Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Герменевтика. Герменевтика как особое философское направление выдвинулось на первый план на рубеже 70–80-х годов




Герменевтика как особое философское направление выдвинулось на первый план на рубеже 70–80-х годов. Основные ее представители – Г.-Г. Гадамер (р. в 1900), П. Риккер (1863–1936).

Сам термин и соответствующие ему понятия вышли из недр древнегреческой мифологии. Известно, что Гермес, сын Зевса, был вестником олимпийских богов, передавал их волю людям, но в загадочной, аллегорической форме. Поэтому существовала необходимость в разъяснении и толковании скрытого смысла воли богов. Герменевтика уже в мифологии означает «искусство толкования», которое обеспечивается определенным сводом правил и предписаний. В христианской теологии она выступала как искусство и метод толкования Священного Писания, которые были необходимы из-за наличия в нем множества иносказаний. Разработке герменевтики в последующей истории способствовало то обстоятельство, что начиная с эпохи Возрождения и до XIX века в аспект изучения исторической науки были включены многочисленные разнородные исторические документы, памятники литературы, религиозные тексты, которые требовали адекватного и однозначного объяснения.

Таким образом, появление герменевтики, ее различных ветвей было исторически подготовлено и выражало определенные культурные и познавательные потребности своего времени.

Как философское направление герменевтика сформировалась во второй половине XX в., впитав в себя ряд важнейших философских идей экзистенциализма и феноменологии. Но признанию герменевтики способствовали и идеологические причины.

Усиление международной напряженности сразу после Второй мировой войны и, как следствие, обострение идеологической борьбы, угроза ядерной войны и уничтожения человечества, углубление социальных противоречий в развитых капиталистических странах осознавались как ситуация всеобщего непонимания и взаимного отчуждения людей. Философия увидела свою задачу в обосновании возможности восстановить утраченную общность вопреки существующему различию точек зрения. Проблема понимания закономерно вышла на первый план, что вызвало особый интерес к герменевтической философии.

Каков же предмет герменевтики?

Единственно доступным и ценным миром является мир человека, понимаемый как область человеческого общения. Именно здесь протекает повседневная жизнь людей, создаются культурные и научные ценности, общественные институты, складываются принципы научного и философского рассуждения. Основу этого мира ценностей, культуры составляет язык. Все культурное достояние человечества должно быть понято и подлежать истолкованию. В этом и состоит задача герменевтики, которая совпадает с философией. Поэтому назначение герменевтики – дать людям возможность понимать друг друга, а также понимать культуру, исторические события, проникать в их смысл.

Если определить философскую основу этих идей, то, с точки зрения герменевтики, никакая реальность не имеет места вне языка. Мир в его непосредственной первозданности не доступен человеку. Можно иметь дело только с миром, запечатленным в языке. Так, Г.-Г. Гадамар пишет, что «реальность не находится позади языка… реальность находится именно внутри языка», и далее: «иллюзия, будто вещи предшествуют своему появлению в языке, скрывает фундаментальный лингвистический характер нашего опыта мира»[8]. Иначе говоря, вещи не существуют до того, как получают название.

В герменевтике большое внимание уделяется методологическим проблемам познания вообще, социального познания в особенности. Она обратила внимание на такие важные вопросы, как проблема понимания в гуманитарных науках, особенности применяемых в них методов исследования, трудности социального познания. Но, поставив своей задачей показать и раскрыть значение понимания для человеческой жизни, философы-герменевтики сделали вывод об универсальном характере герменевтики для социального познания.

Герменевтика как метод познания выделяет следующие этапы:

1) выдвижение некоторой гипотезы, в которой содержится предчувствие смысла текста как целого;

2) интерпретация исходя из этого смысла отдельных его фрагментов (движение от целого к частям);

3) корректировка целостного смысла исходя из анализа отдельных фрагментов текста (движение от частей к целому).

При этом обогащенное понимание целого помогает по-новому переосмыслить и понять части целого. Круг замыкается и многократно повторяется. Замыкается он в самом интерпретаторе, который открывает этот круг через понимание смысла в самом себе. Отсюда понимание есть самопонимание, так как интерпретатор может увидеть в понимаемом материале только то, что уже есть в нем самом.

Следовательно, герменевтика видит задачу исследования в обнаружении «сущностных структур сознания» вне их связи с материальной сферой общественной жизни, т.е. из действительности выделяется духовная сфера, деятельность человека в сфере сознания, ее результаты – явления культуры, а фактором, определяющим эти явления, работу сознания, объявляется само сознание.

Говоря о значении герменевтики, также важно отметить ее роль в изучении субъективной стороны человеческой деятельности.

Необходимость методов герменевтики обусловлена существенной особенностью общества – оно является продуктом сознательной, целенаправленной деятельности людей. Поэтому важнейшая задача социального познания, где могут найти применение указанные методы, – исследование субъективной сферы социальной жизни, мотивов, целей человеческой деятельности, ее ценностей, смыслов, а также анализ природы понимания людьми друг друга и фактов социальной действительности. Значение герменевтики во многом и было обусловлено тем, что она обратила внимание на выявление смысла и значения социальных явлений, роль интерпретации в гуманитарных науках. Последнее обстоятельство особенно важно, так как в отличие от естествознания, где исследуемые факты относительно независимы от ученого, в социальной реальности факты всегда интерпретированы. Следовательно, рациональный аспект герменевтики связан с постановкой проблемы понимания как постижения смысла любых проявлений человеческой деятельности, явлений культуры.

Другая реальная проблема, поставленная герменевтикой, связана со сложностью и необходимостью перевода научной информации на естественный язык. Эта задача возникает в связи с научно-технической революцией, в ходе которой широко используются сложные знаковые системы, в том числе специфические языки науки, все более отдаляющиеся от естественного языка. Увеличивается разрыв между научно-техническим уровнем развития человеческого общества и обыденным сознанием людей. Поэтому проблема понимания научных результатов, их перевода на обычный, естественный язык приобретает важное значение.

Наконец, герменевтика привлекла внимание к проблеме понимания как взаимодействия, так и взаимообогащения различных эпох и культур, что выражает духовную общность жизни людей, целостность мира. в этом мире все более проявляется назревшая объективная потребность взаимосвязи общественных, естественных, технических наук, тесной связи теории с практикой, интересами человека. Поэтому заслуга герменевтики в том, что она внесла огромный вклад в развитие идеи гуманизации науки и техники, в преодоление технократического сознания, сциентистских настроений и установок.


Поделиться:

Дата добавления: 2014-11-13; просмотров: 116; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты