Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Ч. II. Теоретический курс




Тема 1: Философское понимание мира: бытие и материя как исходные категории.

 

План:

1. Бытие как философская категория.

2. Понятие материи в истории философской мысли.

3. Движение как способ бытия. Пространство и время как формы бытия.

 

1.Проблема философского понимания мира, места и роли в нём человека - основная, главная проблема философии. То или иное её решение сказывается на мировоззрении человека. Нацеленность на бытие - это естественная жизненная установка каждого человека. Для продуктивной деятельности человеку необходима уверенность в том, что мир (человечество) был, есть и будет. Бытие – центральная категория философии, основа онтологии (учение о бытии, сущности мира). Эта категория является исходной для философского мышления как в историческом, так и в логико-методологическом аспектах. Ярким свидетельством этого служит то большое внимание, которое уделяли решению проблемы бытия древнегреческие философы.

По историческому преданию, термин «бытие» впервые ввёл Парменид (540-480 г.г. до нашей эры.) древнегреческий философ, основоположник элейской школы, для обозначения и одновременного решения важнейшей мировоззренческой проблемы: «Что есть сущее?» Со времён Парменида бытие – это философская категория, обозначающая присущее всем вещам и явлениям свойство реально существовать, быть в наличии. Понятие реальности обычно не отделяется от понятия бытия, как более общего по объёму, и совпадает с понятием существования, являющегося фундаментальным для большинства философских учений, включая и современные.

Но категория бытия обозначает не просто то, что существует, а главным образом то в существующем, что подлинно существует, гарантируя, обусловливая существование всего. Идея подлинности, «степени реальности» существующего отчётливо была сформулирована средневековыми схоластами, но выражена была впервые элеатами, разделившими мышление (мыслимое бытие) и чувственно воспринимаемое бытие. Парменид выработал категорию единого бытия и сделал его основой своей философии. Бытие (подлинное бытие) по Пармениду – это то, что находится за миром чувственных вещей, и оно есть Мысль (космический разум – Логос).

В философской поэме “О природе” он писал: «Одно и то же есть мысль и то, о чём мысль существует».

 

Основные элементы логико-онтологической концепции элеатов:
· Бытие есть, небытия нет («Ибо небытие невозможно ни познать, ведь оно непостижимо, ни высказать»);
· Бытие едино и неделимо;
· Бытие умопостигаемо, небытие – нет;
· Бытие обусловлено Необходимостью, Божеством, Правдой. Оно есть вся возможная полнота совершенства - Истина, Благо, Свет, Добро;
· Бытие - истинно сущее, оно не возникает и не уничтожается, всегда было и всегда будет.

 

Согласно Пармениду, все происходит по Необходимости. Человеку нужно смириться перед высшим могуществом необходимости, перед Истиной. Такое философское миропонимание давало мировоззренческую опору людям античного мира в эпоху крушения мифологической веры во всемогущество традиционных богов Олимпа.

Следует отметить, что решение проблемы бытия элеатами было не единственным. Парменид утверждал, что все философские воззрения его современников покоятся на трех основных предположениях:

1. Только бытие есть, небытия нет (элеаты, в том числе и сам Парменид);

2. Не только бытие, но и небытие существует (атомисты: бытие - атомы, небытие – пустота);

3. Бытие и небытие тождественны. Мир бытия - мир становления (Гераклит: «Все течет, все меняется”. Но течет не как попало, а повинуясь законам мудрого. “Мудрое” (бог) - это единое из противоположностей состоящее”…“ из всех единое, из единого – все”.

Естественно, по Пармениду, все, кроме элеатов, – “пустоголовы”, но признание существования других решений проблемы бытия философски важно.

Дальнейшее развитие идеи Парменида получили в философии Платона (428 - 348 гг. до н.э.), который подлинным миром бытия считал Мир идей - истинно сущее, бессмертное, вечное, неизменное, покоящееся, единое, умопостигаемое, идеальное; чувственно воспринимаемый мир - неподлинный. Это мир становления, временный, изменяющийся, множественный. Сам по себе, в парменидово - платоновском понимании, он не существует. Вещи существуют, поскольку они причастны Идеям этих вещей. В диалоге «Тимей», систематическом очерке космологии платоновского объективного идеализма, написанном в конце его жизни, выделяются три области бытия: - ум (логос), состоящий из: а) общего ума, объективно существующего; б) действующего ума (демиурга – творца), действующего внутри общего ума; в) идеи - результата действия первообраза и демиурга.

Согласно философской системе Платона, вещи не должны рассматриваться в их чувственно эмпирическом (опытном) существовании. Каждая вещь имеет смысл - ее специфическую идею, ее образец, эталон; все идеи вещей затем объединяются в единое целое – мир идей и этот мир – истинное Бытие - есть порождающая модель для всего вещественного мира. Предметный мир неподлинный, он есть мир теней, отражение подлинного, идеального мира.

Гениальный ученик Платона Аристотель (384—322. г.г. до н.э.) подверг эти положения критике. Бытием, по Аристотелю, обладают не идеи, а отдельные единичные вещи. Смысл вещи не вне ее, а в ней самой. Само понятие сущности выражает эту единичность. Сущность должна быть в самом предмете, а не вне его, т. е. предмет и его сущность составляют для Аристотеля диалектическое единство. Наиболее полно аристотелевское понятие сущности раскрывается в его учении о форме и материи. Определенность (сущность) материальные вещи получают благодаря форме. «Формой я называю суть бытия этой вещи и ее первую сущность» - пишет Аристотель в своей «Метафизике». Форма—это не платоновская идея - образец, пребывающая в идеальном мире вне единичных вещей, а то, что находится в самих вещах и характеризует их сущность. Материя – пассивна, но бытие ее возможно только благодаря активной форме. В конечном счете, Бытие по Аристотелю - это логическая форма. Бытие тождественно мышлению, это основное положение философского рационализма получило большое распространение в Средневековье, особенно в классический период развития схоластической философии.

Античное понимание бытия как сущности, совершенства, блага еще более усовершенствуется в трудах христианских философов. Философия Фомы Аквинского (1225-1274) начинается собственно с категории бытия, обозначающей все то, что есть и все то, что может быть. Согласно онтологии св. Фомы, реально существуют субстанции (сущности), состоящие из сущности и существования. Причем, это различение не только мысленное, а и фактическое, реально существующее. Единство сущности и существования присуще только Богу, как подлинному Бытию. Вещам же присуща сущность, но она не имплицирует их существования, так как вещи созданы Богом и, следовательно, зависят от него. Человек и животное существуют не благодаря своей сущности, а благодаря сопричастности Божественного Творения. В схоластических спорах (об универсалиях, общих понятиях, о природе и сущности Бога и др.) родилось классическое средневековое философско-теологическое решение проблемы бытия, согласно которому подлинное бытие есть Бог. Бытие - это благо, красота, истина. А эти атрибуты в высшей степени представлены в Боге, как высшем благе, абсолютной красоте и абсолютной истине. Поэтому Бог — подлинное Бытие, предельная полнота бытия. Бог есть само Бытие, в то время как вещи только имеют бытие. Бытие - это первая ипостась Бога - Бог—отец; Бог—сын есть знание, Бог - дух Святой - любовь.

Человек создан по образу и подобию Бога, поэтому и в нем явлена Троица, ибо «мы существуем и знаем, что существуем, и любим это наше бытие и знание” (Августин Блаженный «О граде Божьем»).

В полном соответствии с аристотелевской космологией Фома Аквинский строит иерархию причастности тварных вещей подлинному Бытию (своеобразная пирамида бытия), где он выделяет четыре уровня (ступени) этой причастности:

1. Низший уровень — неорганические стихии и минералы, обладающие только внешней формой.

2. Растения, обладающие внутренней целевой формой.

3. Животные, имеющие внутреннюю действующую форму, чувственную душу.

4. Высший уровень –дух (ум), человеческая разумная душа, высшее из сотворенных сущих. Человеческая душа, ум (интеллект) бестелесна и самосуща, она не погибает со смертью тела, если только ее не уничтожит сам Творец.

В философии Нового времени возникает иное истолкование бытия. Подлинное, истинное бытие, «мировая субстанция» - это природное бытие, понимаемое в раннем Возрождении как природа человека (антропоцентризм), а с конца ХVI в. (позднее Возрождение) и далее в философии английского и французского материализма ХVII - ХVIII в.в. - как природа вообще (натурализм), включая и. так называемую вторую природу - мир вещей, созданных человеком (техноцентризм). Христианская вера в Бога заменяется верой в человека и его творческие возможности. Материалистически истолкованная онтология становится преобладающей в европейской философии.

Вместе с тем, французский философ Р. Декарт (1596 – 1650) формулирует философский принцип дуализма, согласно которому в основе мира две субстанции – материальная (телесная), атрибут которой протяженность, и духовная, атрибут которой - мышление. Общая же причина движения мира - Бог, который и есть субстанция (Бытие) в строгом, философском смысле этого слова. Декарт в известном уже нам направлении продолжает и развивает в Новое время традиционную платоновско-парменидову идею об онтологическом превосходстве умопостигаемого над чувственно воспринимаемым. Известно кредо Декарта: «Мыслю, следовательно существую”.

Основательному философскому анализу категорию существования, субстанции, ее модусов и атрибутов подверг Б. Спиноза (1632 –1677г.г.) в своем главном труде, завершающем его творческий и жизненный путь – «Этика». В основе его этики учение о «свободном человеке», руководствующимся в своей деятельности только разумом. Рационалистический культ разума (Декарт, Спиноза) достиг своего апогея в немецкой классической философии, основоположник которой И. Кант (1724—1804 г.г.) писал: «Кроме нашего знания, мы все же ничего не имеем, с чем можно было бы сравнить наше знание». В философии безраздельно утверждается то, что русский философ Н.А. Бердяев назвал «приматом познания над Бытием», или, в более острой форме, именуется «онтологическим нигилизмом» (М. Хайдеггер), впервые ярко выраженным английским философом Д. Беркли (1685 – 1753 г.г.): Мир (Бытие) - есть самовосприятие индивидуального сознания. Более точный перевод с латинского его философского кредо: «Существовать (быть) - значит быть воспринимаемым». В ХIХ веке эту мысль более утонченно выразил английский философ Д.С. Милль: «Мир есть постоянная возможность нашего восприятия». Немецкий философ - иррационалист А. Шопенгауэр предложил свой вариант решения онтологической проблемы: «Мир есть (мое) представление» (и «воля» - добавляет он несколько позднее).

Другой представитель немецкой философской классики И.Г. Фихте (1762 –1814 г.г.) формулирует свой принцип субъективно – идеалистической онтологии: «Я - познающее и есть существующее; все же прочее есть лишь познаваемое, т.е. лишь мысленное, следовательно – несуществующее». Правда, после 1800 г. а6солютное «Я», выступающее в философской системе Фихте как единственно реальное бытие, дополняется понятием Актуального бытия - Абсолюта, Бога, а все что вне его, в том числе и познающее «Я», есть образ Абсолюта, лишенный сам по себе какой-либо реальности, т.е. бытия.

Своеобразный “приговор” проблеме бытия выносит немецкий философ Г. Гегель (1770-1831 г.г.), посвятивший ей целый раздел своей «Науки логики». «Для мысли не может быть ничего более малозначащего по своему содержанию, чем бытие» (Энциклопедия философских наук. Соч. т. 1., М. 1974, с 148). Для Гегеля бытие есть понятие только в себе. Само бытие есть метафизическое определение Бога. Наличное бытие - качество - есть результат становления единства «чистого бытия» (как чистой абстракции) и ничто. «Чистое бытие» по Гегелю есть начало логики и философии. Идеалистическая диалектика и философский рационализм в творчестве Гегеля достигают апогея. «Субстанция, то, благодаря чему и в чем вся действительность имеет свое бытие, - пишет Гегель,— есть разум».

Стремясь преодолеть крайности рационалистического метода философии Гегеля (по преимуществу) немецкий философ - иррационалист Ф. Ницше (1844—1900 г.г.) создает учение о бытии как стихийном становлении, развитое впоследствии в учение о «воле к власти», в основе которого присущее всему живому стремление к самоутверждению; объявляет ее подлинным Бытием. «Бог умер», провозглашает он устами одного из безумных героев своих философских притч. Его «убили» люди своим отказом от традиционных ценностей западной цивилизации, составляющих основу их бытия. Требуется другая система ценностей. Поэтому центральным понятием философии Ницше является понятие «Жизнь». В известном смысле Ф. Ницше - родоначальник «философии жизни» и зкзистенциализма: философских систем, получивших широкое распространение в ХХ веке.

Немецкий философ Л. Фейербах (1804 – 1872 г.г.), решая ту же задачу, приходит к материалистическому ее решению: субстрат реальности – материя. Мысленное бытие не есть действительное бытие, оно есть образ действительного бытия - Природы, которая жестко детерминирует природу человека, все его побуждения и поступки.

Категория бытия в материалистической традиции ХIX и ХХ вв. - в марксизме, продолжающем «линию Фейербаха», понимается как объективно сущее - объективная реальность, материя. Поскольку реально существующее многообразно, философская онтология выделяет следующие ее основные формы:

 

Формы бытия в современной материалистической философской традиции
 
  • бытие вещей (тел), процессов: естественно-природных и созданных человеком;
  • бытие духовное: индивидуальное и надиндивидуальное, социальное духовное;
  • бытие человека: бытие человека в мире вещей и собственно человеческое бытие;
  • социальное бытие: индивидуальное бытие человека в обществе и бытие общества
как специфического образования.  

 

В материалистической формуле «Бытие определяет сознание» подразумевается определяющая роль именно материального бытия по отношению к бытию духовному, а также относительное противопоставление субъекта мыслящего, наделенного духовностью, всему окружающему миру. Категории «бытие» и «материя» становятся практически тождественными.

В европейской философии ХХ века (экзистенциализм, герменевтика, феноменология) категория бытия приобретает явно выраженный субъективно-идеалистический оттенок: субъективное бытие человека, которое М. Хайдеггер называет «бытием в мире» объявляется подлинным, истинным бытием, которое противопоставляется неподлинному, общественному бытию, порабощающему человека. В герменевтике (Г. Гадамер, П. Рикер) единственно доступным для человека и ценным для него является мир общения, внутри его образуется мир культуры, ценностей, смыслов, основа которого язык. Язык как самостоятельная, независимая от человека реальность (субстанция) и является подлинным миром человеческого бытия. Непосредственно Бытие человеку недоступно. Главная проблема человеческого бытия - поиск понимания, носителем которого является язык. Миропонимание есть языковое понимание. Как следствие этого в XX в. широкое распространение получает аналитическая философия.

В конце ХХ в., в философии так наз. постмодерна, происходит резкое отрицание разума и разумности как субстанциальных оснований человеческого существования, что характеризуется полным отказом от классических традиций в понимании бытия. На смену онтологии, как учению о бытии, приходит учение о небытии, как источнике подлинного бытия (нигитология).

Вышеизложенная краткая история решения проблемы бытия позволяет сделать выводы, что то или иное понимание бытия: 1) социально и личностно обусловлено; 2) детерминировано историческими формами познавательной и практической деятельности; 3) динамично, подвержено изменению в изменившихся культурно-исторических условиях. Это позволяет выразить надежду, что на смену постмодерну и нигитологии придет новое мировоззрение, отличное от современного, которое будет новым толкованием бытия, так как только философия Бытия укрепляет чувство и волю к жизни. А в этом главное назначение философии.

 

2. Категория материи является основополагающей в системе категорий материалистической философии, другие философские школы и направления стремятся вынести ее на периферию философской рефлексии, подвергая ее критике и прямому отрицанию или доказывая ее малоценность для философского анализа мировоззренческих проблем. Однако во всех философских и научных школах, которые признают в качестве основы познания объективный мир, категория материи - одна из важнейших. Она уточняет понятие реальности, как объекта естественнонаучного, социального и философского познания действительности. Термин реальность многозначен. Наиболее общее его понимание - существование, без различения его основных форм - объективно реальной, существующей вне человека и человечества, и субъективно реальной, связанной с сознательной духовно-душевной деятельностью человека.

Категория материи позволяет довольно четко теоретически отграничить в бытии область объективного бытия. Существует довольно много определений этой категории, но большинство современных философов согласны со следующим наиболее распространенным: «Материя есть объективная реальность, существующая вне и независимо от человеческого сознания, но каким-либо образом представленная в нем» /В.И. Ленин «Материализм и эмпириокритицизм»/.

О других возможных определениях скажем несколько позже, после краткого экскурса в историю формирования данного понятия. Сам термин «материя» с латинского означает - вещество, но современное его употребление выходит далеко за рамки этого узкого значения. Можно выделить три основных этапа формирования понятия (материя):

1). Вещественно-субстратное понимание: наглядно-чувственное представление о материи как субстрате – первооснове единства многообразных предметов действительности и формирующихся на их основе в материалистических философских системах Древней Индии, Древнего Китая и Древней Греции понятиях о «первокирпичиках» мироздания, первоматериале, из которого состоят все вещи. Такими первоначалами считались вода, воздух, огонь, земля, иногда дерево, металл или их различные сочетания. Существенно важно отметить, что в рамках этого этапа возникает определение материи как апейрона - беспредельного неопределенного, т.е. не связанного с той или иной природной стихией, чувственно не воспринимаемого первоначала, порождающего все существующее (др. греческий философ Анаксимандр, VI в. до н.э.). Вершина этого этапа - атомистическая теория Левкиппа-Демокрита (V - VI в.в. до н.э.). Материя, согласно этому учению, это - атомы и пустота, атомы - материал, а пустота - пространство порождения и движения образованных из атомов тел.

2). Материя – это субстанция (сущность с латинского), т.е. то, что лежит в основе всего, будучи относительно самостоятельным. Категория субстанции возникла в античности (Аристотель), усиленно разрабатывалась в Средние века, где она четко категориально определяется, использовалась широко в философии Нового времени, особенно в философии Декарта, Спинозы. Субстанция - это вещь, существующая посредством себя, т.е. причина существования ее в ней самой, а не в другой вещи. (Р. Декарт, ХVII в.). И такой субстанцией, согласно философии Б. Спинозы, голландского современника Декарта, является Природа, причина ее – в ней самой, она не нуждается для своего бытия в чем-то ином. В Новое время (особенно в философии французского материализма) вырабатывается понятие материи как вообще всего, что каким-либо образом воздействует на органы чувств человека (П. Гольбах). Под влиянием успехов естественных наук, особенно физики, формируется понимание материи как совокупности вещей, обладающих субстанциальными свойствами, такими, как протяженность, масса покоя, вес, непроницаемость.

Такое понимание материи просуществовало до конца XIX - начала XX века когда произошла научная революция, связанная с открытиями радиоактивности (1896 г.), рентгеновских лучей (1896 г.), теории относительности (СТО) А. Эйнштейном в 1905 году. Все это привело к кризису механической картины мира. На смену ей пришла электромагнитная концепция, более точно и глубже объяснившая новые открытия.

3). Это приводит к пересмотру вещественно-субстанциального подхода к определению материи и в начале ХX века возникает философско-гносеологическое или реляционное (от лат. "отношение") определение материи, как объективной реальности. Материя сопоставляется с сознанием, субъективной реальностью, как ее сущностной гносеологической противоположностью. Это позволило сформулировать философское положение о возможном существовании многих видов материи, кроме известных и хорошо изученных мира вещей (вещественной материи, обладающей конечной массой покоя), и мира полей: электромагнитного, ядерного, гравитационного, мира элементарных частиц (квантов), нейтрино-обладающих так называемой массой движения, зависящей от энергии этих частиц.

С середины XХ века высказываются предложения о выработке нового определения материи, преодолевающего односторонность субстанциального и гносеологического определений. Предлагают назвать такой подход к определению материи, «контуры» которого только намечаются, философско-субстанциально-аксиологическим. Суть его в том, чтобы осмыслить материю как совокупность ее атрибутов (сущностных свойств), изученных мировой наукой ХХ века и включить в определение ценностный аспект, т.е. осмыслить категорию материи субъективно-личностно, с учетом современных целей и задач познавательно и практического освоения человеком природного и социального мира.

 

Понимание материи в истории философии
Ø Вещественно-субстратное (материя как первоначало, «первокирпичики», атомы). Ø Субстанциальное (материя как сущность, то, что лежит в основе всего - природа). Ø Философско-гносеологическое или реляционное (материя – объективная реальность (первична), сознание – субъективная реальность (вторична)). Ø Философско-субстанциально-аксиологическое (материя как совокупность атрибутов, имеющих субъективно-личностный смысл для человека и человечества)

 

 

3. Мир находится в постоянном изменении. И это характерно как для макропроцессов, чувственно воспринимаемых и очевидных всем, так и для процессов в микромире и в космических системах. Эти изменения обусловлены структурностью материальных образований, внутренними и внешними взаимодействиями их элементов. Взаимодействие - источник и причина изменений свойств, отношений и состояний материальных тел. Эти изменения - атрибут материи, нет ни одного материального объекта, не подверженного тем или иным изменениям. Эти многообразные изменения обозначаются общим философским понятием – движение.

Движение - это любое изменение свойств, отношений и состояний, а не только механическое перемещение в пространстве, как один из видов движения. Оно всеобще, внутренне присуще материи. В этом смысле движение абсолютно, т.е. присуще всем материальным объектам. Но в тот или иной момент времени изменения могут протекать в каком-то качественно определенном виде, что философия фиксирует понятием формы движения материи (механическое движение, физическое, биологическое, социальное, геологическое, космическое движение). Современная наука дает богатый материал для осмысления своеобразия и более глубокого понимания характера изменений в той или иной форме движения. Протекание тех или иных процессов в качественно определенной форме философия обозначает понятием покоя. Это понятие фиксирует определенную качественную устойчивость движения.

В процессе дальнейшей теоретической конкретизации характера всеобщего изменения реальности философия вырабатывает понятие развития - необратимого, направленного, закономерного изменения материальных и идеальных объектов. Развитием является только такое изменение, которое приводит к изменениям качества. Если вновь возникшее новое качественное образование является более сложным, совершенным по структуре и функции, то говорят о прогрессе (лат. - движение вперед, успех), если имеет место обратное движение от более сложного к более простому, «низшему» по сравнению с предыдущим уровнем организации и функционирования, то такое движение характеризуют как деградацию, регресс (с лат. - возвращение, движение назад).

Понятия прогресса и регресса применимы в познании и оценке социальных процессов, неприменимы к Вселенной в целом, ко многим процессам неорганического мира, имеющим циклический характер, и, с оговорками и ограничениями, - в других случаях.

Философская концепция, согласно которой мир (бытие) находится в развитии и представляет собой систему взаимодействий элементов единого целого, называется диалектикой. Противоположные взгляды, отрицающие развитие, именуются метафизикой. Это довольно распространенное, хотя и упрощенное понимание проблемы.

Отрицание развития и редукционизм, механицизм - сведение всех форм движения к механической форме – были свойственны только классической форме метафизики ХVII - ХVIII в.в. (Ф. Бэкон, Д.Локк). Этот метод сыграл положительную роль в развитии естествознания Нового времени. Но в середине ХIX - начале XХ века широкое распространение получают неометафизические концепции природы и общества, которые не отрицают развития, но трактуют его специфически, отличным от диалектики образом (Г. Спенсер, Л. Морган, А. Бергсон, А. Уайтхед и др.). Различно как понимание источника развития, так и характера изменений в ходе развития.

Диалектика как наиболее полное и систематизированное учение о развитии также неоднородна. Еще в античной философии VI—V вв. до н.э. наряду с объективной диалектикой, обратившей внимание на текучесть, изменчивость бытия (Гераклит), существовали различные формы субъективной диалектики: диалектика понятий (элеаты – Зенон) и диалектика как искусство постижения истины посредством диалога, беседы (спора), истолкования противоположных мнений (Сократ). Кстати, и сам термин «диалектика» с древнегреческого на русский переводится как «веду беседу». В Средние века диалектика понималась как логический метод постижения истины, скрытой в текстах Священного Писания.

Современное употребление понятия «диалектика» связывается с разработанным Г. Гегелем методом осмысления развития, становления всех сфер духовной культуры как закономерного развития, становления творческой силы «мирового разума», «Абсолютной идеи». Гегель создал систематизированное диалектическое учение в форме основных законов («отрицание отрицания», «взаимного перехода количественных и качественных изменений», «единства и борьбы противоположностей») и категорий, позволяющее наиболее полно раскрыть процесс развития духовной культуры человечества, где каждое наличное состояние духа постоянно «отрицается» вызревающими в его недрах противоречиями.

Развитое Гегелем в «Философии права» идеалистическое учение об объективном духе оказало огромное влияние на образованное общество не только в Германии, но и всей Европы, включая и Россию (В.Г. Белинский, А.И. Герцен и др.). Немецкие мыслители XIX века К. Маркс и Ф.Энгельс на основе идеи Гегеля создают диалектико-материалистическое учение о законах природы, общества и человеческого познания, в котором диалектическая концепция развития тесно связывается, совмещается с принципом материального единства мира. Диалектика приобретает систематический, всесторонний характер. Согласно философии марксизма, по законам, сформулированным Гегелем, развивается не только духовный, но и материальный мир.

В XХ в. наиболее ярким и решительным противником гегелевско-марксистской диалектики был К. Поппер (1902 – 1994 г.г.), который назвал диалектику Гегеля «железобетонным догматизмом» (К. Поппер. Что такое диалектика. «Вопросы философии», 1995.№ 1, стр. 130). Другой всемирно известный философ Ж.-П. Сартр (1905 –1980 г.г.) считал, что диалектика присуща только сфере мышления, но не природе, поскольку в природе нет отрицания, а оно составляет суть диалектики. Эта точка зрения становится широко распространенной в современной философии, в которой диалектика понимается как смысловая направленность человеческой жизни во всей ее противоречивости. В современных вариантах диалектики практически отсутствует понимание ее как учения о развитии. («Философия». Справочник студента, М., 1999 г., стр. 393-433).

В поисках нового миропонимания возникает синергетика (с греч. - сотрудничество, содружество) - общенаучная теория самоорганизации, ориентирующая на поиск законов эволюции открытых, нелинейных, неравновесных систем любой природы - природных, социальных и теоретико-познавательных, для которых характерна когерентность - согласованное взаимодействие элементов этих систем. Синергетика формулирует общие принципы самоорганизации, считая способность к самоорганизации атрибутом материальных систем, с помощью математики описывает механизмы структурного генезиса этих систем. Одна из центральных идей синергетики - хаос может выступать в качестве созидающего начала, конструктивного механизма эволюции (И. Пригожин, И. Стенгерс. Порядок из хаоса. М. 1986). Вместо гегелевской идеи Абсолюта, объективно-закономерно прокладывающего себе дорогу независимо от желания людей, сторонники синергетики предлагают другую идею - сложноорганизованным системам (в том числе и обществу) нельзя навязывать единого пути их развития, для них, как правило, существуют несколько альтернативных путей; а это создает возможность и необходимость выбора людьми наиболее оптимального варианта развития общественной и личной жизни.

Необходимо далее сказать о таких важных характеристиках организации бытия, как пространство и время. С материалистической точки зрения это объективно реальные формы бытия вещей и явлений, процессов. Одни ученые и философы (Демокрит, И. Ньютон) считали пространство и время особыми, независимыми от материи реальностями. Пространство – огромное вместилище вещей, «ящик без стенок», время – длительность, «поток». Это так называемые субстанциальные концепции пространства и времени. Другие (Аристотель, Лейбниц, представители диалектического материализма) трактовали пространство и время как специфические отношения между объектами, их свойствами и состояниями. Такие концепции именуются реляционными. Есть философы, которые считают пространство и время априорными (доопытными, врожденными) формами чувственности (И. Кант и его последователи) или чисто субъективными понятиями, характеризующими наш способ восприятия мира. Некоторые философы признают объективно реальный характер пространства, но считают чисто субъективной категорией - время, или - наоборот: время объективно, а пространство - чисто субъективно.

Больше всего согласуются с современными естественнонаучными данными реляционные концепции: специальная и общая теория относительности А. Эйнштейна, неэвклидовы геометрии. Создатель первой неэвклидовой геометрической системы Н.В Лобачевский называл ее «воображаемой», но надеялся на ее опытное подтверждение. К сожалению, при жизни Лобачевского этого не произошло. Но в XХ в. эксперимент, поставленный с целью проверки утверждения ОТО об искривлении пространства - времени вблизи больших тяготеющих масс подтвердил, что луч света от звезды, проходя вблизи Солнца, огибает Солнце по так называемой геодезической кривой. Во время солнечного затмения он наблюдался на Земле, этого бы не произошло, если бы луч шел по прямой, а не по геодезической кривой. Это подтверждает вывод реляционной теории о взаимозависимости пространства и времени между собой и зависимости пространственно-временных характеристик от особенностей объектов.

Согласно реляционной концепции пространство - категория, характеризующая топологическую организацию действительности: взаимное расположение материальных объектов - впереди, позади, вне, внутри и т.п.; обладание способностью занимать объем, иметь протяженность, форму, структуру. Время - категория, характеризующая темпоральную организацию действительности: - иметь а) определенную длительность существования, продолжительность изменений и развития отдельных сторон, фаз, ступеней; б) порядок следования, смены состояний (до, после, одновременно и т.п.); в) ритмичность.

 

 
 

 

 


Античность: Средние века:Новое время:Философия и наука

XIX –ХХ вв.:

                       
   
 
 
Классика Время рассматривается в связи с жизнью Космоса (Платон, Аристотель)
 
Эллинизм Время рассматривается как форма жизни души (Плотин)
 
На первый план выходит тема «время-вечность»
 
Подчеркивается относительность и субъективность времени, имеющего объективную основу –деятельность, связанную с вечностью (Декарт, Ньютон)
 
Время объявляется последней онтологической реальностью, утрачивая укорененность в вечности (М. Хайдеггер)
 
 
 
 

 


*Схема составлена по: Гайденко П.П. Время. Длительность. Вечность. Проблема времени в европейской философии и науке. М., 2006.

 

В завершение темы следует отметить, что существующие теоретические понятия пространства и времени имеют три основных значения:

1) Объективно-реальное пространство и время (физическое, химическое, биологическое, социально-историческое). Реальное физическое пространство трехмерно: ширина, высота, длина; время одномерно: от прошлого к будущему.

2) Перцептуальное (субъективно-реальное) - перцепция с лат. восприятие; условие существования и смены ощущений - присущие формы чувственности: личностное, психологическое и т.п.

3) Концептуальное (с лат. мысленное) - теоретическое пространство и время: абстрактно-математические, физические структуры, способные моделировать объективно реальные пространственно-временные отношения (многомерные пространства и т.п.).

 

 


Поделиться:

Дата добавления: 2014-11-13; просмотров: 130; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты