Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Англия. 4 страница




Уиздом (Wisdom) Норман (р. 1915), английский актер кино, комик. Выступает также как сценарист, продюсер, автор музыки к фильмам. Родился в Лондоне, рано остался сиротой. Комический талант открылся в нем во время службы в армии, где он развлекал сослуживцев. В кино создал образ мистера Питкина — жизнерадостного простака и ротозея, который своим неистощимым добродушием обезоруживает врагов. В 2000 посвящен в рыцари.

Хауард (Howard) Тревор (1916 — 1988), английский актер. По словам критика Б. Бакстера, величайший актер английского экрана. Вырос на Цейлоне, учился в Королевской Академии драматического искусства, дебютировал в театре. Во время войны служил в артиллерии; получив инвалидность, отправил письмо со своей фотографией режиссеру Кэролу Риду, который взял его на маленькую роль в фильм «Путь вперед» (1944). После этого сыграл в картине Энтони Асквита «Путь к звездам» (1945), а уже следующий фильм, мелодрама «Короткая встреча» (1945, режиссер Дэвид Лин), сделал его звездой. Не обладая эффектной внешностью, Хауард полагался в своей игре на тонкие психологические нюансы и заряд внутренней энергии, будучи равно убедителен в положительных и отрицательных ролях. После блестящих триллеров «Я вижу незнакомца» (1946) и «Зеленый значит опасность» (1947) сыграл одну из своих лучших ролей, майора Кэллоуэя, в классическом фильме Рида «Третий человек» (1949). Рид снял его также в главной роли в ленте «Изгнанник островов» (1951, по Джозефу Конраду). Много работал как в Европе, так и в Голливуде: «Суть дела» (1953, по Грэму Грину), «Сыновья и любовники» (1960, номинация на «Оскара»), римейк «Мятеж на «Баунти» (1962, роль капитана Блая), комедия «Папаша гусь» (1964). В фильме «Атака легкой бригады» (1968) сыграл генерала лорда Кардигана, абсурдного в своей бесчеловечности. Вновь работал у Дэвида Лина в фильме «Дочь Райана» (1970), а также у Джозефа Лоузи в фильме «Кукольный домик» (1973) и у Лукино Висконти в фильме «Людвиг» (1973) в роли Рихарда Вагнера. Много снимался до конца жизни, в том числе в коммерческих голливудских постановках — «Супермен» (1978) и др.

Финч (Finch) Питер (1916 — 1977), английский актер. Настоящие имя и фамилия — Уильям Митчел. Родился в Лондоне. С десяти лет жил в Австралии, где стал сниматься в фильмах, и выступал на радио. В 1949 переехал в Англию. Наибольший успех ему принесли роли, где актер, привлекавший внимание своей несколько суровой красотой, играл людей внешне благополучных, но с внутренним разладом в душе. Таков его Оскар Уайльд в фильме «Процесс над Оскаром Уайльдом» (1959, приз МКФ в Москве), полярный исследователь Нобиле в фильме «Красная палатка» (1969) М. Калатозова, пожилой лондонский врач-гомосексуалист, вынужденный делить любимого человека с энергичной молодой дамой в фильме «Воскресенье, проклятое воскресенье» (1970, реж. Д. Шлезингер). Посмертно получил премию «Оскар» за роль телеведущего, не выдержавшего напряжения ежедневной гонки за рейтингом и кончающего с собой на глазах у телеаудитории в знак протеста против лжи, на которой зиждется телевидение в фильме «Телесеть» (1976, С. Люмет).

Богард (Bogarde) Дерк (1921 — 1999), английский киноактер. Настоящее имя и фамилия: Дерек Жюль Гаспар Ульрик Найвен ван ден Богэрд. Потомок аристократов с нидерландскими и шотландскими корнями Дирк Богард родился в Лондоне в семье художественного редактора «Таймс» и бывшей актрисы. Друзья его родителей занимали мальчика в различных театральных и кинематографических проектах в небольших эпизодах. Окончил Политехническую школу искусств и Королевскую академию искусств. В годы второй мировой войны он служил в армии. После демобилизации Богард начал артистическую карьеру на театральных подмостках. Демобилизовавшись после войны, Богард, красивый юноша с выразительными темными глазами, был выбран компанией «Рэнк» на амплуа «молодежного идола» и, начиная с 1947, снялся в большом количестве посредственных фильмов для юной аудитории, став кумиром британских старшеклассниц. От стереотипа Богард отошел в психологическом триллере Б. Дирдена «Жертва» (1961), довольно смело для своего времени трактовавшего гомосексуальную тему. Окончательно в новом качестве Богард утвердился в «Слуге» (1963) Дж. Лоузи. Роль лакея Баррета, лощеного внешне, пошлого и примитивного в душе, сумевшего подчинить своей воле слабого аристократа и сделаться фактическим хозяином в доме, выявила в актере умение продемонстрировать перед камерой всю сложность человеческого характера с помощью выразительного взгляда, едва заметной улыбки, непроизвольного жеста. Такую же отточенность психологического портрета Богард проявил в «Несчастном случае» (1967) того же Лоузи, где страдающие глаза героя, в которых затаилось чувство вины пополам с маниакальным желанием, рассказывают буквально все о драме начинающего стареть преподавателя, мучающегося своей заурядностью и завистью к мужским успехам коллеги. Выразительность взгляда Богарда привлекла и Висконти, с именем которого связаны лучшие роли актера. В «Гибели богов» (1970) и особенно в «Смерти в Венеции» (1971) он максимально выявил свои возможности. После этого Богард снимался лишь изредка, хотя «Ночной портье» (1974) Л. Кавани и «Отчаяние» (1978) Р. В. Фассбиндера (по раннему роману Набокова) поддержали его репутацию тонкого психолога. Одиноко живя в своем поместье на юге Франции, он написал несколько романов и автобиографических книг воспоминаний. После сердечного приступа Богард вернулся в Англию, где он сыграл в паре с Джейн Биркин в фильме Б. Тавернье «Папа-Ностальгия» (1990).

Устинов (Ustinow) Питер (р. 1921), английский писатель, драматург, сценарист, актер, режиссер, продюсер. Пьесы «Романов и Джульетта» (1957), «На полпути к вершине» (постановка 1967), «Десятая Бетховена» (1983) и др.; многие пьесы экранизированы. Роман «Крамнэгел» (1971) — сатира на стереотипы американской жизни. С 1937 актер театра. С 1940 в кино. Поставил фильмы: «Школа тайной службы» (1946), «Билли Бад» (1962), «Хаммерсмит вышел на волю» (1972, США) и др. Снимался в фильмах (свыше 50). Как режиссер ставил оперные спектакли в разных театрах мира («Любовь к трем апельсинам» С. С. Прокофьева в Большом театре, 1997). Родился в старинной русско-французской семье; его двоюродным дедом был художник Александр Бенуа, двоюродным прадедом — Альберто Кавос, архитектор Большого и Мариинского театров. Учился на актера и в 17 лет дебютировал в театре. Служил в армии, одновременно снимаясь в кино (с 1940), был соавтором ряда сценариев, в том числе к ленте «Путь вперед» (1944, Кэрола Рида). В 1947 поставил комедию «Все наоборот», о мальчике и его отце, которые волшебным образом меняются местами. В 50-е годы его блестящее остроумие и яркая, магнетическая индивидуальность сделали Устинова одним из ведущих характерных актеров мирового кино. Выдвигался на «Оскар» за роль императора Нерона в фильме «Камо грядеши?» (1951), сыгранную настолько блестяще, что студия «MGM» решила указать его имя первым в титрах, выше имени Роберта Тейлора. Получил премии «Оскар» за роли второго плана в картинах «Спартак» (1960) и «Топкапи» (1964). Среди его лучших актерских работ также роли в фильмах «Лола Монтес» (1955, Макса Офюльса) и «Горячие миллионы» (1968). В 1978 блестяще сыграл Эркюля Пуаро, персонажа романов Агаты Кристи, в ленте «Смерть на Ниле» (в нашем прокате «Роковое путешествие»). Устинов много играл в театре и на ТВ; он автор ряда романов, сборников рассказов и двух десятков пьес. Не менее известен и как остроумный рассказчик, постоянный гость многочисленных телевизионных программ. В 1977 издал книгу воспоминаний «Милый Я» (другой вариант перевода — «Боже мой»). Неоднократно посещал Россию.

Ли (Lee) Кристофер (р. 1922), английский актер. Дебютировал в кино в фильме «Коридор зеркал» (1948). В тот же год сыграл крошечную роль в «Гамлете» Лоренса Оливье, вместе со своим другом и будущим партнером по множеству фильмов, Питером Кушингом. Продолжал сниматься в эпизодах, в том числе в таких фильмах как «Мулен Руж» (1952) Джона Хьюстона и «Бой у реки Ла-Плата» (1956) Майкла Пауэлла. В 1957 сыграл роль чудовища в картине «Проклятие Франкенштейна», для которой один из критиков предложил ввести новый ограничительный рейтинг — SO (sadists only, «только для садистов»). Роль Дракулы в одноименном фильме 1958 сделала Ли звездой. Обе ленты были сняты студией «Hammer», специализировавшейся на фильмах ужаса, многие из которых приобрели со временем культовый статус. Ли и Кушинг стали ведущими актерами студии и были обречены на многократное повторение одних и тех же ролей. Ли впервые внес в образ Дракулы откровенно сексуальные мотивы; первоначально у его элегантного трансильванского вампира было мало реплик, но трактовка образа оказалась настолько новой и выразительной, что роль была увеличена. За фильмом последовали менее удачные сиквелы. Ли сыграл также заглавные роли в картинах «Мумия» (1959), «Лицо Фу Манчу» (1965, 4 сиквела) и «Распутин, безумный монах» (1966). Среди его лучших работ — более реалистичные характерные роли в фильмах «Кровавые коридоры» (1958), «Поезд ужаса» (1972) и «Человек из прутьев» (1973). В 1974 сыграл убийцу Скарамангу в ленте из цикла о Джеймс е Бонде «Человек с золотым пистолетом». В 1979 снялся у Стивена Спилберга в фильме «1941». Ли также несколько раз играл на экране Шерлока Холмса, а однажды — его брата Майкрофта в картине Билли Уайлдера «Частная жизнь Шерлока Холмса» (1970). С середины 70-х годов живет в США, много снимается на ТВ. Всего на 1997 он снялся более чем в 200 фильмах в 12 странах (Ли — талантливый лингвист и свободно владеет несколькими языками). Он является также автором ряда книг и многочисленных радиопьес. В 1977 издал автобиографию «Высок, черноволос и мрачен».

Скофилд (Scofield) Пол (р. 1922), английский актер театра и кино. Родился в Херстпирпойнте (Англия). На сцене он появился еще в четырнадцатилетнем возрасте, однако профессионально дебютировал в 1944 в Бирмингеме. С тех пор Скофилд стал одним из наиболее тонких и почитаемых актеров классического репертуара, декламационному стилю предпочитая углубленную интеллектуальную интроспекцию и благородную сдержанность. Киноролей сыграл он немного, как правило, «костюмных» или в экранизациях своих спектаклей. Тем не менее, запомнился его немецкий офицер из фильма Франкенхеймера «Поезд» (1964). Главной его ролью в кино стал Томас Мор из экранизации пьесы Р. Болта «Человек на все времена» (1966), сдержанный, благородный, тонко чувствующий, но необыкновенно твердый, когда речь идет о верности жизненным принципам, за которые он готов умереть. Эта роль принесла Скофилду премию «Оскар». Запечатлен на пленке и его «Король Лир» (1969—1971), созданный в эпохальном спектакле Питера Брука, где протагонист представлен героем экзистенциального трагического гротеска. Сам некогда незабываемый сценический Гамлет, в одноименном фильме Дзефирелли 1990 он уже сыграл роль призрака.

Аттенборо (Attenborough) Ричард (р. 1923), английский актер, режиссер и продюсер. Родился в Кембридже в семье университетского администратора. С 12 лет играл в любительском театре. Поступил в Королевскую академию драматического искусства и в 1941, еще студентом, дебютировал на профессиональной сцене. На следующий год сыграл первую роль в кино — малодушного матроса в картине Ноэла Кауарда и Дэвида Лина «В котором мы служим». Амплуа труса закрепилось за ним на несколько лет, в течение которых он продолжал сниматься в небольших ролях. В 1947 роль подонка-психопата в фильме «Брайтонская скала» (по роману Грэма Грина) принесла ему известность и помогла перейти на экране к более интересным характерным образам. Среди многих проходных картин выделялись фильмы «Лондон принадлежит мне» (1948), «Я в порядке, Джек» (1959), «Игра для двоих» (1962), «Сеанс дождливым вечером» (1964). В этот период особенно часто ему доводилось играть обаятельных ловких пройдох и мошенников: «Путь рядового» (1956), «Лига джентльменов» (1960) и др. В 1959 он основал вместе с актером, сценаристом и режиссером Брайаном Форбсом компанию «Beaver Films», под эгидой которой продюсировал ряд картин, отличавшихся, как правило, социальной направленностью (компания распалась в 1964). В 1969 Аттенборо поставил свой первый самостоятельный фильм — сатирическое музыкальное ревю «О, что за чудесная война!». Неровная, но энергичная по режиссуре, картина получила ряд премий. В двух его последующих лентах — биографическом фильме о юных годах Черчилля «Молодой Уинстон» (1972) и военном блокбастере «На один мост дальше» (1977) — проявилась склонность постановщика к эпическому размаху киноповествования и мастерство в организации массовок. Режиссерская манера Аттенборо была прямолинейной, лишенной стилистических находок, ориентированной на искренность чувства, а не на психологическую тонкость. В 1982 он реализовал свою двадцатилетную мечту, поставив биографическую ленту «Ганди», отличавшуюся яркими многотысячными массовыми сценами и монументальной актерской работой Бена Кингсли в заглавной роли. Фильм выдвигался на «Оскары» по девяти категориям и выиграл по восьми, принеся Аттенборо премию за лучшую режиссуру. Следующая его работа — музыкальная лента «Кордебалет» (1985) — получила в основном отрицательные оценки критиков. Биографические картины «Крик свободы» (1987, о борце с апартеидом Стивене Бико) и «Чаплин» (1992), несмотря на яркие центральные актерские работы, также оказались неудачными. Эту серию провалов прервала мелодрама «Страна теней» (1993) о трагической поздней любви христианского писателя К. С. Льюиса. В тот же год Аттенборо впервые за много лет вернулся на экран как актер, сыграв хозяина Парка юрского периода в одноименном блокбастере Стивена Спилберга. Когда он попросил режиссера придумать для него в фильме «замечательную сцену смерти», Спилберг спросил, что он предпочитает: замечательную смерть или замечательный сиквел? Сиквел, «Затерянный мир», последовал в 1997. В 1994 он сыграл главную роль в римейке популярной рождественской сказки «Чудо на 34-ой улице», а в 1996 поставил фильм «В любви и на войне» о романтическом эпизоде из жизни Эрнеста Хемингуэя. В 1999 снял приключенческую картину «Серая сова» о жизни европейца в лесах Канады.

Селлерс (Sellers) Питер (1925 — 1980), английский актер. Настоящее имя — Ричард Генри. Родился в семье водевильных комиков и впервые оказался на сцене в возрасте двух дней. С раннего детства проявлял блестящий талант к имитации, подражанию и пародии. Во время войны служил в специальном актерском подразделении ВВС. Выступал в варьете, с 1948 работал на радио Би-Би-Си. Обладая даром произвольно менять голос и подражать любому тембру и акценту, занимался послесъемочным озвучиванием фильмов, иногда заменяя голоса десяти и более актеров. Он озвучил, в том числе, часть роли Хамфри Богарта в фильме «Одолеть дьявола». В начале пятидесятых годов вместе со Спайком Миллиганом, Майклом Бентином и Гарри Секомбом создал на радио знаменитую передачу «Шоу балбесов», предвосхитившую юмор «Монти Пайтона». Вместе с другими «балбесами» дебютировал в кино в 1951 и продолжал сниматься в ряде фильмов группы, лучшие из которых — короткометражки «Маккинезский боевой рог» (1955) и «Фильм прыжков, беготни, стояния на месте» (1960, реж. Ричард Лестер). Став звездой на радио, он быстро приобрел популярность и в кино, комедийными ролями второго плана в лентах «Убийцы леди» (1955) и «Самое маленькое представление на свете» (1957). Способный до неузнаваемости менять не только голос, но и внешность, он был идеальным характерным актером, и в последующее десятилетие создал ряд своих лучших работ, часто играя по несколько ролей в одном фильме: «Голая правда» (1957), «Мышь, которая рычала» (1959, три роли), «Игра для двоих» (1962) и др. Сыграв роль Куилти в картине Стэнли Кубрика «Лолита» (1962), он настолько покорил режиссера, что в их следующей совместной работе, черной комедии «Доктор Стрэнджлав» (1964), Кубрик всерьез подумывал поручить ему все роли, но ограничился тремя. В тот же год он снялся у Джорджа Роя Хилла в комедии «Мир Генри Ориента» и у Блейка Эдвардса в комедийном детективе «Розовая пантера». Роль инспектора Клузо в этом фильме первоначально была задумана как второстепенная (и предложена Питеру Устинову), но именно она сделала Селлерса международной звездой, а сама лента пользовалась такой популярностью, что за ней последовала серия продолжений, снимавшихся до самой смерти актера: «Выстрел в темноте» (1964), «Возвращение Розовой пантеры» (1975) и др. Богатство и успех вскружили голову Селлерсу, и раньше не отличавшемуся скромностью: страдавший болезненным тщеславием, он стремился играть не характерные, а героико-романтические роли, что привело к серии катастрофических провалов, самый громкий из которых — «Казино «Руайяль» (1967). Селлерс должен был сыграть в этой картине Джеймса Бонда, однако его многочисленные капризы и в конечном итоге отказ от съемок привели к тому, что фильм был снят шестью режиссерами, роль Бонда играл десяток актеров, а конечный результат состоял из беспорядочно смонтированных эпизодов. Лишь возвращаясь к характерным ролям, Селлерс вновь создавал яркие и незабываемые образы, как комедийные («Что нового, киска?» (1965); «Другой ящик» (1966); «Вечеринка» (1968)), так и трагические: «Хоффман» (1970), «Оптимисты» (1973), «Блокгауз» (1974). По сути, грань между комедией и трагедией в его фильмах всегда оставалась тонкой: он был грустным клоуном, и даже за злоключениями инспектора Клузо стояло непоколебимое печальное достоинство шекспировского Мальволио. Его последние фильмы были, в основном, неудачными, часто из-за его собственного вмешательства в режиссуру; только предпоследняя роль Селлерса — садовник Шанс в сатирической притче Хэла Эшби «Оказаться на месте» (1979, фильм известен также как «Садовник» или «Будучи там») поднималась до уровня его актерского таланта. Селлерс скоропостижно скончался от инфаркта в возрасте 54-х лет; после его смерти Блейк Эдвардс смонтировал из неиспользованных ранее эпизодов и нового материала фильм «След Розовой пантеры» (1982). Второй женой Селлерса была актриса Бритт Экланд, одна из его дочерей — Виктория — также стала актрисой.

Мур (Moore) Роджер (р. 1927), английский актер. Выпускник Королевской академии драматических искусств. Начинал в 1945 с ролей слуг и официантов на сцене и незначительных эпизодов в кино, позировал в журналах мод и стажировался в качестве художника-мультипликатора. Первую большую роль исполнил в фильме «Когда я видел Париж в последний раз» (1954), после чего много играл в лентах класса «Б» авантюрных героев. Успех к актеру пришел после главной роли в телесериале «Святой» (1967—1969), этакой символичной американизации приключений английского духа. Затем вышел столь же занимательный сериал «Увещеватели» (1971—1972). Закономерно, что в 1973 Мур дебютировал в роли Джеймса Бонда («Живи и дай другим умереть») и сыграл его 6 раз («Человек с золотым пистолетом», «Шпион, который любил меня», «Мунрейкер», «Только для личного ознакомления», «Осьминожка», «Вид на убийство»), привнеся в образ больше внешнего лоска и представительности. Став благодаря этому международной звездой, параллельно снимался в других фильмах действия — «Дикие гуси» (1978), «Бегство к Афине» (1979), «С незащищенным лицом» (1984), «В яблочко!» (1990), «Святой»(1997).

Коннери (Connery) Шон (р. 1930), английский и американский киноактер. Настоящее имя — Томас. Родился в Эдинбурге (Шотландия) в семье шофера и домохозяйки. Коннери перебрал множество занятий, прежде чем стать актером. Дебютировал на провинциальной сцене в1951. Дебют в кино — 1956 в фильме «Обратной дороги нет». Однако лишь с появлением на экране первой ленты «бондовской серии», где он предстал в качестве «секретного агента 007 на службе Ее Величества», Коннери стал знаменит. Риск продюсеров, связанный с малой известностью актера, компенсировался его достоинствами: мягкостью и соразмерностью движений, мужественностью облика при некоторой его сглаженности, шотландским акцентом, но в то же время сохраняющим «британское звучание». Соединение решительности и флегматичности в облике Джймса Бонда утрируется до пародийно обыгрываемого стереотипа. Коннери становится одним из самых популярных актеров десятилетия, сыграв с 1962 по 1971 в шести «бондовских» фильмах, таких как «Доктор Но» (1962); «Из России с любовью» (1963); «Голдфингер» (1964); «Шаровая молния» (1965); «Живешь только дважды» (1967); «Алмазы вечны» (1971), пока, наконец, с отвращением не отказался от этой роли. Одновременно он снимался у таких крупных режиссеров, как Хичкок, Люмет, Бурмен, Хьюстон. Со временем Коннери меняет экранный «имидж». Постарев и несколько погрузнев, его персонажи несут в себе усталость силы, вроде Робина Гуда в фильме «Робин и Мэрион» Р. Лестера (1976). Им отводится «отеческая», «учительская» роль в фильмах «Горец» (1986), «Имя розы» (1986), «Индиана Джонс и последний крестовый поход» (1989). В этом облике Коннери опять встретился с Бондом в новой версии старого фильма «Шаровая молния», вышедшим под многозначительным для самого актера названием «Никогда не говори никогда» (1983). «Новый» Коннери получил такое же признание, что и прежний, о чем свидетельствует «Оскар» за роль второго плана в «Неприкасаемых» (1987) Б. де Палмы, где он играет пожилого полицейского, старшего друга молодого борца с чикагской мафией (К. Костнер).

Харрис (Harris) Ричард (1930 — 2002), английский актер. Окончив Лондонскую академию музыки и драмы, дебютировал на сцене в 1956. В кино с 1958. Его первый крупный успех — роль брутального регбиста Мэчина, считающего себя победителем, но терпящего поражение в жизни в фильме «Такова спортивная жизнь» (1963, приз МКФ в Канне) — остался, пожалуй, самым крупным в его биографии, хотя после этого была и роль в «Красной пустыне» М. Антониони (1964), и король Артур в мюзикле «Камелот» (1967), и Кромвель в «Кромвеле» (1970). Его наиболее запоминающаяся ипостась — образ страдающей мужественности. В фильме «Человек по имени Лошадь» (1970) он сыграл английского аристократа, плененного в начале прошлого века индейцами, прошедшего мучительные испытания и ставшего в конце концов их вождем. Пережив спад в 1980-е, актер снова много снимается в фильмах 1990-х годов («Поле», 1990, «Непрощенный», 1992, «Троянский Эдди», 1995, «Сибирский цирюльник», 1998, «Гладиатор», 2000). Ему удалось, сменив амплуа, перейти на возрастные роли. Харрис продолжает играть в театре.

Холм Йен (полн. Йен Холм Катберт, Ian Holm Cuthbert) (р. 1931), британский актер театра и кино. В 1953 году Йен окончил Королевскую академию драматических искусств и четырнадцать сезонов работал в королевских шекспировских театрах, в частности, вместе с Лоуренсом Оливье. Затем он выступал на Бродвее, где получил приз Тони за участие в спектакле «Возвращение домой». В 1968 году Холм дебютировал в кино в фильме Fixer. Актер запомнился зрителям по ролям в фильмах «Возвращение домой» (1973, экранизация спектакля), «Чужие» (1979, роль андроида Эша), «Грейсток. Легенда о Тарзане» (1984). Роль Сэма Массабини в фильме «Огненные колесницы» (1981) принесла актеру номинацию на приз «Оскар». Важное значение в творчестве актера имеют две экранизации шекспировских пьес: режиссера Кеннета Браны «Генрих V» (1989) и Франко Дзеффирелли «Гамлет» (1990, роль Полония). В 1994 году Холм участвовал в фильме Кеннета Браны «Франкенштейн Мери Шелли». Способность актера к феноменальному перевоплощению позволила ему с блеском исполнить роль хоббита Бильбо Беггинса в трилогии по эпопее Дж. Толкиена «Властелин колец» (2001-2003).

О'Тул (O'Toole) Питер (р. 1932), английский актер кино и театра. Настоящее имя и фамилия — Питер Шимас. Родился в Коннемаре (Ирландия). После Королевской академии драматического искусства с 1955 играл на профессиональной сцене. В кино с 1960 («Белые тени», Н. Рея). Известность получил сыграв заглавную роль в «Лоуренсе Аравийском» (1962, Д. Лин). Знаменитый английский разведчик в исполнении О'Тула — стройный, гибкий, белокурый красавец с удлиненным лицом, прозрачным взглядом ярко-синих глаз, мистик и воин, маниакально преданный своей идее арабского единства. Одновременно это внутренне надломленный человек, скрывающий от мира свои слабости. Двусмысленность, сквозящая в глазах актера, когда твердость тут же может обернуться затаенным страхом, заворожила зрителя и сделала О'Тула одним из самых популярных актеров. В паре с Р. Бертоном О'Тул удачно выступил в фильме «Бекет» (1964), сыграв короля Генриха II, пошедшего на убийство своего бывшего друга архиепископа Фомы Бекета, встретившись с твердостью последнего в деле защиты прав церкви. В «Лорде Джиме» (1964), как и в «Лоуренсе» персонаж О'Тула занят тем, что изживает проявленную некогда минутную слабость. Несмотря на репутацию актера, воплощающего сложные, амбивалентные характеры, О'Тул в середине 60-х годов сыграл несколько неосложненных психологией персонажей в комедиях «Что нового, киска» (1965) и «Как украсть миллион» (1965), показав, что обладает к тому же обаянием и шармом. Уже в утрированной форме чистого психоза невротические персонажи О'Тула выступают в фильмах «Ночь генералов» (1966) и «Правящий класс» (1972). Середина 70-х годов оказалась для актера сложным периодом. Пьянство, болезнь, уход жены не способствовали удачной карьере. Требовали смены амплуа и возраст. Его героями стали манипуляторы чужими судьбами, вроде режиссера в «Трюкаче» (1980), человека с инфернальной улыбкой, воспринимающего всех участников съемок своими марионетками. Прежнего О'Тула напомнил Джонсон, улыбчивый и одновременно серьезный англичанин, домашний учитель юного Пу И в фильме Б. Бертолуччи «Последний император» (1987).

Кейн(Caine) Майкл (р. 1933), английский актер. Настоящие имя и фамилия Морис Джозеф Миклуайт. Родился в крайне бедной семье, с юности играл в провинциальных театрах, около 10 лет исполнял эпизодические роли в кино, прежде чем впервые заявил о себе в фильме «Зулусы» (1964). В 1965 сыграл Гарри Палмера, «нетипичного шпиона» в очках, задуманного в противоположность Джеймсу Бонду, в ленте «Досье 'Ипкресс'», и окончательно закрепил свой звездный статус ролью свингующего ловеласа в картине «Алфи» (1966, номинация на «Оскар»). За этим последовало множество проходных фильмов и ряд удачных, среди которых «Другой ящик» (1966, по Р. Л. Стивенсону), «Остановить Картера» (1971), «Ищейка» (1972, по Энтони Шафферу, номинация на «Оскар»), «Человек, который хотел быть королем» (1975), «Воспитание Риты» (1983, номинация на «Оскар»). Много снимался в Голливуде, как правило, в коммерческих лентах среднего качества. Позднее перешел на характерные роли, лучшие из которых — в фильмах «Ханна и ее сестры» (1986, «Оскар» за роль второго плана), «Отпетые мошенники» (1988), «Рождественская песнь Маппетов» (роль Скруджа, 1992) и «Не шуметь» (1992). Автобиография «Так в чем же тут суть?» (1992) стала бестселлером.

Бейтс (Bates) Алан (р. 1934), английский актер театра и кино. Родился в Оллестри (Дербишир, Англия) в семье музыкантов. Окончил Королевскую академию драматического искусства. Дебютировал на сцене в 1955. Играл в знаменитом спектакле Т. Ричардсона по пьесе Д. Осборна «Оглянись во гневе», после чего состоялся его кинодебют в фильме того же Ричардсона «Комедиант» (1960). Атлетически сложенный, с шапкой темных волос, спокойным дружелюбным взглядом и мягкой пластикой, он проявил себя актером интроспективного плана. Его поспешно женившийся и с трудом привыкающий к новой жизни молодой рабочий из фильма «Такая вот любовь» (1962, приз Берлинского фестиваля) на экране чаще размышляет, чем действует. То же можно сказать и о других его персонажах, к какому бы социальному слою они ни принадлежали, будь то преподаватель, пришедший к выводу о необходимости тесной мужской дружбы в качестве дополнения к счастливому браку в фильме «Влюбленные женщины» (1969), робкий писатель в фильме «Грек Зорба» (1965), влюбленный фермер в фильме «Посредник» (1971), потерявший память военный в фильме «Возвращение солдата» (1982).

Финни (Finney) Альберт (р. 1936), английский актер и режиссер. Родился в Солфорде (недалеко от Манчестера). В 1955 окончил Королевскую академию драматического искусства. Первые же две его крупные кинороли: молодого рабочего в фильме «В субботу вечером, в воскресенье утром» (1960) и молодого «естественного человека» 18 века в фильме «Том Джонс» (1963, приз МКФ в Венеции), — продемонстрировали дух демократического самоутверждения и гедонизма, который внесли в устоявшуюся английскую жизнь его молодые современники, прозванные тогда же «сердитыми молодыми людьми». Будучи постоянно занят в театре, Финни избежал возрастного кризиса и от «социальных героев» плавно перешел к характерным, демонстрируя умение из мельчайших деталей выстраивать красочный образ (например, созданного Агатой Кристи знаменитого детектива Эркюля Пуаро из фильма «Убийство в восточном экспрессе» (1974)). Его персонажей и в дальнейшем отличает острая характерность в соединении с повышенной эмоциональностью, будь то тщеславный и талантливый «лев» провинциальной сцены времен войны в фильме «Костюмер» (1983), помешанный на самоубийстве пьяница-консул в экранизации романа М. Лоури «У подножия вулкана» (1984) или живущий в мире фантазий кондуктор дублинского автобуса, отождествивший себя с Оскаром Уайльдом в фильме «Человек, не стоящий внимания» (1995).

Хопкинс (Hopkins) Энтони (р. 1937), английский актер театра, кино и ТВ. Родился в Порт-Толбот (Уэльс). После окончания в 1963 Королевской академии драматического искусства работал в театре. Дебютировал в фильме «Лев зимой» (1968). В 1970-е годы много играл на телевидении (признан актером 1973 за роль Пьера Безухова в сериале по «Войне и миру»). Постепенно складывался артистический образ Хопкинса — человека основательного, даже несколько медлительного. Его спокойный взгляд и неторопливая манера в равной степени могли стать характеристикой героя, как остросюжетного произведения, так и сугубо психологического, когда в обоих случаях от актера требуется показать внутреннюю энергию, таящуюся за ординарной внешностью приземистого крепыша с простецким круглым лицом. Это напряжение между внутренним и внешним, заторможенностью и разрушительными импульсами до предела заострило роль шизофреника-чревовещателя в фильме Р. Аттенборо «Магия» (1978). Наряду с героями, трактовка которых не выходит за рамки тонкого психологического рисунка, появляются герои-маньяки. И если роли в английских фильмах тяготеют к первому варианту, то в Голливуде он больше востребован во второй. Среди них особую известность приобрела роль интеллектуального убийцы-каннибала в «Молчании ягнят» (1991, премия «Оскар» за лучшую мужскую роль), сиквел «Ганнибал» (2001). Хопкинс в фильмах Д. Айвори «Поместье «Говардс Энд» (1992) и «На исходе дня» (1993) совмещает английскую актерскую школу и свой американский опыт. Его герои, будь то богатый коммерсант или дворецкий в аристократическом доме, — люди, чья эмоциональная жизнь оказалась ущербной в результате воздействия на них специфических, в данном случае английских социальных условностей. Аналогичную драму, но уже в американском варианте, переживает сыгранный Хопкинсом президент Никсон в одноименном фильме О. Стоуна (1995). За оба фильма актер был номинирован на «Оскар», и получил множество призов (Британская академия кино и телевидения присвоила ему звание Лучшего актёра). За роль второго плана в фильме «Амистад» (1997) актер был номинирован на премию «Оскар». В 1998 году Хопкинс сыграл в фильмах «Знакомьтесь, Джо Блэк» режиссера Мартина Бреста и «Инстинкт» режиссера Йона Тертлтоуба. Режиссерским дебютом для Хопкинса стала его собственная адаптация «Дяди Вани» А. П. Чехова, перенесенного в родной Уэльс («Август», 1995).


Поделиться:

Дата добавления: 2014-12-30; просмотров: 86; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты