Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Хохломская роспись




История

Хохломскую посуду сравнивают с золотой, так и говорят «золотая хох-лома». И действительно, хохломская роспись радует яркими красками и сиянием золота". Своей красотой хохломские изделия могут поспорить даже с дорогой посудой из золота и серебра, хотя сделаны они из очень доступ­ного материала — дерева. Труд и талант народных мастеров превращают обычные чаши, бочонки, солонки и многое другое в «золото».

В росписях хохломы преобладают растительные мотивы, однако встречают­ся и изображения птиц. Золотые травы, листочки, ягоды малины и земляни­ки, такие знакомые и в то же время преображенные фантазией художника, сплетаются в хохломские узоры. Цвета хохломской росписи в основном со­ставляют черно-красную гамму с золотом, что придает изделиям празднич­ный и торжественный колорит. Кроме этого, используют зеленый, желтый и коричневый цвета для придания росписи еще большей яркости и нарядности.

Образная выразительность хохломской росписи достигается за счет ком­позиционного единства травных узоров с формой и размерами деревянной посуды. Например, на дне чашки или блюда мастер часто рисует узор «пря­ник», напоминающий настоящий узорный пряник, положенный в чашку.

Талантливый мастер С„Веселов, создавая образ петуха красным по золото­му сверкающему фону, всем строем росписи подчеркивает мифологическое значение этого символа, его связь с солнцем.

Не только разнообразные отдельные предметы: ложки, чайницы, сливочницы, вазочки, чаши, ковши, тарелки, блюда, шкатулки — расписывают мастерицы, но еще и целые наборы посулы для кваса, компота, окрошки, меда. Хохломской росписью украшают детские стульчики, столы, кресла и другую мебель. Современные художники, зная традиционные мотивы и ти­повые композиции, продолжают поиск новых форм изделий и композици­онных вариантов орнаментов. Все виды росписи развиваются и совершен­ствуются. Создано много интересных авторских разработок. Для формирования хохломского орнамента большое значение имеет смелый кистевой мазок, широта письма.

Хохломские изделия привлекают и красотой орнамента, и прочным лако­вым покрытием, благодаря которому в посуду можно наливать горячие и холодные напитки, словом, использовать по назначению. Сегодня хохлому называют золотой не только за красоту, но еще и за цену. Она дорого стоит, так как ее производство требует значительного ручного труда, а в прошлом веке такая посуда была дешевой и доступной для всех.

Деревянную посуду на Руси изготавливали с древних времен. Ее точили на станках, выдалбливали из дерева различной формы и размеров. Расписная посуда вносила радость и красоту в бедный крестьянский быт. Изготовление хохломских изделий значительно возросло в XIX в. Хохлома — старинное село. История его тесно связана с возникновением и развитием хохломской росписи. Крестьяне, живущие в деревнях вокруг Хохломы, тоже занимались росписью посуды.

Хохломские изделия успешно продавали на Нижегородской ярмарке, их вывозили и за рубеж. Посуда подкупала своей необычностью, яркостью, радовала глаз и в то же время была довольно дешевой и прочной.

Хохлома - это самобытный русский народный промысел, существующий более трехсот лет, уникальное явление не только в масштабах России, но и в мировом искусстве. Промысел был основан в лесном Заволжье, на территории нынешнего Ковернинского района Горьковской области. Жители селений Новопокровское, Виноградово, Мокушино, Большие и Малые Хрящи, Семино, Кулигино, Скородумово, Воротнево, Шабашево, Медвежково, Рассадино, Скоробогатово и других, расположенных по берегам реки Узолы, испокон веков занимались окраской деревянной точеной посуды.

Благодаря иконописцам из старообрядческой среды, владевшим древним приемом "вызолачивания" изделий, здесь распространился своеобразный способ превращения простых деревянных мисок в "золотые" без использования драгоценного металла. Традиционная техника, усовершенствованная в наше время, основана на простом принципе. После завершающего этапа отделки изделия - "закалки" - под влиянием высокой температуры покрывающая его лаковая пленка приобретает медовый цвет. Сочетание ее с просвечивающимся металлизированным слоем дает золотистый эффект.

Хохломские изделия привлекают не только красотой орнамента. Их ценят за прочное лаковое покрытие, благодаря которому ими пользуются в повседневной жизни. В хохломском блюде можно подать окрошку к столу, в чашку налить горячий чай - и ничего не сделается с деревянным изделием: не потрескается лак, не поблекнут краски. Не случайно во все времена существования поволжского промысла мастера, владеющие "хитростями" изготовления этой "волшебной посуды", попадая по воле судьбы в другие места, основывали там новые центры ее производства.

Декоративные элементы и технология

И в наше время технология отделки хохломских изделий продолжает привлекать многих мастеров декоративно-прикладного искусства. Продолжатели дела безвестных русских мастеров поволжского промысла - наши современники совершенствуют технологию отделки и подготовки хохломских изделий, отбирают наиболее пригодные для термической обработки материалы. Они создали неповторимое искусство кистевой росписи на объемной токарной форме, разработали своеобразные, лаконичные и вместе с тем очень эффектные приемы письма.

Ассортимент хохломских изделий сформировался давно. В его основе лежат резные ложкарные изделия и токарная посуда: чашки, миски, поставцы, бочата, солоницы, ложки. В последние десятилетия были созданы новые формы бытовых вещей: комплекты посудных изделий для компота, ухи, салата, ягод, блинов и меда, наборы для кухни -поставки с полками, а также крупные декоративные изделия для украшения жилища - декоративные блюда, панно. В отделке хохломских изделий народные мастера используют несколько вариантов. Все они отличаются температурными режимами, продолжительностью сушки и закалки, тонкостями выполнения приемов. На примере одной из разновидностей отделки видны операции, через которые проходит каждая вещь.

Изготавливают хохломские изделия из древесины местных лиственных пород - липы, осины, березы. Из просушенного дерева - тонкомерных "стульчиков", распиленных на толстые плахи "кряжей", вытесывают болванки и "чураки". В токарном цехе массивная заготовка превращается в задуманное изделие, "чурак" как бы тает под резцом мастера, все лишнее отлетает с легкой белой лентой стружки. Выточенное изделие еще раз сушат и только потом оно попадает к отделочникам, подготавливающим его к росписи. Иногда одно изделие до трех десятков раз проходит через руки мастера-отделочника.

Полуфабрикат сушат при температуре 22 - 28 градусов в течение 3-20 дней, в зависимости от размера изделия. Когда влажность древесины достигнет 6-8 процентов, сушка закончится. Если влажность окажется больше, изделие может получиться недоброкачественным: с пузырьками - разрывами лаковой поверхности.

Просушенные изделия шпаклюют. Делают это либо по старинке вапом, либо специальными шпатлевками. Вап - мелкозернистая отмученная глина, разводимая до густоты очень мутной воды. В раствор добавляют 25-50 процентов мела. Проще применять шпатлевку из жидкого мучного клейстера. В приготовленный раствор макают кусок шерстяной ткани и обмазывают им изделие. После просушки операцию повторяют еще раз. Окончательная сушка длится шесть - восемь часов.

Грунтуют изделие льняным маслом, которое наносят полотняной тканью. После этого ему дают вылежаться 40-50 минут и только потом обтирают лоскутом, снимая излишки масла. После грунтовки изделие на четыре-шесть часов помещают в сушильный шкаф, где температуру поддерживают на уровне 40-50 градусов. Для сушки изделий по хохломской технологии необходим шкаф, в котором можно регулировать температуру в пределах 30-120 градусов. Высушенные заготовки охлаждают до комнатной температуры и слегка шлифуют.

Следующий ответственный процесс - покрытие изделия олифой. Для этого берут натуральную, сваренную из льняного или конопляного масла олифу. Ее равномерно размазывают на руках и слегка потирают ими изделие так, как будто моют его. После сушки в течение двух-трех часов при температуре 22- 25 градусов, когда олифа уже не пристает к рукам, но пленка еще не полностью высохла, изделие олифят второй раз, нанося слой потолще. Если древесина впитывает много олифы, как, например, осина, то весь процесс повторяют еще раз, если мало, достаточно проолифить изделие два раза. Как только поверхность изделия приобретет ровный блеск, его можно лудить, то есть покрывать алюминиевым порошком.

Для нанесения полуды применяют с модельные приспособления - куколки, представляющие собой тампон, к рабочей части которого пришит кусок натурального меха (лучше овчины) с коротко подстриженным ворсом. После полудки изделие приобретает ровный металлический блеск. В таком виде оно и поступает на роспись. К краскам, используемым для росписи хохломских изделий, предъявляют повышенные требования, так как многие из них в процессе сушки и закалки могут выгорать от высокой температуры. Мастера берут термостойкие минеральные краски - охру, сурик, а также киноварь и кармин, сажу, хромовую зелень. Разбавляют их очищенным скипидаром.

В красильных цехах работают преимущественно женщины. Художницы сидят за невысокими столами, на низеньких табуретах. При такой посадке колено является опорой расписываемому предмету. Для хохломских мастериц характерна работа на весу: небольшую токарную вещь, опирая о колено, придерживают левой рукой, а правой наносят орнамент на ее округлую поверхность.

Такой способ держания расписываемого предмета позволяет легко поворачивать его в какую угодно сторону с любым наклоном. На столе удобно располагают кисти, краски, палитру и находящиеся в работе вещи. Для нанесения простого орнамента применяют штампики, которые вырезают из шляпного войлока, гриба-дождевика и других материалов, хорошо удерживающих краску и позволяющих отпечатать рисунок на изделии. При выполнении мотивов "ягодка", "цветок" часто используют круглые тычки из свернутой капроновой ткани.

Хохломские мастера владеют особым приемом держания кисти, при котором в процессе письма участвуют не только пальцы, но и вся рука, благодаря чему можно проводить одним слитным, неразрывным движением длинные пластичные мазки и серии штрихов на сферических или цилиндрических поверхностях.

Кисть, положенная на фаланги указательного и среднего пальцев, прижимается к ним подушечкой большого пальца, что позволяет чуть-чуть вращать ее во время письма. Выполняя роспись, иногда слегка опираются на мизинец, прикасаясь им к изделию. Тонкую, с волосяным кончиком кисть ставят почти вертикально к поверхности предмета. Ее обычно ведут к себе, немного вращая в ту сторону, куда изгибается мазок.

Технология изготовления хохломских изделий довольно сложна. Рассмот­рим основные этапы.

Заготовка. Деревянную посуду, предназначенную под роспись, вытачива­ют на токарном станке или выдалбливают из хорошо просушенной древеси­ны. Такие заготовки называют бельем. Готовое изделие нужно еще раз хоро­шо просушить. Продолжительность сушки зависит от размера изделия и может длиться от одной до трех недель. Недосушенное изделие при дальнейшей обработке может дать брак (трещины, пузырьки и пр.).

Грунтовка. Просушенную заготовку грунтуют: разведенную водой до жид­кого состояния глину (вап) втирают в белье с помощью тряпки. Грунтовку наносят очень тонким слоем. Изделие просушивают в течение нескольких часов при комнатной температуре. Затем наносят второй слой и сушат уже около 10 ч.

Можно воспользоваться готовой грунтовкой, которую наносят тонким слоем, просушивают при комнатной температуре в течение суток, затем шлифуют наждачной бумагой.

Вгонка. Прогрунтованное валом изделие пропитывают льняным маслом, через 30 мин сухой чистой тряпкой удаляют не впитавшееся в глину льняное масло и помещают в сушильный шкаф с температурой 60—70°С на 4—5 ч. Полученная таким образом прочная оболочка будет препятствовать на следу­ющем этапе проникновению олифы в поры древесины. Высушенное изделие слегка шлифуют, чтобы удалить возможные неровности.

Изделия, покрытые готовой грунтовкой, льняным маслом, протирать не нужно.

Олифленив. Эту операцию производят 4 раза. Первый, второй и третий слои олифы наносят на изделие и сушат в течение 2 ч. Четвертый слой нано­сят более густо и сушат в печи при температуре 50—60°С. Необходимо внима­тельно следить за состоянием верхнего слоя. Нужно, чтобы олифа просохла не до конца, чтобы пальцы к ней прилипали — такая стадия называется стадией мягкого отлипа.

Для ранее рассмотренного варианта с грунтовкой изделие покрывают мас­ляным лаком два раза. Первый слой просушивают сутки или больше, в зави­симости от марки лака. Затем наносят второй слой и (см. первый вариант) внимательно следят за высыханием лака до мягкого отлипа.

Лужение, или полуда, производится алюминиевым порошком, который наносят с помощью тампона на липкую поверхность олифы или лака. При­порашивать изделие нужно над широкой чашкой или миской, чтобы поро­шок не разлетался на стол. Проверьте качество лужения визуально, чтобы не было пробелов. Лишний порошок стряхните и поставьте изделие сушиться.

Перед нане­сением краски еще раз протрите его по­верхность хлопчатобумажной тряпкой.

Роспись. Это один из самых инте­ресных этапов. Прежде чем приступить к росписи объемных изделий, необ­ходимо выполнить ряд упражнений, чтобы изучить отдельные элементы хохломской росписи на бумаге. Мож­но потренироваться и на объемном из­делии, но, чтобы не портить деревян­ных заготовок, для начала возьмите жестяную банку, бумажный стаканчик или тарелку.

Все элементы травного орнамента выполняют сразу кистью, без предва­рительного рисунка карандашом. Кисть необходимо держать у самого ее осно­вания тремя пальцами и ставить верти­кально к плоскости рисунка.

 


 

Хохдомская роспись бывает двух видов: верховое письмо и фоновое. Вер­ховое письмо — это травная роспись, роспись «под листок». Фоновое пись­мо— это кудрина, роспись «под фон».

Для «травного* орнамента характер­но сочетание рисунка, выполненного . красным и черным цветом, с золотой поверхностью фона. Верховое письмо выполняется по серебристому фону, а после покрытия лаком и закалки в печи «травка» будет сиять поверх мерцающе­го золотого фона. Просвечивая сквозь легкий ажурный рисунок, золотой фон делает изделие исключительно вырази­тельным.

В хохломской росписи «травкой» называется орнамент, выполненный отдельными ритмично расположенны­ми мазками. Главные элементы «трав­ки»: «осечки», «травинки», «капельки», «усики», «завитки», «кустик». «Осоч-ки»— самый простой элемент. Он вы­полняется легким движением кончика кисти сверху вниз. «Травинки»— это маз­ки с небольшим плавным утолщением. «Капельки» рисуют, прикладывая кисть к бумаге. «Усики» изображают непрерыв­ной линией одинаковой толщины, зак­рученной в спираль. «Завитки» выпол­няют, как и «усики», только с легким

 


нажимом в середине элемента. «Кустик» — это наиболее сложный элемент, так как он состоит из нескольких симметрично расположенных более про­стых элементов: «осочек», «травинок», «капелек», «усиков» и «завитков».

Главный стебель травного орнамента называется «криуль». Он состоит из «завитков», которые попеременно закручиваются то вверх, то вниз.

Ягодки могут дополнить травную роспись. Для ягод бруснички, сморо­динки и рябинки используют печатку-тычок, скрученную из плотной тка­ни, фетра или других материалов. Красную и желтую краски смешивают на палитре, а тычок обмакивают таким образом, чтобы оба цвета присутство­вали одновременно в каждом отпечатке. А вот крыжовник, клубничку и малинку рисуют сразу кистью. После высыхания красной краски ягоды «раз-живляют» желтым цветом.

Расписывать посуду травкой следует начинать с крупных элементов; нано­ся мазки, необходимо сохранять определенный ритм.

В росписи «под листок» кроме красной и черной краски используют жел­тую и зеленую. Сначала рисуют черной краской стебельки и веточки, затем кисточкой или тычком наносят ягодки смородины, калины, брусники и др. Потом рисуют стилизованные листочки. Заканчивают роспись выполнением приписки — тоненьких крученых усиков, маленьких ягодок.

Роспись «под фон» более трудоемкая. Начинают с прописки контурного рисунка, затем каким-нибудь цветом (красным, черным) покрывают фон вокруг рисунка. Большие листья и цветки могут остаться незакрашенными, тогда они получатся золотыми. Далее выполняют радужку — прорисовку жи­лок на листках, тычинок. И последний этап, как в верховой росписи, — приписка. Ее делают по уже высохшему фону, используют всю цветовую палитру хохломы.

Кудрина, — пожалуй, самая трудная по технике выполнения роспись. Ее начинают так же, как и роспись «под фон», с нанесения контура рисунка и записывания фона. Весь рисунок создается за счет золотых цветов, листьев, а фон, как правило, окрашен в красный или черный цвет. Далее выполняют радужку, но она менее богата, чем в росписи «под фон». Роспись кудрина напоминает ковер.

Практически вся роспись изделий ведется на весу. Левой рукой держат изделие, а правой выполняют роспись. Правая рука остается без опоры, и только иногда отставленным мизинцем можно притронуться к изделию.

Лачение — один из важных этапов. Он необходим для того, чтобы полу­чить золотой блестящий фон. Расписанное и просушенное изделие покрыва­ют масляным лаком и закаливают в печи при температуре 270— 300°С. Под действием температуры лак желтеет, и изделие приобретает золотистый цвет. Для получения более насыщенного золотого1 цвета операцию лачения можно повторить несколько раз.

Современные технологии допускают некоторые изменения в лачении. В лак добавляют несколько граммов оранжевого и желтого анилиновых кра­сителей для получения более насыщенного золотого цвета, Иногда роспись выполняют не по полуде, а поверх этого желтого лака и затем опять лачат несколько раз, но уже прозрачным лаком. Если изделие не будет использо­ваться под горячее, то лачение не подвергают термической обработке.

Специфика

Хохломской росписи свойственны два типа письма и тесно связанные с ними класса орнамента - "верховой" и "фоновый". "Верховая" роспись наносится пластичными штрихами на металлизированную поверхность, образуя свободный ажурный рисунок. Классическим примером верхового письма является "травка", или "травная роспись" с красными и черными кустиками, стебельками, создающими своеобразный графический рисунок на золотом фоне.

Другая разновидность верхового письма - "под листок". В ней широко применяются более крупные растительные формы - округлые листики, ягодки, располагаемые симметрично у стебля. Для "фоновой" росписи характерно применение фона - черного или цветного, тогда как сам рисунок остается золотым. До заполнения фона на расписываемую поверхность предварительно наносят контуры мотивов. Формы больших мотивов моделируют штриховкой. Часто по окрашенному фону пишут мелкий травный узор - "приписку". Более сложным типом фонового письма является "кудрина", названная так за изобилие круглых завитков, которые создают сказочные формы растений, цветов и птиц. После росписи изделие поступает в окончательную отделку, во время которой его натирают олифой, дважды покрывают лаком и ставят на несколько часов в печь для закалки, где температура достигает 150 градусов.

В настоящее время хохломская роспись получила большое распространение. Широко известны два ее крупных центра - Семинская фабрика художественных изделий "Хохломской художник" и Семеновское ордена "Знак Почета" производственное объединение "Хохломская роспись", находящиеся в Горьковской области.

Семинские мастера, продолжатели традиций коренной хохломы, тонко чувствуют красоту луговых трав, лесных ягод. Они расписывают преимущественно традиционную, старинной формы посуду. Семеновские мастера, горожане, чаще применяют в росписи богатые формы садовых цветов, предпочитая технику росписи "под фон". Они любят точный контурный рисунок и широко используют разнообразные штриховки для моделирования мотивов. Но наряду с основными центрами хохломской росписи возникло много новых производств, выпускающих изделия "под золото".

Простые формы деревянной посуды - мисок, чашек и бочат, поставков и кандеек - восходят к традиционной русской утвари. Красивые по пропорциям, крепкие и устойчивые, они создают в доме атмосферу уюта и праздничности. Сельские мастера не склонны к поискам новаторских, эффектных решений, предпочитая набор привычных предметов, оптимальные размеры и пропорции которых стали классическими. Такую отобранную столетней традицией токарного ремесла и уже обладающую высокими художественными достоинствами посуду мастерицы расписывают растительными узорами.

Живописцы великолепно владеют всеми видами хохломской росписи, они знают и любят золотые узоры кудрины, древнее травное письмо с раскидистыми черными и алыми стеблями, нанесенными каллиграфически точными мазками. Однако в своей работе мастера отдают предпочтение росписи с чернолаковым фоном и чаще пишут знакомые и столь близкие сельскому жителю изображения садовых и луговых цветов, плодов и листьев. Художницы соединяют в одном произведении красоту весеннего цветения природы и ее осенней щедрости, в поэтических образах воплощая мечту земледельца о богатом урожае, благодаря чему расписываемые ими предметы становятся своеобразными символами пожелания благополучия. Столь любимый мастерицами черный фон помогает им достигать большей звучности цветовой гаммы росписи, и растительный узор четче выделяется на нем.

В своей работе они широко используют особый прием моделировки - наносят на изображаемые растения цветной контур мягкого оттенка, который сиянием обволакивает мотивы, придавая им сказочность. Такой загадочно мерцающий орнамент покрывает не только вещи подарочного назначения, уникальные произведения, которые мастера готовят на крупные смотры народного художественного ремесла,- вазы, братины, ковши, но и массовую продукцию колхозного промысла.

Поверхность ковша-утицы с навесными ковшиками, расписанного ведущим мастером колхозного промысла Антониной Васильевной Разборовой, снаружи и изнутри покрыта узором ветвей лесной яблоньки-дикуши с маленькими румяными яблочками и золотистыми звездочками соцветий. Подобные пятилепестковые цветы, разные по размерам, написаны рядом с земляникой и яблоком, плодами малины, хмеля и крыжовника, гроздьями рябины. Но они настолько органично входят в орнамент, что не возникает сомнений в правомерности таких сочетаний.


Поделиться:

Дата добавления: 2014-12-03; просмотров: 416; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты