Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Начальное обучение




Структура отдельных технических приемов кажется довольно про­стой, но ее эффективное применение в игре связано с определенными трудностями:

— кратковременность касания мяча, вследствие чего невозможно исправить ошибку;

— малая площадь соприкосновения с мячом усложняет достижение точности выполнения приема;

— три касания мяча требуют высокой точности исполнения и целе­направленности.

Поэтому овладение рациональной техникой игры — главная задача в технической подготовке волейболистов. Выполнение этой задачи бу­дет успешным, если в тренировочном процессе используются:

а) принцип постепенности при обучении технике игры (не закре­пив один двигательный навык, не переходить к другому);

 

 

б) целенаправленная физическая подготовка как основа для обра­зования двигательных навыков;

в) знание биомеханических закономерностей движения и действий при выполнении технических приемов волейбола;

г) знание причин возникновения ошибок при обучении и совер­шенствовании техники игры и исправление этих ошибок;

д) подводящие упражнения, тренажеры, обучающие устройства, которые делают технику движений доступной для детей без искажения ее сущности.

Обучение осуществляется посредством восприятия и переработки соответствующей информации. Для качественного изучения техники нужна точная информация.

Этапы обучения. В начале обучения важно добиться согласованности в работе звеньев тела. При дальнейшем обучении условия выполнения приемов усложняются путем изменения исходных положений, после предварительного перемещения, увеличение площади действия, созда­ние простейших игровых ситуаций, введение некоторых сбивающих факторов. Процесс овладения техникой игры в волейбол подчиняется закономерностям формирования двигательных навыков.

При формировании двигательного навыка различают фазы, следу­ющие в определенном порядке друг за другом, и их надо рассматри­вать с физиологической, психологической и методической точек зре­ния.

1-я фаза — в ней создается первое представление о двигательном действии и формируется первоначальное умение (этап начального ра­зучивания). Сначала упражнение выполняется неверно и лишь прибли­зительно похоже на конечный вариант. Выполнение сопровождается излишними мышечными усилиями и значительным повышением об­мена веществ. Здесь отмечается генерализация возбуждения централь­ной нервной системы (ЦНС). Недостаточное совершенство координа­ции в работе мышц приводит к скованности движений.

Методическая задача и приемы обучения — овладеть основами тех­ники и общим ритмом действия (внимание устранению ненужных дви­жений и лишних мышечных напряжений). Обучение сконцентрировано по времени, ибо длительные перерывы между занятиями снижают его действенность. Слишком частые повторения упражнения в течение од­ного занятия нецелесообразны, поскольку образование новых коорди­нации быстро утомляет нервную систему. Изучение сложного техничес­кого приема (например, нападающего удара) целесообразно по частям, а более простых — в целом.

Используются словесные, акустические, зрительные способы пере­дачи информации.

2-я фаза — формирование умения совершенного выполнения дви­гательного действия (этап углубленного разучивания). Двигательные ощущения становятся более четкими. Появляется возможность уточ-

 

 

нить движения. В коре больших полушарий происходит концентрация нервных процессов с развитием внутреннего торможения.

Методическая задача и приемы обучения — детальное изучение дви­гательного действия с исправлением выявленных ошибок. Число повто­рений в одном занятии повышено. Перерыв между занятиями в 2-3 дня не снижает эффективности в обучении.

Используются методы обучения, которые опираются на двигатель­ное восприятие (словесный, наглядный, сопряженного воздействия, идеомоторный).

3-я фаза— стабилизация и автоматизация действия (этап закрепле­ния и дальнейшего совершенствования двигательного навыка). При выполнении действия не требуется сосредоточения внимания. Движе­ние устойчиво к сбивающим факторам и не поддается внешнему тор­можению.

Методическая задача и приемы воздействия — дальнейшее совершен­ствование технических деталей двигательного действия, доводя его до автоматизма; достижение вариабельного навыка (гибкого, подвижно­го), не поддающегося влиянию помех (шум, свет и др). Совершенство­вание мастерства должно происходить в соответствии с индивидуаль­ными особенностями спортсмена.

Применяются словесный, наглядный, сопряженный, идеомоторный методы тренировки, технические средства с многократным повторени­ем упражнений в стандартных и изменяющихся условиях при макси­мальном напряжении мышечных и волевых усилий.

 

* * *

Овладение спортивной техникой волейбола в процессе обучения осуществляется по следующей схеме (для всех технических приемов игры):

1. Терминологически правильно назвать прием.

2. Показ приема тренером или на слайдах, плакатах, видеотехнике с комментариями о его роли в игре.

3. Объяснить технику выполнения приема с демонстрацией (поло­жение звеньев тела до выполнения, в момент выполнения, после вы­полнения технического приема).

4. Делаются попытки практического выполнения приема — исходное положение (стойка), перемещение, имитация в целом или по частям.

5. Упражнения с мячами с партнером в самых простых условиях.

6. Работа на тренажерах, специальном оборудовании (если необхо­димо) с мячами и без мячей.

7. По мере усвоения двигательных действий условия выполнения упражнений усложняются (увеличение количества мячей, партнеров, дополнительные задания и т.д.).

8. Выполнение технического приема (приемов) в условиях, прибли­женных к игре.

Ошибки при обучении. На всех стадиях обучения технике необходимо

 

 

исправлять ошибки сразу же после их возникновения. Чем раньше при­ступают к исправлению ошибок в технике, тем больше вероятность успеха в овладении рациональной техникой.

Типичными причинами ошибок при обучении технике игры в во­лейбол являются:

а) недостатки в развитии физических качеств (ловкости, быстроты, силы);

б) спортсмен неправильно представляет движение в техническом приеме;

в) волейболист неверно ощущает мышечные восприятия;

г) нет анатомических предпосылок для изучения того или иного приема;

д) несистематическое посещение тренировок, в результате чего дви­гательный навык не стабилизируется;

е) спортсмен мало соревнуется, и поэтому нет стабилизации техни­ки приемов.

Зная типичные ошибки и причины их возникновения, можно сфор­мулировать основные методические приемы их исправления:

— ясное понимание спортсменом принципиальных основ техники движений;

— создание условий, в которых неправильное выполнение движе­ния невозможно;

— направленное прочуствование движений с внешней помощью;

— избирательные упражнения в отдельных компонентах движения;

— сопоставление ошибочного и правильного выполнения приема (словесное объяснение, видеозапись, плакаты и др.).

Закрепление техники и ее дальнейшее совершенствование будут про­исходить тем успешнее, чем качественнее будут исправляться ошибки, допускаемые волейболистами. Определять причины ошибок следует со­вместно со спортсменом. Сначала исправляются основные ошибки, так, как второстепенные нередко являются производными от основных.

Ошибки, допускаемые при обучении технике игры, нередко явля­ются результатом неправильных действий самого тренера (недооценка способности спортсмена активно воспринимать показ и объяснение;

недоведение до сознания волейболиста ошибок при выполнении им упражнения, отсутствие индивидуального подхода и др.).

По целевому признаку организации действий техника игры делится на технику нападения и технику защиты.

 


Поделиться:

Дата добавления: 2014-11-13; просмотров: 92; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.005 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты