Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Византийская монументальная живопись 6го века




Вычленился и оформился византийский стиль. Мы к этой теме уже подошли вплотную, когда рассматривали Архиепископскую капеллу и Баптистерий ариан в Равенне.

Оформление религиозного сознания, религиозного образа, образовался византийский кристалл в живописи.

Сант Аполинаре Нуово в Равенне. Колонная базилика римского типа (но чуть покороче и по шире, чем римские).

· В ряд шагают колонны, над ними в ряд шагают святые. И наверху над окнами клеристория тоже есть небольшие изображения – евангельские сцены. Одна из концепций (Редин) – эта вся подборка соответствует сирийской литургии. Хотели видеть сирийскую руку, но сейчас это отпало.

· Святые мужи (все надписаны) в белых ризах как столпы света, все шагают к алтарю. Но перед ними около алтаря Христос восседает на троне в окружении архангелов. С другой стороны – святые девы таким же непрерывным рядом идут к Богоматери. Ритмически прекрасно организованы, более часто чем колонны, но идут также неторопливо и торжественно как колонны. Все держат в руках венцы небесной славы. Они выходят из дворца (считают, что это равеннский дворец ост-готского короля Теодориха, ставленника Византии). Св. девы выходят из равеннской гавани. Возможно, это просто какие-то главные знаки Равенны, ее лицо.

· На южной стороне – Христос на троне со светильником в руках на великолепном троне. Эти троны – целая тема, потому что это небесные или царственные троны. Они всегда символичны, не просто символ небесной и земной власти, они еще какой-то аналог небесного Иерусалима, чудесным вратам в Царствие небесное. Внизу – полоса земли (позем), а дальше – фон золотой. Все мозаики 6 века уже на золотом фоне, которое сменяет синий фон 5го века. Эта драгоценно световая среда, в которой фигурам навсегда надлежит пребывать. Золото – это не металл, а божественный свет. Т.е. фигуры в особом ирреальном божественном пространстве. Фигуры и особенно головы архангелов сильно правлены в 19 веке. Христос более ли менее первоначальный. Христос величавый, спокойный (похож на образы Христа в архиепископской капелле), приближающийся к иконному понятию созерцательный покой. Все фигуры титаны, они могучи и мы по сравнению с ними маленькие. Мощь, сила, власть. Искусство велеречивое.

· На северной стороне – образ Богородицы на троне с младенцем на коленях. Устойчивый иконографический тип на протяжении всех Средних веков. Тоже на троне и в окружении архангелов (это стражи небесные). Такой же внизу позем. Такие же могучие фигуры. Она в пурпурном одеянии (вишневый с особым фиолетовым оттенком) – царственный свет. Хотя она здесь не как Царица Небесная. Она другого образа, чем спокойный лик Христа. У нее восточный лик (вспоминается концепция Редина о сирийских корнях). Огромные немного вытаращенные гипнотизирующие глаза, сжатые черты лица, маленький рот (для усиления духовной выразительности образа). Он напряженный, внутренне углубленное и созерцательное. Это Византия в ее восточных мотивах. Внутренняя сверхнасыщенная духовная концентрация.

· Процессия мучеников всех, кроме одного в белых одеждах. Впереди св. Мартин (ему был сначала посвящен этот храм) в пурпурном гиматии. Они идут, почти все в маленьком, но ракурсе. Но физически акцентированного движения у них нет. Они выглядят застыло и демонстрационно в состоянии «священного небесного безмолвного собеседования» (Шлессер). Тоже могучие и широкоплечие. Множественное единство (единая цель, выраженная во множестве образов). Что означают знаки на одеждах – не известно. Искусство очень торжественное и церемониальное. Муратов в «Образах Италии» увидел как раз драгоценную роскошную торжественную церемониальную Византию. Кроме церемониального придворного блеска это искусство очень строгое аскетического плана. Одежды лаконичны. Количество художественных приемов, которыми характеризуется форма, уменьшилось. Линии единичны, не светотень, не объем, а именно линии создают моделировки (скорее намек на моделировки). Они уже плоские и силуэтны, а значит легки и бестелесны. Лики сильно подправлены в 7 веке. Очень даже много некрасивых лиц, но все выразительны с утрированным чувством духовного состояния. Все большеглазые, имеют вкрапления оранжевых смальт как брошенные мазки кисти, которые ударами отмечают форму.

· Перед св. женами три волхва. У них восточные шапочки мудрецов, в руках огромные дары. Одеты пестро, разнообразно и очень красиво, с т.зр. людей того времени. Всегда изображали почуднее. Апокриф про волхвов: было четыре, один отстал в пути, т.к. он был очень добрый и всем помогал (он тоже нес дар, возможно огромной величины драгоценный камень) и он пришел в Иерусалим через 33 года после рождения. Подошел к горнице, где происходила Тайная вечеря, но они уже ушли. Но в этой горнице они оставили хлеба на столе и четвертый волхв вкусил то, что оставалось от них. Он первый среди всего человечества причастился. Он не дошел, но был удостоен чего-то большего.

· Жены одеты более нарядны: белые платья и парчовые золотые верхние одеяния. Они не отличаются большой красотой с точки зрения классики, они очень выразительны (это ценят больше, чем классически красивое). Они немного гротескные, есть доля экспрессии или сильной внутренней эмоции.

· Наверху между окнами фигуры в простенках, которые держат в руках либо евангельские кодексы (апостолы), либо свитки (пророки).

· Медальоны между колоннами на аркадах более поздние (18 или 19 век). Вообще медальон (изображение в круге) – тип римского портрета, так римляне изображали в т.ч. и предков.

· Под потолком евангельские сцены (как в Санта-Мария Маджоре).

o Тайная вечеря: полукруглый стол с хлебами и двумя рыбами, Христос с учениками вокруг тесно сжавшись полулежат по-римски. Вспоминаются катакомбы с ее внутренней экзальтацией (в 5 веке они не вспоминались)

o Воскрешение Лазаря. Иконография еще не отработана. Предельно сокращенная композиция: Христос, Лазарь и один ученик.

o Моление о чаше. Символ человеческой слабости – не могут бодрствовать.

 

Сан Витале в Равенне. Сан Витале знаменит как фокус всего равеннского мозаичного искусства, но это, конечно, не так.

· Все мозаики находятся в одном пространстве – в алтарном лепестке: в пресбитерии и самой алтарной апсиде. Именно в пресбитерии стоит престол. Подпружная арка унизана медальонами Христа с учениками, внизу особо чтимые италийские святые – Протасий и Гервасий.

· Свод крестовый. В центре – жертвенный агнец. Этот центральный медальон поддерживают четыре ангела на небесных сферах в райских кущах: растительные ветви с разными изображениями (птицы, зверьки малые, все в мире и согласии).

· Алтарная конха: три окна, по сторонам от которых знаменитые изображения императора Юстиниана со свитой и его супруги Феодоры со своей свитой. Они прижизненно заказали этот ансамбль. Они помещены прямо в алтарь, конечно, в нижнем ряду, но все-таки. Дальше такого не будет. В конхе – молодой Христос в небесной сфере/мандоле славы (изображен на сфере) с двумя архангелами, святым Виталием (слева) и Экклесий (справа) – даже без нимба держит модель сан Витале в руках (возможно, тот кто способствовал построению всего этого). Золотой фон с разноцветными облаками и позем внизу. На земле вытекают 4 райские реки – т.е. это райское пространство. Композиция патрональная (св. Виталий – патрон храма) и донаторская. Христос такой же полновесный и римскими чертами лица, мощной шеей, но здесь что-то чуть изменилось: большие глаза, взгляд, акцент на внутреннее. Архангел Гавриил подводит ко Христу Экклесия и его храм.

· В 5 веке был исторический подбор сюжетов. В 6 веке становится отбор сцен для более емкой по смыслу программы (т.е. система росписи со смысловой точки зрения). Здесь на двух стенах пресбитерия жертвенная тематика:

o Жертвоприношение Авраама, рядом гостеприимство Авраама (на столе три круга с крестами – евхаристические хлеба) – прообразы литургии. На стене выше 2 пророка: Иеремия и Елисей, выше – два евангелиста и их символы. Над люнетой Крест (иногда бывает хризма) в медальоне, несомом ангелами.

o Ветхозаветный престол с Авелем (как символ жертвы) и он несет к престолу ягненка, с другой стороны Мелхиседек (первый ветхозаветный священник). Наверху такой же медальон с Крестом. По сторонам пророки: Моисей (даже дважды: развязывающий сандалию и получающий Завет) и Исаия, наверху еще два евангелиста со своими символами.

o Евангелист Иоанн – титан: тяжелые массивные складки, величественен.

o Авель – все ряды кладки подчиняются фактуре мышц, складок и т.д.

Внизу апсиды парадные портреты василевса и его супруги.

· Император изображен с придворными в момент шествия в св. Софию. У императора в руках огромная золотая чаша: литургический сосуд в дар св. Софии. Архиепископ Максимиан, епископ Константинополя (суровое, злое, колючее лицо), справа – полководец Велизарий, который поднес Юстиниану ключи от Рима. Остальные – придворные и стражники.

o Репрезентативный императорский портрет, внедренный в алтарь храма, очень дерзновенно, но они на это пошли.

o Тяжелая рама по образу и подобию римский портретных пышных рам.

o Все персонажи стоят на зеленом полу/, спины на золотом фоне, стоят так плотно, что наступают друг другу на ноги – как бы наплывают друг на друга. Тела их невесомы, они вычерчены силуэтами, их канелируют вертикальные линии, вытянутые пропорции. Но при этом это портреты, а не религиозные образы (казалось бы, почему бы их не изобразить натурально, но вот так…)

o Насколько портретны эти изображения – никто, конечно, уже сказать не может. Но лица все-таки очень индивидуальны. Облик не совсем соответствует историческому образу (конечно, он был властителем огромной империи, воссоздавал законы римского права, его цель была реставрационная – восстановить величие Рима). Но здесь он изображен как мягкий человек с округлым подбородком, немного одутловатый, смягчающей черты лица улыбкой. Максимилиан – самый старый, жесткий и колючий (если вывели на стену, значит, знали с чем имели дело).

· С южной стороны – Феодора. По сторонам ее самые близкие придворные, все ритуально. Справа от Феодоры – евнух двора (огромная роль – ведал за женскую половину дворца). Перед евнухом мужской персонаж, распахивающий проем на лестницу, ведущую на галереи второго этажа.

o С другой стороны – две очень видные фигуры: жена и дочь (рядом с Феодорой – она ее очень любила – свежий, поэтический, лирический образ) Велизария, а за ними толпой – величественные дородные довольные придворные дамы. Они однообразны похожи друг на друга с полными, чуть отекшими лицами – отсвет идеала физиогномической красоты того времени.

o У Феодоры тоже в руках золотая чаша в подарок св. Софии. Тоже пурпурное платье, внизу на кайме вышиты три волхва, т.к. они принесли дары младенцу Христу. Шарль Диль «Портреты византийских женщин». О ней много сказаний, родилась в семье циркачей и была акробаткой/танцовщицей. Стала известной проституткой. Юстиниан очень в нее влюбился. Она была женщина крутая, сильная, жестокая. Образ силы, величия и мощи.

o Кладка крупнее, ровнее, нет большого количества перегибов, изгибов и импрессионистской лучистости. Поверхность более зеркальная и лучистая целиком.

o

Все вдруг стало уплощенным, почти сливается со стеной. Хотя они воспринимаются как реальные фигуры (не рисунок) объемные, но без веса.

 

Подпружная арка.

Еще не сложился канон: дальше по правую руку от Христа всегда Петр, по левую – Павел. Цвет очень интенсивный, все сверкает, медальоны окружены дельфинами и чудесными орнаментами. Внизу особо почитаемы мученики: Протасий и Гервасий (они были в капелле сан Виторо ин чьело д’Оро 5го века).

Образ Христа – несколько странные пропорции (небольшой лоб), симметрия, большие глаза (все то, что видели в ансамблях конца 5 века). Половина лица – доделана в 19 веке, по новым реставрационным исследованиям все лицо переложено в 19 веке. Петр – сила и мощь (потом его будут изображать помягче), здесь он искрометный, титан. Он очень скульптурен, а фигуры Феодоры и Юстинианы совершенно нескульптурны. Ап. Андрей уже типологически сложенный образ – развивающиеся крупными прядями взлохмаченные седоватые волосы.

Орнаменты: вазы с водой и птицами. Радость жизни, вода благодаря которой все существует. Это рай. Павлин (и царская тема и тема воскресения). Натуралистические моменты в растительных орнаментов.

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-01-01; просмотров: 139; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты