Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Диего Веласкес. Пряхи. 1657 г. Прадо, Мадрид.




Картина «Пряхи» — на первый взгляд жанровая сцена, показывающая труд работ­ниц королевской ткацкой мастерской. На переднем плане женщины прядут и раз­матывают нити. В глубине, в нише, залитой лучами солнца, нарядные дамы сто­ят возле огромного ковра. Здесь изображена сцена из античного мифа, переданного древнеримским поэтом Овидием в «Метаморфозах»: мастерица Арахна вызвала Афину на состязание в ткачестве, а разгневанная богиня в наказание за дерзость превратила её в паука. Сцена с работницами показана очень поэтич­но, все фигуры окутаны мягким светом. В то же время персонажи на втором плане, включая Афину и Арахну, изображены чётко и объёмно (фигура Арахны даже отбрасывает тень). Поэтому границу между реальным и вымышленным простран­ством полотна трудно определить. Историки искусства полагают, что эта необыч­ная картина на самом деле отражает два эпизода мифа. Старая работница на перед­нем плане — это Афина, а молодая — Арахна, и Веласкес показал сцену их состязания. В глубине же представлено завершение мифа: Афина предстаёт перед Арахной в своём истинном облике, намереваясь покарать её, а мастерица испу­ганно прижимается к вытканному ею ковру.

(«Придворные дамы») вызывает много споров. Перед зрителем — за­нимательная жанровая сцена. При­дворные дамы и карлица окружают маленькую инфанту Маргариту. Сле­ва от них — сам художник, работа­ющий над огромным холстом. В зер­кале на стене видны отражения короля и королевы, это наводит на мысль, что художник пишет их портрет. Однако парных изображе­ний монархов среди работ Веласкеса нет. Зачем было создавать вы­мышленный образ ненаписанного

произведения? И зачем изображать на стенах копии двух картин — «На­казание Арахны» фламандского жи­вописца Якоба Йорданса и «Наказа­ние Марсия» Рубенса? Возможно, картина «Менины» не жанровая сце­на, а автопортрет Веласкеса. Карти­ны на стене королевских покоев отражают вечную проблему творче­ства, которую сам Веласкес блиста­тельно разрешил всей своей жиз­нью, соединив в гармоничном союзе духовное богатство с редким техни­ческим мастерством.

*Марсий — в древнегрече­ской мифологии сатир (лес­ное божество), который, вы­учившись играть на флейте, вызвал на состязание в музы­ке Аполлона. Бог победил Марсия и, чтобы наказать за дерзость, содрал с него кожу.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-01-05; просмотров: 81; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.009 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты