Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Япония. 5 страница

Читайте также:
  1. D. Қолқа доғасынан 1 страница
  2. D. Қолқа доғасынан 2 страница
  3. D. Қолқа доғасынан 3 страница
  4. D. Қолқа доғасынан 4 страница
  5. D. Қолқа доғасынан 5 страница
  6. D. Қолқа доғасынан 6 страница
  7. D. Қолқа доғасынан 7 страница
  8. D. Қолқа доғасынан 8 страница
  9. D. Қолқа доғасынан 9 страница
  10. Hand-outs 1 страница

МАХМАЛЬБАФ (Makhmalbaf) Мохсен (р. 1957), иранский кинорежиссер, одна из центральных фигур иранского кино конца 20 века. Родился в бедном тегеранском квартале, где живет и поныне. В возрасте 15 лет бросил школу и примкнул к антишахской оппозиции. В 1974 при попытке разоружить полицейского юноша был ранен и арестован. Смертной казни он избежал только из-за несовершеннолетия. Почти пять лет Махмальбаф провел в тюрьме, на свободу его выпустила исламская революция в 1979. Однако он не стал поклонником установившегося теократического режима и, отойдя от политики, посвятил себя искусству. Написал несколько романов и сценариев, в 1982 дебютировал в кинорежиссуре, несмотря на то что впервые побывал в кинотеатре только 23-летнем возрасте. После освобождения из тюрьмы участвовал в деятельности исламской пропагандистской организации. Но ее экстремистские цели не отвечали его духовным поискам. Первым заметным фильмом Махмальбафа стал «Бойкот» (1985), во многом автобиографичный. Действие фильма происходит в тюрьме среди политических заключенных, которые пытаются найти истину в широком спектре идей: от марксистского материализма до исламского фанатизма. В центре картины — приговоренный к смерти заключенный. Сокамерники превозносят его как героя, но сам он пересматривает свои взгляды на жизнь и отказывается от прошлого. Уже в ранних фильмах Махмальбафа сквозь страстность политических и религиозных дискуссий проглядывает тонкий аллегорический стиль. Известность на Западе режиссеру принес фильм-триптих «Разносчик» (1986), в котором ярко проявилась характерная для режиссера эстетика псевдонаивности. Фильм, состоящий из трех новелл-притч, разрабатывает проблематику одиночества человека в мире, но отличается сардоническим тоном, абсолютно оригинальной интонацией и антизападной философией. Горечь философских парадоксов уравновешена жизнелюбием режиссера. Поворотным пунктом в режиссерской судьбе Махмальбафа стал фильм «Велосипедист» (1989), во многом, начиная от названия, вдохновленный итальянским неореализмом. При этом «Велосипедист» развивается в русле принципов исламской морали. Это история афганского беженца, который, чтобы заплатить за лечение своей умирающей жены, участвует в семидневном велосипедном марафоне. «Велосипедист» стал классическим образцом нового иранского кино, которое сочетает исламские ценности с гуманизмом. Следующий фильм режиссера «Время любви» (1990) иранская цензура запретила к прокату. Только в 1995 он был с успехом показан на Каннском кинофестивале. Эта картина посвящена супружеской измене, и поскольку эта тема запрещена в Иране, то Махмальбаф снимал ее в Турции с турецкими актерами. Фильм состоит из трех частей: вариаций одного сюжета с одними и теми же актерами. Здесь без труда прочитывается авторская мысль об относительности человеческих моральных критериев. В этом фильме впервые в своем творчестве режиссер выстраивает композицию по принципу плетения восточного ковра. Этот принцип становится определяющим в картине «Габбех» (1995), рассказывающий о кочевом племени на юго-востоке Ирана. История девушки, которой родители запрещают выйти замуж за любимого, переплетается с другими судьбами и образует сюжетный узор. Ковер, в узоре которого запечатлено слияние любящих душ, а также их переселение в иное бытие, персы называют габбех. Работая над фильмом, Махмальбаф несколько месяцев жил среди кочевников. Особое место в творчестве Махмальбафа занимают картины о таинственной природе киноискусства. До революции он с презрением относился к кино, в особенности к продукции иранской «фабрики грез». Сам он пришел в кинематограф для того, чтобы делать новое, революционное кино. Лишь со временем сам Махмальбаф и кинематографисты его поколения, ощутили себя частью истории национального кино Ирана. Впервые к теме кино Махмальбаф обратился в фильме «Однажды в кино», в которой рассказал историю шаха, ненавидевшего кинематограф. Но именно этот шах влюбился в экранную девушку до такой степени, что отрекся от престола, бросил гарем и сам стал киноактером ради любимой. В фильме Махмальбаф охотно цитирует много старых иранских лент. Взаимоотношениям кино и реальности посвящены фильмы Махмальбафа «Салам, синема» (1995) и «Хлеб и цветок» (1996). Первый был посвящен столетнему юбилею кино, а во втором режиссер переосмысливал свое революционное прошлое. Эти фильмы пронизаны самоиронией и лишь внешне имитируют неореализм. Работа над двумя картинами шла параллельно, а их замыслы переплетались. В целом творчество режиссера посвящено человеческому достоинству и благородству. В этом одна из причин его популярности и престижа у западных зрителей.





ПАНАХИ (Panahi) Джафар (Jafar) (р. 1960), иранский режиссер. Ученик Аббаса Киаростами, Панахи был его ассстентом на фильме «Под оливами» (1994), а в 1995 поставил по сценарию Киаростами свою первую полнометражную картину «Белый воздушный шар». Эта трогательная история девочки, мечтающей о золотой рыбке, удостоилась приза «Золотая камера» на Каннском фестивале (1995). В 2000 его фильм «Круг» получил приз «Золотой лев» на Венецианском кинофестивале. «Круг» посвящен проблемам иранских женщин. Главные достоинства картины — умелая композиция, свободное движение сюжета, который произвольно перемещается от одной героини к другой.

МАХМАЛЬБАФ Самира (Samira Makhmalbaf) (р. 1980), иранский кинорежиссер, дочь Мохсена Махмальбафа. В кино Самира дебютировала в возрасте семи лет, появившись в фильме Мохсена Махмальбафа «Велосипедист». В семнадцать лет Самира выступила как кинорежиссер, сняв фильм «Яблоко». В картине рассказывалось о судьбе двух иранских девочек — Масуме и Сахры, которых отец держал дома под замком. Фильм был основан на реальных фактах и представлял смешение документальных и художественных съемок. Вторая картина Самиры «Грифельная доска» была посвящена учителям, которые бродят по горам Курдистана с грифельными досками за плечами и ищут учеников. Однако неграмотные бедняки не хотят учиться, и самоотверженность учителей остается бесплодной. За этот фильм Самира Махмальбаф получила приз за лучший дебют Каннского кинофестиваля 2000 года. Фильм «В пять часов пополудни» (2003, приз жюри Каннского кинофестиваля) рассказывал о жизни женщин в послеталибском Афганистане.

 

 

Израиль:

ГОЛАН Менахем (р.1929), израильский режиссер, продюсер, сценарист. В 60-х вместе с Й.Глобусом был продюсером более 150-ти израильских картин. Работал в США и Великобритании. Перехав в США, сотрудничал с Роджером Корманом, был продюсером 5-го фильма о Джеймсе Бонде «Шаровая молния». Как режиссер поставил фильмы: «Убить голландца» (1992), «Московская связь» (1995), «Супермозг» (1996) и «Путь к славе» (1997).

ГИТАЙ Амос (Amos Gitai) (р. 1950), израильский кинорежиссер. Участник арабо-израильской войны 1973 года Амос Гитай с 1974 года снимал короткометражные игровые и документальные фильмы. В 1986 году он дебютировал в полнометражном игровом кино. При создании кинофильмов режиссер сотрудничает преимущественно с французскими кинофирмами. Кинематограф Амоса Гитая схож по стилю с фильмами Тарковского и Сокурова. В фильме «Деварим» («Вещи», 1995) переплетаются судьбы многих персонажей. Драма их существования выражена контрапунктом одной из долгих мизансцен: на переднем плане очередное пустопорожнее общение; а на заднем - золотисто-багряное великолепие заката. В долгом эпизоде закат увял незамеченным, пока шелестели слова. Бытие вопиет о смысле, но остается безответным. «Больше всего я хотел бы жить тысячу лет, но боюсь, что это бессмысленно», - говорит в этом фильме адвокат Гольдман, которого сыграл сам Гитай. В финале этот персонаж преодолевает бессмыслицу существования самоубийством. Сорокалетнего героя фильма «День за днем» (1998) зовут двояко - то Моше, то Муса. Он переживает время подведения первых жизненных итогов. Охлаждение отношений с женой. Друг-соперник. На фоне финансовые трудностей, суеты вокруг продажи старого родительского дома и очередных армейских сборов происходит охлаждение отношений с женой. Рядом проходит линия стареющей мамы с ее неумолимой заботливостью. Внезапная смерть матери и ее странное завещание открывает герою истину: Моше-Муса - сын араба и еврейки. Этим фильмом Гитай дал понять: пришло время решений. Будто некто извне все видит и требует действий. Действие фильма «Кадош» («Освященное», 1999) происходит в ортодоксальной иудейской общине хасидов. Каждый миг бытия хасидов посвящен служению Богу, и вся их жизнь обусловлена вековыми освященными традициями. Семейно-интимные отношения тоже вершатся по сакральной инструкции. Гитай показывает гротескную сцену первой брачной ночи хасидов. Сначала — обрезание волос девушки-иудейки и двенадцатикратное (по числу колен Израилевых) омовение. Потом ритуальное раздевание. Сам акт дефлорации в исполнении неистового хасида становится похожим на избиение. В фильме «Киппур» (2000) — автор реконструирует поворотный момент собственной жизни — участие в войне 1973 года. Тогда ему пришлось взглянуть в глаза смерти — ближайших друзей и своей собственной. Фильм наполнен длинными субъективированными планами. Финальная сцена стала образно-пластическим ответом смерти: спасшийся герой и его возлюбленная - оба в жидкой грязи - соединяются в нескончаемом диалоге плоти. Совокупление - сквозной мотив фильмов Гитая, но всякий раз смысл его иной. В дальнейшем режиссер поставил еще две картины: «Рай» (2001) и «Кедма» (2002).

 

Палестина:

СУЛЕЙМАН Элия (Elia Suleiman) (р. 1960), палестинский кинорежиссер. С 1982 по 1993 год Элия Сулейман жил в Нью-Йорке, где снимал короткометражные фильмы для арабского телевидения, а также был вольнослушателем в различных университетах США. В начале 1990-х начал снимать документальные фильмы. В 1994 переехал в Иерусалим, где по просьбе Европейской комиссии организовал факультет кино и медиа в университете Бир-Зейт. В 1996 году он снял свой первый полнометражный фильм «Хроника исчезновения», посвященный судьбе палестинского народа. На Венецианском кинофестивале этот фильм получил приз за лучший дебют. В 2002 году на Каннском кинофестивале фильм Элии Сулеймана «Божественное вмешательство» был отмечен специальным призом жюри. Всего поставил 7 фильмов.

 

Турция:

ГЮНЕЙ (Guney) Йылмаз (1937 — 1984), турецкий режиссер, сценарист, актер, продюсер. Настоящая фамилия — Пютюн. Один из семерых детей курдских крестьянина с юга Турции. Для того, чтобы учиться в лицее, а затем изучать право в университете в Анкаре и экономику в Стамбуле, был вынужден подрабатывать, сменив множество профессий, в том числе побывав киномехаником в лицее, а позднее, в 1959—1960 работая в системе кинопроката. Начал писать статьи и рассказы (несколько сотен названий). С 1958 выступал как актер в кино (всего снялся в 94 фильмах) и сценарист (30 лент других режиссеров). В возрасте 20 лет был впервые арестован за свои политические убеждения, в 1960 приговорен к полутора годам тюрьмы, где написал свой первый роман. Освободившись, стал одним из популярных исполнителей ролей антигероев в малобюджетных криминальных картинах, с 1967 сам ставил фильмы и продюсировал некоторые из них. В 1968—1970 был вынужден служить в армии в штрафной роте. Вернувшись, продолжил активную деятельность в кино, получив известность собственными постановками социальной направленности — «Надежда» (1970), «Обида», «Скорбь» (1972) и «Отец» (1971). В 1972 вновь получил тюремный срок — теперь на два года. Сняв после освобождения только два фильма «Товарищ» и «Беспокойство» (совместно с Ш. Гереном), в 1975 был опять приговорен к длительному заключению — уже на срок 19 лет по обвинению в убийстве, хотя на самом деле виновным являлся его племянник. Пользуясь редкостной популярностью среди заключенных, мог продолжать писать и даже руководить съемками из тюрьмы. Таким образом были созданы по сценариям Гюнея фильмы «Стадо» (1978, главная премия на МКФ в Локарно—81) и «Враг»(1979) З. Октена. Несмотря на то, что в 1979 он был переведен в тюрьму с более жестокими порядками, Гюней при содействии Ш. Герена осуществлял постановку самой известной (одновременно остросоциальной и не лишенной поэтичной символики) картины «Дорога» (1982, главная премия поровну и приз ФИПРЕССИ на МКФ в Канне), которую монтировал уже сам, бежав в октябре 1981 в Швейцарию. Перед тем, как лишиться турецкого гражданства и умереть в Париже от рака желудка, Гюней успел снять во Франции только одну ленту «Стена» (1983) о детях в тюрьме, которая разочаровала многих его поклонников.

 

 


Дата добавления: 2014-12-30; просмотров: 34; Нарушение авторских прав


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Япония. 4 страница | Африканский кинематограф.
lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2017 год. (0.182 сек.) Главная страница Случайная страница Контакты