Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


От хаоса к космосу через разрешение противоречия




Бытие мира предполагает бытие в мире. Последнее делится на виды и уровни. Каждый уровень структурно организован. Но эта организация пребывает в состоянии одной из трех фаз: хаос (энтропия), порядок и гармония.

Бытие общества как один из уровней бытия в мире не исключение. Его развитие имеет направленность от хаоса к космосу (порядку) с ориентиром на гармонию, который оборачивается дисгармонией и очередным хаосом. Таким образом, бытие в мире пребывает в трех формах: хаос, порядок, гармония.

Хаос– это прежде всего отсутствие структуры, меры. Хаос возникает в результате разрушения существующего порядка и несет в себе потенциал при определенных условиях воплотиться в конкретные структуры нового порядка.

Порядокили космос есть способ и форма существования организованных структур, пребывающих в динамичном – равновесном состоянии. Сложившаяся система способна к развитию, функционированию, и воспроизводству и самосохранению. Таким образом, порядок можно определить как состояние определенной дистанции от хаоса к гармонии.

Гармония –этосостояние системы, когда она достигает высшей стадии развития, совершенства, функциональной эффективности и продуктивности. Практически это идеал, виртуальная реальность, противостоящая пугающему хаосу и подчас бездушному размеренному порядку.

· Социальной модификацией хаоса выступает аномия(от греческого «а» – отрицание, «номос» – закон) буквально – беззаконие.

Аномия проявляется в форме кризиса, социальных катастроф. Она имеет собственные этапы.

Первый этап социального кризиса характеризуется нарастанием хаоса, когда верхи не могут, низы не хотят. Старый регламент бездействует, новый отсутствует. Существенно понижается ценность человеческой жизни. Она ниже стоимости хлеба.

Второй этап демонстрирует социальный взрыв. Процесс распада социальных структур носит лавинообразный характер. Дезорганизационные процессы сменяются деструктивными (разрушительными) процессами. Заявляет о себе дремлющая в подсознании агрессивность. Правилом становятся экстремальные условия.

Третий этап заявляет о себе состоянием социального хаоса. Реальностью становится абсурдное бытие с дилеммой: ужасный конец или ужас без конца. Формируется особый антропологический тип личности, сотканный из жестокости и страха, ориентированного на принцип «здесь и только сейчас». Но хаос – это не только драма и трагедия. Это и надежда. Он несет в себе возможности нового порядка, являясь строительным материалом новых структур и системы в целом.

· Социальной модификацией порядка выступает цивилизация. Порядок возникает там, где между людьми складываются надежные и продуктивные отношения, где определяющим моментом выступает мера, где части соразмерны целому, где социальная система обретает качество цивилизации.

Цивилизация способна к саморегуляции и самосовершенствованию. Она вырабатывает механизмы, блокирующие процессы хаоса, в том числе и аномию – беззаконие. Это институты политики, права и морали. С их помощью социальная система обеспечивает меру социального порядка.

· Социальной модификацией гармонии выступает культура в форме духовной жизни общества, законодателями которой выступают философия, искусство, религия и наука, а так же политика, право и мораль как составляющие общей культуры и общего языка.

Культура в целом закладывает основания духовного мира человека с ориентиром на достижение гармонии в системе «природа – общество – человек».

Через культуру формируется в человеке чувство собственного достоинства и императивность, складывается гуманистическое мировоззрение и методологическая направленность на мир, которые обеспечивают единство духовного и практического.

Идеалом гармонии является музыка как форма воплощения ритма Вселенной. В древнем Китае за создание «аморальной» музыки виновники подвергались уголовному наказанию, вплоть до смертной казни, ибо считалось, что музыка как воплощенная форма ритма Вселенной является основанием, на котором складываются нормы морали и права.

Таким образом,предельными основаниями социально-правовой реальности является хаос, цивилизация и гармония.

Гармония еще больше чем порядок подвержена энтропийным процессам. Как музыка имеет два модуса (становления и разрушения, творения и гибели), так и гармония несет в себе свою противоположность – дисгармонию.

Рассмотрение всех трех форм бытийной реальности свидетельствует о том, что их основания покоятся на противоречии между становлением и ставшим. Не является исключением и социально-правовое пространство.

Для социально – правовых противоречий характерно то, что они возникают, обостряются и разрешаются в рамках взаимодействия людей как субъектов социальной активности; они являются следствием одних факторов и причиной других.

В многообразии противоречий социально-правового поля можно выделить три типа:

· Антагонистический тип. Он ориентирован на взаимоисключение взаимодействующих сторон. Носит деструктивный характер, подрывает общественные устои.

· Антагональный тип. Его противоположности стремятся не к взаимоисключению, а к дополнению, равновесию и стабилизации социальной системы.

· Агональный тип предполагает обоюдную трансформацию сторон и их взаимопроникновение (от греческого aqon – состязание).

 

I. Антагонистические противоречия ориентированны на «войну всех против всех», ибо человек человеку волк. (См.: Т. Гоббс «Левиафан», Гегель «Феноменология духа», К. Маркс «Манифест коммунистической партии, П. Сорокин «Система социологии»). Природа антагонистического противоречия имморально-неправовая. Характер их – деструктивный. Субъекту антагонистического противоречия свойственны: агрессивность, авторитарность, пренебрежение нормами морали, игнорирование правовых предписаний, нетерпимость, нетерпение и насилие. Другими словами, субъект антагонистического противоречия демонстрирует дикость и варварство, ставку на силу и хитрость.

II. Антагональные противоречия ориентированнына компромисс и конвенции, готовность к ответственности за принятые соглашения. Преследуя свои интересы, каждая сторона принимает во внимание интересы другой стороны. Основным принципом антагональных отношений является толерантность как средство достижения согласия разногласного и обеспечение единообразия различного. Субъекты антагонального противоречия демонстрируют уровень цивилизации, понимания и принятия другого в системе общества этнического, конфессионального и политического плюрализма.

III. Агональные противоречияориентированны на состязательность субъектов социальной активности в пользу целого. Этим целым может быть семья, коллектив, солидарное «Мы». Принцип агона исключает насилие и нацеливает обе стороны на поиск социальной гармонии.

 



Поделиться:

Дата добавления: 2015-01-01; просмотров: 87; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты