Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Критические интервалы контрольных шкал




 

Около 817— примерная дата рождения Рорика Ютландского.

839, 18 мая— к императору Людовику Благочестивому в Ингельгейм прибыло посольство от византийского императора Феофила, вместе с которым приехали послы от «хакана росов». Первое достоверное упоминание о Руси в письменных источниках.

842— начало правления византийского императора Михаила III, в царствование которого «стала прозываться Русская земля».

840-е годы— сообщение Ибн Хордадбеха о путях купцов-русов к Черному морю, на Каспий и далее в Багдад.

843— Верденский договор между сыновьями Людовика Благочестивого.

844— поход восточнофранкского короля Людовика Немецкого на ободритов. Гибель одного из вождей ободритов Гостимусла. Набег норманнов-«русов» на Севилью.

850— первое упоминание Рорика Ютландского во франкских анналах. Рорик напал на Фрисландию и захватил город Дорестад. По сообщению «Бертинских анналов», Рорик совершил набег даже на Англию. Император Лотарь I принял Рорика в вассалы и пожаловал ему Дорестад в лен.

855— попытка Рорика и его родича Годфрида захватить власть в Дании, окончившаяся неудачей.

857— Рорик напал на ютландского конунга Хорика II и захватил часть его земель.

859— летописное сообщение о варяжской и хазарской данях, взимавшихся с восточнославянских и финно-угорских племен.

860, 18 июня— появление русских кораблей у стен Константинополя. Первый поход русов на Византию, окончившийся неудачей. В летописях поход датируется 866 годом и приписывается Аскольду и Диру.

860-е годы— крещение русов при патриархе Фотии.

861— Константин Философ (Кирилл) в Херсонесе нашел церковные книги, написанные «рускими» письменами.

862— летописное сообщение об изгнании варягов за море, усобицах племен и призвании Рюрика с братьями.

862–863— в грамоте Людовика Немецкого Альтайхскому монастырю упоминается торговое поселение на Дунае — «Русарамарха».

863— моравская миссия Константина Философа (Кирилла) и Мефодия, создание славянской азбуки. Набег викингов (во главе с Рориком?) на Фрисландию и земли по Рейну. Рорик становится вассалом западно-франкского короля Карла Лысого.

864— смерть Синеуса и Трувора, согласно летописной хронологии: «И принял всю власть один Рюрик, и стал раздавать мужам своим города».

Около 865— крещение Дунайской Болгарии.

867— изгнанный из Фрисландии Рорик угрожает войной королю Лотарю II.

870— союз Рорика с Карлом Лысым в Нимвегене.

872— встречи Карла Лысого с Рориком и Родульфом в Льеже и Маастрихте. Рорик признал себя вассалом Карла.

873— Рорик в Аахене становится вассалом Людовика Немецкого.

Середина 870-х годов— крещение русов при патриархе Игнатии.

Конец 870-х — начало 880-х годов— первый поход русов на Каспий, нападение на город Абаскун (Абесгун).

879— смерть Рюрика. Новым князем стал его родич Олег.

882— захват Олегом Киева. Гибель Аскольда и Дира. Владения Рорика во Фрисландии переданы императором Карлом Толстым другому предводителю норманнов — Годфриду.

 

Краткая библиография

 

Горский А. А. Русь: От славянского расселения до Московского царства. М., 2004.

Гринев Н. Н. Легенда о призвании варяжских князей (об источниках и редакциях в Новгородской первой летописи). В кн.: История и культура древнерусского города. М., 1989.

Древнейшие государства Восточной Европы. 2005. Рюриковичи и российская государственность. М., 2008.

Древняя Русь в свете зарубежных источников / Под ред. Е. А. Мельниковой. М., 1999.

Древняя Русь в свете зарубежных источников. Хрестоматия. Т. III. Восточные источники / Сост. Т. М. Калинина, И. Г. Коновалова, В. Я. Петрухин. М., 2009; Т. V. Древнескандинавские источники/Сост. Г. В. Глазырина, Т. Н. Джаксон, Е. А. Мельникова. М., 2009.

Кирпичников А. Н. Сказание о призвании варягов: Легенды и действительность// Викинги и славяне. СПб., 1998.

Клейн Л. С. Спор о варягах. История противостояния и аргументы сторон. СПб., 2009.

Котляр Н. Ф. Древнерусская государственность. СПб., 1998.

Котляр Н. Ф. Киевская Русь и Киев в летописных преданиях и легендах. Киев, 1986.

Лебедев Г. С. Эпоха викингов в Северной Европе и на Руси. СПб., 2005.

Ловмяньский X. Рюрик Фрисландский и Рюрик Новгородский // Скандинавский сборник. Вып. VII. Таллин, 1963.

Мельникова Е. А. Рюрик и возникновение восточнославянской государственности в представлениях древнерусских летописцев XI — начала XII в. //Древнейшие государства Восточной Европы. 2005. М., 2008.

Мельникова Е. А. Рюрик, Синеус и Трувор в древнерусской историографической традиции //Древнейшие государства Восточной Европы. 1998. М., 2000.

Мельникова Е. А., Петрухин В. Я. Легенда о «призвании варягов» и становление древнерусской историографии // Вопросы истории. 1995. № 2.

Мельникова Е. А., Петрухин В. Я. Название «Русь» в этнокультурной истории Древнерусского государства (IX–X вв.) // Вопросы истории. 1989. № 8.

Мельникова Е. А., Петрухин В. Я. «Ряд» легенды о призвании варягов в контексте раннесредневековой дипломатии // Древнейшие государства на территории СССР. 1990. М., 1991.

Молчанов А. А. Древнескандинавский антропонимический элемент в династической традиции рода Рюриковичей // Образование древнерусского государства: спорные проблемы. М., 1992.

Назаренко А. В. Древняя Русь на международных путях. Междисциплинарные очерки культурных, торговых, политических связей IX–XII веков. М., 2001.

Новосельцев А. П. Восточные источники о восточных славянах и Руси VI–IX вв. //Древнейшие государства Восточной Европы. 1998. М., 2000.

Носов Е. Н. Новгородское (Рюриково) городище. Л., 1990.

Пашуто В. Т. Русско-скандинавские отношения и их место в истории раннесредневековой Европы // Скандинавский сборник. Вып. XV. Таллин, 1970.

Петрухин В. Я. Древняя Русь: Народ. Князья. Религия // Из истории русской культуры. Т. I (Древняя Русь). М., 2000.

Петрухин В. Я. Легенда о призвании варягов и Балтийский регион // Древняя Русь: Вопросы медиевистики. 2008. № 2 (32).

Петрухин В. Я. Начало этнокультурной истории Руси IX–XI веков. Смоленск; М., 1995.

Петрухин В. Я. Призвание варягов: историко-археологический контекст//Древнейшие государства Восточной Европы. 2005. М., 2008.

Петрухин В. Я., Раевский Д. С. Очерки истории народов России в древности и раннем средневековье. М., 1998.

Повесть временных лет / Подг. текста, пер., ст. и коммент. Д. С. Лихачева. М., 1996.

Рыбаков Б. А. Киевская Русь и русские княжества XII–XIII вв. М., 1993.

Рыдзевская Е. А. Древняя Русь и Скандинавия IX–XIV вв. (Материалы и исследования). М., 1978.

Свердлов М. Б. Домонгольская Русь: Князь и княжеская власть на Руси VI — первой трети XIII в. СПб., 2003.

Славяне и скандинавы. М., 1986.

Тиандер К. Ф. Датско-русские исследования. Вып. III. Пг., 1915.

Томсен В. Начало Русского государства // Из истории русской культуры. Т. II. Кн. 1. Киевская и Московская Русь / Сост. А. Ф. Литвина, Ф. Б. Успенский. М., 2002.

Франклин С., Шепард Д. Начало Руси. 750-1200. СПб., 2009.

Фроянов И. Я. Исторические реалии в летописном сказании о призвании варягов // Вопросы истории. 1991. № 6.

Шахматов А. А. Сказание о призвании варягов. СПб., 1904.

Щавелев А. С. Славянские легенды о первых князьях. Сравнительно-историческое исследование моделей власти у славян. М., 2007.

Янин В. Л. О начале Новгорода // У истоков русской государственности. Историко-археологический сборник. В. Новгород; СПб., 2007.


[1]Об этом существенном для тогдашней Европы явлении см.: Гуревин А. Я. Походы викингов. М., 2005; Роэсдаль Э. Мир викингов. СПб., 2001; а также довольно «старые» работы: Стриннгольм А. Походы викингов. М., 2002; Сойер П. Эпоха викингов. СПб., 2002.

 

[2]Древнерусский летописный текст здесь и далее воспроизводится в упрощенном варианте: вышедшие из употребления буквы заменены их современными эквивалентами (вместо «ятя» — «е» и т. п.).

 

[3]В Лаврентьевской летописи слова «седе Новегороде» отсутствуют, эта лакуна восполняется по другим близким спискам.

 

[4]В древнерусском тексте: «урмане», то есть норвежцы.

 

[5]Традиционно это слово переводится, в том числе и Д. С. Лихачевым, как «порядок». В древнерусском тексте: «наряд». Само это слово можно понимать и как «управление», ведь речь идет прежде всего о приглашении правителей, а не о наведении порядка.

 

[6]Повесть временных лет (далее — ПВЛ). СПб., 1996. С. 149.

 

[7]Там же. С. 150.

 

[8]Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов // Полное собрание русских летописей (далее — ПСРЛ). Т. 3. М., 2000. С. 106–107.

 

[9]Мельникова Е. А. Рюрик, Синеус и Трувор в древнерусской историографической традиции // Древнейшие государства Восточной Европы. 1998 г. М., 2000. С. 151.

 

[10]Ипатьевская летопись// ПСРЛ. Т. 2. М., 1998. Стб. 14.

 

[11]Седов В. В. Славяне. Историко-археологическое исследование. М., 2002. С. 362–364.

 

[12]Конфедерация северно-русских племен в середине IX в.// Древнейшие государства Восточной Европы. 1998 г. М., 2000. С. 245.

 

[13]Янин В. Л., Алешковский М. X. Происхождение Новгорода (к постановке проблемы) // История СССР. 1971. № 2. С. 40–43, 52–55; Гринев Н. Н. Легенда о призвании варяжских князей (об источниках и редакциях в Новгородской первой летописи) // История и культура древнерусского города. М., 1959. С. 34–35.

 

[14]Петрухин В. Я., Раевский Д. С. Очерки истории народов России в древности и раннем средневековье. М., 1998. С. 278.

 

[15]Там же. С. 277–278.

 

[16]Именно на таком понимании настаивал еще П. А. Лавровский (Лавровский П. А. Исследование о летописи Якимовской // Ученые записки Второго отделения Императорской Академии наук. Кн. 2. Вып. 1. СПб., 1856. С. 103–104).

 

[17]Комментарий Д. С. Лихачева к ПВЛ. С. 405. Недавно А. А. Горский предложил для предлога «от» в данном тексте временное значение — «со времени тех варягов прозвалась Русь» (Горский А. А. Русь: От славянского расселения до Московского царства. М., 2004. С. 40–41).

 

[18]Янин В. Л. Новгородские посадники. М., 2003. С. 23–63.

 

[19]ПСРЛ. Т. 3. С. 164, 471.

 

[20]На чешские аналоги имени Гостомысл, как можно думать, впервые обратил внимание П. А. Лавровский (Лавровский П. А. Указ. соч. С. 113–114).

 

[21]Здесь и далее текст хроники цитируется по изд.: Козьма Пражский. Чешская хроника. М., 1962 (пер. и коммент. Г. Э. Санчука).

 

[22]Там же. Прим. 59.

 

[23]См.: ПСРЛ. Т. 4. Ч. I. M., 2000. С. 3, 11–13.

 

[24]ПСРЛ. Т. 23. М., 2004. С. 2–3.

 

[25]На примере славянского мира формирование таких историографических конструкций подробно исследовано А. С. Мыльниковым (Мыльников А. С. Картина славянского мира: взгляд из Восточной Европы. Этногенетические легенды, догадки, протогипотезы XVI — начала XVIII века. СПб., 1996), который, в частности, останавливается и на легенде о римском происхождении Рюрика (С. 213–216).

 

[26]Дмитриева Р. П. Сказание о князьях Владимирских. М.; Л., 1955. С. 161–162.

 

[27]Замечательный справочник по варварским этнонимам античности принадлежит В. П. Будановой (см.: Буданова В. П . Варварский мир эпохи Великого переселения народов. М., 2000).

 

[28]Зимин А. А. Рец. на кн.: Дмитриева Р. П . Сказание о князьях Владимирских. М.; Л., 1955 // Исторический архив. 1956. № 3. С. 235–238; Он же. Античные мотивы в русской публицистике конца XV в. // Феодальная Россия во всемирно-историческом процессе. М., 1972. С. 128–138. Высказывались и иные гипотезы.

 

[29]Тексты обеих редакций см.: Дмитриева Р. П. Указ. соч. С. 174–175, 188–189.

 

[30]Герберштейн С. Записки о Московии. М., 1988. С. 60.

 

[31]Сборник материалов по истории предков царя Михаила Феодоровича Романова. Генеалогический и исторический материал по печатным источникам, собранный Н. Н. Селифонтовым. Ч. 1. СПб., 1901. С. 50–51.

 

[32]Там же. С. 51–55.

 

[33]О легенде см.: Филюшкин А. И. Легендарные родословия Великих князей Литовских и Великих князей Московских: принципы построения // Русский родословец. 2001. № 1. С. 6.

 

[34]Лукомский В. К. Гербы потомства Гланды Камбилы // Летописный и Лицевой Изборник Дома Романовых. Вып. 2. М., 1913. С. 113–114.

 

[35]Здесь и далее см.: ПСРЛ. Т. 7. М., 2001. С. 262, 267–268, а также 231.

 

[36]Там же. Т. 9. М., 1965. С. 3, 8–9, 13, 15.

 

[37]Там же. Т. 3. С. 106.

 

[38]Рыбаков Б. А. Киевская Русь и русские княжества XII–XIII вв. М., 1993. С. 304–313.

 

[39]Там же. С. 116.

 

[40]Лосева О. В. Русские месяцесловы XI–XIV веков. М., 2001. С. 313.

 

[41]ПСРЛ. Т. 21. 1-я половина. СПб., 1908. С. 61.

 

[42]Подробно о работе Татищева над «Историей» см. новаторскую монографию: Толочко А. П . «История Российская» Василия Татищева: источники и известия. М.; Киев, 2005.

 

[43]Татищев В. Н. Собрание сочинений. Т. 7. М., 1996. С. 79–80.

 

[44]Там же. Т. 4. M., 1995. С. 113, 397.

 

[45]Там же. С. 102.

 

[46]Там же. С. 396, 400.

 

[47]ПСРЛ. Т. 7. С. 231.

 

[48]Подробнее см.: Толочко А. П. Указ. соч. С. 147–158.

 

[49]Татищев В. Н. Указ. соч. Т. 2. М., 1995. С. 208.

 

[50]Там же. Т. 1. М., 1994. С. 107–119.

 

[51]Об этом памятнике см.: Гольдберг Л. Я. Легендарная повесть XVII в. о древнейшей истории Руси // Вспомогательные исторические дисциплины. Вып. 13. Л., 1982. С. 50–63.

 

[52]Татищев В. Н. Указ. соч. Т. 1. С. 311.

 

[53]О соответствующей топонимике см., к примеру: Мельникова Е. А. Древнескандинавские географические сочинения. Тексты, перевод, комментарий. М., 1986. С. 45–49; Джаксон Т. Н. Исландские королевские саги о Восточной Европе (с древнейших времен до 1000 г.). Тексты, перевод, комментарий. М., 1993. С. 252–254.

 

[54]Подробнее см.: Толочко А. П. Указ. соч. С. 222.

 

[55]Татищев В. Н. Указ. соч. Т. 1. С. 115.

 

[56]Толочко А. П. Указ. соч. С. 243.

 

[57]Лавровский П. А. Указ. соч. С. 113.

 

[58]Подробнее см.: Джаксон Т. Н. Указ. соч. С. 248–250.

 

[59]Толочко А. П. Указ. соч. С. 223.

 

[60]Геродот . История. I, 107–108/Пер. Г. А. Стратановского

 

[61]Татищев В. Н. Указ. соч. Т. 1. С. 284.

 

[62]Филюшкин А. И. Указ. соч. С. 6.

 

[63]Толочко А. П. Указ. соч. С. 228–230.

 

[64]Лавровский П. А. Указ. соч. С. 81.

 

[65]Толочко А. П. Указ. соч. Ч. 1. Гл. 5.

 

[66]За подробным разбором всего многообразия концепций и подходов отсылаю читателя к фундаментальной работе В. А. Мошина «Варяго-русский вопрос» (Slavia, X, 1931), книге И. П. Шаскольского «Норманская теория в современной буржуазной науке» (М., 1965), работе А. А. Хлевова «Норманнская проблема в отечественной исторической науке» (СПб., 1997, где преимущественное внимание уделено истории археологических исследований) и книге Л. С. Клейна «Спор о варягах. История противостояния и аргументы сторон» (СПб., 2009), которая была написана еще в 1960 году (издание 2009 года дополнено многими другими материалами) и содержит подробный анализ аргументации обеих сторон.

 

[67]Герберштейн С. Указ. соч. С. 60.

 

[68]Сводку данных о венедах см.: Свод древнейших письменных известий о славянах. Т. 1 (I–VI вв.). М., 1991. Ч. 1.

 

[69]См. об этом: Антонов В. А. Датская геральдика XII–XVII веков. М., 2008. С. 290–292, 305 и др.

 

[70]Подробнее о вандалах и венедах см.: Буданова В. П. Варварский мир… С. 176, 180–181.

 

[71]Татищев В. Н. Указ. соч. Т. 1. С. 293.

 

[72]Дополнения к Актам историческим. Т. 1. СПб., 1846. С. 284.

 

[73]Последняя по времени публикация на русском языке: О начале войн и смут в Московии: Исаак Масса «Краткое известие о Московии»; Петр Петрей «История о великом княжестве Московском» (Серия «История России и Дома Романовых в мемуарах современников. XVII–XX вв.»). М., 1997.

 

[74]Миллер Г. Ф. Избранные труды / Сост., ст. и прим. С. С. Илизарова. М., 2006. С. 31–56 (текст опубликован по изданному экземпляру из собрания Отдела редких книг Государственной публичной исторической библиотеки).

 

[75]Текст первого тома см.: Ломоносов М. В. Избранные произведения. Т. 2. М., 1986. С. 47–130.

 

[76]См.: Буданова В. П. Варварский мир… С. 332–333.

 

[77]Страбон. География. М., 1994. С. 280 (VII. 3, 17).

 

[78]Мыльников Л. С. Картина славянского мира: взгляд из Восточной Европы. Этногенетические легенды, догадки. Протогипотезы XVI — начала XVIII века. СПб., 1996. С. 155.

 

[79]О нем см.: Джаксон Т. Н. Август Людвиг Шлёцер // Историки России: биографии. М., 2001. С. 62–66.

 

[80]Шлёцер А. Я. Нестор. Русские летописи на древле-славенском языке. Ч. 1. СПб., 1809. С. 325.

 

[81]Карамзин Н. М. История государства Российского. Т. 1. М., 1988. Стб. 27–30.

 

[82]Замечательная биография Погодина написана К. Б. Умбрашко (М. П. Погодин: человек, историк, публицист. М., 1999).

 

[83]Погодин М. П. Происхождение варягов и руси. СПб., 1864. С. 7.

 

[84]Письмо г. Погодина к г. Костомарову, читанное Погодиным на публичном диспуте // Костомаров Н. И. Русские инородцы. Исторические монографии и исследования. М., 1996. С. 42.

 

[85]Соловьев С. М. Сочинения. Кн. 1. История России с древнейших времен. Т. 1. М., 1988. С. 118–119, 51–52, 122–123, 264, 291–292.

 

[86]Переизд. см.: Томсен В. Начало Русского государства// Из истории русской культуры. Т. II. Кн. 1. Киевская и Московская Русь/ Сост. А. Ф. Литвина, Ф. Б. Успенский. М., 2002. С. 143–226.

 

[87]«Великая Свитьод», где по преданиям находилась прародина скандинавских богов — асов.

 

[88]Русскому читателю этот автор известен прежде всего благодаря замечательной книге «Викинги», изданной еще в 1961 году, а на русский язык переведенной только в начале 2000-х годов.

 

[89]См.: Рыдзевская Е. А. Древняя Русь и Скандинавия IX–XIV вв. (Материалы и исследования). М., 1978.

 

[90]Первая книга вышла в русском переводе в 1996 году.

 

[91]Не так давно эту старую, но абсолютно мифическую идею попытался возродить Тур Хейердал, занявшийся безуспешными поисками следов древних скандинавов близ Азова (см.: Мельникова Е. А. Ренессанс Средневековья? Размышления о мифотворчестве в современной исторической науке // Родина. 2009. № 3. С. 56).

 

[92]Вернадский Г. В. Древняя Русь. М.; Тверь, 1996. С. 117, 268, 282–283, 336–337, 340–343.

 

[93]Греков Б. Д. Феодальные отношения в Киевском государстве. М.; Л., 1936. С. 18.

 

[94]Уолл-стрит — улица в Нью-Йорке, где располагаются офисы крупнейших банков США. Ее название долгое время было символом американского и даже мирового финансового капитала.

 

[95]Справедливости ради следует сказать, что В. В. Мавродин был действительно крупным историком, о котором с большим уважением отзываются знавшие его ученые. Приведенные цитаты даны здесь не для того, чтобы в отрицательном свете представить их автора, а для того, чтобы показать, в какой атмосфере обсуждала тогдашняя гуманитарная наука в СССР этот вопрос. О В. В. Мавродине см.: Дворниченко А. Ю. Владимир Васильевич Мавродин. Страницы жизни и творчества. СПб., 2001.

 

[96]Толстов С. П. Древнейшая история СССР в освещении Г. Вернадского // Вопросы истории. 1946. № 4. С. 123.

 

[97]Цитаты из текстов Рыбакова см.: Рыбаков Б. А. Киевская Русь и русские княжества XII–XIII вв. М., 1993. С. 90, 94, 298–301.

 

[98]Работы А. Г. Кузьмина, с которых началось обоснование его теории: «Варяги» и «Русь» на Балтийском море // Вопросы истории. 1970. № 10. С. 28–55; Об этнической природе варягов (к постановке проблемы) // Вопросы истории. 1974. № 11. С. 54–83.

 

[99]См.: Пашуто В. Т. Русские историки-эмигранты в Европе. М., 1991. С. 350.

 

[100]Материалы дискуссии см. в книге Л. С. Клейна «Спор о варягах» (СПб., 2009).

 

[101]Об этом см. книгу Г. С. Лебедева и Ю. Б. Жвиташвили «Дракон "Нево" на Пути из варяг в греки. Археолого-навигационные исследования древних водных коммуникаций между Балтикой и Средиземноморьем» (СПб., 1999).

 

[102]См.: Пашуто В. Т. Русско-скандинавские отношения и их место в истории раннесредневековой Европы // Скандинавский сборник. Вып. XV. Таллин, 1970.

 

[103]См., например: Фомин В. В. Варяги и варяжская Русь. М., 2005. Книга имеет характерный подзаголовок «К итогам дискуссии по варяжскому вопросу».

 

[104]Классическая работа в этой области: Гильфердинг А. Ф. История балтийских славян // Собрание сочинений. Т. 4. СПб., 1874. См. также: Нидерле Л. Славянские древности. М., 2000. С. 120–126; Херрман Й. Ободриты, лютичи, руяне // Славяне и скандинавы. М., 1986. С. 338–359; Седов В. В. Славяне. Историко-археологическое исследование. М., 2002. С. 330–348.

 

[105]Это свидетельство часто выступает одним из доказательств того, что у западных славян существовала какая-то письменность в языческий период, хотя из самого текста Титмара неясно, каков был характер этих надписей (возможно использование латинских букв для написания славянских слов).

 

[106]Здесь и далее, в особо не оговоренных случаях, цитаты из источников приведены по «Хрестоматии по истории южных и западных славян» (Т. 1. Минск, 1987. Раздел «Полабские и поморские славяне». С. 248–262. Сост. и прим. А. Н. Саливона, пер. В. К. Ронина).

 

[107]Цит. в пер. А. В. Назаренко: Назаренко А. В. Древняя Русь и славяне (историко-филологические исследования). М., 2009. С. 304.

 

[108]Издание см.: Гельмольд. Славянская хроника. М., 1963.

 

[109]Буданова В. П. Варварский мир эпохи Великого переселения народов. С. 333.

 

[110]Седов В. В. Славяне. С. 330.

 

[111]Цит. по: Херрман Й. Указ. соч. С. 351, 358.

 

[112]Иванов Вяч. Вс., Топоров В. Н. Свентовит // Мифы народов мира. Энциклопедия. Т. 2. М., 1992. С. 420–421.

 

[113]См.: Назаренко А. В. Древняя Русь и славяне. С. 298–314 (Гл. XIV. «О язычестве славян»).

 

[114]Эйнхард. Жизнь Карла Великого// Историки эпохи Каролингов. М., 1999. С. 19 (пер. М. С. Петровой).

 

[115]Гедеонов С. А. Варяги и Русь. М., 2004. С. 172–178.

 

[116]Иванов Вяч. Вс., Топоров В. Н. Рарог // Мифы народов мира. Энциклопедия. Т. 2. С. 368.

 

[117]Херрман Й. Указ. соч. С. 338.

 

[118]Снорри Стурлусон. Круг земной. М., 1995. С. 71.

 

[119]Обзор историографии и современного состояния изучения знаков Рюриковичей см.: Молчанов А. А. Знаки Рюриковичей: итоги и проблемы изучения //Древнейшие государства Восточной Европы. 2005. М., 2008. С. 250–269 (первая публикация в 2001 году); Белецкий С. В. Начало русской геральдики (знаки Рюриковичей X–XI вв.) // У источника. Вып. 1. Сб. ст. в честь С. М. Каштанова. М., 1997. С. 93—171; Он же. Знаки Рюриковичей. Часть первая: X–XI вв. // Исследования по музеефикации древностей Северо-Запада. Вып. 2. СПб., 2000. С. 1 — 120. Из более отдаленной по времени историографии о знаках Рюриковичей важное значение имеют работы гр. И. И. Толстого, А. В. Орешникова, Н. П. Лихачева, Б. А. Рыбакова, В. Л. Янина.

 

[120]Мельникова Е. А. К вопросу о происхождении знаков Рюриковичей // Древнейшие государства Восточной Европы. 2005 г. М., 2008. С. 240–249.

 

[121]Молчанов А. А. Древнейший памятник русской сфрагистики. Моливдовул князя Святослава Игоревича середины X века // Нумизматический сборник (Московского нумизматического общества). № 3. М., 1994. С. 80; Белецкий С. В. Начало русской геральдики. С. 110–114.

 

[122]Молчанов А. А. Знаки Рюриковичей. С. 264–265.

 

[123]Герб и флаг России. Х-ХХ века. М., 1997. С. 41–44.

 

[124]Шаповалов Г. И. О символе «якорь-крест» и значении знака Рюриковичей // Византийский Временник. Т. 57. М., 1997. С. 204–210.

 

[125]Сотникова М. П. Древнейшие русские монеты X–XI веков. М., 1995. С. 241, 245.

 

[126]Мельникова Е. А. К вопросу о происхождении знаков Рюриковичей. С. 241; Молчанов А. А. Знаки Рюриковичей. С. 268.

 

[127]Рапов О. М. Знаки Рюриковичей и символ сокола // Советская археология. 1968. № 3. С. 62–69.

 

[128]См.: Драчук В. С. Системы знаков Северного Причерноморья. Тамгообразные знаки северопонтийской периферии античного мира первых веков нашей эры. Киев, 1975.

 

[129]О хазарском происхождении знаков см.: Мельникова Е. А. К вопросу о происхождении знаков Рюриковичей. С. 247–249; Франклин С., Шепард Д. Начало Руси. 750-1200. СПб., 2000. С. 144, 247.

 

[130]Подробнее см.: Коновалова И. Г. Древнейший титул русских князей «каган» //Древнейшие государства Восточной Европы. 2005 г… М., 2008. С. 228–239.

 

[131]Мельникова Е. А. К вопросу о происхождении знаков Рюриковичей. С.248.

 

[132]Историки эпохи Каролингов. С. 146 (пер. А. И. Сидорова).

 

[133]Азбелев С. Н. Устная история в памятниках Новгорода и Новгородской земли. СПб., 2007. С. 66–69. При этом автор полагает, что сообщение анналов о гибели Гостомысла ошибочно, поскольку в противном случае возникает большой временной промежуток между гибелью князя и призванием его «внука» на Русь в 862 году.

 

[134]См. подробнее: Мыльников А. С. Картина славянского мира: взгляд из Восточной Европы. С. 131–135.

 

[135]Подробно эта поздняя генеалогическая традиция рассмотрена B. И. Меркуловым (Меркулов В. И. Мекленбургская генеалогическая традиция о Древней Руси // Труды Института российской истории РАН. Вып. 7. М., 2008. С. 8—28), однако сам автор, впрочем, придает ей значение источника по истории IX века (!).

 

[136]Седов В. В. Славяне. С. 352, 363, см. также: Седов В. В. Древнерусская народность. Историко-археологическое исследование. М., 1999. С. 113–128.

 

[137]Подробный анализ см.: Зализняк А. А. Древненовгородский диалект. М., 2004.

 

[138]Седов В. В. Древнерусская народность. С. 161–162; Он же. Славяне. C. 364–372.

 

[139]Мурашова В. В. «Путь из ободрит в греки…» (археологический комментарий по «варяжскому вопросу») // Российская история. 2009. № 4. С. 179.

 

[140]О деятельности Румянцевского кружка см.: Козлов В. П. Колумбы российских древностей. М., 1981.

 

[141]Крузе Ф. О происхождении Рюрика // Журнал Министерства народного просвещения. 1836. Январь. С. 43–73; Июнь. С. 513–517.

 

[142]Беляев Н. Т. Рорик Ютландский и Рюрик начальной летописи // Сборник статей по археологии и византиноведению. Т. 3. Прага, 1929. С. 215–270.

 

[143]Вернадский Г. В. Древняя Русь. С. 341–344, 380–382.

 

[144]Ловмяньский X. Рюрик Фрисландский и Рюрик Новгородский // Скандинавский сборник. Вып. VII. Таллин, 1963. С. 221–249.

 

[145]Рыбаков Б. А. Киевская Русь… С. 299; Лебедев Г. С. Эпоха викингов в Северной Европе. Л., 1985. С. 214; Свердлов М. Б. Домонгольская Русь. Князь и княжеская власть на Руси VI — первой трети XIII в. СПб., 2003. С. 107–109, 118–119; Кирпичников А. Н. Сказание о призвании варягов: Легенды и действительность// Викинги и славяне. СПб., 1998. С. 40–50; Молчанов А. А. Древнескандинавский антропонимический элемент в династической традиции рода Рюриковичей: О роли отдельных компонентов в полиэтнической основе формирования Древнерусского государства // Образование древнерусского государства: спорные проблемы. М., 1992. С. 44–47.

 

[146]В пользу отождествления — Касиков X., Касиков А. Еще раз о Рюрике новгородском и Рорике датчанине // Скандинавский сборник. Т. 33. Таллин, 1990. С. 98—109. Против — Яманов В. Е. Рорик Ютландский и летописный Рюрик// Вопросы истории. 2002. № 4. С. 127–137. Существуют гипотезы, признающие отождествление и Рюриков (ютландского и древнерусского), и Гостомыслов (ободритского и новгородского), причем в соответствии с «Историей» Татищева первый признается внуком второго — см. в наиболее завершенном виде: Азбелев С. Н. Устная история… С. 61–86.

 

[147]Франкские анналы опубликованы в известном фундаментальном издании средневековых источников «Monumenta Germaniae Historica» (серия «Scriptores»). В томе 1 (Hannoverae, 1826): Большие королевские (S. 134–218), Фульдские (S. 337–415), Бертинские (S. 419–515), Ведастинские (S. 516–531); в томе 2 (Hannoverae, 1829): Ксантенские (S. 217–235). Большая часть их на русский язык не переведена.

 

[148]См.: Мельникова Е. А. Образование Датского государства (VIII — середина XI в.). Эпоха викингов // История Дании с древнейших времен до начала XX века. М., 1996. С. 41–44; Роэсдаль Э. Мир викингов. СПб., 2001. С. 173–178; Мельникова Е. А. Укрощение неукротимых: договоры с норманнами как способ их интегрирования в инокультурных обществах // Древняя Русь: вопросы медиевистики. 2008. № 2 (32). С. 12–17.

 

[149]Мельникова Е. А. Укрощение неукротимых. С. 12.

 

[150]Пер. В. В. Рыбакова (Рыбаков В. В. Хроника Адама Бременского и первые христианские миссионеры в Скандинавии. М., 2008. С. 71–72).

 

[151]Там же. С. 63.

 

[152]Там же. С. 54–55.

 

[153]Там же. С. 48.

 

[154]Там же. С. 62.

 

[155]MGH SS. Т. 2. S. 604.

 

[156]Ibid. Т. I. S. 200.

 

[157]Ibid. S. 162, 349.

 

[158]Ibid. S. 438; цит. по: Роэсдаль Э. Указ. соч. С. 174.

 

[159]Историки эпохи Каролингов. С. 130 (пер. А. И. Сидорова).

 

[160]Там же. С. 149 (пер. А. И. Сидорова). Ср. Вертинские анналы под 854 г. (MGH SS. Т. 1. S. 448–449).

 

[161]Историки эпохи Каролингов. С. 146–147 (пер. А. И. Сидорова).

 

[162]MGH SS.T. I.S. 441–442

 

[163]Пер. В. В. Рыбакова (Рыбаков В. В. Указ. соч. С. 76–77).

 

[164]MGH SS. Т. 1. S. 445 (пер. Т. Ю. Стукаловой, за что автор приносит ей глубокую благодарность).

 

[165]Историки эпохи Каролингов. С. 148 (пер. А. И. Сидорова).

 

[166]MGH SS. Т. 1. S. 449 (здесь и далее, кроме особо оговоренных случаев, пер. Т. Ю. Стукаловой).

 

[167]Ibid. S. 370.

 

[168]Ibid. S. 459.

 

[169]Ibid. S. 475.

 

[170]Ibid. S. 486.

 

[171]Ibid. S. 493,494.

 

[172]Ibid. S. 386.

 

[173]Ibid. T. 2. S. 235; Историки эпохи Каролингов. С. 158 (пер. А. И. Сидорова).

 

[174]MGH SS.T. I.S. 386.

 

[175]Ibid. S. 396.

 

[176]Ibid. S. 514.

 

[177]Историки эпохи Каролингов. С. 167 (пер. А. И. Сидорова).

 

[178]Там же. С. 170 (пер. А. И. Сидорова).

 

[179]Там же. С. 263 (коммент. А. И. Сидорова).

 

[180]Роэсдаль Э. Указ. соч. С. 178.

 

[181]MGH SS. Т. 1. S. 521; Историки эпохи Каролингов. С. 169 (пер. А. И. Сидорова).

 

[182]MGH SS. Т. 1. S. 524; Историки эпохи Каролингов. С. 174 (пер. А. И. Сидорова).

 

[183]Мельникова Е. А. Образование Датского государства… С. 44.

 

[184]Рыбаков В. В . Указ. соч. С. 68–69 (пер. В. В. Рыбакова).

 

[185]Подробнее см.: Там же. С. 70–85.

 

[186]См.: Там же. С. 76–78.

 

[187]Там же. С. 77–78 (пер. В. В. Рыбакова).

 

[188]Топорова Т. В. Культура в зеркале языка: древнегерманские двучленные имена собственные. М., 1996. С. 118.

 

[189]Благодарю за консультации в этом вопросе доктора исторических наук Е. А. Мельникову.

 

[190]Зимин А. А. Слово о полку Игореве. СПб., 2006. С. 197.

 

[191]Мельникова Е. А. Образование Датского государства… С. 61.

 

[192]Подробнее см.: Горский А. А. Русь «от рода франков» //Древняя Русь: вопросы медиевистики. 2008. № 2 (32). С. 55–59.

 

[193]Старшая Эдда. СПб., 2005. С. 167 (пер. А. И. Корсуна).

 

[194]Исландские саги. Ирландский эпос. М., 1973. С. 200.

 

[195]Там же. С. 334–335.

 

[196]Беовульф. Старшая Эдда. Песнь о нибелунгах. М., 1975. С. 29–31,635.

 

[197]Мельникова Е. А. От племени к раннему государству. Железный век // История Дании с древнейших времен до начала XX века. М., 1996. С. 37.

 

[198]Здесь, конечно, возникают хронологические неувязки. Если признать версию Снорри, что Харальд Прекрасноволосый был праправнуком Рагнара Лодброка, то время рождения последнего должно было бы относиться самое позднее к 770-м годам. Однако именно Рагнару приписывается осада Парижа в 845 году и гибель в Нортумбрии в 865 году.

 

[199]Cнорри Стурлусон. Круг земной. М., 1995. С. 39–40.

 

[200]Молчанов А. А. Древнескандинавский антропонимический элемент… С. 45–46.

 

[201]Снорри Стурлусон. Указ. соч. С. 53.

 

[202]Петрухин В. Я. Древняя Русь: Народ. Князья. Религия // Из истории русской культуры. Т. I. Древняя Русь. М., 2000. С. 77.

 

[203]ПВЛ. С. 9–10, 145–146 (пер. Д. С. Лихачева).

 

[204]ПСРЛ. Т. 3. С. 103.

 

[205]Там же. С. 104–105.

 

[206]Петрухин В. Я. Начало этнокультурной истории Руси IX–XI веков. Смоленск; М., 1995. С. 74.

 

[207]Комарович В. Л. Культ рода и земли в княжеской среде XI–XIII вв. // Из истории русской культуры. Т. II. Кн. 1. Киевская и Московская Русь. М., 2002. С. 16.

 

[208]ПВЛ. С. 390 (коммент. Д. С. Лихачева).

 

[209]Петрухин В. Я. Начало этнокультурной истории Руси… С. 59, подробнее см. с. 52–61.

 

[210]Он же. Древняя Русь: Народ. Князья. Религия. С. 124, 130.

 

[211]ПВЛ. С. 390 (коммент. Д. С. Лихачева), 590 (коммент. М. Б. Свердлова).

 

[212]Трубачев О. Н. В поисках единства: взгляд филолога на проблему истоков Руси. М., 2005. С. 40–41, 48.

 

[213]Подробнее см.: Там же. С. 40–51.

 

[214]Щавелев А. С. Славянские легенды о первых князьях. Сравнительно-историческое исследование моделей власти у славян. М., 2007. С. 109.

 

[215]Данилевский И. Н. Повесть временных лет. Герменевтические основы изучения летописных текстов. М., 2004. С. 201–203.

 

[216]Голб А., Прицак О. Хазарско-еврейские документы X века. М.; Иерусалим, 2003. С. 209 (коммент. В. Я. Петрухина).

 

[217]Щавелев А. С. Указ. соч. С. 109.

 

[218]Подробнее см.: Иванов Вяч. Вс., Топоров В. Н. Мифологические географические названия как источник для реконструкции этногенеза и древнейшей истории славян // Вопросы этногенеза и этнической истории славян и восточных романцев. М., 1976. С. 109–128.

 

[219]См.: Щавелев А. С. Указ. соч. С. 117–119.

 

[220]Петрухин В. Я. Древняя Русь: Народ. Князья. Религия. С. 58.

 

[221]Трубачев О. Н. Указ. соч. С. 46.

 

[222]Подробнее см.: Щавелев А. С. Указ. соч. С. 117–122.

 

[223]Петрухин В. Я. Древняя Русь: Народ. Князья. Религия. С. 49.

 

[224]Мельникова Е. А. Легенда о Кие: о структуре и характере летописного текста // А се его сребро: Збiрник праць на пошану чл. — кор. НАНУ М. Ф. Котляра з нагоди його 70-рiччя. Кшв, 2002. С. 16; Щавелев А. С. Указ. соч. С. 113.

 

[225]Петрухин В. Я. Древняя Русь: Народ. Князья. Религия. С. 58–59.

 

[226]Рыбаков Б. А. Киевская Русь и русские княжества XII–XIII вв. С. 92—100; более осторожно: Сахаров А. Н. Кий: легенда и реальность // Вопросы истории. 1975. № 10. С. 133–141 (по мнению автора, Кий или его прототип в VI или начале VII века побывал в Византии с мирными намерениями, то есть с некоей дипломатической миссией).

 

[227]См.: Мельникова Е. А. Легенда о Кие: о структуре и характере летописного текста. С. 15.

 

[228]Подробный анализ легендарных мотивов о Кие проведен в работах: Котляр Н. Ф. Киевская Русь и Киев в летописных преданиях и легендах. Киев, 1986. С. 17–25; Мельникова Е. А. Легенда о Кле: о структуре и характере летописного текста. С. 9—16; ЩавелевА. С. Указ. соч. С. 105–126.

 

[229]Обоснование датировки X веком см.: Арутюнова-Фиданян В. А. Сирийцы в Тароне (по данным «Истории Тарона») // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия III. Филология. 2007. Вып. 1(7). С. 7–25.

 

[230]См.: Марр Н. Я. Книжные легенды об основании Киева на Руси и Куара в Армении // Известия Российской академии истории материальной культуры. Т. 3. Л., 1924. С. 257–287 (та же статья опубликована в пятом томе «Избранных работ» Н. Я. Марра (М.; Л., 1935); Брайчевский М. Ю. Когда и как возник Киев. Киев, 1964. С. 95–99 (в книге также приведены широкие сопоставления киевской легенды с преданиями других народов и фольклорными мотивами); Боровський Я. Е. Вiрменьский варiант давньоруського пересказу про заснування Киiва // Украiньский Iсторичний журнал. 1981. № 9. С. 82–87. К сожалению, современного научного издания этого важного для древнерусской истории текста нет.

 

[231]Щавелева Н. И. Древняя Русь в «Польской истории» Яна Длугоша. Текст, перевод, комментарий. М., 2004. С. 226.

 

[232]Рыбаков Б. А. Древняя Русь и русские княжества XII–XIII вв. С. 307.

 

[233]Петрухин В. Я. Древняя Русь: Народ. Князья. Религия. С. 82.

 

[234]Пигулевская Н. В. Сирийский источник VI в. о народах Кавказа // Вестник древней истории. М., 1939. № 1.С. 114–115.

 

[235]Петрухин В. Я. Древняя Русь: Народ. Князья. Религия. С. 90.

 

[236]Там же. С. 91–94.

 

[237]См.: Новосельцев А. П. Восточные источники о восточных славянах и Руси VI–IX вв. //Древнейшие государства Восточной Европы. 1998 г. М., 2000. С. 268–273; Коновалова И. Г. Состав рассказа об «острове русов» в сочинениях арабо-персидских авторов X–XVI вв. // Древнейшие государства Восточной Европы. 1999 г. М., 2001. С. 177.

 

[238]Коновалова И. Г. Восточные источники // Древняя Русь в свете зарубежных источников. М., 1999. С. 204.

 

[239]Бибиков М. В. Византийские источники // Там же. С. 92–93.

 

[240]См.: Рапов О. М. Русская церковь в IX — первой трети XII в. Принятие христианства. М., 1998. С. 68–69.

 

[241]Cм.: Бибиков М. В. Византийские источники. С. 90–91.

 

[242]Кузенков П. В. Поход 860 г. на Константинополь и первое крещение руси в средневековых письменных источниках //Древнейшие государства Восточной Европы. 2000 г. М., 2003. С. 5.

 

[243]Там же. С. 91–92.

 

[244]О возможной достоверности сообщений обоих Житий см.: Литаврин Г. Г. Византия, Болгария, Древняя Русь (IX — начало XII в.). СПб., 2000. С. 24–35.

 

[245]Продолжатель Феофана. Жизнеописания византийских царей. СПб., 1992. С. 68–69, 289.

 

[246]Коновалова И. Г. Вхождение Руси в систему политических отношений Хазарии, Халифата и Византии (IX в.) // Средневековая Русь. Вып. 7. М., 2007. С. 16–18.

 

[247]Назаренко А. В. Западноевропейские источники // Древняя Русь в свете зарубежных источников. С. 288–289 (пер. А. В. Назаренко).

 

[248]См.: Коновалова И. Г. Еще раз о кагане русов Вертинских анналов // Восточная Европа в древности и средневековье. Политические институты и верховная власть. XIX Чтения памяти В. Т. Пашуто. М., 2007. С. 117–119.

 

[249]См. подробнее: Седов В. В. Славяне. С. 275–295.

 

[250]Обычно исследователи усматривают в этих народах мадьяр (венгров), которые примерно в это время заняли южнорусские степи, где оставались до конца IX века.

 

[251]Калинина Т. М. Первые географические сочинения описательного жанра //Древняя Русь в свете зарубежных источников. Хрестоматия. Т. 3. Восточные источники. М., 2009. С. 25.

 

[252]В переводе Т. М. Калининой — «меха бобра» (Там же. С. 30).

 

[253]Коновалова И. Г. Восточные источники. С. 206. Ср.: Калинина Т. М. Первые географические сочинения описательного жанра. С. 30–31.

 

[254]Калинина Т. М. Указ. соч. С. 32 (пер. Т. М. Калининой).

 

[255]Там же. С. 35.

 

[256]Коновалова И. Г. Восточные источники. С. 207.

 

[257]Калинина Т. М. Первые географические сочинения описательного жанра. С. 31. Существует точка зрения, что на самом деле Ибн Хордадбех описывает один путь — из Руси в Причерноморье, потом вверх по Дону, до Волги и далее вниз по Волге до Каспия (Назаренко Л. В. Две Руси IX века // Родина. 2002. № 11–12. С. 22). Однако ал-Факих четко разделяет два пути.

 

[258]Коновалова И. Г. Вхождение Руси в систему политических отношений… С. 13.

 

[259]См. подробнее: Франклин С., Шепард Д. Начало Руси. 750—1200. С. 56–69.

 

[260]Калинина Т. М. Арабские историки IX–X вв. // Древняя Русь в свете зарубежных источников. Хрестоматия. Т. III. С. 37–38 (пер. Т. М. Калининой).

 

[261]Полная сводка известий и их анализ см.: Калинина Т. М. Арабские ученые о нашествии норманнов на Севилью в 844 г. // Древнейшие государства Восточной Европы. 1999 г. М., 2001. С. 190–210.

 

[262]Калинина Т. М. Арабские историки IX–X вв. С. 39 (пер. Т. М. Калининой); см. также: Коновалова И. Г. Восточные источники. С. 202; Она же. Вхождение Руси… С. 23.

 

[263]Коновалова И. Г. Вхождение Руси… С. 23–25; Она же. Восточные источники. С. 202.

 

[264]Полная публикация всего корпуса источников с подробными комментариями осуществлена П. В. Кузенковым (см.: Кузенков П. В. Указ. соч. С. 3—172). Далее цитаты из иностранных источников приводятся по этому исследованию в переводе П. В. Кузенкова.

 

[265]Там же. С. 68.

 

[266]Там же. С. 44, 67.

 

[267]Там же. С. 43.

 

[268]Подробнее см.: Там же. С. 68–69.

 

[269]Там же. С. 11, 98.

 

[270]Подробно этот вопрос рассмотрен в работе: Сахаров А. Н. Дипломатия Древней Руси: IX — первая половина X в. М., 1980.

 

[271]О различных версиях см.: Бибиков М. В. Византийские источники. С. 99—102; Кузенков П. В. Указ. соч. С. 77–79. Критику этой версии см.: Назаренко А. В. Древняя Русь на международных путях. Междисциплинарные очерки культурных, торговых, политических связей IX–XII веков. М., 2001. С. 32–34.

 

[272]См.: Кузенков П. В. Указ. соч. С. 42, 80–83, 132–133, 135.

 

[273]ПСРЛ. Т. 3. С. 105.

 

[274]ПВЛ. С. 149 (пер. Д. С. Лихачева).

 

[275]См. изложение гипотезы А. А. Шахматова на этот счет: Кузенков П. В. Указ. соч. С. 161–165 (коммент. к древнерусским известиям о походе 860 года).

 

[276]ПВЛ. С. 405 (коммент. Д. С. Лихачева).

 

[277]На это обратил внимание еще А. А. Шахматов. См.: Кузенков П. В. Указ. соч. С. 163.

 

[278]О боярских дворах XI века, упоминаемых в ПВЛ, см.: Кузьмин А. В. Боярский двор: историко-топографический комментарий к сообщению летописца XI в. //Точное гуманитарное знание: традиции, проблемы, методы, результаты. М., 1999. С. 86–87.

 

[279]ПВЛ. С. 275 (текст Д. С. Лихачева).

 

[280]Д. С. Лихачев (ПВЛ. С. 408, коммент.).

 

[281]Щепкин Е. Н. Порядок престолонаследия у древних норвежских конунгов // Сборник статей, посвященных В. О. Ключевскому. Ч. 1. М., 1909. С. 164.

 

[282]Калинина Т. М. Арабские энциклопедисты X–XI вв. //Древняя Русь в свете зарубежных источников. Хрестоматия. Т. III. С. 117. Об ал-Мас'уди см.: Там же. С. 109; Коновалова И. Г. Восточные источники. С. 220–221.

 

[283]См.: Мишин Д. Е. Сакалиба (славяне) в исламском мире в раннее средневековье. М., 2002. С. 68–72.

 

[284]Флоря Б. Н. Сказания о начале славянской письменности. СПб., 2000. С. 11–18.

 

[285]Там же. С. 223.

 

[286]Там же. С. 149.

 

[287]Там же. С. 223–227. О деятельности Кирилла и Мефодия и «руских письменах» см. также: Истрин В. А. 1100 лет славянской азбуки. М., 1988; Уханова Е. В. У истоков славянской письменности. М., 1998.

 

[288]См.: Назаренко А. В. Немецкие латиноязычные источники IX–XI веков. Тексты, перевод, комментарий. М., 1993. С. 7—11, 14–15, 41–42; Он же. Западноевропейские источники // Древняя Русь в свете зарубежных источников. М., 1999. С. 292–295.

 

[289]См.: Горский А. А. Баварский географ и этнополитическая структура восточного славянства // Древнейшие государства Восточной Европы. 1995 г. М., 1997. С. 278–281. Исследователь отождествляет русов Баварского географа с полянами. Иное мнение см.: Седов В. В. Славяне. С. 268; ср.: Назаренко А. В. Немецкие латиноязычные источники… С. 44.

 

[290]Назаренко А. В. Немецкие латиноязычные источники… С. 52–58; Он же. Западноевропейские источники. С. 299–301.

 

[291]Cм.: Назаренко А. В. Немецкие латиноязычные источники… С. 59–67, 83–90; Он же. Западноевропейские источники. С. 295–297. Этот путь даже был назван автором «из немец в хазары» (Назаренко А. В. Русь на «пути из немец в хазары» (IX–X века) // Он же. Древняя Русь на международных путях. С. 71 —112).

 

[292]Подробный анализ различных форм названия «русь» в западноевропейской латинской традиции IX–XII вв. см.: Назаренко А. В. Древняя Русь на международных путях. С. 11–50.

 

[293]Назаренко А. В. Западноевропейские источники. С. 290–292.

 

[294]Подробнее см.: Новосельцев А. П. К вопросу об одном из древнейших титулов русского князя // Древнейшие государства Восточной Европы. 1998 г. М., 2000. С. 367–379; также важные наблюдения: Коновалова И. Г. Древнейший титул русских князей «каган». С. 228–239.

 

[295]Калинина Т. М. Рассказ об «острове русов» в сочинениях X–XVI вв. // Древняя Русь в свете зарубежных источников. Хрестоматия. Т. 3. С. 47–50 (пер. Т. М. Калининой).

 

[296]См. подробнее: Коновалова И. Г. Состав рассказа об «острове русов» в сочинениях арабо-персидских авторов X–XVI вв. // Древнейшие государства Восточной Европы. 1999 г. М., 2001. С. 169–189. Исследовательница, впрочем, полагает, что рассказы об «острове русов» и «островах русов» в Причерноморье — два варианта одной традиции, что представляется не вполне очевидным.

 

[297]Заслуживает внимания, впрочем, соотнесение «острова русов» с Биркой, основанное на сопоставлении упоминаемых Ибн Русте этнографических деталей с данными археологии (Петрухин В. Я. «Русский каганат», скандинавы и южная Русь: средневековая традиция и стереотипы современной историографии // Древнейшие государства Восточной Европы. 1999. М., 2001. С. 135).

 

[298]Коновалова И. Г. Состав рассказа об «острове русов»… С. 189.

 

[299]Калинина Т. М. Региональные истории // Древняя Русь в свете зарубежных источников. Хрестоматия. Т. 3. С. 164–165.

 

[300]Коновалова И. Г. Походы русов на Каспий и русско-хазарские отношения // Восточная Европа в исторической ретроспективе. К 80-летию В. Т. Пашуто. М., 1999. С. 114.

 

[301]Cм.: Горский Л. А. Русь. От славянского Расселения до Московского царства. М., 2004. С. 54–58. Ср. противоположное мнение: Петрухин В. Я. «Русский каганат»… С. 127–142.

 

[302]Типологию этнонимов см.: Мельникова Е. А., Петрухин В. Я. Комментарии // Константин Багрянородный. Об управлении Империей. Текст, перевод, комментарий. М., 1989. С. 304–305.

 

[303]Там же. С. 297.

 

[304]Общий обзор различных версий о происхождении названия «русь»: Мельникова Е. А., Петрухин В. Я. Комментарии // Константин Багрянородный. Об управлении империей. С. 297–304.

 

[305]Рыбаков Б. А. Киевская Русь и русские княжества… С. 78–90.

 

[306]Петрухин В. Я. «Русский каганат», скандинавы и Южная Русь… С. 128.

 

[307]Он же. Древняя Русь: Народ. Князья. Религия. С. 81.

 

[308]Мельникова Е. А., Петрухин В. Я. Комментарии // Константин Багрянородный. Указ. соч. С. 302.

 

[309]См. подробнее: Трубачев О. И. В поисках единства… С. 150–182.

 

[310]См. подробнее: Мельникова Е. А., Петрухин В. Я. Комментарии // Константин Багрянородный. Указ. соч. С. 297–300, 305–307; Они же. Название «Русь» в этнокультурной истории Древнерусского государства (IX–X вв.) // Вопросы истории. 1989. № 8. С. 24–38.

 

[311]Cм. об этих особенностях: Петрухин В. Я. Древняя Русь: Народ. Князья. Религия. С. 100.

 

[312]Калинина Т. М. Арабские энциклопедисты X–XI вв. //Древняя Русь в свете зарубежных источников. Хрестоматия. Т. III. С. 121, 123.

 

[313]Подробнее см.: Мельникова Е. А., Петрухин В. Я. Скандинавы на Руси и в Византии в X–XI вв. К истории названия варяг // Славяноведение. 1994. № 2. С. 56–68.

 

[314]См.: Петрухин В. Я. Древняя Русь: Народ. Князья. Религия. С. 79

 

[315]См.: Горский А. А. Русь. С. 38–43.

 

[316]Петрухин В. Я. Древняя Русь… С. 87.

 

[317]Там же. С. 78–79.

 

[318]См.: Петрухин В. Я. Начало этнокультурной истории Руси IX–XI веков. С. 54–55.

 

[319]Горский А. А. Русь. С. 65–66.

 

[320]Успенский Ф. Б. Скандинавы. Варяги. Русь: Историко-филологические очерки. М., 2002. С. 31.

 

[321]Иное мнение, основанное на более поздних летописных вариантах текста договора с необъясненной инверсией («Улебов Володислав» вместо «Улеб Володиславль»), возникшей во многом благодаря стремлению B. Н. Татищева объяснить отсутствие Улеба, мужа Сфандры, в перечне князей и искусственно связать эти имена родством с Игорем, см.: Белецкий С. В. Кто такой Володислав договора 944 г.? // Норна у источника Судьбы. Сборник статей в честь Е. А. Мельниковой. М., 2001. С. 16–23.

 

[322]Список соответствий именам договоров см.: Томсен В . Указ. соч. C. 219–226.

 

[323]Мельникова Е. А. Тени забытых предков// Родина. 1997. № 10. С. 17–19. О скандинавских именах на Руси см.: Она же. Источниковедческий аспект изучения скандинавских личных имен в древнерусских летописных текстах // У источника. Вып. 1. Сборник статей в честь чл. — корр. РАН С. М. Каштанова. М., 1997. С. 82–92.

 

[324]Там же. С. 18–19.

 

[325]Подробнее см.: Мельникова Е. А. Древнерусские лексические заимствования в шведском языке // Древнейшие государства на территории СССР. 1982 г. М., 1984. С. 62–75.

 

[326]Томсен В . Указ. соч. С. 217–218.

 

[327]Лебедев Г. С. Славянский царь Дир//Родина. 2002. № 11–12. С. 25–26.

 

[328]Кирпичников А. И. Великий Волжский путь // Там же. С. 63.

 

[329]Там же. С. 59.

 

[330]Мельникова Е. А. Варяжская доля. Скандинавы в Восточной Европе: хронологические и региональные особенности // Родина. 2002. № 11–12. С. 31.

 

[331]Мельникова Е. А. Балтийская система коммуникаций в I тысячелетии н. э. // Древнейшие государства Восточной Европы. 2009 г. М., 2010. С. 54–56.

 

[332]Петрухин В. Я. Путь из Варяг в Греки: становой хребет Древнерусской державы // Родина. 2002. № 11–12. С. 54.

 

[333]Подробнее см.: Петрухин В. Я. Путь из Варяг в Греки. С. 52–58.

 

[334]Мельникова Е. А. Скандинавские рунические надписи. С. 200–202.

 

[335]Раскопки В. И. Равдоникаса. Возможное прочтение: «Умер (=попал после смерти) в выси одетый в [могильный] камень владетель трупов (=воин), сияющий, губитель мужей, в могучей дороге плуга (=земле)». См.: Мельникова Е. А. Скандинавские рунические надписи. С. 202–206.

 

[336]Носов Е. Н. Новгородское городище в свете проблемы становления городских центров Поволховья // Носов Е. Я, Горюнова В. М., Плохов А. В. Городище под Новгородом и поселения Северного Приильменья (новые материалы и исследования) / Труды Института истории материальной культуры РАН. Т. XVIII. СПб., 2005. С. 26–27.

 

[337]Кирпичников А. Я ., Дубов И. В., Лебедев Г. С. Русь и варяги (русско-скандинавские отношения домонгольского времени) // Славяне и скандинавы. М., 1986. С. 193.

 

[338]Носов Е. Я. Новгородское городище в свете проблемы становления городских центров Поволховья. С. 25.

 

[339]Там же. С. 30–32; Носов Е. Я . Славяне на Ильмене // Родина. 2002. № 11–12. С. 50–51. См. также: Он же. Новгородское (Рюриково) городище. Л., 1990.

 

[340]Захаров С. Д. Древнерусский город Белоозеро. М., 2004. С. 109–128.

 

[341]Седов В. В. Изборск в раннем Средневековье. М., 2007. С. 114–117.

 

[342]Седов В. В. Становление Изборска. Как возник древнейший город на Псковской земле // Родина. 2002. № 11–12. С. 45.

 

[343]Свердлов М. Б. Домонгольская Русь. С. 112–114.

 

[344]Ср.: Там же. С. 114–115.

 

[345]См.: Древнерусские города в древнескандинавской письменности. Тексты, перевод, комментарий / Сост. Г. В. Глазырина, Т. Н. Джаксон. М., 1987. С. 119–122; Мельникова А. Древнескандинавские географические сочинения. Тексты, перевод, комментарий. М., 1986. С. 36–37, 62, 65.

 

[346]Гиппиус А. А. Новгород и Ладога в Повести временных лет // У истоков русской государственности. Историко-археологический сборник. B. Новгород; СПб., 2007. С. 217. В этой работе прослежено соотношение двух вариантов известия о княжении Рюрика и обоснована первичность «новгородского».

 

[347]Янин В. Л. О начале Новгорода // Там же. С. 208.

 

[348]Петрухин В. Я. Призвание варягов: историко-археологический контекст//Древнейшие государства Восточной Европы. 2005 г. М., 2008. С. 37, со ссылкой на работу В. М. Потина.

 

[349]См.: Мельникова Е. А. Предпосылки возникновения и характер «северной конфедерации племен» // Восточная Европа в древности и средневековье. М., 1993. С. 53–55; Седов В. В. Конфедерация северно-русских племен в середине IX в. // Древнейшие государства Восточной Европы. 1998 г. М., 2000. С. 240–249.

 

[350]Янин В. Л. О начале Новгорода. С. 207–208.

 

[351]Петрухин В. Я. «Русский каганат»… С. 139.

 

[352]См.: Шахматов А. А. Сказание о призвании варягов. СПб., 1904. C. 34–36.

 

[353]Михайлов К. А. Скандинавский могильник в урочище Плакун (заметки о хронологии и топографии) // Ладога и ее соседи в эпоху Средневековья. СПб., 2002. С. 63–68. См. также: Петрухин В. Я. Легенда о призвании варягов и Балтийский регион // Древняя Русь: Вопросы медиевистики. 2008. № 2 (32). С. 44.

 

[354]Рыбаков Б. А. Киевская Русь и русские княжества XII–XIII вв. С. 298. Вероятно, эта идея идет от Н. К. Рериха.

 

[355]См.: Гринев Н. Я. Легенда о призвании варяжских князей (об источниках и редакциях в Новгородской первой летописи) // История и культура древнерусского города. М., 1989. С. 31–43.

 

[356]Мельникова Е. А., Петрухин В. Я. Легенда о «призвании варягов» и становление древнерусской историографии // Вопросы истории. 1995. № 2. С. 54; Мельникова Е. А. Рюрик, Синеус и Трувор в древнерусской историографической традиции // Древнейшие государства Восточной Европы. 1998 г. М., 2000. С. 157.

 

[357]Любезная консультация Е. А. Мельниковой, за что автор приносит ей глубокую благодарность.

 

[358]Мельникова Е. А. Рюрик, Синбус и Трувор… С. 157.

 

[359]Гринев И. Н. Указ. соч. С. 37.

 

[360]Мельникова Е. А. Рюрик, Синеус и Трувор… С. 148–149.

 

[361]Там же. С. 147, 149.

 

[362]Петрухин В. Я. Призвание варягов… С. 44–45.

 

[363]Он же. Древняя Русь: Народ. Князья. Религия. С. 109–112; Он же. Начало этнокультурной истории Руси… С. 119–121.

 

[364]См.: Гиандер К. Ф. Датско-русские исследования. Вып. III. Пг., 1915.

 

[365]Беда Достопочтенный. Церковная история народа англов. СПб., 2001. С. 21, 247–248 (пер. и коммент. В. В. Эрлихмана).

 

[366]Там же. С. 223–224, 316–317 (пер. и коммент. В. В. Эрлихмана).

 

[367]Гальфрид Монмутский. История бриттов. Жизнь Мерлина. М., 1984. С. 66–69.

 

[368]Иванов Вяч. Вс. Дуальные структуры в антропологии. М., 2008. С. 31.

 

[369]Видукинд Корвейский. Деяния саксов. М., 1975. С. 128–129 (пер. Г. Э. Санчука).

 

[370]Петрухин В. Я. Древняя Русь: Народ. Князья. Религия. С. 109.

 

[371]Там же.

 

[372]Рыдзевская Е. А. Древняя Русь и Скандинавия в IX–XIV вв. С. 165–166.

 

[373]Подробно см.: Мельникова Е. А., Петрухин В. Я. «Ряд» легенды о призвании варягов в контексте раннесредневековой дипломатии //Древнейшие государства на территории СССР. 1990 г. М., 1991. С. 219–229; Петрухин В. Я. Древняя Русь: Народ. Князья. Религия. С. 104–115.

 

[374]Мельникова Е. А., Петрухин В. Я. «Ряд» легенды… С. 223; Петрухин В. Я. Древняя Русь: Народ. Князья. Религия. С. 119. На возможность такого понимания летописных сведений обратил внимание еще В. Т. Пашуто.

 

[375]Янин В. Л. О начале Новгорода. 2008. № 2(32). Июнь. С. 209–210.

 

[376]Подробнее см.: Мельникова Е. А. Укрощение неукротимых: договоры с норманнами как способ их интегрирования в инокультурных обществах // Древняя Русь: вопросы медиевистики. 2008. № 2(32). Июнь. С. 12–26.

 

[377]Свод древнейших письменных известий о славянах. Т. II (VII–IX вв.). М., 1995. С. 367, см. также с. 374–388 (пер. и коммент. В. К. Ронина).

 

[378]Свердлов М. Б. Домонгольская Русь… С. 108.

 

[379]Мельникова Е. А., Петрухин В. Я. «Ряд» легенды… С. 228.

 

[380]Янин В. Л. О начале Новгорода. С. 209.

 

[381]Цит. по: Кирпичников А. Н. Сказание о призвании варягов:


Поделиться:

Дата добавления: 2014-12-30; просмотров: 113; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.008 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты