Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Актуальные проблемы истории в Российской историографии.




1. Артамонов Б.В., Мамонова М.Л. «Авиатранспортный маркетинг», М., МИИГА, 1990 г.

2. Афанасьев В.Г. «Коммерческая эксплуатация международных воздушных линий», М., «Международные отношения», 1987 г.

3. Афанасьев В.Г. «Международный воздушный транспорт», М., «Международные отношения», 1992 г.

4. Диброва Г.С., Лисин Е.П., Хижняк А.Н. «Экономика, организация и планирование ГА», М., «Транспорт», 1989 г.

5. Костромина Е.В. «Экономика ГА», М., МГТУ ГА, 1994 г.

6. Костромина Е.В. «ВЗР в России», ВТ, 1996 г., № 1.

7. Костромина Е.В., Григорьев Ю.М., Жебрак А.В. «Рынок и тарифы», ВТ, 1996 г., № 22.

8. Костромина Е.В. «О формировании тарифной политики авиакомпаний», М., БТИ, 1996 г., № 9.

9. Костромина Е.В. «Взаиморасчеты и финансовое планирование авиакомпании при выполнении международных воздушных перевозок», М., ВИМИ, 1995 г.

10. Котлер Ф. «Управление маркетингом», М., «Экономика», 1980 г.

11. Котлер Ф. «Основы маркетинга», М., «Прогресс», 1990 г.

12. Курило В.М., Жилинский В.В., Жданов В.П. «ГА: смена модели управления», М., «Воздушный транспорт», 1991 г.

13. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. «Экономикс», М., «Республика», 1992 г.

14. Мескон, Альберт, Хедоури «Основы менеджмента», М., «Дело», 1992 г.

15. Методические рекомендации по определению себестоимости рейсов ВС ГА, ДВТ, 1993 г.

16. «О лицензировании международной туристической деятельности в РФ», Постановление СМ РФ от 25.12.93, № 1343.

17. «Пластиковые карточки в России» под ред. Андреева А., М., Банк-центр, 1995 г.

18. Резолюции ИАТА, №№ 510-738.

19. «Сборник примерных договоров», М., «Мир деловой книги», 1996 г.

20. Сенин В.С. «Введение в туризм», М„ РИПРИКТ, 1993 г.

21. Стоянова Е.С. «Финансы маркетинга», М., «Перспектива», 1994 г.

22. Тихонов В.М., Балашов Б.С. «Система мирового воздушного транспорта и российская гражданская авиация», М., Фонд «Правовая культура», 1992 г.

23. Усоскин В.М. «Банковские пластиковые карточки», М., ИПЦ «Вазар-Ферро», 1995 г.

24. Федосеев В.В. «Экономико-математические методы и модели в маркетинге», М., «Финстатинформ», 1996 г.

25. Эванс Дж., Берман Б. « Маркетинг», М., «Экономика», 1990 г.

26. Ecckhout A. «Touroperating in Europe», Zedelgem, 1993.

27. «Revenue Accounting Manual», IАТА, 1990.

Актуальные проблемы истории в Российской историографии.

Российская историческая наука существует свыше 250 лет , и внесла значительный вклад в развитие и углубление знаний как об истории нашей страны, так и о мировой истории в целом. Для неё характерно богатство различных школ и направлений. Возникновение Отечественной истории, как науки, неразрывно связано с именем Петра I. Он основал Российскую Академию наук и начал активно приглашать в Россию иностранных ученых. Значительный вклад в становление российской исторической науки внесли немецкие историки Г.Байер, Г.Миллер, и А.Шлецер. Им русская наука обязана введением в научный оборот такого исторического источника, как русские летописи. Они впервые перевели на латинский язык и издали основной массив русских летописных источников. Первым собственно русским историком был один из сподвижников Петра I, ученый - энциклопедист и политический деятель В.Н. Татищев (1686-1750гг.), автор четырехтомной «Истории Российской», охватывающей период от Рюрика до Михаила Романова. Для мировоззрения В.Н. Татищева характерен рационалистический подход - для него история не результат божьего промысла, а итог человеческих деяний. Через весь его труд красной нитью проходит идея необходимости сильной самодержавной власти. Работы В.Н. Татищева, как и работы других историковXVIII в. были известны лишь узкому кругу специалистов. Первым автором, получившим действительно всероссийскую известность, стал Н.М. Карамзин (1766-1826 гг.). Его двенадцатитомная «История государства Российского», написанная в первой четверти XIX в., стала одной из самых читаемых книг в России. Н.М. Карамзин приступил к написанию «Истории» будучи уже известнейшим писателем. Его книга, написанная живым, ярким, образным языком, читалась как роман. Основная идея Н.М. Карамзина - история страны - это история её государей. По существу это серия политических биографий. Н.М. Карамзин рассматривал историю нашей страны как неразрывную часть всемирной истории. Он обратил внимание на отставание России от европейских народов, считая это результатом 250-летнего татаро-монгольского ига. Наибольшую известность в мире русская историческая наука получила благодаря трудам историков «государственной школы» К.Д. Кавелина, Б.Н. Чичерина и особенно С.М. Соловьева (1820-1879 гг.) автора двадцатидевятитомной «Истории России с древнейших времён». Субъективистским взглядам Карамзина Соловьев противопоставлял идею исторического развития. Человеческое об-во представлялось Соловьеву целостным организмом, развивающимся естественно и необходимо. Соловьев отказался от выделения нормандского и татарского периодов и поставил в центре не завоевания, а внут. процессы развития, отводя решающую роль переходу родовых отношений в государственные. Родовые отношения м/у князьями по мнению Соловьева господствовали в 9-12 вв. Со 2-й половины 12в. начинается борьба м/у государственным и родовым началом, окончившийся полным торжеством государственный отношений во времена Ивана III и IV. Будучи сторонником ставнительно-исторического метода и указывая на общие черты развития России и Западной Европы Соловьев отмечал своеобразие России, заключающееся в промежуточном положении страны м/у Европой и Азией, и вынужденной многовековой борьбе со степными кочевниками. Согласно концепции Соловьева, сначала наступала Азия. В 16в. – Россия. Человек религиозный, Соловьев склонен был видеть в этом торжество крестьянства над мусульманством. Вершиной русской дореволюционной историографии стало творчество выдающегося русского историка В. О. Ключевского (1841-1911гг.). Не было ни одной отрасли исторической науки, в развитие которой он бы не внес своего вклада. Ему принадлежат крупнейшие труда по источниковедению, историографии русской истории, истории государственных учреждений и др. Основная работа В.О. Ключевского - пятитомный «Курс русской истории». Впервые он уделил внимание действию экономического фактора в истории страны. Именно этот фактор лег в основу предложенной им периодизации русской истории. С начала XX в. в русской историографии начинает утверждаться идея марксизма. Первыми русскими историками - марксистами были Н.А. Рожков и М.Н. Покровский. Основной труд Н.А. Рожкова — двенадцатитомная «Русская история в сравнительно-историческом освещении». В ней он попытался, исходя из марксисткой формационной теории, выделить ступени общественного развития, которые проходят все народы. Каждый этап истории России сопоставлялся с соответствующим этапом в истории других стран. В основу смены этапов исторического развития Н.А. Рожков, вслед за Марксом, поставил развитие экономики, но дополнил ее попыткой построить историю духовной культуры, выражающуюся в смене «психических типов», характерных для каждого этапа. Наиболее известным историком марксистом был М.Н. Покровский. Еще до революции 1917г. он написал четырехтомную «Русскую историю с древнейших времен» и двухтомный «Очерк истории русской культуры». М.Н. Покровский попытался определить этапы развития русского общества, исходя из марксистской теории смены общественно-экономических формаций. Он выделял следующие стадии: первобытный коммунизм, феодализм, ремесленное хозяйство, торговый и промышленный капитализм. Русское самодержавие и бюрократию М.Н. Покровский рассматривал как форму господства торгового капитала. В 90-е гг. стали появляться работы, в которых делаются попытки пересмотреть существующие концептуальные положения. История России рассматривается с позиций цивилизационного подхода (Л.И. Семенникова), с позиций теории цикличности (С. А. Ахиезер), с позиций модернизационной теории. Но все эти попытки пока нельзя назвать удачными. Творческий поиск - находится на начальном этапе, и не привёл к появлению новых концепций развития истории России.

№4. Восточные славяне до образования государства: происхождение, расселение, занятия, общественный строй, верования, взаимоотношения с соседями.

Киевская Русь — государство восточных славян, общих предков русских, украинцев, белорусов. Встает вопрос о том, кто такие восточные славяне? Откуда они появились? Славянские племена издавна обитали в Восточной Европе. Согласно наиболее распространенной точке зрения прародина славян расположена между реками Вислой и Одером к северу от Карпатских гор (территория современной Польши). В IV-VI вв. н.э. происходит событие коренным образом изменившее политическую карту Европы - так называемое «великое переселение народов». Набеги кочевников привели в движение все народы Европы, заставили их покидать насиженные места и переселяться. Под натиском кочевников пришли в движение и славянские племена. Славяне разделились на три группы: западные, южные и восточные славяне. Вост. славяне заселили территорию Восточно-европейской равнины от Черного до Балтийского морей, от течения Днепра, до верховий Волги и Оки. Они стали предками украинцев и белорусов. Особенностью колонизации новых территорий был её мирный характер. Обширные пространства Восточной Европы были слабо заселены, поэтому новым переселенцам не приходилось вступать в конфликты с местным финно-угорским и балтским населением. Тем более, что восточные славяне, будучи земледельцами, создавали условия для взаимовыгодного обмена. Появление на Восточно-Европейской равнине славян сопровождалось основанием множества новых поселении. На берегах рек выросли поселки (примерно 10 домов). Для защиты от врагов, диких зверей и злых духов поселки обносились валом и частоколом. Несколько мелких поселков, расположенных на расстоянии до 5 км образовывали гнездо, а несколько гнезд - общину. Основу хозяйственной жизни восточных славян составляло земледелие. Славяне выращивали крупнорогатый скот, свиней, лошадей, ловили рыбу, охотились, бортничали (собирали мед диких пчел). Хозяйственные продукты и дары леса были также главными "экспортными" товарами, обменивавшимися на дорогие украшения, ткани. Этому способствовал пролегавший через Восточно-Европейскую равнину торговый путь «из варяг в греки». Сложной и разнообразной была духовная жизнь восточных славян, прежде всего проявившая себя в вере. Языческая религия не только отражала сложившиеся еще в древности представления об окружающем мире, но и служила средством закрепления и передачи многовекового опыта людей. В язычестве восточных славян можно выделить несколько разновременных пластов. Древнейшие верования были сосредоточены на одухотворении природы, вере в добрых и злых духов (леших, водяных, русалок, и т.д.), управлявших разными стихиями (лесом, водой, и т.д.). Позднее, с появлением хозяйственных приоритетов, в центре внимания оказались аграрные божества (Род и рожаницы) и семейно-родовой культ предков. Еще позже сформировался пантеон племенных богов. Они символизировали главные природные стихии и покровительствовали различным отраслям хозяйства: Дажь и Хорс - божества солнца, Перун - бог грозы, Стрибог – бог ветра, Мокошь - божество судьбы и женского рукоделия, Велее (Волос) - покровитель скотоводства и др. Верования восточных славян не требовали строительства специальных храмов или наличия жреческого сословия. Языческие обряды можно было совершать самостоятельно: дома или на специальных капищах. Особо отмеченных людей, находившихся, по мнению остальных, в постоянном контакте с богами, называли волхвами или кудесниками. Заметные изменения претерпел в VI-VIII вв. общественный строй восточных славян. Первоначально они жили родовой общиной, построенной на принципе кровного родства. По мере расселения славян на больших пространствах родовые связи стали ослабевать. К тому же усовершенствование орудий труда (изготовление их из железа) и приемов земледелия (использование лошади) позволили отдельной семье существовать самостоятельно. На смену родовой общине пришла территориальная, объединившая людей по хозяйственным интересам. Члены ее, самостоятельно обрабатывали свой участок земли и распоряжались полученным урожаем по своему усмотрению, но совместно владели лугами, сенокосами и лесными угодьями. Все "люди" (домохозяева) обладали правом на общинную собственность, входили в народное ополчение, принимали участие в управлении - народном собрании (вече). Территория, занятые восточнославянскими племенами, граничили с другими государствами и народами. Отношения с ними складывались по-разному, в разной степени эти народы оказали влияние на становление и развитие русского государства, русской культуры. С юга земли восточных славян граничили с землями Византийской империи, крупнейшего и могущественного государства Средневековья. Из Византии славяне взяли христианскую религию, письменность, приобщились к античной культуре. С юго-востока с восточными славянами граничили земли Хазарского каганата, включавшие территории от Средней Волги до Северного Кавказа и Крыма. Несмотря на то, что хазары были злейшими врагами восточных славян, вели с ними постоянные войны, они объективно сыграли положительную роль в русской истории. Хазарский каганат перекрыл путь из Азии в Восточную Европу, послужил щитом от набегов кочевников. Тем самым создались условия для образования государства у восточных славян. С северо-востока и с севера обитали финно-угорские народы. В ходе расселения восточные славяне смешивались с финно-угорами, селились вперемежку с ними. С северо-запада, на побережье Балтийского моря обитал воинственный народ норманнов (или варягов, как их называли на Руси) - предков современных шведов, норвежцев, датчан. На востоке, через земли восточных славян проходил важнейший торговый путь «из варяг в греки». По этому пути шла практически вся торговля Европы с Востоком. Именно с норманнами ряд историков связывают происхождение государства у вост. славян.

 

 

№5. Образование и основные этапы развития Древнерусского государства в IX-XIIвв., его первые правители.

Русская летопись содержит рассказ о том, как жители города Новгорода в 862 г. призвали скандинавских варягов — норманнов (на Руси их называли варягами) для наведения порядка на своей земле. Три брата, варяжские князья Рюрик, Синеус и Трувор, откликнулись на этот призыв. От старшего, Рюрика, севшего в Новгороде, пошел княжеский род, постепенно объединивший все русские земли под своим управлением и создавший государство с центром в Киеве. На этих летописных сведениях и основывалась знаменитая норманнская теория, в соответствии с которой государственные начала были привнесены на дикую Русь извне, и государство, таким образом, носило здесь искусственный характер. Норманнской теории придерживались многие историки XVIII—XIX вв., хотя и тогда у нее было немало противников. Большинство современных ученых не отрицают того, что норманны сыграли определенную роль в становлении русского государства, однако они указывают на органичность и постепенность этого процесса, связанного с имущественным расслоением, зарождением племенной знати, появлением славянских дружин. Все это происходило на Руси на протяжении нескольких веков. Киевская Русь представляла собой раннефеодальное государство. В нём шли процессы перехода от общественного устройства к феодальному, но феодальный строй ещё не сложился. Во главе государства стоял великий князь, опирающийся на военнуюдружину. Он возглавлял войско, руководил всей системой управления, был законодателем, верховным судьёй. Князя окружала дружина. Наиболее уважаемы были старшие дружинники - бояре, бывшие воеводами, членами постоянного совета - думы. Для обозначения младшей дружины применялись термины «отроки», «гриди». Они были главной военной силой. Наряду с властью князя в Киевской Руси существовало народное собрание - вече. Оно ведало вопросами войны и мира, финансами и земельными ресурсами. Князь заключал с вечем договор - «ряд», причём вече могло и сместить князя. Тем самым власть князя не была абсолютной. В этом нашёл отражение переход от родового строя к феодальному. За то, что князь с дружиной защищали страну от врагов, население платило им дань, которая шла на содержание дружины. Дань собиралась дружинными отрядами, которые раз в год объезжали территории подвластных племён («полюдье»). Так, в 944г. древлянами был убит князь Игорь. Его вдова Ольга с большим трудом справилась с непокорным племенем и затем упорядочила сбор дани, установив ее точный размер — урок, и места ее сбора — погосты. Однако и после этого киевским князьям не раз приходилось устраивать военные походы в земли радимичей, вятичей и пр., чтобы подтвердить свое господство. Однако постепенно новые отношения получают все большее развитие в самых различных сферах жизни. Так, на Руси появляется феодальная аристократия — боярство. Основным его источником стала избранная часть дружинников — старшая дружина, которая составляла при князе постоянный совет — думу, получала за верную службу вотчины — земельные владения в наследственную собственность. В отдаленных от Киева землях, например в Новгородской, боярство оформлялось из местной племенной знати. Наряду со свободными общинниками — людьми — на Руси в это время уже появляются различные категории зависимого земледельческого населения. С одной стороны, это рабы — холопы, челядь, — ничего не имевшие и находившиеся в полном владении своего господина. С другой — смерды, рядовичи, закупы — земледельцы, по тем или иным причинам попавшие в частичную зависимость от феодала. Они сохраняли свое хозяйство, но значительную часть времени должны были работать на вотчинных землях. Т.о., в Киевской Руси существовали элементы строя первобытнообщинного, рабовладельческого и феодального, причем последние, очевидно, преобладали. По мере становления государства Киевская Русь оно становилось все более опасным противником для своих соседей, и прежде всего богатой Византии. В 911г. князь Олег принудил капитулировать ее столицу Константинополь, взял богатую добычу и заключил с византийским императором выгодный торговый договор. В 944 г. неудачный поход на Византию совершил Игорь. Активную внешнюю политику вел его сын Святослав. В 964—965 гг. он разгромил Хазарский каганат; в начале 970-х гг. совершил поход на Дунай, доставив множество хлопот Византии; в 971 г. на обратном пути в Киев был убит новыми кочевыми противниками Руси — печенегами. Важнейшей вехой в становлении Киевского государства явилось принятие христианства Владимиром Святославичем в 988 г. Владимир пошел на этот шаг после того как его попытка создать единую государственную религию на основе славянских языческих верований окончилась полной неудачей.


№6. Крещение Руси. Роль религии и церкви в жизни древнерусского общества в домонгольский период.

Важнейшим этапом развития Руси явилось принятие христианства. Согласно исторической традиции это событие датируется 988 годом и связано с именем князя Владимира Святославовича. Летопись рисует Владимира, как типичного языческого князя, проводившего время в военных походах, любителя пиров и «наслаждений чувственных». У Владимира было 300 наложниц в Вышеграде, 300 в Белгороде, 200 в селе Берестове. Н.М. Но именно ему Русь обязана принятием христианства. Основной причиной принятия христианства была задача объединения славянских народов в единое государство. Единое государство требовало единой идеологии. Однако каждое славянское племя поклонялось своему богу. Первоначально Владимир пытался преодолеть это противоречие в рамках старой религии. В 980 г. он провёл церковную реформу. Он поставил в Киеве близ княжеского двора кумиров всех языческих идолов, которым киевляне приносили жертвы. Тем самым он пытался превратить Киев в идеологический центр русских земель. Однако реформа закончилась неудачей — единой религии создать не удалось, каждый народ продолжал поклоняться своему богу. Тогда Владимир решил заимствовать религию у соседей. Владимир послал послов в Рим и в Константинополь с тем, чтобы они лично присутствовали на богослужении. Наибольшее впечатление на послов произвело богослужение в Константинопольском Соборе Святой Софии. Выслушав послов, Владимир принял решение принять христианство из Византии. Но крещение Руси растянулось на долгие годы. Оно осуществлялось силовыми методами, при сопротивлении населения, не желавшего отказываться от традиционной веры. В Киеве первым делом были изрублены и сожжены языческие идолы, после чего головешки были сброшены в Днепр. Затем в Днепр дружина загнала горожан, и священник всех их скопом окрестил. Затем Владимир поставил в городах церкви. Принятие христианства имело для Руси исключительное значение. Во-первых, единая религия способствовала объединению русских земель, выработке единого национального самосознания. Во-вторых. Принятие христианства сделало Русь полноправным членом мирового сообщества христианских государств, включило её в систему политических культурных связей. Отношения между государствами в средние века укреплялись с помощью династических браков, что было возможно лишь при условии единой веры. В-третьих, исключительно важным было культурное влияние христианства. Византия сохранила в неприкосновенности античную культуру - греческую и римскую. На русский язык переводились книги не только духовного, но и светского содержания - научные трактаты, исторические сочинения, литературные произведения. При монастырях создавались школы, библиотеки, велись летописи. Церковь положила начало русскому искусству и архитектуре. Русская иконопись, известная во всём мире, первоначально создавалась по византийским образцам. Русские церкви строились по образцу византийских. Церковь воздействовала на мораль народа, осуждая языческие пережитки - многоженство, кровную месть и др. В то же время принятие христианства из Византии впоследствии действительно способствовало определённой изоляции Руси (уже Московской) от Запада. После разделения церквей и падения Византийской империи Московская Русь осталась единственным православным государством, что обусловило специфику её развития.

№8. Татаро-монгольское нашествие на Русь, установление ордынского ига и его влияние на русскую империю.

Татаро-монгольское нашествие 1237-1241 гг. застало Русь цветущей, богатой и культурной страной, но уже пораженной ржавчиной феодальной удельной раздробленности. Этим нашествием закончился большой и яркий период в жизни русского народа. Этот период не был забыт, его вспоминали как время расцвета, побед и блестящего международного положения. В 30-40-е гг. ХП в. Древнерусское государство прекратило свое Существование. Западные княжества, вместе с Киевом вошли в состав Великого княжества Литовского. Северо-восточная Русь и Новгородская земля вошли в состав монгольского государства Золотой Орды. Татаро-монгольское иго продолжалось на Руси почти 240 лет. Население покоренных русских земель было переписано и обложено данью - ясаком. Единицей налогообложения был «плуг» или «соха». Кроме уплаты ясака русское население должно было выполнять целый ряд повинностей: поставлять русских воинов в Орду (одного рекрута с каждых десяти мужчин), лошадей и подводы, платить большие торговые пошлины. Разгромленная и опустошённая Русская земля стала «улусом» татарского хана. Власть татарского хана не отменяла власти русских князей, а как бы легла поверх неё. Русские князья вынуждены были признать верховную власть хана и только тогда получили от него утверждение своих прав на владение. Сохранился и титул Великого князя Владимирского, но он получал от хана назначение - «ярлык » (грамоту) на великое княжение. Причём, хан зачастую не считался с правом кандидата, назначал на престол тех, кто ему больше угодил. Встает вопрос: Каково же влияние татаро-монгольского ига на развитие русского государства?

1) Татаро-монгольское завоевание в значительной мере отбросило назад хозяйство русских земель. Из 74 городов Руси 49 были разрушены, в 14 из них жизнь не возобновилась, 15 превратились в села. Исчезли целые ремесленные специальности (стеклоделие, изготовление эмали и др.), в монгольскую армию забиралось до 5% населения страны. 2) татаро-монгольское иго ещё более усилило княжескую власть над населением. В ходе татаро-монгольского нашествия погибла большая часть старших дружинников - бояр. Новая знать, пришедшая на смену старой, получала земли от князя на условии несении службы, была полностью зависима от князя. В свою очередь сами князья утверждались на престоле монгольскими ханами, их права «жаловались» ханами и от воли населения князья не зависели. Князья превратились в «служебников» хана, для которых его воля была законом. Они были в беспрекословном подчинении у ханов и, в то же время, пользовались безграничной властью по отношению к населению. 3) Влияние татар на русскую культуру было невелико. Татары не вмешивались в жизнь местного населении, не навязывали своих обычаев, своей религии, ограничивались сбором дани. От татар Русь унаследовала денежную систему (само слово «деньги» происходит от татарского «таньга»); систему почтовой связи. 4) Наконец, татаро-монгольское завоевание разделило Русь. Северо-восточные земли вошли в состав Золотой Орды. Там стал складываться русский народ, впоследствии возникло новое, собственно российское государство - Московская Русь. Западные земли вошли в состав Великого княжества Литовского, а позднее - в состав польско-литовского государства Речи Посполитой. Там стали формироваться украинский и белорусский народы. Географическое и политическое отделение Восточной Руси от Европы создало между ними стену взаимного отчуждения и непонимания, своего рода «железный занавес». Русь в глазах европейцев превратилась в «Татарию».

№7. Феодальная раздробленность Руси: причины, сущность, последствия.

Наивысшего расцвета Киевская Русь достигла в XI в. Начиная с XII в. наблюдается её постоянный упадок. Можно выделить две группы причин упадка Киевской Руси - внешние и внутренние. К внешним причинам следует отнести, в первую очередь, перемещение торговых путей. Во-вторых, после того, как князь Святослав разбил хазар и разрушил их столицу Итиль набеги кочевников из Азии возобновились. В результате набегов кочевников жизнь в южных русских землях становилась опасной. Началась миграция славян на запад в предгорье Карпат и на Северо-восток под защиту лесов. Но главную роль в ослаблении Киевской Руси сыграли внутренние причины. Русь вступила в период феодальной раздробленности. Единое государство превращалось в своеобразную федерацию княжеств во главе с великим князем, причём его власть постоянно слабела и была фактически номинальной. Феодальная раздробленность - объективный процесс, которого не избежала практически ни одна страна, это закономерный этап перехода от раннефеодального государства к централизованному, но созданному уже на ином социально-экономическом фундаменте. Именно в это время происходит созревание феодальных отношений, усугубляется общественное разделение труда, развиваются земледелие, города, ремёсла. В раннефеодальном государстве власть князя сводилась практически лишь к сбору дани с зависимого населения. Причины перехода к феодальной раздробленности лежат, прежде всего, в появлении и распространении феодального землевладения. Основой экономической мощи господствующего класса становится не дань, а эксплуатация феодально-зависимого крестьянства внутри боярских вотчин. Другой важнейшей причиной становится рост городов и развитие отдельных земель. Рост производительности труда в земледелии ведёт к повышению его товарности, к производству товаров на рынок. В городах ремесленники производили на продажу свои изделия. Постепенно складываются местные рынки вокруг городов, что так же способствовало децентрализации. Для эпохи феодальной раздробленности были характерны длительные, кровопролитные междоусобные войны между князьями за расширение земельных владений, за крестьян. Однако нельзя рассматривать период феодальной раздробленности как время регресса, движения вспять. Местные князья уделяли основное внимание развитию хозяйства в своих землях. Наблюдался подъём земледелия. Росли быстрыми темпами города. Развивались ремёсла, торговля, наблюдался расцвет культуры. В целом развитие экономики ускорилось по сравнению с периодом раннефеодального государства. По мнению историков, в период раздробленности появились разные модели государственного развития русских земель. Варианты различных политических систем прослеживаются в истории Владимиро-Суздальского, Галицко-Волынского и Новгородского княжеств. Владимиро-Суздальские князья вели завоевательную политику, активно колонизировали новые земли на востоке. Это обстоятельство обусловило определенную специфику государственного устройства Севере - Восточной Руси. Княжеская власть была здесь сильнее, чем в других княжествах. Они рассматривали все завоеванные земли, как свою вотчину, а всех, кто селился на этих землях, как зависимых людей. Князь считался собственником всех земель. Наследники старшего князя получали в полную собственность "удел" земли и становились удельными князьями. Основной формой феодального землевладения оставались боярские вотчины. Их хозяйство было почти полностью натуральным, все основные потребности удовлетворялись за счет продукции, производимой внутри вотчины. Наряду с вотчинами князей и бояр огромными земельными угодьями владели монастыри. Их владения по размерам не уступали боярским вотчинам. Появляется и новая форма феодального землевладения поместье. Постепенно формируются новое сословие "служилых людей" или дворян По отношению к крестьянам дворяне имели такие же права, как и бояре, в частности получали право кормления, сбора налога с крестьян. Особенностью Владимиро-Суздальской Руси было то, что городов там было значительно меньше, чем в Киевских землях и представляли они из себя в основном небольшие укреплённые поселения на завоёванных землях. Галицко-Волынская земля располагалась на крайнем юго-западе Древней Руси. Специфика юго-западной Руси состояла в складывании здесь мощного, противостоящего князю боярства. Первоначально Галицкое и Волынское княжества были самостоятельны, но в 1199 г. они объединились под властью Романа Мстиславовича. Именно ему удалось прекратить антикняжеекие выступления бояр, а затем занять Киев и стать великим князем. Своеобразным развитием отличалась и Новгородская земля. В своей внешней политике новгородцы ориентировались на укрепление отношений с Западом. Политическое устройство Новгорода резко отличалось от устройства других русских княжеств, но имело много общего с торговыми городами Западной Европы - Генуей, Венецией Новгород представлял из себя «феодальную республику». Высшим органом власти было народное собрание и вече. Полновластными же правителями Новгородской земли были наследственные бояре - «300 золотых поясов». На вече избирались основные городские власти: посадник (ведал делами внешней политики, заключал соглашения с князьями), тысяцкий (отвечал за сбор налогов) и архиепископ (глава новгородской церкви). Функции князя сводились к функциям наёмного военачальника. Он приглашался вечем с дружиной для защиты Новгорода от врагов. Князь не имел права владеть землями на территории Новгорода. В случае недовольства его деятельностью он мог быть изгнан вечем. С 1095 по 1304 гг. смена княжеской власти происходила 58 раз. Новгород был старейшим и богатейшим городом Руси. Но он не стал центром объединения русских земель, так как ориентировался на торговлю с Западом, и вопросы объединения его не интересовали. Политическая раздробленность ослабляла способность Руси противостоять внешним врагам. Особенно разрушительно сказалось это в XIIIв., когда на русские земли обрушились орды Батыя.

 

№9. Формирование Российского государства в XIV – начале XVвв. Причины возвышения Москвы и ее роль в объединении русских земель.

Проблема формирования единого Российского государства принадлежит к ключевым вопросам в исторической науке. Крупнейший историк XIX в. С.М. Соловьёв показал историю возникновения и развития государства как внутренне обусловленный процесс, в первую очередь, выраженный в явлениях политической истории рода племени, к которому он принадлежит; ход внешних событий, влияние, идущее от окружающих народов. В частности, закономерности возвышения Москвы он видел в географических условиях: удобное расположение на перекрестке торговых путей, её относительную удаленность от Золотой Орды и монгольских набегов, благоприятный климат для занятия сельским хозяйством и ремеслами. Процесс образования Русского централизованного государства связывался главным образом, с социально-экономическими факторами - «развитием крепостничества, обострением классовой борьбы». Прекращение междукняжеских усобиц было одной из животрепещущих задач развития Руси в то время. Решить эту задачу могло объединение страны. Говоря о причинах возвышения Москвы, историки отмечают, в первую очередь, выгоды её географического положения. Находясь в центре тогдашнего русского мира, Москва была расположена на перекрестке важнейших сухопутных и водных дорог, соединявших русские княжества. Выгодным было положение Москвы и с точки зрения военной. Несмотря на то, что она многократно подвергалась нашествиям и захватам, тем не менее, её соседи - Смоленское, Тверское, Рязанское, Нижегородское княжества прикрывали Москву с запада, юга и востока, принимая первый удар на себя. Московские князья; расширяя свои владения всеми возможными способами. Начало возвышению Москвы было положено при Иване Даниловиче Калите. Он расширил свои владения, прикупив в соседних княжествах не только ряд сёл и деревень, но и три удельных города - Галич, Белоозеро, Углич. Огромную роль в возвышении Москвы внёс внук Ивана Калиты Дмитрий. Он продолжил расширять пределы своего княжества. Главным достижением внешней политики Дмитрия было то, что впервые отважился на открытую борьбу с Золотой Ордой. Воспользовались тем, что в Орде шла междоусобная борьба претендентов на ханский престол, он в 1378 г. не пустил татарские отряды на русские земли, а когда те попытались вторгнуться силой, разбил их на р. Воже. В ответ в 1380 г. хан Мамай, захвативший престол в Орде, отправил на Русь 150 тысячное войско. В сентябре 1380 г. войска Владимиро-Суздальских земель под руководством Великого князя в верховьях Дона, на Куликовском поле, встретились с войском хана Мамая и нанесли им сокрушительное поражение. Но куликовская победа не стала концом татаро-монгольского ига. Через два года новый хан Тохтамыш с большим войском взял и сжёг Москву. Но победа над монголами сделала Московского князя национальным героем, а Москву - центром национально-освободительного движения. Первенство Москвы в русских землях уже было трудно оспаривать. Однако помимо желания правителей московского княжеского дома подчинить своей власти других князей, существовали и более глубокие, объективные основания для преодоления раздробленного состояния Руси. К ним, в первую очередь, следует отнести внешнеполитические обстоятельства - освобождение от ордынского ига. Возврат утраченных земель был возможен только через объединение всех русских княжеств и централизацию власти. Только в этом случае Русь могла рассчитывать на самостоятельное государственное существование. Единство Руси стало общенародной задачей. С другой стороны, в данное время шёл рост частного феодального землевладения. И господа - землевладельцы были кровно заинтересованы в закреплении за собой и угодий, и рабочих рук. Поэтому они все более тяготели к усилению верховной власти, которая смогла бы их защитить от неповиновения крестьян, от посягательств других владельцев. Немаловажную роль в объединении русских земель сыграла православная церковь. В стране, раздробленной на множество княжеств, затруднялась повседневная деятельность духовенства. Единство веры требовало и единства верховной власти. Поэтому церковь была заинтересована в объединительной политике светских властей. Таким образом, на Руси складывались внешнеполитические, социально-экономические и культурно-религиозные предпосылки для создания объединенного Русского государства. Княжение сына Василия Темного Ивана III стало важнейшим этапом в процессе создания единого Российского государства. Это было время образования основной территории России, формирования её политических основ. Высшей целью Ивана III было объединение под властью Москвы всех русских земель. Собрав воедино большую часть русских земель вокруг Москвы, Иван III почувствовал себя полностью независимым и перестал платить дань Орде. Это вызвало негативную реакцию хана Большой Орды Ахмата. Весной 1480 г. Ахмат поднял в поход на Русь всю Большую Орду. Бесславно окончившийся поход Ахмада положил конец ордынскому игу. В 1481г. хан Ахмад был убит в собственном шатре. С Ахмадом погибла и его империя. Так окончательно рухнуло татаро-монгольское иго, длившееся свыше 2-х веков. Т.о., на рубеже XV – XVIвв. вокруг Московского княжества сложилась мощная держава, ставшая самой крупной в Европе.

 

 

№10. Российское государство в конце XV-XVIвв. Идеологическая концепция «Москва – Третий Рим».

Политический строй Русского государства на рубеже XV -

XVI вв. развивался в сторону централизации. Завершился процесс «собирания» русских земель вокруг Москвы. Юридически централизация выразилась в появлении первого общерусского «Судебника» (1497 г.) с едиными юридическими нормами. Статья 57 судебника, законодательно оформляя политическую систему, ограничивала крестьянам сроки ухода отпомещика неделей до и неделей после Юрьева дня (26 ноября): крестьянин должен был платить пожилое. В 1453 г. под ударами турок окончательно рухнула Византийская империя. Московская Русь осталась единственным православным государством. Гербом Москвы стал двуглавый орёл - герб византийского рода Палеологов, при московском дворе был введён византийский придворный церемониал. Короной московских государей стала «шапка Мономаха». Этим подчёркивалась преемственность Византии, Киева и Москвы. Вводятся в обиход, пока неофициально, титулы византийских императоров: «царь» и самодержец. В княжение Василия III псковский монах Филофей разви вал мысль о Москве как «Третьем Риме», сменившем отпавшие от истинной веры собственно Рим и Второй Рим – Константинополь. На протяжении XIV-XV вв. в судьбе крестьян произошли существенные изменения. К XV в. название «крестьяне» укрепилось за сельским населением. Термин, имевший сначала национальное содержание, теперь приобрёл значение социальное. Наиболее распространенными формами феодальной ренты в вотчинных владениях были барщина и натуральный оброк. В русской деревне сохранялись общинные порядки. Значительные земельные богатства находились в личной собственности князей и бояр. По обычаю боярин мог «служить» одному князю и, в то же время, владеть землями на территории, политически подчиненной другому князю. Типичной формой землевладения бояр и княжеских слуг XIV-XV вв. была вотчина. Это владение могло передаваться по наследству и отчуждаться. Наряду с вотчинным, росло значение и условного землевладения. Князья передавали свои земли в держание (под условием выполнения определенных повинностей) двум категориям своих слуг: дворцовым (работавшим в княжеском хозяйстве), и военным. К правлению Ивана III относится становление поместного землевладения. Помещики не имели власти над крестьянами своих поместий, они лишь собирали с них подати, размеры которых были зафиксированы в переписных листах. Поместная система положила начало выделению военно-служилого сословия - дворянства. Главным юридическим признаком этого сословия стало, право владения землей при условии несения государственной службы. Юридически эта система была закреплена в статье 57 «Судебника» 1497г. С конца XIV в. наблюдается подъем городов. Развивались старые города и росли новые на месте торгово-ремесленных сел. В городах развивались различные ремесла. Распространен был кузнечный промысел, производство оружия и доспехов. Возобновилось литейное дело, захиревшее во время и после монгольского нашествия. Со второй половины XIV в. в русских княжествах появляется серебряная монета собственного чекана. В связи с этим развивается новая отрасль ремесла - монетное дело. Развитие получили кожевенное и сапожное ремесла. С XIV в. начинается острое политическое противостояние церкви и светских властей. Усилившись экономически, став крупнейшим землевладельцем, церковь стала претендовать на принятие самостоятельных независимых решений. К середине XV в. произошла важная перемена в положении русской церкви. Церковь владела значительными фондами населенных земель - около 1/5 их общего количества в стране. Церковь имела право советовать царю, право ходатайства о помиловании или смягчения наказания и нередко этими правами пользовались. Сохранялась и экономическая мощь церкви. При Иване III входит в употребление царский титул московских правителей, хотя ни Иван III, ни его сын Василий III не венчались на царство. Итак, к сер. 90-х гг. XVв. создание единого Российского государства стало фактом исторического и международного значения. Россия превратилась в силу, с кот. нельзя было не считаться. Корабль обновленной русской государственности уверенно входил в океан мировой политики.


№11. Россия в период правления Ивана Грозного.

XVI в. – время Ивана IV Грозного, правившего 51 год, больше, чем любой российский государь. Иван Грозный в три года отсался без отца (Василия III). За него правила мать Елена Глинская, но она была отравлена, когда сыну было 8 лет. Иван IV рос в обстановке ожесточенной борьбы за власть боярских группировок, дворцовых интриг, видел сцены междоусобиц и расправ, что сделало его подозрительным, жестоким, необузданным и деспотичным человеком. Большую роль в наведении порядка в стране сыграл митрополит Макарий, венчавший в 1547 г. 17-летнего Ивана IV на царство. Иван IV стал первым царем Российского государства. В этом же году он женился на Анастасии Романовой. Самодержавная монархия «с человеческим лицом» - начала осуществляться при Иване IV в годы правления Избранной Рады. Под названием Избранная Рада в историю вошло правительство, возглавлявшееся А.Адашевым и Сильвестром. За десять лет своего пребывания у власти Избранная Рада провела столько реформ, сколько не знало никакое другое десятилетие в истории средневековой России. В 1550 г.Земский Собор принял новый Судебник - свод законов. Законы в нем были гораздо лучше систематизированы, чем в судебнике 1497 г. В новом Судебнике были впервые установлены наказания для взяточников от подьячих до бояр. Иван IV в. провёл и военную реформу. По «уложению о военной службе» окончательно ликвидировалась разница между боярами - вотчинниками и дворянами - помещиками - и те и другие обязаны были нести государеву службу. Была осуществлена и церковная реформа. В 1551 г. был проведён церковный Собор, который принял специальный документ «стоглав» (состоящий из 100 глав). В нём были унифицированы церковные обряды во всех русских землях, введён единый общерусский пантеон святых. Реформы Избранной Рады носили постепенный компромиссный характер. Они способствовали централизации государства, преодолению остатков феодальной раздробленности. Продолжением внутренней политики Избранной Рады была внешняя политика Русского государства, задачей которой стали ликвидация последствий ордынского ига. В 1552г. русские войска штурмом взяли столицу Казанского ханства - Казань. Ханство было присоединено к России. Но наибольшую опасность для Руси представляло Крымское ханство. Пока существовало это агрессивное государство, Русь не могла безопасно продвигаться на юг и заселять плодородные южные земли. В 1558 г. начинается Ливонская война, Начало Ливонской войны было удачным для России. После первых побед был разгромлен Ливонский орден. Русская армия захватила ряд городов балтийского побережья. Но «повернув на Германы», Иван IV, по сути, дал возможность татарам атаковать Москву. Москва была сожжена. Вскоре Россия начала терпеть военные поражения и на Западе, в Прибалтике. Таким образом, Россия перестала быть одним из центров мировой торговли и европейской политики. С ней перестали считаться. Ее перестали бояться и уважать. Она стала превращаться в третьестепенную державу. Это превращение произошло и в силу экономической катастрофы второй половины XVI в., которая была связана, прежде всего, с переходом от политики реформ к политике жесткого насилия, деспотизма, к политике опричнины. В декабре царь Иван поехав на богомолье, остался в Александровской слободе и в начале 1565 г. известил митрополита Афанасия и Думу, что отрекается от царства. Причины: раздор со знатью, боярами. В другом послании к горожанам, посадским людям Иван IV написал, что зла на них не держит. Объявляя об опале на знать, царь как бы апеллировал к народу в своем споре с боярами. Под давлением народа Боярская дума не только не приняла отречения Грозного, но была вынуждена обратиться к нему с верноподданническим ходатайством. В ответ Иван IV, под предлогом якобы раскрытого им заговора, потребовал от бояр предоставления ему неограниченной власти и учреждения опричнины в государстве. Опричниной называлась, так называемая, «вдовья доля». Если дворянин умирал, его поместье забирали в казну, оставляя небольшой участок, чтобы вдова и дети не умерли с голоду. Иван IV потребовал лицемерно выделить ему его «вдовью долю». Земля в государстве была разделена на две части: земщину и опричнину. Земщина управлялась по-прежнему совместно с Боярской Думой. А опричнина стала личной собственностью царя. В опричнину вошли земли центральных областей России, наиболее развитые в экономическом отношении, где находились вотчины древнейших боярских родов. Царь эти вотчины отобрал, и взамен предоставил новые в Поволжье, на землях покорённых Казанского и Астраханского ханов. Смысл этой меры был в том, что бояре лишились поддержки населения, которое привыкло видеть в них своих господ. Земли же в опричнине Иван IV раздал за службу своим служилым людям. Опричнина явилась первым в русской истории воплощением самодержавия как системы неограниченного царского правления. Однако суждения о ней затруднены из-за скудости источников и гибели всех опричных архивов. В 1571 г. страна в результате опричного террора оказалась на грани разорения. Осенью 1572 г. государь опричнину «отсавил». Опричнина способствовала и утверждению в России крепостного права. Первые закрепостительные указы начала 1580-х гг., запрещавшие крестьянам на законных основаниях менять владельца, были спровоцированы хозяйственным разорением, вызванным опричниной. Террористическая, репрессивная диктатура давала возможность загнать крестьян в крепостное ярмо. Крепостничество же консервировало феодализм, сдерживало развитие рыночных отношений в нашей стране и, тем самым, стало тормозом на пути общественного прогресса.

 

№12. Смутное время: гражданская война в н. 17 в., ее последствия. Земский собор 1613 г.

В начале XVII столетия Россия была потрясена событиями, которые получили у современников название Смута, Смутное время. По глубине и масштабу потрясений смуту можно с полным основанием назвать общенациональным кризисом. Истоки смуты - в эпохе Ивана Грозного, тех противоречиях, которые возникли и не получили разрешения в XVI в. В области экономической причиной Смуты был хозяйственный кризис, вызванный Ливонской войной и опричниной. Ещё одно событие сильно повлияло на ход Смуты, выступив одновременно и как повод, и как причина Смуты, смерть в 1598 г. Федора Иоановича, не оставившего наследника. Пресечение династии в феодальном, традиционном по своему характеру, обществе всегда чревато политическими потрясениями. После смерти Ивана Грозного Русское государство стояло на перепутье. При безвольном его наследнике, царе Федоре Ивановиче (1584-1598гг.), судьба трона и страны, оказалась в руках враждующих боярских группировок. Назревала реальная угроза гражданской войны. Уже в первые месяцы нового царствования отчетливо обозначились различные политические группировки и течения. В особую группу сплотились, забыв о своих местнических и прочих противоречиях, представители высшей знати - Шуйские, Мстиславские, Воротынские и Булгаковы, которые в силу своей родовитости претендовали на роль первосоветников при сударе. Антиподом этой княжеской группировки выступали худородные «дворовые» деятели, заинтересованные в сохранении своих привилегий, которыми они пользовались при жизни царя Ивана. Но ни тем, ни другим не удалось добиться успеха. В ходе борьбы выдвинулась третья сила во главе с Борисом Годуновым, которая одержала верх. В феврале 1598 г., после смерти царя Федора, был созван Земский собор, который избрал Бориса новым царем. Впервые на Руси появился царь, получивший власть не по наследству, а по «единодушному решению всего народа». Годунов являлся сторонником сильной самодержавной власти. Он отказался от проведения непопулярного в народе опричного курса, который не мог вывести страну из кризиса, Внутренняя политика Годунова была направлена на стабилизацию положения в стране и консолидацию всего господствующего класса. Это была единственно правильная политика в условиях всеобщего разорения страны. При нём усиленно развивались города, строились новые. В самом начале нового столетия страна испытала последствия общего похолодания в Европе. Дожди и холод помешали созреванию хлебов летом 1601 г. Ранние морозы ещё больше усугубили бедственное положение деревни. В стране начался голод. Люди умирали на улицах и дорогах и ели др. др. Борис Годунов пытался бороться с голодом, но все его меры провалились. Голод привел к взрыву классовой ненависти. Обострение внутриполитической ситуации привело к резкому падению авторитета Годунова и в народных массах, и в среде класса феодалов. В 1601 г. в Речи Посполитой появился молодой человек, выдававший себя за царевича Дмитрия, сына Ивана Грозного, заявившего о свеем намерении идти на Москву добывать себе «прародительский престол». Борис Годунов, узнав о появлении самозванца, создал, следственную комиссию по выяснению его личности. Комиссия объявила, что царевичем назвался беглый монах Чудова монастыря Григорий Отрепьев. Собрав осенью 1604 г. войско Лжедмитрий I пошел на Москву. Поначалу военные действия складывались не в пользу самозванца. Но на помощь пришли жители юго-западных городов: Путивля, Белгорода, Воронежа, Оскола и др. Они подняли антиправительственное восстание и признали своим царем самозванца. В это время, в апреле 1605 г.,умер царь Борис, на престол взошел его 16- летний сын Федор, не сумевший удержать власть в своих руках. По приказу самозванца вместе с матерью царицей Марией он был убит. В итоге 20 июня 1605 г.Лжедмитрий торжественно въехал в Москву. Новый царь оказался деятельным и энергичным правителем: принял титул «императора», легко и быстро решал запутанные вопросы. Несмотря на стремление казаться милостивым и щедрым самозванцу не удалось удержаться на троне. 17 мая 1606г. в Москве вспыхнуло восстание, приведшее к гибели самозваного царя. Одним из организаторов восстания был князь Василий Шуйский, ставший новым претендентом на царскую корону. Избрание Шуйского царем не было всенародной акцией. Он взошёл на престол на гребне московского восстания. Приход Василия Шуйского к власти вызвал недовольство как со стороны феодалов, так и крестьянства. Главные противники царя сконцентрировались на юго-западной окраине государства, где чтили прежнего «царя Дмитрия». Во главе этого войска встал Иван Болотников. Началось крестьянское восстание. В отличие от предыдущего этапа Смуты, для которого была характерна борьба за власть в верхах правящего класса, этот этап отличался втягиванием в противостояние средних и низших слоев общества. Смута приняла характер гражданской войны. Налицо были все её признаки: насильственное разрешение всех спорных вопросов, полное или почти полное забвение всякой законности и обычаев, острейшее социальное противостояние, разрушение всей социальной структуры общества, борьба за власть и т.д. Положение в стране было сложным. Летом 1607 г. в Стародубе на Брянщине появился новый лжецарь Дмитрий. Вокруг нового самозванца Лжедмитрия II стало собираться войско. Летом 1608 г. войско самозванца подошло к Москве и расположилось в Трушине. Правительство Шуйского предприняло меры по преодолению тушинцев, В августе 1608 г. в Новгород был послан племянник царя М.В.Скопин-Шуйский для заключения со Швецией договора о военной помощи. В феврале 1609 г. такой договор был заключен. Заключение этого договора было серьезной политической ошибкой. Шведская помощь принесла мало пользы, но ввод на территорию России шведских войск дал им возможность впоследствии захватить Новгород. Кроме того, этот договор дал предлог польскому королю Сигизмунду для открытой интервенции. Речь Посполитая начала военные действия против России и осадила Смоленск. Тем временем правительственные войска во главе со Сюпин-Шуйским вместе со шведским отрядом двинулись из Новгорода для освобождения Москвы. По пути была снята осада Сергеева монастыря и 12 марта 1610г. Скопин-Шуйский как победитель вошел в Москву. 17 июля 1610 г. Василий Шуйский был свергнут с престола и стрижен в монахи. Власть в столице перешла к Боярской думе во главе с семью виднейшими боярами. Положение в старен оставалось исключительно тяжелым. 21 сентября 1610 г. Москву заняли войска польских интервентов. Образовалось новое правительство во главе с А.Гонсевским и М.Салтыковым. Гонсевский стал распоряжаться в стране. Он щедро раздавал земли сторонникам интервентов, конфискуя их у тех, кто сохранял верность своей стране. Действия поляков вызвали всеобщее возмущение- 30 ноября 1610 г. с призывом к борьбе против интервентов выступил патриарх Гермоген, но вскоре и он оказался под стражей. В стране постепенно созревала идея созыва всенародного ополчения для освобождения страны от интервентов. 3 марта 1611 г. войско ополченцев выступило из Коломны к Москве. Поляки жестоко расправились с москвичами - сожгли город и тем прекратили восстание. Положение в стране стало катастрофическим. 3 июня 1611 г. пал Смоленск, кот. 20 мес. выдерживал атаки Сигизмунда III. 16 июля шведские войска захватили Новгород, осаждали Псков. В январе 1613 г. в Москве собрался Земский собор, исключительно многолюдный и представительный: в нем участвовали выборные от дворян, посадских людей, духовенства и черносошных крестьян. После длительных дебатов выбор пал на 16-летнего Михаила Федоровича Романова, сына Филарета-Филарет был двоюродным братом царя Федора. Его сын Михаил доводился царю Федору двоюродным племянником. Этим самым сохранялся принцип передачи русского престола по наследству. Страна, которой предстояло править Михаилу, находилась в тяжелейшем состоянии. Новгород был в руках у шведов, Смоленск у поляков. В 1617г. был заключен Столбовский мирный договор, по которому Новгород возвращался России, но Швеции отходило Балтийское побережье. В декабре 1618г. было заключено Деулинское перемирие на 14 лет. Польше отошли Смоленск и северские города. Обстановка в стране стала нормализоваться. Смутное время закончилось.

№13. Новые тенденции в политическом, экономическом, культурном развитии страны в XVII в. Первые Романовы.

Следствием Смутного времени явилась жестокая хозяйственная разруха. Современники называли ее «великим Московским разорением». Понадобилось несколько десятилетий, чтобы восстановить хозяйство. Продолжительный характер восстановления производственных сил в сельском хозяйстве объяснялся низким плодородием земли, слабой сопротивляемостью крестьянского хозяйства природным условиям. Развитие сельского хозяйства носило преимущественно экстенсивный характер: в хозяйственный оборот вовлекалось большое количество новых территорий. Быстрыми темпами шла колонизация окраин: Сибирь, Поволжье, Башкирия. Широкое распространение получила домашняя промышленность: по всей стране крестьяне производили холсты, сермяжное сукно, веревки и канаты, обувь валяную и кожаную, одежду, посуду и др. Развитие различных промыслов способствовало росту изделий ремесла. Развитие ремесел и торговли привело к росту городов. К середине XVII в. их насчитывалось 254. Самым крупным городом была Москва. Дальнейшее развитие внутреннего рынка создало предпосылки для появления в России первых мануфактур. Начало мануфактурному производству было положено в 1632 г. Работа на мануфактурах производилась в основном ручным способом; лишь некоторые процессы были механизированы с помощью водяных двигателей. Развитие товарного производства, рост годов и введение мануфактур приводят к росту торговых связей и развитию торговли в стране. Иногда ремесленники и крестьяне сами выезжали на рынок для продажи своих товаров. Но если рынок был далеко от их места жительства, это вызывало неудобства, тогда появились посредники - люди, которые только скупали и продавали товар. Так появились торговые посредники - купцы. Процесс общественного и территориального разделения труда приводил к хозяйственной специализации районов. На этой основе стали складываться областные рынки. Межобластные связи цементировали ярмарки всероссийского значения. Расширение торговых связей, возрастающая роль торгового капитала знаменовали начало длительного процесса складывания всероссийского рынка. Этот процесс способствовал экономическому объединению страны. Развитие товарно-денежных отношений, рост внутренней торговли привели к увеличению внешней торговли. Особенности развития России в XVII в. сказывались и на эволюции ее государственного строя. В послесмутное время было уже невозможно управлять страной по-старому. Смуты царская власть при решении общегосударственных задач вынуждена была опираться на сословно-представительные структуры - Земские соборы и Боярскую думу. Со второй воловины XVII в. политический строй страны эволюционировал, к абсолютизму. Усиление самодержавия нашло отражение в титуле монарха. В новом титуле были отмечены два момента: идея божественного происхождения власти и её самодержавный характер. Усиление самодержавия находило своё выражение в резком увеличении количества именных указов, то есть указов, принятых без участия думы, волей царя. Другим свидетельством усиления самодержавии было значение значения Земских соборов. Постепенно роль Боярской думы также уменьшается. Наряду с ней при царе Алексее Михайловиче существует так называемая «ближняя» или «тайная дума», учреждение состоявшее из узкого круга лиц, предварительно обсуждавших вопросы, выносимее на заседания Боярской думы. Наряду с Боярской думой стержнем политической системы государства являлись центральные административные учреждения - приказы. К концу XVII в. общее число приказов превысило 80, из них постоянно функционировавших насчитывалось до 40. Постоянно действовавшие приказы делились на три группы: государственные, дворцовые и патриаршие. Система приказов страдала рядом недостатков, которые со временем становились все более значительными. Изменения в организации местного управления, прошедшие во второй половине XVII в. тоже отражали тенденцию к централизации и ведение выборного начала Власть в уездах, которые были основной территориально-административной единицей, сосредотачивалась в руках воевод. В организации вооруженных сил также проявлялась тенденция к усилению централизации. XVII в. стал переломным в развитии русской культуры. Новым явление в развитии русской культуры в XVII в. явилось ее обмирщением. Оно выражалось в распространении научных знаний, отходе от религиозных канонов в литературе. Одним их проявлений обмирщения культуры было усиление внимания к человеческой личности. Это нашло отражение в общественно-политической мысли и литературе. Общественно-политическая мысль пыталась осмыслить события начала века и выяснить причины потрясений. Делалось это в форме исторических сочинений о Смуте. Сюжетная историч. повесть публицистического характера активно вытесняла традиционную летопись. Развитие России усиливало интерес к истории и ставило на повестку дня вопрос и создании труда по истории Российского государства. XVII в. отмечен замечательными бытовыми и сатирическими повестями неизвестных авторов: «Повесть о Горе-Злосчастии». В XVII в. наступил новый этап в развитии русского языка. Центральные районы во главе с Москвой сыграли в нем ведущую роль. Московский говор слал доминирующим, превратившись в общевеликорусский язык. Развитие городской жизни, ремесла, торговли, мануфактур, госуд. аппарата и связей с зарубежными странами содействовало распространению грамотности. В связи с освоением новых территорий и расширением связей с др. странами в России происходило накопление географический знаний. Обмирщение в архитектуре выражалось, прежде всего, в отходе от средневековой строгости и простоты, в стремлении к внешней живописности, нарядности, декору. Во второй половине XVII в. было положено начало 2-м светским жанрам: портретной живописи и пейзажу. Оживленные связи России с Западом во 2-й половине 17 в. способствовали появлению в Москве придворного театра. Первым драматическим представлением на его сцене была русская комедия «Баба-Яга Костяная Нога». Развитие культуры 17 в. отразило процесс формирования русской нации. С ним связывается начавшееся разрушение средневековой религиозно-феодальной идеологии и утверждении «мирских» светских начал в дух. культуре.

 

 

№14. Церковный раскол и его последствия.

Крепнущее русское самодержавие, особенно в эпоху складывания абсолютизма, требовало дальнейшего подчинения церкви государству. К середине XVII в. выяснилось, что в русских богослужебных книгах, которые переписывались из столетия в столетие, накопилось много описок, искажений, изменений. То же происходило и в церковных обрядах. В Москве по вопросу исправления церковных книг было два разных мнения. Сторонники одного, к которому примыкало и правительство, считали необходимым править книги по греческим подлинникам. Им противостояли "ревнители древнего благочестия". Кружок ревнителей возглавил Стефан Вонифатьев - царский духовник. Работа по проведению церковной реформы была поручена Никону. Властолюбивый, с сильной волей и кипучей энергией, новый патриарх вскоре нанёс первый удар "древнему благочестию". По его указу исправление богослужебных книг стало производится по греческим подлинникам. Были унифицированы и некоторые обряды: двоеперстие при крестном знамении заменялось троеперстием, менялся строй церковной службы и пр. Первоначально оппозиция Никону возникла в духовных кругах столицы, главным образом со стороны «ревнителей благочестия». Протопопы Аввакум и Даниил написали царю возражения. Не достигнув цели, они стали распространять свои взгляды среди низших и средних слоев сельского и городского населения. Церковный собор 1666-1667 гг. объявил проклятие всем противникам реформы, предал их суду "градских властей", которые должны были руководствоваться статьей Уложения 1649 г., предусматривавшей сожжение на костре всякого, "кто возложит хулу на господа бога". В разных местах страны запылали костры, на которых гибли ревнители старины. После собора 1666-1667 гг. споры между сторонниками и противниками реформы постепенно приобрели социальный оттенок и положили начало расколу в русской православной церкви, возникновению религиозной оппозиции (староверия или старообрядчества). Старообрядчество - сложное движение, как по составу участников, так и по существу. Общим лозунгом был возврат к старине, протест против всех новшеств. Иногда в действиях старообрядцев, уклонявшихся от переписи и от выполнения повинностей в пользу феодального государства, можно разгадать социальные мотивы. Примером перерастания религиозной борьбы в социальную является Соловецкое восстание 1668-1676 гг. Началось восстание как чисто религиозное. Местные монахи отказались принять новонапечатанные "никонианские" книги. Монастырский собор 1674 г. вынес постановление: "стоять и биться против государственных людей&quo


Поделиться:

Дата добавления: 2015-01-01; просмотров: 110; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты