Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Сверхчеловеке, критика христианства.




Фридрих Ницше (1844-
(Nietzsche) 1900) — немецкий филолог, писатель и философ. В целом философия Ницше может быть отнесена к субъективно-
му идеализму
и охарактеризована как иррационализм.

Основные труды. «Рождение трагедии из духа музыки» (1872),
«Несвоевременные размышления» (1873), «Человеческое, слишком че-
ловеческое» (1878 — 1880), «Утренняя заря> (1881), «Веселая наука»
(1882), «Так говорил Заратуштра» (1883 — 1885), «По ту сторону добра
и зла» (1886), «Антихристианин» (1888), автобиография «Ессе Homo»
(1888), «Сумерки идолов» (1889);

На становление философских идей Ницше боль-
шое влияние оказала работа Шопенгауэра «Мир как воля и представ-
ление». Понимание жизни как проявления стихийной иррациональной
силы — «воли к жизни», являющейся первоосновой бытия, — заняло
центральное место в учении Ницше.

Основные понятия, которыми он оперирует, — это «мир», «жизнь»,
«вещь», «становление», «человек». Все эти понятия оказываются у него
многозначными и получают определенный смысл только в конкретном
контексте использования. Но в общем они могут быть охарактеризова-ны следующим образом. Миресть постоянное становление, и потому
на место традиционного философского понятия «становление бытия»
Ницше ставит «бытие становления». Бессмысленность бытия обнару-
живается, когда мы, наконец, осознаем, что его сущность — это «вечное
возвращение»,
повторение и обновление того, что уже неоднократно
существовало. Становление —есть чистое и непрерывное движение,
а то, что мы принимаем за вещь, есть всего лишь момент устойчивости
в хаосе становления. В основании мира лежит воля(воля к жизни),
которая является движущей силой становления, поэтому воля и есть
сущность бытия в его динамичности. Но одновременно воля есть чув-
ство, страсть с разнообразными оттенками, и всегда важнейшее в этой
страсти — стремление к расширению собственного Я, это «воля к вла-
cmu». Жизнь —это мир, понимаемый как организм, и это мир такой,
каким его постигает субъект (причем каждый по-своему).

Человек —это биологический организм, появившийся в процессе
эволюции, и поэтому в человеке в «снятом виде» присутствуют все сту-
пени его эволюции. В процессе развития (а значит, и борьбы за суще-
ствование') организм вырабатывает все более сложные формы
приспособления к окружающему миру. Человек прежде всего есть
тело; но это и иерархическая структура, где высшим слоем является
интеллект, однако интеллект важен потому, что он необходим для со-
хранения низших жизненных способностей и инстинктов. Интеллект
не способен познать мир, и он его не познает, а схематизирует в той
мере, в которой это нужно для практических потребностей организма.
Благодаря своей метафоричности и образности мышление связывает
человека с действительностью, но на это не способны научные понятия,
лишенные связи с жизнью, оторванные от нее.

Жизнь есть определенная целостность, поэтому традиционное фи-
лософское деление на «субъект» и «объект» (на «познающего» и «по-
знаваемое») Ницше отбрасывает, возвращаясь тем самым к досократовской философии (с ее нерасчлененностью бытия и мышления), ко-
торую ставит много выше всей последующей философской мысли.

В учении Ницше происходит переоценка всех традицион-
ных моральных ценностей Запада. По его мнению, христианство, с его
призывами к состраданию, милосердию и послушанию, портит человека,
подавляя важнейшие жизненные инстинкты. «Христианство принима-
ло сторону всего слабого, низкого, уродливого; свой идеал оно составило по противоположности инстинктам сохранения жизни, жизни в силе; христианство погубило разум даже самых сильных духом натур,
научив чувствовать заблуждение, искушение, греховность в самых высших ценностях духовного». Но «В наше время Бог умер!» — провозглашал Ницше. Это значит, что наступила новая эпоха, с новой системой ценностей, родился новый человек — «сверхчеловек», «белокурая бестия». Право на существование имеет только сильный: «Пусть гибнут слабые и уродливые — первая заповедь нашего человеколюбия. Надо еще помогать им гибнуть». Ницшеанский сверхчеловек сто-
ит «над добром и злом», вне любых моральных норм, кроме тех, которые сам создает.
Сверхчеловек Ницше — это сильная личность, разорвавшая оковы «рабской морали», построенной на послушании, и восставшая против человеческих законов, это аристократ, находящийся вне пределов «стада». Но это еще и аристократ духа, т.е. широко образованный человек, хорошо разбирающийся в искусстве и способный к глубокому его восприятию.
В рамках своей концепции Ницше предлагал и оригинальное решение проблемы свободы воли. Так как все поступки обусловлены, то подлинная свобода воли не существует, а значит, строго говоря, моральные оценки неприложимы ни к каким человеческим поступкам. Различные формы человеческого поведения по-разному маскируют одну и ту же волю к власти, но проявляется она у разных людей по-разному.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-01-01; просмотров: 78; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты