Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Искусство Московского Кремля




 HYPERLINK "http://slovari.yandex.ru/~книги/Словарь%20изобразительного%20искусства/Москва/" Московский  HYPERLINK "http://slovari.yandex.ru/~книги/Словарь%20изобразительного%20искусства/Кремль/" кремль — выдающийся  HYPERLINK "http://slovari.yandex.ru/~книги/Словарь%20изобразительного%20искусства/Ансамбль/" ансамбль  HYPERLINK "http://slovari.yandex.ru/~книги/Словарь%20изобразительного%20искусства/История%20искусства/" исторических и  HYPERLINK "http://slovari.yandex.ru/~книги/Словарь%20изобразительного%20искусства/Художественное%20творчество/" художественных памятников. Расположен в центре Москвы, на высоком холме, у слияния двух рек — Москвы и Неглинной. Несмотря на разновременность и разностильность построек, рождавшихся в сложном взаимовлиянии западных и восточных элементов, а также многие утраты, ансамбль Московского Кремля поражает величием и  HYPERLINK "http://slovari.yandex.ru/~книги/Словарь%20изобразительного%20искусства/Целостность/" целостностью.

Архитектор И. В. Жолтовский считал, что в истории  HYPERLINK "http://slovari.yandex.ru/~книги/Словарь%20изобразительного%20искусства/Русское%20искусство/" русского искусства первое место по праву занимает художественный ансамбль Соборной площади Московского Кремля, второе —  HYPERLINK "http://slovari.yandex.ru/~книги/Словарь%20изобразительного%20искусства/Петербург/" Петербург с его пригородами, а третье — вся остальная Москва. Памятники Кремля создавались в течение многих веков русскими и иностранными мастерами, многократно перестраивались. Но каким-то непостижимым для  HYPERLINK "http://slovari.yandex.ru/~книги/Словарь%20изобразительного%20искусства/Рационализм/" рационального мышления образом, размещенные асимметрично, как бы случайно, но широко и свободно, в истинно русском духе, они создают  HYPERLINK "http://slovari.yandex.ru/~книги/Словарь%20изобразительного%20искусства/Ритм/" ритмическое,  HYPERLINK "http://slovari.yandex.ru/~книги/Словарь%20изобразительного%20искусства/Пространство%20изобразительное/" пространственное целое. В результате подобной  HYPERLINK "http://slovari.yandex.ru/~книги/Словарь%20изобразительного%20искусства/%22Метафизика%22/" метафизической организации пространства возникает не  HYPERLINK "http://slovari.yandex.ru/~книги/Словарь%20изобразительного%20искусства/Эклектика/" эклектика, а  HYPERLINK "http://slovari.yandex.ru/~книги/Словарь%20изобразительного%20искусства/Композиция/" композиционная целостность, стилистический  HYPERLINK "http://slovari.yandex.ru/~книги/Словарь%20изобразительного%20искусства/Контрапунктический%20тип%20композиции/" контрапункт, подлинная  HYPERLINK "http://slovari.yandex.ru/~книги/Словарь%20изобразительного%20искусства/Симфония/" симфония форм. Однако, в отличие от музыкальной симфонии, такая целостность предполагает не только последовательное, но, прежде всего, единовременное,  HYPERLINK "http://slovari.yandex.ru/~книги/Словарь%20изобразительного%20искусства/Аккорд/" аккордное восприятие. Это особенный,  HYPERLINK "http://slovari.yandex.ru/~книги/Словарь%20изобразительного%20искусства/Полифония/" полифонический тип композиции. Соотношение глубины, ширины и высоты кремлевских построек создает ощущение подлинного величия, значительности, мощи. Человек, вступающий на Соборную площадь Московского Кремля, даже если он не разбирается в архитектуре, начинает испытывать необычайное волнение. Вроде бы тот же воздух и свет, что и везде, за стенами Кремля, но здесь они становятся иными, наполняются  HYPERLINK "http://slovari.yandex.ru/~книги/Словарь%20изобразительного%20искусства/Образ/" образным смыслом. В теории  HYPERLINK "http://slovari.yandex.ru/~книги/Словарь%20изобразительного%20искусства/Формообразование/" формообразования подобный эффект называется гармоническим резонансом. Однако его  HYPERLINK "http://slovari.yandex.ru/~книги/Словарь%20изобразительного%20искусства/Художественное%20творчество/" художественный смысл шире, поскольку он напитан историческими  HYPERLINK "http://slovari.yandex.ru/~книги/Словарь%20изобразительного%20искусства/Ассоциация/" ассоциациями. Соборная площадь Кремля — одна из самых величественных композиций в мире, в пространственном отношении ей уступают и  HYPERLINK "http://slovari.yandex.ru/~книги/Словарь%20изобразительного%20искусства/Капитолий/" Капитолий в  HYPERLINK "http://slovari.yandex.ru/~книги/Словарь%20изобразительного%20искусства/Рим/" Риме, и водный партер  HYPERLINK "http://slovari.yandex.ru/~книги/Словарь%20изобразительного%20искусства/Версаль/" Версаля. Прекрасен Кремль и снаружи: с востока и со стороны Москвы-реки он выглядит как бы одним величественным  HYPERLINK "http://slovari.yandex.ru/~книги/Словарь%20изобразительного%20искусства/Собор/" собором с вертикальной доминантой  HYPERLINK "http://slovari.yandex.ru/~книги/Словарь%20изобразительного%20искусства/%22Иван%20Великий%22/" "Ивана Великого" и его вызолоченной, блистающей на солнце  HYPERLINK "http://slovari.yandex.ru/~книги/Словарь%20изобразительного%20искусства/Глава/" главой. Кремль гипнотизировал многих. В 1326—1327 гг.  HYPERLINK "http://slovari.yandex.ru/~книги/Словарь%20изобразительного%20искусства/Псков/" псковские мастера строили каменный одноглавый  HYPERLINK "http://slovari.yandex.ru/~книги/Словарь%20изобразительного%20искусства/Успение%20Богоматери/" Успенский собор. К востоку от него в 1329 г. возвели церковь  HYPERLINK "http://slovari.yandex.ru/~книги/Словарь%20изобразительного%20искусства/Иоанн%20Лествичник%20преподобный/" Иоанна Лествичника "иже под колоколы", приспособив ее верх под  HYPERLINK "http://slovari.yandex.ru/~книги/Словарь%20изобразительного%20искусства/Колокол/" колокольню, служившую одновременно дозорной вышкой. В 1333 г. поднялся первый  HYPERLINK "http://slovari.yandex.ru/~книги/Словарь%20изобразительного%20искусства/Архангельский%20собор%20московского%20Кремля/" Архангельский собор — место погребения московских князей, а затем русских царей. В 1329—1330 гг. вблизи от княжеского дворца построили церковь  HYPERLINK "http://slovari.yandex.ru/~книги/Словарь%20изобразительного%20искусства/Спас/" Спаса Преображения на бору, в 1393 г. — каменную церковь  HYPERLINK "http://slovari.yandex.ru/~книги/Словарь%20изобразительного%20искусства/%22Рождество%20Богоматери%22/" Рождества Богородицы, в 1397 г. —  HYPERLINK "http://slovari.yandex.ru/~книги/Словарь%20изобразительного%20искусства/Благовещенский%20собор%20Московского%20Кремля/" Благовещенский собор. В XIV в. внутри Кремля находились два  HYPERLINK "http://slovari.yandex.ru/~книги/Словарь%20изобразительного%20искусства/Монастыри/" монастыря — Чудов, основанный в 1365 г. митрополитом, святителем московским  HYPERLINK "http://slovari.yandex.ru/~книги/Словарь%20изобразительного%20искусства/Алексий%20Московский,%20Святитель/" Алексием, и Вознесенский, основанный в 1407 г. В 1472 г. при князе Иване III началось строительство нового Успенского собора. После неудачной попытки возведения сводов храма, в 1475 г. из  HYPERLINK "http://slovari.yandex.ru/~книги/Словарь%20изобразительного%20искусства/Болонья/" Болоньи пригласили итальянского мастера Аристотеля Фьораванти, который успешно справился с задачей. С 1469 г. при дворе Ивана III упоминается имя "Фрязина Антона". Словом "фрязин" русские называли всех чужестранцев. После болонца Аристотеля Фьораванти в 1484 г. в Москву прибыл Марко Руффо, или "Фрязин Марк Венецианец", в 1490 г. — Пьетро Антонио Солари, или "Фрязин Петр Антоний", из  HYPERLINK "http://slovari.yandex.ru/~книги/Словарь%20изобразительного%20искусства/Милан/" Милана, в 1494 г. — "Фрязин Петр-Франциск". Примерно в это же время в Кремле работал "Алевиз Старый", вероятно Алоизио да Каркано. В 1500 г. прибыл "Алевиз Новый" и "Бон Фрязин", также из Милана, строивший в Кремле колокольный храм  HYPERLINK "http://slovari.yandex.ru/~книги/Словарь%20изобразительного%20искусства/%22Иван%20Великий%22/" "Ивана Великого". С 1517 г. упоминается "Фрязин Иван", с 1522 г. — "Петрок Малый". Фряжских зодчих, прибывших в Москву из Милана, называли медиоланцами. Работа итальянских зодчих в Московском Кремле хронологически соотносится с эпохой  HYPERLINK "http://slovari.yandex.ru/~книги/Словарь%20изобразительного%20искусства/Итальянское%20Возрождение/" Итальянского Возрождения, что дает основание говорить о распространении  HYPERLINK "http://slovari.yandex.ru/~книги/Словарь%20изобразительного%20искусства/Ренессанс/" ренессансных тенденций в архитектуре Москвы конца XV — начала XVI в. С приездом Аристотеля Фьораванти в Москву в 1475 г. начинается длительная история деятельности итальянских архитекторов в России, вплоть до строительства  HYPERLINK "http://slovari.yandex.ru/~книги/Словарь%20изобразительного%20искусства/Петербург/" Петербурга в течение XVIII—XIX вв. С 1485 г. началось возведение новых стен и  HYPERLINK "http://slovari.yandex.ru/~книги/Словарь%20изобразительного%20искусства/Башня/" башен Московского Кремля. Под руководством Пьетро Антонио Солари с южной, наиболее уязвимой стороны Кремля заложили первую "стрельницу" (башню) у берега Москвы-реки. От нее Солари построил "тайник" — подземный ход к реке, что позволяло на случай осады пользоваться водой. Отсюда название: Тайни́цкая башня (слово "башня" позднейшего происхождения). В 1487 г. на стыке южной и восточной стен построили круглую Беклемишевскую башню (название возникло от находившегося рядом двора боярина Беклемишева). Ее возведением руководил Марко Фрязин. В 1495 г. появилась самая высокая башня — Богоявленская (с 1658 г. — Троицкая, названная так по находившемуся рядом подворью Троицкого монастыря). Она представляла собой четверик в шесть  HYPERLINK "http://slovari.yandex.ru/~книги/Словарь%20изобразительного%20искусства/Ярус/" ярусов. Внутри башен находились просторные  HYPERLINK "http://slovari.yandex.ru/~книги/Словарь%20изобразительного%20искусства/Свод/" сводчатые помещения. Наверху —  HYPERLINK "http://slovari.yandex.ru/~книги/Словарь%20изобразительного%20искусства/Машикули/" машикули́ (скрытые бойницы), бревенчатая надстройка с пологой четырехскатной кровлей и смотровой вышкой с  HYPERLINK "http://slovari.yandex.ru/~книги/Словарь%20изобразительного%20искусства/Колокол/" колоколом. В 1516 г. от Богоявленской башни через р. Неглинную построили каменный мост, соединивший башню с предмостной Кутафьей стрельницей. Ее строил зодчий Алевиз Фрязин. Позднее башню перестраивали. Название "Кута́фья" происходит от слова "кут" — "угол" либо от "ку́тати" — "скрывать, прикрывать, защищать". В 1668 г. через башню устроили сквозной проезд в Кремль. Мост и башня сохранились до настоящего времени. С 1488 г. у впадения р. Неглинной в р. Москву стали строить круглую в плане Свиблову стрельницу (по имени боярина-подрядчика), позднее появилось название — Водовзводная. В 1633 г. внутри башни англичанин Кристофер Гэллуэй (за несколько бочонков золота) устроил хитроумную машину, которая накачивала воду из колодца, расположенного в основании башни, в выложенный свинцом водоем наверху, и оттуда по свинцовым трубам, проложенным в земле, вода расходилась по зданиям Кремля. С тех пор башню стали называть Водовзводной. В 1490 г. Пьетро Антонио Солари начал постройку Боровицкой башни с западной стороны Кремля. Всего было возведено двадцать башен. В XVii в. их надстраивали ступенчатыми, уменьшающимися кверху  HYPERLINK "http://slovari.yandex.ru/~книги/Словарь%20изобразительного%20искусства/Четверик/" четвериками и кирпичными  HYPERLINK "http://slovari.yandex.ru/~книги/Словарь%20изобразительного%20искусства/Шатёр/" шатрами. В северо-восточной части Кремля, также под наблюдением Пьетро Антонио Солари, возвели две башни с проездными воротами: Никольскую и Фроловскую. Первая получила название от  HYPERLINK "http://slovari.yandex.ru/~книги/Словарь%20изобразительного%20искусства/Надвратная%20икона/" надвратной иконы Св.  HYPERLINK "http://slovari.yandex.ru/~книги/Словарь%20изобразительного%20искусства/Николай%20Святой%20Мирликийский,%20Святитель/" Николая. Фроловская башня считалась главной, а ее ворота — святыми, через них запрещалось проезжать верхом на лошадях и входить с покрытой головой. В 1462 г. русский  HYPERLINK "http://slovari.yandex.ru/~книги/Словарь%20изобразительного%20искусства/Зодчество/" зодчий Василий Дмитриевич Ермолин построил "во Фроловских воротах" каменную церковь Св. Афанасия, а спустя два года украсил ворота белокаменной  HYPERLINK "http://slovari.yandex.ru/~книги/Словарь%20изобразительного%20искусства/Скульптура/" скульптурой (горельефом) Св.  HYPERLINK "http://slovari.yandex.ru/~книги/Словарь%20изобразительного%20искусства/Георгий%20Святой%20Победоносец/" Георгия Победоносца. На внутренней стене Фроловской башни Ермолин установил рельефное изображение Св.  HYPERLINK "http://slovari.yandex.ru/~книги/Словарь%20изобразительного%20искусства/Дмитрий%20Солунский,%20Великомученик/" Дмитрия Солунского (не сохранилось). Башни строили из красного большемерного кирпича. В 1658 г. Фроловскую башню переименовали в Спасскую в честь иконы  HYPERLINK "http://slovari.yandex.ru/~книги/Словарь%20изобразительного%20искусства/Спас/" Спаса Смоленского, помещенной над проездными воротами со стороны Красной площади, и в честь иконы  HYPERLINK "http://slovari.yandex.ru/~книги/Словарь%20изобразительного%20искусства/Спас%20Нерукотворный/" Спаса Нерукотворного, находившейся над воротами со стороны Кремля. На вершине шатра главной башни Кремля водрузили  HYPERLINK "http://slovari.yandex.ru/~книги/Словарь%20изобразительного%20искусства/Герб/" герб —  HYPERLINK "http://slovari.yandex.ru/~книги/Словарь%20изобразительного%20искусства/Двуглавый%20орёл/" двуглавого орла (позднее гербы появились на Никольской, Троицкой и Боровицкой башнях). Стены Московского Кремля завершались раздвоенными зубцами, созданными Пьетро Антонио Солари и Алевизом Фрязиным. Стены и башни Кремля напоминали итальянские крепости, а Фроловская башня — "башню Филарета" Кастелло Сфорцеско в  HYPERLINK "http://slovari.yandex.ru/~книги/Словарь%20изобразительного%20искусства/Милан/" Милане, возведенную в конце XV в.  HYPERLINK "http://slovari.yandex.ru/~книги/Словарь%20изобразительного%20искусства/Флоренция/" флорентийским архитектором П. А. Филарете В 1508 г. началось сооружение водяного рва (35 м шириной) со стороны Красной площади. Он соединил р. Неглинную с р. Москвой, и Кремль оказался со всех сторон окруженным водой. Отдельные башни дополнялись "отводными стрельницами". В верхней части стен, за "гибеллиновыми зубцами", устроили широкий проход — "верхний бой". Узкие щели в массиве зубцов и между ними служили бойницами. В 1624—1625 гг. русский зодчий Бажен Огурцов и англичанин Кристофер Гэллуэй (в Москве его называли Галовеем) надстроили "верхом" (высоким шатром) Фроловскую (Спасскую) башню. Благодаря участию двух зодчих она приняла причудливый вид: соединение  HYPERLINK "http://slovari.yandex.ru/~книги/Словарь%20изобразительного%20искусства/Готика/" готического стиля английского  HYPERLINK "http://slovari.yandex.ru/~книги/Словарь%20изобразительного%20искусства/Тюдор-ренессанс/" Тюдор-Ренессанса и русского  HYPERLINK "http://slovari.yandex.ru/~книги/Словарь%20изобразительного%20искусства/Узор/" узорочья. В 1672—1686 гг. аналогичным образом надстраивали остальные башни. Наиболее готический вид (соединение элементов  HYPERLINK "http://slovari.yandex.ru/~книги/Словарь%20изобразительного%20искусства/Ломбардская%20школа/" ломбардской и  HYPERLINK "http://slovari.yandex.ru/~книги/Словарь%20изобразительного%20искусства/Английская%20готика/" английской готики) имеет Никольская башня. Ее шатер и восьмерик с кружевными белокаменными деталями в 1806 г. создал швейцарец И. Л. Руска (см.  HYPERLINK "http://slovari.yandex.ru/~книги/Словарь%20изобразительного%20искусства/Тессинцы/" тессинцы). В 1625 г. русские мастера под руководством К. Гэллуэя установили на Фроловской башне первые часы- HYPERLINK "http://slovari.yandex.ru/~книги/Словарь%20изобразительного%20искусства/Курант/" куранты с колокольным боем. Шатры башен покрыли  HYPERLINK "http://slovari.yandex.ru/~книги/Словарь%20изобразительного%20искусства/Мурава/" муравленой (зеленой)  HYPERLINK "http://slovari.yandex.ru/~книги/Словарь%20изобразительного%20искусства/Глазурь/" глазурованной  HYPERLINK "http://slovari.yandex.ru/~книги/Словарь%20изобразительного%20искусства/Черепица/" черепицей. Внутри Кремля центром ансамбля Соборной площади является величественный пятиглавый Успенский собор. Он создавался по образцу древних  HYPERLINK "http://slovari.yandex.ru/~книги/Словарь%20изобразительного%20искусства/Владимир/" владимирских храмов итальянцем Аристотелем Фьораванти в 1475—1479 гг. и представляет собой удачную  HYPERLINK "http://slovari.yandex.ru/~книги/Словарь%20изобразительного%20искусства/Стилизация/" стилизацию — ренессансное произведение, одетое в русский костюм (см.  HYPERLINK "http://slovari.yandex.ru/~книги/Словарь%20изобразительного%20искусства/Успенский%20собор%20Московского%20кремля/" Успенский собор Московского Кремля). В Успенском соборе хранится святыня  HYPERLINK "http://slovari.yandex.ru/~книги/Словарь%20изобразительного%20искусства/Древнерусское%20искусство/" древнерусского искусства — икона Св. Георгия работы XII в.. Там же хранилась древнейшая икона константинопольской школы —  HYPERLINK "http://slovari.yandex.ru/~книги/Словарь%20изобразительного%20искусства/Богоматерь%20Владимирская/" Богоматерь Владимирская. В соборе можно увидеть другие знаменитые иконы —  HYPERLINK "http://slovari.yandex.ru/~книги/Словарь%20изобразительного%20искусства/%22Спас%20златые%20власы%22/" Спас "Златые власы",  HYPERLINK "http://slovari.yandex.ru/~книги/Словарь%20изобразительного%20искусства/%22Спас%20Ярое%20око%22/" "Спас ярое око",  HYPERLINK "http://slovari.yandex.ru/~книги/Словарь%20изобразительного%20искусства/Апокалиптика/" "Апокалипсис" школы Дионисия (конец XV — начало XVI в.). В интерьере собора сохранилось царское место, или Мономахов трон, 1551 г. В 1485—1489 гг.  HYPERLINK "http://slovari.yandex.ru/~книги/Словарь%20изобразительного%20искусства/Псков/" псковские мастера перестраивали старый Благовещенский собор — домовую церковь московских князей. Собор находится в юго-западной части Соборной площади и ранее примыкал к Казенному двору (1483). В ныне существующем  HYPERLINK "http://slovari.yandex.ru/~книги/Словарь%20изобразительного%20искусства/Иконостас/" иконостасе собора сохранились иконы второго и третьего ярусов, созданные Феофаном Греком, Андреем Рублевым и Прохором с Городца. Росписи первого храма, создававшиеся этими же мастерами в 1405 г., не сохранились. Одновременно с Благовещенским собором в 1484—1485 гг. псковские мастера возводили с западной стороны Успенского собора церковь  HYPERLINK "http://slovari.yandex.ru/~книги/Словарь%20изобразительного%20искусства/Ризоположение/" Ризоположения. Ее композиция в общих чертах повторяет Спасский собор  HYPERLINK "http://slovari.yandex.ru/~книги/Словарь%20изобразительного%20искусства/Андроников/" Андроникова монастыря. В 1487—1491 гг. Марко Фрязин, а затем Пьетро Антонио Солари возводили  HYPERLINK "http://slovari.yandex.ru/~книги/Словарь%20изобразительного%20искусства/Грановитая%20палата%20Московского%20Кремля/" Грановитую палату, выходящую своим необычным  HYPERLINK "http://slovari.yandex.ru/~книги/Словарь%20изобразительного%20искусства/Фасад/" фасадом в стиле итальянского  HYPERLINK "http://slovari.yandex.ru/~книги/Словарь%20изобразительного%20искусства/Палаццо/" палаццо на Соборную площадь. Позднее других, в 1505—1508 гг., Алевиз Новый (Алоизио Ламберти да Монтаньяна) создал замечательный  HYPERLINK "http://slovari.yandex.ru/~книги/Словарь%20изобразительного%20искусства/Архангельский%20собор%20московского%20Кремля/" Архангельский собор. Традиционное русское пятиглавие сочетается в этой постройке с северо-итальянскими элементами —  HYPERLINK "http://slovari.yandex.ru/~книги/Словарь%20изобразительного%20искусства/Карниз/" карнизами, пересекающими древнерусские  HYPERLINK "http://slovari.yandex.ru/~книги/Словарь%20изобразительного%20искусства/Закомары/" закомары и превращающими их в  HYPERLINK "http://slovari.yandex.ru/~книги/Словарь%20изобразительного%20искусства/Люнет/" люнеты, которые Алевиз украсил типично ренессансными  HYPERLINK "http://slovari.yandex.ru/~книги/Словарь%20изобразительного%20искусства/Раковина/" раковинами,  HYPERLINK "http://slovari.yandex.ru/~книги/Словарь%20изобразительного%20искусства/Пилястра/" пилястрами с  HYPERLINK "http://slovari.yandex.ru/~книги/Словарь%20изобразительного%20искусства/Капитель/" капителями, заменившими привычные  HYPERLINK "http://slovari.yandex.ru/~книги/Словарь%20изобразительного%20искусства/Лопатка/" лопатки. Ранее люнеты имели навершия в виде  HYPERLINK "http://slovari.yandex.ru/~книги/Словарь%20изобразительного%20искусства/Пальметта/" пальметт и резных пирамидок. В композиции западных фасадов Архангельского собора в Москве и церкви Санта Мария деи Мираколи в  HYPERLINK "http://slovari.yandex.ru/~книги/Словарь%20изобразительного%20искусства/Венецианская%20школа/" Венеции (архитектор П. Ломбардо, 1481—1494) специалисты справедливо видят много общего В Архангельском соборе хранится уникальная икона —  HYPERLINK "http://slovari.yandex.ru/~книги/Словарь%20изобразительного%20искусства/Архангел/" Архангел  HYPERLINK "http://slovari.yandex.ru/~книги/Словарь%20изобразительного%20искусства/Михаил/" Михаил в  HYPERLINK "http://slovari.yandex.ru/~книги/Словарь%20изобразительного%20искусства/Жития/" житии (конец XIV — начало XV в.). В XVI в. архитектурный ансамбль Московского Кремля получил дополнительный  HYPERLINK "http://slovari.yandex.ru/~книги/Словарь%20изобразительного%20искусства/Живописное%20начало%20в%20искусстве/" живописный  HYPERLINK "http://slovari.yandex.ru/~книги/Словарь%20изобразительного%20искусства/Аккорд/" аккорд — еще одну вертикальную доминанту за кремлевскими стенами — храм  HYPERLINK "http://slovari.yandex.ru/~книги/Словарь%20изобразительного%20искусства/Василия%20Блаженного%20храм%20в%20Москве/" Василия Блаженного (1555—1561, перестройки в XVii—XVIII вв.). В 1600 г. по приказу царя Бориса Годунова колокольный храм "Ивана Великого" надстроили на один  HYPERLINK "http://slovari.yandex.ru/~книги/Словарь%20изобразительного%20искусства/Ярус/" ярус, увенчав его  HYPERLINK "http://slovari.yandex.ru/~книги/Словарь%20изобразительного%20искусства/Барабан/" барабаном с золоченой  HYPERLINK "http://slovari.yandex.ru/~книги/Словарь%20изобразительного%20искусства/Глава/" главой. Таким образом установилась  HYPERLINK "http://slovari.yandex.ru/~книги/Словарь%20изобразительного%20искусства/Гармония/2/" гармония высотных ориентиров Кремля. В 1635—1636 гг. русские зодчие Бажен Огурцов, Трофим Шарутин, Ларион Ушаков под "смотрением государева мастера" Антипы Константинова соорудили трехэтажный каменный Теремной дворец.  HYPERLINK "http://slovari.yandex.ru/~книги/Словарь%20изобразительного%20искусства/Ярус/" Ярусная композиция здания с высокой кровлей верхнего  HYPERLINK "http://slovari.yandex.ru/~книги/Словарь%20изобразительного%20искусства/Терем/" теремка воспроизводит традиционные деревянные  HYPERLINK "http://slovari.yandex.ru/~книги/Словарь%20изобразительного%20искусства/Хоромы/" хоромы. Сам теремок, или чердак, располагается на плоской  HYPERLINK "http://slovari.yandex.ru/~книги/Словарь%20изобразительного%20искусства/Терраса/" террасе, образующей галерею —  HYPERLINK "http://slovari.yandex.ru/~книги/Словарь%20изобразительного%20искусства/Гульбище/" гульбище. На второй, главный этаж, где находились царские покои, вела "золотая лестница". Резные белокаменные детали дворца, наличники окон и порталы с  HYPERLINK "http://slovari.yandex.ru/~книги/Словарь%20изобразительного%20искусства/%22Гирька%22/" "гирьками" сочетаются с западноевропейскими  HYPERLINK "http://slovari.yandex.ru/~книги/Словарь%20изобразительного%20искусства/Ордер/" ордерными элементами,  HYPERLINK "http://slovari.yandex.ru/~книги/Словарь%20изобразительного%20искусства/Аттическая%20база/" аттические базы дополняются орнаментом  HYPERLINK "http://slovari.yandex.ru/~книги/Словарь%20изобразительного%20искусства/Плетение/" плетенки,  HYPERLINK "http://slovari.yandex.ru/~книги/Словарь%20изобразительного%20искусства/Ширинка/" ширинки — глазурованными поливными  HYPERLINK "http://slovari.yandex.ru/~книги/Словарь%20изобразительного%20искусства/Изразцы/" изразцами. Резьба усиливалась яркой раскраской. Кровля дворца ранее была вызолочена, украшена прорезным золоченым гребнем —  HYPERLINK "http://slovari.yandex.ru/~книги/Словарь%20изобразительного%20искусства/Флерон/" флероном и  HYPERLINK "http://slovari.yandex.ru/~книги/Словарь%20изобразительного%20искусства/Репей/" репьями. В интерьерах  HYPERLINK "http://slovari.yandex.ru/~книги/Словарь%20изобразительного%20искусства/Палаты/" палат Теремного дворца расписной  HYPERLINK "http://slovari.yandex.ru/~книги/Словарь%20изобразительного%20искусства/Травный%20орнамент/" "травный" орнамент покрывал своды, откосы окон и подоконники, порталы и стены. В  HYPERLINK "http://slovari.yandex.ru/~книги/Словарь%20изобразительного%20искусства/Узор/" узор из трав и цветов вплетены  HYPERLINK "http://slovari.yandex.ru/~книги/Словарь%20изобразительного%20искусства/Птицы/" птицы, звери,  HYPERLINK "http://slovari.yandex.ru/~книги/Словарь%20изобразительного%20искусства/Геральдика/" геральдические орлы,  HYPERLINK "http://slovari.yandex.ru/~книги/Словарь%20изобразительного%20искусства/Личинка/" личины (маски). Здания Кремля связывались между собой каменными и деревянными переходами. В 1643—1655 гг. возводили Патриарший двор (резиденции Патриарха) с примыкающей к нему пятиглавой церковью Двенадцати Апостолов. К концу XVii в. завершилось строительство Земских приказов. В 1702—1736 гг. в Кремле построено здание Цейхгауза (Арсенала). С именем русского зодчего В. И. Баженова связан проект "кремлевской перестройки". В 1806—1812 гг. архитектор И. В. Еготов, ученик Баженова и Казакова, построил в стиле  HYPERLINK "http://slovari.yandex.ru/~книги/Словарь%20изобразительного%20искусства/Классицизм/" Классицизма напротив Никольской башни здание музея  HYPERLINK "http://slovari.yandex.ru/~книги/Словарь%20изобразительного%20искусства/Оружейная%20палата%20в%20Москве/" Оружейной палаты, завершив тем самым классицистический ансамбль Сенатской площади. Эта постройка не сохранилась. В 1844—1851 гг. архитектор К. А. Тон создал новое здание в  HYPERLINK "http://slovari.yandex.ru/~книги/Словарь%20изобразительного%20искусства/%22Русский%20стиль%22/" "русском стиле". В 1838—1849 гг., также по проекту Тона, в Кремле возвели Большой Кремлевский дворец. Своими размерами дворец в значительной мере нарушил целостность ансамбля Кремля, а его фасады в "русском стиле" выдают поверхностную  HYPERLINK "http://slovari.yandex.ru/~книги/Словарь%20изобразительного%20искусства/Стилизация/" стилизацию, типичную для мышления мастера XIX в. Претенциозность, холодность  HYPERLINK "http://slovari.yandex.ru/~книги/Словарь%20изобразительного%20искусства/Академии%20художеств/" академического стиля, потеря  HYPERLINK "http://slovari.yandex.ru/~книги/Словарь%20изобразительного%20искусства/Масштабность/" масштабности и избыточность эклектичного  HYPERLINK "http://slovari.yandex.ru/~книги/Словарь%20изобразительного%20искусства/Декор/" декора характеризуют оформление главных  HYPERLINK "http://slovari.yandex.ru/~книги/Словарь%20изобразительного%20искусства/Зал/" залов дворца, посвященных русским орденам, — Георгиевского, Екатерининского, Владимирского, Александровского и Андреевского.


Поделиться:

Дата добавления: 2014-12-03; просмотров: 97; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты