Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника



Частные мимические позиции.

Читайте также:
  1. Вопрос.Публичные и частные деликты
  2. Если оставить в стороне различные промежуточные высказывания и суждения, то, по существу, формулируются две взаимоисключающие точки зрения и позиции.
  3. Компоненты природного ландшафта. Рельеф, его роль при построении ландшафтной композиции. Геопластика.
  4. МИМИЧЕСКИЕ МЫШЦЫ ГОЛОВЫ
  5. Налоговая теория. Общие теории налогов. Частные теории налогов
  6. Несчастные случаи
  7. Несчастные случаи на производстве
  8. Несчастные случаи на производстве
  9. Несчастные случаи на производстве и их классификация
  10. Общее уравнение плоскости. Частные случаи.

 
 

Положение тела человека относительно окружающих лиц и предметов получило названиепозы.

В практике коммуникации выделяют несколько основных разновидностей поз, отражающих внутреннее состояние человека:

¨ включающие или исключающие;

¨ противостоящие или параллельные;

¨ гармоничные или дисгармоничные.

 

Телодвижения человека также устойчиво фиксируются в походке, ее составляющими являются ритм, динамика шага и масса тела.

Кроме того, жестикуляция, позы человека, его походка могут зависеть от того, как он одет. Одежда представляет информацию о принадлежности человека к определенной социальной группе, профессиональной, о его эстетическом вкусе, отношении к окружающим

 
 

людям, экономических возможностях. При этом особенно важны цветовая гамма одежды и ее силуэт.

 

Таким образом, невербальная коммуникация является сложным образованием и включает в себя целый ряд компонентов. Некоторые исследователи, например Г. Крейдлин, включают в невербалику в том числе и следующие компоненты:

 

1. Паралингвистика – наука о звуковых кодах невербальной коммуникации.

2. Кинесика – наука о жестах и жестовых движениях, процессах, системах.

3. Проксемика– наука о пространстве коммуникации, его структуре и функциях.

4. Окулесика – наука о языке глаз и визуальном поведении людей во время общения.

5. Аускультация – наука о слуховом восприятии звуков и аудиальном поведении людей в процессе коммуникации.

6. Гаптика– наука о языке касаний и тактильной коммуникации.

7. Гастика– наука о знаковых и коммуникативных функциях пищи и напитков, о приеме пищи и напитков, о культурных и коммуникативных функциях снадобий и угощений.

8. Ольфакция– наука о языке запахов, смыслах, передаваемых с помощью запахов, и роли запахов в процессе коммуникации.

9. Хронемика– наука о времени коммуникации, о его структурных, семиотических и культурных функциях.

10. Системология– наука о системах объектов, каковыми люди окружают свой мир, о функциях и смыслах, которые эти объекты выражают в процессе коммуникации.На основе наблюдений за невербальной компонентой деятельности человека можно судить о его характере, эмоциональном состоянии, возрасте, самочувствии.



 

Как следует из вышесказанного, и вербальный и невербальный компоненты образа человека не должны складываться стихийно. Ораторский образ – результат большой работы над собой. Наблюдения показывают, что воспитание красноречия существенно изменяет не только нервную конституцию говорящего, но и его внешность.


Практикум

 

Нижеприведенные задания призваны помочь научиться лучше понимать собеседника, предвидеть его реакцию путем анализа не только высказываний, но и паралингвистической, и особенно невербальной компоненты образа.

 

? ЗАДАНИЯ:

1. Подберите и посмотрите по телевизору любую дискуссионную передачу. Какие ораторы–участники запомнились вам? Какая составляющая их образа оказалась наиболее действенной, почему? Какие ошибки вы заметили?

 

2. Прослушайте свои связанные высказывания, записанные на диктофон или магнитофон, и сделайте самоанализ техники речи по параметрам:

 

q умение дышать при говорении;

q диапазон голоса;

q высота голоса;

q тембр голоса;

q полетность голоса;

q дикция;

q темп;

q разнообразие интонирования;



q умение использовать паузы.

 

3. Произнесите слово «пора» поочередно с выражением радости, грусти, угрозы, восхищения, негодования, нерешительности, удивления.

 

4. Определите типы интонации:

 

Осень. Серенькие тучи покрывали небо; холодный ветер дул с полей, унося красные и желтые листья со встречных деревьев. Я приехал в село и остановился у почтового домика.

По А.С. Пушкину.

5. Закончите предложения:

 

q Настя захлопала в ладоши и закричала …

q Анатолий покачал головой, повторяя …

q Вика сказала, подняв указательный палец …

q Почесав в затылке, он произнес …

q Николай хлопнул себя по лбу и воскликнул …

q Андрей замахал руками и сказал …

 

6. Что означают нижеперечисленные указательные жесты:

 

q себе под ноги;

q за правое плечо большим пальцем правой руки;

q большим пальцем правой руки вверх;

q кивок, сопровождаемый указанием правой рукой себе в середину груди;

 

7. Какими жестами можно заменить фразы:

 

q это не для меня;

q пришли и те и другие;

q пусть это останется между нами;

q пускай, пускай, оставь его в покое;

q да что там, ну и пусть;

q нет – нет, ни за что;

q там все так напутано, такая неразбериха;

q это не совсем так;

q мы-то с тобой поймем друг друга.

 

8. Все участники упражнения-игры делятся на группы по пять человек в каждой. Один человек из группы рассказывает любую историю из своей жизни. В это время второй из пятерки оценивает его речь с точки зрения соответствия ее нормам литературного языка, обращает внимание на композицию речи, стиль. Третий из пятерки должен вслушиваться во все особенности голосовых модуляций рассказчика и придумывать по ходу наблюдения емкие и выразительные названия–характеристики голоса говорящего в различных модальностях: зрительной (голос напоминает серебристый свет), слуховой (шум волн), тактильной (шелковая поверхность), вкусовой (родниковая вода). Четвертый в группе – специалист по технике речи, он отслеживает и анализирует речевое дыхание, диапазон голоса, силу, дикцию, тембр. Пятый – анализирует невербальные составляющие образа собеседника. После анализа образа рассказчика в группе участники меняются местами. Завершается упражнение общим обсуждением вопроса: «Кто узнал что-то новое о своей речи, голосе, жестах?»

9. Графический тест «Ветка дерева».

 

Инструкция. Здесь нарисована ветка дерева, но рисунок яв­но незаконченный. Дополните его необходимыми, на ваш взгляд, деталями, но долго не размышляйте, рисуйте то, что пер­вым приходит вам в голову. Попытайтесь отразить на картинке все то, что вы сейчас чувствуете. Интерпретация теста представлена в конце главы.

 

 

10. Графический тест «Ваши проблемы».

 

Инструкция. Перед вами таблица, в которой вашему внима­нию представлены четыре пары фигур. Рассмотрите их и за­красьте ту из фигур в паре, которая покажется вам наиболее симпатичной. В результате ваших действий в таблице должно оказаться четыре светлые фигуры и четыре (парные им) закра­шенные. Интерпретация теста представлена в конце главы.

 

11.

 
 

Графический тест «Четыре лица».

 

Инструкция.На этом рисунке вы видите четыре лица, вер­нее, четыре лицевых овала, лишенных всех внешних черт. Вам надлежит не просто нарисовать нос, глаза и губы этим лицам, но и выполнить конкретное задание. Первое лицо должно быть радостным, второе — грустным, третье — злым и четвертое — оби­женным. То есть задача проста: четыре лица должны выражать четыре разных человеческих эмоции. Интерпретация теста представлена в конце главы.

 

 

12. Графический тест «Идущий человек».

 

 

 

Инструкция. Наэтом рисунке изображен идущий человек, вернее, только его силуэт. Вам надо прорисовать все детали внешности пешехода, а также создать ему необходимый фон, четко обозначить его путь. Откуда и куда он идет? По возможности постарайтесь дать ответ на эти вопросы вашим рисунком. Интерпретация теста представлена в конце главы.

 

 

13. Графический тест «Адекватное восприятие действительности».

 

 

Инструкция.Перед вами семь разных фигур, вам надо внимательно посмотреть на них и понять, что они из себя представляют. Придайте фигурам осмысленный вид. Интерпретация теста представлена в конце главы.

 

 

14. Графический тест «Ваши жизненные ценности».

 

 

Инструкция.Эта фигурка сознательно лишена всех внешних деталей, у нее нет ничего — ни черт лица, ни во­лос, ни одежды, ни даже пола. Вам нужно сделать из этой «заготовки» человека, снабдив его всем необходимым для жизни. Ри­суйте все, что вы сочтете нужным, не забудьте про фон. Интерпретация теста представлена в конце главы.

 

15. Графический тест «Человек, предмет, животное».

 

 

 

 

Инструкция.На этой картинке изображены три геометриче­ские фигуры. Вам нужно создать на их основе три рисунка: чело­века, животное и предмет. Интерпретация теста представлена в конце главы.

 

 

16. Графический тест «Ваши действия в критической ситуации».

 

 

 

 

Инструкция.На этой картинке изображен обрыв и чело­век, то ли падающий, то ли прыгающий с него. Вы должны спасти человека от неминуемой травмы, не дать ему упасть. Как вы это сделаете, решать вам. Дополните картину необхо­димыми деталями. Интерпретация теста представлена в конце главы.

 

 

17. Графический тест «Ваша способность к сопереживанию».

 

 
 

 

 

Инструкция.Этот рисунок не имеет видимого смысла. Вам надо таким образом завершить картинку, чтобы она обрела кон­кретное значение. Рисуйте все, что вам захочется, главное, что­бы у вас получился осмысленный рисунок. Интерпретация теста представлена в конце главы.

 

 

18. Графический тест «Ваше поведение».

 

 

 

Инструкция. Внимательно вглядитесь в 16 символов, которые собраны в четыре группы: "Движение", "Спокойствие", "Уверенность" и "Не­уверенность". Из каждой группы выберите по одному символу, который больше всего соответствует вашему состоянию.


Ответы к графическим тестам:

 

«Ветка дерева» (задание 9)

Если вы ЯРКО ОБВЕЛИ ВЕТКУ ДЕРЕВА и больше никаких дополнений в рисунок не внесли, то это говорит о том, что в данный жизненный момент вы чем-то очень сильно озабочены. Скорее всего, ваши проблемы связаны с вашей профессиональной деятельностью или с учебой, но не с личной жизнью.

Если вы ПОЛНОСТЬЮ ЗАКРАСИЛИ ВЕТКУ ДЕРЕВА, то это значит, что вы пребываете в дурном расположении духа, вас что-то сильно расстроило или вывело из себя. Вы переживаете и злитесь, и ваше дерево явно это показывает. Если вы к тому же ДОРИСОВАЛИ И СВОИ ВЕТОЧКИ, то это говорит о том, что вы просто кипите от негодования и готовы выплеснуть свои чув­ства если не на ваших обидчиков, то хотя бы на тех, кто подвер­нется вам под руку.

Если вы НАРИСОВАЛИ НА ВЕТКЕ ДЕРЕВА ЛИСТОЧ­КИ, то это значит, что на душе у вас сейчас все спокойно. Ес­ли БОЛЬШЕ ЛИСТЬЕВ ОКАЗАЛОСЬ ПОД ВЕТКОЙ, то это говорит о том, что вы склонны в данный момент к раздумьям и анализу, а не к действиям. Если же ЛИСТЬЕВ БОЛЬШЕ СВЕРХУ, НАД ВЕТКОЙ, то это указывает на вашу готовность активно взяться за дело, вы полны сил и жаждете применить их на практике.

Если вы НАРИСОВАЛИ НА ВЕТКЕ ЛИСТВУ, НЕ ПРО­РИСОВЫВАЯ КАЖДЫЙ ЛИСТИК ПО ОТДЕЛЬНОСТИ, то это значит, что вы тратите много усилий на то, чтобы казаться ве­селым и счастливым. Но в настоящий момент вам не хочется что-то изображать, вы устали от собственной игры.

Если вы СДЕЛАЛИ ОСНОВНОЙ УПОР НА КОРУ ВЕТКИ, то это говорит о том, что сейчас ваша работоспособность просто поразительна, не теряйте времени и беритесь за дела. У вас все получится!

Если вы НАРИСОВАЛИ НА ВЕТКЕ ПТИЦ ИЛИ ЖИ­ВОТНЫХ, то это значит, что вам не хватает живого общения, вы хотели бы поговорить с близким человеком, поделиться с кем-нибудь своими мыслями и чувствами. Если нарисованное вами ЖИВОТНОЕ (ПТИЦА) МЕЛКОЕ, то это говорит о том, что на душе у вас царит радость, если же ЖИВОТНОЕ (ПТИ­ЦА) КРУПНОЕ, то это тревожный признак — возможно, вас что-то гнетет и мучит. Как бы там ни было, вы нуждаетесь в со­беседнике.

Если вы нарисовали НА ВЕТКЕ НЕСКОЛЬКИХ ЖИВОТ­НЫХ ИЛИ ПТИЦ, то это говорит о вашем смятении и душевном непокое, ваша душа мечется в поисках пристанища, но не нахо­дит его. Ваши мысли толпятся и теснятся, вы не можете разо­браться в самом себе.

 

 

«Ваши проблемы» (задание 10)

Все ФИГУРЫ СЛЕВА (1, 3, 5, 7) — это ваше прошлое и настоящее.

ФИГУРЫ СПРАВА (2, 4, 6, 8) - ваше будущее. То есть в каждой паре фигур представлено и прошлое, и будущее, и это очень важно учитывать при трактовке полученных значений.

Начнем собственно расшифровку теста.

ПЕРВАЯ ПАРА ФИГУР — это ваши мысли, склонность к рефлексии и способность к самоанализу, адекватное восприя­тие мира. Если вы ЗАКРАСИЛИ ФИГУРУ СЛЕВА, то это зна­чит, что мыслями вы постоянно возвращаетесь к своему про­шлому, снова и снова переживаете свои ошибки, критикуете се­бя. Если вы ЗАКРАСИЛИ ФИГУРУ СПРАВА, то это означает, что вы способны извлекать уроки из своих ошибок и, не зацикливаясь на них, стремитесь вперед, к своей цели.

ВТОРАЯ ПАРА ФИГУР — это ваши чувства, эмоции, дру­жеские и любовные привязанности. Если вы ЗАКРАСИЛИ ФИ ГУРУ СЛЕВА, то это говорит о том, что вы живете прошлым, вы не способны самовольно отказаться даже от обременительных отношений, освободиться от гнета и груза проблем. Зачастую вы становитесь пленником своих же чувств, от которых не можете избавиться. Если же вы ЗАКРАСИЛИ ФИГУРУ СПРАВА, то можно предположить, что вы свободно распоряжаетесь своими чувствами и никто и ничто не заставит вас цепляться за отноше­ния, отжившие свой срок.

ТРЕТЬЯ ПАРА ФИГУР — это ваши желания и потребности. Если вы ВЫДЕЛИЛИ ФИГУРУ СЛЕВА, то это говорит о том, что вы не развиваетесь как личность, все ваши установки незыб­лемы, ваши желания и потребности не меняются или меняются еле заметно. Вы просто не задумываетесь над тем, что пора бы что-то изменить в себе и своей жизни, вы довольствуетесь тем, что у вас есть. Если вы ЗАКРАСИЛИ ФИГУРУ СПРАВА, то это признак вашего постоянного развития. А вместе с вами растут и ваши жизненные установки.

ЧЕТВЕРТАЯ ПАРА - это ваши действия. Если вы ЗАКРА­СИЛИ ФИГУРУ СЛЕВА, то это значит, что вы боитесь действо­вать самостоятельно, вы нуждаетесь в руководителе. Если же вы ВЫДЕЛИЛИ ФИГУРУ СПРАВА, то это говорит о том, что вы самостоятельный и уверенный в себе человек.

«Четыре лица» (задание 11)

Напомним еще раз. ПЕРВОЕ ЛИ­ЦО (А) - радость, ВТОРОЕ ЛИЦО (Б) - грусть, ТРЕТЬЕ ЛИЦО (В) — злость и ЧЕТВЕРТОЕ (Г) — обида.

Внимательно посмотрите, с помощью чего вы постарались передать ту или иную эмоцию на лицах, это очень важный мо­мент. Те черты лица, на которые вы сделали упор, многое расска­жут вам о вашем характере, ваших чувствах.

ПЕРВОЕ ЛИЦО, РАДОСТЬ — если вы сделали основной упор на УЛЫБКУ, сделав ее широкой и открытой, то это значит, что вы веселый и жизнерадостный человек, с удовольствием де­литесь своей радостью с окружающими.

ВТОРОЕ ЛИЦО, ГРУСТЬ — если вы постарались передать грусть с помощью РТА С ОПУЩЕННЫМИ ВНИЗ УГОЛКА­МИ, то это означает, что вы доверчивый и ранимый человек, вас легко обидеть, вы сопереживаете всем и стараетесь помочь тем, кто в этом нуждается.

ТРЕТЬЕ ЛИЦО, ЗЛОСТЬ — если вы сделали основной упор на НОС С РАЗДУТЫМИ НОЗДРЯМИ, то это значит, что вы прямой человек, последовательный в своих словах и поступках. Вы цените откровенность и предпочитаете действовать прямо­линейно и открыто, презираете трусость и подлость.

ЧЕТВЕРТНОЕ ЛИЦО, ОБИДА - если вы постарались пе­редать обиду, сделав упор на ПЕЧАЛЬНЫЕ ГЛАЗА И БРОВИ ДОМИКОМ, то это говорит о вашей впечатлительности и не­посредственности, вы верите в лучшее и надеетесь на светлое завтра. Вас легко обмануть, вы часто разочаровываетесь в лю­дях и в жизни.

Вообще, при расшифровке этого теста следует учитывать следующее. ГЛАЗА — это ваша готовность получать информа­цию и перерабатывать ее. РЕСНИЦЫ — склонность к демонст­ративному, вызывающему поведению. БРОВИ — это способность к самостоятельному анализу ситуации и принятию решения. МИМИЧЕСКИЕ МОРЩИНЫ НА ЛБУ - склонность к размы­шлению. СКЛАДКА МЕЖДУ БРОВЕЙ — нерешительность, не­желание идти на риск. НОС — умение строить догадки и предпо­ложения, интуиция. РОТ — контакт с окружающим миром, средство выражения собственных мыслей и желаний. ПОДБО­РОДОК — упрямство, неспособность признать свою ошибку и с достоинством принять свое поражение. УШИ — умение выслу­шать доводы других людей и принять их точку зрения. МОРЩИ­НЫ ВОЗЛЕ РТА — вечное недовольство, нежелание идти на компромисс, несогласие.

 

«Идущий человек» (задание 12)

Если вы ОСНОВНОЙ УПОР СДЕ­ЛАЛИ НА ЛИЦО ЧЕЛОВЕКА, тщательно прорисовав глаза, нос, рот, брови и прочие детали внешности, то это говорит о ва­шем желании всегда и во всем оставаться самим собой. Вы за простоту и естественность, ваши жизненные цели не выходят за пределы ваших возможностей.

Если вы ЯРЧЕ ВСЕГО ВЫДЕЛИЛИ ОДЕЖДУ ЧЕЛОВЕКА, то это значит, что вы — дитя цивилизации, все ваши жизненные цели так или иначе связаны с вашим местом в жизни, с карьерой и социальным статусом. Вы будете добиваться своих целей и, скорее всего, добьетесь всего, чего хотите, но не потому, что вы настолько целеустремленный человек. Просто ваши цели весьма обыденны и доступны: вокруг немало людей, желающих в жизни того же, что и вы.

ПОЛ ЧЕЛОВЕКА говорит о том, какими средствами вы со­бираетесь добиваться своих целей. Если вы НАРИСОВАЛИ МУЖЧИНУ, то вы сторонник решительных действий, активных поступков, вы предпочитаете делать дело, а не ждать удобного случая. Вы грудью прокладываете дорогу к своей цели. Если же вы НАРИСОВАЛИ ЖЕНЩИНУ, то это говорит о вашем умении просчитать все заранее, вы терпеливы и всегда знаете, когда нужно вступить в действие. Вы не будете кидаться в омут с голо­вой, предпочтете подождать удобного момента и тогда только вступить в бой и победить.

Если вы НАРИСОВАЛИ В РУКАХ ЧЕЛОВЕКА КАКИЕ-ТО ПРЕДМЕТЫ (КОРОМЫСЛО С ВЕДРАМИ, ШЕСТ, ДВЕ СУМКИ и так далее), то это значит, что вы постоянно сомнева­етесь в себе и не верите в свои силы. Ваши жизненные цели вре­мя от времени меняются, но вы неизменно возвращаетесь к то­му, от чего ушли.

Если ВАШ ЧЕЛОВЕК ИДЕТ ПО ШИРОКОЙ И РОВНОЙ ДОРОГЕ, то это говорит о том, что вы целеустремленный и твер­дый в принципах человек, вы знаете, куда и зачем идете.

Если ВАШ ЧЕЛОВЕК ИДЕТ ПО КАНАТУ ИЛИ ПРОВО­ЛОКЕ, балансируя руками или поддерживая равновесие с помо­щью шеста, то это значит, что вы готовы преодолеть любые пре­пятствия на своем пути, лишь бы достичь своей цели. Однако вы полагаетесь не только на собственные силы, но и на поддержку своего окружения, ваших близких и друзей.

Если ПЕРЕД ЧЕЛОВЕКОМ НЕТ ДОРОГИ, то есть вы на­рисовали его на ровной поверхности, например, в поле, то это значит, что вы еще не определились в своих жизненных целях.

 

 

«Адекватное восприятие действительности» (задание 13)

Если вы разрисовали ВНУТРЕН­НЕЕ ПРОСТРАНСТВО ФИГУР, то это говорит о том, что вы всегда стремитесь разобраться в ситуации изнутри, примерив ее на себя, попробовав все на личном опыте. Если же вы сделали основной упор на ВНЕШНЕЕ ПРОСТРАНСТВО, снаружи при­рисовав детали к фигурам, то это значит, что вы предпочитаете учиться на чужих ошибках, анализировать опыт других людей, советоваться со специалистами и читать толковые книги. И тот и другой подход имеют право на существование. Но идеальный ва­риант — это СОЧЕТАНИЕ ДВУХ ПОДХОДОВ, то есть равно­мерное распределение деталей как внутри, так и вне фигур. Если вы разрисовали КАЖДУЮ ФИГУРУ ОТДЕЛЬНО, то это значит, что вы всегда разбираетесь в сложных ситуациях на месте, вы предпочитаете конкретику абстрактным рассуждени­ям. Когда нужно искать выход из тупика, вы будете его искать и найдете, но заблаговременно задуматься о возможности возник­новения подобной ситуации не в ваших привычках.

Если вы СОЕДИНИЛИ ВСЕ ФИГУРЫ В ОДНУ, то это го­ворит о вашем неумении адекватно воспринимать жизнь. Вы все видите сквозь розовые очки, вы просто не желаете ни о чем заду­мываться и ничего понимать. Вашим близким очень тяжело с ва­ми общаться, так как вам практически невозможно ничего дока­зать и объяснить.

Если вы СОЗДАЛИ ИЗ ФИГУР ОБЩУЮ КАРТИНУ, не вырисовывая при этом детально каждую фигуру, то это говорит о вашем желании всегда быть в курсе дела, знать, что творится во­круг вас, и уметь принять правильное решение. Однако иногда вы проявляете поразительную неосведомленность в мелочах и за глобальными проблемами совершенно упускаете из виду детали, без которых просто невозможно обойтись.

Если же вы ДЕТАЛЬНО РАСПИСАЛИ КАЖДУЮ ФИГУРУ И СОЗДАЛИ ИЗ НИХ СМЫСЛОВОЙ АНСАМБЛЬ, то вас мож­но поздравить — вы умеете увидеть жизнь такой, какая она есть, понять ее и принять со всеми ее достоинствами и недостатками. Вы обладаете здравым смыслом и гибкостью мышления, умеете идти на компромисс и не боитесь попасть впросак.

Если вы УДЕЛИЛИ ОСОБОЕ ВНИМАНИЕ ОДНОЙ ИЛИ ДВУМ ФИГУРАМ, оставив без внимания остальные, то это го­ворит о вашей беспомощности и инфантильности, вы не можете понять, что происходит вокруг вас, и без человека, способного позаботиться о вас, пропадете в жизни.

 

«Ваши жизненные ценности» (задание 14)

Внимательно посмотрите на ХА­РАКТЕР ЛИНИЙ вашего рисунка.

Если вы СИЛЬНО НАЖИМАЛИ на карандаш или ручку, старательно (возможно, несколько раз) обводя каждую деталь, то можно предположить, что вы приверженец традиций и всегда строго соблюдаете все правила и предписания. Вы боитесь со­вершить неловкий поступок и выставить себя в дурном свете или оказаться всеобщим посмешищем. Поэтому вы часто ведете себя не так, как вам бы хотелось, предпочитая официальность и рег­ламентированность - естественности и простоте.

Если все ЛИНИИ на вашем рисунке ТОНКИЕ И НЕБРЕЖ­НЫЕ, то, скорее всего вы легкий в общении и веселый человек. Од­нако если ЛИНИЙ ОЧЕНЬ МНОГО и они неряшливо ПУТАЮТ­СЯ и налезают друг на друга, то это значит, что вы слишком легко­мысленный и ветреный человек, что называется, без царя в голове

Теперь остановимся на тех деталях, которыми вы снабдили свой рисунок.

Если вы сделали главный упор на ВНЕШНОСТЬ ЧЕЛОВЕ­КА, тщательно прорисовав все детали лица, конечностей, волос и так далее, то это говорит о вашем желании нравиться противо­положному полу. Чем резче ваш рисунок, тем активнее вы себя ведете на любовном поприще. Вы не представляете себе жизни без любви.

Если вы основное внимание уделили ОДЕЖДЕ ЧЕЛОВЕ­КА, то это означает не что иное, как ваш страх быть самим со­бой. Вы стараетесь спрятать от людей свою истинную сущность, все время играете какую-то роль, придумываете себе имиджи, лишь бы никому не показать себя настоящего. Возможно, это следствие вашей ранимости — вы не хотите, чтобы вам причини­ли боль. Или же вы не уверены в себе, стеснительны и робки. Как бы там ни было, вы оберегаете от окружающих свой внут­ренний мир, поскольку это ваше главное богатство.

Если вы нарисовали рядом с человеком другого ЧЕЛОВЕ­КА, СОБАКУ, какое-то иное ЖИВОТНОЕ, то сразу можно по­нять, что вы нуждаетесь в общении. Для вас главная жизненная ценность — это отношения с другими людьми, любовь, дружба, взаимопонимание.

Если вы нарисовали рядом с человеком ДОМ, то это говорит о вашем стремлении достигнуть хорошего положения в обще­стве, для вас очень важен социальный статус.

Все ПРЕДМЕТЫ БЫТА, нарисованные вами рядом с чело­веком, говорят о том, что ваши жизненные ценности лежат в ма­териальной плоскости.

 

 

«Человек, предмет, животное» (задание 15)

Самое главное, на что вам надо обратить внимание в этом тесте, — это взаимодействие всех трех фигур на вашем рисун­ке. Фигура ЧЕЛОВЕКА покажет вам, насколько комфортно вы сами чувствуете себя в этом мире, ЖИВОТНОЕ расскажет о ваших взаимоотношениях с окружающими (духовный кон­такт), а ПРЕДМЕТ продемонстрирует вашу связь с материаль­ным миром.

Если вы КАЖДУЮ ФИГУРУ ПРОПИСАЛИ ОТДЕЛЬНО, не связывая их между собой, то это говорит о том, что вы плохо ладите с людьми, потому что никогда не думаете ни о ком, кро­ме себя. Вы не задумываетесь о нуждах окружающих людей, вы привыкли к определенному ходу жизни, и не желаете ничего ме­нять. Вам никогда не приходило в голову, что все может быть и по-другому. Если вы ЯРКО ВЫДЕЛИЛИ ЧЕЛОВЕКА, а две другие фи­гуры прописали небрежно, то это значит, что в данный момент жизни вы озабочены поиском себя, вы ищите свое место в этом мире.

Если вы СДЕЛАЛИ ОСНОВНОЙ УПОР НА ЖИВОТ­НОЕ, то это говорит о вашем желании установить контакт с окружающими вас людьми, вы нуждаетесь в понимании и за­боте. Если при этом ФИГУРА ЧЕЛОВЕКА ОКРАШЕНА В ТЕМНЫЕ ТОНА, то это значит, что вы устали от одиночества, вы чувствуете себя в этом мире не в своей тарелке, вам хочется найти друга.

Если вы ВЫДЕЛИЛИ ПРЕДМЕТ, оставив практически без внимания человека и животное, то это явно демонстрирует вашу тягу к реальным переменам, вы полны планов, которые только и ждут, чтобы их претворили в жизнь. Вы деятельный человек, и волнуют вас, прежде всего, материальные проблемы.

Если вы ВСЕ ТРИ ФИГУРЫ СВЯЗАЛИ МЕЖДУ СОБОЙ, то это говорит о том, что вы стремитесь достичь гармонии в жиз­ни, пытаясь органично связать мир духовный и мир материаль­ный. Если при этом ОДНА ИЗ ФИГУР ВЫДЕЛЕНА ЯРЧЕ ОС­ТАЛЬНЫХ, то вы можете понять, чему вы все же оказываете предпочтение.

Если вы ЗАКЛЮЧИЛИ ВСЕ ТРИ ФИГУРЫ В КРУГ ИЛИ РАМКУ, то это значит, что вы не умеете принимать самостоятель­ные решения и размышлять над серьезной проблемой. Вы предпочи­таете подождать, пока все наладится само собой. Вы надеетесь, что ваша связь с миром установится и без вашего активного участия, и все, что от вас требуется, — это немного терпения.

 

«Ваши действия в критической ситуации» (задание 16)

Во-первых, прежде чем что-то нарисовать, вы должны были определить для себя, ПРЫГАЕТ ЧЕЛОВЕК ИЛИ ПАДАЕТ. Если ваш ЧЕЛОВЕК ДОБРОВОЛЬНО ПРЫГАЕТ С ОБРЫВА, то это говорит о вашей решительности и активности, вы предпочитае­те действие размышлениям, вы практик, не теоретик. Если же вам кажется, что ЧЕЛОВЕК ПАДАЕТ, то это значит, что вы не­решительны и терпеливы, вы готовы ждать, пока все утрясется само собой. Вы не любитель активных действий.

А теперь следует подробно остановиться на тех деталях ри­сунка, которые вы дорисовали в качестве «первой помощи» че­ловеку и которые призваны не дать ему упасть и расшибиться.

Если вы нарисовали ВОДУ ПОД НОГАМИ У ЧЕЛОВЕКА (РЕКУ, ОЗЕРО, МОРЕ), то это говорит о вашей склонности все пускать на самотек. Нередко вы сами доводите ситуацию до кри­тического состояния, не предпринимая никаких шагов по ее урегулированию. Вы бездействуете в те моменты, когда нужно быть активным и решительно брать быка за рога.

Если вы нарисовали ПОД НОГАМИ У ЧЕЛОВЕКА БАТУТ или НАТЯНУТОЕ ОДЕЯЛО, чтобы смягчить падение и поймать человека, то это говорит о вашей предусмотрительности. Вы очень редко попадаете в критические ситуации, потому что все­гда тщательно просчитываете все возможные варианты развития событий и стараетесь предугадать все, что может случиться. Но даже если вы чего-то не учтете, то у вас все равно всегда окажет­ся готовое средство по спасению ситуации. На вас можно поло­житься, вы не подведете.

Если вы нарисовали ПОД ОБРЫВОМ ЧЕЛОВЕКА С ВЫ­ТЯНУТЫМИ РУКАМИ, ГОТОВОГО ПОЙМАТЬ ПАДАЮ­ЩЕГО В ОБЪЯТИЯ, то это значит, что вы неосмотрительны и доверчивы, в критической ситуации склонны доверяться любому человеку. Вы не способны самостоятельно найти выход из тупика и ищете человека, который бы вам помог. Но так как вы не очень хорошо разбираетесь в людях, то вас часто обманыва­ют и подводят.

Если вы ПРЕВРАТИЛИ ОБРЫВ В НЕБОЛЬШОЙ ХОЛ­МИК, тем самым прекратив падение человека, то это означает, что вы обладаете лидерскими качествами и способны вести лю­дей за собой. В критической ситуации вы не растеряетесь и сде­лаете все, что нужно, чтобы исправить случившееся.

Если вы нарисовали ЧЕЛОВЕКУ КРЫЛЬЯ, то это говорит о том, что вы всегда найдете остроумный выход из сложного положения.

 

«Ваша способность к сопереживанию» (задание 17)

Если вы УВИДЕЛИ В ЭТОМ РИСУНКЕ ЗМЕЮ и СОЕДИ­НИЛИ ТРИ ДЕТАЛИ МЕЖДУ СОБОЙ, а также дорисовали ЗМЕИНУЮ МОРДУ И КОНЧИК ХВОСТА, то это говорит о том, что вы воспринимаете дружбу как нечто само собой разуме­ющееся, естественное. Вам никогда не приходилось прилагать особые усилия, чтобы завоевать дружбу людей, потому что вы с детства всем нравились. И поэтому вы несколько эгоистичный друг, вы любите быть в центре внимания и принимать восхище­ния окружающих. Однако если вашим друзьям будет плохо, вы обязательно придете им на помощь.

Если из заданных деталей вы СОЗДАЛИ ТРИ НЕЗАВИСИ­МЫХ ДРУГ ОТ ДРУГА РИСУНКА, то это говорит о вашем не­умении дружить. Вы никогда не задумываетесь о чувствах ваших близких, для вас на первом месте всегда стоят ваши собственные нужды и потребности, и вы ни перед чем не остановитесь, чтобы добиться своей цели. Разумеется, мало людей способны дружить с таким эгоистом, как вы. Если вы СДЕЛАЛИ ИЗ ТРЕХ ДЕТАЛЕЙ ДВА РИСУНКА, то это значит, что вы мнительный и осторожный человек, у вас не очень много друзей, потому что вы мало кому доверяете. Зато ради своих близких и дорогих людей вы пойдете не все, ничего не пожалеете, чтобы помочь им. Вы хороший друг, но не из тех, кто блещет умом и весельем в компаниях, а из тех, кто проверя­ется в беде и с честью выдерживает проверку.

Если вы НАРИСОВАЛИ ЖИВОТНОЕ ИЛИ ПТИЦУ, до­бавив к заданному рисунку МНОГО СВОИХ ДЕТАЛЕЙ, то это говорит о том, что вы веселый и дружелюбный человек, у вас много знакомых и приятелей, вы всегда оказываетесь в центре внимания, в каком бы обществе вы ни находились. Вас боль­шое количество народа считает своим самым близким другом, но все это ненастоящая дружба. Если вам потребуется реальная помощь, практически никто не окажет вам ее. Но вы сами все­гда стараетесь помогать тем, кто в этом нуждается, вы не може­те равнодушно смотреть на страдания и переживания других людей, даже не очень близких вам. Вы все принимаете близко к сердцу.

Если вы увидели в этом рисунке НАДПИСЬ «SOS», то это говорит о вашей доброте и умении сопереживать другим людям. Вы никогда и никому не отказываете в помощи и сочувствии, оказываете моральную и материальную поддержку, и очень мно­гие недобросовестные люди этим пользуются.

 

«Ваше поведение» (задание 18)

Подсчитайте сумму набранных вами баллов по схеме:

 

Движение Спокойствие Уверенность Неуверенность
А-4 А-4 А-4 А-4
Б-8 Б-8 Б-8 Б-8
В-2 В-2 В-2 В-2
Г-10 Г-10 Г-10 Г-10

 

Интерпретация результатов:

8—13 баллов.Ваше поведение зависит, прежде всего, от окружаю­щих. Вы легко падаете духом, легко воодушевляетесь, с трудом зани­маетесь тем, что вам не нравится. На вас сильно влияет окружающая обстановка, поэтому нельзя сказать, что вы — хозяин своих реше­ний. Вы слишком эмоциональны, руководствуетесь настроением.

14—20 баллов.Хотя вы и "плывете по течению", но стремитесь найти свой стиль. Вы критически относитесь к себе, так что окру­жающие не могут на вас повлиять, если у них не имеется убедитель­ных аргументов. Если здравый смысл подсказывает вам, что пози­ция, которую вы до сих пор защищали, вам во вред, то вы в состоя­нии от нее отказаться.

21—27 баллов.Вы считаете себя непогрешимым. Но вы все же подвержены внешнему влиянию. Вы стремитесь найти "золотую середину" между собственными взглядами, убеждениями и теми ситуациями, которые ставит перед вами жизнь. Вам помогает то, что инстинктивно вы выбираете верный путь.

28—34 балла.Вам нелегко бывает отказаться от своих взглядов, принципов. Чем больше кто-то стремится повлиять на вас, тем силь­нее ваше сопротивление. Но, в сущности, за вашим упорством скры­вается не столько уверенность в самом себе, сколько страх, боязнь попасть в какую-то неприятную ситуацию.

35—40 баллов.Если уж вам что-то придет в голову, то никто вас не переубедит. Вы безоглядно идете к целям, которые поставили. Но тот, кто знает вас хорошо, предвидя вашу реакцию, может умело и незаметно поправить ваши действия. Так что вам стоило бы прояв­лять поменьше упрямства и побольше сообразительности.


 

& РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

 

1. Акишина А.А, Кано Х., Акишина Т.Е. Жесты и мимка в русской речи: Лингвострановедческий словарь. – М.,1991.

2. Акишина А.А, Формановская Н.И. Русский речевой этикет. – М.,1975.

3. Александров Д.Н. Риторика. – М., 2004.

4. Безменова Н.А. Речевое воздействие как риторическая проблема. / Проблемы эффективной речевой коммуникации. – М.,1989,с.116-133.

5. Бороздина Г.В. Психология делового общения. – М.,1999.

6. Вагапова Д.Х. Риторика в интеллектуальных играх и тренингах. – М.,1999.

7. Венедиктова В.И. О деловой этике и этикете. – М.,1994.

8. Гольдин В.Е. Речь и этикет. – М.,1983.

9. Далецкий Ч.Б. Практикум по риторике. – М.,1996.

10. Иванова С.Ф. Говори!.. Уроки развивающей риторики. – М.,1997.

11. Казарцева О.М. Культура речевого общения. Теория и практика обучения. – М.,1998.

12. Королева З. Психологические тесты для всех. М., 2002.

13. Кохтев Н.Н. Ораторская речь: стиль и композиция. – М.,1992.

14. Кочеткова Т.В. Языковая личность в лекционном тексте. – Саратов, 1998.

15. Крейдлин Г.Е. Невербальная семиотика. – М., 2002.

16. Купина Н.А. Ежели вы вежливы… Речевой этикет в ситуациях, вопросах и задачах. – Пермь,1995.

17. Лабунская В.А. Невербальное поведение. – Ростов-на Дону,1986.

18. Мальханова И.А. Деловое общение. – М., 2002.

19. Ниренберг Д, Калеро Г Читать человека – как книгу. – М.,1990.

20. Основы теории коммуникации / Под ред. проф. М. А. Василика. - М., 2005.

21. Почепцов Г.Г. Основы речевой коммуникации. – М., 2001.

22. Психология и этика делового общения. / Под ред. В.Н. Лавриненко. – М.,1997.

23. Рамишвили Г.С. Автоматическое опознание говорящего по голосу. – М.,1981.

24. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. М., 1999.

25. Сизанов А.Н. Тесты и психологические игры. М., 2002.

26. Словарь по этике. / под ред. И.С. Кона. – М.,1987.

27. Смирнова Е.Т. Экспресс-диагностика. Самара, 2005.

28. Сонин В.А. Психологический практикум. М., 2004.

29. Стернин И.А. Практическая риторика. - М., 2005.

30. Фаст Дж. Язык тела. – М.,1997.

31. Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения. - М.,1989.

 


Дата добавления: 2014-11-13; просмотров: 200; Нарушение авторских прав


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Глава IV. | По курсу «Риторика».
lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2018 год. (7.958 сек.) Главная страница Случайная страница Контакты