Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника



Экзистенциальная философия.

Читайте также:
  1. Аналитическая философия. Интегральный подход К.Уилбера. Философия телесности и психосоматическая медицина.
  2. БИЛЕТ№9. Средневековая философия. Патристика и схоластика. (Найдете лучше ,будет лучше))
  3. Генезис философского знания. Мифология и философия.
  4. Генезис философского знания. Мифология и философия.
  5. Древнегреческая философия. Литературные взгляды Платона и Аристотеля
  6. Лекция 5 Древнеиндийская философия. Древнекитайская философия (2ч).
  7. Марксистская философия.
  8. Немецкая классическая философия.
  9. Немецкая классическая философия.
  10. Немецкая классическая философия.

Экзистенциальная философия (лат.existentia - существование)- это

направление, которое в основу своего анализа поставило проблему существования человека. К этому направлению, помимо экзистенциализма, относятся персонализм и философская антропология.

Экзистенциализм берёт своё начало в учениях русских философов

Н.А. Бердяева (1874 - 1948) и Л.И. Шестова (1866 - 1938), появив­шихся в начале XX века. После первой мировой войны получил широ­кое распространение вГермании - К. Ясперс (1883 - 1969), и М. Хай­деггер (1889 - 1976), во Франции - Ж.П.Сартр (1905 - 1980), А. Ка­мю (1913 -

1960), Г. Марсель (1889 - 1973).

Среди множества проб­лем, которыми занимается экзистенциальная

философия, можно выде­лить наиболее актуальные:

· отчуждение человека в эпоху социально­го кризиса;

· существование человека и его сущность;

· бытие чело­века и бытие мира;

· человек как уникальное существо;

· бытие между жизнью и смертью и т.п.

Центральная проблема, на которой сосредотачивают своё внимание наиболее

крупные экзистен­ционалисты - это проблема отчуждения человека от общества.

Отчуждение - это социальный процесс, в результате которого человек

и общество противоположны, даже враждебны друг другу.

Эту проблему исследовал ещё К. Маркс. Но он изучал эту проблему

приме­нительно к капиталистическому обществу XIX века.

Философы- экзис­тенционалисты рассматривают отчуждение как

общую характеристику жизни человека в обществе. Они считали, что философия обязана по­мочь человеку найти смысл своей жизни в самых трагических ситуа­циях.

Так, К. Ясперс после второй мировой войны опубликовал цикл работ,

посвящённых проблеме атомной войны и будущего человечест­ва. И не один раз он предупреждал, что современный мир находится в опасности, которой не знало прошлое: может быть прервана много­тысячелетняя история человечества. Перед философией нашей эпохи К. Ясперс ставил весьма ответственнуюзадачу - убедить человечест­во, отдельных

индивидов, партии в том, что настоятельно необходи­мо использование "высших возможностей человеческого бытия" в борьбе с охватившим

людей отчаянием.

Объективные причины появления экзистенциализма.

Экзистенциальная философия 20 века выросла на исторической почве



продолжающегося и сегодня социального кризиса, охватившего экономические, политические, духовно- нравственные основы челове­ческого бытия.

Философы стремились представить искренний самоот­чет мыслящего человека и исповедь философа, оказавшихся в эпи­центре кризисных процессов. Наиболее крупные из этих философов резко критиковали реакционные режимы, были защитниками демокра­тии, прав и свобод личности. Но вместе с тем отчуждение человека и общества в современном мире не исчезло, а усилилось и как его преодолеть, - на этот вопрос экзистенциалисты не дают ответа.

Одна из важнейших проблем, которую исследовали экзистенциа­листы -

существование человека и его сущность.

Человек делает самого себя, обретает свою сущность уже су­ществуя, в этом состоит важнейший принцип экзистенциализма, из которого вытекают многие принципиально важные следствия.

Следствия из принципа существования человека:

- нет заданной человеческой природы;

- никакая внешняя сила, никто, кроме данного индивида, не может за него

осуществить его превращение в человека;

- каждый индивид несет ответственность сам, если он так и не стал человеком в подлинном смысле.



Таким образом, экзистенциальные философы проводят здравую и очень важную идею индивидуальной ответственности человека за все, что происходит с ним самим и с другими людьми.

Мир, в котором живет человек, по взглядам экзистенциалистов - это

свобода на которую обречен человек. Человек свободен, он и есть

свобода, - писал Сартр. Свободный выбор человека - его удел,

ответственность и его трагедия.

Ещё одна важная проблема, которую рассматривают экзистенциалисты - это

проблема бытия мира и бытия человека.

Экзистенциалисты признают, что мир существует вне и независимо от человека.

Однако философия, по взглядам экзистенциалистов, только тог­да встает на пути жизненного реализма и гуманизма, когда она ставит в центр анализа человека, начинает с его бытия. Мир, как таковой, для человека существует постольку, поскольку он, идя от своего бытия, при­дает миру знание и смысл,

взаимодействует с миром.

Как к этим взглядам относится марксистская философия?

Она также рассматривает взаимосвязь бытия мира и бытия человека. Но в отличие от экзистенциалистов марксистская философия считает, что человек не только способен смотреть на мир через призму своего созна­ния, но и накапливает в процессе развития объективные знания о мире и самом себе. Взгляды же экзистенциалистов по этой проблеме содержат элементы субъективного идеализма.

Рассматривая проблему уникальности человеческого существования, экзистенциалисты считали, что каждый человек неповторим, уникален в своем бытии. Испанский философ Хосе Ортега- и- Гасет(1883 - 1955 гг.) так писал: "Каждый человек имеет миссию истины. Так, где находиться мой глаз, не находиться другой, то, что видит в реальности мой глаз, не видит другой. Мы незаменимы, мы неповторимы". С таким подходом нельзя не согласиться. И все же экзистенциалисты в решении данного вопроса остановились на полпути. Правильно показать на уникальность, неповторимость человека эта уникальность, как человек может обрести эту неповторимость.

Программа экзистенциальной философии:

Рассматривая человека как уникальное существо, экзистенциалисты сопоставляют человека и окружающий мир. При этом окружающий мир рассматривается как нечто враждебное человеку. Поэтому в человеке живет и будет жить постоянный страх перед миром и другими людьми. И все же

человек обязан заставить себя жить и творить самого себя. Такова

программа экзистенциальной философии:

-страшиться, опасаться окружающего мира, противостоять ему, бунтовать против него.

Одна из важнейших проблем, рассматриваемых экзистенциалистами – проблема бытия между жизнью и смертью.

Каждый человек переживал смерть близких, многим в разгар жизни или на её

исходе приходилось смотреть в глаза смерти; всякий человек обязательно

задумывается о смерти.

1-я позиция

Жизнь человека может быть наполнена смыслом, но может вдруг и утратить для

него этот смысл.

2-я позиция

Достойно умереть, когда приходит смерть, бороться с нею, когда есть шанс жить, помочь другим людям в их смертной борьбе - это великое и нужное любому человеку умение. Ему учит сама жизнь. Жизнь и смерть человека, смысл жизни - это вечные темы для философии.

Эта проблема становиться все более актуальной. Глобальная историческая ситуация в наши дни стала пограничной: возможны и гибель человека, и его выживание.

Важнейший шаг, который должно сделать и уже делает человечество,

- осознание того, что сложилась качественно новая ситуация, пограничная

между жизнью и смертью человека. И в этом плане задача философии

- помочь человечеству преодолеть страх и выжить. К сожалению, как

это сделать, - на этот вопрос экзистенциалисты ответа не дают.

Течения в экзистенциализме:

Помимо открытого экзистенциализма в это направление входят также персонализм

и философская антропология, которые по своим взглядам весьма близки к

экзистенциализму.

Персонализм (от лат. Persona - личность) – это философское направление, признающее личность первичной творческой реальностью и

высшей духовной ценностью, а весь мир проявлением творческой активности

верховной личности - бога. В основе учения персонализма о личности лежит тезис о свободе воли. Личность всегда сама определяет социальное развитие, исходя из своих нравственных оценок воли.

Философская антропология - это философское течение, возникшее в

20-х гг. 20 века в Западной Европе и поставившее перед собой задачу создания основополагающей науки о человеке. Философы этого течения

пытались соединить конкретно- научное изучение различных сфер человеческого бытия с целостным философским анализом.

Определенных успехов в решении данной проблемы философская антропология достигла, но в целом решить эту задачу не смогла.

Такого, в основном, содержание экзистенциалистской философии.


Дата добавления: 2014-11-13; просмотров: 33; Нарушение авторских прав


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Й этап - неопозитивизм. | Проблема добра и зла.
lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2018 год. (0.011 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты