Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Голливуд в 1930-е – 1960-е годы. 2 страница




УАЙЛЕР (Wyler) Уильям (1902-81), амер. кинорежиссер. Ф.: "Тупик" (1937), "Лисички" (1941), "Лучшие годы нашей жизни" (1946), "Римские каникулы" (1953), "Бен Гур" (1959), "Как украсть миллион" (1966), "Смешная девочка" (1968), "Освобождение Л. Б. Джонса" (1970) и др. Родился в Эльзасе в семье швейцарского торговца галантереей, учился в Высшей коммерческой школе в Лозанне, затем в Парижской консерватории по классу скрипки. Встретившись с киномагнатом К. Лэммле, дальним родственником его матери, в 1921 отправился в США. Работал на студии «Юниверсл», сменив множество профессий. В 1925 дебютировал фильмом «Плут Бастер». Первые значительные работы Уайлера появляются после его встречи с продюсером С. Голдвином: фильмы «Эти трое» (1936, по пьесе Л. Хелман), «Додсворт» (1936, по С. Льюису), «Тупик» (1937, по С. Кингсли), выделяющиеся остротой социальной проблематики, реалистическим изображением характеров и психологии героев и новаторским использованием глубинных мизансцен — техники, разработанной совместно с оператором Г. Толандом и доведенной до совершенства в картине «Лисички» (1941). Уайлер помог раскрыться дарованию таких звезд, как Б. Дэйвис («Иезавель», 1938; «Лисички»), Мерл Оберон и Л. Оливье («Грозовой перевал», 1939). Одна из ключевых фигур «социального реализма» эпохи Ф. Рузвельта, Уайлер создал в 1942 ленту «Миссис Минивер» (премии «Оскар» за фильм и режиссуру) об участии простых англичан в обороне страны, возглавил киноотдел ВВС США и снял две документальные картины («Оскар» за ленту «Сражающаяся Леди», 1944); его послевоенная драма «Лучшие годы нашей жизни» (1946, «Оскар» за фильм и режиссуру) оказалась итоговым произведением, одновременно обозначившим начало новой исторической эпохи и смену вех в Голливуде. Работы Уайлера 1950-х гг. — «Керри» (1952, по Т. Драйзеру), романтическая комедия «Римские каникулы» (1953), пацифистская драма «Дружеское увещевание» (1956, главный приз на Международном кинофестивале в Канне, 1957); постановочный суперколосс «Бен-Гур» (1959, 11 «Оскаров», в том числе за фильм и режиссуру) — сохраняют человечность, психологизм и визуальную культуру, но утрачивают ту связь с эпохой, которая делала картины режиссера событиями в 1930-40-е гг. Из немногочисленных лент 1960-х годов (психологические драмы «Детский час» и «Коллекционер», комедия «Как украсть миллион»), только мюзикл «Смешная девчонка» (1968) имел большой коммерческий успех. И в самом последнем, антирасистском фильме Уайлера «Освобождение Л. Б. Джонса» (1970) явно различима рука великого мастера. На оскаровской церемонии в 1965 режиссер награжден премией имени Э. Талберга, а в 1976 получил приз Американского киноинститута за совокупное творчество.

МИННЕЛЛИ (Minnelli) Винсенте (1903 — 1986), американский режиссер, классик голливудского мюзикла 40-х и 50-х годов. Родился в семье странствующих актеров, с трех лет выступал в семейном шоу братьев Миннелли. В школе обнаружил способности к рисованию. С 1929 в шоу-бизнесе в качестве фотографа, заместителя менеджера, художника сцены и художника по костюмам. В начале 30-х годов работал в ревю Флоренса Зигфелда и был назначен главным художником нью-йоркского мюзик-холла «Радио-сити». С 1935 — режиссер на Бродвее, где осуществил ряд популярных постановок. В 1940 переезжает в Голливуд, где изучает технику киносъемки и мастерство кинорежиссера в течение двух лет. Вслед за первыми пробными шагами (постановка музыкальных номеров Джуди Гарленд в фильмах Басби Беркли) снимает музыкальную комедию «Хижина в небе» (1942) с участием Э. Уотерс, Л. Армстронга и Д. Эллингтона и за короткое время становится одним из ведущих мастеров мюзикла в Голливуде, завоевав привилегию работать с такими мастерами, как Д. Гарленд, Ф. Астер, Д. Келли, а позднее Ш. Мак-Лейн, Б. Стрейзанд и Л. Миннелли. На протяжении двадцати лет (1942—1962) Миннелли работал по контракту с МГМ (не имеющий прецедента рекорд длительности контракта с этой компанией) и снял 29 фильмов. Среди постановок этого общепризнанного лидера американского мюзикла такие фильмы, как «Встретимся в Сент-Луисе» (1944), «Иоланда и вор» (1945), «Зигфелд Фоллиз» (1946), «Пират» (1948), «Американец в Париже» (1951, премия «Оскар» за фильм), «Жижи» (1958, премия «Оскар» за фильм и режиссуру). С самого начала Миннелли стремился к органическому слиянию хореографии, музыки и драматургии. В соответствии с условностью жанра он делал акцент на театральности стиля и сказочности действия. Прекрасный художник, он умел создать яркую кинематографическую среду, прибегая к стилизации, свободно пользуясь цветом, умело соединяя танец и пение с драматическим сюжетом и находя выразительные композиции благодаря свободе движения камеры в пространстве. Благодаря Миннелли Голливуд признал искусство декоративного оформления и необходимость психологической достоверности в обрисовке персонажей мюзикла. Живописность манеры Миннелли и романтическая сказочность его сюжетов приносили фильмам режиссера огромный кассовый успех и давали основания обвинениям в потакании вкусам толпы и в освящении обывательских мифов, однако критики 60-х и 70-х годов приветствовали его как «автора», неизменно следующего своей теме, материалу и обладающего неповторимым почерком. В промежутках между мюзиклами Миннелли снимал экранизации классики, комедии, мелодрамы и биографические фильмы: «Мадам Бовари» (1949, по Г. Флоберу); «Плохой и прекрасная» (1952); «Жажда жизни» (1955, по И. Стоуну); «Чай и симпатия» (1956). В 60-е годы Миннелли снял ряд фильмов (лучший из них «Четыре всадника Апокалипсиса»,1961, по Б. Ибаньесу), ни один из которых не достигает уровня его классических работ. В последней ленте Миннелли «Это покажет время» (1976) снялась его дочь Лайза Миннелли.

СТИВЕНС (Stevens) Джордж (1904 — 1975), американский режиссер. Родился в семье актеров и уже в 5 лет играл на сцене. Увлекался фотографией, стал кинооператором, работал над рядом короткометражных комедий, в том числе с участием Лорела и Харди. Как режиссер поставил свой первый полнометражный фильм в 1933, а в 1935 добился успеха картиной «Элис Эдамс» (номинация на «Оскар» за лучший фильм), для съемок которой его выбрала актриса Кэтрин Хэпберн. Как и Джордж Кьюкор, он приобрел репутацию «женского режиссера». В 1936 поставил один из лучших мюзиклов Фреда Астэра, «Время свинга», а в 1939 — классический приключенческий фильм «Гунга Дин», ставший одним из эталонов жанра. В 1942 Кэтрин Хэпберн вновь выбрала его для постановки ее первого совместного фильма со Спенсером Трэси, «Женщина года». Студия «Columbia» предложила Стивенсу контракт на условиях полной творческой самостоятельности, результатом чего явились блестящие комедии «Весь город говорит» (1942) и «Чем больше, тем веселее» (1943). Во время войны Стивенс руководил фронтовой съемочной группой в Европе и вернулся в чине подполковника. Получил премии «Оскар» как лучший режиссер за фильм «Место под солнцем» (1951, по «Американской трагедии» Т. Драйзера) и эпическую драму «Гигант» (1956). В промежутке снял также классический вестерн «Шейн» (1953), был номинирован на «Оскар» за режиссуру и получил Мемориальную премию Ирвинга Талберга за вклад в кино. Стивенс был известен как перфекционист, медленный режиссер, тщательно выверявший детали и снимавший огромное количество дублей.

КОСТЕР (Koster) Генри (1905 — 1988), немецкий и американский режиссер. Настоящие имя и фамилия — Германн Костерлиц. Родился в Берлине, был художником, журналистом, кинокритиком, с 1925 по 1931 год — сценаристом. Поставил ряд фильмов в Германии, а после прихода к власти нацистов — в Австрии. С 1936 работал в Голливуде, где начал с серии легких музыкальных комедий с участием Дианы Дурбин: «Сто мужчин и одна девушка» (1937), «Это началось с Евы» (1941) и др. Позднее продолжал в основном работать в жанре комедии, сняв классические ленты «Жена епископа» (1947) и «Харви» (1950), отличавшиеся легкой, отточенной актерской игрой и интересным визуальным стилем. Его попытки обращения к драматическим и историческим сюжетам были менее удачными («Королева-девственница», 1955). Костер пользовался репутацией опытного профессионала, знатока техники кино, в связи с чем ему были поручены съемки первого широкоформатного фильма в системе «Синемаскоп», библейского блокбастера «Плащаница» (1953), побившего ряд кассовых рекордов того времени.

ХЬЮСТОН (Huston) Джон (1906 — 1987), американский режиссер, сценарист и актер. Сын актера Уолтера Хьюстона, отец актрисы Анджелики Хьюстон, режиссера Дэнни Хьюстона и сценариста Тони Хьюстона. С трехлетнего возраста выступал в водевилях со своим отцом. Бросил школу в 14 лет, чтобы стать боксером, и позднее выиграл любительский чемпионат Калифорнии в легком весе (в 1945 в результате скандальной драки уложил в больницу актера Эррола Флинна). В 19 лет дебютировал на сцене, но не выдержав оседлой жизни, уехал в Мексику, где служил офицером в кавалерии. В 1930 последовал за отцом в Голливуд, чтобы стать сценаристом. Не дождавшись успеха, уехал в Европу, где влачил полуголодное существование, зарабатывал уличным пением в Лондоне, ночуя в Гайд-Парке, изучал живопись в Париже. В 1938 Хьюстон вновь попытал счастья в Голливуде, на этот раз успешно. Написал сценарии к ряду классических картин, например, «Иезавель» (1938) и др., трижды за два года выдвигался на премии «Оскар» как сценарист, в том числе за свой режиссерский дебют, «Мальтийский сокол» (первый в истории кино «черный фильм»,1941). Фильм продемонстрировал склонность Хьюстона к тонкой иронии и положил начало теме, проходящей через многие его последующие работы, — теме поиска, часто обреченного на неудачу самими его участниками. После мелодрамы «В этом наша жизнь» (1942) он продолжил ту же тему блестящим триллером «Через Тихий океан» (1942). Призванный в армию перед съемками финальной сцены, в которой Хамфри Богарт оказывается в усадьбе, окруженной японскими солдатами, Хьюстон велел утроить количество солдат, забаррикадировать все выходы, и уехал, оставив своему преемнику записку: «Я в армии. Богарт знает, как выбраться». Хьюстон любил розыгрыши, мужские развлечения, дружеские компании и выпивку, наложив отпечаток своего характера на большинство своих фильмов. Он был профессиональным рассказчиком и, не жертвуя стилем, опирался в своих картинах на крепкий литературный сценарий, яркий, остроумный диалог и актеров со столь же сильными индивидуальностями, как и его собственная. Сняв во время войны ряд документальных фильмов, Хьюстон с триумфом вернулся к художественному кино лентами «Сокровище Сьерра-Мадре» (1948, «Оскары» за сценарий и режиссуру) и «Ки Ларго» (1948). Триллер «Асфальтовые джунгли» (1950, номинации за сценарий и режиссуру) был этапным фильмом в обращении Голливуда к реальной жизни и реальным персонажам. После изуродованной цензурой антивоенной картины «Алый знак доблести» (1951) и вызова, брошенного Хьюстоном Комиссии по расследованию антиамериканской деятельности, он уехал в Англию, где снял ряд своих шедевров. «Африканская королева» (1951, номинации за сценарий и режиссуру) была нетрадиционным приключенческим фильмом, черпающим сюжетное напряжение не столько в опасностях войны и африканских джунглей, сколько в столкновении двух ярких противоположных индивидуальностей. Фильм остается классикой жанра. Фильм «Мулен Руж» (1952, номинации за режиссуру и лучший фильм) о жизни художника Тулуз-Лотрека был визуально основан на его рисунках и яркими красками воссоздал атмосферу Монмартра в конце 20 века. Картина «Одолеть дьявола» (1953) с блеском пародировала гангстерское кино, экранный образ Хамфри Богарта и ряд традиционных для Хьюстона тем. «Моби Дик» (1956), еще один классический приключенческий фильм, был визуально стилизован под старые морские гравюры. Финальный поединок с белым китом производил захватывающее впечатление и являлся технически виртуозным для того времени. Продолжив работу в Голливуде с 1957 фильмом «Бог знает, мистер Аллисон» (номинация за сценарий), Хьюстон тем не менее проводил большую часть времени в Ирландии, где занимался живописью и выращивал лошадей (позднее, в 70-е годы, он переехал в Мексику). Среди его последующих картин выделяются драма «Неприкаянные» (1961), детектив «Список Адриана Мессенджера» (1963), сюрреалистический вестерн «Жизнь и времена судьи Роя Бина» (1972) и еще один классический приключенческий фильм, «Человек, который хотел быть королем» (1975, номинация за сценарий). Сыграв небольшие роли в ряде собственных фильмов, он начал в 70-е годы много сниматься у других режиссеров. Выдвигался на «Оскар» как актер за фильм «Кардинал» (1963). Среди его лучших ролей — респектабельный гангстер в фильме Романа Поланского «Китайский квартал» (1974). Хотя многие поздние ленты Хьюстона были неудачными, он достойно закончил свой творческий путь драмой «Под вулканом» (1984), пародийным гангстерским триллером «Честь семьи Прицци» (1985, номинация за режиссуру) и давно задуманной, поэтичной экранизацией рассказа Джеймса Джойса «Мертвые» (1987). Перед самой смертью участвовал, как сценарист и исполнительный продюсер, в работе над фильмом «Мистер Норт» (1988) по роману Торнтона Уайлдера «Теофил Норт». Фильм был поставлен его младшим сыном Дэнни Хьюстоном.

УАЙЛДЕР Билли (Wilder, наст. Самуэль Вильдер) (1906 — 2002), американский режиссер, продюсер, сценарист. Сын владельца венского отеля, изучал право в университете, но через год после зачисления стал репортером желтой прессы. Работал в венских и берлинских популярных журналах, выступал в качестве сценариста, например в фильме «Люди в воскресенье» (1929, Р. Сиодмака). В 1929-1933 по сценариям Уайлдера поставлено несколько известных немецких фильмов (в том числе «Эмиль и детективы»). После прихода к власти нацистов переехал в Париж, а в 1934 в США, где перебивался случайными заказами до встречи со сценаристом Ч. Бреккетом. Содружество Бреккет—Уайлдер специализировалось на легких комедиях в духе Любича («Восьмая жена Синей Бороды», 1938; «Полночь» и «Ниночка» — 1939; «С огоньком»,1942). В 1942 партнеры поделили «роли»: сценарии писали вместе, продюсером стал Бреккет, режиссером — Уайлдер. Вслед за режиссерским дебютом («Майор и малютка»,1942) Уайлдер добивается известности детективом «Пять гробниц по пути в Каир» (1943), психологическим триллером «Двойная страховка» (1944) и захватывающе-мрачным этюдом о журналисте-алкоголике «Потерянный уик-энд» (1945, премия «Оскар» и премия Каннского кинофестиваля). В этих картинах раскрывается талант Уайлдера сценариста и режиссера, мастера захватывающей интриги, живой и необычной атмосферы действия, оригинальной и живописной изобразительной стилистики. Отличная работа с актерами и афористичный, отточенный диалог обеспечивали фильмам Уайлдера неизменный успех, но пристрастие режиссера к остроумно-изящным сюжетам и к эффектным ситуациям, трактуемым не без цинизма и на грани вульгарности в известной степени ограничило диапазон художника, способного на создание таких шедевров, как «Бульвар Сансет» (1950, премия «Оскар» за лучший киносценарий) — полный иронии рассказ о Голливуде «с черного хода» и о цене, которую приходится платить за порой мимолетную славу его знаменитостям. Высочайший профессиональный потенциал Уайлдера засвидетельствован такими фильмами, как «Большой карнавал» (1951), «Свидетель обвинения» (1958), «Квартира» (1960, премия «Оскар» за режиссуру). Большим коммерческим успехом пользовались комедии Уайлдера «Сабрина» (1954), «Зуд седьмого года» (1955), «Некоторые любят погорячее»/«В джазе только девушки» (1959). После распада содружества Бреккет—Уайлдер (1950) режиссер работает со сценаристом И. А. Л. Даймондом. Его поздние картины («Раз, два, три»,1961; «Частная жизнь Шерлока Холмса», 1970; «Федора»,1978) при всем своем профессиональном мастерстве остаются лишь тенью уайлдеровских работ периода расцвета.

ПРЕМИНДЖЕР (Preminger) Отто (1906 — 1986), американский продюсер и режиссер. Сын видного австрийского юриста, он должен был пойти по стопам отца, но даже получение диплома не заставило его покинуть театр М. Рейнхардта, где он совмещал выступления на сцене с должностью ассистента режиссера. Быстрое продвижение (к концу 20-х годов стал не только режиссером и продюсером, но и возглавил венский театр «Иозефштадт») способствовало и карьере в кино. В 1931 поставил первый фильм «Большая любовь». В 1935 после успеха бродвейской версии популярной в Вене постановки Преминджера «Клевета» был приглашен в Голливуд. Акклиматизация в компании «ХХ век-Фокс» оказалась мучительной. В результате конфликта с главой «Фокс» Д. Зануком и неудачи его комедий «Очарованный тобой» (1936); «Осторожно, любовь за работой» (1937) Преминджер был занесен в «черные списки» коммерчески неперспективных деятелей Голливуда. В период Второй мировой войны снимался в ролях нацистов в антифашистских драмах. В 1944, преодолев сопротивление Занука, снял криминальную драму «Лора» (номинация на «Оскар» за лучшую режиссуру). После войны снял ряд салонных комедий в духе Э. Любича, серию мелодрам и не имевшую успеха экранизацию бестселлера «Навеки Эмбер» (1947). С начала 50-х годов — независимый продюсер, один из первых «независимых» этого «призыва», и именно с этой стороной деятельности Преминджера связаны его известность и значение для кино США. Как никто другой, Преминджер не боялся давать работу кинематографистам, занесенным в списки неблагонадежных элементов. Он постоянно бросал вызов голливудским канонам: в «Луне голубой» (1953) нарушил фарисейские запреты на использование «вульгаризмов» в диалоге, в «Человеке с золотой рукой» (1955) впервые поднял проблему наркомании. Огромным успехом пользовалась вольная экранизация оперы «Кармен», «Кармен Джонс» (1954), где заняты были только темнокожие актеры. Экранизация становится любимым жанром режиссера, но его последующие работы — «Святая Иоанна» (1957, по пьесе Дж. Б. Шоу) и «Порги и Бесс» (1959, по опере Д. Гершвина) — отвергнуты как критикой, так и зрителем. Конец 50-х годов приносит Преминджеру такие удачи, как детектив «Анатомия убийства» (1959) и политическая драма «Совет и согласие» (1962), но его картины 60-х годов плохо вписывались в современный кинематографический пейзаж из-за своей театральности, пренебрежения монтажом и пластикой экрана.

ЦИННЕМАН (Zinnemann) Фред (1907 — 1997), американский режиссер. Родился в Вене, учился на скрипке, закончил юридический факультет Венского университета. Увлечение фильмами К. Видора и Э. Штрогейма привело Циннемана в Париж и Берлин, где он становится ассистентом режиссера Р. Сиодмака в фильме «Люди в воскресенье» (1929). С 1929 в Голливуде, где начинает статистом в фильме Л. Майлстоуна «На западном фронте без перемен» (1930), работает монтажером и ассистентом у Роберта Флаэрти. В 1934—1935 вместе с документалистом П. Стрендом снимает в Мексике фильм «Сети»/«Волна». С 1937 год снимает короткометражки для MGM. В 1938 награжден премией «Оскар» за ленту «Эти матери могли жить» в серии «Загадки истории». С 1941 получил право на самостоятельную постановку игровых фильмов и снял в 1944 один из лучших антифашистских фильмов военных лет «Седьмой крест» по роману А. Зегерс. Яркий и психологически убедительный образ бежавшего из концлагеря антифашиста (актер С. Трейси), который ищет помощи у запуганных нацистами рядовых немцев и убеждается в невозможности сломить дух сопротивления, вписан в достоверную и драматическую обстановку. Достоверность бытовых реалий и точность психологических портретов людей, вынужденных начинать путь к финальному хэппи-энду (в фильмах режиссера счастливый финал необязателен и выглядит часто двусмысленно) с трудной победы над самим собой, составляет характерную особенность картин Циннемана конца 40-х годов — «Поиски» (1948), «Мужчины» (1950), «Тереза» (1951). Интерес к личности, противостоящей в одиночку равнодушию обывателей и вообще всевластному и враждебному окружению, косвенно выражал отношение режиссера к эпохе маккартизма, а его нонконформистская позиция прямо заявлена в двух шедеврах начала 50-х годов — антивестерне «В самый полдень» (1952) и экранизации повести Д. Джонса «Отныне и вовеки веков» (1953, премия «Оскар» за лучшую режиссуру). Первый — история экс-шерифа, остающегося, чтобы защитить свой город против воли горожан от возвращающихся в него бандитов, второй — шокировавший американцев рассказ о садизме и насилии в армии США в канун японского налета на Пирл-Харбор. Последующие работы Циннемана отличаются тягучестью сюжета, достоверностью и эмоциональной насыщенностью деталей быта и поведения героев, но и известной сухостью манеры, «Люди заката»/«Скитальцы» (1960); «История монахини» (1959, с О. Хепберн в главной роли); «День шакала» (1973, по Ф. Форсайту). В 1966 Циннеман награжден премией «Оскар» за экранизацию пьесы Р. Болта «Человек на все времена» с П. Скофилдом в главной роли. После этой исторической фрески о противостоянии духа и насилия, ученого-гуманиста и короля-тирана наиболее признанной картиной режиссера стала «Джулия» (1977), основанная на воспоминаниях известной своими левыми симпатиями и реалистическими пьесами сценаристки и драматурга Л. Хеллман. Медаль Венецианского кинофестиваля за 1948 год, Премия «Оскар» в номинации «Документальные фильмы» за 1951 год.

ДМИТРЫК (Dmytryk) Эдвард (1908 — 1999), американский режиссер. Родился в семье украинских эмигрантов в Канаде. После переезда семьи в США потерял мать, работал продавцом газет. С 15 лет — посыльный в «Парамаунте». В дальнейшем — монтажер. В 1935 дебютировал как режиссер фильмом «Ястреб». Начиная с 1939 снимает ряд малопримечательных коммерческих фильмов, обратив на себя внимание лишь в 1943 антифашистской драмой «Дети Гитлера». После успеха двух его работ в жанре «черного» фильма, таких как «Убийство, моя милочка» (1944, по детективу Р. Чандлера «Прощай, моя милочка») и «Загнанный в угол» (1945) с участием актера Д. Пауэлла в 1947 снял «Перекрестный огонь», считавшийся в Голливуде первой серьезной картиной на тему расовой дискриминации и антисемитизма. В 1947 был обвинен в прокоммунистических симпатиях (член компартии США с 1945) и приговорен к годичному заключению в ходе скандального процесса над «голливудской десяткой». Проведя несколько лет в Англии после выхода из тюрьмы, снял там три фильма, один из которых («Даждь нам днесь» (1949), продолжая традиции социального кинематографа США тридцатых годов, посвящен драме рабочего, вынужденного стать штрейкбрехером в годы великого кризиса. Этот неровный, но талантливый фильм-самооправдание (в ходе голливудского процесса Дмитрик выдал несколько имен своих товарищей) — одна из последних серьезных работ режиссера. Вернувшись в США в 1951, он добился исключения своего имени из «черных списков», назвав новые имена. За исключением четырех картин, таких как «Снайпер» (1952); «Мятеж на «Кейне»» (1954); «Сломанное копье» (1954); антифашистская драма «Молодые львы» (1958, по И. Шоу), его работы остались незамеченными, утратив и отпечаток личности автора и актуальность. Последний фильм — криминальная драма «Человеческий фактор» (1975). Занимался педагогической деятельностью в университетах Техаса и Южной Калифорнии. В 80-е годы издал несколько книг о профессии кинорежиссера.

КАЗАН (Kazan) Элиа (р. 1909), американский режиссер греческого происхождения. Настоящая фамилия — Казанжоглу. Родился в Константинополе. В возрасте четырех лет эмигрировал с родителями в США. Учился в театральной школе Йельского университета. С 1932 — актер и художественный руководитель «Груп-тиэтр». В 1936 после раскола среди левой интеллигенции вышел из компартии. В годы войны с успехом ставит пьесы Т. Уайлдера, Ю. О'Нила и Т. Уильямса. В 1945 дебютирует в кино в фильме «Дерево растет в Бруклине». Ранние ленты Казана, такие как «Бумеранг» (1947); «Джентльменское соглашение» (1947) премия «Оскар» за фильм и режиссуру; «Пинки» (1949) продолжают традиции социального кинематографа 1930-х годов, но режиссер делает акцент на извечном биологическом начале, которое превращает ход истории в хождение по кругу. Образцом конфликта духа и материи, цивилизации и «основных инстинктов» становится экранизация пьесы Т. Уильямса «Трамвай «Желание» (1951). В умном и эмоциональном фильме о мексиканской революции «Вива Сапата!» (1952) Казан отмечает как неизбежность, так и бессмысленность социального бунта. Премия «Оскар» за режиссуру и за фильм «В порту» (1954), рассказывающий о коррупции в профсоюзах и считающийся попыткой автора оправдать свое вынужденное сотрудничество с властями в эпоху маккартизма, утвердила лидирующее положение Казана в кино 1950-х годов. Параллельно режиссер продолжает работать в театре. Один из основателей (вместе с Ли Страсбергом) знаменитой Актерской студии в Нью-Йорке, он открыл для кино таланты целого ряда исполнителей, начиная с М. Брандо, П. Ньюмена, Н. Вуд и кончая Д. Дином, который исполнил главную роль в картине «На восток от Эдема» (1955) — фрейдистской драме о распаде семьи и о безнадежной пропасти между поколениями. В конце 1950-х годов фильмы Казана появляются реже, но по-прежнему посвящены важным проблемам — зловещей роли средств массовой информации, например «Лицо в толпе» (1957), бесплодности социальных иллюзий в фильме «Америка, Америка» (1963), экранизация режиссером своего же автобиографического романа об эмигрантах), войне во Вьетнаме и озверению человека в фильме «Гости» (1972). Он экранизирует собственные романы такие как «Сделка» (1969) и американскую классику, например «Последний магнат» (1976). Однако театральность манеры, искупавшаяся ранее темпераментом режиссера, его умением создать атмосферу психологической нестабильности и надрыва, а также нестандартной игрой актеров, теперь оказывается причиной неудач в прокате. В 1983 награжден премией за совокупное творчество на церемонии в Центре Джона Кеннеди. Удостоен почетного приза на МКФ в Венеции в 1994. В 1999 получил «Оскара» за заслуги перед кинематографом. Эта награда расколола американских кинематографистов, многие из которых до сих пор осуждают его позицию в эпоху маккартизма.

МАНКЕВИЧ (Mankiewicz) Джозеф Лео (1909 — 1993), американский сценарист, продюсер и режиссер. Начал карьеру в Берлине в качестве младшего корреспондента газеты «Чикаго Трибьюн», одновременно подрабатывая переводом титров немецких немых фильмов для английского и американского проката. Вернувшись в США, присоединился в Голливуде к своему брату, сценаристу Герману Дж. Манкевичу, и сам дебютировал как сценарист в 1929. С 1936 работал продюсером и продюссировал, помимо прочих, такие картины, как «Ярость» (1936) Фрица Ланга и «Филадельфийская история» (1940) Джорджа Кьюкора. Дебютировал в режиссуре в 1946 готической мелодрамой «Дрэгонвик» (1946), заменив в последнюю минуту больного Эрнста Любича. За этим последовали удачные комедии «Призрак и миссис Мьюир» (1947), «Покойный Джордж Эпли» (1947), триллер «Побег» (1948) и драма «Дом незнакомцев» (1949). Драмы «Письмо к трем женам» (1949) и «Все о Еве» (1950) выдвинули Манкевича в число ведущих американских режиссеров; обе картины принесли ему «Оскары» за сценарии и режиссуру. Слабостью многих фильмов Манкевича была их некоторая театральность в ущерб экранному темпу и драматическим возможностям кинематографа; однако это с избытком искупалось яркими остроумными сценариями и блестящей игрой его актеров. Драматическая комедия «Повод для сплетен» (1951) была снята в традициях лучших фильмов Фрэнка Капры. За ней последовал один из самых динамичных фильмов Манкевича — шпионский триллер «5 пальцев» (1952). «Юлий Цезарь» (1953), любимый фильм самого режиссера, остается одной из лучших экранных адаптаций Шекспира. Последующие его ленты были менее удачными: «Босоногая графиня» (1954), «Внезапно прошлым летом» (1959, по Теннесси Уильямсу) и др. Среди них был и один из самых громких провалов в истории кино — фильм «Клеопатра» (1963), съемки которого обошлись в астрономическую сумму — 44 миллиона долларов (более 300 миллионов в перерасчете на современные деньги); впрочем, в провале картины был больше виноват начинавший снимать ее Рубен Мамулян и продюсеры, давшие ему карт-бланш. Манкевич достойно закончил свою карьеру вестерном с элементами черной комедии «Жил-был мошенник» (1970) и психологическим триллером «Ищейка» (1972). Майкл Кейн, снявшийся в последнем фильме, сказал о режиссере: «Это был самый интеллигентный человек, с каким я встречался в мире кино». В 1986 Манкевич получил премию Режиссерской гильдии за вклад в киноискусство, в 1987 — почетную премию «Золотой лев» на Венецианском кинофестивале.

ДАССЕН (Dassin) Жюль (р. 1911), американский режиссер. Начал творческий путь как актер и в дальнейшем иногда (редко) выступавший как исполнитель второстепенных ролей в собственных фильмах. Родился в Коннектикуте. Изучал искусство в Европе в 1954—1956. С 1936 занимался искусством профессионально, играя в еврейском театре и сочиняя и режиссируя радиоскетчи. С 1940 работал в Голливуде, снимая на студии «Метро-Голдвин-Майер» короткометражные фильмы о знаменитых музыкантах начала 20 века. В первой половине 40-х годов снимает несколько фильмов, в которых уже выявляются его творческие пристрастия: жесткий сюжет, как правило, гангстерский или шпионский — «Нацистский агент» (1941); «Дело Марты» (1942); экранизации готической литературы, Э. По и О. Уайлда. Однако подлинный Дассен проявился в конце 40-х годов, когда в фильмах «Грубая сила» (1947), «Обнаженный город» (1949) «Путь воров» (1949), снятых в жанре гангстерского или криминального фильма, появились новые для этого жанра нотки, прежде всего тема мужской дружбы людей «вне закона» и социально-критический портрет мегаполиса (Нью-Йорка, Сан-Франциско). В 1950, с приходом маккартизма, Дассен, человек левых убеждений, уехал из США в Европу, где продолжал развивать уже найденные новые повороты криминальной темы. В фильме «Ночь и город» (1950, Великобритания) в этом жанре создал впечатляющий образ криминального Лондона. В ставшей классикой жанра картине «Потасовка среди мужчин» (1954, Франция) привнес в жесткие жанровые структуры американского гангстерского фильма щемящую нотку человечности, оказав огромное влияние на криминальный французский фильм 60—70-х годов. Дальнейший творческий путь Дассена неразрывно связан с судьбой греческой актрисы Мелины Меркури, женщины левых убеждений, также эмигрантки, бежавшей от режима «черных полковников» и ставшей его верной подругой. Дассен снимает несколько экранизаций европейской современной литературы: «Тот, кто должен умереть» (1957) Никоса Казандзакиса, «Закон» (1958 ) Роже Вайяна. В течение 60—70-х много снимал, однако сделал не так уж много фильмов значительных и получивших известность (например, «Федра» (1962); «Топкапи» (1964); «Обещания на рассвете» по Ромену Гари, 1971 и др.), работал в США. Большинство фильмов Дассена последних тридцати лет вполне органично вписывается в средний уровень коммерческого европейского и американского кинематографа.


Поделиться:

Дата добавления: 2014-12-30; просмотров: 113; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.008 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты