Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Никольская С. Т. 5 страница




Эти звуки являются самыми неблагополучными в устной речи. Дефекты произношения их весьма разнооб­разны. Сюда относятся шепелявость, сюсюканье, при­свист, а также замена другими звуками алфавита. Так, иногда вместо «собака» говорят «шабака», забака» или «табака»; вместо «щука» — шука», вместо «цапля» — «сапля», вместо «жук» — «зук», вместо «шапка» — «сап­ка». Такие дефекты в произношении обычно вызваны неправильным строением костяка речевого аппарата: зубов, челюстей, то есть объясняются причинами органи­ческого характера. Редко расставленные или слишком короткие и неровные зубы, щели, между ними, отсутст­вие передних зубов, чрезмерно выдвинутая вперед че­люсть, толстый язык — вот что может стать причиной недостатков в произношении свистящих и шипящих зву­ков. В этом случае может помочь либо стоматолог, либо логопед. Но когда эти дефекты вызваны вялостью мышц языка или укоренившимися с детства привычками, их можно устранить с помощью учебно-тренировочных уп­ражнений.

Согласные звуки [С], [С'] — [З], [З']

При произнесении звуков [С], [С'] — [З], [З'] губы по­лураскрыты, между зубами небольшая щель (1—2 мм), кончик языка упирается в нижние передние зубы, края же его касаются верхних коренных зубов, посередине языка в передней его части образуется небольшой же­лобок. При произнесений звука [З], [З'] голосовые связ­ки сближены и вибрируют, а звук [С], [С'] произносится без голоса. [С] — глухой, [З] — звонкий согласный. Произнесите каждое упражнение на одном выдохе.


 




Упражнение № 1. Си, сэ, са, со, су, сы, се, ся, сё, сю.

Упражнение №2. Зи, зэ, за, зо, зу, зы, зе, зя, зё, зю.

Упражнение № 3. Си-си, сэ-сэ, са-са, со-со, су-су, сы-сы, се-се...

Упражнение № 4. Си-си-си, сэ-сэ-сэ, са-са-са, со-со-со, су-су-су, сы-сы-сы...

Упражнение № 5. Си-си-си-си, сэ-сэ-сэ-сэ, са-са-са-са, со-со-со-со, су-су-су-су, сы-сы-сы-сы...

Упражнение № 6. Си-зис, сэ-зэс, са-зас, со-зос, су-зус, сы-зыс, се-зес...

Упражнение № 7. Си-си-зис, сэ-сэ-зэс, са-са-зас, со-со-зос, су-су-зус, сы-сы-зыс...

У п р а ж н е н и е № 8. Си-си-си-зис, сэ-сэ-сэ-зэс, са-са-са-зас, со-со-со-зос, су-су-су-зус, сы-сы-сы-зыс...

Упражнение №9. Сиззи, сэззэ, сазза, соззо, суззу, сыззы, сеззе, сяззя, сёззё...

Упражнение № 10. Зисси, зэссэ, засса, зоссо, зуссу, зыссы...

Присоединив 9-е и 10-е упражнения к упражнениям 1, 3, 4 и 5 поочередно, получите еще восемь тренировоч­ных упражнений.

Упражнение № 11. Сти, стэ, ста, сто, сту, сты, сте, стя, стё, стю.

Упражнение № 12. Зди, здэ, зда, здо, зду, зды, зде, здя, здё, здю.

Упражнение № 13. Сти-зди, стэ-здэ, ста-зда, сто-здо, сту-зду, сты-зды, сте-зде, стё-здё, стя-здя, стю-здю.

Примечание. При звуках [Т] и [Д] кончик языка касается верхних зубов, а при [С] и [3] — нижних.

Упражнение № 14. Зби, збэ, зба, збо, збу, збы, збе, збя, збё, збю.

Упражнение № 15. Спи, спэ, спа, спо, спу, спы, спе, спя, спё, спю.

Упражнение № 16. Зви, звэ, зва, зво, зву, звы, зве, звя, звё, звю.

Упражнение № 17. Сфи, сфэ, сфа, сфо, сфу, сфы, сфе, сфя, сфё, сфю.

Упражнение № 18. Ски, скэ, ска, ско, ску, скы, ске, скя, скё, скю.

Упражнение № 19. Сли, слэ, сла, сло, слу, слы, сле, сля, слё, слю.

Произнесите следующие слова четко и медленно:

 


сахар, сон, сумка, нос, песок, досада, заяц, зубы, вязанье, возок, раз, водовоз, воз, синий, зимний, мазь, лазейка, везение.

Повторите на выходе медленно и четко следующие фразы, обыграв их:

1. У Сени и Сани в сетях сом с усами.

2. У осы не усы, не усищи, а усики.

3. Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках; санки скок, Сеньку с ног, Саньку в бок, Соньку в лоб, все в сугроб.

4. По семеро в сани уселись сами.

5. Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

6. Из кузова в кузов шла перегрузка арбузов. В гро­зу, в грязи от груза арбузов развалился кузов.

Орфоэпия. 1. В конце слова звонкий [З] произносится как глухой звук [С]: волнорез — волноре[с], изморозь — изморо[с'], воз — во[с], связь — свя[с'], мазь — ма[с'], образ — обра[с], грязь — гря[с'].

2. В словах с двойными согласными СС, ЗЗ первый согласный смягчается: в массе — в ма[с']се, бессердеч­ный — бе[с']сердечный, безземельный — безземельный.

3.Смягчение [С] и [3] перед мягкими [В'], [Д'], [Т'], [Л'], [М'], [Н']: развить — ра[з']вить, свекровь — [с']век­ровь, бездельник — бе[з']дельник, грусть — гру[с']ть, возле — во[з']ле, после — по[с']ле, если — е[с']ли, изме­нять — и[з']менять, разве — ра[з']ве.

ЗАНЯТИЕ 13.Повторение: 1) «поза» и «маска» ре­лаксации; 2) гигиенический и вибрационный массажи;

3) упражнения для шеи, рук, лица, рта, губ, языка;

4) упражнения для тренировки речевого дыхания; 5) таблица гласных; 6) тренировка наиболее трудноусваи-ваемых согласных; 7) упражнения для голоса 1, 2, 8, 9.

Голос. Сделайте 5—10 полных вдохов и выдохов и переходите к упражнению на развитие высоты голоса. Цель его — научиться изменять высоту голоса в преде­лах своего звукового диапазона. В качестве упражнения возьмем отрывок из «Илиады» Гомера и будем трени­роваться на первых 4—8 строках, пока не усвоен весь курс. Сначала найдите один из звуков пониже среднего уровня и читайте первую строку, далее с каждой новой строкой повышайте понемногу голос; затем проделайте обратный ход — с каждой строкой понижайте голос, но не перегружайте его непосильными крайне низкими зву-


ками. Не смешивайте повышение звука с усилением, а понижение с затиханием, держите всегда одну и ту же громкость.

Упр ажнение № 10(г).

Гнев, о богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына,

Грозный который ахеянам тысячи бедствий соделал:

Многие души могучие славных героев низринул

В мрачный Аид и самих распростер их в корысть плотоядным

Птицам окрестным и псам (совершалася Зевсова воля), —

С оного дня, как, воздвигшие спор, воспылали враждою

Пастырь народов Атрид и герой Ахиллес благородный.

Кто ж от богов бессмертных подвиг их к враждебному спору?

Сын громовержца и Леты — Феб, царем прогневленный,

Язву на воинство злую навел; погибали народы

В казнь, что Атрид обесчестил жреца непорочного Хриса.

Старец, он приходил к кораблям быстролетным ахейским

Пленную дочь искупить и, принесши бесчисленный выкуп

И держа в руках, на жезле золотом, Аполлонов

Красный венец, умолял убедительно всех он ахеян,

Паче ж Агридов могучих, строителей рати ахейской:

«Чада Атрея и пышнопоножные мужи ахейцы!

О! Да помогут вам боги, имущие домы в Олимпе,

Град Приамов разрушить и счастливо в дом возвратиться;

Вы ж свободите мне милую дочь и выкуп примите,

Чествуя Зевсова сына, далеко разящего Феба».

Все изъявили согласие криком всеобщим ахейцы

Честь жрецу оказать и принять блистательный выкуп.

Дикция. Отработка согласных [Ш] и [Ж]

Дефекты этих звуков связаны с искажением, неточ­ностью артикуляционного уклада их, а также с замеще­нием другими звуками ([С] вместо [Ш], [Ж] и т. д.). Ше­пелявость и другие недостатки произношения сравни­тельно легко поддаются исправлению с помощью упраж­нений.

При произнесении твердых согласных [Ш] и [Ж] губы раскрыты, между зубами расстояние 1—2 мм, кончик языка лопатообразно приподнят по направлению к пе­редней части нёба за альвеолы верхних передних зубов, но не касается твердого нёба; боковые края языка каса­ются верхних коренных зубов и несколько приподняты, образуя в языке легкую впадину. При произнесении глухого [Ш] голосовые связки не вибрируют, в то время как при звуке [Ж] работают не только голосовые связ­ки, но и вибрирует кончик языка.


Для различия глухого и звонкого согласного произ­несите поочередно: ш-ж, ш-ж, ш-ж...

При тренировке звуков [Ш] и [Ж] йотированная таб­лица не применяется (эти звуки твердые). Произнесите на выдохе следующие упражнения:

Упражнение № 1. Шэ, ша, шо, шу, шы.

Упражнение № 2. Жэ, жа, жо, жу, жы.

Упражнение № 3. Шэ-шэ, ша-ша, шо-шо, шу-шу, шы-шы.

Упражнение № 4. Шэ-шэ-шэ, ша-ша-ша, шо-шо-шо, шу-шу-шу, шы-шы-шы.

Упражнение № 5. Шэ-шэ-шэ-шэ, ша-ша-ша-ша, шо-шо-шо-шо, шу-шу-шу-шу, шы-шы-шы-шы.

Упражнение № 6. Шэжэ, шажа, шожо, шужу, шыжы.

Упражнение № 7. Жэшшэ, жашша, жошшо, жушшу, жышшы.

Напишите ряд тренировочных упражнений, соединив поочередно 6-е и 7-е упражнения с 1-м, 3-м, 4-м, 5-м. Повторите их вслух, если не хватает одного выдоха, до­бирайте воздух.

Упражнение № 8. Шэ-сэ, ша-са, шо-со, шу-су, шы-сы.

Упражнение № 9. Жэ-зэ, жа-за, жо-зо, жу-зу, жы-зы.

Упражнение № 10. Шэ-сэ-шэ, ша-са-ша, шо-со-шо, шу-су-шу, шы-сы-шы.

Упражнение № 11. Жэ-зэ-жэ, жа-за-жа, жо-зо-жо, жу-зу-жу, жы-зы-жы.

Упражнение № 12. Жни, жнэ, жна, жно, жну, жны, жне, жня, жнё, жню.

Упражнение № 13. Шни, шне, шня, шнё, шню, шни.

Упражнение № 14. Жди, жде, ждя, ждё, ждю, жди. Шти, ште, штя, штё, штю, шти.

Произнесите следующие слова: шерсть, шар, жад­ность, жалость, ёрш, нож, фарш.

Повторите на выдохе медленно и четко следующие фразы:

1. Шли сорок мышей, нашли сорок грошей, две мыши поплоше нашли по два гроша.

2. У ежа ежата, у ужа ужата.

3. Жужжит жужелица, жужжит, да не кружится.

4. Самшит, самшит! Как ты крепко сшит!


5. Что посеешь, то и пожнешь.

6. Дружба — дружбой, а служба — службой.

7. Шила в мешке не утаишь.

8. В шалаше шуршит шелками желтый дервиш из Алжира и, жонглируя ножами, штуку кушает инжира.

Орфоэпия. 1. В конце слова звонкий согласный [Ж] оглушается: нож — [нош], уж — [уш], стриж — [стриш], ложь — [лош].

2. Слова с ЖИ, ШИ, ЖЕ, ШЕ произносятся как с ЖЫ, ШЫ, ЖЭ, ШЭ: шина — (шына), жизнь — (жызнь), жест — (жэст), шест — (шэст).

3 Сочетания СЖ, ЖЖ произносятся как двойной твердый [Ж]: разжать — (ражжать), разжег — (раж-жег), сжать — (жжать).

4. Сочетания ЗЖ, ЖЖ внутри корня слова произно­сятся как долгий двойной мягкий ЖЬЖЬ: вожжи — (вожьжи), жужжит — (жужьжит), уезжать — (уежь-жять), приезжать — (приежьжять).

ЗАНЯТИЕ 14.Повторение: 1) «поза» и «маска» ре­лаксации; 2) гигиенический и вибрационный массажи; 3) артикуляционные упражнения; 4) дыхательные уп­ражнения; 5) таблица гласных; 6) тренировка соглас­ных; 7) голосовые упражнения.

Дикция. Отработка произношения согласных [Ч'], [Щ'], [Ц]

В речи часто наблюдаются дефекты этих сложных двойных звуков из-за неправильной артикуляции или замены их другими звуками. В многочисленных говорах звук [Ч'] произносится твердо, а звук [Щ'] как ШЬЧ (роща — рощьча, проще — прощьче, вещий — вещь-чий). Это отклонение от нормы. Надо запомнить, что звуки [Ч'] и [Щ'] всегда звучат мягко, а звук [Ц] всегда произносится твердо.

При произнесении звука [Ч'] язык поднимается лопа­тообразно к альвеолам верхних передних зубов, язык более напряжен и ближе направлен к зубам, чем при [Ш]. Звук произносится мягко, как сочетание ТЬШЬ, произносимое слитно.

При произнесении звука [Щ'] слышится мягкое и протяжно звучащее [ШЬШЬ].


Упражнение № 1. Чи, че, чя, чё, чю.

Упражнение № 2. Щи, ще, щя, щё, щю.

Упражнение № 3. Чи-чи, че-че, чя-чя, чё-чё, чю-чю.

Упражнение № 4. Чи-чи-чи, че-че-че, чя-чя-чя, чё-чё-чё, чю-чю-чю.

Упражнение № 5. Чи-чи-чи-чи, че-че-че-че, чя-чя-чя-чя, чё-чё-чё-чё, чю-чю-чю-чю.

Упражнение №6. Чищи, чеще, чящя, чёщё, чющю.

Присоединив упражнение № 6 к упражнениям 1, 2, 3, 4, 5, получите еще целый ряд тренировочных упраж­нений.

При произнесении звука [Ц] язык, прижатый на мгно­венье к альвеолам передних верхних зубов, как при [Т], быстро опускается вниз, и выдыхаемая струя возду­ха прорывается по желобку в передней части языка к межзубной щели, как при звуке [С]. Аффриката Ц со­стоит из сочетания ТС и произносится очень быстро, слитно и всегда твердо.

Упражнение № 1. Цэ, ца, цо, цу, цы.

Упражнение № 2. Цэ-цэ, ца-ца, цо-цо, цу-цу,

цы-цы.

Упражнение№3. Цэ-цэ-цэ, ца-ца-ца, цо-цо-цо, цу-цу-цу, цы-цы-цы.

Упражнение № 4. Цэ-цэ-цэ-цэ, ца-ца-ца-ца, цо-цо-цо-цо, цу-цу-цу-цу, цы-цы-цы-цы.

Произнесите следующие слова: щи, щука, лощина, лещ (не забывайте, что мягкий согласный [Щ'] — дли­тельный), чаща, чистый, печь, врач, качели, цирк, принц, дворец, цоколь, окольцованный.

Повторите на выдохе медленно и четко следующие фразы (не забывайте поставить задачу):

1. Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке.

2. Щипцы да клещи — вот наши вещи.

3. Тщетно тщится щука ущемить леща.

4. Течет речка, печет печка.

5. Расчувствовавшаяся Варвара расчувствовала не-расчувствовавшегося Вавилу.

6. Чешуя у щучки, щетинка у чушки.

7. Хочешь есть калачи — не сиди на печи.

8. Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла.

9. Около колодца кольцо не найдется.

 

10. Молодец против овец, против молодца сам овца.

11. Москвой-столицей весь народ гордится.

 


Орфоэпия. 1. Слова с ЧА, ЩА, ЧО, ШО, ЧУ, ЩУ произносятся как с ЧЯ, ЩЯ, ЧЁ, ЩЁ, ЧЮ, ЩЮ, чары — (чяры), чашка — (чяшка), прощание — (прощяние), Чоп — (Чёп), чудесный — (чюдесный), щука — (щюка).

2. Сочетания СЧ, СЩ, ЗЧ произносятся как долгий мягкий [Щ']: счастье — (щястье), рассчитывать — ра-щитывать), счет — (щёт), расщепить — (ращепить), расщедрился — (ращедрился), образчик — (обращик).

3. Сочетания ТЧ и ДЧ произносятся как двойной долгий, мягкий [Ч']: молодчик (молочьчик), летчик — (лёчьчик).

4. Сочетания ДЦ, ТЦ произносятся как удвоенное [Ц]: отца — (оцца), двадцать — (дваццать), молодца — (молоцца), братца — (брацца).

После того как все упражнения усвоены, включите в ежедневный голосовой тренинг дыхательную физкуль­турную зарядку (можно под музыку) и чтение гекза­метра. Не забывайте о режиме труда и отдыха, бере­гите голос.

Гигиена и профилактика голоса

Голосовой аппарат оратора очень чувствителен к не­умелому пользованию им в сложных условиях публич­ного выступления, к эмоциональным, психическим и фи­зическим перегрузкам. Поэтому в повседневной жизни всегда соблюдайте следующие правила:

1. Самое лучшее средство для сохранения профес­сионального звучания голоса — это зарядка, которая включает в себя дыхательную и артикуляционную гим­настику. Если каждое утро после дыхательных упраж­нений (10—15 мин) вы почитаете в течение 10 минут гекзаметр, соблюдая все правила дикции, дыхания и голоса, это позволит вам поддерживать голосовой аппа­рат и организм в целом в отличном рабочем состоянии; голосовой тренинг, как мы уже говорили, создает по­ложительные эмоции и настраивает на творческий про­цесс.

2. Не переутомляйте голосовой аппарат слишком большим количеством выступлений. Норма голосовой


нагрузки для лекторов и педагогов не более четырех академических часов подряд в день.

3. Перед выступлением желательно выпить стакан теплого (но не горячего) чая или боржоми. Дайте мыш­цам отдохнуть, приведя их в расслабленное состояние («поза» и «маска» релаксации) или сделайте 5—10 мед­ленных, спокойных вдохов и выдохов, после чего вновь настройтесь на рабочий лад.

4. Помните, что состояние и сила голоса непосредст­венно связаны со всеми физиологическими процессами, происходящими в организме. Поэтому еще раз подчерк­нем обязательность соблюдения правильного образа жизни. Гимнастика, водные процедуры, сон по потреб­ности, чередование труда и отдыха, правильное полно­ценное питание повышают защитные силы организма, благотворно влияют на голосовой аппарат. Пища долж­на быть разнообразной, богата витаминами, употребле­ние острых приправ ограничить. От горячей пищи кро­веносные сосуды глотки расширяются, от холодной — суживаются, и то и другое вредно сказывается на голо­совых связках.

5. Закаливайте нервную систему, ибо нервно-психи­ческие травмы, переживания, страх непосредственно сказываются на голосе, он начинает срываться, теряет­ся чистота, выносливость, интонационная подвижность. Заболевания верхних дыхательных путей, такие, как хронический насморк, воспаление носоглотки, зева, свя­зок, непременно сказываются на голосе. Поэтому необхо­дима профилактика. Кроме дыхательной гимнастики и физических упражнений постоянно следите за носоглоткой. При неприятных ощущениях горло мож­но полоскать настоем ромашки. Для этого 1—2 столо­вые ложки сухой ромашки заваривают стаканом круто­го кипятка, настаивают около часа и процеживают. Этот же настой применяют и при ощущении сухости в носу, закапывая по 5—6 капель в каждую ноздрю. Помогает полоскание щелочным раствором: чайная ложка соды и соль на кончике ножа растворить в стакане воды ком­натной температуры. Можно закапывать в рот или в нос по 5—6 капель персикового, абрикосового или олив­кового масла. Для закаливания носоглотки полезны ежедневные полоскания холодной водой с постепенным понижением температуры от +20° до +12°.


6. Помните, что курение и употребление спиртных напитков отрицательно сказываются на голосе. Алко­голь приводит к расширению кровеносных сосудов, на­рушая тем самым функции желез слизистой оболочки верхних дыхательный путей. Голосовые связки «сушат­ся», голос становится низким, хриплым, менее выносли­вым. Курение вызывает спазмы гладкой мускулатуры трахеи и бронхов, нарушается естественный процесс ды­хания. Частый сухой кашель курильщиков постоянно травмирует голосовые связки, они теряют эластичность, в голосе появляется сипота, исчезает легкость и мяг­кость звучания.

Щадите свой голос, берегите его!

Интонационно-выразительные средства речи

Подготовленный для выступления текст лектору це­лесообразно проинтонировать, то есть наметить в нем логические паузы и ударения. Конечно, при изложении темы в аудитории у лектора возникает естественная разговорная интонация. Но так получается далеко не всегда. Лучше на импровизацию не надеяться, а тща­тельно подготовиться к выступлению. И, в частности, продумать интонирование текста, сделать соответствую­щую разметку и отрепетировать произнесение всей лек­ции.

ЛОГИЧЕСКАЯ ПАУЗА и ЛОГИЧЕСКОЕ УДАРЕ­НИЕ. Каждое предложение звучащей речи делится по смыслу на части, состоящие из нескольких слов или да­же из одного слова. Такие смысловые группы внутри предложения называются речевыми тактами, или син­тагмами (речевыми звеньями). В устной речи каждый речевой такт отделяется от другого остановками различ­ной длительности и наполненности, так называемыми логическими паузами. Внутри речевого такта не может быть паузы, и все входящие в него слова произносятся слитно. Паузы могут совпадать со знаками препина­ния — грамматическими паузами, но могут быть и там, Где на письме таковых нет.

Логические паузы бывают соединительными и разде­лительными. Самой короткой соединительной паузой яв­ляется люфтпауза, или пауза для добора воздуха. В


тексте люфтпауза обозначается знаком '. Надо сказать и о так называемой психологической паузе, которую можно обозначить многоточием или совсем не обозна­чать.

Соединительная пауза между речевыми тактами обо­значается одной вертикальной чертой — |, более дли­тельная пауза между речевыми тактами или предложе­ниями обозначается двумя чертами — ||. И, наконец, разделительная логическая пауза, которая обозначает границы предложений, смысловых и сюжетных компо­зиционных кусков, обозначается тремя вертикальными чертами —

Вот как можно расставить в тексте логические паузы: «Тогда обнаружится, | что первой предпосылкой ос­вобождения женщины | является возвращение всего женского пола к общественному производству, | что, в свою очередь, требует, | чтобы индивидуальная семья перестала быть хозяйственной единицей общества... || С переходом средств производства в общественную собст­венность | индивидуальная семья перестанет быть хо­зяйственной единицей общества. || Частное домашнее хозяйство | превратится в общественную отрасль труда. ||Уход за детьми | и их воспитание станут обществен­ным делом; || общество будет одинаково заботиться обо всех детях, | будут ли они брачными | или внебрачны­ми.» 14. || (Логические паузы сделаны авт. — С. Н.) Логическое (или смысловое) ударение — это опора мысли, как говорил К. С. Станиславский, — это «указа­тельный палец», который выделяет главное слово в фра­зе или группу слов в предложении. Логические акцен­ты расставляются в зависимости от цели высказывания, от главной идеи всей темы и группы слов. Например: «Поезд ПРИШЕЛ», «ПРИШЕЛ поезд». Слово, на кото­рое ставится логическое ударение, выделено прописны­ми. Логическое ударение чаще всего достигается повы­шением или понижением тона — тональное ударение. Иногда слово или группа слов в предложении выделя­ются с помощью логических пауз перед выделяемым словом, после него или двумя паузами: до и после вы­деляемого слова. Изменение высоты тона дает возможность наиболее 14 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 21, с. 77—78. полно передать всевозможные оттенки значимости того или иного слова в его связи с другими. Когда же поль­зуются только силой голоса, даже в комбинации с за­медлениями и паузами, получается монотон, который утомителен для говорящего, а тем более для слушающих. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ всегда указывают на необ­ходимость повышения или понижения голоса на удар­ных словах, предшествующих знаку. Вот эти-то измене­ния высоты голоса при переходе от одного речевого так­та к другому и придают интонационное разнообразие нашей речи. Знаки препинания чаще всего совпадают с логическими паузами, и каждому из них соответствует своя обязательная интонация. Каждый знак препина­ния, как говорил К. С. Станиславский, имеет свою ха­рактерную «голосовую фигуру». Всего в нашем языке де­сять знаков препинания: точка, точка с запятой, запятая, двоеточие, скобки, кавычки, вопросительный знак, воск­лицательный знак, тире, многоточие. Точка указывает на завершение мысли и закончен­ность предложения. Интонация на точке связана с силь­ным понижением голоса на ударном слове, предшеству­ющем знаку, — «голос положить на дно». На «заверша­ющей» точке пауза сравнительно длительная, как пра­вило, это разделительная логическая пауза. Но чаще всего точка предполагает развитие мысли в следующих предложениях и обозначает соединительную логическую паузу, тогда голос на такой точке не очень понижается. «Учение Маркса всесильно, | потому что оно верно» 15.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-01-01; просмотров: 112; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты