Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


История социологии. Осмысление роли сознания рода в структуре социальной жизни позволило Гиддингсу поставить в качестве важнейшей для социологии проблему соо





Осмысление роли сознания рода в структуре социальной жизни позволило Гиддингсу поставить в качестве важнейшей для социологии проблему соотношения социального и индивидуаль­ного сознания. Согласно его представлениям, сознание индивида изначально включает сознание рода, заставляющее его признавать реальность общности. Он утверждал необходимость развития со­циального сознания как фактора, способствующего укреплению единства нации.

По мнению Гиддингса, в обществе действуют силы «искусст­венного отбора как сознательного выбора», которые он подразде­лял на силы социализирующие и силы социальные. К первым из них, представляющим внешнее условие по отношению к социаль­ной структуре и способствующим социализации, он относил почву, климат и т.п., а также стремления и страсти индивидов. В структу­ру социальных сил Гиддингс включал влияние группы или обще­ства на индивида, направляющее поведение людей к достижению групповых целей. Примерами социальных сил для Гиддингса были общественное мнение, законодательство. В самом общем виде со­циальный процесс рисовался им как взаимодействие сознательных мотивов, волевой ассоциации и физических сил1.

Гиддингс пытался представить в психологическом плане ме­ханизм воздействия «сознания рода» на социальную эволюцию. Согласно Гиддингсу, именно «сознание рода» лежит в основе прой­денного человечеством пути. Поэтому для «полного субъективного истолкования общества» он считал необходимым проследить по­явление «сознания рода» во всех социальных феноменах на всем протяжении человеческой истории. Рассуждая о процессе соци­альной эволюции, Гиддингс выдвинул гипотезу, согласно которой первоначальные социальные объединения возникали под влия­нием внешних физических условий: запасов пищи, температуры, соприкосновения или столкновения с другими индивидами или племенами. Но по прошествии определенного времени внутри «социального агрегата» у подобных друг другу индивидов появля­лось «сознание рода», и это объединение развивалось в «ассоциа­цию», которая в свою очередь начинала положительно реагировать на удовольствия и жизненные условия индивидов. С осознания индивидами этой благоприятной реакции начинался их волевой процесс. С этого времени объединенные в ассоциацию индивиды старались усовершенствовать свои социальные отношения, и в свя-

1 Гиддингс Ф. Основы социологии. Анализ явлений ассоциации и социаль­ной организации. С. 373.


СОЦИОЛОГИЯ США



зи с этим важнейшими факторами в ряду социальных причин ста­новились индивидуальные и социальные выборы. Среди множес­тва социальных отношений и действий, случайно установленных, испытанных или придуманных, одни воспринимались сознанием как желательные, другие — как неприемлемые. Соединившиеся в ассоциацию индивиды делали выбор между этими отношениями, стремясь сохранить одни и устранить другие. Согласно Гиддингсу, социальный выбор и социальная воля ассоциации определялись «сознанием рода»1.

Большую роль в реализации выбора Гиддингс отводил естест­венному отбору. По существу, вторя Дарвину и Самнеру, он указы­вает, что в борьбе за существование отдельные выборы могут либо сохраниться, либо отмереть. Природа сама отвергнет неудачный выбор, иногда даже путем разрушения целых обществ2. Поскольку вредные выборы отвергаются в ходе естественного отбора, то, по Гиддингсу, теория социальных изменений может концентрировать свое внимание на разумных выборах. Гиддингс формулирует со­циальный закон, согласно которому общество стремится к своему совершенному типу в соответствии с доминирующей концепцией «идеального блага». Иначе говоря, каждая большая группа людей находится под влиянием определенного идеала. Развивая свою мысль, Гиддингс конкретизирует, что основой рационального со­циального выбора являются социальные ценности, которые он определяет как «социальную оценку вещей, имеющих социаль­ное значение»3. В более поздних работах Гиддингс дает следую­щее определение феномену социальной ценности: это «отноше­ние или уважение к любой социальной привычке, отношению или институту, которые человек лелеет и защищает»4. Согласно теории ценностей Гиддингса, высшим объектом социальных ценностей является «разумное счастье»5. Такая постановка вопроса в целом соответствовала философской традиции, в которой целью позна­ния является разумное переустройство общества на благо и счастье человечества.

1 Гиддингс Ф. Основы социологии. Анализ явлений ассоциации и социаль­
ной организации. С. 21.

2 См. там же. С. 22.

3 Там же. С. 157.

4 Giddings F.H. Studies in the Theory of Human Society. N. Y, 1922. P. 173.

5 Гиддингс Ф. Основы социологии. Анализ явлений ассоциации и социаль­
ной организации. С. 406.




Поделиться:

Дата добавления: 2014-12-30; просмотров: 124; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты