Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Цвет в декоративной композиции




Палитра древнего человека, как и современных аборигенов Австралии и Африки, была достаточно скупой. Она ограничивалась красным, белым и черным цветами, концентрировавшими в себе жизненно необходимые понятия, а также мифологические символы. В них вкладывали магический смысл. Так, красный цвет считался цветом солнца, огня, тепла, крови, земной жизни. Белый – цветом дня, семени, молока, воды, его связывали с высшими небесными силами. Черный, в представлении древнего человека, олицетворялся с тьмой ночи, мраком могилы, смертью, злом.

Цвета различаются на теплые и холодные, светлые и темные. Теплые лежат между красным и желтым, холодные – между синим и зеленым. Путем добавления белил в определенный цвет мы можем получить нужный тон. Благодаря тональным градациям цвета, можно добиться иллюзии глубины, или объема.

Естественно, что насыщенность цвета зависит от степени его освещенности (яркости), но вовсе не обязательно, что слишком яркий или слишком темный цвет может быть очень насыщенным.

В современной практике используется система цветовых сочетаний, основанная на трехкомпонентной теории цветового зрения (теория Т. Юнга – Г. Гельмгольца). В соответствии с ней, практически любой цвет может быть получен при смешении в определенной пропорции окрашенного света трех определенных цветов. Эти цвета и получили название основных, а их смешение получило название аддитивного (оптического) смешения цветов, то есть независимого от их спектрального состава. Механическое смешение красного, синего и желтого пигментов дает в сумме черный цвет. Восприятие цвета человеком относится к области психологии и зависит от того, как его зрительная система интерпретирует световые лучи с разной длиной волны, которые отражаются от предметов и воздействуют на глаз. Наиболее устойчивые цветовые характеристики связаны с понятием локального цвета, то есть цвета предмета, освещенного рассеянным светом, который снимает цветовые нюансы.

Влияя на наше настроение, цвет вызывает психофизическую реакцию, то есть влияет на внутренний мир человека и его поведение. И. Гете в своей «Теории цветов», описывая воздействие цвета на человека, отмечал, что желтый цвет радует глаз, расширяет сердце, бодрит дух, и мы сразу ощущаем тепло. Этот цвет многим сообщает желание смеяться, когда они смотрят сквозь желтое стекло. Синий цвет, напротив, представляет все в печальном свете. Красный придает пейзажу страшный вид и ассоциируется с Судным днем. Зеленый неестествен, так как небо почти не бывает зеленым, и т.д. Конечно, в этих рассуждениях много субъективного, но с другой стороны, они определяются уровнем научного изучения проблемы, свойственного тому времени. Переводя приведенное высказывание на современные представления, мы можем сказать, что красный цвет возбуждает, зеленый успокаивает, синий угнетает и т.д. Происходит это в том числе и благодаря информационной функции цвета. Воспринимая цвет как визуальный сигнал, мы зрительно распознаем не только отдельные предметы или события, но и ориентируемся в опасной среде. К наиболее эффективным сигналам относятся красный – цвет светофора, используется он и в автодорожных знаках, и желтый – школьный автобус. Что касается их сочетания с другими цветами, то, например, сочетание желтого с черным – сигнал радиационного загрязнения.

Коснемся еще одного аспекта изучения цвета, также связанного с историческим контекстом теории восприятия цвета. Речь идет о его этнокультурной специфике, которая присуща определенным эпохам и народам, ибо каждому народу присуща своя цветовая палитра, которая в основных своих соотношениях выдерживалась на протяжении больших исторических периодов. Характерным примером такого национального колорита являются русский народный костюм и глиняная игрушка, в цветовой гамме которых прослеживается приверженность основным (чистым) цветам. Правда, в современной жизни отмеченной процессами глобализации, цветовые этнокультурные особенности подменяются подчас стандартной модой, но роль цвета в быту, при этом очень возросла: достаточно обратиться к современным жилым интерьерам или уличной среде.

Закон контраста (сочетание противоположностей). Виды контрастов: объемное и плоское, контур и силуэт, светлое и темное, теплое и холодное (цвета), цветное и монохромное, контраст ве­личин, контраст форм, контраст фактур, контраст цветов, контраст движений, контраст положений, психологические и идейные контрасты.

Закон новизны. Новизна формы и содержания в произведении. Новизна в композиции как главной художественной форме. Новизна в других формах произведения - в рисунке, в тоне, в цвете, в перспективных решениях. Наличие эстетического в содержании и в форме, в композиции произведения, эстетического как качества новизны.

Стилизация в декоративной композиции

Способ натурных форм с плоскостной трактовкой орнаментальных изображений. Растительные узоры почти всегда имеют природные первоисточники. Развитие орнамента идет не только по пути копирования, переработки и развития исторических культурных образов, но и постоянно подпитывается натурными впечатлениями. Приемы элементарной стилизации – схожесть общего очертания (абриса) отдельных цветов, плодов, листьев или их групп с различными геометрическими фигурами. Живописно – декоративные формы растений. Виды зарисовок: а) сохранение всех случайных поворотов, ракурсов, пропорций а главное окраски; б) анализ конструкции, прорисовка объемов, выбор наиболее выгодного ракурса с выявлением характерных особенностей отдельного растения. Все существующее в природе или созданные рукой человека предметы воспринимаются глазом в виде целостных, самостоятельных форм, будь то гора, дерево, или созданный художником повторяющийся декоративный мотив. Мы помним об установленном гештальтпсихологами взаимоотношении «фигура-фон», которое является фундаментальной основой нашего восприятия мира, представляющего собой совокупность разнородных, физически не связанных друг с другом визуальных объектов, обладающих своими характеристиками (форма, цвет, фактура и т.д.). Специфика восприятия такова, что мы более цельно воспринимаем те объекты, которые выделяются на своем фоне. Датский психолог Э. Рубин в процессе своих исследований, выявил три перцептивных различия между фигурой и фоном. Суть их в следующем:

Фигура представляет собой предмет (вещь), а контур воспринимается как ее очертания. Тем самым, фон воспринимается как бесформенная субстанция. Наблюдатель воспринимает фигуру ближе, а менее локализованный фон кажется беспредельным. Благодаря фону, фигура воспринимается зрительно лучше и хорошо запоминается, вызывая больше ассоциаций с узнаваемыми и привычными визуальными объектами.

Восприятие формы зависит от жизненного опыта и фантазии зрителя, однако есть и общие закономерности. Они определяются взаимодействием формы со светом, цветом и пространством. Большое влияние на этот процесс оказывают принципы контраста и сходства форм. Примером сходных форм могут быть деревья одного типа и возраста, которые мы можем увидеть в парке. Практика показывает, что зрительно лучше всего воспринимаются и запоминаются те формы, которые в сочетании образуют контраст или единое целое. В отличие от природной, форма художественного произведения имеет материальную и художественную основу, так как является выражением внутреннего состояния и созидательной деятельности художника, творящего художественный образ. Как в природе, так и в искусстве мы встречаемся с такой характеристикой формы как статичность и динамичность. В природе формы, находящиеся в состоянии постоянной трансформации, встречаются довольно часто. Их образует огонь, вода, ветер и такие явления как засуха, землетрясение и т.п.

Динамика форм характерна и для большинства произведений изобразительного искусства. Уплощение натурного изображения за счет введения контура одной толщины, ровной заливки цвета двух – четырех основных светлот без передачи светотеневых характеристик. В ритмической организации таких орнаментов цвет играет решающую роль и порой имеет большее значение, чем форма. Влияние японского искусства на новое творчество в области растительного орнамента, образно-эмоциональное восприятие природыЦвет- одно из выразительных средств в народном и декоративно-при­кладном искусстве - рассматривается как важнейший компонент декоратив­ного образа. Он не ассоциируется с конкретными признаками изображаемо­го предмета или явления. В каждом центре народного творчества создаются свои колористические решения художественных вещей, связанные с тради­ционной технологией обработки материалов, сохранением архетипов и дру­гими условиями коллективного творчества. Достижение выразительности в декоративной работе связано с тоновым и цветовым контрастами. В декоративной работе художники также заботятся о гармоничном соот­ношении цветов, причем реальные цвета предметов могут быть заменены символическими. Колористическое единство всех элементов орнаментов до­стигается с помощью цветовых контрастов или нюансов. При подборе цвето­вых отношений в декоративной работе учитывается размер частей рисунка, их ритмическое расположение, назначение вещи и материал, из которого она сделана.

27. Значение эстетической среды в школе. Школа – второй дом детей. Развитие их эстетических ориентиров и вкусов непосредственно связано с уровнем эстетической среды в школе, классе, территории школы. Важная роль отводится учителю изобразительного искусства в создании предметной эстетической среды школы. От школьного учителя – художника требуется высокий профессионализм и педагогическое мастерство. Педагогической задачей учителя, является воспитание у учеников эмоциональной отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве. Учитель изобразительного искусства является носителем прекрасного, и художественной культуры. От него во многом зависит, то, как школьники будут воспринимать окружающую среду школы и как будут стремиться эстетически преобразовать ее. Объекты художественного оформления в школе. Занимаясь оформлением в школе, необходимо стремиться выражать свой замысел методами и средствами, диктуемыми задачами каждой конкретной работы.

Учителю изобразительного искусства также необходимо овладеть основами художественного проектирования. Художественное проектирование не только создание вещей. Создавая вещи, предметную среду, сообщая ей определенные функциональные и эстетические свойства, особенности, художник формирует, или, как иногда говорится «проектирует» человека, пользующегося этими вещами, живущего в этой предметной среде, воспитывает в нем определенное отношение к вещам, а через них к людям, обществу, труду. Отсюда следует важная воспитательная функция художественного проектирования, его социально-культурная и социально-политическая роль в жизни общества, в воспитании активных членов общества.

Объемно-пространственная композиция в декоративном оформлении школы. Объемно-пространственная композиция характеризуется наличием единого объема. Объемный предмет может быть как простым, так и сложным. Пластическая выразительность часто зависит от ракурса восприятия и расстояния и источника освещения. Одним из важнейших композиционных средств является размерность формы, пропорции, соразмерность с человеком, массивность, положение в пространстве. В оформлении школы часто наблюдается построение композиции на основе ритма. Метрический повтор характерен для интерьеров класса, его декоративных элементов.

Симметрия и асимметрия объемно-пространственных композиций. Симметричные формы ассоциируются с уравновешенностью, уверенностью, спокойствием, используются для выражения статичности. Организация асимметричных форм направлена на достижение зрительного равновесия различных частей композиции при помощи выбора для них нужных пропорций, масс, фактур, цвета, величины, освещенности, и др. Несколько симметричных композиций могут составлять одну асимметричную.

Объем и модуль как основные характеристики. В объемно-пространственной композиции используются принципы компоновки на основе единой единицы размерных построений – модуля. Хотя повторяемость модуля аналогично метрическим отношениям, значение его намного шире. При помощи модуля можно функционально грамотно и экономично распланировать мебель и оборудование, скомпоновать наглядность и выставки. Схемы объемно-пространственных композиций: открытая, закрытая, сложная структуры. Игрушки, куклы, сувениры, шкатулки, подсвечники, вазы, витрины и стенды для экспозиций, крупногабаритные игровые элементы для спортивных соревнований. Изготовление сувениров из бумаги, ткани и других материалов.

Глубинно-пространственная композиция. Специфику любой глубинно-пространственной композиции составляет положение человека внутри нее, а сама она есть художественно организованная среда деятельности человека. Пространство как основная характеристика. Решая глубинно-пространственные композиции необходимо обращать внимание на четкость восприятия пространства, на взаимное расположение и соотношение объектов композиции и его свободного пространства, чтобы достичь гармонии между ними. Гармония глубинно-пространственной композиции. Такая гармония осуществляется с помощью средств: пропорции, масштабность, ритм, контраст, нюанс. Масса, плотность заполнения пространства также влияют на выразительность композиции. Организация и заполнение учебных помещений. Эскизирование на темы интерьеров и фасадов школьных зданий.

Историческое развитие искусства декоративной композиции, становление композиции как учебного предмета и теоретические основы композиции, закономерности композиции, законы, правила, приемы, художественно-выразительные средства композиции, суть понятий художественный образ, идея, тема, сюжет, мотив в произведении искусства, вопросы единства содержания и фор­мы в произведении искусства.

Закон целостности: единство композиции с замыслом, формы с содержанием (конструктивная идея). Подчиненность формы содержанию, подчиненность всех средств замыслу; неделимость композиции; неповторимость элементов (величин, пятен, интервалов, типов, жестов, положений и т.д., за исключением орнаментальных композиций, где повторяются, чередуются формы, цвета, тона, интервалы, - фризовые композиции орнаментальные).

Целостность декоративной композиции достигается при визуальном равновесии, когда все элементы сбалансированы между собой. Симметрия – это закономерное расположение равных частей объемно-пространственной формы относительно друг друга; при этом под равными подразумевается как совместимо, так и зеркально равные части.

Виды симметрии: зеркальная симметрия; центрально-осевая симметрия; симметрия винта или спирали. Эффективность симметрии как средства достижения целостности формы объясняется тем, что эта закономерность построения формы достаточно легко воспринимается. Легкость восприятия симметрии в значительной степени вызвана симметричностью нашего зрения. Но, сведение сущности красоты только к симметрии ограничивает богатство ее внутреннего содержания, сущность прекрасного определяет единство симметрии и асимметрии. Асимметрия – понятие противоположное симметрии. Единство в асимметрично решенной декоративной композиции достигается согласованностью конструктивных и декоративных элементов, подчиненностью деталей композиционному центру.

Всякая композиция начинается с установления размеров изображения: крупное изображение зрительно уменьшает формат изобразительной плоскости, мелкое – увеличивает. Пропорции – это соотношение элементов изображаемой формы. Модуль – единица измерения (величина мазка, штриха, кусочка смальты). Он находится в пропорциональном отношении к величине изображения. Компактность – степень с которой масса концентрируется вокруг своего центра. Компактное изображение выглядит тяжелее, нежели расползающееся в стороны, когда вес стремится выйти за пределы формы. Целостность композиции ДПИ достигается при визуальном равновесии, когда все элементы сбалансированы между собой. Симметрия – это закономерное расположение равных частей объемно-пространственной формы относительно друг друга; при этом под равными, подразумевается, как совместимо, так и зеркально равные части. Виды симметрии: зеркальная симметрия; центрально-осевая симметрия; симметрия винта или спирали. Эффективность симметрии как средства достижения целостности формы объясняется тем, что эта закономерность построения формы достаточно легко воспринимается. Легкость восприятия симметрии в значительной степени вызвана симметричностью нашего зрения. Но, сведение сущности красоты только к симметрии ограничивает богатство ее внутреннего содержания, сущность прекрасного определяет единство симметрии и асимметрии. Асимметрия – понятие противоположное симметрии. Единство в асимметрично решенной композиции достигается согласованностью конструктивных и декоративных элементов, подчиненностью деталей композиционному центру.

28. Художественные принципы декоративно-прикладного искус­ства

Художественные принципы декоративно-прикладного искус­ства вырабатываются народными мастерами в процессе их ху­дожественной практики и передаются от мастера к мастеру, от поколения к поколению.

Передача традиций в порядке ученичества и практики со­ставляет характерную черту народного прикладного искусства.

Преподавание прикладного искусства продиктовано жизнен­ной необходимостью; появилась возможность расширить про­филь профессиональной подготовки студентов, активизировать образное мышление, выявить индивидуальные способности каж­дого студента.

Обучение органично сочетается с развитием художественно­го вкуса и творческого воображения. Урок декоративно-при­кладной композиции помогает понять и полюбить народное ис­кусство.

Основные его формы — беседа с показом лучших образцов, практическая работа по составлению композиции, посещение музеев, выставок, экскурсии в мастерские художников.

Значительное внимание уделяется беседе — теоретической части каждого задания: назначение изделий, размеры и прин­ципы декоративного оформления, колористическое решение, масштаб; дается развернутая характеристика данного вида на­родного искусства.

Текстиль — один из наиболее массовых видов прикладного профессионального и народного искусства — был важнейшей составной частью художественной культуры.

Искусство росписи тканей «батик» — своеобразный вид оформления текстильных изделий, уходящего своими корнями в глубокую древность. Особенно широко распространено искус­ство набойки.

Интересный и своеобразный вид народного прикладного ис­кусства — ручное узорное ткачество, ручное ковроделие — возникло давно и тесно связано с национальной художественной культурой.

Овладение различными способами ткачества следует рассмат­ривать как приобщение студентов к народному искусству и как средство эстетического воспитания в формировании гармони­чески развитой личности.

При составлении программы был учтен Закон об образова­нии.

Программа курса ДПИ непосредственно связана с выполне­нием гобеленов в материале. Но художник-гобеленщик должен не только уметь ткать, главное — уметь мыслить в материале, создавая эскиз гобелена, ставить перед собой именно те задачи, которые, способствуя росту профессионального мастерства, яв­ляются выполнимыми, технологичными, отражают специфи­ческие черты гобеленового ткачества. Это важно и для других видов прикладного искусства. Художник-прикладник, в пер­вую очередь, должен закладывать в эскиз свойства материала, с которым он работает, и отчетливо представлять себе дальней­ший процесс работы с ним.

Такое мышление приобретается не сразу, необходим опреде­ленный опыт работы. Тем не менее, приступая к гобеленовому ткачеству, нужно, насколько это возможно в теории, изучить предмет, ознакомиться с самим понятием «гобелен», с ситуаци­ей в современном искусстве, вспомнить гобелены, увиденные на выставках, в салонах, в общественных интерьерах. Далее необходимо ознакомиться с фондами мастерских института, име­ющимися в них работами студентов в материале, проанали­зировать совместно с преподавателем их специфику. Следует зарисовать некоторые из образцов в натуральную величину. Это позволяет сразу же в какой-то степени понять масштаб заложенного в эскиз рисунка, определить модуль — величину зерна тканой поверхности, проследить характер линии рисунка, об­ратить внимание на количество используемых в эскизе форм, специфику взаимодействия цветов. Все эти знания, пока на тео­ретическом уровне, абсолютно необходимы, чтобы приступить к работе над первым эскизом мини-гобелена.

Необходимо также проанализировать совместно с препода­вателем иллюстративный материал по альбомам, каталогам выставок, интерьеру. Нужно постараться понять качественно различные подходы к работе над гобеленом большого размера и мини-гобеленом. Это важно, так как в первую очередь студен­ты осваивают ткачество мини-гобеленов.

Под фактурой понимается своеобразие художественной техники, используемой мастером при создании произведения, результатом которого является определенный художественный эффект. Так, поверхность работы, в зависимости от замысла автора и специфики используемого материала, может быть гладкой, шероховатой или грубой.

Вопросы для самоконтроля

1.Дайте определение декоративно-прикладному и народному искусству России.

2. Назовите основные народные промыслы России.

3. Перечислите виды и структуры орнаментов.

4.Дайте определение орнаменту.

5. Дайте определение ритму.

6. Дайте определение стилизации.


Поделиться:

Дата добавления: 2014-12-03; просмотров: 405; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты