Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника



Теоретическое объяснение социальных институтов: примеры

Читайте также:
  1. II. Примеры проективных методик
  2. III. Примеры решения задач.
  3. III. Примеры решения задач.
  4. III. Примеры решения задач.
  5. IV. Примеры решения задач.
  6. IV. Примеры решения задач.
  7. IV. Примеры решения задач.
  8. IV. Примеры решения задач.
  9. IV. Примеры решения задач.
  10. IV. Примеры решения задач.

Характер социологических объяснений Рэдклифф-Брауна лучше всего проиллюстрировать на примере социологии религии, которая была предметом его интереса на протяжении всей жизни, начиная с исследования андаманских островитян и заканчивая последними, посмертно опубликованными заметками о тотемиз­ме. Его теория религии получила наиболее полное изложение в очерке «Религия и общество»2. Она включает следующие основные положения.

1. Существование общества зависит от наличия в душах его членов определенной системы чувств, управляющих их поведе­нием во взаимоотношениях друг с другом и обеспечивающих ми­нимально необходимую групповую солидарность. (При этом речь идет о солидарности не только общества в целом, но и отдельных его групп, например орды, клана, возрастной группы и т.д.)

2. Каждый элемент социальной системы или природный объ­ект, оказывающий влияние на благосостояние или сплочение об­щества, становится объектом этой системы чувств, т.е. социальной ценностью. Включаясь в коллективные обряды, он приобретает ритуальную ценность. (Термин «ценность» употребляется в ней­тральном смысле; так, в обрядах австралийских аборигенов риту­альной ценностью наделяются, помимо прочего, такие объекты, как дизентерия, засуха и т. д. Кроме того, ритуальной ценностью может наделяться не только объект, оказывающий прямое влияние на благосостояние общества, например дичь и продукты земли, но и объект, случайно сопутствующий важным социальным событи-

1 Рэдклифф-Браун А.Р. О социальной структуре. С. 193.

2 Рэдклифф-Браун А.Р. Религия и общество // Социальные и гуманитарные
науки. Сер. 11, Социология. М., 1997. № 1. С. 79-109.


СОЦИОЛОГИЯ ВЕЛИКОБРИТАНИИ 229

ям, например ворон у австралийских аборигенов, который всегда оказывается рядом с человеком во время охоты — одного из глав­ных элементов в их системе жизнеобеспечения.)

3. В человеческом обществе указанные чувства не даны от рождения; они развиваются под влиянием общества, в процессе воспитания. (Иначе говоря, эти чувства относятся к особой соци­альной реальности.)

4. Ритуалы (позитивные и негативные) являются способами регулируемого символического выражения этих чувств в коллек­тивном действии.

5. Коллективное выражение этих чувств в ритуальном дейс­твии выполняет функцию поддержания этих чувств у индивидов на таком уровне интенсивности, который обеспечивает достаточ­ную социальную сплоченность, а также функцию передачи их от поколения к поколению.



6. Религия является важным и необходимым элементом под­держания социального порядка.

7. Основное чувство, поддерживаемое и выражаемое рели­гией, — это чувство зависимости, существующее в двух модаль­ностях: человек может зависеть от других и должен зависеть от других. (По существу «чувство зависимости», как его описывает Рэдклифф-Браун, тождественно таким состояниям, как доверие и уверенность.)

8. В некоторых обществах существует прямая связь между религией и социальной структурой: форма религии соответствует форме социальной структуры. Однако в тех случаях, когда церков­ная (религиозная) структура становится в обществе относительно независимой, такая связь ослабевает или полностью теряется.

Последнему положению Рэдклифф-Браун уделял в своей работе особое внимание, прежде всего в связи с исследования­ми австралийского «тотемизма». Свою теорию тотемизма он не­однократно формулировал и переформулировал (в частности, в работах «Андаманские островитяне», «Социальная организация австралийских племен», в ранних этнографических заметках о тотемизме, в очерке «Социологическая теория тотемизма» и в программной лекции «Сравнительный метод в социальной ант­ропологии»). В очерке «Религия и общество» эта теория принимает следующие очертания.



1. В Австралии существует структурная система кланов; каж­дый клан является тотемической группой, имеет свои «тотемные Центры» (священные места, находящиеся на его территории), свой


230 История социологии

миф о происхождении и свои особые обряды, выполняемые в то­темных центрах.

2. Официальная цель обрядов (речь идет об интичиума, об­рядах размножения) состоит в поддержании дальнейшего сущест­вования того естественного вида (растения или животного) или природного объекта (например, дождя), который является тотемом соответствующего клана и с которым клан себя отождествляет.

3. Функция этих обрядов — поддержание тотемической соли­дарности клана. (Партикулярные территории, обряды, мифы под­держивают внутреннюю сплоченность каждого отдельного клана и его отграниченность от других кланов.)

4. Есть ряд тотемических церемоний и обрядов инициации, которые собирают несколько кланов на территории одного из них. Каждая такая церемония собирает свой особый набор кла­нов; соответственно каждый клан участвует в серии церемоний, собирающих разные комбинации кланов. Вследствие этого обра­зуется сложная «сеть» кланов, посредством которой каждый клан соединен, хотя бы косвенно, через ряд опосредствующих звеньев с любым другим. На уровне представлений (мифологии) такая сеть поддерживает существование всей природы в целом; на уровне со­циальной структуры поддерживается клановая система в целом.

Подобного рода объяснения выдвигались и в отношении дру­гих форм религиозной жизни: системы старшинства рассматрива­лись как структурная опора культа предков, системы возрастных ступеней — как структурная опора того же поклонения предкам и сложных систем посвятительных обрядов и т. п.

Рэдклифф-Браун вообще предпочитал работать на уровне специальных (частных) теорий. Такие частные теории были раз­работаны им применительно к таким явлениям, как табу, обычай шутливых отношений, левират и сорорат, некоторые брачные об­ряды, особое отношение между сыном сестры и братом матери, классификационные терминологии родства и т. д. В целом его подход к изучению общества можно определить как микросоци-

ологический1.

 

1 См.: Никишенков А.А. Структурно-функциональные методы А.Р. РэД-клифф-Брауна в истории британской социальной антропологии // Рэдклифф-Браун А.Р. Структура и функция в примитивном обществе. С. 285 и дальше; Николаев В.Г. Сравнительная социология А.Р. Рэдклифф-Брауна // Рэдклифф' Браун А.Р. Метод в социальной антропологии. С. 387-390.


СОЦИОЛОГИЯ ВЕЛИКОБРИТАНИИ



Влияние идей Б. Малиновского


Дата добавления: 2014-12-30; просмотров: 34; Нарушение авторских прав


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Социальная структура и социальная морфология | И эмпирическую социологию
lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2018 год. (0.008 сек.) Главная страница Случайная страница Контакты