Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника



УЛЬТРАМАРИНОВЫЕ КРАСКИ

Читайте также:
  1. БАРИТОВЫЕ КРАСКИ
  2. ЖЕЛЕЗНЫЕ КРАСКИ
  3. ИЗВЕСТКОВЫЕ КРАСКИ
  4. ИСКУССТВЕННЫЕ ОРГАНИЧЕСКИЕ КРАСКИ
  5. КАДМИЕВЫЕ КРАСКИ
  6. КОБАЛЬТОВЫЕ КРАСКИ
  7. КРАСКИ ИСКУССТВЕННОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ
  8. КРАСКИ НАТУРАЛЬНОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ
  9. КРАСКИ РАЗЛИЧНОГО МИНЕРАЛЬНОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ
  10. КРАСКИ РАСТИТЕЛЬНОГО И ЖИВОТНОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ

 

Эту группу красок составляют все разновидности натураль­ного и искусственного ультрамарина — краски, родственные в химическом отношении друг другу.

Красящее начало ультрамарина до сих пор окончательно не определено. Полагают, что оно является серой, которая нахо­дится в ультрамарине в коллоидальном состоянии. Этим и объясняется насыщенность цвета ультрамарина, который в этом отношении похож на парижскую лазурь, представляющую коллоидальное вещество.

Анализы натурального ультрамарина, лучшего представите­ля этой группы, дали следующий результат. На 100 ч. краски ультрамарин содержит: кремнезема — 45,5 ч., извести — 3,52 ч., глинозема — 31,76 ч., натра — 9,09 ч., серного ангидрида — 5,89 ч., серы — 0,95 ч., железа — 0,86 ч., воды — 0,42 ч., угле­кислоты— 0,12 ч. Искусственный ультрамарин близок по составу натуральному.

Преобладающим цветом красок этой группы является синий различных оттенков, начиная от светлого, близкого кобальту, до фиолетового; но имеются и зеленый и фиолетовый цвета.

Ультрамариновые краски имеют следующие свойства:

1) светоустойчивость,

2) неядовитость,

3) стойкость по отношению к щелочам и неустойчивость даже к слабым кислотам,

4) способность подвергаться с течением времени так наз. «ультрамариновой болезни».

Сущность этой «болезни» заключается в следующем: уль­трамариновые краски, содержащие в своем составе значитель­ное количество глинозема, имеют способность (которую нужно рассматривать как недостаток) поглощать влагу из воздуха и конденсировать ее в себе.

Влага эта нарушает мало-помалу строение (омогенность) масляного слоя и, разъединяя частицы, лишает его однородно­сти, а, следовательно, прозрачности. В результате происходит изменение внешнего вида красок, которые теряют красоту цвета, становятся мутными, серыми, бесцветными и тем, ра­зумеется, нарушают общую гармонию живописи. В данном слу­чае нет химического изменения красок, а лишь оптическое, за­висящее от изменения строения слоя красок, преломляющего и отражающего световые лучи иначе, чем то происходило рань­ше, — ничего, следовательно, неисправимого и стойкого, а лишь «болезнь», как остроумно определил один химик сущность этого явления, и притом вполне излечимая. Действительно, помутнев­шие таким образом краски восстанавливают свой прежний вид при действии на них копайского бальзама и паров спирта — средство, предложенное Петтенкофером.



Описанный недостаток присущ и зеленой земле, равно как и другим краскам, богатым содержанием глины. Помутнения и из­менения в тоне у последних, однако, не так заметны, как на ярком цвете ультрамарина, и само образование их не так воз­можно, так как они содержат большее, нежели ультрамарин, количество связующего вещества, противостоящего действию влаги.

Ультрамариновые краски применяются во всех способах живописи, но при росписи внешних стен зданий больших горо­дов не должны иметь применения, так как в атмосферных осадках местностей, где происходит сжигание больших коли­честв каменного угля, содержится сернистая кислота, мало-по­малу обесцвечивающая эти краски.

Натуральный ультрамарин

 

Ляпис-лазурь. Outremer lapis. Lasursteinblau. Ultramarine genuine.

 

Минерал лазуревый камень привозился в Европу из Китая, Тибета и Бухары морем. Залежи его находятся и теперь в Си­бири, Бухаре, Китае, Тибете и Южной Америке.

Лазуревым камнем в чистом виде пользоваться, как крас­кой не представляется возможным, и потому, прежде чем стать таковою, он подвергается довольно сложной обработке, в ре­зультате которой из 100 ч. камня получается всего лишь 2—3 ч. чистой краски и большое количество менее чистой, носящей на­звание в торговле «ультрамариновой золы».



Натуральный ультрамарин появился в живописи не ранее XV в., был редок и продавался по весьма высокой цене. Нату­ральный ультрамарин превосходит по своим качествам искус­ственный, но и в настоящее время остается очень дорогой крас­кой, не всем доступной, почему вырабатывается немногими фирмами.

Искусственный ультрамарин

 

Ультрамарин Гимэ. Outremer, bleu de Paris. Ultramarinblau. French blue, Guimets blue.

 

Высокая цена краски, получаемой из ляпис-лазури, давно уже побуждала технику к изысканию и открытию новых спосо­бов производства синих красок, которые могли бы удовлетво­рить насущную потребность в них. В 1827 г. Гимэ открыл ультрамарин, а через год обнародовал найденный им способ приготовления искусственного ультрамарина Гмелин; с этого времени техническое добывание краски быстро сделалось широ­кой отраслью промышленности.

Со времени открытия искусственного ультрамарина было предложено много способов и рецептов для приготовления его. Материалами в обыкновенном заводском способе приготовления его служат: каолин, глауберова соль, сода, сера и уголь. Смесь, составленную из них в различных пропорциях (например, 100 ч. каолина, 105 ч. глауберовой соли, 23 ч. угля, 16 ч. соды и 20 ч. серы), помещают в тигли и обжигают без притока воз­духа в печах до светло-красного каления. Полученная таким образом красивого зеленого цвета масса после надлежащей очистки и просушки сама по себе служит зеленой краской, иду­щей в торговле под названием зеленого ультрамарина. При желании получить синюю краску зеленый ультрамарин снова подвергается прокалке с примесью нового количества серы (8%) при доступе воздуха. Что касается пропорций назван­ных выше материалов, входящих в состав смеси, подвергаю­щейся прокалке, изменения состава смеси могут быть допуще­ны в самых широких пределах, что, конечно, отражается на качествах продукта и обуславливает выход различных оттенков краски.

Чтобы получить светлые тона ультрамарина, его смешивают иногда с гипсом, мелом и белой глиной. Для придачи глубины тона в подмешанный таким образом ультрамарин вводят в не­большом количестве глицерин или сахарный сироп. Все назван­ные подмеси нужно отнести к фальсификации краски. Хоро­ший ультрамарин не должен также содержать в себе свобод­ного сернистого натра, остающегося иногда от фабрикации.

Искусственный ультрамарин принадлежит к недорогим краскам, очень близок по цвету, составу и качествам нату­ральному ультрамарину, который может заменять с успехом; во всех техниках живописи применим, не исключая силикатной живописи и фрески, хотя при долгом общении с гашеной из­вестью изменяет свой тон. На масле сохнет хорошо и берет его до 50%.

Зеленый ультрамарин

Vert d'outremer. Grüner Ultramarin.

 

Зеленый ультрамарин, о производстве которого можно иметь представление из описания приготовления синего ультра­марина, обладает всеми свойствами, общими для ультрамари­нов. Главное применение его в малярном деле, но лучшие сорта применяются и в живописи.

Фиолетовый ультрамарин

 

Outremer violet. Ultramarinviolet.

 

Цвет его не обладает особой красотой. Приготовляется из синего ультрамарина действием на последний:

1) соляной кислоты и воздуха,

2) нашатыря и азотноаммиачной соли и

3) хлора и водяного пара.

Уступает по цвету и прочности фиолетовому кобальту.

Распознавание. К ультрамарину часто примешивают­ся: берлинская лазурь, горная синь, шмальта, индиго и крах­мал.

Чистый ультрамарин в нашатырном спирте не растворяется и не окрашивает его, во всех разведенных кислотах разлагает­ся, выделяя небольшое количество сероводорода и образуя бесцветное студенистое вещество.

 

IX группа


Дата добавления: 2014-12-23; просмотров: 42; Нарушение авторских прав


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
КОБАЛЬТОВЫЕ КРАСКИ | КАДМИЕВЫЕ КРАСКИ
lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2017 год. (0.018 сек.) Главная страница Случайная страница Контакты