Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Социологическая концепция Н.И. Кареева.




Существенный вклад в обоснование роли изначения психологических факторов в раз-

витии общества внес историк и социолог Н.И. Кареев (1850-1931).

Как и у Е.В. Де-Роберти, теоретическая социология Н.И. Ка­реева постоянно соединяется с философией и психологией, в том числе социальной психологией.

В работе «Основные направления социологии и ее совре­менное состояние» Н.И. Кареев указал на две основные сторо­ны социологии: 1) социология выступает как система взгля­дов «на то, что нужно прежде всего видеть в обществе и как понимать его природу»; 2) она решает вопрос о том, какие методы могут быть применены к изучению общественных яв­лений2.

Социология, — писал Кареев, — исходит из определенного мировоззрения, из общей картины общества, которая создается социальной философией3. В то же время она должна опираться не на произвольные умозрительные построения, а на факты и науку.

Необходимо пользоваться более методом объективным, а не субъективным, т.е. наблюдать, классифицировать социальные фак­ты по тем или иным реальным основаниям, а не заниматься про­извольными построениями. Надо изучать явления такими, каковы они есть, избегать субъективных подходов и оценок4. Подобно другим представителям психологического направ­ления в социологии, Кареев указывал на важное значение пси­хологии в объяснении общественных явлений, ибо последние, по его мнению, всегда имеют психологическую основу. Ведь они выступают как продукт деятельности людей, в результате которой воплощаются их чувства, воля и представления о чем-либо, их инстинкты, интуиция и образ мыслей.

Н.И. Кареев обращал внимание на три основные стороны духовного бытия человека, а именно: на его ум, чувства и во­лю1. Он отмечал, что в деятельности и поведении людей, а зна­чит, во всей их общественной жизни, большую роль играют интеллектуальная, эмоциональная и волевая стороны их духов­ного мира и было бы неверно делать ставку на одну из них, как это наблюдается у рационалистов, эмпириков и волюнтаристов. По мнению Кареева, психическая жизнь человека вытекает из его «психической природы» и обусловлена ею. Эта зависи­мость проявляется в деятельности людей и в их взаимоотноше­ниях. При этом психологического объяснения требуют их по­лезные и вредные поступки, а также «справедливые и неспра­ведливые общественные явления»2. Как и Де-Роберти, Кареев считал, что психические взаимодействия людей лежат в основе их общественного развития, ибо обусловливают их экономиче­ские, политические и другие взаимодействия, результатом ко­торых выступает развитие всех сфер жизни общества и его со­циальных институтов.

Особую роль в психических взаимодействиях людей играет опять-таки их индивидуальная и коллективная психика. В этом оба мыслителя — Н.И. Кареев и Е.В. Де-Роберти — придержи­вались единого мнения.

Коллективная психология, — писал Н.И. Кареев, — должна показать, что и народный дух, и всякая культурная среда, и какое бы то ни было групповое и классовое самосознание суть не что иное как результат психического взаимодействия между отдель­ными индивидуумами3.

Коллективная психология, по Карееву, лежит в основе раз­вития духовной культуры, которая представляет собой «результат коллективного творчества и психического взаимодейст­вия»1. В конечном счете психические взаимодействия между людьми являются основой всей общественной жизни. «Без из­вестной психической основы, — уточняет он, — практические отношения между людьми были бы невозможны»2. Это касает­ся экономических, политических и других «практических от­ношений», возникающих между отдельными людьми и соци­альными группами. Все эти отношения базируются на взаимо­действии индивидуальной и коллективной психологии людей.

Исходя из данных положений он строит свою теорию общест­ва. Последнее, в его представлении, выступает как система психи­ческих и практических взаимодействий между людьми. С учетом этого следует осмысливать взаимоотношения личности и общест­ва, а также другие проблемы общественной жизни, такие, как раз­деление труда, обмен услугами и продуктами человеческой дея­тельности, борьбу классов, систему политической власти, подчи­няющей все части общества единому целому3. Все эти и многие другие проблемы можно понять, лишь глубоко осмыслив значение психологического фактора в деятельности и поведении людей и в

развитии общества.

Так рассуждали представители психологического направления русской философии и социологии. Представленное в трудах Е.В. Де-Роберти, Н.И. Кареева и других мыслителей это направ­ление оказало существенное влияние на развитие общественной мысли в России.

5.5. Легальный марксизм

Своеобразным выражением либеральной буржуазной мысли стало такое теоретическое и идеологическое течение, как ле­гальный марксизм.

Буржуазный либерализм в лице легального марксизма ис-* пользовал целый ряд марксистских идей, преимущественно из экономической теории Маркса, для обоснования исторической неизбежности развития капитализма в России. В борьбе против идеологии народничества легальные марксисты обосновали объективный и закономерный характер развития в России ка­питалистического способа производства и связанной с ним технической, экономической и духовной культуры. Все это они рассматривали как прогрессивный процесс, а для доказательст­ва постоянно прибегали к марксистской теории исторического процесса и марксистской терминологии.

Наиболее видными представителями легального марксизма были П. Струве (1870—1944), М. Туган-Барановский (1865— 1919), а также Я. Бердяев (1874—1948) и С. Булгаков (1871-1944), взгляды которых в дальнейшем развивались в направле­нии идеологической и религиозной философии. | Критика народников и учения К. Маркса.В трудах «Критические заметки к вопросу об экономическом развитии России» П. Струве и «Русская фабрика в прошлом и настоящем» М. Туган-Барановского обосновыва­лись положения о фундаментальном характере действия объек­тивных экономических законов. В связи с этим показывалась неизбежность развития капитализма во всем мире, в том числе в России. Речь шла о развитии в России капиталистического рынка, конкуренции, технической реорганизации производст­ва, роли в обществе новых социальных групп, в том числе классов, прежде всего буржуазии и рабочего класса. Большой фактический материал анализировался и обобщался на основе марксистской методологии. Струве и Туган-Барановский вы­ступали тогда на стороне «объективной науки» против субъек­тивного метода в социологии.

В дальнейшем в их работах все более отчетливо проявляют­ся тенденции оправдания капитализма и своего рода его аполо­гии. Они уже не настаивают на разделяемом ими ранее поло­жении марксизма о неизбежном переходе от капитализма к со­циализму. Исчезает и эйфорически восторженное отношение к марксизму как к «великой и богатой содержанием системе на­учных взглядов»1. Напротив, они все более критически оцени­вают учение Маркса, в том числе его материалистическое по­нимание истории и экономическую теорию.

Их философско-социологические взгляды все более обосно­вываются с помощью идеологических концепций. В духе со­временного им неокантианства, объявляющего основополающим и руководящим началом в жизни людей некие «надысторические» духовные ценности, прежде всего мораль­ные, они утверждают, что прогресс общества всецело определя­ется развитием культурных ценностей человечества. П. Струве пишет, что он впервые предпринял попытку «внести» в марксизм идеи неокантианства, предвосхищая крити­ческий поворот бернштейнианства на Западе1. Речь идет об одном из социа­листических течений, идеологом кото­рого был Э. Бернштейн. Этому тече­нию, ставившему во главу угла борьбу трудящихся за их экономические ин­тересы, стремились придать, так ска­зать, этическую направленность. По своей теоретической и идеологической платформе легальный марксизм был близок к бернштейнианству. П.Б.Струве Отвергнув «экономический мате-

риализм» Маркса, прежде всего его учение о решающей роли способа производства в развитии общества и о законе соответ­ствия производственных отношений людей характеру и уровню развития их производительных сил, легальные марксисты от­бросили и его учение о классовой борьбе и социальной рево­люции. Они придерживались эволюционистских взглядов по­степенного совершенствования капитализма, придания ему бо­лее цивилизованных форм. Речь шла о процессе развития ка­питализма «в форме продолжительного, непрерывного процесса социальных преобразований»2. Другого пути они не видели. Видимо, не случайно легальных марксистов называли доктри­нерами капитализма.

С позиций буржуазного эволюционизма Струве рассматри­вал проблему взаимоотношения классов и политических пар­тий. Универсальной формой разрешения противоречий между ними он считал компромисс. «Развитие демократии, - писал н, — есть высшая школа компромисса»1. С учетом особенно­стей нашего времени и исторического опыта следует признать, что данное положение заслуживает серьезного внимания.

Став одним из лидеров партии конституционных демокра­тов (кадетов), Струве характеризовал эту партию как «не­классовую» — не в смысле отрицания классов и классовой борьбы, а в смысле приоритета в программе ее деятельности общенациональных и общечеловеческих интересов2. Он прида­вал большое значение деятельности буржуазного государства, способного, по его мнению, наладить нормальную экономиче­скую и политическую жизнь общества и разрешать социальные конфликты.


Поделиться:

Дата добавления: 2014-12-30; просмотров: 115; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты