Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Отчет о социологическом исследовании.




Итоги анализа полученной информации отражаются, как правило, в отчете о проведенном социологическом исследовании, ко­торый содержит в себе информацию, инте­ресующую заказчика (исследователя), научные выводы и реко­мендации. Структура отчета по итогам исследования чаще всего соответствует логике операционализации основных понятий, но социолог, готовя этот документ, идет путем индукции, по­степенно сводя социологические данные в показатели. Число разделов в отчете обычно соответствует числу гипотез, сформу­лированных в программе исследования. Первоначально дается ответ на главную гипотезу.

Как правило, первый раздел отчета содержит краткое обоснование актуальности изучаемой социальной проблемы, характеристику параметров исследования (выборка, методы сбора информации, количество участников исследования, сро­ки проведения работы и т.п.). Во втором разделе дается характеристика объекта исследования по социально-демогра­фическим признакам (пол, возраст, образование и др.). После­дующие разделы включают поиск ответов на выдвинутые в программе гипотезы.

Разделы (или главы) отчета при необходимости могут быть разбиты на параграфы. Каждый раздел или даже параграф це­лесообразно завершать выводами. Заключение отчета лучше всего давать в виде практических рекомендаций, бази­рующихся на общих выводах. Отчет может быть изложен на трех-четырех десятках или на двух-трех сотнях страниц. Это за­висит от объема материала, целей и задач исследования.

Приложение к отчету содержит все методологиче­ские и методические документы исследования: программу, план, инструментарий, инструкции и т.п. Кроме того, в прило­жение чаще всего выносят таблицы, графики, индивидуальные мнения, ответы на открытые вопросы, которые не вошли в от­чет. Это необходимо делать потому, что данные документы, от­веты могут быть использованы при подготовке программы но­вого исследования.

Вопросы для повторения

1. Расскажите о первых этапах анализа эмпирических данных,

2. В чем состоит сущность обработки первичной информации?

3. Какие виды шкал измерения вы знаете?

4. Назовите виды группировок социологической информации

5. Какова структура отчета по итогам социологического иссле­дования?

Литература

1. Абдулатипов Р.Г. Человек. Нация. Общество. — М., 1991.

2. Аитов Н.Я. Отношения по расселению. — Свердловск: УрГУ, 1987.

3. Американская социологическая мысль. — М.: МГУ, 1994.

4. Андреев Ю.П., Коржевская Н.М. и др. Социальные институты, содержание, функции, контроль. — Свердловск, 1989.

5. Андреева Г.М. К впросу об отношениях между микро- и макро­социологией. — М.: МГУ, 1970.

6. Андреева Г.М. Социальная психология. — М.: Аспект-Пресс, 1996.

7. Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. - - М.: МГУ, 1996.

8. Арон Р. Этапы развития социологической мысли: Пер. с франц. — М.: Издательская группа «Прогресс», 1993.

9. Байкова В.Г. Свободное время и свободное развитие личности, - М.: Мысль, 1985.

10. Бакунин М.А. Бог и государство // Полн. собр. соч. Т. 1.— СПб., 1907.

11. Бакунин М.А. Коррупция. О Макиавелли — развитие государ­ственности // Вопросы философии. 1990. mq 12.

12. Батыгин Г.С. Обоснование научного метода в прикладной со­циологии. — М.: Наука, 1986.

13. Бауэр О. Национальный вопрос и социал-демократия: Пер! с нем. - СПб., 1909.

14. Богданов А. Либерализм и демократия. — М., 1905.

15. Борее В.Ю., Коваленко А.В. Культура и массовая коммуника­ция. — М.: Наука, 1986.

16. Вебер М. Объективность социально-научного и социально-политического познания //Избр. произв. — М.: Прогресс, 1990.

17. Вебер М. Основные социологические понятия // Избр. произв. -М.: Прогресс, 1990.

18. Вейол П. Искусство менеджмента: новые идеи для мира хаоти­ческих перемен. — М., 1993.

19. Виноградский В.Г. Крестьянское сообщество сегодня // Социс.

Литература

20. Вундт В. Проблемы психологии народов: Пер. с нем. — М, 1912.

21. Вьюгин О.В., Гапоненко Н.В. и др. Россия: экономика и наука на пути реформ. — М., 1993.

22. Вятр Е. Социология политических отношений: Пер. с польск. — М.: Прогресс, 1979.

23. Гайденко П.П., Давыдов Ю.Н. История и рациональность. —М.: Политиздат, 1991.

24. Гидденс Э. Стратификация и классовая структура // Социоло­гические исследования. 1991. № 5.

25. Головченко Ф.М. Великий русский революционер-демократ Н.Г. Чернышевский. — М.: Знание, 1953.

26. Голод С.И, Стабильность семьи: социологический и демогра­фический аспект. — Л.: Наука, 1984.

27. Гормонов М.К. Общественное мнение. История и современ­ность. — М., 1988.

28. Городу, горожане. — М.: РАН, 1991.

29. Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Как провести социологическое ис­следование. — М.: Политиздат, 1985.

30. Громов И.А., Мацкевич А.Ю., Семенов В.А, Западная теоретиче­ская социология.— СПб.: СПбУ, 1996.

31. Грушин Б.А. Массовое сознание: опыт определения и пробле­мы исследования. — М.: Политиздат, 1987.

32. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. — Л., 1990.

33. Давыдов Ю.Н., Роднянская И.Б. Социология контркультуры.— М.: Наука, 1980.

34. Де-Роберти Е. Социология. — СПб., 1880.

35. Дюркгейм Э. Метод социологии. — Киев, 1899.

36. Здравомыслов А.Г. Методология и процедуры социологических исследований. — М.: Мысль, 1969.

37. Зотов В. Гражданское общество и правовое государство — по­казатели цивилизации //Коммунист. 1990. № 17.

38. Ионин Л.Г. Социология культуты. — М.: Логос, 1996.

39. история теоретической социологии.— М.: Канон, 1997.

40. Ковалевский М.М. Социология. В 2 т. — СПб., 1910.

41. Кон И.С. В поисках себя. Личность и ее самосознание. — М.: Изд. полит, лит., 1984.

42. Конт О. Дух позитивной философии. — СПб., 1910.

43. Конт О. Курс положительной философии. В 6 т. Т. 1. — СПб., 1899.

44. Коробейников B.C. Методологические аспекты оперативного изучения общественного мнения. — М.: Наука, 1983.

45. Кравченко А.И. Трудовые организации: структура, функции, поведение. – М. : Наука, 1991.

46. Кропоткин Л.А. Записки революционера. — М.: Мысль, 1990.

47. Кухаркин А.В. Буржуазная массовая культура. — М.: Политиз­дат, 1985.

48. Лавров П.Л. Исторические письма //Избр. произв. В 2 т. Т. 2. — М.: Политиздат, 1965.

49. Левада Ю.А. Лекции по социологии. — М.: АН СССР, 1969.

50. Ленин В.И. Карл Маркс //Поли. собр. соч. Т. 26.

51. Ленин В.И. Государство и революция //Поли. собр. соч. Т. 33.

52. Лотман Ю.М. Культура и взрыв. — М.: Прогресс, 1992.

53. Маркс К. К критике политической экономии. Предисловие //К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч. 2-е изд. Т. 13.

54. Маркузе Г. Одномерный человек: исследования идеологии раз­витого индустриального общества. — М.: Прогресс, 1994.

55. Московский М. С., Ермаков О.В. Методические вопросы разра­ботки социологической информации. — М., 1977.

56. Мискевич Л.Б. Человек и свободное время: мнение социолога. — Минск: Наука и техника, 1989.

57. Михайловский Н.К. Что такое прогресс? Соч. Т. 1. — СПб., 1898.

58. Моисеев Я. Мегаполисы //Свободная мысль. 1997. №3.

59. Моль А. Социодинамика культуры. — М.: Прогресс, 1973.

60. Монсон П. Современная западная социология. — СПб.: Нота­бене, 1992.

61. Осипов Г.В., Андреев Э.П. Измерение в социологии. — М., 1980.

62. Основы прикладной социологии /Под ред. Ф.Э. Шереги, М.К. Горшкова. — М.: МГУ, 1995.

63. Павлов А. Т. От дворянской революционности к революцион­ному демократизму. Идейная эволюция А.И. Герцена. — М.: МГУ, 1977.

64. Патрушев В., Караханова Т., Темницкий А Псков в 1986 и 1995 году //Социологический журнал. 1996. № 1/2.

65. Пригожий А.И. Современная социология организаций. — М.: Интерпракс, 1995.

66. Проблемы семьи и детства в современной России. — М.: МГУ, 1992.

67. Проблемы теоретической социологии. — СПб.: СПбГУ, 1994.

68. Рабочая книга социолога. — М.: Наука, 1989.

69. Радаев В. В. Экономическая социология: Курс лекций. — М.: Аспект-Пресс, 1997.

70. Ренан Э. Что такое нация? //Собр. соч. В 12 т. Т. VI.

71. Семенов В.Л. Массовая культура в современном мире. — СПб.: СПбГУ, 1994.

72. Семья и семейная политика. — М.: Наука, 1991.

73. Сноу Ч. Две культуры. — М.: Прогресс, 1973.

'Социаьно-трудовые исследования. К изучению общественных проблем труда в России первой половины 90-х годов. Вып. 5. — М.: РАН, 1996.

Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. — М.: Изд. полит, лит., 1992.

Социология /Осипов Г.В. и др. — М.: Наука, 1990.

Социология Конта в изложении Риголажа. — СПб., 1898.

Социология организаций. Словарь-справочник. — М.: Союз, 1996.

Социология сегодня. Проблемы и перспективы / Под ред.

Р. Мертона, Л. Котрелла; пер. с англ. — М.: Прогресс, 1965.

Спенсер Г. Система синтетической философии. Основные на­чала. В 2 т. Т. 1. - СПб., 1899.

Староверов В.И. Социальные факторы экономического разви­тия деревни. — М.: Знание, 1987.

Тадевосян Э.В. Социология. — М.: Знание, 1998.

Тернер Дж, Структура социологической теории: Пер. с англ. — М.: Прогресс, 1985.

Тощенко Ж.Т. Социология.— М.: Прометей, 1994. Учебный социологический словарь /Под общ. ред. С.А. Крав­ченко. — М.: Анкил., 1997.

Философия власти /Под ред. В.В. Ильина. — М.: МГУ, 1993. Фомичева П.Н. Современные социологические теории соци­ального времени: Научно-аналитический обзор. — М., 1993. Франчук В.М. Основы современной теории организаций. — М.: ИОС, 1995.

Штомпка П. Социология социальных изменений. — М., 1996.

Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии: Пер. с польск. — М.: Прогресс, 1969.

Элиаде М. Священное и мирское. — М., 1994.

Экономика и социология труда: Учебник для вузов. — М.: Норма-Инфра, 1999.

Энциклопедический социологический словарь /Под. ред. акад. Г.В. Осипова. - М., 1995.

Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, про­грамма, методы. — Самара; Самарский университет, 1995.

 

Важнейшие социологические понятия и термины

адаптация социальная (от лат. adaptatio — прилаживание, приноравливание) — приспособительные действия личности и социальных групп в соответствии с существующими социаль­ными обстоятельствами.

аксиология (от греч. axios — ценность и logos — учение) — учение о человеческих ценностях, в том числе духовных, мате­риальных, политических, правовых, религиозных ценностях определенных социальных групп (классов, наций и др.) и от­дельных личностей.

Анархизм(от греч. anarchia — безвластие) — система взгля­дов, обосновывающая решающую роль свободы личности в функционировании общества. Однако понятие «свободы» тол­куется метафизически, в отрыве от реальной жизни человека и общества как отсутствие всяких социальных ограничений. Де­виз анархизма -- «предоставьте вещи их естественному тече­нию». Анархисты выступают за устранение государства как главного института, ограничивающего свободу личности. Наи­более видные анархисты — французы Ш. Фурье и П. Прудон, немец М. Штирнер и русские М. Бакунин и П. Кропоткин.

брак — санкционированная обществом, социально и лично целесообразная, устойчивая форма половых отношений. Се­мейный союз мужчины и женщины, порождающий их права и обязанности по отношению друг к другу и детям.

государство — ведущее звено политической системы обще­ства. Выступает как некий аппарат законодательной, исполни­тельной и судебной власти в руках господствующих в обществе социально-классовых сил. С помощью аппарата государствен­ной власти данные силы закрепляют свое политическое господ­ство и влияние не только в сфере политических, но и социаль­но-экономических, идеологических и других общественных от­ношений.

ГРАЖДАНСКОЕ общество (civil society) — взаимодействие имеющихся в обществе социальных групп по поводу удовлетво­рения их социальных потребностей и интересов. Различая по­нятия государства и гражданского общества, Гегель характери­зовал гражданское общество как относительно независимую от государства сферу реализации частных интересов. Гражданское общество рассматривалось им как система общественных от­ношений, опирающихся на частную собственность и всеобщее формальное равенство людей, выраженное в праве. Современ­ная социология также указывает на отношения собственности и право как на основные институты гражданского общества.

демографические группы — группы населения, выделен­ные по признакам пола (мужчины, женщины) и возраста (молодежь, люди среднего возраста, пожилые люди).

деятельностный подход в изучении личности — социо­логическая теория, которая исходит из того, что изучение ие­рархии видов деятельности, ее структуры и характера является основой для раскрытия феномена «личность».

ИДЕАЛ (фр. ideal) — образец, нечто совершенное, высшая цель) — социально значимая и устойчивая цель, выступающая в определенной эмоциональной окраске, как цель возвышенная и прекрасная, стимулирующая деятельность и поведение людей на протяжении больших периодов их жизни в обществе.

идеальных типов теория — одна из составляющих теории социального действия немецкого социолога М. Вебера. В его понимании идеальный тип предстает как некая идеальная мо­дель того, что наиболее полезно человеку, объективно отвечает его интересам в современную ему эпоху. По Веберу, в качестве идеальных типов могут выступать моральные, религиозные, по­литические ценности, правила и нормы поведения людей, тра­диции их социального общения. Идеальные типы характеризу­ют как бы оптимальные общественные состояния — состояния власти, межличностного общения, индивидуального и группо­вого сознания. В силу этого они выступают как своеобразные критерии, исходя из которых необходимо вносить изменения в духовную, политическую и материальную жизнь людей.

интерес — внешне предстает как направленность внимания субъекта на то, что имеет отношение к его жизнедеятельности, удовлетворению его потребностей. Таковы материальный, по­знавательный, эстетический, нравственный, религиозный и любой другой интерес. По своей сути интерес выражает объек­тивное отношение субъекта (класса, нации, личности и т.д.) к условиям его существования и развития и выступает как важ­нейшая побудительная сила деятельности людей. Объективно, то есть независимо от того, осознает су&ьект это или нет, в его интересах все то, что способствует удовлетворению его потреб­ностей, его развитию и упрочению его положения в обществе. И напротив, не в его интересах то, что препятствует этому. Осознать данные обстоятельства — значит осознать свои под­линные интересы и интересы других субъектов. Их осознание может быть полным или частичным, верным или ошибочным. Отсюда проблема истинных и ложных (иллюзорных) интересов, которыми люди сознательно руководствуются в своей деятель­ности. Проблема осознания интересов различных субъектов — одна из важнейших в социологии.

классы — большие группы людей, различающихся между собой по их положению в обществе, прежде всего по их отно­шению к средствам производства, месту в системе обществен­ного разделения труда и способам получения создаваемых в обществе материальных и духовных благ. Таковы классы пред­принимателей, крупных земельных собственников (помещиков, латифундистов), рабочих, крестьян. Различия в социальном по­ложении классов обусловливают появление у них разных эко­номических, алогических и нередко духовных интересов, ко­торые определяют их деятельность.

классовые отношения — отношения классов по поводу экономических, политических, правовых и духовных условий их существования в обществе и реализации их классовых инте­ресов.

конкуренция — борьба между социальными субъектами, прежде всего классами за лучшие условия существования, в том числе за более выгодные условия производства и сбыта товаров и получение наивысшей прибыли (экономическая конкурен­ция). Политическая конкуренция проявляется в борьбе за по­литическую власть. Отношения конкуренции могут возникнуть между другими социальными группами (большими и малыми), национальными общностями и отдельными личностями. В ходе конкуренции одни соперники стремятся опередить других в достижении тех или иных целей.

контркультура — комплекс норм и ценностей, противоре­чащих образцам поведения, господствующих в данном общест­ве и в традиционной культуре.

КОНФЛИКТ (от лат. conflictus) — столкновение сторон, мне­ний, сил, противоположных интересов и целей субъектов соци­ального, взаимодействия,

культура (от лат. cullura — возделывание, воспитание, обра­зование) — уровень развития общества, творческих сил и спо­собностей человека; совокупность норм, ценностей, идеалов, способов поведения, выполняющих функцию социальной ори­ентации в обществе.

ЛАТЕНТНОСТЬ — скрытое, неявное протекание каких-либо процессов.

личность — выражение социальной сущности и содержа­ния человека как субъекта деятельности и общественных отно­шений. Личность выступает как носитель общих и специфиче­ских социальных свойств человека, характеризующих его на­циональную и классовую принадлежность, профессию и вид деятельности, мировоззрение и ценностные ориентации, инте­ресы, цели, идеалы. В процессе своей жизнедеятельности в обществе личность играет различные социальные роли.

малые группы — группы, образованные на основе более или менее постоянных и тесных контактов между несколькими людьми. По заключению социологов, количество людей в ма­лых группах колеблется от двух до десяти, редко несколько больше. Оптимальные размеры малых групп — семь человек плюс-минус два. В таких группах лучше сохраняются социаль­но-психологические контакты входящих в них людей, нередко касающиеся существенных моментов их жизни и деятельности. Малую группу могут составлять группа друзей, знакомых либо группа людей, связанных профессиональными интересами. По­добные группы могут играть большую роль в формировании Ценностных ориентации их представителей, в определении на­правленности их поведения и деятельности. Значительную роль в изучении малых групп сыграли работы американских социо­логов Г. Кули, Э. Мейо, Дж. Хоманса, Дж. Морено и др. Выдаю­щийся русский педагог А. С. Макаренко подчеркивал важную роль малых групп подростков и юношей в воспитании сверст­ников.

массовая КУЛЬТУРА — развлекательно-поверхностный вари­ант культуры, функционирующий на основе социального заказа и охватывающий широкую аудиторию.

МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОЕ ПОНИМАНИЕ ИСТОРИИ — система взглядов, согласно которой общественное бытие людей опреде­ляет их общественное сознание, а в основе развития общества лежит способ общественного производства, прежде всего мате­риального. При этом не отрицается роль сознательных мотивов производственной, политической и других видов деятельности людей. Подчеркивается возрастающая роль науки, искусства, политических и иных идей в развитии общества. Однако указы­вается, что «идеальные побудительные силы» деятельности лю­дей и в целом их общественное сознание определяются объек­тивными факторами их общественного бытия и в целом исто­рического процесса, обобщенным выражением которых являет­ся действие объективных социальных законов.

метакоммуникация — общение, в процессе которого партнеры сравнивают смысл употребляемых ими понятий и вырабатывают общую систему значений.

метод социологии (от греч. methodos — путь исследова­ния) — метод социологического исследования общественных явлений, заключающийся в определенных подходах и способах их изучения, выявления существующих связей и отношений между ними. Большую роль в разработке метода социологии как самостоятельной науки сыграли работы Э. Дюркгейма, пре­жде всего его труд «Метод социологии*. Важные предпосылки разработки данного метода содержатся в трудах О. Конта. Су­ществуют позитивистский (О. Конт, Э. Дюркгейм), неопозитиви­стский (П. Сорокин, Т. Пирсоне и др.), марксистский (К. Маркс и его последователи) и иные методы социологического изуче­ния явлений общественной жизни,

МИРОВОЗЗРЕНИЕ — система взглядов и представлений людей об окружающем их объективном мире, его изменении и разви­тии. Важной частью мировоззрения является система взглядов на функционирование и развитие общества. Выделяют такие стороны мировоззрения людей, как их взгляды на развитие природы и общества, формирующиеся на их основе ценности и ценностные ориентации, а также мотивы социальной деятельно­сти тех или иных субъектов. Речь идет о познавательной, цен-ностно-ориентировочной и мотивационно-побудительной сто­ронах мировоззрения.

нации (от лат natio — племя, народ) — исторические общ­ности людей, характеризующиеся общностью их происхожде­ния, языка, территории, экономического уклада, а также пси­хического склада и культуры, проявляющихся в общности их национального сознания и самосознания. Содержание и на­правленность деятельности наций определяются их националь­ными интересами.

национальные отношения - отношения между нациями по поводу экономических, политических и других условий их существования и развития их культур. В многонациональных государствах отношения между нациями касаются также утвер­ждения их положения в системе государства и политической системе общества в целом. Национальные отношения непо­средственно определяются интересами наций в тот или иной период их исторического развития.

неопозитивизм — «естественно-научное» направление в социологии, цель которого — выявление закономерностей со­циальной жизни на основе изучения эмпирических явлений посредством точных и объективных методов социологического исследования.

общественно-экономическая формация - общество на определенном этапе его развития с присущими ему способом производства, социальной структурой, политической системой и духовной жизнью. Эта категория марксистской социологии указывает на общество как целостный социальный организм, отражает типичные и вместе с тем сущностные признаки соци­ально однородных обществ. Выделяются такие типы общест­венно-экономических формаций: первобытно-общинная, рабо­владельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистиче­ская, первой стадией которой выступает социалистическое об­щество. Некоторые марксистские социологи характеризуют со­циалистическое общество как самостоятельную общественно-экономическую формацию. Учение об общественно-эконо­мических формациях и объективных законах развития общества позволило представить развитие человечества как объективный и закономерный естественно-исторический процесс, в котором одна общественно-экономическая формация сменяется другой. ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ — отношение населения страны или больших социально-демографических групп к различным про­блемам общественной жизни, выраженное в разного рода суж­дениях, оценках, эмоциях, настроениях и т.д. Общественное мне­ние характеризуется той или иной распространенностью, опре­деленной идеологической и психологической направленностью, активностью, устойчивостью.

ОБЩЕСТВЕННЫЙ прогресс — поступательное развитие обще­ства от низшего состояния к высшему, от простого к сложно­му. В основе общественного прогресса социологи усматривали различные факторы, в том числе: развитие познавательной дея­тельности людей и ее высшего проявления —• науки (О. Копт, Г. Спенсер), развитие способа производства материальных благ (К. Маркс), развитие личности (Я Лавров, Я Михайловский}, разви­тие современной науки и техники (представители современного технократического направления в социологии Р. Арон, Д. Белл, О. Тоффлер и др.). Соответственно решается вопрос о критери­ях общественного прогресса — каком-либо одном или же не­скольких. В настоящее время одни социологи принимают за критерий общественного прогресса развитие науки и техники, что, по их мнению, определяет развитие всех сторон жизни общества (представители технократического направления); другие — развитие всех производительных сил общества, вклю­чая человека (марксисты); третьи — создание условий для все­стороннего развития каждой личности; четвертые выдвигают на первый план нравственные критерии общественного прогресса, пятые — религиозные и т.д.

ОБЩЕСТВО совокупность общественных отношений

людей; экономических, политических, правовых, идеологиче­ских, духовных и т.д., опосредующих их социальную деятель­ность. Достоянием общества является вся присущая ему мате­риальная и духовная культура как результат деятельности про­шлых и нынешних поколений людей. Общество предоставляет собой социальный организм, проявляющийся в функционирова­нии социально-однородных общественных отношений, соци­альных институтов и организаций. Различные по своей природе и характеру общественные отношения образуют различные обще­ства — феодальное, капиталистическое, социалистическое и др.

органическая теория общества — рассматривает развитие общества как взаимосвязанную систему биологических и социальных факторов. Любая деятельность людей и социальных ин­ститутов анализируется в рамках общества как целостного со­циально-природного организма. Основоположник теории — английский мыслитель Г. Спенсер, которого считают одним из главных представителей теории социального дарвинизма,

плюралистическая социология — концепция, согласно которой в развитии общества одинаково важную роль могут иг­рать не один какой-либо, а множество факторов, в том числе экономические, демографические, политические, психологиче­ские, нравственные, религиозные и т.д. Утверждается, что в разных обстоятельствах на первый план может выйти любой из названных факторов. Эту концепцию успешно разрабатывали выдающийся русский социолог М. М. Ковалевский и его ученик Я А. Сорокин. При этом они опирались на многие идеи, обос­нованные немецким мыслителем М. Вебером.

поведенческая концепция личности - социологическая теория личности, согласно которой личность формируется как система реакций на задаваемые обществом стимулы.

позитивизм социологический — направление в социо­логии, обосновывающее развитие общества как социальной системы, подчиняющееся определенным законам — биологиче­ским, «астрономическим» (космическим) и социальным. Исхо­дит из того» что в основе общественного развития лежит созна­ние людей, их познавательная деятельность, высшей формой которой является наука. Основоположник направления — О. Конт, идеи которого получили развитие в трудах /. Спенсера, Э. Дюркгейма и других социологов.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА — СОВОКУПНОСТЬ учреждений и организаций, деятельность которых носит политиче­ский характер, т.е. направлена на осуществление политических интересов определенных классов, других социальных групп, а также национальных общностей, К основным элементам поли­тической системы общества относятся: государство, органы его законодательной и исполнительной властей, армия, правоохра­нительные органы, политические партии и движения, общест­венные организации (профсоюзные, молодежные, творческие), выполняющие в тех или иных обстоятельствах политические функции.

понимающая социология -- система взглядов, согласно которым социология должна изучать только такие действия людей, которые, во-первых, осмыслены ими, т.е. уяснены цели этих действий и средства их достижения, а во-вторых, ориен­тированы на других субъектов, учитывают влияние на них дан­ных действий и их ответную реакцию на это. Ставится задача — разобраться в субъективных мотивах деятельности людей и в тех духовных ценностях, которыми они руководствуются. Это означает — понять содержание духовного мира субъекта соци­ального действия. Основные положения понимающей социо­логии обоснованы Af. Вебером.

ПОТРЕБНОСТЬ — выражение объективной необходимости поддержания и воспроизводства условий существования людей (различных социальных групп, отдельных личностей), их разви­тия. Субъективно потребности переживаются людьми как их нужды в определенных материальных и духовных благах, в по­литической свободе, как побуждения к творческой деятельно­сти и т. д. Потребности людей являются наиболее глубокими побудительными силами их деятельности и выступают как ос­нова возникновения их разнообразных интересов.


Поделиться:

Дата добавления: 2014-12-30; просмотров: 87; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты