Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Кинематограф Восточной Европы последних десятилетий. 3 страница




КОВАЧ (Kovacs) Андраш (р. 1925), венгерский кинорежиссер, сценарист. Ф.: "Трудные люди" (1964), "Холодные дни" ("Облава в январе", 1966), "Стены" ("Дело Ласло Амбруша", 1968), "Хозяин конного завода" (1978), "Временный рай" (1981) и др. В годы войны учился в одном из будапештских коллегиумов, затем — на историческом факультете университета. В 1947 поступил в будапештскую Высшую школу театра и кино. Спустя четыре года, получив диплом режиссера, был направлен на работу в сценарно-редакционный отдел киностудии «Гунния», где вскоре стал главным редактором. Одновременно вел педагогическую деятельность. Дебютировал в режиссуре в 1960, сменив Мартона Келети на съемках фильма «Ливень», а затем поставил еще две профессионально зрелые, драматургически добротные ленты, но не выделявшиеся в репертуаре тех лет. В дальнейшем творчество Ковача связано с социально-проблемным, бескомпромиссно-аналитическим кино. Широкий общественный резонанс вызвал в Венгрии документальный фильм-интервью «Трудные люди» (1964), сделанный в ключе «синема-верите», героями которого стали изобретатели, упорные и принципиальные люди, не признающие никаких сделок с совестью, предпочитающие называть вещи своими именами и готовые идти по этому пути до конца. К исследованию этого человеческого типа режиссер часто возвращался также и в игровых картинах («Стены»/«Дело Ласло Амбруша», 1968; «Эстафета», 1970; «Лабиринт», 1976 и др.). Событием венгерского кино и общественной жизни явилась его лента «Холодные дни»/«Облава в январе» (1966), которая реконструировала трагические события 1942 и поднимала вопросы индивидуальной ответственности и национальной исторической вины. Противоречивая венгерская история XX века часто являлась для Ковача источником вдохновения («На венгерской равнине», 1972; «С завязанными глазами», 1974, специальная премия на МКФ в Сан-Себастьяне—75; «Октябрьское воскресенье», 1979; «Временный рай», 1981, премия на МКФ в Москве; «Красная графиня», 1984), а в 1978 привела к удаче, каковой стала увенчанная призами многих международных фестивалей (в том числе премия ФИПРЕССИ на МКФ в Локарно—79) картина «Хозяин конезавода» (1978), которая воссоздавала удушливую атмосферу тоталитарного режима 50-х годов. Социолог и аналитик по творческому складу, он в документальных и игровых фильмах 80—90-х годов продолжает анализ проблемных сторон современной венгерской действительности. Ковач возглавлял в 1981—1985 Союз венгерских кинематографистов.

БАЧО (Baczo) Петер (р. 1928), венгерский киносценарист и режиссер. Аналитический взгляд на действительность сочетается у Бачо с искусным использованием популярных жанров комедии («Кипяток на лысину», 1972), мюзикла («Пылкие девушки», 1974), детектива («Швед, пропавший без вести», 1981) и др.

МЕСАРОШ (Meszaros) Марта (р. 1931), венгерский режиссер, сценарист. Ее отец, скульптор Ласло Месарош, в 1935 со всей семьей эмигрировал в СССР и пал жертвой сталинского террора. Рано потеряв родителей, Месарош вернулась в 1947 на родину, окончила в Будапеште среднюю школу и в 1952 вновь приехала в Москву — учиться во ВГИКе. Окончив его в 1956, работала некоторое время в Бухаресте на студии хроникально-документальных фильмов. В 1959, возвратившись в Будапешт, продолжила работу над документальными и научно-популярными картинами. Несколько ее лент об изобразительном искусстве (в частности, об отце-скульпторе) получили общественное признание и были показаны за рубежом. С успехом демонстрировался научно-популярный фильм «Сердцебиение» (1961), в котором была показана операция на сердце ребенка. Дебют в игровом кино — «Ушедший день» (1968). Начиная с этой, отчасти автобиографической картины, осиротевшие по тем или иным причинам героини, тоскующие по семье, проходят через многие фильмы Месарош. «Лунный венец» (1969), «Не плачьте, красавицы» (1970), «Свободное дыхание» (1973), чуткие к нравственным конфликтам и авторски активные в постановке кардинальных жизненных проблем, подготовили истинную победу режиссера, признанную на родине и за рубежом — ленту «Удочерение»/«Дом на окраине» (1975, главная премия на МКФ в Западном Берлине, приз в Чикаго). Эта история двух женщин, взаимного движения их навстречу друг другу положила начало циклу «женских» фильмов Месарош, в которых героини, наши современницы, как могут, отстаивают свое право на личностную идентификацию и автономию: «Девять месяцев» (1976, премия ФИПРЕССИ на МКФ в Канне), «Они вдвоем» (1977), «Почти как дома» (1978, премия на МКФ в Сан-Себастьяне), «В пути» (1979), «Наследство»/«Вторая жена» (1980), «Эмбрион» (1994). Месарош невольно подключилась к охватившей Запад моде на «феминистские» умонастроения. В 80-е годы она обращается уже непосредственно к своей памяти в автобиографической трилогии «Дневник для моих детей» (1982, специальная премия на МКФ в Канне-84 и приз в Чикаго) — «Дневник для моих любимых» (1986, премия на МКФ в Западном Берлине-87) — «Дневник для моих родителей» (1990), связав личное пережитое с историческим опытом своего поколения.

ГАБОР (Gabor) Пал (1932 — 1987), венгерский режиссер, сценарист. Еще гимназистом писал стихи, увлекался театром и брал уроки живописи. Трудовую деятельность начал на металлургическом заводе в Дунауйвароше помощником рабочего, затем в заводской газете. Поступив на историко-филологический факультет университета города Сегед, перевелся вскоре в Будапештский университет, который закончил в 1955. Некоторое время преподавал в средней школе. Окончил в 1961 режиссерский факультет Высшей школы театра и кино. Габор принадлежал к первому поколению Студии Белы Балаша, на которой в 1964—1968 снял несколько короткометражных фильмов, включая «Золотой век» (1963, премия МКФ в Оберхаузене—64). Одновременно работал ассистентом режиссера на студии «Мафильм». Его первый полнометражный игровой фильм «Запретная зона» (1968), правдиво изображая рабочую среду, вскрывал конфликты, лежащие в сфере отношений человека с обществом. Общественно-психологическая проблематика нового времени разрабатывалась Габором и в последующих лентах, негромких по интонации, но драматически напряженных: «Горизонт» (1970) и «Поездка с Якобом» (1972, специальная премия на МКФ в Локарно—73). Вершиной творчества Габора явился фильм «Вера Анги» (1978), воссоздающий общественно-психологическую атмосферу конца 40-х годов, исследующий действие партийно-государственного пресса, который подавлял и ломал людей. После этой картины, имевшей большой международный успех (приз ФИПРЕССИ на МКФ в Канне 1979 г., главная премия в Чикаго и приз в Сан-Себастьяне—79, премия «Давид» Донателло—81 в Италии) и положившей начало активному обращению венгерского кино к теме 50-х годов с их идеологической деформацией и политическими репрессиями, Габор обратился к той же эпохе в ленте «Треснувший потолок» (1981, специальная премия на МКФ в Сан-Ремо—82). Вслед за тем, поменяв материал и жанр, режиссер поставил совместно с США приключенческий фильм «Долгий галоп»/«Побег Брэди» (1983). Глубоко переживая неблагоприятный прием этой картины критикой, лишь через три года вновь вышел на съемочную площадку. Однако и снятая в Италии «Невеста была прекрасна» (1986) не принесла ему успеха.

САБО (Szabo) Иштван (р. 1938), венгерский кинорежиссер, сценарист. Окончил режиссерский факультет будапештской Высшей школы театра и кино в 1961. Его дипломный короткометражный фильм «Концерт» получил международное признание (в том числе премию на МКФ в Оберхаузене-63). Затем на молодежной Студии Белы Балаша (был и среди ее основателей) снял еще две короткометражки — «Вариации на одну тему» и «Ты», поэтические, полные изобретательности и переменчивых настроений. В 1964 вышла первая полнометражная картина «Пора мечтаний» (премия на МКФ в Локарно-65) — эскизная, акварельная, лирико-исповедальная, в которой искания двадцатилетних, вступающих в самостоятельную жизнь, соотнесены с судьбами других поколений, с историей страны. Эта тема и стилистика получили развитие в лентах «Отец» (1966, главный приз поровну на МКФ в Москве и премия в Локарно-67) и «Любовный фильм» (1970). Тематическое, жанровое и стилистическое родство трех произведений объединило их в трилогию. История страны и переплетающиеся с ней судьбы отцов, их испытания явились ведущими мотивами в фильме «Улица Тюзолто, 25» (1973, главная премия на МКФ в Локарно-74), где, как в калейдоскопе, перемешались образы снов и обрывки памяти. Размышления о послевоенной судьбе Венгрии обрели символически обобщенную форму в ленте-метафоре «Будапештские сказки» (1976). В «Доверии» (1979, премия на МКФ в Западном Берлине-80), камерной драме, разыгрывающейся в обстоятельствах оккупированной Венгрии 1944, Сабо вновь предстал лириком и психологом. В 1980-е годы он создает историческую трилогию, принесшую ему мировую славу. В фильмах «Мефисто» (1981, по Клаусу Манну, премия жюри за сценарий и приз ФИПРЕССИ на МКФ в Канне, премии «Оскар» и «Давид» Донателло»-82), «Полковник Редль» (1984, премия на МКФ в Канне-85) и «Гануссен» (1988) анализируется сходная судьба: человек, снедаемый комплексами, жаждущий успеха, вступает ради него в сделку с дьяволом, будь то правящий фашизм или агонизирующая империя. В этой трилогии Сабо уже не акварелист, предпочитающий эскизность и мягкую растушевку, а живописец с крупным, энергичным мазком, художник экспрессивно-драматической темы, мастер, демонстрирующий изысканную постановочную культуру. В начале 1990-х годов Сабо возвращается к современности. В ленте «Встреча с Венерой» (1991) в рамках любовной истории раскрывается самочувствие восточноевропейского человека при встрече с открывшимися ему другим миром, иной культурой. В оглушительно-горькой и жесткой, как следственный протокол, картине «Милая Эмма, дорогая Бебе» (1992, специальная премия на МКФ в Берлине, приз «Феликс» за сценарий) исследуется духовное состояние людей в решительно поменявшейся в конце 1980-х — начале 1990-х годов венгерской реальности, судьба иллюзий и идеалов предшествующей эпохи в период реформ. Наряду с игровыми фильмами Сабо снимает документальные короткометражные эссе («Сон о доме», 1971, премия на МКФ в Оберхаузене-72; «Карта города», 1977, главный приз на МКФ в Оберхаузене, и др.), а также телевизионные ленты («Зеленая птичка», 1980, «Игра в кошки-мышки», 1982). Работает в разных странах Европы. Ставит также оперные спектакли. Преподает в будапештской Высшей школе театра и кино, является одним из основателей Европейской киноакадемии.

ГОТАР (Gothar) Петер (р. 1947), венгерский режиссер, сценарист. После средней школы, поучившись по году в агрономическом университете и пищевом институте, пришел на телевидение, где в 1968—1971 работал ассистентом режиссера. В 1975 окончил будапештскую Высшую школу театра и кино. Был режиссером на телевидении, снимая документальные ленты, ставя развлекательные программы, телеспектакли и картины для детей. В 1982 поставил телефильм «Обмен» по повести Ю. Трифонова. Его телевизионные работы награждались призами на национальных смотрах. Одновременно ставил спектакли в театрах страны. В 1979—1992 был главным режиссером в театре города Капошвар. В кино дебютировал полнометражной игровой лентой «Этот день — подарок» (1979), гротескной и грустной историей, погруженной в неустроенный быт и говорящей о цене, которую платит человек за стремление к счастью. Международный успех этой картины (Главный приз Венецианского кинофестиваля за дебют за 1980 год) сразу перевел Готара в шеренгу лидеров венгерской режиссуры. В 1981 он поставил свой лучший фильм «Время останавливается» (премия на МКФ в Чикаго—82) — исповедь поколения, чье детство пришлось на трагический для Венгрии 1956, а отрочество и взросление — на начало 60-х годов. В ленте «Время есть» (1985) Готар раньше и отчетливее других венгерских режиссеров, вышедших на сцену на рубеже 70—80-х годов, заявил о новых стилевых ориентациях, иных способах кинематографического мышления, которые называют «постмодернистскими». Самочувствие своего поколения он выразил также в картинах «Истинная Америка» (1987) и «Мелодрама» (1990). Вкус к эксперименту и постоянное стремление Готара обновлять жанр и стилистику проявились в вышедших один за другим фильмах середины 90-х годов — угрюмо-аскетичной и притчевой картине «Отдел» (1995) и в программно-эклектичной «лагерной байке», имитирующей сказовую интонацию прозы Зощенко «Васька, оставленный висеть» (1996), события которой разыгрываются в Петрограде в 20-е годы.

САБО (Szabo) Илдико (р. 1951), венгерская киноактриса, режиссер, сценарист. Снималась в кино, работала костюмером. Как режиссер начинала в документальном кино («Эспериментальный театр», «Обратная сторона»). В 1987 году поставила игровую короткометражку «Hotreal». В 1993 поставила полнометражный фильм «Детоубийцы», в 1996 — «Суки», в которых в гиперреалистическом ключе исследовала проблемы человеческих взаимоотношений в посткоммунистической Венгрии. В 2001 году поставила фильм «Chacho Rom».

Венгерский авторский кинематограф:

ХУСАРИК Золтан (1931-1981), венгерский режиссер, сценарист, художник. Начинал как документалист: «Гротеск» (1963), «Элегия» (1966), «Дневник врача скорой помощи» (1967), «Так нравится вам это или нет?» (1968), «Семеро с горы» (1968), «Каприччио» («Охотник») (1969), «Amerigo Tot» («Бойня») (1969); игровые: «Синдбад» (1971), «Чонтвари» (1979). В 1949 поступил на кинофакультет будапештской Высшей школы театра и кино, откуда его через три года исключили как кулацкого сына. Переменил много занятий: был путевым рабочим, маляром, нефтяником, земледельцем, сельским культработником, страховым агентом и художником-мультипликатором. В 1957 начал работать на киностудии «Гунния». В 1959 продолжил учебу и спустя два года получил режиссерский диплом, после чего был ассистентом у ряда ведущих венгерских мастеров. Занимался книжной графикой, его рисунки публиковались во многих журналах, а в 1969 была устроена персональная выставка. Хусарик явился одним из основателей Студии Белы Балаша, на которой сделал несколько философско-поэтических короткометражек («Элегия», «Каприччио», «Америго Тот» и др.), удостоенных премий на международных фестивалях. Первая полнометражная игровая лента «Синдбад» (1971) стала одновременно и вершиной его творчества. Принесшая Хусарику международное признание и премии на фестивалях (в том числе на МКФ в Мангейме-72), эта экранизация новелл классика венгерской литературы Дюлы Круди, сплавленная из образов прихотливой памяти и мимолетных настроений, явилась образцом кинематографического и изобразительного искусства. В 70-е годы Хусарик продолжил поиски новой художественной формы и киноязыка в короткометражках «Дань почести старушкам» (1971), «A piacere» (1976) и др. Его вторым и последним полнометражным игровым фильмом явился «Чонтвари» (1980), сложный по структуре и средствам кинематографической выразительности. Размышления о художнике, его миссии и судьбе в меняющемся мире опирались на факты биографии Тивадара Чонтвари, гениального венгерского живописца-примитивиста рубежа 20 века.

Актеры:

Гааль (Gaal) Франческа (1904 — 1972), венгерская актриса. Настоящие имя и фамилия — Фанни Зильверич. Начала сниматься еще в эпоху немого кино (с 1919 года), но ее талант певицы и актрисы в ролях веселых и общительных молодых девушек с открытым характером, не лишенных хитрости, расцвел с приходом звука. Гааль принесла в музыкальное кино традиции австро-венгерской комической оперетты. С успехом выступала на сценах Вены и Берлина, в середине 30-х годов получила приглашение работать в Голливуде, где играла в фильмах ведущих режиссеров (С. Де Милль, Н. Торог и др.), была партнершей Бинга Кросби. Довоенная невероятная популярность Гааль в России связана с лентами, типичными для ее творчества, как, например, «Петер» (1934), «Катерина» и «Маленькая мама» (оба 1935). После войны вернулась в Венгрию, но ее мировая слава осталась в 30-х годах.

Руткаи(Ruttkai) Ева (1927 — 1986), венгерская актриса. На сцене с 1945 (Национальный театр, «Вигсинхаз»). В кино с 1948 года. Снималась в фильмах: «Кружка пива», «В полночь», «Фото Хабера», «Этюд о женщинах», «Лабиринт» и др. Всего сыграла в кино более 50 ролей.

Теречик (Torocsik) Мари (р. 1935), венгерская актриса. В 1958 окончила будапештскую Высшую школу театра и кино. Получила направление в столичный Национальный театр, в котором играла разнообразный репертуар — от «Двенадцатой ночи» Шекспира и ибсеновского «Пер Гюнта» до современных венгерских пьес и «Варшавской мелодии», ставшей в конце 60-х событием венгерской театральной жизни. Уйдя в конце 70-х из Национального театра, играла на разных сценах столицы и провинции, в 1979—1980 была художественным руководителем Театра Кишфалуди в Дьере. Затем на короткое время вернулась в Национальный театр, где в 1981 с блеском сыграла госпожу Пичем в поставленной Юрием Любимовым «Трехгрошовой опере». После вновь играла в других театрах, а в 1993 организовала и возглавляла собственный Художественный театр, просуществовавший два года. Карьеру в кино начала еще первокурсницей, когда З. Фабри поручил ей главную роль в фильме «Карусель» (1955). Такой же искренней и трогательной, как и в дебютной роли, она предстала в лентах «Два признания» и «Легенда окраины» (1957), «Железный цветок» (1958), печальных, но человечных и правдивых — по рисунку жизни и по лицам героев. В «Анне Эдеш» (1958), истории девушки-прислуги, сбивающейся с ног, чтобы угодить спесивым хозяевам, и сталкивающейся с поруганием ее веры, молодая актриса принесла из прежних картин болезненную кротость и светящуюся доверчивость. Потом она часто играла бедных крестьянских девушек или сироток с задумчивой улыбкой, становящихся жертвами своей доверчивости, разочарованных в любви. Заглавная роль в комедии «Сорванец» (1959), принесшая Теречик первую международную премию (на фестивале в Карлови-Вари в 1960), открыла в ее биографии другую, уже лирико-комедийную вереницу образов, в которых актриса обнаруживала новые грани своей женственности. Взрослея и расставаясь с непосредственностью своей молодости, Теречик стала появляться на экране с лицом усталым и измученным, открывать обычно спрятанные у ее героинь за иронией и напускной уверенностью их внутренние драмы, страдания, тревоги и непоказной стоицизм. Такова актриса в фильмах «Переулок» (1966) Т. Реньи, «Тишина и крик» (1968) и «Любовь моя, Электра» (1974) М. Янчо, «Лунный венец» (1969) М. Месарош, «Муравейник» (1971) З. Фабри, «Мертвый край» (1972, премия за роль на МКФ в Карлови-Вари) И. Гаала, во всех лентах своего мужа, режиссера Дюлы Маара, самая значительная среди которых — «Госпожа Дери, где вы?» (1975, премия за роль на МКФ в Канне-76), и, наконец, в картине «Любовь» (1970) К. Макка, где скрытый драматизм наэлектризовал внешне невыигрышную для актеров ситуацию. Экранные работы последних лет («Коклюш», 1986; «Опля!», 1991; «Долгий закат», 1997; и др.) демонстрируют широкий актерский диапазон Теречик — от чистого гротеска и трагикомедии до концентрированного драматизма.

Пагер Антал (1899 — 1986), венгерский киноактер. В кино с 1932. Снимался в фильмах: «Жаворонок» (в советском прокате «Любимый деспот»), «20 часов», «Смерть доктора», «Этюд о женщинах», «Цирк «Максим»» и др. Всего сыграл в кино свыше 140 ролей.

Габор Миклош (1919 — 1998), венгерский актер. С 1941 ведущий актер Национального театра и Театра им. И. Мадача. Снимался в фильмах: «Мишка-аристократ», «Альба Регия», «Стены» и др. Всего сыграл в кино около 40 ролей.

Латинович (Latinovics) Золтан (1931 — 1976), венгерский актер. Получил диплом инженера-строителя. С 1956 играл в разных театрах страны, пока не был приглашен в столичные театры — «Вигсинхаз», а затем в театр «Талия», работу в которых совмещал или перемежал с участием в спектаклях в провинции. В 1973—75 устраивал имевшие большой резонанс персональные литературные вечера в Будапеште на Литературной сцене и в Университетском театре. Многосторонний актер, он участвовал даже в мюзиклах на сцене будапештского Театра оперетты. В кино снимался с 1959. Сыграл главные роли во многих значительных фильмах 60—70-х годов, равно выразительно и убедительно воплощая и социальных героев, бескомпромиссных и упрямых, и пылких любовников, и коварных интриганов, и чванливых аристократов, и современных интеллигентов-интеллектуалов, и иезуитски хладнокровных, немилосердно жестоких адептов насилия. К его самым значительным экранным работам можно отнести молодого врача, переживающего душевный кризис, в фильме М. Янчо «Развязка и завязка»/«Кантата» (1963), героя современной психологической драмы «Карамболь» (1964) Ф. Мариашши, жандармских офицеров в лентах «Без надежды» (1965) и «Тишина и крик» (1968) Янчо, центральных персонажей в картинах «Холодные дни» (1966), «Стены»/«Дело Ласло Амбруша» (1968) и «На венгерской равнине» (1972) А. Ковача, гротескного маньяка-вояку в фильме «Добро пожаловать, господин майор!»/«Семья Тот» (1969) и гестаповца-идеолога в «Пятой печати» (1976) З. Фабри, писателя в «Путешествии вокруг моего черепа» (1970, премия за роль на МКФ в Сан-Себастьяне) Д. Ревеса. Классическим образцом актерского искусства явился созданный Латиновичем образ философствующего на темы любви и удовольствий жизни жуира и чревоугодника в ленте «Синдбад» (1971) З. Хусарика. Трагически преждевременный уход из жизни, на который актер решился в период обострившегося душевного и творческого кризиса, не дал осуществиться другому проекту Хусарика: снять Латиновича в роли Чонтвари, гениального венгерского художника рубежа веков. В итоге в экранный рассказ о живописце-философе добавилась навеянная жизнью и смертью Латиновича линия актера, которому предстоит играть Чонтвари. Фильм «Чонтвари» (1980) открывается титром с посвящением Золтану Латиновичу.

Черхальми (Cserhalmi) Дьердь (р. 1948), венгерский актер. Окончив в 1971 будапештскую Высшую школу театра и кино, поступил в труппу драматического театра в Дебрецене. В 1972—1975 играл в театре города Веспрем, в 1977 был приглашен в столичный Национальный театр, на сцене которого играл в течение двух лет, после чего переходил из театра в театр и в конце концов предпочел положение свободного актера. В кино Черхальми впервые снялся еще студентом — в фильме Пала Золнаи «Лицо» (1970), где сыграл одного из активистов молодежного подполья в годы войны. Раскрыв в первых же ролях («Пташки», 1971; «Границы любви», 1973 и др. ) свои выигрышные данные и актерскую индивидуальность, стал вскоре пользоваться большим спросом у режиссеров и успехом у зрителей. Сегодня он едва ли не чемпион среди венгерских актеров по количеству фильмов. Жанровый диапазон этих лент широк. Костюмные боевики требовали от Черхальми скорее сноровки и бесстрашия каскадера — таков он в картинах «Золотые дукаты призрака» (1976), «Живым или мертвым» (1979), «Миклош Акли» (1986). Снимался в лирических и эксцентрических комедиях («Высоконравственная ночь», 1977; «Снова свидетель», 1995 и др. ). В театрализованно-зрелищных историко-философских параболах «Пока народ еще просит»/«Красный псалом» (1972), «Любовь моя, Электра» (1974), дилогия «Венгерская рапсодия» и «Аllegro barbaro» (1979), а также в поздних работах М. Янчо, обставленных уже современными реалиями («Сезон чудовищ», 1987; «Гороскоп Иисуса Христа», 1989; «Бог пятится назад», 1991; «Смерть великого разума», 1995 и др.) актер предстает хореографически-пластичным, эмоционально-взрывчатым, романтически-мятежным. Кино обнаружило и на разном материале продемонстрировало природную двойственность Черхальми. Актер с романтической внешностью, он плакатно выразителен в бунтарстве и психологически достоверен в неуверенности, затаенной обиде или в способности с крестьянской терпеливостью сносить сыплющиеся на него насмешки и начальственный гнев, упрямо добиваясь своего. Таков он в «Мефистофеле» (1981) И. Сабо в роли закомплексованно-враждующего с главным героем и трагически прозревающего второстепенного актера, в «Американской открытке» (1975) и «Нарциссе и Психее» (1980) Г. Боди, в двух различных — по материалу, стилю и ритму — картинах: «Отождествление личности»«Его настоящее имя» (1975) и «Лепестки, цветки, венки» (1984) Л. Лугошши. В «Любовниках»/«Она и он» (1983) А. Ковача в согласии с житейской фабулой выглядит буднично-безликим, безвольным, запутавшимся, растерянным. Не менее убедительны его одержимый, взыскующий отмщения таксист в «Кондоре» (1982) Ф. Андраша, рисующийся циник и авантюрист, заложивший свою душу в мелком бизнесе в другой картине того же режиссера — «Великое поколение» (1986), а также экранные персонажи последних лет: истеричный муж одной из героинь в «Суках» (1995), переполненный гневом и беспомощностью отец украденной школьницы в социально-криминальной ленте «Убийственная охота» (1996).

Польша:

МУНК (Munk) Анджей (1921-61), польский кинорежиссер, сценарист. Ф.: "Человек на рельсах" (1957), "Eroica" (1958), "Косоглазое счастье" (1959, в сов. прокате "Шесть превращений Яна Пищика"), "Пассажирка" (закончен В. Лесевичем, 1964). Изучал архитектуру в Варшавском политехникуме и право в Варшавском университете. Окончил режиссерский и операторский факультеты Лодзинской киношколы. Работал на Варшавской студии документальных фильмов, снял более десяти лент, в том числе «Воскресное утро» (1955) и «Прогулка по старому городу» (1958, главная премия среди документальных картин на Международном кинофестивале в Венеции-59). Первая работа в игровом кино — среднеметражная картина «Голубой крест» (1955, премия на Международном кинофестивале в Венеции). В 1956 вышла на экраны антитоталитарная лента «Человек на рельсах», первый фильм польской «оттепели», выдвинувший Мунка в ряд ведущих мастеров польской школы кино. Антиромантический до аскетизма, жесткий, саркастический кинематограф Мунка представлял собой реальную альтернативу взвинченному романтизму «польской школы» и при жизни режиссера противопоставлялся кинематографу А. Вайды и Е. Кавалеровича. Особую роль Мунка в польском кино подтвердили его последующие картины: «Eroica» (1957, третья новелла фильма не вошла в окончательный вариант и была показана только в 1973 по польскому телевидению); «Косоглазое счастье» / «Шесть превращений Яна Пищика» (1959); два года спустя он начал съемки «Пассажирки», во время работы, над которой погиб в автомобильной катастрофе. Фильм был закончен под руководством Витольда Лесевича и вышел на экраны в 1963 (премия ФИПРЕССИ и диплом жюри на Международном кинофестивале в Канне, 1964). Спустя полтора десятилетия после гибели Мунка поэтика его фильмов отозвалась в «кинематографе морального беспокойства» второй половины 1970-х гг.

КАВАЛЕРОВИЧ (Kawalerowicz) Ежи (р. 1922), польский кинорежиссер, сценарист. Учился живописи в Краковской Академии художеств (окончил в 1948), посещал Курсы кинематографической подготовки (окончил в 1946). В 1946—1950 был ассистентом режиссера на фильмах Л. Бучковского, В. Якубовской, А. Вергано и др. Дебютировал в 1951 фильмом «Община» (совместно с К. Сумерским), классическим произведением раннего соцреализма в польском кино. Подлинным дебютом Кавалеровича стала историко-революционная дилогия «Целлюлоза»/«Дороги жизни» (1953) и «Под фригийской звездой» (1954, премия на МКФ в Карлови-Вари в 1954). Следующие картины режиссера — «Тень»/«Кто он?» (1956) и «Настоящий конец большой войны»/«Этого нельзя забыть» (1957) — вместе с фильмами А. Вайды и А. Мунка положили начало «польской школы кино». Международный успех пришел к Кавалеровичу после ленты «Поезд»/«Загадочный пассажир» (1959, премия на МКФ в Венеции). Наиболее значительной работой режиссера стала философская драма «Мать Иоанна от ангелов» (1961, специальная премия на МКФ в Канне). В 1966 Кавалерович заканчивает работу над одним из самых масштабных проектов польского кино — экранизацией романа Б. Пруса «Фараон» (номинация на «Оскар»). Последующие годы не приносят ничего значительного в творчестве режиссера, и только спустя 11 лет он создает историко-политическую драму «Смерть президента» (премия на МКФ в Западном Берлине—78). Среди фильмов последних лет, тоже посвященных минувшим эпохам, заслуживают упоминания «Аустерия» (1982), «Дети Бронштейна» (1990, в ФРГ) и «За что?» (1995, с Россией, экранизация рассказа Л. Толстого). Кавалерович был основателем и первым председателем Союза польских кинематографистов в 1966—1978, затем его почетным председателем. В течение более сорока лет (с перерывом в 1968—1972) возглавляет художественное руководство творческого объединения «Кадр».

БОРОВЧИК (Borowczyk) Валериан (р. 1923), польский и французский режиссер. Изучал живопись в Краковской академии, затем был художником киноафиш. Занялся анимацией и снимал фильмы вместе с Яном Леницей («Однажды» и «Стриптиз», 1957; «Дом», 1958 и др.). После распада соавторства снимал один («Энциклопедия бабушки в 13-ти томах», «Ренессанс», «Словарь Иоахима»). С 1966 живет и работает в Париже. Снял короткометражные фильмы («Розали», «Гавот» и «Диптих»), анимационный фильм «Театр месье и мадам Кабаль» (1967) — полнометражную версию своей же ленты 1962, в которой проявился интерес Боровчика к изысканной эротике в сочетании с обращением к высоким образцам мировой литературы; это направление определило все его последующее творчество. В изображении любви режиссера всегда отличал отменный вкус, тонкая ирония и высокая культура, хотя не каждый фильм был удачным. Боровчик предпочитал исторические сюжеты, обращения к современным темам («Проститутка», 1976) в его творчестве крайне редки. Снял абсурдно-эротическую картину «Гото, остров любви» (1969), затем «Бланш» (1971), экранизацию средневековой легенды из эпохи Карла Великого, и, наконец, два эротических шедевра, которые во многом основаны на западноевропейской истории, — «Аморальные истории» (1974) по мотивам старинной славянской легенды и «Зверь» (1975) по повести Проспера Мериме «Локис». В 1975 в Польше экранизировал роман Стефана Жеромского «История греха», в 1977 интерпретировал сочинения Стендаля в ленте «За стенами монастыря». Работы 80-х годов являются изящными экранизациями, не выходящими за пределы коммерческого эротического кино: «Странная история доктора Джекила и миссис Осборн» (1981) — фантазия на широко распространенные в 20 веке стивенсоновские темы; «Лулу» (1980) — вольная экранизация известной пьесы Франца Ведекинда о женщине, ставшей жертвой Джека-потрошителя; «Искусство любви» (1983) — изысканная вариация на темы Овидия. В 1987 принял участие в продолжении экранизаций порнографических романов Эмманюэль Арсан, сняв «Эмманюэль—5». Несмотря на то, что его последняя работа «Церемония любви» сделана в 1988, Боровчик по праву занимает одно из ведущих мест среди мастеров киноэротики, расцветшей в 70-е годы.


Поделиться:

Дата добавления: 2014-12-30; просмотров: 96; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты