Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Соотношение экономики и политики 2 страница




Разные элементы бессознательного по-разному оказывают влияние на действия индивида и его жизнедеятельность в целом: одни однозначно и непосредственно определяют поведение человека (навыки, привычки), другие выступают одним из мотивов определенной деятельности (уста­новки, влечения и др.), третьи же являются побудителями к неоп­ределенной деятельности (ощущения, чувства, эмоции, интуиция).

Для бессознательного характерно чрезвычайно сложное взаимодействие составляющих его элементов, основанное на отсутствии постоянного и жесткого контроля со стороны сознания, на гибких спосо­бах образования ассоциативных связей, на внутренней противоречивости и противоречивости бессознательного в целом с окружающей индивида внешней действительностью и внутренними физиологическими состоя­ниями, процессами.

Достаточно сложным и внутренне противоречивым является и созна­ние. Оно обладает специфическими свойствами, проявляющимися в разных отношениях: к бессознательному, к своему материальному носи­телю, к объективной природной и социальной реальности.

Сознание в сравнении с бессознательным есть высшая форма иде­ального отражения действительности. Причем сознание – не просто иде­альный образ отраженной действительности, а идеальная форма деятель­ности, ориентированная на отражение и творческое преобразование мира. Если психика является достоянием всех животных, обладающих нервной системой, то сознание присуще только человеку, да и то не во всяком состоянии. Оно отсутствует у новорожденного, у некоторых категорий душевнобольных, у человека в состоянии сна.

Сознание есть высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга. Каждый индивид выступает для самого себя как конкретная чувственно воспринимаемая реальность, которая отражается в самосознании человека. Низшей формой самосознания является само­чувствие – психическое состояние индивида, которое выражается в свое­образном настрое всех его жизненных проявлений, в определенном жиз­ненном тонусе. Самочувствие человека очень изменчиво, бесконечно богато разнообразными оттенками. Мы чувствуем и полноту своего сча­стья, и праздничное настроение, и гнетущую тоску. Высшей формой самосознания является самопонимание – отражение индивидом самого себя в понятиях, суждениях и умозаключениях, оценка своих мыслей и чувств, потребностей и интересов, идеалов и мотивов поведения, своих действий и их результатов, целостная оценка самого себя и своего места в жизни.

Сознание как идеальное дано индивиду непосредственно, как бы в «чистом» виде, отделенным от своего материального носителя. Иначе говоря, нам даны не физиологические состояния нашей нервной системы и головного мозга, а то, что ими производится как субъективные образы внешних предметов. Данность субъекту через посредство мозговых про­цессов вне его находящегося объекта и есть образ, обладающий свойством идеальности и субъективности. Человек переживает мысль об объекте, а не те нейрофизиологические процессы, которые ее порождают.

Если психика животных обладает предметной отнесенностью к окру­жающей их природной действительности, то сознание как высшая форма психического отражения возникает и существует только в соотнесенности с социальной действительностью. Человек рождается, не имея сознания. И постепенно обретает его в ходе длительного взаимодействия с обще­ством, в процессе отражения других людей, их поведения, произведенных ими вещей, общественных событий, явлений, процессов, отношений и т. д. Наука знает много примеров, когда волею случая маленькие дети, попадая к животным (например, в стаи волков), т. е. изолируясь от общества, никогда не приобретали сознания, не становились в полной мере людьми даже после возвращения в общество.

Сознание (как и вся психика) соотнесено с внешним природным и социальным миром не как простое воздействие внешних предметов на органы чувств человека, в которых и возникает отражение. Эта соотнесенность имеет активный деятельный характер. Чтобы отразить внешний предмет, человек должен предметно действовать. И в процессе действия возникают следующие отношения.

1. Предмет действия, который, существуя в обществе, содержит в себе определенный социальный опыт, овеществляет исторически достиг­нутые знания, навыки. Поэтому через предмет индивид вступает в обще­ние со всей историей человечества.

2. Действуя определенными способами с предметом, индивид соот­носит свои действия с принятыми в настоящее время в обществе этало­нами действия. Иначе говоря, он вступает в общение со своими совре­менниками, которые действенно-предметно (а зачастую и непосредствен­но) предстают перед ним в качестве помощников и критиков.

3. Наконец, сам индивид относится к себе в процессе действия, оценивая себя как бы с позиции общества, сопоставляя свою предметную деятельность с общепринятыми стандартами.

В реальной действительности три отмеченные отношения, возника­ющие в процессе сознательного отражения сплетаются в единый целост­ный предметно-действенный образ, переживаемый индивидом.

Соотнесенность индивида с обществом выражается в самых много­образных видах общения. В свою очередь взаимное общение людей возможно благодаря материализации сознания в языке и речи. Язык и речь не одно и то же. Речь – это язык, функционирующий в конкретной ситуации общения. Например, русская речь включает необозримое мно­жество устных высказываний конкретных лиц, а также всю письменность на русском языке. Язык же – это определенный, исторически вырабо­танный данным народом словарный состав и сложившиеся правила построения предложений. Действительностью сознания является не столько язык, сколько речь, поскольку в ней фиксируется содержание сознания.

Речь выполняет следующие тесно связанные функции: коммуника­тивную, т. е. средства общения между людьми, взаимного обмена опытом; мыслительную, т. е. орудия мышления; средства выражения сознания.

Сама по себе мысль нематериальна, она не дана органам чувств, но ее можно передать посредством материального воздействия словами. Все существующие в обществе знаки и символы (музыкальные звуки, рисун­ки, чертежи, формулы, дорожные знаки и т. д.) опираются на слово и сопровождаются им. Слово имеет материальную форму и идеальное содержание – значение. Форму слова образуют печать или рукопись, звуковые колебания, буквы, иероглифы и прочие выражения. Значение же слова есть обобщенное отражение действительности, идеальная форма кристаллизации общественного опыта. Значение – это явление и созна­ния, и языка.

Сознание и речь образуют единство, в котором определяющей сто­роной является сознание. Будучи отражением действительности, оно создает формы и определяет законы своего речевого бытия. Сознание отражает действительность, а речь обозначает ее и выражает мысли. Правда, говорить еще не значит мыслить. Если бы акт говорения означал только мышление, то, как отметил Л. Фейербах, величайшие болтуны должны были бы быть величайшими мыслителями. Мыслить – значит познавать; говорить – прежде всего, общаться. Мысля, человек работает над познавательным содержанием и осознает его, а речевая оболочка может оформлять мысли даже более или менее подсознательно.

Общее и наиболее полное определение сознания, данное А. Г. Спиркиным, будет таково: «Сознание – это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщен­ном, оценочном и целенаправленном отражении, творческом преобразо­вании действительности, в предварительном мысленном построении дей­ствий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и само­контролировании поведения человека» (Спиркин А. Г. Сознание и самосознание. М., 1972. С. 83).

Сложная природа сознания порождает и чрезвычайную сложность, динамизм и противоречивость его состава и способов связи элементов. Следует отметить два наиболее важных аспекта структуры сознания.

1. Как отражение объективной реальности (природы и общества в целом, природной и социальной среды существования индивида, инди­видуальных условий жизнедеятельности и т. д.) сознание представляет собой процесс диалектически взаимодействующих этапов, уровней и форм, в качестве которых выступают: внимание, ощущение, восприятие, память, представление, рассудок (как низшая ступень мышления, харак­теризующая повседневную жизнь индивида), разум (как высшая ступень мышления, связанная с теоретическим, обобщенным пониманием мира) и т. д.

2. Как предпосылка и необходимое условие, сторона человеческой деятельности, сознание функционирует в виде причинно-следственной цепи элементов, ведущих от исходных побудителей к непосредственному действию: инстинкты и влечения, потребности, интересы, мотивы, целеполагание, оценка, план, эмоции, воля.

Человеческая психика глубоко противоречива. Основное внутреннее противоречие образует отношение между бессознательным и сознанием. Разрешение данного противоречия в процессе формирования человека происходило за счет диалектиче­ского снятия сознанием бессознательного. Это означает, что сознание возникло на основе бессознательного, в результате его дальнейшего развития. Породив сознание, бессознательное вместе с тем не исчезло, но претерпело существенное преобразование: какая-то часть его под влиянием сознания получила дальнейшее развитие (например, музы­кальные и цветовые ощущения), другая обрела сознательные и соци­альные формы своего существования (начиная от способов утоления голода, кончая всем, что связано с человеческой любовью), третья часть оказалась подавленной сознанием и либо уничтоженной, либо загнанной в глубины бессознательного. Под влиянием сознания возникли и новые элементы бессознательного (например, навыки, автоматизмы и т. п.). В целом же бессознательное оказалось подчиненным сознанию в том плане, что человечество стало развиваться за счет совершенствования сознательного отражения окружающего мира. В то же время и бессоз­нательное оказывает определенное влияние на жизнедеятельность людей. В меньшей мере это сказывается на деятельности больших социальных групп и в большей – на поведении индивидов.

Существенной особенностью взаимодействия сознания и бессознательного в психике индивида являются связи их как по отдель­ности, так и в единстве с внешним миром и внутренним состоянием, функционированием человеческого организма. В противоречивом дейст­вии этих связей обнаруживаются следующие наиболее общие тенденции.

1. Человечество в своем историческом развитии все более переходит от бессознательного к сознательному отражению состояний и функцио­нирования человеческого организма. И в то же время все глубже познает бессознательное.

2. Ведущую роль во взаимодействии человека с внешним миром играет сознательное отражение. И эта роль усиливается, все более совер­шенствуется.

3. В бессознательном отражении как внутреннего состояния орга­низма, так и внешних условий существования человека все большее место занимают не природные, а социальные элементы, свойства, факторы.

4. Состояние психики в целом есть результат взаимодействия как внутренних, так и внешних противоречий сознания и бессознательного. Причем внешние противоречия обусловливают преимущественно типи­ческое в ней, а внутренние – индивидуальное.

Если первые три тенденции исторического развития человеческой психики характеризуют ее с формальной стороны, то последняя представ­ляет собой не только общий результат действия предыдущих, но и своеобразный переход к содержательной характеристике психики.

 

3. Индивидуальные духовность и душевность

 

Все от­меченные выше элементы как бессознательного (ощущения, восприятия, инстинкты, влечения, эмоции, сновидения, привычки, навыки, установ­ки и т. д.), так и сознания (ощущения, восприятия, знания, память, рассудок, разум, интересы, мотивы, целеполагания, оценки, планы, воля и т. д.) представляют собой лишь формы психической деятельности, которые могут быть наполнены самым различным содержанием: эконо­мическим, политическим, правовым, нравственным, эстетическим, рели­гиозным и пр.; эгоистическим и альтруистическим; ориентированным на индивида, малую социальную группу, большую социальную группу, об­щество в целом; полезным обществу, нейтральным и вредным; индиви­дуально благотворным и пагубным; добрым и злым; справедливым и несправедливым; прекрасным и безобразным; терпимым и нетерпимым и т. д. Причем содержание каждой формы индивидуальной психики не есть нечто устойчивое, раз и навсегда связанное с той или иной полярно­стью. Оно весьма подвижно, постоянно перетекает из одного состояния в другое, дрейфуя чаще между крайностями, не впадая полностью ни в одну из них. Если сознание индивида принято сравнивать с потоком, то в еще большей степени это сравнение подходит к бессознательному и к человеческой психике в целом. Актуальное функционирование психики индивида образует его духовную (психическую, нематериальную) жизнь. Она весьма многообразна и неповторима в тончайших извивах ее движе­ния. Она чрезвычайно богата не только разнообразием своих форм, но и бесконечностью изменений, развития содержания. Благодаря этому ду­ховная жизнь каждого человека – это уникальный, неповторимый, бес­конечно разнообразный мир. Однако есть в духовной жизни каждого человека более или менее устойчивые образования как формального, так и содержательного порядков, которые характеризуют сущность в единстве с формами ее проявления – с существованием. Это единство сущности и существования духовной жизни индивида можно определить как его духовное бытие.

Индивидуальное духовное бытие составляет своеобразное ядро ду­ховной жизни, в котором образуются более устойчивая и менее устойчи­вая части. Более устойчивая часть духовного бытия индивида складыва­ется в процессе его социализации, формирования, воспитания и образо­вания. Она характеризует, прежде всего, содержательную сторону психической жизни индивида, качественное состояние его духовной жиз­ни и обусловлена влиянием конкретно-исторического общества, в кото­ром живет индивид. Эту часть составляют социальные свойства, нормы, правила, обычаи и т. п., усвоенные индивидом в процессе воспитания, образования и принимаемые им в качестве существенных основ его духовного мира, важных ориентиров в духовной жизни, т. е. все то, что называется менталитетом.

Менее, хотя и достаточно устойчивую часть содержательного ядра духовной жизни индивида образует индивидуальность – качественное состояние внутреннего мира индивида в его наиболее важных, специфи­чески индивидуальных проявлениях. Формируется она в результате про­тиворечивого взаимодействия социального, внешнего и индивидуально­го, внутреннего содержания. Разрешение данного противоречивого взаи­модействия противоположных сторон осуществляется непрерывно, пока жив индивид и осуществляет духовную жизнь. Но результаты его бывают как ситуативными и недолго сохраняющими значимость для индивида, так и принципиальными, имеющими важное и длительное, смысложизненное значение. Если первые результаты составляют преходящие мо­менты быстротекущей духовной жизни индивида, то вторые входят в ее более или менее устойчивое ядро. И характеризуют в нем индивидуальное духовное своеобразие человека.

Менталитет представляет комплексную характеристику содержания устойчивого ядра психики больших социальных групп, исторических общностей людей, конкретно-исторического народа. В нем выражен уровень развития, качественное состояние как рациональных, мысли­тельных, разумных, так и чувственных, рассудочных, эмоциональных форм психики. В духовной жизни индивида качественное состояние содержания этих форм (рациональных и чувственных, мыслительных и эмоциональных, разумных и рассудочных) тоже представляет собой ком­плексное, целостное единство, в котором, вместе с тем, различают ду­ховное и душевное. Еще сильнее это различие сказывается на той части человеческой психики, которая характеризует ее достаточно устойчивое индивидуальное своеобразие, где духовное и душевное могут входить в глубокое противоречие друг с другом. А в неустойчивой, повседневно-текучей, ситуативной части духовной жизни индивида духовное и ду­шевное могут вообще распадаться, обретая самостоятельное существо­вание. Во всех этих состояниях под духовным следует понимать каче­ственное содержание рациональных, мыслительных, разумных форм психики, а под душевным – чувственных, эмоциональных, рассудочных форм. И соответственно уровень развития содержательной стороны пси­хики индивида определяется с помощью двух категорий – духовности и душевности.

Духовность является показателем интеллектуального развития человека как обобщенного результата взаимодействия рациональных, мыслительных, разумных форм в виде познавательных способностей. Духовность есть характеристика уровня развития познавательных интере­сов индивида (их широты, глубины и устойчивости), объема накопленных знаний, отношения к новым знаниям (наличие либо отсутствие любозна­тельности), характера новых знаний (уже добытые человечеством или впервые открытые данным индивидом), ориентации на использование знаний (демонстрация своей учености или стремление поделиться с людьми, применение знаний для личного обогащения или на общую пользу) и других сторон познавательных способностей человека. Духов­ность индивида выражает не только познание, но и его отношение к внешнему социальному миру. Индивидуальная духовность представляет собой ответственное принятие и следование высшим образцам совокуп­ной человеческой культуры, принятие нравственных норм как внутрен­него «категорического императива», усвоение высших ценностей обще­ственного бытия человека как своих собственных. Духовность есть то, что связывает индивида с обществом, со всем человеческим родом во всем богатстве его культурного и исторического развития. Духовность придает смысл жизни отдельного человека, в ней индивид ищет и находит ответы на вопросы: зачем он живет, каково его назначение в жизни, что есть добро и зло, истина и заблуждение, прекрасное и безобразное и т. п. Суммируя и обобщая эти характеристики познавательного развития кон­кретного человека, можно говорить о его высокой, средней, низкой духовности либо крайне низкой, называемой бездуховностью.

Душевность же является показателем чувственно-эмоционально­го развития человека. Душевность – это высокое развитие эмоциональ­ной чуткости, сердечной отзывчивости, способности к эмоциональному отклику, сопереживанию: жалости, сочувствию, состраданию, любви к ближнему и т. п. Неразвитость чувственно-эмоциональной сферы инди­вида определяется как бездушность, черствость, сухость и т. п.

Духовное и душевное в индивидуальном духовном бытии характери­зуется весьма сложной диалектикой взаимодействия. Наиболее важные моменты ее таковы.

1. Душевное делает актуальным духовное, вводит его в духовную жизнь индивида и выводит из нее. С одной стороны, по мере утраты душевного воздействия то или иное содержание психики вытесняется на периферию духовной жизни либо вообще в бессознательное. С другой стороны, блуждающая в бессознательном информация при обретении особой значимости для индивида бурно врывается в духовную жизнь его в яркой эмоциональной оболочке.

2. Те элементы психики, которые являются наиболее сильными источниками душевных переживаний, постоянно концентрируют вокруг себя информационные потоки, выступая центрами индивидуальной ду­ховности.

3. Именно душевность несет в себе источник движения духовной жизни индивида. По своей природе эмоции питают энергетическими импульсами индивидуальную духовность.

4. Духовность индивида особенно в ее менталитетной части посто­янно стремится к контролю над душевностью, к сдерживанию ее и к тому или иному ограничению.

5. Духовность и душевность образуют своеобразные противополож­ности в содержании духовной жизни индивида, которые должны нахо­диться в определенном динамическом равновесии. Преобладание одной из них над другой, доведенное до крайности, порождает метафизическую односторонность, ограниченность индивида, превращая его в доброго дурака либо в умного злодея.

Бесконечное разнообразие духовности индивида и безмерная слож­ность его душевности превращают духовную жизнь в некое непости­жимое таинство. Люди всегда стремились постичь эту тайну человече­ского бытия. И все эти стремления ограничивались конкретно-истори­ческим уровнем развития материальной и духовной жизни, научного познания и самопознания. Соответственно этому духовное бытие ин­дивида объяснялось мифологически или политеистически, наивно-материалистически или монотеистически, вульгарно-материалистиче­ски или иррационалистически, различными космическими воздейст­виями или разнообразными формами самодостаточного существова­ния духа.

Между тем детерминантами человеческой психики, как было по­казано выше, выступает бесконечное разнообразие материальных и иде­альных факторов, природных и социальных, групповых и индивидуаль­ных, внутренних и внешних и многих других более конкретных, которые сами по себе не остаются неизменными, а постоянно развиваются. По­этому индивидуальное духовное бытие как определенное качественное состояние психики – это сложнейшая, чрезвычайно динамичная, от­крытая и развивающаяся система. В одно время, в одних конкретно-исторических условиях на нее оказывают решающее влияние одни фак­торы, в других – иные. У психически неразвитого человека материаль­ные детерминирующие факторы преобладают над всеми иными, духовные – примитивны и очевидны. Духовный мир такого индивида легко поддается внешнему управляющему воздействию (манипуляции), а поведение предсказуемо. Чем более и тоньше развита психика человека, тем сложнее детерминация его духовного мира, тем труднее он поддается внешнему манипулированию и тем менее предсказуемо его поведение.

Индивидуальное духовное, нематериальное бытие имеет важное зна­чение в жизнедеятельности человека.

Во-первых, оно является отражением существующего бытия и твор­ческим прогнозированием, планированием, целеполаганием будущей ма­териальной деятельности и всякой иной, обеспечивающей индивиду удовлетворение его материальных потребностей и интересов.

Во-вторых, оно выступает второй стороной человеческой сущности (наряду с материальной, предметно-преобразующей) как в видовых, так и в индивидуальных ее проявлениях. Духовная сущность индивида харак­теризуется следующими наиболее общими чертами.

1. Освоение социального опыта. В духовном мире индивида усваива­ется социальный опыт, намного превышающий возможности непосред­ственно-предметных контактов индивида.

2. Отношение индивида к обществу как внешней противополож­ности его субъективности. Именно с этого начинается и этим закан­чивается предметно-практическое, деятельное отношение человека к внешнему миру.

3. Отношение индивида к самому себе, когда он осознает свое «я», определяет себя в качестве субъекта социальных отношений (индивиду­ального и группового). В основе данного отношения лежит самосознание человека.

4. Творческое преобразование себя, общества и природы. Благодаря пластичности и динамизму духовного мира индивида именно в нем зарождается, определяется, кристаллизуется творческая сущность челове­ка, которая находит завершение в практической, предметно-преобразую­щей деятельности.

5. Свобода, которая выступает глубинным основополагающим ка­чеством человека вообще. Вследствие того, что внутренний духовно­душевный мир человека не знает сопротивления материальной пред­метности внешнего мира, всевозможных общественных ограничений, именно в нем имеются условия для наиболее полной, свободной са­мореализации индивида. Именно в духовно-душевной жизни зарожда­ются и раскрываются глубинные желания человека, его истинные на­мерения и цели. Свобода индивида реализуется здесь безгранично, в то время как в материально-преобразующей деятельности она сталкива­ется с множеством ограничений.

В-третьих, индивидуальное духовное бытие характеризует человече­скую индивидуальность, неповторимость и уникальность. Своеобразие каждого индивида определяется, прежде всего, его духовностью и душев­ностью как обобщенным качественным выражением состояния внутрен­него мира, его духовного бытия.

 

 

Глава 17. СОЦИАЛЬНОЕ ДУХОВНОЕ БЫТИЕ

 

1. Стихийное и сознательное в социальной психике

 

Совместная материально-производственная, политическая, бытовая и прочая жизнедеятельность людей, общие условия их существования порождают в их психике некоторые общие явления. Это общее составляет важную часть, сторону индивидуальной психики, проявляясь в поведении индивида, в результатах его деятельности, в высказываниях и текстах, в разнообразных знаковых и других формах. Благодаря внешнему выра­жению и закреплению оно приобретает самостоятельное существование в форме групповых и массовых действий, их результатов, в письменных и устных суждениях общественного мнения, в образе жизни, в способах проведения досуга, в традициях и обычаях, в литературе и искусстве и т. д. Таким образом, хотя реальным носителем и производителем человече­ской психики является индивид, тем не менее, психика существует не только в ее индивидуальных, но и надындивидуальных, в том числе непосредственно социальных формах.

Все надындивидуальные формы психики складываются на основе индивидуальных. Первые формы обобщения индивидуальных психик обнаруживаются в деятельности малых социальных групп. Однако это общее представляет собой еще не собственно социальное, а скорее пе­реходную форму от индивидуального к социальному. А вот в деятель­ности больших социальных групп, исторических общностей людей и народов надындивидуальные проявления психики приобретают собст­венно социальный характер.

Они связаны с индивидом двояким образом. Во-первых, индивиды, действуя как представители той или иной соци­альной группы (как малой, так и большой) и выражая ее потребности и интересы, делают актуально существующими социальные чувства и мысли. Эти проявления уже социальной психики находят то или иное закрепление в материальных формах знаковых систем, вещей, деятель­ности и отношений. При этом явления социальной психики как бы замирают, ибо меняют свою идеальную форму на материальную. В таком потенциальном существовании они получают возможность длительного сохранения. Во-вторых, индивиды, распредмечивая материальные фор­мы закрепления социальной психики, извлекают ее идеальное содер­жание, оживляют ее в своих знаниях, чувствах, переживаниях, мыслях и т. д. При этом, конечно, явления социальной психики переплетаются с индивидуальными особенностями психики и за счет этого даже не­сколько искажаются. Но в главных своих чертах, в основе своей ос­таются общими для всех людей.

Существуя на основе индивидуальных психик, социальная психика вместе с тем представляет собой качественно отличное от индивидуаль­ной психики образование. Своеобразие социальной психики обусловли­вается не только спецификой ее субъекта, которым являются большие социальные группы, исторические общности людей, конкретно-истори­ческие народы, но и содержанием. Социальную психику образуют такие явления индивидуальных психик, которые порождаются общими потребностями и интересами людей, их совместной деятельностью и представляют собой общее чувственно-эмоциональное восприятие и по­нимание действительности. Содержание социальной психики представля­ет собой некоторое обобщение индивидуальных психик, в процессе кото­рого и выявляется общее в них. Причем, если индивидуальная психика может существовать какое-то время и без внешнего выражения, так сказать, втуне, то о социальной психике можно говорить только при ее внешних проявлениях. Лишь будучи закрепленным в материальных (ве­щественных, деятельных, знаковых, организационных и других) формах общее индивидуальных психик обретает социальную значимость, соци­альный характер. Благодаря этому социальная психика более консерва­тивна, чем индивидуальная. Чувства и мысли индивида теснятся, бегут, сменяя друг друга, подобно горному ручью. Явления социальной психики текут медленно, плавно, подобно равнинной полноводной реке. Замена одних господствующих в обществе чувств, настроений на другие проис­ходит не сразу и не вдруг, а идеи, теории даже при смене друг друга ищут свое оправдание и обоснование скорее в прошлом, в существовавших ранее воззрениях, чем в будущем.

Переход проявлений индивидуальной психики в социальную связан с обретением ими общественной значимости (не только для общества в целом, но прежде всего для больших социальных групп). Она может быть многообразной как по формам обобщения индивидуальных психик, так и по содержанию. Предельно общим назначением социальной психики является отражение реальной действительности, идеальное воспроизведе­ние ее прошлых, настоящего и будущих состояний. И это является неотъ­емлемой, необходимой стороной общественной жизни.

Наиболее общая значимость социальной психики выражается в конкретных многоплано­вых функциях, которые она выполняет в обществе: гносеологической, ин­формационной (социальной памяти), прогностически-планирующей (со­ставляет прогнозы и планы будущих состояний действительности), творчески-конструируюшей (осуществляет целеполагание для конкретного преобразования действительности), методологической (вырабатывает ме­тоды преобразования действительности), регулятивной (устанавливает определенные правила и нормы поведения людей, регулируя отношения между ними) и других.

Психика любого конкретно-исторического общества существует, функционирует как внутренне противоречивое, динамичное и вместе с тем единое целое. Ее определенное качественное состояние образует то, что называют атмосферой общества, духом эпохи. Складывается оно в результате сложного взаимодействия множества противоречий: между психиками разных социальных групп, между сознанием и бессознатель­ными порывами социальных групп, между чувствами, эмоциями и по­ниманием общественных процессов, между желаниями и обязательст­вами разных социальных групп, между другими элементами психики, среди которых наибольшее влияние на состояние социальной психики в целом оказывают стихийное и сознательное (общественное сознание).


Поделиться:

Дата добавления: 2014-11-13; просмотров: 96; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.005 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты