Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Толкование норм права




Толкование норм права – это интеллектуальная деятельность субъекта, включающая в себя:

1) уяснение смыслового содержания текста нормативного акта

и

2) разъяснение смыслового содержания норм права другим лицам.

Толкование норм права – это деятельность по уяснению и разъяснению смысла, вложенного в норму права правотворческим органом, для ее правильного применения

 

37. Правосознание: понятие, значение, структура

 

Существуют различные формы общественного сознания, посред­ством которых люди осознают (отражают) окружающий мир. Это по­литическое, нравственное, национальное, эстетическое, религиозное сознание. К формам общественного сознания относится и правосозна­ние.

Правосознание представляет собой совокупность идей, взглядов, чувств, традиций, переживаний, которые выражают отношение людей к правовым явлениям общественной жизни. Это представления о законо­дательстве, законности, правосудии, о правомерном или неправомерном поведении.

Особенность правосознания, как специфической формы обще­ственного сознания, выражается в следующем.

В правосознании отражаются лишь те явления, которые со­

ставляют правовую сторону жизни общества. Оно охватывает процесс

создания правовых норм, реализацию их требований в общественной

жизни. Политические, нравственные и другие идеи и представления то­

же активно воздействуют на формирование и реализацию норм права.

Но прежде чем получить выражение в правовых нормах, в практике их

применения, они должны пройти через правосознание, то есть получить

правовую*форму в виде правовых идей и представлений.

Особенность правосознания выражается также в способе отра­

жения явлений общественной жизни. Осознание правовых явлений жизни

общества осуществляется посредством специальных юридических понятий

U категорий. К их числу относятся, например, такие понятия, как право-

Мерность, неправомерность, правоотношение, юридическая ответствен­

ность, законность. Нравственное же сознание оценивает окружающий

мир с помощью собственных понятий: добра, зла, справедливости, справедливости, чести, достоинства.

В структурном отношении правосознание состоит из двух е ментов: научного правосознания (правовой идеологии) и обыденного правосознания (правовой психологии).

Правовая идеология — это система взглядов и представлений

которые в теоретической форме отражают правовые явления обществен.'

ной жизни. Теоретическое отражение правовых идей и взглядов содер­

жится в научных исследованиях по вопросам государства и права, их

сущности и роли в общественной жизни. Поскольку в них содержатся

объективные выводы и обобщения, это позволяет государству и его

органам эффективно использовать их в правотворческой и правоприме­

нительной деятельности.

Правовая психология — это совокупность чувств, привычек, на­

строений, традиций, в которых выражается отношение различных соци­

альных групп, профессиональных коллективов, отдельных индивидов к

праву, законности, системе правовых учреждений, функционирующих в

обществе. Правовая психология характеризует те переживания, чувства,

мысли людей, которые возникают в связи с изданием норм права, со­

стоянием действующего законодательства и практическим осуществле­

нием его требований. Радость или огорчение после принятия нового

закона, чувство удовлетворения или неудовлетворения при реализации

конкретных норм, нетерпимое или равнодушное отношение к наруик

ниям правовых предписаний — все это относится к области правовом

психологии.

На содержание правовой психологии, уровень ее зрелости значи тельное влияние оказывает внедрение в сознание людей научных прел ставлений о правовых явлениях общественной жизни.

Общественное и индивидуальное правосознание. Общественное пра восознание обобщает правовые взгляды, идеи, традиции, которые вы рабатываются отдельными людьми (индивидами). Научное правосозна ние и правовая психология не существуют вне сознания отдельных лич ностей. Они включают все то типичное, наиболее существенное, что содержится в правовом сознании индивидов.

Индивидуальное правосознание — это чувства и представления о праве конкретной личности. Общественное правосознание развивает­ся через правосознание отдельных индивидов. Однако оно неизмеримо богаче, чем правосознание индивида, так как отражает правовую жизнь общества в целом. Индивидуальное правосознание не может охватить всего многообразия правовых явлений различных периодов жизни об­щества — оно отражает лишь отдельные, существенные черты. Право­сознание конкретного человека складьшается под влиянием тех условий, в которых он живет и работает. А так как условия жизни индивидов различны, то это сказывается и на их правосознании. Вот почему пра­восознание одного человека может быть глубоким, содержать научную ценку правовых явлений, а другого — ограниченным, отстающим от бщего уровня общественного правосознания. Очень важно учитывать азличия в уровне правосознания отдельных людей при организации работа по правовому воспитанию.

Роль правосознания в общественной жизни. Правосознание играет важную роль в совершенствовании и развитии правовой жизни общест­ва.

Во-первых, правосознание является необходимым фактором

при создании норм права. Ведь правовые нормы формируются в процессе сознательной волевой деятельности правотворческих органов. Прежде чем получить выражение в юридических нормах, определенные интере­сы и потребности людей проходят через волю и сознание индивидов, создающих правовые нормы. Поэтому качество правовых норм, их со­ответствие потребностям общественного развития неразрьшно связано с правовыми представлениями, уровнем правосознания тех, кто создает правовые нормы.

Во-вторых, правосознание является важным и необходимым условием точной и полной реализации правовых норм. Требования норм права обращены непосредственно к людям. Эти требования тоже вы­полняются посредством их сознательной волевой деятельности. И чем выше уровень правосознания граждан государства, тем точнее испол­няются предписания правовых норм. Развитое правосознание обеспечи­вает добровольное, глубоко осознанное осуществление правовых требо­ваний, понимание их правильности" и разумности. Оно вызывает у лю­дей чувство нетерпимости к нарушениям правопорядка.

Таким образом, правосознание есть важный фактор развития за­конодательства, стабильности правопорядка, реальности прав и свобод граждан. Совершенное правосознание свидетельствует также о высокой общей и правовой культуре личности, делает ее полноценным участни­ком разнообразных правоотношений.

38. Правовая культура: понятие и уровни. Правовое воспитание

Правосознание — это совокупность представлений и чувств, эмоций, оценок и установок, выражающих отношение к действующему и желаемому праву. Правосознание — одобрительная или отрицательная реакция людей на вновь принятые законы, на конкретные проекты нормативных актов
Правосознание выполняет следующие основные функции, раскрывающие его роль и социальное назначение в обществе: 1) оценочную; 2) регулятивную; 3) познавательную; 4) прогностическую.
Оценочная функция заключается в том, что с помощью правосознания осмысливаются, анализируются и оцениваются все без исключения элементы правовой системы, вся правовая жизнь общества с точки зрения их соответствия или несоответствия определенным критериям. Оценка может быть как позитивной, так и негативной, т.е. критической. Ни одно юридическое явление, образование, ни один правовой институт не остаются вне аналитического опосредования их правосознанием. Оценке подвергается правовая политика государства, деятельность его органов, властных структур, должностных лиц, законодателей; правомерные и противоправные поступки граждан, собственное поведение субъекта (самооценка). Уйти от оценочного суждения правосознания очень трудно.
Правосознание определяет "что такое хорошо" и "что такое плохо" в правовой сфере. Например, правомерное поведение, да еще активное, - это хорошо, а противоправное поведение, тем более преступное, - это плохо. Правосознание взвешивает на весах справедливости ценность тех или иных правовых явлений, понятий, категорий, отношений, их роль и значение в жизни общества, полезность или вредность для человека.
Регулятивная функция означает, что хотя правосознание, в отличие от права, и не осуществляет непосредственного правового регулирования общественных отношений (в смысле установления каких-либо запретов, предписаний, дозволений, определения юридических прав и обязанностей субъектов, санкций за правонарушения и т.д.), оно тем не менее способно оказывать эффективное общенормативное воздействие на поведение людей, определять их ориентиры, цели, установки. Регулирующая роль правосознания относительна, однако она достаточно велика и полезна, особенно в плане духовного, морального, культурного влияния на индивида.
Правосознание не обладает той степенью нормативности, какой обладает право, но оно, во-первых, сопровождает, точнее, пронизывает собой весь процесс действия права, процесс правового регулирования; во-вторых, само вырабатывает и содержит в себе определенные эталоны поведения субъектов, прежде всего на бытовом, эмпирическом уровне. Правосознание - не внешний, а главным образом внутренний регулятор деятельности индивида. Лишь в отдельных случаях правосознание имеет прямое отношение к разрешению конкретных дел (аналогия права).
Познавательная функция состоит в том, что правосознание как форма отражения и освоения правовой действительности аккумулирует в себе обширный комплекс знаний об этой действительности, о праве и его действии, других юридических феноменах. Чем выше у того или иного субъекта правосознание, тем выше уровень его правовой осведомленности, информированности. Причем знания, накапливаемые правосознанием, постоянно углубляются и распространяются, делаются достоянием все более широкого круга физических и юридических лиц. Сюда же входит правовое просвещение населения, подготовка юридических кадров, правовая пропаганда, печатные труды, средства массовой информации.
Прогностическая функция раскрывает способность правосознания идти впереди права, заглядывать в будущее, давать прогноз правового развития, предвидеть последствия принятия тех или иных законодательных актов. Прогнозирование - важнейшее условие эффективности действующего законодательства, а также предполагаемых мер в данной области. Когда действие того или иного закона дает отрицательные результаты, то это означает, что он с самого начала был плохо продуман и обоснован. Типичный пример - принятые в середине 1980-х гг. (в разгар "перестройки") так называемые антиалкогольные законы, принесшие при их реализации только вред. Прогнозирование включает в себя учет всех объективных и субъективных факторов, могущих повлиять на правовое развитие страны, ход правовой реформы. И правосознание играет здесь исключительно важную роль.
Структура правосознания. Как следует из приведенного выше определения, правосознание состоит из двух главных элементов или сторон: идеологии и психологии. Они и образуют структуру данного явления. Правосознание, взятое в качестве идеологии, представляет собой систему правовых идей, взглядов, теорий, воззрений, доктрин. Это часть идеологии вообще как собирательного понятия. Особенность правосознания в том, что оно отражает право во всех его состояниях и проявлениях, чем и отличается от других видов идеологии. Понятно, что идеи способны оказывать существенное воздействие на сознание и поведение людей, их мироощущение, образ жизни
Вторая - психологическая - сторона правосознания, в сущности, питает первую и поэтому нередко рассматривается как исходное, корневое начало. Данный аспект правосознания - это не идеи, не взгляды, а чувства, эмоции, переживания, настроения индивида, связанные с восприятием права и всех производных от него явлений. Имеется в виду эмпирический срез правосознания, предполагающий познание объекта опытным путем. Причем психологический настрой может быть не только индивидуальным. Если определенные настроения получают массовое распространение, то говорят о социальных чувствах, которые могут иметь как всеобщий, так и групповой характер. Общественное недовольство людей чем-либо подчас играет определяющую роль для принятия тех или иных политико-правовых решений. Например, настроения большинства российских граждан (свыше 80%) склоняются сегодня, как и раньше, в пользу сохранения смертной казни, и это обстоятельство не может не учитывать законодатель.
Психологические моменты пронизывают собой весь процесс реализации права, механизм правового регулирования, юридическую практику и многое другое, ибо все это осуществляется, претворяется в жизнь через волевую деятельность людей с их не только взглядами, но и эмоциями. Субъекты права - живые люди и им свойственны все без исключения психологические состояния.
В известные периоды накаляются не только политические страсти, но и правовые. Впрочем, они тесно переплетаются и выступают, по сути, как политико-правовые (например, в избирательных кампаниях, при принятии того или иного закона в парламенте, проведении уличных акций, митингов и т.д.). Словом, правосознание - это не только сфера рационального, но и эмоционального.
В уголовном праве при квалификации некоторых преступлений принимаются во внимание такие психологические состояния лица, как сильное душевное волнение (аффект), цинизм, жестокость, низменные побуждения, невменяемость и т.д. В соответствующих случаях назначаются психологические экспертизы. Вообще субъективная сторона правонарушения определяется в науке как психическое отношение правонарушителя к своему деянию и его последствиям.
Примерами сильных эмоциональных проявлений могут служить факты, когда люди возмущаются каким-либо особо тяжким преступлением, беззаконием, грубым произволом, негодуют по поводу того, что преступник не пойман и не осужден. Или, напротив, испытывают чувство удовлетворения тем, что зло наказано и справедливость восторжествовала, законность восстановлена. Все это - "работа" второй, психологической, стороны правосознания.
Следовательно, мыслительная (идеальная) и чувственная сферы правосознания не только не исключают, а предполагают друг друга, поскольку выступают органическими слагаемыми одного и того же явления. Реакция на право, другие юридические феномены может быть как умственной, так и душевной, рациональной и эмоциональной.

 

39. Законность: принципы и значение

 

Законность и ее принципы являются объектом пристального внимания ученых-юристов. В теории государства и права относительно их соотношения сформулирована методологическая аксиома: принципы – это содержание, а категория «законность» – форма их выражения. На основе этого метода и ведутся научные исследования различных аспектов рассматриваемого феномена. В результате чего в правоведении сложилась самостоятельная теория законности, в рамках которой существуют различные определения данного явления. Проведем их краткий анализ.

В учебной и монографической литературе нет единства мнений и трактовке этой правовой категории. Например, В.В. Борисов дает следующее определение: «Законность – демократический принцип Советской власти. Он проявляется в том, что ко всем органам государства, учреждениям, предприятиям, общественным организациям, должностным лицам и гражданам предъявлено требование строжайшего выполнения советских законов; провозглашенные права и свободы граждан, их организаций, их законные интересы гарантируются, и обеспечивается выполнение возложенных на них обязанностей, реализация ответственности; точное и неуклонное выполнение нормативных актов и актов реализации права обеспечивается государственными и общественными мерами».

В других источниках интерпретировано сходное по сути определение законности как принципа. На наш взгляд, законность как принцип представляет собой совокупность идей и взглядов, посредством которых у всех участников правовых отношений формируется внутренняя потребность в совершении правомерных поступков. В характеристиках законности как метода государственного руководства обществом, как режима, состояния и т.д. фактически речь идет о строгом и неуклонном соблюдении всеми субъектами правоотношений действующего законодательства, юридических норм. Вместе с тем в последние годы в отечественной теории государства и права предпринимаются попытки

) Борисов В.В. Правовой порядок развитого социализма. Саратов, 1977. С. 332.

по-новому сформулировать определение законности. Так, Н.В. Витрук пишет: «Законность означает идею, требование и систему (режим) реального выражения права в законах государства, в самом законотворчестве, в подзаконном нормотворчестве», В.Н. Кудрявцев: «Законность – определенный режим общественной жизни, метод государственного руководства, состоящий в организации общественных отношений посредством издания и неуклонного осуществления законов и других правовых актов»2.

Приведенные суждения о понятии законности являются следствием исследования отдельных аспектов данной проблемы с применением конкретных методов познания, что способствовало формированию такого многообразия определений законности. В своей совокупности все эти аспекты образуют методологическую основу научной разработки законности как сложного политико-правового явления.

Сама по себе идея системного подхода к законности не нова. Однако в общетеоретическом плане нелишне выяснить, что следует понимать под словом «аспект». В юридической литературе термин «аспект» имеет различное значение – свойство, фактор, качество, сторона. По мнению автора, аспект – это способ отражения существенных особенностей социально-экономических процессов посредством категории «законность».

В этой связи можно выделить два типа аспектов.

1. Внутренние отражают функциональную роль законности в системе правовых явлений, используемых для характеристики правовой действительности. К их числу относятся определения законности как принципа, как метода государственного руководства, как режима, как состояния.

2. Внешние определяют место и роль законности в системе ценностей, которые используются для познания и объяснения окружающей действительности.

На наш взгляд, к внешним аспектам, определяющим сущность и содержание данного понятия, можно отнести следующие: социально-экономический, политико-идеологический, духовный, логико-семантический и юридический.

Социально-экономический аспект определяет объективную природу законности, формирует условия и предпосылки ее становления и развития как самостоятельного явления политико-правовой действи-

) Витрук Н.В. Законность, понятие, защита и обеспечение. Конституционная законность и коне гиту циопнос правосудие// Общая теория государства и права. Академический курс 1) 2 т. / Под ред. М.11 Марченко. М., 1998. С. 15.

2 Кудрявцев К II Законность содержание и современное состояние // Законность в Российской Федерации. М., 1998. С. 4.

тельности, исключает возможность субъективно-идеалистического истолкования идеи и принципов законности. Он как бы материализует идею законности на практике.

Исследование политико-идеологического аспекта имеет принципиальное значение для понимания законности как закономерности общественного развития. Он обусловливает мировоззренческую основу теории законности. В качестве примера можно привести диаметрально противоположную оценку, данную различными учеными-юристами, событиям августа – сентября 1991 г. и октября 1993 г.

Поэтому с точки зрения политико-идеологического аспекта в содержание понятия «законность» вводится ее системообразующий принцип – недопустимость противопоставления законности и целесообразности. С учетом данного подхода законность выступает не только в качестве критерия оценки политико-правовых деяний в плане их соответствия или несоответствия целям и задачам развития общества, но и как специфическая закономерность выполняет функцию их упорядочения.

Исходя из этой посылки, можно дать следующее определение. Законность – обусловленная закономерностями общественного развития политико-правовая форма, обеспечивающая процесс движения общества к состоянию правомерности путем разрешения противоречий между политико-экономической целесообразностью и ценностями права, выраженными в действующем законодательстве.

Духовные устои народа всегда имели непреходящее значение. Не является исключением и современное состояние правовой мысли. В этом плане законность – одна из универсальных категорий теории государства и права, которая способна аккумулировать в своем содержании социально-экономические, политико-идеологические, нравственные и собственно юридические ценности посредством реализации идеи справедливости.

Одним из условий претворения в жизнь идеи справедливости, заключенной в содержании законности, выступает категория долга как следствие проявления определенного уровня правового сознания, выраженного в действующем законодательстве в виде юридической обязанности, что способствует формированию системы требований, предъявляемых обществом к поведению своих граждан в интересах их же собственного благополучия.

Таким образом, с нравственной точки зрения законность – юридическая форма выражения идеи справедливости путем формирования у индивида потребности строгого следования предписаниям права.

Целью любого исследования в правоведении является определение юридической природы изучаемого феномена. Для успешного решения поставленной задачи, как нам представляется, необходимо прежде всего уяснить логико-семантическое значение слова законность». Оно заключается в том, что существительные подобной группы произ-водны от сравнительного прилагательного «законный» и указывают на процесс движения к цели. Поэтому история становления и реализации идеи законности на практике выражается следующей формулой: по справедливости – по закону – законность.

С учетом изложенного можно дать краткую характеристику собственно юридического содержания проблемы законности, которая, как правило, начинается с анализа правовых предпосылок и условий зарождения и развития данного политико-правового явления. К ним можно отнести следующие:

1. Наличие государствообразующих органов, выполняющих право-творческую и правоохранительную функции.

2. Действующая система правовых предписаний, отражающих закономерности развития общества, направленная на упорядочение общественных отношений и обеспечение соответствующего состояния правопорядка.

3. Достижение обществом определенного уровня правовой культуры и правосознания, позволяющего ставить задачу по формированию идеи законности и претворению ее в жизнь.

Главное в любой теоретической конструкции – определение сущности исследуемого явления. В нашем случае мы исходим из предпосылки, что сущностью законности является требование строгого и неуклонного соблюдения и исполнения действующего законодательства всеми участниками правовых отношений.

Но здесь возникает проблема: как толковать и осуществлять данную правовую установку.

На наш взгляд, ее нельзя понимать буквально, так как это приведет к отождествлению понятий законности и реализации права. В данном случае указанное выше системообразующее требование выражает движение к цели – достижение законопослушания со стороны всех субъектов общественных отношений. Поэтому законность характеризует не состояние или конкретный результат, а живой процесс, например формирование правового государства и гражданского общества.

Такое понимание сущности законности позволяет говорить о ее содержании как системном образовании, имеющем сложную элементарную структуру, посредством которой в понятии законности обобщаются предметы – носители признаков описываемого явления. В своем единстве они образуют объем категории «законность», а ее анализ позволяет выявить признаки законности.

К элементам содержания категории «законность» относятся:

1. Совокупность идей, взглядов и принципов. Они составляют теоретико-методологическое содержание, мировоззренческую основу теории законности, посредством которых осуществляется объединение смысла и назначение данной категории в системе правовых явлений.

2. Системообразующее требование строгого и неуклонного соблюдения и исполнения действующего законодательства, выражающее цели и потребности государственного и общественного развития.

3. Цель – формирование правового государства и движение к состоянию правомерности. Она достигается в процессе реализации требования точного соблюдения действующего законодательства.

4. Нормативная основа законности – право, без которого она немыслима.

5. Мотивационная деятельность человека в пределах концепции законности. Данный элемент является связующим звеном во всей теоретической конструкции. Именно посредством целенаправленного поведения субъектов общественных отношений происходит материализация идей законности.

6. Средства, способы, приемы претворения в жизнь идей и принципов законности.

На основе всех этих элементов можно сформулировать существенные признаки законности:

• Причинно-следственная обусловленность законности политико-правовыми процессами, происходящими в обществе и государстве.

• Всеобщность и общеобязательность требований законности, выражающих цели развития государства и пути их достижения.

• Высокая степень абстракции, которая объясняется собирательным содержанием категории «законность».

• Объективный характер законности.

• Эффективное пресечение любых правонарушений и обеспечение неотвратимости наказания за противоправные деяния.

• Осуществление государственных функций по охране законности в соответствии с предписаниями действующего законодательства.

Исходя из этого законность можно определить как политико-правовое явление, характеризующее процесс совершенствования государственно-правовой формы организации общества путем строгого и неуклонного соблюдения и исполнения действующего законодательства с целью формирования состояния правомерности в системе социальных отношений.

Проведенный анализ законности не дает ответов на ряд вопросов, в частности, не определяет субъектов законности, пределы действия законности, не говорит о том, что считать нарушением законности и т.д. Все они в той или иной мере связаны с проблемой соотношения законности с реализацией юридических норм и правопорядком. В монографической и учебной литературе предлагались те или иные варианты ответов на эти дискуссионные темы (Н.Г. Александров, М.С. Строго-вич, Д.А. Керимов и др.).

При ответе на данные вопросы следует, на наш взгляд, исходить из логико-семантической конструкции категории «законность» и юридической практики, что позволяет назвать субъектами законности всех участников общерегулятивных правоотношений. Поскольку право – юридико-нормативное основание законности, то, следовательно, оно посредством действующего законодательства определяет круг субъектов правовых отношений, па которых распространяется требование законности. Нельзя также забывать о всеобщности и общеобязательности законности. Юридическая практика (критерий истинности) идет именно по этому пути.

Отдельные авторы выражают озабоченность относительно необоснованного расширения субъектов законности, полагая, что тем самым «нивелируется повышенная опасность нарушения закона со стороны должностного лица в сравнении с опасностью нарушения закона, совершаемого гражданином»2. На наш взгляд, это все же недостаточное основание для исключения из числа субъектов законности граждан и других лиц, так как дифференциация и конкретизация наказания не является прямой функцией законности, она только предполагает неотвратимость наказания.

В качестве самостоятельного элемента законности выступает требование точного и неуклонного соблюдения действующего законодательства. Именно нормативные правовые акты фиксируют круг субъектов законности, а также вид и меру наказания на основании квалифицирующих признаков совершенного правонарушения. Субъектам принадлежит еще одна функция – определять пределы действия законности.

До принятия нового Гражданского кодекса РФ границы функционирования законности четко регламентировались юридическими нормами, которые относили к этим границам законные интересы и потреб ности, субъективные права и обязанности. В настоящее время статья 5 ГК РФ расширяет их круг и вводит также обычай делового оборота:

«Обычаем делового оборота признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе. Обычаи делового оборота, противоречащие обязательным для участников соответствующего отношения положениям законодательства или договору, не применяются».

Что касается вопроса о том, что считать нарушением законности, то, как нам представляется, здесь следует согласиться с мнением Н.В. Вит-рука, который полагает, что не всякое нарушение закона есть нарушение законности. Но аргументация авторской позиции основана не на особенностях субъектов законности, а на логико-семантической интерпретации категории законности.

Существительное законность образовано от сравнительного прилагательного законный, и оно указывает не на состояние, а на процесс или движение. Причем слово «законность» употребляется в значении множественного числа. Не случайно его антонимом выступает термин «беззаконие». Логическая конструкция законности представляет собой не менее высокую степень абстракции, чем право. А содержание его многоаспектно и собирательно.

Следовательно, нарушением законности являются не единичные факты нарушения юридической нормы – это только предпосылка, а их совокупность, когда можно говорить о беззаконии применительно к конкретным правоотношениям. Однако следует подчеркнуть, что юридическая практика идет по другому пути. Она считает любое нарушение правовой нормы нарушением законности.

В качестве подтверждения сделанных выводов относительно содержания понятия законности могут быть использованы ее принципы. Принципы – это исходные начала в формировании мотивов правомерного поведения и внутреннего убеждения субъектов по поводу необходимости соблюдения законов. Они обусловлены закономерностями общественного развития.

С этой точки зрения принципы законности опосредованно регулируют социальные отношения и выражают устоявшиеся в обществе взгляды на содержание нормативно-правовых актов, а следовательно, на необходимость их строгого соблюдения и исполнения всеми участниками правовых отношений.

В юридической литературе приводится различное количество принципов законности. На наш взгляд, наиболее адекватно отражают

суть рассматриваемого явления следующие: 1) единство законности;

2) гарантированность основных прав и свобод граждан; 3) неотвратимость наказания за совершенное правонарушение; 4) недопустимость противопоставления законности и целесообразности; 5) взаимосвязь законности и культурности.

Единство законности – основополагающий принцип. В известном письме «О «двойном» подчинении и законности» В.И. Ленин писал:

«Есть ли высокомерие в том взгляде, что законность не может быть калужская и казанская, а должна быть единая всероссийская и даже единая для всей федерации Советских республик? ...Законность должна быть одна, и основным злом во всей нашей жизни и во всей нашей некультурности является попустительство исконно русского взгляда и привычки полудикарей, желающих сохранить законность калужскую в отличие от законности казанской» .

Для претворения в жизнь принципа единой законности в стране должны сложиться соответствующие социально-экономические и политико-юридические предпосылки. Наиболее важными из них являются такие, как надлежащие материальные условия, которые бы значительно улучшили жизненный уровень населения Российской Федерации, авторитетная легитимная государственная власть, реализующая в своей деятельности идеи и принципы законности, динамичная политическая и правовая системы общества. Именно степень общности этих условий и институтов определяет единство законности и ее эффективность.

Содержание данного принципа составляет также всеобщность и общеобязательность требований соблюдения и исполнения действующего законодательства всеми субъектами правовых отношений, единообразное толкование юридических критериев оценки поведения субъектов и их равенства перед законом.

Значение принципа единства законности состоит в выравнивании правового регулирования социальных отношений независимо от видов нормативно-правовых актов, участников правоотношений и характера объектов воздействия. Фактически речь идет о стремлении достичь равенства в субъектно-объектном и пространственно-временном измерениях. От успешного претворения его в жизнь зависит реальное состояние законности.

Гарантированность основных прав и свобод человека – один из важнейших принципов не только законности, но и Права. Его роль в решении задачи по повышению уровня законности обусловлена значимостью личных и групповых интересов, их реализацией в повседнев-

ной действительности. Кроме того, надо принимать во внимание и то обстоятельство, что эта сфера отношений является предметом политической и идеологической борьбы как внутри страны, так и на международной арене.

Социальную основу этого принципа составляет идея всеобщей защиты индивида и необходимости обеспечения приоритета общегуманитарных ценностей. На теоретико-эмпирическом уровне задача состоит в том, чтобы найти разумное сочетание частных и публичных интересов во взаимоотношениях типа: человек – общество – гражданин – государство; определить пределы их правового регулирования. При этом важно учитывать весь спектр вопросов – национальных, демографических, экономических, политико-идеологических и собственно юридических.

Принцип неотвратимости наказания за совершенное правонарушение подчеркивает юридическую природу законности и определяется деятельностью общественных и государственных институтов по обеспечению правопорядка в стране. Его суть заключается в том, что любое противоправное деяние должно быть своевременно раскрыто, а виновные в его совершении должны понести адекватно содеянному наказание. Причем государство применяет меры принуждения и строго индивидуальном порядке на основании фактических доказательств и сообразно действующему законодательству, решая при этом и воспитательные задачи.

Существенное значение для понимания законности имеет принцип недопустимости противопоставления законности и целесообразности. Он указывает на политико-правовую сущность рассматриваемого явления. А для участников отношений в соответствии с нормами права предоставляет возможность принять наиболее целесообразное решение и вариант поведения применительно к фактическим обстоятельствам и в рамках закона.

Для такого утверждения существуют конкретные предпосылки: динамизм развития социальных процессов опережает их законодательное упорядочение; наличие пробелов в праве; коллизионность норм права;

не всегда отвечающий требованиям времени профессионализм работников правоохранительных органов; политическая нестабильность в стране и др.

Нравственная природа законности наиболее концентрированное выражение находит в ее взаимосвязи с культурой. Законность не может ни развиваться, ни функционировать без опоры на достижения в духовной сфере. Общая и правовая культура – это морально-этическая основа законности. Но и законность, в свою очередь, является одной из политико-правовых предпосылок формирования культуры общества.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-16; просмотров: 94; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.01 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты