Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Тема 7.Специфика разработки региональных культурных программ.




1.Социокультурное проектирование в системе разработки и реализации региональной культурной политики.

2.Этапы разработки региональных социально-культурных программ. 3.Структура и содержание региональной программы поддержки развития культуры.

 

В социально-культурном проектировании регион занимает особое место.

Именно на уровне региона сегодня складывается стратегия развития

культуры с учетом социально-экономических особенностей развития

территории, ее культурного потенциала, интересов и запросов различных

категорий населения и др.

 

Процессы, тенденции, конкретные факты культурной жизни, наблюдаются на

двух уровнях: глобальном, т.е. в масштабе страны и на региональном, т.е.

на уровне области, края, района, отдельного города. Здесь они имеют

более выраженный характер, обладают столь сильно проявляющейся

спецификой, что на этом уровне может и должна формироваться система

приоритетов культурного развития, т.е. складываться культурная политика,

которая органически связывала бы в себе учет глобальных тенденций и

местных особенностей. Целесообразность такого подхода аргументируется

следующими соображениями:

 

Во-первых, анализ статистики показывает, что при господстве общих,

генеральных тенденций в одних и тех же временных рамках развитие

профессиональной художественной деятельности, самодеятельного

творчества, любительства происходит неодинаково на различных

территориях: в одних местах наблюдается развитие, в других – спад.

Следовательно, определяющими для культуры во многом являются факторы

регионального характера.

 

Во-вторых, на уровне региона возможен наиболее оптимальный вариант

культурного развития с учетом региональной специфики и самобытности,

возможностей территории – институциональных, материальных, человеческих

и т.д.

 

В-третьих, именно на локальном пространстве достигается максимальная

активность участия различных социальных групп в культурных процессах, в

общественной жизни в целом.

 

Наконец, регион представляет собой совершенно конкретный объект

управления (от regire — править; отсюда же слова, закрепившиеся в

русском языке — режиссура, режим, регулирование и др.). В силу этого

именно на региональном уровне имеется объективная возможность

осуществлять управляющее воздействие на культурные процессы, обеспечивая

необходимое сочетания развития и саморазвития, управления и

самоуправления и т.д.

 

В последние годы некоторые регионы делают попытки перейти на новую

стратегию культурной политики, находящую выражение в региональных

программах социокультурного развития. Однако эта работа далеко не всегда

эффективна, особенно в тех случаях, когда она не опирается на научно

обоснованную методику и технологию. Сегодня на передний план выходит

проблема разработки новых механизмов региональной культурной политики на

всех ее уровнях, что требует глубокого и всестороннего анализа ее

теоретико-методологических оснований, уточнения ее целевой установки,

четкого определения объекта и субъекта, механизмов их взаимосвязи и

взаимодействия и т.д.

 

Попытаемся сформулировать методологические основы региональной

культурной политики.

 

Культурная политика в регионе— это деятельность государства, цели которой

основаны на общественном согласии и концептуальном представлении о месте

и роли культуры в жизни общества, а содержание предполагает:

 

1) выявление приоритетных направлений развития культуры исходя из

должного состояния культурной жизни и реальных проблем;

 

2) разработку или инициирование в соответствии с приоритетами различных

социокультурных программ;

 

3) поддержку и реализацию программ путем распределения различного вида

ресурсов: материальных, финансовых, кадровых и информационных.

 

Региональная культурная политика представляет собой, с одной стороны,

определенный уровень реализации государственной культурной политики,

механизмом чего служит в числе прочего, разработка в рамках федеральных

ряда региональных социокультурных программ. С другой — выступает как

самостоятельная область проектной деятельности, направленная на

всестороннее изучение и развитие историко-культурной самобытности каждой

территории, определение и эффективное использование имеющихся в регионе

ресурсов (интеллектуальных, финансовых, материально-технических и др.),

разработку и реализацию региональных программ поддержки и развития сферы

культуры, развития культурной жизни и т.д.

 

Поскольку для России характерно чрезвычайно высокое разнообразие

территорий, отличающихся по этническому составу населения,

природно-ландшафтным, климатическим характеристикам, традициям,

ремеслам, промыслам и другим составляющим культурную уникальность и

самобытность конкретной области, края, района, то разработка

региональной культурной политики становится по актуальности в один ряд с

политикой федеральной.

 

Категория “региональная культурная политика” вбирает в себя ряд понятий,

раскрывающих особенности данного феномена и одновременно позволяющих

обрести целостное представление о его сущности, специфике, механизмах. К

таким понятиям относятся: цели региональной культурной политики, субъект

политики, ее средства, механизмы выработки и реализации, критерии

эффективности и др.

Графически взаимосвязь основных элементов культурной политики можно

представить следующим образом:

Основная цель региональной культурной политики – стимулирование

процессов самоорганизации культурной жизни, создание условий для

оптимального саморазвития культуры путем оптимального использования

экономических механизмов, культурного потенциала, материальных и

человеческих ресурсов территории.

 

Эта цель может модифицироваться и уточняться на каждом из уровней

выработки и реализации культурной политики, применительно к ее различным

объектам, однако генеральная цель всегда ориентирована на то, чтобы в

регионе поддерживалась система как институциональных, так и

неинституциональных условий, обеспечивающих оптимальность процессов

создания, сохранения, распространения и потребления культурных

ценностей.

 

Субъект культурной политики отличается многосложностью и

полиструктурностью. В этом качестве могут выступать любые субъекты

культурной жизни (отдельные люди, субкультурные группы, общественные

объединения, инициативные группы, учреждения культуры, органы управления

и т.д.), обладающие основными составляющими культурной политики, и

главное — ресурсами.

 

Особое место в этом ряду занимает государство. Это обусловлено тем, что

если все другие субъекты для реализации своих целей используют свои же

ресурсы, то государство реализует цели культурной политики за счет

средств налогоплательщиков. В этой связи основная задача государства в

культурной политике — учет, согласование и реализация интересов всех

субъектов культурной жизни. Компромисс достигается прежде всего, на

уровне целей культурной политики, которые затем реализуются

государственными органами совместно с другими заинтересованными

структурами.

 

На региональном уровне наиболее четко просматривается органическая связь

социально-культурного проектирования и культурной политики, которая

проявляется в следующих аспектах:

 

а) социокультурное проектирование, с одной стороны, выступает как один

из инструментов реализации культурной политики, составляя ее

технологический уровень, с другой — в процессе социально-культурного

проектирования рефлексируется специфика социокультурной ситуации в

регионе, более четко формулируются цели культурного развития,

всесторонне учитываются местные ресурсы и т.д. Это делает региональную

культурную политику более целенаправленной и реалистичной за счет учета

всех многообразных факторов, используемых в процессе проектирования.

 

б) существует ряд общих для социокультурного проектирования и культурной

политики структурных элементов. К ним можно отнести: наличие культурных

целей, совокупность действий и процедур, обеспечивающих их достижение,

наличие определенных ресурсов.

 

в) на определенном уровне цели, задачи и приоритеты культурной политики

и социально-культурного проектирования совпадают, поскольку, они

определяются на пересечении нескольких факторов, вытекая:

 

— из понимания истинного предназначения культуры в жизни общества и

человека, что находит выражение в принципах программирования (и

культурной политики).

 

— из анализа социокультурной ситуации и характера проблем, типичных для

конкретной территории, социальной группы.

 

— из историко-культурной уникальности и самобытности как российской

культуры в целом, так и конкретной территории (региона).

 

Можно в этой связи говорить о том, что научно обоснованная культурная

политика несет в себе проектные начала, а социально-культурное

проектирование в любом случае выполняет функцию осуществления культурной

политики.

 

Наряду с обозначенной выше генеральной целью перед региональной

культурной политикой стоят задачи, содержание и направленность которых

определяются в зависимости от тенденций развития социокультурной

ситуации, специфики проявления действия факторов, затрудняющих

реализацию программ и проектов и т.д. Исходя из особенностей нынешнего

этапа развития культурных процессов, довольно характерных для различных

регионов России, можно наметить следующие задачи региональной культурной

политики:

 

Во-первых, отказ от потребительской ориентации и переход к

социально-культурной самодеятельности путем развития широкого спектра

социально-культурных инициатив, стимулирования культурно-творческой

активности населения, поддержки общественных проектов и новых форм

культурно-досуговой деятельности. Культура должна стать условием

совершенствования социальной действительности, сферой самореализации

личности;

 

Во-вторых, инициирование и поддержка культурно-досуговых учреждений и

институтов, гуманизирующих культурную среду бытования человека,

способствующих снятию социальной напряженности, налаживанию контактов

творческой интеллигенции с другими социальными группами, созданию

творческой атмосферы в регионе, межкультурному взаимодействию и

взаимопониманию – политических клубов, салонов, добровольных

культурно-просветительных обществ, национально-культурных центров, одно—

и многопрофильных центров досуга для подростков, пожилых и т.д.

Многообразие субъектов социокультурной деятельности создаст

альтернативность развития культурной жизни, поможет ослабить монополию

государственных структур на формирование культурной политики, обеспечит

реальный доступ к культурным ценностям, образовательным и рекреационным

учреждениям всем социальным группам и слоям населения;

 

В-третьих, ориентация культурной политики на приоритетные социальные

группы и категории населения с целью обеспечения «равных возможностей» и

реального доступа к культурным ценностям, наращивания «культурного слоя»

и развития навыков культурно-творческой деятельности у различных

социальных групп и категорий населения, особенно у детей, подростков,

молодежи;

 

В-четвертых, концентрация материальных и человеческих ресурсов с целью

инициирования и поддержания на достаточно высоком уровне «элитных»

субъектов социально-культурной самодеятельности, которые для населения

территории будут играть роль своеобразных референтов, постоянно повышая

«планку» культурной жизни региона;

 

В-пятых, развитие территориального своеобразия и многообразия культуры

региона за счет предоставления права свободного культурного

самоопределения и самовыражения различным национально-этническим

группам. Финансируемые из местного бюджета и поддерживаемые различными

общественными фондами программы должны обеспечить сохранение и развитие

культуры национальных меньшинств во всех ее аспектах, включая сохранение

исторических памятников, языка, литературы, религии, народного

творчества, способствовать преодолению отчужденности и взаимному

признанию самоценности всех культур региона, их взаимообогащению и

диалогу;

 

В-шестых, создание условий для межрегиональных культурных контактов с

территориями, имеющими общие культурно-исторические традиции, а также с теми регионами, между которыми происходили и происходят интенсивные

миграционные процессы и этнические группы которых являются наиболее

распространенными в данной местности (например, для Санкт-Петербургского региона это будут Карелия, Финляндия, Татарстан, области Северо-запада России);

 

В-седьмых, отказ от практики финансирования учреждений культуры и досуга за сам факт их существования без относительно к содержанию их

деятельности и переход на финансирование целевых социально-культурных

проектов и программ, т.е. внедрение договорно-контрактных отношений в

культурно-досуговые учреждения и организационно-методические структуры.

 

Существующие управленческие звенья должны быть поставлены в такие

условия, которые приведут естественным путем, без очередной кампании

кадровых перестановок, к решению основной для них задачи – созданию

условий саморазвития культурной жизни региона, самореализации различных субъектов социально-культурной деятельности.

 

Вновь формирующиеся творческие коллективы и общественные органы (отделы информационно-методического обеспечения, группы экспертов, советы попечителей и распорядителей и т.д.) на конкурсной основе должны

предложить экспертной комиссии, или комиссии по культуре свою концепцию подразделений и отделов, их состав, функции, цели и задачи. Срок, на который заключен контракт, будет зависеть от актуальности и сложности проблем, которые предстоит решать данной структурной единице. Примерные функции исполнительного органа в сегодняшней социокультурной ситуации – это поиск, инициирование и предварительная экспертиза социально-культурных проектов и программ, определение степени удовлетворенности населения программами, финансируемыми за счет средств местного бюджета; координация государственных культурно-досуговых учреждений с деятельностью других субъектов культурной жизни – общественными организациями, церковью, средствами массовой информации, негосударственными учреждениями культуры и досуга и др.

 

Наряду с общими формулируются задачи культурной политики,

дифференцированно отражающие специфику каждого из ее направлений.

Например, задачи культурной политики в сфере художественной культуры

могут включать: удовлетворение культурных потребностей людей;

совершенствование (возвышение) культурных потребностей населения;

воспитание культурных потребностей, приобщение к художественной культуре тех, кто пока еще находится вне ее сферы; создание условий для развития самой художественной культуры.

 

Важное место в культурной политике занимает вопрос о ее средствах.

Известное выражение о том, что “политика — это искусство возможного”

фиксирует наше внимание на том обстоятельстве, что, что политика, не

имеющая механизмов своей реализации, перестает быть политикой, а

превращается в сумму благих пожеланий. С другой стороны, отсутствие

политики делает неэффективным использование имеющихся ресурсов, лишает осуществляемые действия целенаправленности. Ведущими средствами культурной политики являются:

 

1. Инфраструктура культуры, включающая: а) организационные структуры,

составляющие систему государственного регулирования культурной жизни и

реализации задач культурной политики, получивших общественное одобрение;

б) совокупность организаций и учреждений.

 

2. Материальные, финансовые, кадровые и информационные ресурсы.

 

3. Социальные механизмы и процедуры, которые можно условно подразделить на: а) законодательные (формирование соответствующего правового пространства, благоприятствующего развитию культурной жизни; б) экономические (создание благоприятных материальных условий); в)

идеологические (формирование критериев восприятия искусства, нормы

художественного вкуса, культуры межличностных отношений и т.д.); г)

социально-психологические (повышение престижа профессий, связанных с

искусством, культурой, статуса высококультурного человека и др.).

 

4. Технологии (методы): а) технология социально-культурного

проектирования как механизма разработки и реализации культурной

политики; б) менеджмент и маркетинг социокультурной сферы; в) Public

relations, фандрайзинг, реклама и др.

 

Совокупность этих средств, возможность из сочетания, открывают

чрезвычайно широкие возможности решения задач культурной политики. Так, в частности, сформулированная выше задача культурной политики в сфере художественной культуры — удовлетворение культурных потребностей людей — реализуется путем развития рынка художественных ценностей (т.е. с преимущественным использованием таких средств как налоговая политика, разработка законодательства регулирующего и стимулирующего рыночные отношения в данной сфере). Вторая задача — совершенствование (возвышение) культурных потребностей населения — обеспечивается за счет создания развитой инфраструктуры культуры, обеспечения ее многообразия, поддержки видов и жанров искусства, оказывающих возвышающее влияние на личность. Третья задача — воспитание культурных потребностей, приобщениек художественной культуре тех, кто пока еще находится вне ее сферы —реализуется путем разработки и реализации специальных программ, обеспеченных в ресурсном отношении. Наконец, задача, связанная с развитием самого искусства предполагает развитие института меценатства — в лице богатого субъекта, общественной организации, но главное — в лице самого государства. Выступая в роли основного мецената, государство должно стимулировать меценатство частных лиц и общественных структур.

 

Социально-культурная программа выступает одновременно и как форма

интеграции всех элементов, составляющих культурную политику, и как

способ “опредмечивания” этой политики (т.е. практического решения ее

задач путем наиболее эффективного использования средств, ресурсов и

т.д.).

 


Поделиться:

Дата добавления: 2014-12-03; просмотров: 113; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты