Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Глава III. Философия Средневековья 3 страница




1 Данте Алигьери. Божественная комедия. М., 1992., с. 133.

струировал телескоп и создал первый термоскоп (прототип термометра), Леонардо да Винчи изобрел устройство для сво­бодной подвески церковных колоколов, сводящих к минимуму сопротивление трения, подвижную модель шлюза, строгаль­ный станок, устройство для насечки напильников, много­ствольную скорострельную пушку, шариковый подшипник, артиллерийский снаряд со стабилизатором, модели вертолета, экскаватора, велосипеда, аэроплана. Наука стала принимать международный характер.

Широкое развитие мореплавания в поисках новых земель превратило конец XV - начало XVI столетий в период Великих географических открытий. В 1492 г. Христофор Колумб сделал известным для европейцев Американский континент. В 1498 г. Васко да Гама, обогнув Африку, прошел морским путем из Европы в Индию. В 1519 - 1521 г.г. Фернан Магеллан осущест­вил первое кругосветное путешествие. С открытием новых земель мир раздвинулся и сделался в несколько раз больше, нарушились рамки национальной обособленности, а вместе с ними рухнула и средневековая замкнутость в экономике, куль­туре, мышлении. Культура и наука все больше приобретали светский характер. (См. таблицу на с. 150).

Период завершения Средневековья и начала следующего этапа истории получил в науке название «эпохи Ренессанса»1 в котором выделяются, в свою очередь, следующие историче­ские этапы:

Предвозрождение (Дученто) II пол. XIII в.   Ликвидация крепостничества, накопле­ние торгово-купеческих капиталов, появ­ление антифеодальных городских консти­туций.  
Раннее Возрождение (Треченто) XIV век   Эпоха пополанской2 демократии горо­дов, государств, появление мануфактур.  
Зрелое Возрождение (Кватрочето) XV век   Ограниченная пополанская демократия сменяется олигархическим правлением, а затем тиранией.  
Позднее Возрождение (Чинквеченто) XVI в. - нач. XVII в.   Эпоха великих политических потрясе­ний. Образование региональных абсолю­тистских государств и дальнейшая эволю­ция раннекапиталистической экономики.  

1 Ренессанс - (от фр.) возрождение.

2 Пополаны - (от итал. - народ) торгово-ремесленные слои городов, объединенные в цехи купцы и ремесленники. В XVI в. разделились на организации богатых горожан - «жирный народ» и ремесленников -«тощий народ».

Итак, эпоха Возрождения - это эпоха зарождения капиталисти­ческих отношений, создания национальных государств и абсолютных монархий Западной Европы, эпоха глубоких социальных конфликтов. Эти изменения привели к переменам в умонастроениях людей и пробуждению их самосознания. Прежде всего это выразилось в секуляризации, т. е. в освобождении общества от безраздель­ного господства церковной идеологии и религии. «Осво­бождение от религии различных сфер общества и отдельных индивидов не следует понимать как единственный аспект се­куляризации. Секуляризация предполагает и другую сторону этого процесса: утверждение в сознании и поведении индиви­дов, иных, нерелигиозных норм, ценностей и целей».1

Наиболее интенсивно этот процесс шел в среде набираю­щей силу буржуазии, как класса, нуждающегося в новом ми­ровоззрении. Емкую и лаконичную характеристику произо­шедшим переменам дал Ф. Энгельс. «Королевская власть, опираясь на горожан, сломила мощь феодального дворянства и создала крупные, в сущности основанные на национально­сти, монархии, в которых начали развиваться современные европейские нации и современное общество».2

Гегель оценивал период Возрождения как время, когда «дух... поднялся до предъявления к себе требования, чтоб он находил и знал себя действительным самосознанием как в сверхчувственном мире, так и в непосредственной природе»3. Главная черта этой эпохи «пробуждение самостности духа»4, и рассматривать ее надо как подготовительный этап к возникно­вению философии Нового времени.

Стремление к возрождению идеалов и ценностей классиче­ской древности, давшее наименование эпохе, определило ре­шающее влияние наследия античности на формирование фи­лософских воззрений этого периода. Идеал античной культуры оказался ближе и понятнее нарождающейся буржуазии, чем культура феодального общества. Поэты и художники стреми­лись отразить в своем творчестве окружающий их мир и чело­века такими, какими видели их в действительности. Опорой

1 Угринович Д.М. Введение в религиеведение, М., 1985, сс. 167 - 168.

2 Энгельс Ф. Диалектика природы. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 20, с. 345.

3 Гегель. Лекции по истории философии. Соч. в 14-ти т., т. XI, кн. 3, с. 165.

4 Гегель. Лекции по истории философии. Соч. в 14-ти т., т. XI, кн. 3, с. 165.

служило им искусство древних греков. Однако ренессансный гражданин, ренессансная культура и философия существенно отличаются от античных. Хотя Возрождение и противопостав­ляет себя Средневековью, оно возникло как итог развития средневековой культуры и поэтому несет на себе ее отпечаток. Античная традиция не просто усваивалась в эпоху Возрожде­ния, но творчески перерабатывалась. Если в средние века уче­ные и философы, как правило, были служителями Церкви, то теперь появилась прослойка интеллигенции, связанная только с наукой и искусством.

Возрождение было в целом общеевропейским явлением, но начало и наиболее яркие его проявления связаны несомненно с Италией.

2. Специфика философской культуры Возрождения

Философская мысль эпохи Возрождения охватывает три сто­летия: от раннего гуманизма XIV в. до натурфилософии XVI -нач. XVII вв. Ее нельзя рассматривать только как результат разложения средневековой схоластики, она противостоит всей системе средневековой философии, ибо строится, развивается на принципиально иных основаниях, хотя это и не означает полного разрыва между ними.

Для новой философской культуры были характерны:

1) антисхоластический характер (хотя для государства схо­ластика оставалась официальной философией и ее принципы изучались в большинстве университетов);

2) пантеизм как главный принцип мировоззрения;

3) антропоцентризм и гуманизм.

В эпоху Возрождения вырабатывается новый стиль мышле­ния, который главную роль отводит не форме выражения идеи, а ее содержанию. Схоластическая же традиция создания фило­софских сочинений была связана с догматической, «ментор­ской» манерой изложения, построенной на толковании авто­ритетного, религиозно непротиворечивого текста. Философы Возрождения противопоставили этому подходу жанр литера­турно-риторический, рассчитанный на образованные светские слои читателей, а не только на узкоспециализированную ауди­торию профессиональных богословов.

Иерархическое представление о мироздании они предло­жили заменить на концепцию о мире, в котором происходит взаимопроникновение земного, природного и Божественного начал. Природа трактовалась ими пантеистически, в чем про­явилось влияние неоплатонизма с его учением о Мировой Душе. По мнению одного из выдающихся представителей дан­ного направления, Плотина, Душа, снизойдя в огромную массу природы, пронизывает и освещает ее, как Солнце пронизыва­ет своими лучами и освещает темное облако. Тем самым Душа сообщает материи смысл, ценность и красоту, без которых мир бы не существовал.

Философия Возрождения устремлена к человеку, а не к Богу, что было характерно для средневековой культуры. Августин Блаженный считал, что основное содержание человеческой жизни - это стремление к счастью, а счастье - это познание человеком Бога и уяснение своей полнейшей зависимости от него. Без помощи Бога человеку не удастся постигнуть мир. Бог наделяет человека свободой воли, подчиняя его, однако, Божественным заповедям и Божественному руководству. Адам предал эту свободную, но уже отягченную стремлением к греху волю. С тех пор свободная воля человека создала пропасть между ним и Богом. Морально ценные, добрые поступки свойственны меньшинству людей. Своей безупречной моралью они обязаны предвечному Божественному избранию их к спа­сению. Это избрание называется Божественной благодатью. Оно не зависит от человеческих поступков, а ведет избранных прямо в рай. К добру человека ведет сам Бог, а к греху и злу может вывести и свобода воли. Тело человека бренно и тлен­но, подвержено соблазнам и благам чувственного мира. В свя­зи с этим душа имеет превосходство над ним. Чем полнее иг­норирует душа запросы бренного тела, тем это лучше для посмертных судеб человечества.

В эпоху Возрождения сам человек считался прекрасным и возвышенным. Таковыми были не только его душа, но и плоть. Гуманисты эпохи Возрождения считали, что, предоста­вив свободу воли человеку, Бог предопределил ему высшее назначение «стать своим собственным скульптором и твор­цом»1, устремиться к безграничному совершенствованию своей природы.

1 Памятники мировой эстетической мысли. М., 1962, с. 506.

В целом философия Возрождения прошла три периода:1

I период - гуманистический (XIV - сер. XV в.)

Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Лоренцо Валла

II период - неоплатонический (сер. XV - XVI в.) Николай Кузанский, Пико делла Мирандолла, Парацельс

III период - натурфилософский (XVI - нач. XVII в.) Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей.

3. Философия итальянского гуманизма2

Я ставлю тебя в центре мира....

Чтобы оттуда тебе было удобнее обозревать все,

что есть в мире, Я не сделал тебя ни небесным, ни земным,

ни смертным, ни бессмертным, Чтобы ты сам, свободный и славный Мастер,

сформировал себя в образе, который ты

предпочтешь... О высшее и восхитительное счастье человека,

которому дано владеть тем, чем пожелает,

и быть тем, чем хочет!3

(Пико делла Мирандола)

Гуманизм исторически и типологически определил первый период развития философии Возрождения, став ядром нового гуманистического мировоззрения, которое в борьбе со схола­стикой отвоевало право быть философией. Этот подход суще­ственно изменил характер философствования, источники и стиль мышления, сам облик ученого-теоретика. Сущность новой философии - антропоцентризм. Человек - вот ведущее звено всей цепи вселенского бытия. Мир - потенция Бога, но Им был задан только импульс, а дальше Природа раскрывается, как книга, и человек - венец ее творения. Он сам - Мастер. Античность чтила героев, средние века - святых, эпоха Возро­ждения - Человека. И задача философии - это не противопос-

1 Именами перечисленных философов не ограничиваются указанные периоды. О других его представителях можно прочитать в рекомендо­ванной к этому пособию литературе.

2 Гуманизм - (от лат. humanus) человеческий, стремление к человеч­ности, к созданию условий для достойной человека жизни.

3 Пико делла Мирандола. «О достоинстве человека» - Сб. «Титан», вып. 31, М., 1973, с. 10.

тавление в человеке божественного и природного, духовного и материального, а раскрытие их гармонического единства.

Первым, кто наиболее отчетливо и ярко представил эти идеи, был Данте Алигьери (1265 - 1321). Будучи одним из са­мих гениальных поэтов мира, он сумел создать произведение, которое потрясает читателей уже более 650 лет. Жизненность проблем, глубина человеческих страстей делают его не просто литературным, но и философским трактатом. За высокие дос­тоинства Бокаччо назвал «Комедию» Данте «Божественной».

По мнению автора, человек греховен, как и весь человече­ский род, и должен, чтобы достичь рая, пройти через ад и чис­тилище. При этом Данте ратует за торжество Христианской Церкви, символом которой является Беатриче, его возлюблен­ная. Ценность христианских догматов поэт не отрицает, но и не противопоставляет Божественное и природное начало. Именно Божественный свет, пронизывая мир Природы, если не обо­жествляет его, то оправдывает. Тем самым осуществляется взаимное влияние Божественного и Природного в мире. Чело­век причастен к обеим природам, «...он один из всех существ предопределяется к двум конечным целям». Эти цели челове­ческого существования - два вида блаженства, одно из кото­рых достижимо в земной жизни и заключается «в проявлении собственной добродетели», другое же - «блаженство вечной жизни, заключающееся в созерцании Божественного Лика», достижимо лишь посмертно и «при содействии Божественной Воли».1 Первый путь открывается человеку благодаря собст­венному разуму, второй - благодаря Духу Святому. Оригиналь­ность гуманистического учения Данте о человеке заключается в том, что жизнь этого Божественного творения строится «сообразно добродетелям моральным и интеллектуальным». Все человеческое ставится в зависимость и подчинение разуму.

Другим выдающимся представителем гуманизма Возрожде­ния является Франческо Петрарка (1304 - 1374). Идейное на­следие Петрарки огромно. В течение трех столетий шла в рус­ле его традиций лирика Европы. Его «Книга песен» включила 366 стихотворений, сонетов, канцон, баллад. Она разбита на два больших цикла, первый из которых посвящен жизни мадонны Лауры, а второй - ее смерти. Это своего рода лириче­ское введение в новое ренессансное, гуманистическое видение человека и его места в мире. Сколь новым для той эпохи было петрарковское чувство любви, столь сложной была в поэте

1 Данте Алигьери. Малые произведения. М., 1968, с. 139.

внутренняя борьба между средневековыми духовными мотива­ми и земными чувствами, новой нравственностью!

Лейтмотивом цикла о жизни мадонны Лауры может слу­жить первая фраза сонета «Жизнь - это счастье», а эпигра­фом - «Нам только раз дается жизнь земная». Самое знамени­тое из произведений - «Моя тайна». В нем поэт говорит о том, что многое в жизни делает ее радостной и счастливой, удиви­тельна красота и гармония природы, величайшим творением которой является человек.

Прекрасна жизнь - на вид. Но день единый, Что долгих лет усильем ты воздвиг, Вдруг по ветру развеет паутиной.1

Кратковременна жизнь. Однако, как Петрарка замечает в трактате «О средствах»: «Природа установила неопределенный конец жизни, чтобы всегда человеку верилось в настоящее и в ближайшее будущее».2 Бессмертие он понимает прежде всего, как славу человека среди других людей. Гуманист пишет: «Истинная слава столь крепка, что беги от нее, она догонит и будет сопровождать: так что заботься о доблести, пока жи­вешь, тогда слава будет идти за тобой и после смерти».3 Ни через род, ни через богатство, ни через знаменитую родину, а лишь «благодаря себе» можно, по мысли Петрарки, сыскать истинную славу. В этом заключается один из истоков ренессансного индивидуализма: только от личных усилий, от индивида зависят его слава и признание в глазах общества. И здесь про­блема любви является одной из важнейших. Любовь как ничто другое требует свободы личности, ведь она дочь свободного выбора, хоть этот выбор не зависит от воли человека; любовь рождает горячее стремление оценить, познать, постичь другого и вместе с тем вызывает потребность самовыражения, подни­мает из глубины души все лучшие силы и качества. Человек совершает открытие любви и через нее узнает себя.

Коль скоро я предвидеть был бы в силе Успех стихов, где я вздыхал о ней, Они росли бы и числом скорей И большим блеском отличались в стиле.4

1 Петрарка Ф. Сонет 269. Поэты Возрождения. М., 1989, с. 56.

2 Девятайкина Н.И. Мировоззрение Петрарки: этические взгляды. Саратов, 1988, с. 86.

3 Девятайкина Н.И. Мировоззрение Петрарки: этические взгляды. Саратов, 1988, с. 86.

4 Девятайкина Н.И. Мировоззрение Петрарки: этические взгляды. Саратов, 1988, с. 88.

Новым словом о любви, внутреннем мире человека, его сложности и богатстве стала лирика Петрарки. Данте возносит возлюбленную на небеса, Петрарка находит небесное совер­шенство на земле. Такова его Лаура. Поэт славит Судьбу, Бога и Природу, которая даровала ей такую красоту:

Ее творя, какой прообраз вечный Природа-Мать взяла за образец в раю идей?1

Презрению к миру в средние века гуманизм противопос­тавляет прославление мира и радостей земного существования; умерщвлению плоти - гимн красоте человеческого тела; жерт­венности - учение о самосохранении; страданиям во имя спа­сения - культ наслаждения и пользы.

К выдающимся гуманистам принадлежит и Лоренцо Валла (1407 - 1457). В своем диалоге «О наслаждении как истинном благе» он последовательно рассматривает три точки зрения на этические ценности:стоическую, эпикурейскую и христиан­скую. Автор диалога пытается примирить между собой эти позиции в некоем синтезе, ограничивая как суровую доброде­тель стоицизма, так и крайний индивидуализм этики наслаж­дения, включая в общую концепцию переработанные христи­анские представления о нравственности. В основе этики Лоренцо Валлы лежит не отказ от наслаждений земной жизни, ибо он есть непременное условие и залог небесного блаженст­ва, а следование единому принципу наслаждения на небе и на земле. Более того, в его трактовке христианский идеал оказы­вается подчиненным новому пониманию: земное блаженство -предварительная ступень небесного. Правда, Валла понимает блаженство не просто как чувственное наслаждение, а как Достойное человека существование, включающее в себя «честь» и «добродетель».

Антропоцентризм как принцип мировоззрения приобретает У гуманистов особый оттенок. В отличие от средневекового мышления, гуманизм рассматривает место человека в мире не с точки зрения грехопадения и спасения, а как проблему дос­тоинства человека. Истинно человеческое состояние должно быть результатом осуществления заложенных в каждом инди­виде возможностей к совершенствованию, к преодолению «дикого» и «варварского» существования. И хотя они даны Богом, для их проявления нужны собственные усилия лично-

1 Цит. по Девятайкиной Н.И. Мировоззрение Петрарки: этические взгляды. Саратов, 1988, с. 92.

ста, ее творческая деятельность. Истинный человек есть чело­век культурный, цивилизованный, активный. Итак, мы видим, что гуманизм Возрождения:

- совершил глубочайший переворот во всей системе фило­софского знания, выдвинув новый стиль мышления, сменив ориентиры, обновив ценности;

- сформировал новый тип мыслителя, сложившегося во­преки традициям; его представляли ученые, поэты, педагоги, дипломаты, носившие имя «философ»;

- сформировал свое представление о человеке, не отвергая ни творения его Богом, ни бессмертия души. Человек объеди­няет в себе материальное и духовное (природное и идеальное) начала, он осуществляет свое предназначение, не борясь с собственной природой, не преодолевая телесную греховность, а, напротив, следуя природной доброте.

В эпоху Возрождения творческая деятельность человека при­обретает сакральный характер. Он творец, подобный Богу, он созидает новый мир и самое высокое, что есть в нем - самого себя. Поэтому фигура художника-творца становится как бы символом Ренессанса. Не смирение, а гордость обуяла его; он - «универсальный человек», причастный ко всем знаниям и всем видам деятельности. Он не ремесленник, повторяющий природу и выполняющий заказ, а созидатель. Художник Ре­нессанса проникает в святая святых, в запретную зону - в ду­шу человека и открывает в ней красоту и гармонию, добро и истину. Художник равен Тому, по чьему образу и подобию сотворен. Искусство эпохи Возрождения многогранно и уни­версально. Оно дает возможность прочувствовать богатство человеческой натуры, эмоционально его освоить. Не случайно Великие Мастера этого времени творили в разных жанрах, стремясь выразить безбрежность каждой личности и воплотить свое видение мироздания, в котором личность занимает по­четное место (см. табл. на с. 126).

Искусство эпохи Возрождения, как ничто другое, помогло человеку освободиться от религиозного аскетизма, осознать себя личностью, проявить свои духовные интересы.

4. Развитие идей неоплатонизма

Уделяя значительное внимание проблеме человека, его месту в мире и назначению в жизни, философия Возрождения не мог­ла не определиться в отношении самого мира. Ее идеи о суще­ствующем, о бытии формировались под сильным влиянием

неоплатонизма, сложившегося на завершающем этапе антич­ного периода. Философия Ренессанса предлагала вариант це­лостного знания о человеке, природе, Боге. Религия выступала у нее не просто в виде веры, защищенной культом, а в качест­ве философско-теологической доктрины.

Одним из выдающихся выразителей идей неоплатонизма в данный период был Николай Кузанский (1401 - 1464), видный церковный деятельно, мистик и богослов. Рассуждая о приро­де ангелов и Богочеловеке, он в то же время усиленно и пло­дотворно работал над проблемами математики и естествозна­ния, намного опережая свою эпоху. Если средневековая схоластика считала, что целью человеческого познания явля­ется достижение «божественной истины», которая раз и на­всегда дана через веру, то Николай Кузанский представлял процесс познания как достижение бесконечно совершенного, где «все вещи состоят из противоположностей в различных степенях».1

Без чувственности, воспринимающей единичное, не скла­дываются и более высокие ступени познания. Сам же рассудок мыслит противоположности в соответствии с законом проти­воречия и своей способности постигать бесконечное. А «бесконечность заставляет нас полностью преодолевать всякую противоположность»2. Так в математике окружность, по мере увеличения радиуса, все больше и больше совпадает с каса­тельной к ней, и таким образом исчезает противоположность прямого и кривого, а бесконечная кривизна переходит в бес­конечную прямизну. Аналогичным образом сливается с пря­мой и треугольник, если беспредельно уменьшать угол, проти­волежащий основанию и т. п.

Большое внимание Николай Кузанский уделял интеллекту­альной интуиции, рассматривая ее как «ученое незнание», вы­ступающее в качестве итога процесса познания. «Ученое не­знание» не означало отказа от силы человеческого разума; оно противостояло самоуверенности схоластического «всезнания». Ученое незнание есть именно «ученое» (логическое ударение на первом слове). И оно вместе с тем - «знание», постижение того, что истина не дается в готовом виде, а выступает как постепенный процесс.

1 Николай Кузанский. Избранные философские сочинения. М., 1973, с. 60.

2 Николай Кузанский. Избранные философские сочинения. М., 1973, с. 31.

Познание бесконечно из-за бесконечности своего объекта и собственной незавершенности. Познание не может остано­виться, ибо истина неисчерпаема. «Разум так же близок к ис­тине, как многоугольник к кругу, ибо чем больше число углов вписанного многоугольника, тем более он приблизится к кру­гу, но никогда не станет равным кругу, даже в том случае, ко­гда углы будут умножены до бесконечности, если только он не станет тождественным кругу».1

Познание, по мнению Николая Кузанского, осуществляется в четыре этапа:

1) чувственное восприятие;

2) рассудочное разделение противоположностей;

3) разумное их сопоставление;

4) интеллектуальная интуиция, непосредственно созер­цающая совпадение противоположностей в бесконечном единстве «максимума».

«Абсолютным максимумом» у Николая Кузанского является Бог, Он един, единствен, бесконечен и всеохватывающ. Он присутствует во всех вещах. «Абсолютным Бытием не может быть ничто иное, кроме Абсолютного Максимума».2 Вселен­ная - это чувственно изменчивый Бог. То, что в природе отно­сительно и неразвернуто, то в Боге абсолютно и завершено. Не Бог отождествляется с природой, а природа, мир заключе­ны в Боге.

Особенно ценной в наследии Николая Кузанского является его космология, согласно которой Земля - это одно из небесных тел, меньшее, чем Солнце, но большее, чем Луна. Философ уже в XV в. предвосхитил будущий гелиоцентризм, считая, что движущая Земля не составляет центра мира, а сам он не явля­ется сферой неподвижных звезд.

Пантеистические идеи неоплатонизма эпохи Возрождения наиболее проявились у Джованни Пико делла Мирандолы (1463 - 1494). Философ написал трактат, в 900 тезисах кото­рого отразил уровень познания, достигнутого человечеством. Он намеревался представить его на Всемирном Римском соб­рании ученых. Однако дискуссия не состоялась, так как Папа отверг большинство тезисов как еретические. Платонизм Пико

1 Николай Кузанский. Избранные философские сочинения. М, 1973, с. 10.

2 Николай Кузанский. Об ученом незнании. Антология мировой философии в 4-х тт., т. 2, 1970, с. 57.

делла Мирандолы был эклектичным; идеи, почерпнутые из многих источников, не всегда согласовывались: у него объеди­нились взгляды «латинских докторов», греческих перипатети­ков, арабских ученых, Платона, неоплатоников, сведения из «герметического» свода и каббалы1. В этом заключался глубо­кий смысл: автор, приводя суждения разных мыслителей, на­ходил в каждом из них нечто достойное изучения и использо­вания, подчеркивая свою независимость от любой из существующих традиций. Завершающие 500 тезисов были со­ставлены «согласно собственному мнению».

В речи «О достоинстве», которую мыслитель написал для несостоявшейся дискуссии, говорится о человеке как особен­ном микрокосмосе, который нельзя отождествлять ни с одним из трех «горизонтальных» миров неоплатоновской структуры (элементарным, небесным и ангельским). В отличие от своих предшественников, рассматривающих человека как существо, которое отражает в себе общие закономерности «большого» мира, Пико выносит его за пределы космической иерархии. Человек есть особый «четвертый» мир космической системы, не вмещаемый ни в один из трех «горизонтальных» миров, он вертикален по отношению к ним и пронизывает их все.

Бог не определил человеку места в мироздании: «Не даем Мы тебе, Адам, ни определенного места, ни собственного об­раза, ни особой обязанности, чтобы и место, и лицо, и обя­занность ты имел по собственному желанию, согласно твоей воле и твоему решению. Образ прочих творений определен в пределах установленных Нами законов. Ты же, не стесненный никакими пределами, определишь свой образ по своему реше­нию, во власть которого Я тебя представляю».2 У каждого свой собственный, свободный и ответственный выбор. Человек может подняться до звезд и ангелов, может опуститься и пасть до звериного состояния. Пико призывает человека устремить­ся к безграничному совершенствованию собственной природы основываясь на своей свободной воле.

Общая программа Пико делла Мирандолы (концепция «со­гласия») заключается во всеобщем обновлении философии путем согласования различных учений. Речь идет не об эклек-

1 Каббала (традиция, предание) - общее название еврейской мисти­ки и религиозной философии, которая в XII в. ссылалась на тайную мудрость, содержащуюся в Священном Писании.

2 Пико делла Мирандола «О достоинстве человека». История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли. М., 1962, т. 1, cc. 507 - 508.

тическом соединении противоречивых воззрений, а о выявле­нии заключенных в них элементов единой и всеобщей истины.

Пантеисты Возрождения видят природу как некое живое целое, пронизанное магическими силами. Интересны в этом отношении воззрения врача, алхимика и астролога Парацельса (Филиппа Ауреолы Теофраста Бомбаста фон Гогенгейма) 1493 -1541). Он полагал, что процессы, совершающиеся в теле чело­века, по природе своей химические, и поэтому с химией должно быть связано как их изучение, так и лечение болезней. Здоровый человек содержит в своем организме нормальное сочетание трех элементов: серы, ртути и соли. Именно поэто­му врачи и аптекари эпохи Возрождения придавали большое значение лекарственным препаратам, содержащим данные ве­щества, и сами часто выделяли их из природных руд. В своих сочинениях Парацельс описал болезни рудокопов и литейщи­ков, связанные с влиянием на человека серы, свинца, ртути, сурьмы, закладывая основы будущей науки о профессиональных болезнях. Он явился одним из основоположников опытного метода в науке. Большое значение придавал философ влиянию на судьбу и здоровье каждого особенностей движения косми­ческих тел, формируя представления о всеобщей взаимозави­симости процессов и явлений во Вселенной.

Таким образом, в период Возрождения:

- идеи неоплатонизма вдохновили мыслителей на создание целостной философской системы, противостоящей средневе­ковой схоластике;

- была предложена новая картина мира, пантеистическая по содержанию, хотя и сохранившая элементы мистики;

- создание концепции человека как микрокосма открывало дорогу для понимания его естественной сущности. Она не бы­ла вполне материалистической и содержала признание Боже­ственной природы человеческого духа;

- разработка концепции «согласия» философских учений содействовала гуманистическому переосмыслению христиан­ского нравственного идеала.

5. Натурфилософия Возрождения

Реальная жизнь обусловила новый подход к познанию мира. В недрах экономики зарождались иные отношения. Они требо­вали притока достоверных знаний. Технические и естествен­ные открытия стали знамением времени. Так, гениальный Ле-

онардо да Винчи явился основоположником анатомии как науки. Одним из первых в Европе он стал исследовать строе­ние человеческого тела методом вскрытия, описал и зарисовал многие мышцы, кости, нервы и внутренние органы. Анатоми­ческие атласы великого живописца мастерски точны, его ра­боты на полвека опередили исследования основателя научной анатомии Андреаса Везалия (1514 - 1564), профессора медици­ны Падуанского университета.


Поделиться:

Дата добавления: 2014-12-30; просмотров: 90; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты