Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Основные положения. 1 Социология изучает человеческое общество и поведение людей в социальных обстоятельствах




1 Социология изучает человеческое общество и поведение людей в социальных обстоятельствах. Она позволяет более отчетливо видеть и объяснять те социальные силы, которые влияют на нашу жизнь. Понятие «социальное» (социальность), подчеркивающее фактор взаимодействия людей, его влияние на их мысли и поведение в качестве базовой характеристики социальной жизни, является ключевым в определении социологами предмета своей науки.

Социология тесно связана со здравым смыслом, т.е. с представлениями людей о мире и о себе, складывающимися на основе повседневного опыта, некритически сочетающими наивный реализм и господствующие в данном обществе стереотипы. Социолог изучает человеческие действия, которые уже были названы и обдуманы, пусть недостаточно связно и внятно, самими действующими лицами еще до того, как он приступил к их изучению. Но в отличие от обыденного разума поле исследования социологии не ограничено жизненным миром социолога, его индивидуальными целями, людьми, с которыми он общается. Социология сопоставляет друг с другом множество жизненных миров, что имеет не только количественное (больше фактов и статистических данных вместо отдельных случаев), но и качественное значение при использовании ее знаний. Тем самым социология не столько сообщает нам радикально новые знания, сколько дает более адекватные формулировки относительно социальных обстоятельств, стремится к повторному описанию объекта так, чтобы выявить его сложность.

Необходимо различать социальные и социологические проблемы. Первые ориентированы на решение практических задач прежде всего теми, кто наделен властью; вторые носят теоретический, методологический характер, нацелены на осмысление того, что происходит в рамках социального взаимодействия, как действует система в целом, каковы исходные предпосылки ее существования и за счет каких средств поддерживается ее единство. Даже если социолог занимается решением конкретной социальной проблемы, он стремится понять ситуацию в целом, ценности и способы действия всех участвующих в ней сторон. Умение видеть любую ситуацию как со стороны, отстраненно, беспристрастно является отличительной чертой социологического сознания.

2 Интерес к изучению проблем общества связан с разными именами и традициями в истории науки: с именами Платона и Аристотеля в античной философии, Н. Макиавелли и Т. Мора в эпоху Возрождения, с идеями европейского Просвещения. Сам термин "социология" впервые был использован в 1824 г. О. Контом. Подход Конта и Г. Спенсера к обществу был основан на убежденности в том, что принципы позитивизма могут стать фундаментом научного исследования общества. Социология, полагали они, должна открывать общие законы социального изменения, используя методы, подобные естественнонаучным. Основной интерес для позитивистской социологии представляли прежде всего структура общества, фазы, этапы в его развитии – то есть макросоциологические институты и процессы. В зависимости от того, какой фактор объявлялся определяющим для общественного развития, в социологии складывались направления: органическое, географическое, психологическое, расово-антропологическое.

В Х1Хв уже складываются направления, получившие распространение в нашем столетии, - функционализм и конфликтная социология.

Функционализм в том или ином виде присутствовал во всех социальных теориях, которые использовали принципы системного исследования общества. При этом возникла аналогия между обществом и организмом. Элементы общества выделялись по принципу органов, функционирование которых обеспечивает жизнеспособность целого. Многие черты функционального подхода можно найти у Конта, Спенсера и Дюркгейма, которому принадлежит одна из первых в социологии формулировок определения функции. Важным этапом истории функционалистских представлений в социологии стал американский структурный функционализм в лице Т.Парсонса и Р.Мертона.

3 Фундаментальные социологические вопросы можно сформулировать следующим образом: 1) как возможно общество в форме устойчивой целостности; 2) как взаимосвязаны индивид и общество.

В зависимости от ответа на них различают теоретические направления в социологии. При ответе на первый вопрос выделяются функциональный и конфликтный подходы (макросоциологические парадигмы); при ответе на второй – структурный и поведенческий (или деятельностный) подходы (микросоциологические парадигмы).

Представители функционального подхода полагают, что общество складывается в устойчивую целостность автоматически благодаря процессу саморегуляции (подобно биологическим организмам), когда различные его части (экономика, государство, семья, школа и т.д.) выполняют взаимодополняющие функции и тем самым способствуют социальной интеграции.

Сторонники конфликтного подхода полагают, что состоянием общества является конфликт между разными людьми, группами и организациями, каждая из ко­торых стремится к власти. В этой борьбе привилегированное меньшинство, которое контролирует важнейшие ресурсы об­щества, вероятнее всего, и будет организовывать и обустраивать общество в соответствии со своими интересами.

В структурном (или структуралистском) подходе пове­дение индивида и группы объясняется социальными обстоя­тельствами и социальной структурой, в которой они нахо­дятся, рассматривается как продукт и производное социаль­ной системы.

Сторонники деятельностного подхода полагают, что общество возникает из осмысленных и целенаправленных действий индивидов. И хотя эти действия социально обусловлены, они не становятся от этого жестко запрограммированными, человеческое поведение – творческий процесс, оно основано на том, как люди интерпретируют и направляют наличные социальные обстоятельства.

Социология – полипарадигмальная наука, т.е. она должна давать многообразные объяснения одних и тех же со­циальных процессов, сохраняя при этом не только терпи­мость к взглядам и выводам различных исследовательских
школ и направлений, Что и поддерживая стремление соци­ологов к соединению, поиску гармоничного сочетания раз­ных подходов, выводов, интерпретаций относительно отдельных явлений или событий.

Социологическое воображение, согласно Ч. Райту Миллсу, дает возможность увидеть наш личный опыт в контек­сте того, что происходит в мире вокруг нас. Оно включает структурный, исторический, личностный аспекты, т.е. умение по­нимать окружающую социальную среду — структуру общества, его элементы, как они связаны между собой, как функционируют умение понимать отличительные особенности наше­го современного мира в сравнении его с прошлым; способ­ность понять, какие типы людей играют особую роль в совре­менном обществе на данном этапе и какие идут им на смену.

На основе критики структурного функционализма Парсонса создавались современные конфликтные парадигмы (основоположниками считаются К.Маркс и М.Вебер). Если функционализм подчеркивает сотрудничество и стабильность, то конфликтные парадигмы акцентируют неоднородность в обществе (Р.Дарендорф, Ч.Миллс). Являясь, как и функцио­нализм, макросоциологическими парадигмами, все конфлик­тологические направления рассматривают общество как еди­ное целое, но исходят из того, что в обществе есть группы лю­дей с разными интересами. Из-за существования различных интересов в обществе всегда присутствует потенциал конф­ликта, приводящий к определенной степени нестабильности.

Конфликтные парадигмы и функционализм анализируют общество в целом, полагают социальную структуру как дан­ность, как нечто объективное, присущее социальному миру. Эти макротеории акцентируют внимание на том, как структура общества влияет на поведение людей. Наоборот, микросоциологические парадигмы сосредоточиваются на том, как люди в своей деятельности и в процессе общения создают и изменяют общество. Эти вопросы рассматриваются в символическом интеракционизме, теории обмена, феноменологической социоло­гии, этнометодологии.

4 Российская социология возникает в конце 60-х годов XIX века, на начальном этапе развиваясь в традиции постконтовского позитивизма (П. Лилиенфельд, А. Стронин, П.Лавров, Н. Михайловский, Н. Кареев, Е. Де Роберти и др.)

В конце XIX в. складывается антипозитивизм, критикуются натуралистические установки (Б. Кистяковский, П. Новгородцев, Л. Петражицкий и др.).

В начале XX в. появляется неопозитивизм. Наиболее пол­но идеи неопозитивистской социологии выразил Питирим Александрович Сорокин, один из крупнейших русских, а затем американских социологов первой половины XX в.

После 1917 г. и до конца 80-х гг. история российской соци­ологии складывалась очень противоречиво. В настоящее время новое поколение российских социологов заново приобретает ис­следовательский опыт. Перед ними открывается возможность развивать социологию как самостоятельную науку на уровне мировых стандартов.

Вопросы семинара

1 Теоретические подходы в социологии:

- функционализм;

- теория конфликта;

- символический интеракционизм.

2 Социально-философские аспекты представлений об обществе.

3 Теория среднего уровня Р. Мертона.

4 Социологическое воображение.

5 Фундаментальные вопросы социологии.

 

Основная литература:

1 Социология: Учебник / А.А. Горелов . - М. : Эксмо, 2008. - 496 с. - (Образовательный стандарт ХХI) - ISBN 5-699-13220-1.

2 Предыстория социологии: учебно-методическое пособие / А.Н. Елсуков,

А.Н. Данилов. – Минск: ТетраСистем, 2011. – 192с. – ISBN 978-985-536-136-8.

3 История западной социологии: этапы, идеи, школы: Учебное пособие для

вузов. – М.: Академический Проект; Гаудеамус, 2010. – 863с. (Gaudeamus). ISBN 978-5-8291-1187-8 (Академический Проект ) ISBN 978-5-98426- 088-6 (Гаудеамус).

Дополнительная литература:

1 Социология: Учебник для вузов / В.Н. Лавриненко, Н.А. Нартов, О.А Шабанова, Г.С. Лукашова; Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2008. – 407с. ISBN 5-238-00130-4

2 Социологическое воображение = Пер. с англ / Ч. Р. Миллс . - М. : NOTA BENE, 2009. - 264с - ISBN 5-8188-0033-4. Общество. М., 1992.

3 Абовский, Н. П. Из истории эволюции идей: от древности до наших дней / Н. П. Абовский // Alma mater: Вестник высшей школы, 2010. - N 10. - С. 36-38. - Библиогр.: с. 38.

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-01-01; просмотров: 239; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты