Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАФИКА 24 страница




соблазнительность манер была столь же смертоносна, как ловушка Венеры.

Мужчине, попавшему в нее, предстояло быть "сожранным", психологически,

конечно. Только "заглатывая" своих партнеров, она могла заполнить

внутреннюю бессодержательность своего существа. Сколько бы мужчин у нее ни

было, их никогда не хватало. Эта потребность не насыщалась, а любовникам

оставалось лишь переживать чувство вины за свою неуклюжесть. В конце

концов, она прогоняла их, как ничего не заслуживающих. Презрение к

мужчинам тяготило ее. Лаура сказала: "Они не ведают, обретают ли что-

нибудь в сексе или ничего не приобретают". На фрустрацию Лаура отвечала

депрессией, которая заключала ее в темное облако и часто увлекала своим

отчаянием и любовников.

Мужчины, которых привлекала внешность Лауры, искали в ней материнскую

сущность. Мне пришлось лечить одного из ее любовников. Он искал

покровительства матери, которая не слишком бы много требовала от него и

была бы мягкой и отзывчивой. Лаура сулила именно это. Сама же Лаура

нуждалась в покровительстве отца, который нравился бы ей, заботился бы о

ней и любил бы ее. Они напоминали двух детей, играющих в игру, в которой

они изображают, будто уже взрослые. Работать с ними было невозможно, и

работа действительно не состоялась.

2. Сестринское отношение к мужчине вырастает из общности интересов и

ощущения равенства. Оно отражает чувства девочки предпубертатного возраста

к мальчикам ее возрастной группы, к их братьям и друзьям. Истинное

сестринское чувство к мальчику или настоящее братское отношение к девочке

подразумевает признание прав другого человека и его личности и принятие

его как представителя другого пола. Сестринские отношения, однако, в своей

основе лишены сексуальности, поскольку это биологически определено

латентным периодом, который продолжается с пяти-шести лет вплоть до поры

взросления.

Многие девочки застывают на этом уровне развития личности. Однако это

не препятствует их вступлению в брак или рождению детей. Застывание на

сестринском уровне специфическим образом выстраивает их отношения с

мужьями. Супружеские отношения выходят на первый план, а сексуальные

отходят на второй, но, тем не менее, первые обеспечивают взаимную

поддержку во внешнем мире. Мне пришлось лечить мужа и жену, которые

состояли в таких отношениях. Они бросились ко мне, как два ребенка, долго

бродившие по темному лесу, взявшись за руки, чтобы поддерживать друг друга

и защищать. Действительно, каждый боялся остаться в одиночестве, и если

кто-то из них собирался уйти из семьи, другой впадал в панику. Мужчине

было тридцать лет, а женщине - двадцать шесть. До этого они уже состояли в

браке.

Женщина в своих сестринских отношениях с сексуальным партнером

осознает себя, прежде всего, как компаньонку и как его сподвижницу. Она

стремится разделить его жизнь, быть на его стороне в борьбе, участвовать в

обсуждении грядущих решений. Вроде бы ничего ложного в такой позиции нет.

Затруднение возникает, когда мужчина настаивает на праве иметь свою

собственную личную жизнь. Это рано или поздно происходит, и мужчина

начинает ощущать, что позиция женщины ограничивает и связывает его.

Женщина-сестра, если уж попытаться описать ее цель в данном случае, не

бывает удовлетворена положением, при котором она остается "на вторых

ролях". Ее желание быть незаменимой для мужа заставляет ее доказывать, что

она превосходит его интеллектуально или в деловом отношении. Таким

образом, она не только его компаньон и соратник, но и конкурент.

Нетрудно предвидеть проблемы, возникающие из таких отношений. Все

общее, нет ничего личного. Каждое изменение настроения отражается на

партнере. Секс не является страстью, но выступает как демонстрация

единства интересов и как залог лояльности. После первого возбуждения,

вызванного тем, что пал барьер инцеста, сексуальное чувство, как правило,

быстро идет на спад. Женщина-сестра изначально сторонится секса и вступает

в такие взаимоотношения, чтобы избежать появления чувства сексуальной

вины.

Каким же образом девочка застывает на этой стадии? Сестринское

отношение к мужчине отчасти сливается с проблемой Эдипова комплекса.

Полная невозможность разрешить эту проблему приводит, как в случае Лауры,

к психологической проституции. Сестринское отношение можно понимать как

защиту против психологической проституции; другими словами, женщина-сестра

отрицает, что ее любовник является для нее отцом, настаивая на том, что он

ее брат. Поэтому, хотя такая женщина и не признает свою, обусловленную

Эдиповым комплексом вину, это чувство все же сохраняется, чтобы удерживать

ее от глубокого восприятия собственного права на сексуальную

завершенность.

Марта - пример женщины-сестры. Ее тело, подтянутое и поджарое, с

узкими бедрами, тонкой талией и прямыми плечами, еще сохранило

подростковую угловатость. У нее маленькая голова с изящными чертами. Она

кажется маленькой, хотя на самом деле среднего роста. Ей двадцать девять

лет, была замужем и у нее двое детей. Марта жаловалась на депрессию,

хроническую усталость и отсутствие сексуального удовлетворения. Она

полагала, что, возвратившись на работу, она разрешила бы свои трудности,

но подозревала, что возникшие проблемы как-то связаны с семейными

отношениями.

В брак, по словам Марты, они с мужем вступили не из-за взаимной

страсти и даже не из-за романтического увлечения. Раньше у нее были

сексуальные отношения с несколькими мужчинами, которые возбуждали ее

больше, чем муж, но она оставалась замужем, потому что ее супруг

представлялся ей сильным, работящим и надежным. Он, фактически, был ее

самым настойчивым поклонником. В процессе терапии Марта поняла, что на

самом деле ее замужество оказалось "сделкой", чтобы жить вместе. Она

отметила: "Отсутствие физического влечения друг к другу страшит меня".

Почему Марта вышла замуж за мужчину, который привлекал ее меньше

других? Добрачные отношения этой женщины были случайными, и то

удовольствие, которое она получала, было неразрывно связано с чувством,

что она "занимается проституцией". Отец не раз называл ее проституткой.

Замужество для Марты было попыткой уйти из дома и искупить сексуальную

вину. Ее добрачные отношения, как и у Лауры, не приносили ей чувства

безопасности. Муж обеспечивал ей сотрудничество и поддержку, но не

сексуальное возбуждение.

Однажды Марта описала свое отношение к мужу как сестринское. Она

добавила: "Когда я впервые встретила Лео, он отнесся ко мне так, будто я -

его младшая сестренка, но с мальчишескими чертами. Он хотел, чтобы я

ходила в брюках и коротко стриглась, запретил красить губы. Он чувствовал,

что я уступаю ему интеллектуально и физически, что я слабее его. Он выбрал

меня за качества, которые не угрожали ему, но он хотел обратить их против

меня. Я знаю, что конкурирую с ним".

Марте удавалось достигать сексуальной кульминации, если она сильно

"прижималась" к нему, но он никогда не приносил достаточного удовольствия.

Ее сексуальные действия были принужденными. Иметь оргазм - значит быть

женщиной, но ей этого не удавалось, поскольку она относилась к мужу как

сестра. Мне пришлось выслушать множество вариантов подобной истории от

других женщин. Женщина-сестра чувствует, что муж не откликается на ее

усилия, которые она прилагает, чтобы общаться с ним, и на ее готовность

оказать ему помощь. Она чувствует, что отношения односторонни, что мужчина

критикует ее, но если она пытается сделать то же самое и покритиковать

его, он отвергает эту попытку. Это чувство может отражать опыт общения с

реальным старшим братом. Действительно, сестринская позиция не вырастает

из опыта девочки-сестры, но в ней повинен Эдипов комплекс.

Марта выросла в доме, где властвовала мать, женщина амбициозная и

враждебная. Отец был простым, трудолюбивым человеком, основной интерес

которого состоял в том, чтобы получше обеспечить семью. Он избегал

конфликтов с женой, предоставляя ей возможность поступать как ей

заблагорассудится. Отношения матери и дочери не были тесными. Марта была

средним ребенком, и, по-видимому, не причиняла матери беспокойства. А вот

между дочерью и отцом существовала взаимная симпатия, которая не

проявлялась открыто. Марта понимала, что мать не потерпит никакого

заметного проявления сексуального чувства дочери к отцу. Королева

уничтожит всех конкуренток. Вместе с тем, она ощущала, что отец нуждается

в моральной поддержке и что он приветствовал бы те знаки внимания, которые

оказывала ему дочь, но не осмеливается принять их. В таком варианте

ситуации Эдипова комплекса Марта подавляла сексуальные чувства ради

симпатии и понимания отца. Двойственность, возникшая в результате такого

подавления, отчетливо проявилась в следующем инциденте, о котором она

рассказала: "Мой четырехлетний мальчик поранился и заплакал. Лео

потребовал, чтобы он замолчал, но малыш продолжал рыдать. Тогда Лео

сказал: "Я тебе сейчас наподдам, чтобы ты замолчал! " Он чуть было не

ударил сына, но я остановила его, потому что считала это неправильным. Лео

здорово разозлился на меня. Я сдержалась, потому что ненавижу начинать

браниться при детях. В конце концов, он их отец и должен иметь авторитет".

Само происшествие и комментарий Марты раскрывают сущность конфликта

между чувствами к сыну и расположением к мужу. Ей не хотелось принижать

образ отца и его "Эго". Женщина-сестра чувствует, что она является

поддержкой для мужчины, что без нее он слаб. Именно такое чувство заложено

в основу роли сподвижницы. Но, сочувствуя, она унижает его. Отец без

авторитета в доме - фигура слабая, и именно таким было представление Марты

о ее собственном отце.

В противоположность дочери-проститутке, женщина-сестра частично

разрешает проблему Эдипова комплекса. Она способна быть не только

сексуальным объектом, но и создать основу для иных отношений с

представителями противоположного пола. Благодаря сбалансированному,

дружелюбному подходу к мужчинам, она не выражает одобрения позиции,

которую занимала ее мать. Ей необходимо созидать "Эго" мужчины, а не

разрушать его; она хочет разделить его борьбу, а не только извлечь из нее

выгоду. Ложный акцент приходится на потребность в обоюдной поддержке. Отец

и дочь были скрытыми союзниками в борьбе против матери. Их альянс,

противостоящий образу Великой Матери, делает их равными, но принижает до

состояния детей. Дочь становится сестрой своему отцу. Такая кооперация,

основанная на страхе, сближает их в совместной тревожности и

беззащитности, но и связывает их, делая беспомощными и заставляя презирать

друг друга.

Двойственность характеризует и отношения женщины-сестры к мужу, отцу

и матери. В той мере, в которой она чувствует потребность поддерживать

"Эго" мужа, она презирает его. Ее симпатия к отцу скрывает презрение к

нему, к тому, что он не способен противостоять матери. В ее отношениях с

мужчинами - сначала с отцом, а позже с мужем - презрение подавляется,

поскольку необходимо сохранить силы для борьбы с более мощной силой,

которую представляет собственная мать.

Несмотря на скрытый союз с мужчинами, женщина-сестра бессознательно

отождествлена с матерью. Так же, как мать, она обижается на мужскую

слабость и чувствует себя униженной. Так же, как мать, она будет

отстаивать свое превосходство перед мужчиной, коварными способами

добиваясь доминирования. Ее отождествление с пассивным мужчиной на уровне

"Эго" и с доминирующей матерью на бессознательном уровне объясняет, почему

женщина- сестра обладает мужественно-агрессивной структурой личности.

Связь, объединяющая женщину-сестру с мужем, имеет вынужденный

характер и ограничивает как ее независимость, так и ее способность к

оргазму. Поскольку такая женщина отождествлена с мужчиной, она, как

правило, ограничена и в клиторальной кульминации. Чтобы достичь вершины,

ей необходима кооперация с партнером, и половое отношение принимает форму,

в которой каждый что-то "делает" для другого. Если вспомнить то, что я

говорил о гомосексуальной позиции партнера в гетеросексуальных отношениях,

можно заметить, что сексуальная позиция женщины-сестры обладает теми же

свойствами. Ее личность заключает в себе скрытые гомосексуальные

тенденции, и конфигурация ее тела, как правило, имеет выраженные

мужественные или мальчишеские черты. В терминах оргастической потенции,

женщина-сестра находится между сексуальным объектом и романтическим

идеалом. Если у проститутки нет опыта достижения точки кульминации в

половом акте, то женщина-сестра способна к клиторальной разрядке. С другой

стороны, у женщины-сестры отклик слабее, чем у романтического идеала

женщины, которая обычно способна к частичному оргазму.

Зрелая женщина может действовать как помощник и компаньон мужа, не

превращаясь в сестру. Этот аспект женской личности не доминирует в

отношениях зрелой женщины и ее сексуального партнера, как это происходит у

женщины-сестры. Взрослая, зрелая женщина не руководит и не разрушает.

Поскольку она цельная женщина, то может стать истинным другом.

3. Женщина, чья личность зафиксирована на романтическом уровне,

вступает в отношения с мужчинами как сексуальная личность. Она отличается

от типажа дочери-проститутки, которая подает себя как обезличенный

сексуальный объект. Но хотя призыв к мужчинам исходит с сексуального

уровня, ее личность исключает возможность того, что она обладает

сексуальным влиянием, в этом мире она принижена до позиции сексуального

объекта. Таким образом, на определенном уровне своей личности она

сохраняет девственность. Ее психосексуальное развитие соответствует

подростковой стадии, возрасту 16-17 лет.

Задержка эмоционального развития на стадии девственницы или

романтического идеала происходит по причине неполного разрешения ситуации

Эдипова комплекса. Данная структура личности подразумевает, что развитие

продвинулось за уровень "сестры" и что девушка не подавляет своих

сексуальных чувств, как другие типы. Но ей не удается уйти от конфликта,

возникшего в отношениях с отцом. Он принимал ее при условии, что она

подавляет или скрывает сексуальную активность. Это "хорошо воспитанная"

девушка, которая находится под влиянием своих родителей, уважает их, и

поэтому не переступает норм сексуальной морали. Блюститель строгого

морального кодекса - авторитарный отец с его жестким отражением

собственной сексуальной вины и конфликтов. Подавление сексуальности в

случае дочери-проститутки возникает из реального страха, возникшего в со

знании девочки, которая боялась, что отец или другой взрослый мужчина

сексуально откликнется на нее. У романтического идеала или "типа Венеры"

этот страх переходит в боязнь своего собственного сексуального отклика.

Такая женщина не "маленькая папенькина дочка", как Лаура, но "большая

папенькина дочка". О ней можно сказать, что "папе принадлежит только ее

сердце", в отличие от Лауры, которая отдавала отцу и тело и душу.

Романтические взаимоотношения вызывают более или менее сознательный отрыв

чувства любви от сексуальности.

Структуре личности, определяемой этим конфликтом, в

психоаналитической литературе присвоен ярлык "истерической женщины". Во

времена Фрейда проявления этого конфликта между любовью и сексом вызывали

истерические припадки или кризисы. Фрейд и ранние аналитики лечили женщин,

выросших в условиях викторианской морали. На упоминание секса для них было

наложено табу, им становилось дурно, если они неожиданно сталкивались с

реальными фактами жизни. Истерическая реакция возникала из-за

высвобождения подавленного сексуального чувства. Хотя моральная атмосфера

с тех пор сильно изменилась и истерическая реакция встречается гораздо

реже, но истерическая структура характера осталась все той же. Такая

личность не может соединить романтические аспекты любви с ее физическим

выражением в сексе. Но там, где викторианская женщина углублялась в

романтические идеалы и сдерживала сексуальную активность, ее современная

сестра более свободна, хотя все так же отрывает секс от романтических

устремлений. Конфликт, будучи все еще заряженным достаточной силой, менее

взрывоопасен; истерия теперь, главным образом, проявляется рыданиями или

выкриками.

Каково женщине, исполняющей эту роль в реальной жизни? В процессе

ухаживания, когда она разыгрывает роль романтического идеала, ее

возбуждение временно наполняется чувствами секса и любви. Но в браке этот

сплав постепенно тает по мере того, как реальность занимает место иллюзии.

Романтический идеал не может выстоять перед повседневной физической

близостью, которая в супружеской ситуации неизбежна. Это отлично было

известно романтическим влюбленным XIV и XV столетий. Сексуальное обладание

изменяет дистанцию и снимает тот барьер, который необходим, чтобы любовь

оставалась романтической. Муж приравнивается к отцу, по отношению к

которому сексуальные чувства романтического идеала подавлены. Это

перенесение происходит потому, что и муж, и отец выглядят авторитарными

фигурами, требующими подчинения моральному кодексу. В результате любовь к

мужу становится компульсивной, и сексуальное возбуждение в брачных

отношениях сходит на нет. Поскольку романтическое возбуждение существует

только вне патриархальной семьи, "истерическая женщина" начинает

флиртовать с посторонними мужчинами. Женщина, фиксированная на этой роли,

всегда имеет романтического любовника, то есть какого-то мужчину, для

которого она является романтическим идеалом. Этот любовник может быть

реальным человеком или вымышленным персонажем.

"Истерическая женщина" нуждается в постоянной стимуляции

романтической любовью, чтобы поддерживать свое сексуальное возбуждение.

Она ищет возбуждения в окружающих мужчинах, в собственных детях, занимая

позицию соблазнительницы. Она требует, чтобы дети превозносили ее красоту

и откликались на ее очарование. Привлекая мужчин, она может перешагнуть

границы приемлемого поведения. Требования, которые предъявляет ее "Эго",

не позволяют ей полноценно отдавать себя детям и мужу. Грудное

вскармливание, как и секс, для "истерической женщины" выглядит отклонением

от романтического образа, который подразумевает, что она помещена на

пьедестал и ею восхищаются. Сексуальность служит приманкой, которой

пользуется такая женщина, чтобы привлечь к себе и заставить поклоняться.

Поскольку это действует только до тех пор, пока мужчина не овладел ею, она

избегает полной "капитуляции" перед мужчиной, а следовательно, избегает и

полного погружения в сексуальные эмоции. Вильгельм Райх отмечал, что

"истерическая женщина" использует секс как защиту от генитальности. Ее

оргастический отклик неизбежно ограничен. Она способна к вагинальному

оргазму, но ее реакция заторможена, она не охватывает все ее существо. Она

остается разочарованной, что заставляет ее участвовать в вымышленных или

реальных амурных приключениях.

В истерическом женском характере есть положительные и отрицательные

стороны. Такая женщина поддерживает мужественность представителей

противоположного пола, поскольку принимает сексуальную природу супружеских

отношений. Но настаивая на том, чтобы сексуальное влечение мужчины

подчинялось романтическому идеалу, она отрицает право мужчины на

удовлетворение. Такую женщину выбирает мужчина, которого возбуждает его

влечение, но его избранница увертывается от него и не дает ему одержать

полноценную победу. "Истерическая женщина", молодая соблазнительница и

завлекательница, заманивает мужчину в ловушку, чтобы разочаровать его.

Подобно всем невротическим личностям, она принужденно "изображает" перед

любовником ту отстраненность, из-за которой страдала в руках своего отца.

Кэрол описала расщепление в своей личности следующим образом: "Всю

жизнь, какой бы мужчина ни влюбился в меня, я прогоняла его прочь. Я могла

отдаться ему в сексуальном смысле, но когда он хотел овладеть мной,

чувствовала себя пойманной в капкан. Как мне одолеть в себе этот страх?"

В физиологическом плане "истерическая женщина" обладает

привлекательным, хорошо развитым и пропорционально сложенным телом, у нее

ясные глаза и живые манеры. Однако, чем жестче сексуальное подавление, тем

более кукольное выражение приобретает ее лицо. На телесном уровне конфликт

проявляется либо в виде общей ригидности, либо в развитии пластичного

"панциря", который я уже описывал в книге "Физическая динамика структуры

характера". Степень ригидности пропорциональна жесткости подавления отцом

сексуальных проявлений дочери. На психологическом уровне конфликт

выражается как болезненная и чрезмерно развитая гордость, которая говорит:

"Я буду держаться подальше, тогда вы не сможете опять отвергнуть меня". На

физиологическом уровне скованность связана с мышечным напряжением шеи,

плечевого пояса, спины и ног.

Кэрол проявляла весь этот комплекс напряжений весьма необычным

способом. Несмотря на очень активную спортивную жизнь, ее ноги были похожи

на палки. Она сама объясняла эту ригидность ног постоянным стремлением к

независимости, желанием стоять на собственных ногах при любых

обстоятельствах. Напряженные ноги были "встроены" в одеревеневшую нижнюю

часть спины и практически скованный таз. Напряженность таза сдерживала

сексуальное влечение, поскольку обратиться к половым отношениям значило

утратить независимость. Кэрол объяснила свою напряженность с точки зрения

ее отношений с отцом. Она настойчиво принимала на себя позиции заботы и

смелости; вот цена, которую она платила за его расположение. Отец и дочь

были близкими участниками совместных физических действий, но он

игнорировал ее потребность в нежности и эмоциональной поддержке. В своем

воображении отец обожествлял Кэрол, отрицая ее сексуальность. В ответ она

идеализировала отца, заменяя этим собственные сексуальные чувства.

Кэрол всю жизнь провела в поисках мужчины, который был бы мягок и

нежен, силен и бесстрашен, то есть был бы героем-рыцарем, без страха и

упрека. Романтический любовник - рыцарь-герой - это идеализированная

фигура отца, увиденного глазами трехлетней девочки, когда эти качества

ярко выражены. Хотя все они вполне могут присутствовать и на самом деле,

реальные мужчины отнюдь не являются идеализированными фигурами. Кэрол

дважды была замужем, каждый раз ее избранником был мужчина, казавшийся

сильным и надежным, но потом представавший "собственником, неразвитым и

опасным человеком". Кэрол удивилась, когда я сказал, что ей никогда не

найти ее героя-рыцаря. Образ романтического любовника был защитой против

неспособности полностью сдаться или отдать себя - любви к мужчине.

Терапевтическая задача состояла в устранении расщепления ее личности.

На ранней стадии лечения мы направили усилия на то, чтобы расслабить

напряженную мускулатуру ног и стоп Кэрол. Комплекс упражнений, в который

входили удары по кушетке и наклоны, несколько улучшил состояние моей

пациентки. Выполняя эти упражнения, Кэрол обнаружила, что напряжения в

ногах делали таз малоподвижным и что общая ригидность нижней части тела

служила защитой от того, чтобы отдаться сильным сексуальным чувствам.

Когда эти чувства проявлялись, у Кэрол исчезали головные боли,

доставлявшие ей сильные страдания, настроение улучшалось, снижалась

раздражительность и чувство разочарования. Ремиссии были только

временными. Не был преодолен глубокий блок на пути сексуальной

вовлеченности. Необходимо было высвободить подавленную ненависть к

мужчинам. Отчасти это удавалось, если Кэрол физически выражала злость, к

примеру, в процессе ударов по кушетке. Таким образом, она могла дать волю

чувству ненависти к отцу за то, что он отверг ее стремление к физической

близости. Два года работы постепенно превратили Кэрол из скованной,

испуганной, истеричной женщины в женщину, которая выглядела не только

сильной и независимой, но и обрела мягкость и нежность. На последующем

этапе лечения у этой больной появилась возможность выбора между

скованностью и мягкостью, отстранением и сотрудничеством, страхом или

уступкой.

Сохраняющиеся приступы головной боли, хотя их частота и снизилась,

говорили о том, что внутренние личностные конфликты Кэрол разрешены не

полностью. Однажды она пришла ко мне, чувствуя себя напряженной. Она

жаловалась на сильнейшую головную боль, которая почти ослепляла ее.

Пациенты, проходящие курс терапии, через некоторое время, как правило,

получают поверхностное понимание причин возникновения симптомов. Я спросил

Кэрол, знает ли она, что спровоцировало ее головную боль. Она ответила

отрицательно.

- Какую эмоцию вы ассоциируете со слепотой или с невозможностью

видеть? - спросил я.

- Вы имеете в виду "слепоту от ярости"? - переспросила Кэрол.

- Возможно, ваша головная боль возникает потому, что вы подавляете

злость. Что-нибудь произошло, что рассердило вас? - предположил я.

- Прошлой ночью, перед тем как заболела голова, я собиралась что-

нибудь предпринять, чтобы побороть эту злость. Я устала от нее. Вы

полагаете, что головная боль возникла из-за вчерашнего напряжения?

- Было бы очень хорошо освободиться от подавленного раздражения, -

сказал я. - Если бы вы постарались не раздражаться и были бы настойчивее в

этом намерении, я думаю, что вам удалось бы избежать головной боли.

Этот диалог привел к обсуждению отношения Кэрол к мужчинам. Она

сказала, что злится, потому что боится быть неприятной мужчине. Ее пугала

его реакция, она чувствовала, что нуждается в нем. В прошлом при таких

обстоятельствах она либо подчинялась, либо впадала в истерику. Теперь она

могла сопротивляться, но ей никак не удавалось выразить раздражение,

которое она в себе подавляла. В этот момент, не прерывая мою больную, я

протянул ей теннисную ракетку. Держа в руках ручку ракетки, она отметила,

что это делает ее менее беспомощной. "Я чувствую, будто держу в руке

пенис, это делает меня сильной", - заметила она. Сказав это, Кэрол поняла,

что ассоциирует женственность со слабостью и беспомощностью перед сильным

мужчиной, который владеет пенисом. Мужская фигура символизировала отца,

которого она боялась и к которому не могла проявлять свое половое

влечение, несмотря на восхищение им.

Терапевтическое обследование, принесшее столь важное проникновение в

сущность проблемы, помогло прояснить вопросы Кэрол. Пациентка поняла, что

ее скованность и замкнутость были защитной реакцией против угрозы

предполагаемого превосходства мужской силы. Когда она била ракеткой по

кушетке, то испытала, насколько сильно ее ожесточение, она ощутила, что

это сила, которой можно защищать себя, заменив ею пассивное сопротивление,

которым она пользовалась прежде. Проникновение в сущность механизмов

формирования собственной злости позволило Кэрол глубже проникнуть в

собственные сексуальные импульсы, не пугаясь того, что надо сдаться.

Последующий прогресс доказал, что для Кэрол, как для всякой "истерической

женщины", сексуальное удовлетворение неотделимо от необходимости

чувствовать и выражать ожесточение по отношению к мужчине. Проявление

ожесточения упраздняет раздраженность, которая переживалась в ситуации


Поделиться:

Дата добавления: 2014-12-30; просмотров: 71; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты