Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Неправо и его причинная обусловленность




В научный оборот категорию «неправо» ввел Г.В. Гегель. Неправо обозначает состояние воли, демонстрирующей произвол. Неправо и право соотносятся друг с другом как парная категория зла и добра. Неправо для права – это своеобразная «рамочность», ценностно-смысловой фон, как и наоборот.

И в этом суть эвристического потенциала этой парной категории. Апологию неправа демонстрирует Н. Макиавелли (1469-1527). В своей работе «Государь» он полагает что для обеспечения функционирования авторитета власти следовать правовым нормам и неоправданно, и обременительно. Правовой нигилизм является формой выражения неправа. С точки зрения мыслителя, власть не самоцель, а средство сохранения цивилизации в условиях анархии и беспредела. Концепция Н. Макиавелли есть апология чрезвычайных средств в чрезвычайных обстоятельствах.

Апологию неправа культивируют и такие мыслители как Т. Мор и Т. Кампанелла. Оба полагают, что стабильный порядок выше всякого права, включая естественное право человека. При необходимости этот порядок можно обеспечивать и чрезвычайными средствами, когда государство заявляет о своем тоталитарном характере. Концепции Т. Мора и Т. Кампанеллы имели своих реальных прототипов в лице государства инков, где отсутствовала частная собственность, не существовало денег, не было торговли. Был закон, но не было права. В условиях абсолютной власти и правового нигилизма наказания следовали за малейшие прегрешения. Так было в Древнем Китае, когда легизм потеснил идеи конфуцианства и моизма.

В своем романе «Братья Карамазовы» Ф.М. Достоевский основательно аргументирует тезис о том, что абсолютная власть носит демонический характер. Но, разрушая сферу человеческого духа, она закладывает базу своей летальности (См.: Легенду о Великом Инквизиторе // Братья Карамазовы).

Абсолютная власть возможна только в условиях абсолютного неправа. Она порождает деспотизм, который вызывает только страх. Страх до определенного времени блокирует, но не уничтожает волю человека. В экстремальных условиях воля человека заявляет о себе как средство разрушения а не созидания.

Метафизику неправа исследует и Франц Кафка. По его мнению, тоталитарная система государственного правления в любой момент может предъявить обвинение любому гражданину. В этих условиях невиновность всего лишь иллюзия. Обвинить, осудить и предать смерти можно любого человека. (См.: Процесс // Роман, новеллы. М., 1965).

Мир неправа как крайнюю форму иррационализма изобразил А. Платонов. На страницах его повестей рождается образ «безжалостной к себе Родины», которая уничтожает все лучшее, чтобы создать свой тоталитарный Левиафан, которого можно только обожать и перед которым нужно преклоняться (См.: Котлован, Чевенгур // Платонов А. Избранное. Харьков, 1990).

Современная действительность в форме государственного произвола бюрократизма реанимировало «доосевое время», когда человек покорно принимал свою судьбу. «Левиафан» вершит свое «право», парализуя волю индивида и утверждая культ запретительной системы. Запрет и является визитной карточкой неправа.

В условиях тоталитаризма рушится культура, разрушается язык. Язык переживает состояние донормативного хаоса. Он уже не является душой культуры. Что касается личности в этих условиях, то она обретает статус маргинала. У нее отсутствует свое «Я», ибо оно лишено своей воли. Реальностью выступает отчуждение от всех, от всего и от самого себя, ибо личность принадлежит системе. Отчужденная личность напоминает нищих из картины П. Брейгеля «Слепые», которые не ведают, куда они движутся и не подозревают о своей неизбежной гибели.

Разрушая культуру, язык, духовную жизнь общества и духовный мир человека, неправо готовит условия самоуничтожения. Так реальность советского неправа подготовила почву развала тоталитаризма, в защиту которого не встал ни один из миллионов членов КПСС – авангарда советского народа, его наиболее организованной части.

Признаками неправа являются:

- особая ментальность с ориентиром на противостояние «своих» и «чужих»;

- абсолютная власть государства, олицетворением которой выступает бюрократизм;

- жесткая нормативизация всех сфер социальной жизни в форме тотального контроля не только за финансовыми потоками, но и за личной жизнью граждан;

- криминализация социума, что находит свое проявление в росте теневой экономики;

- авантюризм политики с ориентиром на принцип «цель оправдывает средства, победителя не судят»;

- распад правового сознания и культ правового невежества.

Если эти признаки имеют место в социальной реальности, то это прямое свидетельство, что неправо – это не миф, а злая реальность. Знать об этой реальности – это значит сделать первый шаг к ее устранению.

 


Библиография

Алексеев Н.Н. Основы философии права. СПб, 1998.

Бердяев Н.А. философия неравенства. М., 1990.

Бурда А. У основ государственного сознания. М., 1990.

Вехи. Из глубины. М., 1991.

Владимиров Е. Существенные черты истории философии права. СПб., 1908.

Гегель Г.В.Ф. Философия права. М.: Мысль, 1990. - 524с.

Гойман В.И. Действие права (методологический анализ). М., 1992.

Гражданское общество, правовое государство и право ("Круглый стол" журналов "Государство и право" и "Вопросы философии") //Вопросы философии: М.: Наука, 2002. - N1. - С. 3-51.

Ильин И. А.О сущности православия. М., 1993.

Кальной И.И. Философия. Симферополь, 2003.

Кант И. Сочинения в 6-и т., т.4., ч. II. М., 1965.

Керимов Д.А. Основы философии права. М., 1992.

Кистяковский Б. А. Философия и социология права. М., 1998.

Коркунов Н.М. История философии права. СПб., 1908.

Кузнецов Э.В. Философия права в России. М., 1989.

Нерсесянц В. С. Философия права Гегеля М.: Юристъ, 1998.

Нерсесянц В.С. Философия права: Учебник для вузов. - М., 1998. - 647 c.

Новгородцев П.И. Лекции по истории философии права. М., 1912.

Новгородцев П.И. Об общественном идеале. М., 1991.

Овчинникова З.Л. Философские проблемы государства и права. М., 1989.

Пермяков Ю.Е. Лекции по философии права. Самара, 1995.

Русская философия права: философия веры и нравственности. Антология. СПб., 1997.

Самигуллин В.К.. Право и неправо // Государство и право. М., 2002. №3

Таллер Р.И. Философия как логика и методология познания права. Саратов, 1989.

Тихонов Ю.В. Основы философии права. М., 1997.

Трубецкой Е.Н. История философии права. СПб., 1999.

Философский энциклопедический словарь /Ред. Е.Ф.Губский, Ред. Г.В.Кораблева, Ред. В.А.Лутченко. - М.: ИНФРА-М, 2002

Хёффе Отрид. Политика, право, справедливость. Основоположения критической философи права и государства. М., 1994.

Чаба Варга. Право: теория и философия. Будапешт., 1994.

Чичерин Б.Н. Политические мыслители древнего и нового мира. СПб., 1999.

Чичерин Б.Н. Философия права. М., 1900.

Шершеневич Г.Ф. Философия права. М., 1911.

Юркевич, П. Д.Історія філософії права. Філософія права. Філософський щоденник: Рукописна спадщина: Пер. з рос. та нім/ П. Юркевич. - 3-є вид. - К.: 2001

Ященко А.С. Философия права Вл. Соловьева. СПб., 1999.


Предисловие.

Глава № 1 Идея философии права и ее потенциал


Поделиться:

Дата добавления: 2015-01-01; просмотров: 104; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.005 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты