Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Тема 6. Философия Просвещения XVIII века.




План:

1. Социально-исторические предпосылки и особенности философии Просве­щения.

  1. Учение о природе.
  2. Просветительская трактовка человека и общества.

 

1. ХVIII век вошел в историю как век Просвещения. Наиболее яркое проявление тенденций Просвещения мы видим в политической идеологии, философии, культуре и литературе Франции ХVIIIвека. Французская философия этого времени связана с именами таких известных просветителей, как Дидро, Руссо, Вольтер, Ламетри, Гольбах, Гельвеций. Они явились наследниками духовных ценностей Возрождения и Нового времени, продолжив традиции Бэкона, Декарта, Локка. На формирование их взглядов значительное влияние оказала социально-политическая обстановка, сложившаяся в Европе в ХVII-ХVIII веках.

Вначале английская революция (1648 г.), а позднее Великая французская революция (1789-1794 гг.) сокрушили те государственные и обще­ственные образования, которые являлись тормозом на пути развития новых социальных отношений. Эти буржуазные революции изменили лицо Европы, т.к. носили не только местный (английский или французский) характер. Но являли собой общеевропейский феномен. Победа буржуазии знаменовала установление нового порядка, новых экономических и политических отно­шений, победу буржуазной собственности над феодальной, просвещения над религиозными догмами, буржуазного праванад средневековыми привилегиями.

Возникновение новых классов привело и к возникновению новой идеологии - идеологии Просвещения, в создание которой значительный вклад внесла философия эпохи крушения феодализма и становления буржуазного общества. Для Просвещения характеренкритический подход к анализу общепринятых ценностей эпохи феодализма. Так, в личности нового, гражданского общества стала цениться способность к самостоятельному суждению, умению сделать самостоятельный выбор на основе здравого смысла, т.е. независимость, суверенность личности возводится просветителями в ранг социальных ценностей. Не случайно известный немецкий философ И. Кант в статье "Ответ на вопрос: что такое Просвещение?" называет его совершеннолетием человечества, когда каждый человек способен (без руководства со стороны кого-либо другого) пользоваться собственным рассудком, самостоятельно рассуждать обо всех предметах и явлениях действительности. Кант утверждал, что для этого у каждого человека достаточно ума, ноне хватает мужества, в его понимании девиз Просвещения – «Имей мужество пользоваться собственным рассудком».

Многие просветители (Дидро, Л’ Аламбер, Руссо, Вольтер, Гельвеций, Гольбах и др.) участвовали в создании "Энциклопедии, или толкового сло­варя наук, искусств и ремесел" (1751-1780), за что получили название «энциклопедисты».

Ядром Французского Просвещения выступала философия. Анализируя философию Просвещения, можно выделить следующие ееособенности:

 

Особенности философии Просвещения   - культивирование здравого смысла, способности суждения;   - антиклерикальная направленность;   - опора просветителей на достижения естествознания;   - гуманистическая тенденция философии просветителей, преобладание в ней антропосоциальных проблем;   - стремление просветителей изменить в интересах прогресса и гуманизации социальную действительность  

 

 

2. Для просветительских воззрений на природу в целом характернамеханико-материалистическаятенденция, идущая от философии ХVII века. Наиболее целостное представление о природе изложил ПольГольбах (1723-1789)в книге "Система природы". С одной стороны, в своем понимании природы он опирается на естественнонаучную картину мира, в основе которой лежала механика Ньютона. С другой стороны, Гольбах использует учение Спинозы о субстанции. Однако в своих размышлениях о природе философ идет дальше своих предшественников и создает свою собственную, новую концепцию природы.

Прежде всего Гольбах не обожествляет природу. Природа - это не Бог, она является просто природой, единственной материальной субстанцией, существующей вечно и не нуждающейся ни в каких внешних причинах, т.к. она сама причина всего и своя собственная причина. Обобщив с позиций философии основные положения ньютоновского естествознания - законы все­мирного тяготения и инерции, принципы взаимодействия движущихся тел, притяжения и отталкивания - он приходит к мысли о самодвижении материи. "Но откуда, спросят нас, - рассуждает Гольбах, - эта природа получила свое движение? Мы ответим, что от себя самой, ибо она есть великое целое, вне которого не может ничего существовать".

Движение он рассматривает как способ существования материи, непосредственно вытекающий из ее сущности. Гольбах одним из первых философов дает материалистическое определение материи: "Материя вообще есть все то,что воздействует каким-либо образом на наши чувства". Однако говоря о неразрывности материи и движения, он понимал движение механически. На этой основе построена егоконцепция детерминизма. Природа и мир подчинены универсальным закономерностям; в них исключены случайности. В эту систему бесконечных причин и следствий Гольбах помещает всю Вселенную и человека. Все происходящее подчинено всеобщей необходимости. Понимаемая абсолютно и механистически, она перерастает в идею предопределенности всего совершившегося, в фатализм. Гольбах писал;

"В вихре пыли, поднятой буйным ветром, как бы хаотичным он нам ни казался, в ужаснейшем шторме, вызванном противоположно направленными ветрами, вздымающими волны, нет ни одной молекулы пыли или воды, которая расположена случайно и не имеет достаточной причины, чтобы занимать то место, где она находится,и не действовать именно тем способом, каким она должна действовать".

Клод Гельвеций (1715-1771) признает объективное существование внешнего мира. Мир в его понимании, это прежде всегодвижущаяся материя,формы ее существования -пространство ивремя. В работе "Истинный смысл системы природы"он рассуждает: "...Будем изучать Вселенную; она представляет нам только материю и движение... Все во Вселенной есть движение... Это движение природа получила от себя самой, потому что она представляет собой великое целое, сверх которого ничто не может существовать... Откуда произошла материя? Она всегда существовала ... Так как унее есть свои свойства, то формы ее действия необходимо должны истекать из формы ее бытия..."

Дени Дидро (1713-1784) рассматривал материю как обладающую различными видами движения и качественным разнообразием субстанцию. Движение во Вселенной он объяснял тем, что природе присуще бесконечное многообразие элементов, каждый из которых обладает вечной силой. Эти элементы - молекулы. Видимо, учение Лейбница о монадах и современная химия легли в основу взглядов Дидро на природу.

Выдвигая тезис окачественных превращениях природы, Дидро выходит за рамки механистических представлений о материи. Его интересует проблема превращения одного качества в другое, возникновения живого из неживого, мыслящего из чувствующего. У основания материи он предполагает наличие свойства, сходного с чувствительностью; постепенно про­буждаясь, оно одушевляет материю и ведет к сознанию.

В трудах и других просветителей прослеживается интерес к качественному изменению материи. Достижения естествознания ХУШ века, особенно в области живой материи, стали основанием для зарождения первых эволюционных идей. В это время были высказаны важные положения о не­прерывной изменчивости мира, его обновлении (Бюффон), о приспосабливаемости организма к окружающей среде (Ламарк), об изменчивости видов (де Майе).

Жюльен Ламетри (1709-1751), опираясь на открытия в естествознании, пытается найти то основание, тот принцип, который, развертываясь, ве­дет к изменению природы. Развитие природы он уподобляет "лестнице с незаметными ступенями". Пытаясь объединить живой и неживой мир, Ламетри впервые в просветительской философии наделяет всю материючувствительностью (наряду с 2-мя известными качествами - протяженностью и движением). Занимающая определенное пространство движущаяся материя, обладая чувствами, проходит множество ступеней, прежде чем порождает человека. "Какое чудное зрелище представляет собой эта лестница с незаметными ступенями, которые природа проходит последовательно одну за другой, никогда не перепрыгивая ни через одну ступеньку во всех своих многообразных созданиях". Однако механистический подход помешал Ламетри объяснить, в чем состоит качественное отличие одной ступени от другой. Именно поэтому человек в его понимании мало чем отличается от животного и машины. ("Человек - машина", "Человек - растение").

Эволюционные представления в значительной степени характерны и для Дидро. Подобно Ламетри, он развертывает картину эволюции материи на земле, начиная с неживой материи и доводя ее до мыслящих существ. Говоря о быстрой смене существ на Земле, о тайнах возникновения и исчезновения видов, он в "Сне Д Аламбера" пишет; "Что представлял собой слон первоначально? Возможно, он был громадным животным, каким он сейчас предстает перед нами, возможно, это был атом, ибо то и другое одинаково вероятно... Быть может, чтобы виды животных возродились, нужно в десять раз больше времени, чем им отпущено жизни". Однако как и у Ламетри, эволюционные взгляды Дидро включены в рамки механистического материализма.

 

3. Проблема человека занимает центральное место в философии просветителей. Подходы к анализу человека различны у просветителей – материалистов (Ламетри, Дидро, Гольбах, Гельвеций) и просветителей-деистов (Вольтер, Руссо). Вторые, признавая Бога творцом Вселенной, но отрицая его дальнейшее вмешательство в окружающий мир, все-таки признавали существование бессмертной человеческой души. Однакокак материалисты, так и деисты подходили к человеку какприродному, физическому, материальному существу. Отрицая декартовский дуализм, они утверждают положение о материальном единстве человека. "Человек, - пишет Гольбах, - есть чисто физическое существо, духовный человек - это то же самое физическое существо, только рассмотренное под известным углом зрения, т.е. по отношению к некоторым особенностям его организма. Но разве эта организация не есть дело рук самой пpироды?"

Просветители поставили проблемуестественного происхождениячеловечества как биологического вида. При этом одни считали, что люди возникли одновременно с другими живыми существами прямо из неорганической природы; другие же рассматривали человека как высший этап эволюции живой материи на Земле. Ламетри, видя сходство человека и обезьяны, выдвигает гипотезу происхождения людей от этих животных.

Опираясь на естественнонаучные данные, просветители - материалисты под понятие "души" подводили разнообразные проявления человеческой психики. Так, Ламетри в трактатах "Естественная история души" и "Человек-машина" рассуждает о неразрывности души и тела, о материальной ос­нове того, что называется душой. "Душу", освобожденную при помощи абстракций от тела, - пишет он,- столь же невозможно себе представить, как и материю, не имевшую никакой формы. Душа и тело были созданы одновре­менно, словно одним взмахом кисти". Далее он делает вывод, что все способности души зависят от особой организации тела человека и прежде всего его мозга, а следовательно, сам термин "душа" можно применять лишь для обозначения той части нашего организма, которая «мыслит». Основываясь на этих положениях, Ламетри и другие французские материалисты признавали душу смертной. Так, Гольбах пишет: "Считать, что душа будет ощущать, мыслить, страдать после смерти тела, - все равно, что утверждать, что разбитыена тысячи кусков часы смогут продолжать звонить и отмечать время".

Для просветительского понимания человека характерна установка на первоначальнуюприродную доброту человека. Нельзя упрекать человека в его стремлении к самосохранению, которое порождает желание избегать боли, страдания и любить удовольствия. Все это определяется природной сущностью человека. А все, что идет от природы, не подлежит критике, т.к. это хорошо. Зло и несправедливость в мире они объясняли искажением цивилизацией природной доброй сущности человека. Так, Руссо в трактате "Рассуждения о науках и искусствах" объявляет, что с развитием цивилизации, с распространением наук и искусств человечество не стало лучше и счастливее. Скорее наоборот, они испортили наши нравы, т.к. многие достижения цивилизации принесли людям зло -насилие, неравенство, безнравственность.

В философии Просвещения получила дальнейшее развитие теория ра­зумного эгоизма, которая берет начало от Локка, Гоббса и др. мыслите­лей ХVII века. Она основана на представлении о человеке как природном существе, стремящемся избежать страданий и важнейшимиз инстинктов которого является инстинкт самосохранения. С помощью здравого смысла человек начинает понимать, что если он будет думать только о себе и добиваться удовлетворения только своих потребностей, то столкнется с большими трудностями. Постепенно к людям приходит осознание того, что следует ограничивать свои потребности. Здесь речь шла не об альтруизме, а о разумном эгоизме, т.к. ограничение себя было связано не столько с любовью к другим людям, сколько с любовью к самому себе.

Большую роль в прогрессивном преобразовании общества просветители отводили воспитанию. И Гельвеций, и Руссо, наиболее известные теоре­тики воспитания, сходились в том, что каждый человек может стать добродетельным и просвещенным членом общества при условии равных возможностей для воспитания. "Воспитание, - размышляет Гельвеций, - делает нас тем, чем мы являемся". Основываясь на законах природы, Руссо детально разрабатывает принципы "естественного воспитания". Природа человека, считает он, устроена так, что он проходит периоды детства, юности, зрелости и старости. Прежде чем человек станет взрослым, он должен быть ребенком - играть, бегать, прыгать, смеяться, чаще общаться с природой. Это естественный ход природы нельзя нарушать, иначе мы получим скороспелые плоды, в которых нет ни зрелости, ни вкуса, и которые не замедлят испортиться: у нас будут юные ученые и старые дети. Педагогические идеи Руссо, изложенные в "Исповеди", "Новой Элоизе", "Эмиле" носили по тому времени новаторский гуманистический характер и являлись основанием педагогики, оказав огромное влияние на Л.Н. Толстого, И.В. Гете, И. Песталоцци.

Социально-философские воззрения ХVIII века связаны с доминирующей ролью просвещенного разумав история. Идеал "просвещенного правления", справедливого просвещенного монарха был близок многим просветителям. Ламетри предлагал пересмотреть социальные ценности и принципы, взвесивих "на весах мудрости и общества". Только просвещенный разум может стать основой для построения гуманного общества. Народы смогут наслаждаться спокойной жизнью, а между теми, кто управляет, и теми, кем управляют, будет согласие и гармония при обязательном условии - просвещенном монархе.

Просветители продолжили и осмыслениеконцепции общественного договора,заложенные философами ХVIIвека. В основу общественного договора кладут доводы разумного эгоизма. По их мнению, в естественном состоянии люди обладали абсолютной свободой и неограниченными правами. При переходе в гражданское состояние они поняли, что выгоднее ограничить права, пожертвовать частью свобод, чем вечно воевать друг с другом. Руссо в сочинении "Об общественном договоре" высказывает ряд важных идей, оказавших влияние на идеологию участников Французской революции, особенно якобинцев. Это прежде всего принцип народного суверенитета, основанный на том, что власть должна принадлежать лишь одному народу, принимать или отвергать законы имеет право только народ, а если заключен­ный договор несправедлив и монарх не выполняет взятых обязательств перед народом, есть все основания на ниспровержение монархии.

Народный суверенитет Руссо связывает ссуверенностью личности, т.к. только у людей независимых, свободных, способных принимать собственное и ответственное решение может возникнуть желание объединиться без принуждения. Руссо, как и другие просветители, стоит на принципах гражданской свободы.Равенство людей он считал естественным состоянием общества. "Человек рожден свободным, - утверждает он, - а между тем везде он в оковах". Причиной неравенства и всех социальных бед он объявляетчастную собственность и предлагает устранение неравенства путем ее равномерного распределения. Известными стали его слова: "От скольких преступлений, войн, убийств, несчастий и ужасов уберег бы род человеческий тот, кто, выдернув колья и засыпав ров, крикнул бы себе подобным: "Остерегайтесь слушать этого обманщика; вы погибли, если забудете, что плоды земли для всех, а сама она - ничья".

Следует отметить, что отношение к частной собственности у Руссо менялось с течением времени. Позднее, осознав реальные основания гражданского состояния общества, он приходит к выводу, что только на основе частной собственности возможно построение экономических и правовых отношений между людьми. На этом основании Руссо начинает защищать права каждого независимого собственника. Наиболееприемлемой формой государ­ственного правления он считалреспублику.

Гольбах, Гельвеций, Дидро в этом отношении уступали Руссо, возлагая большие надежды на просвещенного монарха. По мнению Гольбаха, "народы будут счастливее лишь тогда, когда философы станут королями, или когда короли будут философами". По его мнению, общество должно обеспечить своим членам счастливую жизнь, а граждане должны отдавать обществу свои способности, любить его и способствовать счастью тех, с кем связала их судьба.

Таким образом, просветители, несмотря на небольшие расхождения, наилучшее состояние общества, его устройство и благоприятное положение граждан связывали с общественным договором, частной собственностью, свободами и правами суверенной личности.

Знаменательно, что в эпоху Просвещения была основанаидея истори­ческого прогресса, получившая впоследствии развитие в европейской философии XIX - XX веков. Вольтер (1694-1778), исключив вмешательство Бога в человеческие дела, представляет путь человечества в виде движения от бессознательного состояния к осмысленной просвещенной цивилизации. Правда, он отрицал объективные закономерности истории, представлял ее как "хаос" событий. Утверждая, что "миром правят мнения", Воль­тер считал необходимым сделать их просвещенными, т.к. был верен просветительской традиции прогрессивного движения разума.

Сходные идеи развивает и Ж.А. Кондорсе (1743-1794). В работе «Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума» он создает те­орию развития цивилизации, связывая исторический прогресс с прогрессом человеческого разума. Рост знаний, расширение области научных исследований он считает основанием и главным двигателем культуры. Анализируя прошлую историю человечества, Кондорсе намечает контуры будущего, которое он связывает с уничтожением социального неравенства, гармоническим объединением частных и общих интересов, с избавлением людей от болезней и увеличением продолжительности жизни. В будущем наступит такое состояние, "когда солнце будет освещать землю, населенную только свободными людьми, не признающими другого господина, кроме своего разума"

Подводя итоги, важно отметить следующее. Философия Просвещения, наследуя богатство идей эпохи Возрождения и Нового Времени (ХVII век), предложила свое собственное решение ряда проблем, связанных с исследо­ваниями природы, человека и общества. Одной из главных своих задач философы считали просвещение народа, воспитание здравого смысла и формирование способности к самостоятельному суждению. Их идеине только ока­зали значительное влияние на формирование идеологии французской буржуазной революции, но и в значительной мере определили оптимистический взгляд европейской философии на прогрессивное развитие общества, основанного на принципах свободы, справедливости и суверенности личности. 3аметное влияние оказала философия Просвещения на становление немецкой классической философии.

 

 


Поделиться:

Дата добавления: 2014-11-13; просмотров: 512; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты