Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Особенности современного этапа.




 

Бесфабулярное кино. Вариативное кино. Полижанровые структуры. Гипертекст. Римейки. Внедрение компьютерной анимации. Изменение роли спецэффектов. КОМПЬЮТЕРНЫЕ ЭФФЕКТЫ В КИНО, впервые компьютеры с целью управления и контроля над движением объектов в кадре частично стали использоваться в 1977 на съемках «Звездных войн» и «Близких контактов третьего вида», поставленных соответственно двумя главными представителями современного суперзрелищного кино — Дж. Лукасом и С. Спилбергом, поддержавшими сверхтехничную тенденцию, у истоков которой стоял С. Кубрик со своим фильмом «2001: Космическая одиссея» (1968). В 1982 группа Дж. Вейе из лукасовской фирмы ILM участвовала в создании ленты «Звездный путь II: Гнев Хана» — на компьютере воспроизведена несуществующая горная гряда, а мертвая планета превращена в подобие Эдема. В том же году студия Уолта Диснея применила компьютерную анимацию для эпизодов фантастического фильма «Трон» (все происходит внутри компьютера, куда проникают двое экспертов — это своего рода прообраз «виртуальной реальности», получившей распространение только десятилетие спустя). В 1986 в рисованном фильме «Великий мышиный детектив» компьютер помог оживить фигуры в часовом механизме знаменитого лондонского Биг Бена. В 1979 мастер спецэффектов К. Рэлстон участвовал как ассистент оператора покадровой съемки в «Звездных войнах», в 1982 — в «Звездном пути II», затем стал главным специалистом по компьютерной достройке несуществующего изображения на пленке, прославился в 1988 благодаря ленте «Кто подставил кролика Роджера?» Р. Земекиса (премия «Оскар» за обработанное с помощью компьютера совмещение в одном кадре анимации и игрового действия). И только в 1995 появилась первая полностью снятая на компьютере анимационная картина «Игрушечная история» Дж. Лэсситера, объявленная образцом кинематографа века. Тем не менее в немалой степени существенно, что в категории «лучшие спецэффекты» приз Американской киноакадемии тогда достался австралийской ленте «Бейб» (или «Четвероногий малыш»). В ней британская компания «Хенсон'с Криэйчер Шоп» применила невероятные аниматронные эффекты с привлечением сложной компьютерной системы не только для оживления животных, но и для создания полного впечатления, что они могут синхронно разговаривать, причем на самых крупных планах. «Компьютерные» животные действуют на экране в наиболее рискованных для живых собак кадрах римейка диснеевского мультфильма «Сто и один далматинец» (1996). В 1992 Рэлстон возглавил коллектив мастеров компьютерных эффектов в фильме «Смерть ей к лицу» Земекиса (очередной «Оскар» — нельзя было не оценить сквозную дыру, проделанную в теле как ни в чем не бывало разгуливающей в кадре героини Голди Хон). Но самый знаменитый трюк, порожденный Рэлстоном на компьютере, — это выдуманный герой Форрест Гамп из одноименной ленты 1994 (опять режиссера Земекиса), который в кинохронике, ставшей уже историей, здоровается за руку с президентом Джоном Кеннеди. Так что не удивительно, что в активе Рэлстона оказалась пятая по счету в его карьере золотая статуэтка Американской киноакадемии. Однако по числу полученных «Оскаров» лидирует мастер визуальных эффектов Д. Мерен, тоже один из сотрудников лукасовской фирмы ILM. В 30 лет он впервые оказался среди обладателей «Оскара» за спецэффекты к картине «Империя наносит ответный удар», второй в цикле «Звездных войн». Фамилия Мерена значится и в списке награжденных за фильмы «Е. Т., Инопланетянин», «Возвращение Джедая», «Индиана Джонс и храм рока», «Внутренний космос», «Бездна», «Терминатор 2» и «Парк юрского периода», в которых компьютерная технология достройки изображения получила широкое распространение. Создание игровых лент стало в точности до наоборот напоминать прежние методы работы в анимации (например, мультипликаторы Уолта Диснея в «Белоснежке и семи гномах» сначала снимали на пленку живых актеров, а потом старались подражать им, рисуя выдуманных персонажей). Задолго, порой за год-два до непосредственных съемок чуть ли не каждый кадр теперь сочиняется на компьютере, а потом те или иные реакции актеров на нечто несуществующее перед кинокамерой вставляются в надлежащие сцены — в результате мы видим, как мимо застывших в изумлении персонажей из «Парка юрского периода» (1993) Спилберга проносятся доисторические монстры. Впервые на съемках «Уиллоу» (1987) фирма Дж. Лукаса, не строя дорогостоящие декорации, дорисовала все необходимое на компьютере в четырехстах трюковых сценах. Но лишь 90-е годы стали периодом подлинного триумфа дигитальных (то есть цифровых) эффектов и генерированных на компьютере изображений в фильмах: «Терминатор 2: Судный День» с модифицирующимся прямо на глазах из жидкого металла роботом или зримо проходящим сквозь тюремную решетку; «Маска» с лицом актера, принимающим любое, самое невероятное обличье; «Правдивая ложь» с трюками на графически воссозданном самолете с вертикальным взлетом; «Джуманджи» с компьютерными слонами, которые сметают все на своем пути; «Газонокосильщик», «Джонни Мнемоник» и «Странные дни» с их миром виртуальной реальности, порой действительно выглядящей более настоящей, чем та, которая окружает нас; «Смерч» с заранее нарисованными торнадо, совмещенными с заснятой натурой. Последним по времени оскароносцем за визуальные эффекты стал суперхит «День независимости» (который стоил слишком мало по голливудским меркам — только 80 млн. долларов для такой сверхпостановочной фантастической картины) с впечатляющими эпизодами зависания гигантского корабля инопланетян над Вашингтоном и последовавшей лазерной атакой на землян. Следует упомянуть и новую, отреставрированную и дополненную спецэффектами (в том числе в сценах без участия уже умерших актеров) версию «Звездных войн», выпущенную к своему 20-летию, эпизоды «Потерянного мира», продолжения «Парка юрского периода», снятые в отсутствие Стивена Спилберга, которому достаточно заложить нужную программу в компьютер. Применение компьютера в кино, безусловно, прорыв к ранее неведомой технологии, которая может значительно изменить все наши представления о кинематографе. Не исключено, что кино будущего вообще сможет обходиться без актеров (компьютеры скоро окажутся способными воспроизводить волосяной покров и оттенки человеческой кожи — искусственные актеры слишком дорогостоящи). Работа же режиссера действительно сведется к профессии компьютерного программиста, мастера визуальных спецэффектов. Знаменательно, что Кубрик, постановщик «Космической одиссеи», заявил, что только сейчас становится вполне возможной реализация его давнего проекта «Искусственный интеллект» — и он вновь сможет вернуть себе звание первопроходца, осмелившегося отправиться в Неведомое. После смерти Кубрика довести проект до конца взялся вездесущий С. Спилберг.

АЛЬМОДОВАР (Almodovar) Педро (настоящее имя Кальсада де Калатрава, Calzada de Calatrava) (р. 1951), испанский киносценарист, режиссер, актер, композитор. Фильмы: «Пепи, Люси, Бом и другие заурядные девицы» (1980), «Лабиринт страсти» (1981), «Тайные пристрастия» (1984), «Что я сделала, чтобы заслужить это?» (1985), «Матадор» (1986), «Закон желания» (1987), «Женщины на грани нервного срыва» (1988), «Свяжи меня» (1990), «Высокие каблуки» (1991), «Кика» (1993), «Цветок моей тайны» (1995), «Поговори с ней» (2001). Постмодернист, выразитель идеологии поколения, вышедшего на авансцену после падения режима Франко в 1975. Творческий путь начал в театральной труппе «Лос Гольярдос». В кино унаследовал традиции Л. Г. Берланги и Л. Бунюэля. Мировую известность принесла ему «черная» комедия «Женщины на грани нервного срыва» (1988). Считается самым многообещающим режиссером Испании. Кинокритика присвоила ему неофициальный титул «Годар с человеческим лицом». Когда Педро было восемь лет, его семья переехала в Эстремадуру, где мальчик учился в школе при женском францисканском монастыре. В 16 лет юноша приехал в Мадрид с мечтой научиться делать кино. Но долгие двенадцать лет он был вынужден зарабатывать на жизнь клерком в телефонной компании. Одновременно с этим писал сюжеты для комиксов, работал для андерграундных журналов. Получив приглашение в качестве актера в авангардистскую театральную труппу «Los Goliardos», Альмодовар активно участвует в жизни андерграундной субкультуры Мадрида. Только после смерти диктатора Франко появились условия для свободного развития национальной кинематографии и с 1974 года жизнь Педро неразрывно связана с кино. Азам профессии пришлось учиться прямо на съемочной площадке. Его ранние, узкопленочные и короткометражные, фильмы не оставили следа в кинематографе, но в 1980 году на деньги друзей Альмодовару удается снять полнометражную кинокартину «Пепи, Люси, Бом». Героиня этого фильма — сексуально озабоченная дамочка, провоцирует мужчин своим внешним видом, в конце концов, была изнасилована полицейским. Сцены кинокартины следовали одна за другой быстро и четко, стилистически подражая популярным в Испании фото-романам. Фильм получился аморальным, агрессивным и противоречивым, но именно этого автор и добивался. В последующие годы Альмодовар снимает один фильм за другим и становится самым модным режиссером у себя на родине. Если творчество большинства современных ему испанских кинорежиссеров обращено в прошлое Испании, то картины Альмадовара начисто лишены ностальгических мотивов, он создает новый образ страны, открытый всему миру, где ненормальность воспринимается, как нечто само собой разумеющееся. Наряду с работой в кино Педро выступает и записывает диски со рок-группой «Альмодовар и Макнамара». Он автор эротического фоторомана – якобы мемуаров порнозвезды, которые кусками периодически появлялись в прессе. Герои Альмодовара на экране борются с традиционными предрассудками, они будто специально созданы для того, чтобы шокировать и вызывать споры. В центре всех его работ поставлены чувства и переживания женщины или, в крайнем случае, гомосексуалисты. В фильме «Лабиринт страстей» (1982), Сексилия ненавидит солнце, потому что идентифицирует его с образом отца. В один из солнечных дней ее детства, отец повел себя по отношению к ней недостойно. Став взрослой, она предпочитает ночь и становится нимфоманкой. В фильме «Тайные пристрастия» (1983) певица пытается найти приют у монахинь нестандартного поведения. Разочаровавшаяся в жизни домохозяйка из комедии «Разве я заслужила это?» (1984) ищет удовлетворение в сексе. Страдающий комплексом вины герой фильма «Матадор» (1986) признается в несовершенном преступлении. В картине «Высокие каблуки» (1991) мать берет на себя грех своей дочери. В кинорежиссера Пабло из «Закона желания» (1987) влюбляется сын министра. Сексуальные темы считались табу при Франко, и фильмы Альмодовара вызывали шок у испанской публики. Именно Педро Альмодовар открыл публике Викторию Абриль — лучшую испанскую актрису 1990-х годов, основу имиджа составила агрессивная сексуальность. Актриса сыграла главные роли в его фильмах «Свяжи меня!» (1989), «Высокие каблуки» (1991), «Кика» (1993). Но одной эксплуатацией пикантных тем невозможно объяснить успех Альмодовара. Несомненен его незаурядный талант постановщика, его умение точно расставить психологические нюансы, блестящее мастерство стилиста, в котором прослеживается влияние изобразительного искусства 20 века, прежде всего творчества Пикассо. Интерес к переживаниям человека и успех у публики спровоцировал многих критиков отнести фильмы режиссера к жанру мелодрамы. С другой стороны картины Альмодовара признавались в качестве образца постмодернистского стиля, столь популярного в интеллектуальной элите 1990-х годов, но творчество режиссера невозможно уместить в рамках того или иного культурного направления или жанра. Фирменный знак Альмодовара — смесь изощренной стилистики, постмодернистской утонченной цитатности, изысканной ироничности и кричащего кича. Он смело перемешивает трагедию и фарс, его фильмы подчас воспринимаются как «мыльные оперы» с их наивными и никогда не кончающимися сюжетами, но легкий сдвиг — и все предстает в совершенно ином свете. Вставной танцевальный номер в женской тюрьме превращает картину «Высокие каблуки» из драмы в шоу. Сцена изнасилования в «Кике», так продолжительна, что, в конце концов, делает из триллера комедию. Кино Альмодовара не поддается однозначной оценке, не укладывается в общепринятые моральные нормы. Мировую славу принес Альмодовару фильм «Женщины на грани нервного срыва» (1988), отмеченный множеством международных наград, в том числе европейским «Феликсом». В 1990-х годах Альмодовар был признан одним из самых авторитетных режиссеров мира, культовой фигурой кинематографа. Его новые фильмы неизменно встречают огромный интерес публики и критики. А картины созданные на рубеже 2000-х годов — «Все о моей матери» (1999) и «Поговори с ней» (2002) стали мировыми хитами и собрали букет международных премий и призов. Приз Европейской киноакадемии (2002) в номинациях «Лучший европейский режиссер» и «Лучший европейский сценарист» за фильм «Поговори с ней».

ЖЕНЕ (Jeunet) Жан-Пьер (р. 1953), французский режиссер и сценарист. Вместе с М. Каро, Жене начинал художник комиксов, затем снимал анимационные фильмы. Дебютом Жене и Каро в большом игровом кино стала черная комедия «Деликатесы» (1991, премии за «Сезар» за дебют и сценарии). В комиксовую эстетику сюжета фильма были трансплантированы издевательские аллюзии на целые пласты французского кино от довоенного поэтического реализма до новой волны, а финальная сцена пародировала сцены разрушения Берлинской стены. Все это было переплавлено режиссерами в феерию с паноптикумом смачно прорисованных персонажей и стилизованным апокалипсическим антуражем. «Деликатесы» поражают кинематографической виртуозностью режиссуры Жене-Каро, отточенностью ритма и темпа, апофеозом чего стала сцена с ходящим ходуном домом (где обитают все персонажи фильма), под аккомпанемент скрипящей кровати с совокупляющейся парой. Вторым полнометражным фильмом режиссеров стал высокобюджетный фильм-фантазия «Город потерянных детей» (1995), который явился тяжеловесно-изысканным продолжением стилевых находок «Деликатесов». После «Города потерянных детей» дуэт распался, Жене в Голливуде снял четвертую серию «Чужого» под названием «Чужой 4: воскрешение». Новой работой режиссера стала романтически-комедийная картина «Амели» (2001). Выйдя на экраны, фильм завоевал огромный успех, став лидером проката во многих странах. Премия «Сезар» (2001) в номинации «Лучший режиссер» за фильм «Амели».

ДЖАРМУШ (Jarmush) Джим (р. 1954), американский кинорежиссер и сценарист. Фильмы: «Удивительнее рая» (1984), «Вниз по закону» (1986), «Свои в доску», 1987, «Таинственный поезд» (1989) «Ночь на земле» (1991), «Мертвец» (1995), «Пес – призрак» (2000), «Кофе и сигареты» (2003). В малобюджетных фильмах, обнаружил индивидуальный «минималистский» стиль и особое отношение к американской культуре, отражающее идеологию богемной нью-йоркской интеллигенции. В 1996 получил премию «Феликс» за фильм «Мертвец». Его предки — выходцы из Чехии, Франции, Германии, Ирландии. Учился на кинофакультете Нью-Йоркского университета, но гораздо больше дало ему практическое изучение кино — в Парижской синематеке и в качестве ассистента у Николаса Рея и Вима Вендерса. В 1980 году полулюбительски, на пленке 16мм, снял картину «Вечный отпуск». Из короткометражки «Новый Свет» впоследствии получилась полнометражная картина «Удивительнее рая» «Чужероднее рая» (1984), получившая премию Каннского фестиваля за лучший дебют «Золотая камера» и «Золотой Леопард» в Локарно. Начав как андерграундный режиссер, Джармуш постепенно влился в большой (но все-таки независимый) кинематограф. Его можно назвать поэтом одноэтажной Америки, провинции, где обретаются странные люди, маргиналы, мало похожие на голливудские образы стопроцентных американцев. Чаще всего герои Джармуша — иностранцы: венгры, финны, итальянцы, японцы. Его стиль несет на себе отпечаток джазовой импровизации (что сюжетно обоснованно в ленте 1986 года с труднопереводимым названием Down by Law) — изысканный минимализм, черно-белые фильмы строятся как сцепление длинных, медленных план-эпизодов, повествование как бы стихийно, и за «сырой» реальностью проглядывает нечто ирреальное, мистическое. «Таинственный поезд» (1989, приз на МКФ в Канне за художественный вклад) — так назывался фильм, состоявший из трех новелл, о паломничестве в Мемфис, город Элвиса Пресли. По-видимому, популярность Джармуша гораздо значительнее в Европе, чем дома. И хотя его предпоследнюю работу «Мертвец» (1995) в Канне встретили довольно прохладно, чуть позже она получила приз европейских критиков «Феликс». Беря за основу традиционные американские жанры — фильм-дороги, или, как в «Мертвеце», вестерн, Джармуш причудливо выворачивает принятые каноны, каждый раз создавая нечто уникальное. Путешествие Уильяма Блейка из родного Джармушу Огайо на Дикий Запад — метафора путешествия вглубь себя, история индивидуального просветления в той странной атмосфере смешения мифических теней и подлинностей, в которой живем мы все. Новый фильм режиссера «Пес-призрак: путь самурая» (1999) снят в несвойственном для режиссера жанре драматического мафиозного боевика, в который он привнес эстетику самурайских фильмов в гипертекстовой структуре. Самый последний фильм Джармуша «Кофе и сигареты» (2004) представляет собой 11 комедийных новелл, снятых режиссером за 18 лет.

БОЙЛ (Boyle) Дэнни (р. 1956), английский режиссер. Начинал в театре и на ТВ. С 1985 по 1987 был заместителем директора Королевского придворного театра. Поставил в нем ряд спектаклей, работал с Королевской шекспировской труппой. Снял более десяти телефильмов. Его первая лента в кино — проникнутый черным юмором триллер «Неглубокая могила» (1994), отличавшийся ярким визуальным стилем и энергичной режиссурой. Снятый за 30 дней на бюджет около миллиона долларов, фильм стал неожиданным хитом в Европе. Бойл отказался от предложенного голливудского римейка и от работы над высокобюджетными проектами, предпочитая остаться в Англии и продолжить сотрудничество с другими создателями «Неглубокой могилы» — продюсером Эндрю Макдональдом, сценаристом Джоном Ходжем и актером Эваном Макгрегором. Их следующий фильм, «На игле» (1996), был экранизацией культового романа Ирвина Уэлша о жизни и злоключениях компании наркоманов. Несмотря на своеобразие сюжетного материала, лента сделала огромные для малобюджетного проекта сборы. Фильмы Бойла начали волну возрождения английского национального кинематографа и были восторженно приняты критиками (второй был объявлен в Англии лучшим фильмом десятилетия). В 1997 в США Бойл закончил съемки новой картины по сценарию Ходжа, «Не столь обычная жизнь», с участием Эвана Макгрегора, Камерон Диас и Холли Хантер. В 1999 снял экзотическую драму «Пляж», экранизацию романа А. Гарленда, в главной роли Л. Ди Каприо.

ТРИЕР (Trier) Ларс фон (р. 1957), датский кинорежиссер. Родился в Копенгагене. В киношколе юный Триер подпадает под магическое очарование еще не тронутой хромированным блеском hi-fi старой доброй киношной механической техники, становится убежденным формалистом. Тогда же его однокурсники за важность и надменность добавили к его фамилии приставку «фон». Триер глубоко погрузился в алхимическую кухню кинопроизводства, интересуясь, прежде всего технической стороной съемок и формальными изысками стиля, что было заметно уже в его первых короткометражках «Сад орхидей» (1976) и «Ноктюрн» (1981). Среднеметражная лента «Картины освобождения» (1982) — барочный экзерсис, разыгранный в переполненном бессмысленными обломками гибнущего материального мира бункере, в котором находятся деморализованные офицеры-интеллигенты условно-нацистского вида. Уже в этом фильме сконцентрированы основные черты и стилевые особенности первой, «техницистски-атмосферной» трилогии фон Трира, которую он, следуя по-скандинавски рационально-педантичному замыслу, задумал как три фильма, начинающиеся с буквы Е и сфокусированные не на актерах. Пыльный воздух декаданса, пропитывающий интерьеры, отношения персонажей, одежду, речь, все вокруг; эсхатологический фатализм диалогов и сюжета; глобальный культурный контекст, в котором фантазия фон Трира купается так же, как персонаж его полнометражного дебюта следователь Фишер купается в засасывающем омуте инфернальной мистерии убийств и загадок. «Элемент преступления» (1984) — уникальный опыт скрещивания двух параноидальных эстетик: немецкого экспрессионистского кино 1920-х годов и американского «черного фильма» 1940-50-х годов. Протагонист картины идет по следу изощренного серийного убийцы, интерпретирующего цепочку совершаемых им преступлений как составление головоломки, прочерчивая своим кровавым маршрутом литеру Н на карте клочка универсализированной Европы, где он осуществляет зловещий замысел. Все это всплывает из загипнотизированного подсознания героя, руководимого волей психоаналитика в жарком мареве египетского лета, куда герой возвращается после фатального европейского вояжа. Триумф визуального стиля, изысканная насыщенность сюжета отсылками к целому слою европейской культуры («Степной волк» Г. Гессе, «М» Ланга, «Андрей Рублев» Тарковского и т. д.), работа художников с фактурой и оператора с цветом и освещением, — все эти составляющие первого шедевра фон Трира принесли ему культовое признание среди интеллектуалов и Гран-при технической комиссии на МКФ в Канне. Следующий Е-фильм фон Трира «Эпидемия» (1987, премия технической комиссии на МКФ в Канне) — мистическая история о пропавшем в компьютерной утробе сценарии. В экранизации (1988) нереализованного сценария К. Т. Дрейера «Медея» фон Трир демонстрирует поразительное владение ручной камерой и рир-проекцией, травестируя образы античного искусства и только что вышедшего «Жертвоприношения» А. Тарковского в мрачно-торжественной истории обезумевшей Медеи. «Европа» (1991, премия жюри на МКФ в Венеции) стала венцом первого периода карьеры режиссера, погружая зрителя в глубину одного из самых фактурно-мрачных европейских пространственно-временных мифов (Германия сразу после войны, год нулевой), и проводя по туннелю немецкого кинематографа, дышавшего экспрессией насилия и порока, от «М» Ланга до позднего Фассбиндера. Молодой американец в исполнении Ж.-М. Барра гипнотически переносится в послевоенную Германию, хаотическую, лишенную ориентиров, рассыпавшуюся на узнаваемые осколки реальность, проходит многотрудные обряды посвящения в проводники трансъевропейского экспресса и затем гибнет в крушении, сопровождаемый, как и в «Элементе преступления», закадровым голосом гипнотизера-демиурга, принадлежащим М. фон Сюдову. Закончив цикл Е-фильмов, фон Трир декларирует кардинальную смену эстетики, выступая на этот раз с апологией «синема-верите» и актерского кино, заявляя о замысле новой «трилогии о добре». Но прежде чем приступить к реализации этого цикла, фон Трир делает для ТВ шестичасовой минисериал «Королевство» (1994) — ироничный коктейль из черной комедии, сюрреалистического фильма ужасов и производственной ленты, действие которой происходит в огромной копенгагенской больнице, над которой довлеют проклятие места и тайна убийства. А первой картиной нового цикла, за которой последовало триумфальное признание фон Трира как «великого религиозного режиссера» («Феликс» за лучший европейский фильм года и лучшую женскую роль Эмили Уотсон), стала драма «Рассекая волны» о страдании и чуде, снятая в суперкрупном формате ручной камерой великим немецким оператором Робби Мюллером. В новой, антитехницистской эстетике фон Трир преуспел ничуть не меньше, чем в эстетике своего первого перфекционистского периода. Когда сразу после свадьбы муж героини попадает в аварию на буровой, общающаяся по горячей линии с Господом молодая женщина примеряет на себя образ проститутки-мученицы и, пройдя цепь злоключений, соответствующих постепенному выздоровлению мужа, погибает от рук садиста-моряка. В ознаменование ее смерти прямо в небе, над головами изумленных участников похоронного ритуала, бьют колокола. Самый загадочный проект фон Трира, начатый им в 1992, — «Измерение», для которого режиссер снимает по 3 минуты в год, намереваясь закончить фильм в 2024 году, причем собирается это сделать любой ценой: в случае своей преждевременной смерти он отдал распоряжения своему последователю относительно окончания картины. О сюжете неизвестно ничего, кроме того, что это криминальная история. В 2000 Фон Триер представил свой новый фильм «Танцующая в темноте». Режиссер не побоялся реанимировать почти умерший жанр мюзикла, наполнив его эстетикой «Догмы» и трагедийным пафосом. Главная героиня Сельма (Бьорк) — чешская эмигрантка, мать-одиночка, работающая на американской фабрике, страстно влюблена в музыку, особенно в классические голливудские мюзиклы. Сельма, постепенно теряя зрение, вскоре должна ослепнуть. Та же судьба ожидает и ее сына. Единственный способ спасти мальчика — найти большую сумму денег, необходимую для операции. Триер строит фильм на переключении одной реальности на другую. Первая — это основной сюжет, рассказанный как криминальная история, в которой сосед Сельмы полицейский крадет ее деньги и обвиняет ее в воровстве. Вторая — это воображаемая жизнь Сельмы в мюзикле, который она сама и сочиняет. Несмотря на трагедийный и мрачный, разочаровавший многих зрителей финал этой, в сущности, мелодраматичной истории, фильм оставляет светлое ощущение очищения и надежды. Картина стала главной сенсацией МКФ в Канне, получил две Золотых пальмовых ветви — лучший фильм и женская роль (Бьорк), приз «Феликс», множество других призов. В 2003 году режиссер представил свой новый фильм «Догвиль», намеренно выполненный в театральной эстетике.

АРАКИ (Araki) Грегг (р. 1959), американский кинорежиссер. По происхождению — японец. Представитель авангардного малобюджетного кино, ставший культовой фигурой в 1990-е годы. Начинал с полулюбительских черно-белых картин: «Трое смущенных в ночи» (1987, премия на МКФ в Локарно), «Долгий уик-энд»/«В отчаянии» (1989). Не изменил себе Араки в скандальной трилогии «Жизни — предел» (1992), «Полный пи...ец» (Totally F Ed Up, 1994) и «Поколение игры «Дум» (1995) о современном «проклятом поколении» (можно и таким образом перевести название The Doom Generation). В 1997 поставил фильм «Нигде». Простая и трогательная комедия «Роскошная жизнь» (1999), совершенно нетипичная для Араки, заставила многих пересмотреть взгляды на творчество этого неординарного художника.

КАРАКС (Carax) Леон (р. 1960), французский кинорежиссер, сценарист. Настоящие имя и фамилия — Александр Дюпон. Псевдоним Леос Каракс является анаграммой имен Алекс и Оскар. Привлек внимание первым же полнометражным фильмом «Парень встречает девушку» (1983), странной мистерией, снятой в черно-белой стилистике, а название принципиально звучало по-английски. Критики сразу же обнаружили годаровские традиции «рваного» монтажа и отсутствия четкого сценария, присвоив Караксу звание главной надежды молодого французского кино. В его ленте будто ничего не происходило, бродили неприкаянные, словно ирреальные герои, вроде главного исполнителя Дени Лавана с обликом то ли бомжа, то ли уголовника, предельно органичного в эклектичной ткани картины. Герой был страшным, даже инфернальным, но режиссер настаивал, что Лаван — его alter ego, поэтому снял актера в двух других своих работах, даже дав его герою в следующем фильме «Дурная кровь» (1986, премия на МКФ в Западном Берлине—87) свое настоящее имя Алекс. Режиссер попытался соединить детективную историю про смертельный вирус, грозящий всему миру, с лирическим и философским подтекстом постмодернистской сказки. Современный урбанистический пейзаж населяли не вполне обычные молодые люди, и не только молодые. Но главной их проблемой была все же любовь, о чем режиссер поведал миру с пугающим проявлением собственной индивидуальности. Тогдашней его музой была Жюльетт Бинош, которую он продолжил снимать и в картине «Любовники с Понт-Неф» (1992), в которой тоже был фантастический допуск, также действовали клошары, а парень с девушкой любили друг друга, невзирая на чинимые судьбой препятствия. Однако именно после затянувшихся на три года съемок Каракс и Бинош расстались в своей реальной жизни. В 1999 после долгого перерыва снял мелодраму «Пола Х» — экранизацию рассказа Г. Мелвилла.

ТИКВЕР Том (род. 1965), немецкий режиссер. С 1975 года в любительском кино. С 1988 года директор берлинского кинотеатра «Мувименто». В 1994 с одним из коллег основал собственную кинофирму.). Родился в Вуппертале. В 14 лет начал работать в кинотеатре. Окончив школу, Том перебрался в Берлин, где в течение десяти лет работал в богемном кинотеатре Moviementoе. В 1991 Тиквер снял свой первый короткометражный фильм «Потому что», а в 1994 — полнометражную картину «Мертвая Мария» («Смертельная Мария»). Критики заметили молодого немецкого режиссера после выхода второй его работы «Человек в зимней спячке» («Зимняя сказка»), в которой удачно сочетаются элементы мелодрамы, триллера, комедии и детектива. Это фильм о случайностях и совпадениях во времени и пространстве, жертвами которых становятся маленькая девочка и инструктор-горнолыжник, о любви, смерти и одиночестве. Широкую известность Тикверу принесла его следующая картина «Беги, Лола, беги» (1998, 6 высших наград!), где он продолжил эксперименты со смешением жанров, клиповым монтажом сцен, убыстренным движением, мгновенными сменами резкости. В главных ролях режиссер занял модных молодых немецких актеров Морица Бляйбтроя и Франку Потенти (жена Тиквера). Большое внимание Тиквер уделяет музыкальному оформлению своих фильмов. Обычно он не только сам пишет сценарии, но и сочиняет музыку (при помощи профессионального музыканта). Мелодичный и неординарный саундтрек фильма «Беги, Лола, беги» сыграл немалую роль в успехе фильма. Немалый успех принесли Тикверу и следующие фильмы: «Принцесса и воин» (2000), «Рай» (2001).

ТОТ Тамаш (р.1966, Будапешт), венгеро-российский режиссер, сценарист, монтажер. Окончил ВГИК (1990, мастерская С. Соловьева). Режиссер, клипмейкер, художник-график. Один из основателей Первой европейской детской студии анимации в Будапеште (1978). Занимается живописью и графикой. Первая выставка в Будапеште (1979). Начиная с 1982, регулярно издаются его иллюстрации и обложки книг. В пятнадцать лет приехал в Москву вместе с отцом — сотрудником посольства. Снимает музыкальные клипы и рекламу, работает на телевидении. Ставит спектакли, работает художником в театре. Поставил фильмы: «Безумец и ангел» (1990; лучший к/м игровой фильм на КФ «Молодость—90» (Киев)), «Дети чугунных богов» (1993; Приз жюри киноклубов России, премия отборочной комиссии как лучшему фильму Конкурса авторского кино на КФ «Кинотавр—93» (Сочи); Главный приз (поделил) НКФ в Будапеште—94; Номинация на «Зеленое яблоко - золотой листок» за 1993 год в категориях «Лучшая режиссерская работа» (Т.Тот); Номинация на приз Киноакадемии «Ника—93» в категориях «Лучший игровой фильм» и «Лучшая режиссерская работа»; Приз Общества кинокритиков Португалии на МКФ в Трое—94 (Португалия); Специальный приз МКФ в Анноне—95 (Франция)), «Наташа» (1998).

ОЗОН Франсуа (Francois Ozon) (р. 1967), французский кинорежиссер. Сын преподавателей, Франсуа в юности он увлекся кино и снял десятки короткометражных фильмов на восьмимилиметровой пленке. Получив диплом киношколы в Сорбонне, в 1990 году он поступил на постановочный факультет FEMIS (Институт кинематографии). В годы учебы Озон продолжал снимать короткометражные фильмы, многие из которых демонстрировались на международных кинофестивалях. В 1995 году он начал сотрудничать с кинокомпанией «Фиделите Продуксьон», снял документальный фильм о Лионеле Жоспене для избирательной кампании. Короткометражный фильм «Маленькая смерть» (1995), обозначил конец периода ученичества Озона. В 1996 года его короткометражный фильм «Летнее платье» получил приз «Леопард будущего» на фестивале в Локарно. Известность к режиссеру пришла после демонстрации на Каннском кинофестивале 1998 года его первого полнометражного фильма — полуфантастической комедии о жизни французской семьи «Крысятник». В 1999 году на экраны вышел триллер Озона «Криминальные любовники» (в ролях: Наташа Ренье, Джереми Рени), который вобрал в себя отличительные черты его творчества: черный юмор, интерес к гомосексуальным отношениям, извращениям, убийствам, постмодернистским изыскам. В рамках Берлинского кинофестиваля демонстрировался фильм Озона «Капли дождя на раскаленных камнях» (1999, по пьесе Фассбиндера, в ролях: Бернар Жирардо, Малик Зиди, Анна Томсон, Людивин Санье). Здесь на смену веселью и черному юмору «Крысятника» и «Криминальных любовников» приходит драма в атмосфере изящного кича. В 2000 году на Венецианском кинофестивале был показан фильм Озона «Под песком», который удивил критику спокойной музыкой, неторопливым монтажом, размеренным течением сюжета, сдержанной актерской игрой. Главную роль пожилой вдовы в этом фильме сыграла Шарлотта Ремплинг. Фильм «Восемь женщин» (2002) с участием звезд французского кинематографа Катрин Денев, Изабель Юппер, Фанни Ардан соединил воедино детектив, комедию и ретро-мюзикл и завоевал премию Берлинского кинофестиваля «Серебряный медведь» за лучшую актерскую игру. В 2003 году на экраны вышел его фильм «Бассейн».

Актеры:

Бьорк (Bjork) (р. 1965), исландская певица и актриса кино. Родители Бьорк вскоре после рождения дочери развелись. Девочка училась музыке, играла на фортепиано и флейте. Ее голос привлек к себе внимание, и она получила приглашение записываться на радио. Первый альбом двенадцатилетней певицы — «Bjork» — становится «платиновым» (1977). Несмотря на то, что певица пользовалась популярностью в Ирландии, в 1992, когда ее группа прекратила существование, Бьорк уехала с сыном в Лондон, где она решила заново начать сольную карьеру. Необычный имидж Бьорк привлекает к себе внимание даже далеких от современной эстрады людей. В 1993 альбомы Бьорк расходятся огромными тиражами, становясь «золотыми». Тогда же она снялась в эпизоде в кинофильме «Прет-а-порте». В 1994 Бьорк с сыном перебралась в Испанию, где записала новый альбом. В 1999 кинорежиссер Ларс фон Триер предложил певице сыграть главную роль в фильме «Танцующая в темноте». Певица не только сыграла роль, но и написала музыку к фильму. На Каннском кинофестивале в 2000 фильм «Танцующая в темноте» был удостоен главной награды приза — «Золотой пальмовой ветви», а Бьорк получила приз за лучшую женскую роль.

Ренье(Regnier) Наташа (Natacha) (р. 1974), французская актриса. Признание к актрисе пришло после роли Мари в ленте Эрика Зонка «Воображаемая жизнь ангелов» (1998). Эта работа принесла ей премию «Феликс» как лучшей актрисе, премию «Сезар» как лучшему дебютанту и приз Каннского кинофестиваля как лучшей актрисе. В 1999 актриса снялась в фильме режиссера Франсуа Озона «Криминальные любовники».

Потенте Франка (Franka Potente) (р. 1974), немецкая киноактриса. Актерскому мастерству Франка Потенте начала учиться в 1994 году в Мюнхене. В 1996 году она прошла курс в театральном институте Ли Страсберга (Нью-Йорк). Ее дебютом в кино стала роль в фильме «После пяти в джунглях» немецкого режиссера Ханса-Кристиана Шмидта. Во второй половине 1990-х годов Потенте снималась эпизодических ролях, сыграв мать-одиночку в «Появлении», журналистку в телевизионном фильме «Бал в опере», и полицейского в «Стране молочных рек и кисельных берегов», студентку-паталогоанатома в «Анатомии». В фильме режиссера Доррис Дорри «Красива ли я» она сыграла психологически сложную роль Линды, которая, примеряет разные обличья, притворяясь то глухонемой, то смертельно больной. Всемирную славу Франке Потенте принесла заглавная роль в фильме ее мужа Тома Тиквера «Беги, Лола, беги» (1998). Зрителям она запомнилась и искренностью игры, и огненным цветом волос. В 2000 году Том Тиквер снял второй фильм с Франкой Потенте в главной роли — «Принцесса и воин». За эту роль Потенте получила у себя на родине приз лучшей актрисы года. С начала 2000-х годов актриса получает приглашения участвовать в голливудских проектах. В 2001 году она сыграла наркоманку в криминальной драме «Кокаин» режиссера Теда Демме и появилась черной комедии Тодда Солондза «Сказочник». В фильме «Идентификация Борна» она сыграла девушку Мари, которая помогла страдающему амнезией таинственному незнакомцу (Метт Деймон) и оказывается вовлеченной в череду автомобильных погонь, перестрелок и драк. К заметным работам этого периода следует отнести участие Потенте в фильме Питера Гринуэя «Чемодан Тулса Лупера», во второй части фильма ужасов «Анатомия» (режиссер Стефана Рузовицкий) и в комедийно-романтической драме «Семнадцатилетние» (режиссер Джеффри Портер).

Тоту Одри (Audrey Tautou) (р. 1978), французская актриса. Дочь врача-дантиста, Одри Тоту окончила факультет французского языка и литературы Сорбонны и защитила диссертацию по теме «Нарциссизм в творчестве Оскара Уайльда». В детстве она училась музыке, играет на фортепьяно и гобое. В кино и на телевидении Тоту начала сниматься в студенческие годы. Свою первую большую роль в кино она сыграла в фильме «Салон красоты «Венера» режиссера Тони Маршалл. За эту картину Одри получила в 2000 году премию «Сезар» в номинации актриса-надежда. Ее маленькая парикмахерша со смешными косичками, так трогательно опекающая пожилого красивого летчика-вдовца (Робер Оссейн), не потерялась среди героев, сыгранных опытными звездами Натали Бай и Валери Каприски. Следующей работой актрисы стала роль в фильме «Хулиганы и хулиганки» (режиссер Серж Мейнар). После удачного дебюта Одри получает одно за другим приглашения от разных кинорежиссеров. Только в 2000 году на экраны вышло три фильма с ее участием: «Давай поженимся» (режиссер Харриет Марен), «Распутник» (режиссер Габриель Агийон) и «Биение крыльев бабочки» (режиссер Лоран Фирод). Постер к фильму «Салон красоты «Венера» увидел режиссер Жан-Пьер Жене, когда искал актрису на роль Амели Пулен. Роль официантки парижского кафе «Две мельницы», принесла Тоту мировую славу. Одри превратилась в героиню очаровательной сказки, доброй и смешной одновременно. Ее Амели, эта фея с Монмартра, воплощала в жизнь собственные невероятные фантазии и дарила их окружающим, изменяя судьбы людей, потому что она точно знала, как сделать их счастливыми.

 

ОГЛАВЛЕНИЕ


Поделиться:

Дата добавления: 2014-12-30; просмотров: 82; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.011 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты