения, здесь намерения поработить, поскольку, несмотря на то, что они постоянно стремятся поработить, они никогда не преобладают над пребывающими в добре; из значения "египтян", как отдельных знаний, которые противоположны истинам Церкви (п. 6651); и из значения "сынов Израилевых", как Церкви (п. 6637). Отсюда ясно, что выражение "Египтяне с жестокостью принуждали сынов Израилевых к работам" означает намерение поработить пребывающих в отделенных знаниях, которые противоположны истинам Церкви.

[2] В отношении намерения порабощать, мне также было дано знать, что подобное намерение существует у злых, принадлежащих аду. Их стремление и намерение поработить тех, которые пребывают в добре и в истинах таково, что его невозможно описать; поскольку они используют всю злобу, всю хитрость и коварство, весь обман и всю жестокость, степень и природа которых такова, что если бы сказать только о части, едва ли кто-либо в мире мог бы в это поверить; столь коварными и ловкими являются их методы, и столь отвратительными. Словом, эти методы таковы, что им не может противостоять никакой человек, ни даже ангел, только один Господь. Причина, по которой они обладают таким стремлением и намерением, заключается в том, что их удовольствие жизни, таким образом сама их жизнь, состоит в делании зла, поэтому их мысли не занимает ничто иное, следовательно и намерение иное же. Они совершенно неспособны творить добро, поскольку это невыносимо для них: если же они и делают что-либо доброе, то по эгоистичным причинам, таким образом только ради себя.

[3] Ады, состоящие из людей подобного рода, весьма возрастают в наши дни; и что удивительно, такие люди приходят в основном из тех, которые находятся в Церкви, из-за хитрости, обмана, ненависти, мести и прелюбодеяния, которые процветают там больше, чем где-либо еще; поскольку в сегодняшней Церкви хитрость считается мастерством, а прелюбодеяние достойным поведением, а тех, кто думает иначе, высмеивают. Такая ситуация в Церкви в настоящее время является знамением того, что близко её последнее время, поскольку по словам Господа, записанным у Матфея, "если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть" (Мф. 24:22); ибо всякое зло заразно и подобно гнилости портит целое, и так, наконец, все.

6667. "С жестокостью" означает без проявления какого-либо милосердия. Это ясно без объяснения, поскольку те, о которых говорилось только что выше в п. 6666, не имеют никакого милосердия, потому что они не имеют никакой любви к ближнему, но только любовь к себе. Любовь к ближнему, которая у них присутствует, является ничем иным, как любовью к себе; ибо насколько кто расположен к ним, то есть насколько он на их стороне, настолько они его любят; но в той мере, насколько он к ним не расположен, или их не поддерживает, настолько они его отвергают; а если он раньше был другом, настолько же его ненавидят. Такие вещи скрываются в любви к себе, хотя они и не проявляются в мире, но в другой жизни, где они внезапно возникают. Причина, по которой они там вдруг возникают, состоит в том, что внешние казательности там удаляются, и тогда проявляется, каким человек был внутри.

6668. "И делали жизнь их горькою от тяжкой работы" означает до такой степени, пока намерение их поработить не стало мучительным. Это ясно из значения "жизни, ставшей горькою от тяжкой работы", как ставшей мучительной; и из значения "тяжкой работы", как порабощения, здесь намерения поработить (как выше в п. 6666).

6669. "Над глиною и кирпичами" означает по причине зол, которые они изобрели, и ложностей, которые они выдумали. Это ясно из значения "глины", как добра, а в противоположном смысле зла, о чем говорится ниже, и из значения "кирпичей", как ложностей, которые они изобретают, о чем сказано в п. 1296. О зле и ложностях, которые изобретают и придумывают пребывающие в аду, смотрите также п. 6666. Что "глина" означает зло, от которого происходит ложь, ясно из следующих отрывков в Слове:

А нечестивые - как море взволнованное, которое не может успокоиться и которого воды выбрасывают ил и глину (Ис. 57:20);

"Ил" означает ложь, от которой происходит зло; а "глина" означает зло, от которого происходит ложь.

[2] У Иеремии:

Ноги твои погрузились в глину*, и они удалились от тебя (Иер. 38:22);

"Ноги, погруженные в глину" означают природное [начало], погруженное во зло.

Начерпай воды на время осады; укрепляй крепости твои; пойди в грязь, топчи глину, исправь печь для обжигания кирпичей. Там пожрет тебя огонь, посечет тебя меч (Наум 3:14, 15);

"Топтать глину" означает мыслить от зла, что является ложью.

Они будут произносить о нем: `горе тому, кто без меры обогащает себя не своим, - на долго ли? - и обременяет себя глиной!' Не восстанут ли внезапно те, которые будут терзать тебя? (Авв. 2:6, 7);

"Обременять себя глиной" означает злом.

[3] У Давида:

Извлек меня из страшного рва, из тинистого болота, и поставил на камне ноги мои (Пс. 40:2).

У того же автора:

Я погряз в глубоком болоте, и не на чем стать; вошел в глубину вод, и быстрое течение их увлекает меня. Извлеки меня из глины, чтобы не погрязнуть мне; да избавлюсь от ненавидящих меня и от глубоких вод; да не увлечет меня стремление вод, да не поглотит меня пучина (Пс. 69:2, 14, 15);

"Глина" означает зло, от которого происходит ложь. У Исаии:

Попирать владык, как грязь, и топтать, как горшечник глину (Ис. 41:25).

[4] Однако в следующих отрывках "глина" означает добро:

Но ныне, Господи, Ты - Отец наш; мы - глина, а Ты - образователь наш, и все мы - дело руки Твоей (Ис. 64:8).

"Глина" означает человека Церкви, который созидается, таким образом добро веры, посредством которого человек созидается, то есть преобразуется.

[5] Так у Иеремии:

Слово, которое было к Иеремии от Господа: встань и сойди в дом горшечника, и там Я возвещу тебе слова Мои. И сошел я в дом горшечника, и вот, он работал свою работу на кружале. И сосуд, который горшечник делал из глины, развалился в руке его; и он снова сделал из него другой сосуд, какой горшечнику вздумалось сделать. И было слово Господне ко мне: не могу ли Я поступить с вами, дом Израилев, подобно горшечнику сему? говорит Господь. Вот, что глина в руке горшечника, то вы в Моей руке, дом Израилев (Иер. 18:1-6);

"Дом Израилев" означает Церковь, которая должна быть образована; и поскольку образование происходит посредством добра милосердия и истины веры, и они означаются "глиной" и "сосудом горшечника", поэтому пророку было сказано прийти в дом горшечника. Этого не происходило бы, если бы "глина" и "сосуд горшечника" не имели бы такого значения.

[6] Сущий, или Господь, назван "горшечником", а человеком, который преобразуется, назван "глиной", а именно у Ис. 29:15, 16; 45:9; Иов 10:9; 33:6. Случай, когда Господь сделал брение из глины со слюной, помазал глаза слепорожденного человека и повелел ему умыться в купальне Силоам, в результате чего слепой стал видеть (Ин. 9:6, 7, 11), произошел потому, что он прообразовал изменение человека, рожденного в неведении истины. Что это изменение происходит через добро веры, означается "глиной".

6670. "И от всякой работы полевой" означает намерение подчинить себе все, принадлежащее Церкви. Это ясно из значения "работы", как намерения поработить (п. 6666); и из значения "поля", как Церкви (п. 2971, 3766).

6671. "От всякой работы, к которой принуждали их с жестокостью" означает намерение поработить, используя разные способы, без какого-либо милосердия. Это ясно из значения "работы", как намерения поработить (п. 6666, 6668, 6670), а поскольку сказано "от всякой работы", то это означает, что использовались разные способы; и из значения "жестокости", как отсутствия милосердия (п. 6667).

6672. [Стихи 15-21] Царь Египетский повелел повивальным бабкам Евреянок, из коих одной имя Шифра, а другой Фуа, и сказал: когда вы будете повивать у Евреянок, то наблюдайте при родах: если будет сын, то умерщвляйте его, а если дочь, то пусть живет. Но повивальные бабки боялись Бога и не делали так, как говорил им царь Египетский, и оставляли мальчиков в живых. Царь Египетский призвал повивальных бабок и сказал им: для чего вы делаете такое дело, что оставляете мальчиков в живых? Повивальные бабки сказали фараону: Еврейские женщины не так, как Египетские; они полны жизни, ибо прежде нежели придет к ним повивальная бабка, они уже рождают. За сие Бог делал добро повивальным бабкам, а народ умножался и весьма усиливался. И так как повивальные бабки боялись Бога, то Он устроял домы их.

"Царь Египетский повелел повивальным бабкам Евреянок" означал наитие из отдельных научных знаний в природные начала, где находятся истинные познания Церкви; "из коих одной имя Шифра, а другой Фуа" означает качество и состояние природных начал, где пребывают знания; "и сказал: когда вы будете повивать у Евреянок, то наблюдайте при родах" означает распознавание истины и добра, проистекающее от внутреннего начала во внешние знания; "если будет сын, то умерщвляйте его" означает, что если это будет истина, они должны уничтожать её любым способом, каким только могут; "а если дочь, то пусть живет" означает, что если это будет добро, то они не должны его уничтожать. "Но повивальные бабки боялись Бога" означает, что истинные знания находились под охраной Божественного; "и не делали так, как говорил им царь Египетский" означает, что намерение тех, которые состояли в ложностях, не осуществилось; "и оставляли мальчиков в живых" означает, что истины, происходящие от добра, были сохранены. "Царь Египетский призвал повивальных бабок" означает, что пребывавшие в ложностях устроили заговор против тех, которые пребывали в истинных познаниях в природных началах; "и сказал им: для чего вы делаете такое дело, что оставляете мальчиков в живых?" Означает гнев, потому что истины не были уничтожены. "Повивальные бабки сказали фараону" означает распознавание этих истинных знаний в природных началах; "Еврейские женщины не так, как Египетские" означает, что познания Церкви не подобны научным знаниям, противоположным им; "они полны жизни" означает, что духовная жизнь пребывает в них; "ибо прежде нежели придет к ним повивальная бабка, они уже рождают" означает, что природное не имеет никаких познаний, прежде чем не будет наделено жизнью. "За сие Бог делал добро повивальным бабкам" означает, что природное было благословлено Божественным; "а народ умножался и весьма усиливался" означает, что в природном постоянно появлялись истины и таким образом умножались. "И так как повивальные бабки боялись Бога" означает, поскольку истинные знания были сохраняемы Божественным; "то Он устроял домы их" означает, что они располагались в небесной форме.

6673. "Царь Египетский повелел повивальным бабкам Евреянок" означал наитие из отдельных научных знаний в природные начала, где находятся истинные познания Церкви. Это ясно из значения "повеления", как наития (п. 5743, 6291); из значения "царя Египетского", как отдельных научных знаний, которые противоположны истинам Церкви (п. 6651); из значения "повивальных бабок", как природного [начала] (п. 4588, 4921); и из значения "Евреянок", как предметов Церкви (п. 5136, 5236), также как и истинных научных знаний Церкви. Причина, по которой "повивальные бабки" означают природное [начало], заключается в том, что природное принимает то, что втекает из внутреннего, таким образом действуя подобно повивальным бабкам.

6674. "Из коих одной имя Шифра, а другой Фуа" означает качество и состояние природных начал, где пребывают знания. Это ясно из значения "имени", как качества (п. 144, 145, 1896, 2009), а также состояния (п. 1946, 2643, 3422, 4298); ибо все имена в Слове означают реальные предметы и в общем заключают в себе все, относящееся к предмету, о котором идет речь, таким образом его качество и состояние. Поэтому здесь имена "Шифра и Фуа" означают качество и состояние природного, в котором пребывают истинные научные знания, поскольку об этом идет речь, как ясно из того, что предшествует (п. 6673).

[2] Человек, не знающий о том, что имя означает качество и состояние предмета, о котором идет речь, может думать, что понимается только имя, когда о нем есть упоминание; таким образом, когда Господь говорит о Своем "имени", что понимается только имя, хотя в действительности понимается качество богослужения, то есть всё, принадлежащее вере и милосердию, посредством которого Он должен быть почитаем, как у Матфея:

Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф. 18:20).

Здесь понимается не "имя", но богослужение, происходящее от веры и милосердия.

А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божьими (Ин. 1:12);

Здесь также "имя" означает веру и милосердие, посредством которых почитают Господа.

Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его (Ин. 20:31).

Здесь тот же смысл.

[3] Также:

Если чего попросите во имя Мое, Я то сделаю (Ин. 14:13, 14);

О чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам. (Ин. 15:16; 16:23, 24).

Здесь не понимается, что они должны просить Отца во имя Господа, но что они должны просить Самого Господа; ибо нет иного пути к Божественному Благу, которое является "Отцом" (п. 3704), кроме как через Божественную Человечность Господа, как хорошо известно в разных Церквях; и поэтому просить Самого Господа, значит просить согласно истинам веры, а все, просимое в соответствии с этими истинами, дается, как Сам Господь говорит в предыдущем отрывке у Иоанна:

Если чего попросите во имя Мое, Я то сделаю (Ин. 14:14).

Это может быть видно из факта, что Господь понимается под "именем" Сущего, как сказано у Моисея:

Вот, Я посылаю пред тобою Ангела хранить тебя на пути; блюди себя пред лицем Его и слушай гласа Его; не упорствуй против Него, потому что Он не простит греха вашего, ибо имя Мое в Нем (Исх. 23:20, 21).

[4] У Иоанна:

Отче! прославь имя Твое. Тогда пришел с неба глас: и прославил и еще прославлю (Ин. 12:28).

Я открыл имя Твое людям, которых Ты дал Мне от мира. И Я открыл им имя Твое и открою, да любовь, которою Ты возлюбил Меня, в них будет, и Я в них (Ин. 17:6, 26).

Из этих отрывков ясно, что Господь в отношении Божественной Человечности являет "имя" Сущего, или все Его качество; поэтому все Божественное почитание происходит от Божественной Человечности, которая и должна быть почитаема, ибо таким образом почитается Само Божественное, о котором иначе не может быть сформировано никакой мысли, а если нет мысли, нет и соединения.

[5] Что "имя" Господа являет всё, принадлежащее вере и любви, посредством которой Господь должен быть почитаем, еще более ясно из следующих отрывков:

Будете ненавидимы всеми за имя Мое (Мф. 10:22).

Кто примет одно такое дитя во имя Мое, тот Меня принимает (Мф. 18:5).

Всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат (Мф. 19:29).

Народ восклицал: осанна Сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господне! (Мф. 21:9).

Сказываю же вам, что вы не увидите Меня, пока не придет время, когда скажете: благословен Грядый во имя Господне! (Лк. 13:35).

И кто напоит вас чашею воды во имя Мое, потому что вы Христовы, истинно говорю вам, не потеряет награды своей (Мк 9:41).

Семьдесят [учеников] возвратились с радостью и говорили: Господи! и бесы повинуются нам об имени Твоем. Однако тому не радуйтесь, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах (Лк. 10:17, 20);

"Имена, написанные в небесах" не являются именами, но качеством их веры и милосердия.

[6] То же понимается под "имена, написанными в книге жизни" в Откровении:

У тебя в Сардисе есть несколько человек, которые не осквернили одежд своих. Побеждающий облечется в белые одежды; и не изглажу имени его из книги жизни, и исповедаю имя его пред Отцом Моим и пред Ангелами Его (Откр. 3:4, 5).

Входящий дверью есть пастырь овцам. Он зовет своих овец по имени (Ин. 10:2, 3).

Моисей сказал Господу: `Я знаю тебя по имени' (Исх. 33:12, 17).

Многие, видя чудеса, которые Он творил, уверовали во имя Его (Ин. 2:23).

Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия (Ин. 3:18).

И убоятся имени Господа на западе (Ис. 59:19).

Ибо все народы ходят, каждый во имя своего бога; а мы будем ходить во имя Господа Бога нашего (Мих. 4:5).

[7] У Моисея:

К месту, какое изберет Господь, Бог ваш, чтобы пребывать имени Его там, обращайтесь и туда приходите (Втор. 12:5, 11, 14).

Подобное встречается у Ис. 18:7; Иер. 7:12; Ис. 26:8, 13; 41:25; 43:7; 49:1; 50:10; 52:5; 62:2; Иер. 23:27; 26:16; Иез. 20:14, 44; 36:21-23; Мих. 5:4; Мал. 1:11; Втор. 10:8; Откр. 2:17; 3:12; 13:8; 14:11; 15:2; 17:8; 19:12, 13, 16; 22:3, 4.

[8] Что "имя Сущего" означает все, посредством чего Он почитается, а в высшем смысле все, что исходит от Господа, видно из благословения:

Да благословит тебя Господь и сохранит тебя! Да призрит на тебя Господь светлым лицем Своим и помилует тебя! Да обратит Господь лице Свое на тебя и даст тебе мир! Так пусть призывают имя Мое на сынов Израилевых (Чис. 6:23-27).

Из всего этого теперь ясно, что понимается под следующей заповедью в Десятисловии:

Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно (Исх. 20:7);

Молитесь же так: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое (Мф. 6:9).

6675. "И сказал: когда вы будете повивать у Евреянок, то наблюдайте при родах" означает распознавание истины и добра, проистекающее из внутреннего начала во внешние знания Церкви. Это ясно из значения "повивания", как принятия добра и истины, проистекающей из внутреннего в природное, ибо насколько природное принимает наитие, настолько оно является "повивальной бабкой" (п. 4588, 6673); из значения "Евреянок", как предметов Церкви (п. 5136, 5236); из значения "наблюдения", как распознавания (п. 2150, 3764, 4567, 4723, 5400); и из значения "при родах", как тех предметов в природном, которые принимают добро и истины, проистекающие из внутреннего, таким образом, истинные познания, поскольку они принимают их. Отсюда ясно, что "когда вы будете повивать у Евреянок, то наблюдайте при родах" означает распознавание истины и добра, проистекающее из внутреннего начала во внешние знания Церкви, которые находятся в природном.

6676. "Если будет сын, то умерщвляйте его" означает, что если это будет истина, они должны уничтожать её любым способом, каким только могут. Это ясно из значения "сына", как истины (п. 489, 491, 533, 1147, 2623, 3373); и из значения "убийства", как уничтожения, поскольку это говорится об истине. Но они должны были уничтожать "любым способом, каким только могли", поскольку злые не могут уничтожить истины у добрых.

6677. "А если дочь, то пусть живет" означает, что если это будет добро, то они не должны его уничтожать. Это ясно из значения "дочери", как добра (п. 489-491, 2362); и из значения слов "пусть живет", что оно не должно быть уничтожено. Причина, по которой царь Египетский сказал, что нужно убивать сыновей, но не дочерей, ясна из внутреннего смысла, который заключается в том, что они стремились уничтожить истину, но не добро; поскольку, когда адские духи наваждают, им позволяется нападать на истины, но не добро. Причина в том, что истины могут подвергаться нападению, но не добро, которое охраняется Господом; когда же адские духи пытаются нападать на добро, они повергаются глубоко в ад, поскольку не могут выдержать присутствия добра, ибо во всяком добре присутствует Господь. Отсюда происходит то, что ангелы, пребывающие в добре, имеют такую силу над адским духам, что один ангел может одолеть тысячи из них. Должно быть известно, что добро содержит в себе жизнь, поскольку добро исходит от любви, а любовь является жизнью человека. Если зло, которое исходит от любви к себе и к миру, и которое кажется добром для тех, кто пребывает в этой любви, нападает на добро, происходящее от небесной любви, жизнь одного сражается с жизнью другого; а поскольку жизнь, принадлежащая добру, которое исходит от небесной любви, берет начало от Божественного, поэтому жизнь, происходящая от любви к себе и к миру, если сталкивается с жизнью, исходящей от Божественного, начинает угасать, поскольку она задыхается. Таким образом злые страдают подобно пребывающим в смертельных муках, и поэтому бросаются с головой в ад, где они снова возвращаются к своей жизни (п. 3938, 4225, 4226, 5057, 5058). В этом состоит другая причина, по которой злые гении и духи не могут нападать на добро и не смеют его уничтожать. Иначе происходит с истиной, которая не имеет в себе жизни, но получает её от добра, то есть через добро от Господа.

6678. "Но повивальные бабки боялись Бога" означает, что истинные знания находились под охраной Божественного. Это ясно из значения "боязни Бога", как соблюдения Божественных повелений, так как боящиеся Бога соблюдают Его заповеди, но поскольку всякий святой страх, и отсюда повиновение и соблюдение заповедей, исходит от Божественного и нисколько от человека, поэтому слова "они боялись Бога" означают, что они находились под охраной Божественного; и из значения "повивальных бабок", как природного [начала], в котором пребывают истинные научные знания (п. 4588, 6673, 6675).

6679. "И не делали так, как говорил им царь Египетский" означает, что намерение тех, которые состояли в ложностях, не осуществилось. Это ясно из значения слов "не делали, как он говорил им", как факта, что их замысел не исполнился, то есть, что пребывавшие в ложностях не могли уничтожить истины, обозначенные "сыновьями", но что они намеревались уничтожить их любым способом, каким только могли (п. 6676); и из значения "царя Египетского", как отдельных научных знаний, которые противоположны истинам Церкви (п. 6651), таким образом лжи, поскольку эти научные знания ложны.

6680. "И оставляли мальчиков в живых" означает, что истины, происходящие от добра, были сохранены. Это ясно из значения "оставления в живых", как сохранения; и из значения "сыновей", называемых здесь "мальчиками", как истин (п. 6676). Сыновья здесь названы "мальчиками", потому что "мальчиками" означается добро невинности (п. 430, 2782, 5236), поэтому "мальчики" здесь означают истины, происходящие от добра.

6681. "Царь Египетский призвал повивальных бабок" означает, что пребывавшие в ложностях устроили заговор против тех, которые пребывали в истинных познаниях в природных началах. Это ясно из значения "призывания", как составления заговора, поскольку целью призывания было уничтожение истин, но заговор провалился, так как истины находились под охраной Божественного, которое обозначено "повивальными бабками, боящимися Бога" (п. 6678), (злые в другой жизни, наваждающие добрых, действительно устраивают совместные заговоры, как мне дано было знать из опыта); из значения "царя Египетского", как тех, которые пребывают в ложностях (п. 6679); и из значения "повивальных бабок", как природного [начала], в котором находятся истинные познания (п. 4588, 6673, 6675, 6678). Отсюда ясно, что "царь Египетский призвал повивальных бабок" означает, что пребывавшие в ложностях устроили заговор против тех, которые пребывали в истинных познаниях в природных началах.

6682. "И сказал им: для чего вы делаете такое дело, что оставляете мальчиков в живых?" Означает гнев, потому что истины не были уничтожены. Это ясно из значения выражения "для чего вы делаете такое дело?", являющегося словами укора, таким образом гнева; из значения слов "оставить в живых", то есть не уничтожить (п. 6677, 6680); и из значения "мальчиков", как истин, происходящих от добра (п. 6680).

6683. "Повивальные бабки сказали фараону" означает распознавание этих истинных знаний в природных началах. Это ясно из значения "говорения" в исторических частях Слова, как понимания или перцепции, о чем часто говорилось выше; из значения "повивальных бабок", как истинных знаний в природном (п. 6681); и из прообраза Фараона, как ложных научных знаний в общем (п. 6679, 6681).

6684. "Еврейские женщины не так, как Египетские" означает, что познания Церкви не подобны научным знаниям, противоположным им. Это ясно из значения "Еврейских женщин", как предметов, принадлежащих Церкви (п. 5136, 5236, 6673, 6675); и из значения "Египетских женщин", как того, что противоположно предметам Церкви. Это знания фактов, как ясно из сказанного ранее, а также из значения "Египта", представляющего научные познания (п. 6638), здесь познания, противоположные истинным познаниям Церкви. "Женщины" означают предметы Церкви (п. 252, 253).

6685. "Они полны жизни" означает, что духовная жизнь пребывает в них. Это ясно из значения "полноты жизни", как духовной жизни (п. 5890), здесь духовной жизни в предметах, принадлежащих Церкви, которые означаются "Еврейскими женщинами". Что такое духовная жизнь, уже не раз говорилось выше, но поскольку немногие в наши дни знают, что такое духовное, позвольте здесь это кратко объяснить. Духовное в своем первоистоке – это Божественная истина, исходящая из Божественной Человечности Господа. Эта истина имеет в себе Божественное добро, поскольку Божественная истина происходит от Божественной Человечности Господа, которая является Божественным добром. Божественная истина, в которой пребывает Божественное добро, является в истоке самим духовным и самой жизнью, которая наполняет небеса, более того, которая наполняет все творение; она проникает везде, где существует какой-либо объект, но в каждый объект по-разному, в зависимости от его формы. В объектах, которые согласуются с добром, она устанавливает


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-16; просмотров: 72; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты