Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Соотношение экономики и политики 8 страница




Противоречия можно разделить на существенные и несущественные. Первые характеризуют сущностный уровень развития вещей, событий, процессов, а вторые – все иные.

Различают внутренние и внешние противоречия, связанные с дейст­вием внутренних либо внешних факторов как детерминант развития объ­екта. Как для живой природы, так и для общества характерны переходы внешних факторов и связанных с ними противоречий во внутренние и наоборот – переходы внутренних факторов во внешние. Влияние внеш­них детерминант на объект тем значительнее, чем меньшую роль играет его внутренняя самодетерминация. Когда определяющая роль в развитии объекта переходит к внутренним факторам, тогда процесс выступает как саморазвитие. Саморазвитие, в свою очередь, есть форма существования и реализации самопротиворечивости предметов и процессов.

Выделяют еще основные и неосновные противоречия. Основное противоречие является главной, общей действующей причиной сущест­вования, функционирования и развития объекта. Неосновные противоре­чия конкретизируют основное на том или на ином этапе существования объекта, такими противоречиями могут быть противоречия становления системы, ее зрелого состояния или деградации.

Возможно деление противоречий на необходимые и случайные, про­тиворечия природы и общества и т. д.

 

4. Закон взаимного перехода количественных

и качественных изменений

 

Если закон единства и борьбы противоположностей раскрывает при­чину, источник развития, то закон взаимного перехода количественных и качественных изменений – его характер как переход от одного качест­венного состояния объекта, процесса к другому. Причем, закон взаимного перехода количественных и качественных изменений определяет характер не только развития, но и всякого движения. Данный закон описывается такими категориями, как «свойство», «качество», «количество», «мера», «скачок».

Любой предмет, объект, вступая в отношения с другими предметами, взаимодействуя с ними, обнаруживает себя в свойствах. Чем больше взаимодействий, тем больше свойств проявляет, обнаруживает предмет. Свойство есть частичное проявление предмета, объекта, процесса. Свойства бывают существенные и несущественные. Например, с точки зрения преподавателя существенными свойствами студента будут не цвет глаз, рост, прическа или серьга в ухе, а его дисциплинированность, любознательность, трудолюбие и т. п. Различают также специфические и неспецифические свойства. Например, неспецифическое свойство – вес вообще, а специфическое – атомный вес данного химического элемента. Одни специфические свойства предмета могут изменяться, их можно приобретать и утрачивать. Другие же являются неотъемлемыми у объекта. Их называют в философии атрибутами. Различают еще актуальные и потенциальные свойства. Первые уже реализованы и наблюдаются в данное время. Вторые носят как бы скрытый характер и выявляются лишь при различных взаимодействиях данного предмета с другими.

Каждый предмет, система, процесс – это не простая сумма свойств, а их определенное целостное единство. Устойчивая совокупность свойств предмета выражается категорией качества. Качество отражает специфику объекта в целом либо какую-то его сторону в виде синтеза, системного единства ряда свойств. Качество – это целостная характеристика предмета в единстве ряда его свойств, которая определяет его специфику именно как данного предмета. Качество указывает на то, чем является вещь, предмет, процесс и т. д. Оно выражает не только целостное единство ряда свойств, специфическую определенность предметов, про­цессов, но и их устойчивость.

Количество, напротив, выражает изменчивость предметов, свойств, процессов и т. д. Объективным основанием выделения количественной определенности объектов является качественная однородность, соизме­римость сравниваемых вещей, их свойств, связей, состояний и пр. Коли­чественно сравниваться могут качественно однородные вещи по общим признакам (например, сахар и железо – по их весу и т. д.). Категории количества соответствуют математические понятия числа, величины, ко­торые отражают и выражают две фундаментальные операции – счет и измерение. Правда, в математике количественная определенность абстра­гирована от предметного, «материального» содержания вещей и процес­сов, т. е. она представляет собой «чистые» количественные отношения абстрактных объектов. Количество как философская категория есть характеристика вещей, предметов, процессов по степени развития или интенсивности присущих им свойств, выражаемая в величинах и числах. Такими свойствами, по которым сравнивают разнородные предметы, являются пространственные размеры, временные периоды, скорости дви­жения, масса, температура тел, показатели кровяного давления, заряда электричества, сопротивления различных материалов и т. д.

В реальной действительности качество и количество находятся в единстве и не могут существовать друг без друга. Качество и коли­чество – это противоположные и в то же время неразрывно связанные между собой характеристики. Их связь выражается категорией меры. Мера – это единство качества и количества или такой интервал ко­личественных изменений, в пределах которого сохраняется качественная определенность предмета. Мера есть соответствие количественных от­ношений объекта его качественной специфике. Например, вода как определенная жидкость существует при температуре от 0 ° до 100 °С; при температуре ниже 0 °С вода превращается в лед, а при 100 °С – в пар. Все растительные и животные организмы сохраняют свою жизнеспо­собность только в четко определенных границах температуры. Таким образом, мера определяет границы количественных изменений, в рамках которых качественная определенность предмета сохраняется.

Закон взаимного перехода количественных и качественных изме­нений показывает связь количественных изменений с качественными, показывает, как, при каких условиях происходит возникновение нового качества. Количественные изменения происходят постепенно, непре­рывно. Они имеют место и в момент формирования того или иного качества, и в его рамках, и в момент превращения его в иное качество. Качественные же изменения не являются непрерывными; они проис­ходят только тогда, когда количественные изменения выходят за границы меры. Осуществляются при этом относительно быстро и прекращаются с завершением формирования нового качества. Снова возникают, когда количественные изменения в рамках нового качества достигнут и пе­рейдут границы меры. Опять прекращаются с возникновением нового качества и т. д.

Переход от одной устойчивой качественной определенности к другой осуществляется в форме скачка, который представляет собой перерыв, как непрерывного существования качества, так и непрерывности в количест­венных изменениях. Скачок – это переход количественных изменений в качественные, переход из одного качественного состояния в другое. Скачок представляет всеобщую форму преобразования качества.

Будучи всеобщим, закон взаимного перехода количественных и ка­чественных изменений специфически действует в разных условиях, на что указывает существование разных видов скачков. Они различаются:

- по длительности протекания: взрывные и постепенные. Особен­ностью взрывного скачка, отличающей его от постепенного, является то, что процесс перехода от старого качества к новому происходит интенсив­но и охватывает одновременно все элементы и связи объекта, т. е. весь объект в целом, а не поочередно отдельные его стороны, свойства, части, как при постепенных скачках. Взрывные скачки присущи таким объ­ектам, в которых связи между отдельными элементами и подсистемами слабее, чем те, которые обеспечивают целостность, единство объекта. Примером взрывного скачка может быть переход кристалла в жидкость, а постепенного – испарения жидкости или переход тела из аморфного состояния в кристаллическое;

- по количеству систем, вовлеченных в скачок: одинарные и комп­лексные;

- по основным формам движения: физические, химические, биоло­гические, социальные;

- по роли в развитии: прогрессивные, одноуровневые, регрес­сивные.

 

5. Закон отрицания отрицания

 

Если закон единства и борьбы противоположностей раскрывает ис­точник, причину развития, а закон взаимного перехода количественных и качественных изменений – его характер, иначе говоря, причинно-следственную структуру, то закон отрицания отрицания показывает, как эти причины воссоздаются, воспроизводятся и в каком направлении идет развитие.

При самом общем определении направления развития надо отметить, что оно всегда и везде идет от старого к новому. Строгое, категориальное определение старого и нового имеет огромное значение, поскольку в жизни довольно часто предпринимаются попытки выдать устаревшее за новое. Что нашло отражение и оправдание в расхожей пословице: «Новое – это хорошо забытое старое». Новое – это то, что закономер­но растет и крепнет, поскольку на данном этапе развития выражает прогрессивную тенденцию. И хотя сейчас оно может быть еще слабым, ему суждено будущее. Старое – это то, что столь же закономерно обречено историей, поскольку выражает на данном этапе развития ре­грессивную тенденцию. И хотя сейчас оно может быть еще сильным, господствующим, ему суждено поражение.

Связь между старым и новым всегда представляет собой отрицание (уничтожение, преодоление) новым старого. Отрицание фиксирует гибель старого и возникновение нового. В реальном бытии (в природе, обществе, человеческой жизни) существуют два вида отрицаний: внешнее и внут­реннее. Внешнее есть отрицание вещи, явления, процесса и т. д. какой-либо внешней силой (предметом, процессом и т. д.). Этот вид отрицания имеет широкое распространение как в природе, так и в человеческой жизни. Например, размол пшеничного зерна; поедание зайцем кустарниковых почек, а самого зайца – волком; приготовление яичницы и поедание ее человеком; общественное потребление промыш­ленной продукции и т. д. Внешнее отрицание играет важную роль в процессах развития. Оно является условием развития отрицающего. Так, мука, полученная из размолотого зерна, идет в пищу человеку и тем самым является условием его развития. Почка, съеденная зайцем, явля­ется условием его развития, а сам он в качестве пищи является условием развития волка.

Внутреннее есть отрицание старым самого себя в результате своего внутреннего развития. Например, появление растения из пшеничного зерна, появление листьев из почек, превращение зайчонка в зайца, появление цыплят из куриных яиц и т. д. Внутреннее отрицание как самоотрицание тоже есть уничтожение старого, но гораздо большее значение в нем имеет созидательный момент. Оно содержит в себе не только гибель старого, но и преемственность между старым и новым. Новое явление, возникшее из старого, уничтожает старое и одновременно оберегает, сохраняет его. В старом уничтожается все то, что мешает становлению и развитию нового; и напротив, сохраняется, удерживается все то, что способствует становлению и развитию нового. Такая связь между старым и новым называется диалектическим снятием. Катего­рия снятия выражает противоречивую природу внутреннего отрицания как единства уничтожения и сохранения. Значение внутреннего отрица­ния, в отличие от внешнего, заключается в том, что оно является необхо­димым условием развития отрицаемого. Иначе говоря, внутреннее отри­цание есть условие саморазвития вещей, явлений, процессов.

Развитие материального и духовного бытия не есть либо только внешнее отрицание, либо только внутреннее отрицание. Оно есть их единство и взаимодействие. Внешнее отрицание невозможно без внутрен­него, ибо для него необходимо постоянно воспроизводить «материал» уничтожения, а такой «материал» поставляет только внутреннее отрицание. В свою очередь внешнее отрицание не только может осуществляться самостоятельно, но и образует один из необходимых моментов внутрен­него – как уничтожение старого.

Закон отрицания отрицания базируется только на внутренних от­рицаниях. Это, кстати, существенно сужает сферу его действия по срав­нению с действием других основных законов диалектики. Более того, даже два внутренних отрицания, следующих друг за другом, далеко не всегда представляют закон отрицания отрицания. Не всякое внутреннее отрицание является обязательным компонентом закона отрицания от­рицания, поскольку возможность отрицания в одних условиях реализуется, а в других нет. Ведь существует и внешнее отрицание, которое может уничтожить эту возможность. Но дело не только в этом. Второе отрицание в законе отрицания отрицания каче­ственно отличается от первого как по форме, так и по содержанию. Оно обладает рядом специфических черт, которые характеризуют закон отрицания отрицания.

Во-первых, закону отрицания отрицания присуща, как всякому развитию, необратимость. Примерами обратимых процессов, которые не представляют закон отрицания отрицания, могут быть: превращение воды в пар, а пара в воду; превращение электрона и позитрона в два фотона и обратное их превращение в электрон и позитрон.

Во-вторых, для закона отрицания отрицания характерна поступа­тельность, т. е. каждое из двух отрицаний должно представлять собой переход к более высокому, к более совершенному качеству.

В-третьих, закон отрицания отрицания образуют такие два отрица­ния, которые представляют собой переход не просто в иное более высокое качество, а в противоположное качество. Не обладают этим свойством, например, такие два отрицания, как переход от рабовладения к феодализ­му и от феодализма к капитализму.

В-четвертых, закону отрицания отрицания присуще повторение на высшей стадии развития некоторых черт низшей, т. е. якобы возврат к ис­ходному состоянию в результате двух отрицаний. Природа якобы возврата к исходному пункту сложна и глубоко противоречива; она заключается в возможности превращения противоположностей друг в друга. При после­довательном осуществлении этой возможности двойной переход в проти­воположность приводит к тому, что третья фаза развития приобретает формальное сходство с первой. Формальное потому, что третья фаза вос­производит первую не в абсолютном смысле, не как равное самому себе состояние (в этом случае не было бы никакого развития), а в новых усло­виях и на новой основе. Поэтому развитие не возвращается к исходному пункту в прямом смысле, а якобы возвращается.

В-пятых, закон отрицания отрицания имеет такую черту, как увели­чение масштабов развития. Например, развитие человечества происходит с постоянным пространственным расширением сферы деятельности от отдельных районов Земли к овладению пространством всей Земли и далее к постепенному освоению космического пространства.

В-шестых, специфической чертой закона отрицания отрицания яв­ляется ускорение темпов развития. Это видно хотя бы на примере разви­тия живой природы: простейшие живые существа возникли на Земле 1,5 млрд. лет назад, низшие позвоночные появились 500-600 млн. лет назад, пресмыкающиеся – 300 млн. лет назад, млекопитающие – 180 млн. лет назад и около 60 тыс. лет назад появился человек. Еще более быстрыми темпами идет развитие человечества. Это весьма наглядно показал швейцарский инженер и философ Эйхельберг в книге «Человек и техника». «Представим себе, – пишет он, – движение человечества в виде марафонского бега на 60 км, который где-то начинаясь, идет по направлению к центру одного из городов как к финишу. Большая часть 60-километрового расстояния пролегает по весьма трудному пути – через рощи и девственные леса, – мы об этом ничего не знаем, ибо только в самом конце, на 58-59 километре бега мы находим наряду с первобыт­ным орудием пещерные рисунки, как первые признаки культуры, и только на последнем километре пути появляется все больше признаков земледелия. За 200 метров до финиша, дорога, покрытая каменными плитами, ведет мимо римских укреплений. За 100 метров наших бегунов обступают средневековые городские строения. До финиша остается еще 50 метров; там стоит человек, умными и понимающими глазами следящий за бегом, – это Леонардо да Винчи. Осталось только 10 метров! Они начинаются при свете факелов и скудном освещении масляных ламп. Но при броске на последних 5 метрах происходит ошеломляющее чудо: свет заливает ночную дорогу, повозки без тяглового скота мчатся мимо, машины шумят в воздухе, и пораженный бегун ослеплен светом прожек­торов фото- и телекорреспондентов» .

Гегель, который впервые сформулировал закон отрицания отрица­ния, говорил о саморазвитии абсолютной идеи в форме триады (тезис, антитезис, синтез). Триада играла у него роль такой логической схемы, которой должны следовать все процессы развития. При всей спекулятивности этого положения, ибо развитие реального бытия имеет неизмери­мое количество разнообразных форм, в нем содержится «рациональное зерно». В развитии той или иной вещи могут содержаться не два отрица­ния, а несколько, свидетельствующих о нескольких стадиях, этапах раз­вития, однако бывают случаи, когда развитие вещи, процесса проходит два специфических внутренних отрицания, демонстрируя закон отрица­ния отрицания. Например: исходное явление (тезис) – первобытное об­щество; первое отрицание, ликвидация общественной собственности на средства производства (антитезис) – рабовладение; второе отрицание в рамках частной собственности на средства производства – феодализм; третье отрицание в рамках той же формы собственности – капитализм и только четвертое отрицание – переход к реальному социализму – пред­ставил собой синтез. Но и этот синтез не явился, так сказать, логическим завершением процесса развития человечества, выхода его на какой-то принципиально новый уровень. В конце ХХ века реальный социализм был преодолен разными формами капитализма. Да и тот капитализм, который составляет мировую систему как центр исторического развития (наиболее развитые страны мира) тоже претерпевает существенные изменения, подвергается постепенному отрицанию.

Поэтому методологическое значение закона отрицания отрицания весьма скромно. И гораздо большее значение имеет понимание разных видов отрицания (внутреннего и внешнего), их специфики, механизма действия и характера взаимодействия друг с другом.

 

6. Категории диалектики, отражающие организацию бытия

 

Принципы и законы диалектики описываются с помощью катего­рий. Поэтому ряд категорий диалектики был уже рассмотрен выше. Помимо этого есть категории, которые конкретизируют основные прин­ципы и законы диалектики. Но есть еще и категории, представляющие самостоятельные стороны, аспекты бытия. Будучи предельно общими характеристиками природы, человеческой жизнедеятельности, мышле­ния, они издавна привлекают внимание философов. И с каждой новой эпохой в развитии философии эти, ставшие традиционными, категории получают переосмысление и отчасти новую интерпретацию.

В истории философского познания мира складываются, прослежива­ются два категориальных ряда: первый отражает структурные связи бы­тия, его «устройство», организацию (пространство и время, единичное и общее, часть и целое, содержание и форма, система и элемент); второй отражает универсальные связи детерминации, обусловленности бытия (сущность и явление, причина и следствие, необходимость и случайность, возможность и действительность). Если первый категориальный ряд ус­ловно можно назвать «горизонтальным срезом бытия», то второй – «вертикальным».

Пространство и время являются всеобщими, тесно связанными фор­мами как материального, так и духовного бытия.

Разработка и обоснование диалектического понимания связи про­странства и времени шло в борьбе с метафизическими воззрениями на них. Наиболее развитый метафизический взгляд относится к Новому времени, когда на основе учения Ньютона пространство и время рассмат­ривались как самостоятельные сущности или внешние условия существо­вания тел. При этом абсолютное пространство понималось как бесконеч­ная протяженность, независящая от каких-либо вещей и процессов; абсолютное время понималось как текущая безотносительно к каким-ли­бо изменениям равномерная длительность, в которой все возникает и исчезает. Такой взгляд на пространство и время до сей поры широко распространен в обыденном сознании. Однако в начале XX века теорией относительности Эйнштейна этот взгляд был опровергнут. О сущности своей теории Эйнштейн писал следующее: «Суть такова: раньше считали, что если каким-нибудь чудом все материальные вещи исчезли бы вдруг, то пространство и время остались бы. Согласно же теории относительно­сти вместе с вещами исчезли бы и пространство, и время». Эта теория имела огромное философское значение. Она доказывала, что существует глубокая внутренняя связь между материей, движением, пространством и временем, что с изменением каждого из данных атрибутов бытия изменя­ются и все остальные, что пространственно-временные свойства тел и процессов имеют относительный характер. Таким образом, эта теория утверждала диалектический взгляд на пространство и время.

Диалектический взгляд на пространство и время как формы не толь­ко материального, но и духовного бытия пробивал себе дорогу сквозь метафизические преувеличения то материального, то духовного бытия. Примером крайней идеализации пространства и времени является учение Канта об априорных формах чувственности (пространства и времени), которые существуют в человеческих головах от рождения и являются пер­воначальными формами упорядочивания ощущений, первой ступенью познания. Примером крайней материализации пространства и времени может служить марксистский материализм, в котором данные категории определяются исключительно как формы существования материи. Между тем результаты психологических, филологических, искусствоведческих и других исследований во второй половине XX века убедительно показыва­ют, что пространство и время являются важнейшими формами духовной деятельности человека, его самосознания, любого целеполагания.

В человеческой деятельности имеет место сложное, диалектически противоречивое взаимодействие пространства и времени как форм мыш­ления с пространством и временем как формами материальной действи­тельности, в котором невозможно (да и не имеет смысла для конечного результата) определить первичность или вторичность тех либо иных форм. Ведущими в этом взаимодействии выступают противоречия опредмечива­ния и распредмечивания, материального и идеального, объективного и субъективного и др.

Несмотря на тесное взаимодействие пространства и времени, они являются специфическими формами реального бытия. Пространство есть категория, выражающая протяженность, структурность и порядок сосуществования материального бытия, а также упорядочивающая в дан­ных аспектах духовное бытие человека. Время есть категория, выража­ющая последовательность смены состояний и длительность существова­ния материального бытия, а также упорядочивающая в данных аспектах духовное бытие человека.

К специфическим свойствам пространства относятся:

1) протяженность, означающая рядоположенность и сосуществова­ние различных элементов, возможность прибавления к каждому данному элементу некоторого следующего элемента либо возможность уменьше­ния числа элементов;

2) трехмерность как возможность измерения по длине, ширине и высоте;

3) единство симметрии и асимметрии, где под симметрией понима­ется соразмерность противоположных частей объекта относительно дан­ной плоскости (или прямой), а под асимметрией – их несоразмерность;

4) конкретные размеры, объемы, местоположение, расстояние меж­ду объектами, элементами, системами.

К специфическим свойствам времени относятся:

1) длительность, которая выражает последовательность существова­ния и смены состояний тел и которая образуется из возникающих один за другим моментов или интервалов времени, составляющих в совокуп­ности весь период существования объекта от его возникновения до перехода в иное качество;

2) одномерность, связанная с течением времени от прошлого к будущему;

3) асимметричность;

4) конкретные периоды существования объектов, ритм процессов, скорость изменения состояний, темпы развития, временные отношения между различными циклами и т. д.

Специфические свойства пространства и времени проявляются как в материальном, так и в духовном бытии человека, однако в каждом из них они действуют своеобразно.

Пространство и (или) время указывают на обособленность одних вещей, событий, процессов, явлений материального и духовного мира от других. В реальном бытии человек сталкивается с отдельными образова­ниями. Отдельное – это категория, выражающая относительную обо­собленность, отграниченность материальных и духовных образований друг от друга.

Отдельные образования обладают как единичными, так и общими свойствами. Единичное составляют присущие отдельному специфи­ческие неповторимые особенности, которые в совокупности образуют его уникальную качественную и количественную определенность. Общее – это повторяющиеся в отдельных образованиях свойства и связи; это еди­ничное во многом. Никакая наука не была бы возможна, если бы объек­тивно в вещах, явлениях, процессах невозможно было бы выделить об­щее. Общее представляет важную черту законов.

Единичное и общее являются сторонами отдельного и самостоятель­но, вне отдельного не существуют. Отдельное представляет собой единст­во единичного и общего. Для выявления единичного и общего необходи­мо проводить процедуру сравнения отдельных образований. В ходе срав­нения одних образований с другими устанавливается их сходство и отличие. Выявленное сходство рассматривается как общее, а отличие – как особенное. Единичное всегда выступает в роли особенного, ибо оно отличает данный предмет от всех предметов, с которыми он сравнивается. Общее же по отношению к особенному ведет себя не всегда одинаково. Когда оно указывает на отличие сравниваемых явлений, оно выступает как особенное; когда же оно указывает на сходство сравниваемых пред­метов, оно выступает как общее.

Единичное и общее в отдельном могут сочетаться по-разному. Свое­образие взаимопроникновения единичного и общего в отдельном выра­жается категорией особенное. Например, человек (общее) – русский (особенное) – Сидоров (единичное).

Следующую ступень в постижении универсальных структурных свя­зей бытия образуют категории части и целого. Много веков назад сло­жилось убеждение, что понять тот или иной предмет – значит узнать, из чего он состоит. Однако постепенно развитие науки и философии показало, что свойства целого несводимы к набору свойств частей, его составляющих. Отсюда было выведено новое понимание данных кате­горий. Часть – это относительно самостоятельный компонент, входя­щий в состав целого. Целое характеризуется новыми качествами и свойствами, не присущими отдельным частям, но возникающими в ре­зультате их объединения в целое. Например, частями молекулы воды как целого являются два атома водорода и один атом кислорода. Каждая из этих частей обладает относительной самостоятельностью и своей качественной особенностью, которые, с одной стороны, определяют спе­цифику целого, а с другой – подвергаются непосредственному влиянию специфики целого. Целое при этом не сводится к сумме его частей. Хорошо известно, что водород горит, кислород поддерживает горение, но вода препятствует горению.

Различным типам связей частей соответствуют разные типы цело­стности.

1. Структурный тип целостности, который основан на связях строе­ния. Причем эти связи могут быть: механическими – когда части целого могут входить в него и выходить из него, практически не изменя­ясь (например, куча песка, груда камней и т. п.); организованными – когда части целого при входе в него и выходе из него видоизменяются (например, молекула воды); органическими – когда части при вхож­дении в целое саморазвиваются (например, вхождение индивида в студен­ческий, художественный, производственный или иной коллектив).

2. Функциональный тип целостности основан на связях функциони­рования (например, действие машины, жизнь организма и др.).

3. Генетический тип целостности основан на связях развития (на­пример, растения).

Глубокое и всестороннее (т. е. диалектическое) понимание целост­ности позволяет преодолеть односторонние подходы к категориям части и целого: элементаризм (разделение сложного на простые составляющие), механицизм (понимание целого как механической суммы частей), редук­ционизм (сведение сложного, более высокого по уровню развития к простому).

Представление о многообразии существующих в мире связей ведет к выяснению способов упорядоченности различных объектов. Традицион­ными категориями, выражающими упорядоченность бытия, являются содержание и форма.

Диалектическому пониманию категорий содержания и формы пред­шествовало метафизическое противопоставление формы содержанию. Так, с точки зрения античного философа Аристотеля, форма как идеаль­ное, активное, деятельное начало существует независимо от материи – начала содержательного, инертного. Накладываясь на материю, форма придает вещи ее конкретный облик. В немецкой классической филосо­фии была введена категория содержания, а Гегель впервые представил категории содержания и формы как диалектически расчлененное еди­ное целое.

Другим проявлением метафизического взгляда на данные категории является трактовка их Кантом лишь как априорных форм рассудка. Современная диалектика считает содержание и форму противополож­ными сторонами не только мыслительной деятельности человека, его духовного бытия, но и природы, материального бытия человека.

Содержание – это состав материальных и духовных объектов в их качественной определенности, единство их свойств, связей, противо­речий, процессов и тенденций развития.

Форма – это способ выражения содержания, его организация.

Содержание и форма образуют противоречивое единство. Ведущую роль в этом единстве играет содержание, поскольку:

– оно является более подвижной, непрестанно изменяющейся стороной единства, а форма – устойчивой и менее подвижной сто­роной;


Поделиться:

Дата добавления: 2014-11-13; просмотров: 121; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.008 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты