Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Глава 2. Кто есть кто 3 страница




Сядьте свободно, слегка прикройте глаза (лучше полно­стью их не закрывать). Реализуйте внутреннюю тишину и «вслушайтесь» в свое тело. Постарайтесь ощутить его внут­ренние колебания, внутренний ритм. Вы, вроде бы, сидите неподвижно, но это - мнимый покой. На самом-то деле все ваше тело постоянно пульсирует, совершает какие-то рит­мичные движения. Прочувствуйте колебания своего тела и немножко усильте их. Основное внимание обратите на пульсацию плеч, груди, шеи и головы.

Теперь поставьте перед собою руку ладонью вперед и позвольте ей двигаться самопроизвольно — не надо застав­лять ее это делать. Позвольте своей руке отразить вашу внутреннюю пульсацию, ваш ритм в данный момент. Его почти невозможно «ухватить», будучи в нашем обычном состоянии сознания. Он открывается нам лишь тогда, когда мы входим в состояние внутренней тишины и погружаемся в глубины своей психики.

Учтите, все живое в этом лучшем из миров непрерывна пульсирует. Сама наша жизнь есть сочетание ритмов. Че ловек ходит, бегает, веселится, страдает в каком-то ритме; биологические процессы в его организме тоже протекают г, определенном ритме; у нашей нервной системы и у мысли тельного аппарата также существуют свои ритмы- Вообще, наилучший результат всегда дают именно ритмичные лей ствия.

И потому бегун на длинные дистанции тренирует рит­мы бега и дыхания. Последователь восточных воинских ис­кусств, срабатывая свои тао, или ката-одновременно тре­нирует множество ритмов - ритм движений, ритм того же дыхания, ритм восприятия окружающего пространства и т.д. и т.п. Лаже гениальный мыслитель, сам того, быть-мо­жет, не ведая, думает в некотором оптимальном ритме. Та­ким образом, все — и внутреннее и внешнее в нас — строго подчинено определенным ритмам, которые могут меняться в зависимости от нашего состояния или же, напротив, спо­собны сами изменять наше состояние.

Люди силы знают: чтобы эффективно воздействова-п. на биологический объект, необходимо ощутить его ритм и со-настроиться с ним. (В книге «Психодинамика колдовст­ва» мы уже рассказывали об этом подробнее.)

Теперь разовьем наш опыт. Как и в предыдущем случае, «захватите» своим вниманием выбранный биологический объект и, реализовав в себе умственную тишину, попытай­тесь ощутить его внутренний ритм. Для этого вначале вы даете себе соответствующую установку (о том, как это дела­ется, мы уже говорили в предыдущей главе) и затем входите в стояние внутреннего безмолвия, удерживая внимание наобъекте опыта. Первое, что вы заметите (возможно, уже через несколько секунд - разумеется, при том условии, что вы до сих пор следовали нашим советам и в какой-то мере уже овладели ранее предложенными психотехниками), — это постепенное изменение вашего собственного внутрен­нею ритма. Значит, подстройка началась. Через некоторое время вы, быть может, ощутите какие-то странные и непри­вычные для вас эмоции, какое-то необычное общее состоя­ние- Продолжайте наблюдать за всем этим как бы со сто­роны. Знайте: если в ваше сознание «полезли» чужие эмо­ции, значит, подстройка осуществилась. Теперь вы многое можете. Впрочем, о ваших возможностях невербального воздействия на двуногих мы побеседуем в следующих гла­вах.

Некоторым людям легче всего удается подстраиваться к биологическим объекгам, предварительно реализуя в себе ключевую психическую позицию «Воздух», рассмотрен­ную нами в первой главе. О том, как это делается, мы уже подробно рассказывали в книге «Психодинамика колдовст­ва». Если же вы ее не читали, то поэкспериментируйте с этим самостоятельно — в принципе, того, что вы уже знае­те, вполне достаточно для такой работы.

Итак, основательно потренируйтесь в психотехнике «Подстройка». В итоге вы должны уметь в считанные се­кунды (чем быстрее, тем лучше) ощутить внутренний ритм любого человека и к нему подстроиться (можно осуществ­лять подстройку, опираясь на чувство тепла и вообще на любое ощущение). К этой важнейшей способности сугге-стора нам еще предстоит неоднократно возвращаться в по­следующих главах, ибо именно на ней основано большин­ство методов воздействия на двуногих.

Теперь же нам кажется целесообразным взглянуть на проблему тестирования биологических объектов, которой посвящена эта глава, более масштабно, так сказать, не с тактических, а со стратегических позиций.

К слову, о стратегии вообще - конечно, применительно к практической психологии. Так вот, эта область высокого искусства (заметьте, именно искусства, а не науки) со стра­тегии и начинается. Иными словами, истинная психологи;; и становится таковою именно с того момента, когда взаи­модействие некоего индивидуума с другим или же с груп­пой людей, а быть может, даже с целым обществом пере­стает быть хаотичным, но обретает целенаправленный стратегический характер. Вспомните стратегию воина, преподанную Кастанеде доном Хуаном. Важнейшим пра­вилом этой стратегии является предпочтение в каждом конкретном случае наиболее простого пути, ведущего к це­ли, то есть отказ от всего лишнего. То же самое и в прак-тической психологии. Запомните, усложненные психотех­ники, как правило, не «работают». Реальное воздейспше оказывают лишь те психические приемы и методы, кото­рые достаточно просты - во всяком случае, для их испол­нителя.

Некогда у студентов «психофака», этих романтиков пси­хологии, был гимн со следующими примечательными сло­вами:

Стал взгляд наш тяжелым и жестким. Мы власть над людьми получили. А в нас все устроено просто — Мы сами себя упростили.

Наверное, вы помните этот «бородатый» анекдот, кото­рый в нашем контексте имеет некий смысл. В общем, лорд говорит лакею:

- Уильям, приведите из конюшни белую лошадь и при­вяжите ее в ванной.

Затем, сделав скидку на тупость слуги, лорд поясняет:

- Завтра у меня будет сэр Джон. Он зайдет в ванную, увидит там лошадь и скажет: «Сэр, у вас в ванной белая лошадь!» А я ему отвечу: «Ну, и что?!»

С нашей точки зрения, стратегия здесь, конечно, нали­цо. Однако избранный лордом прием для внезапного нарушения невозмутимости сэра Джона чересчур усложнен. А потому он навряд ли сработает. Быть может, увидев все-таки лошадь, сэр Джон скажет лорду: «Извините, сэр. Не знал, что у вас в ванной гостья». Между прочим, истинные английские аристократы некогда прекрасно знали цену простоте. Именно потому века полтора назад у них было заведено всех лакеев называть Уильямами. Что может быть проще?!

Возвращаясь к стратегии тестирования,, обопремся и в ней на правило максимальной простоты. Итак, экспресс-тестирование незнакомых или мало знакомых людей вы проводите преимущественно по цветам их одежды и по позам. При вербальном контакте с биологическим объек­том вы акцентируете внимание на его жестах и мимике, не упуская, конечно, из виду и его одежду. Когда же дело каса­ется персоны, на которую вы намерены оказывать долго­временное воздействие, - допустим, это ваш постоянный клиент, а быть может, и пациент, или же просто близкий вам человек, с которым у вас почему-то не заладились от­ношения, - то без «выхода» на его ключевое самоощуще­ние, на основе которого, как мы выяснили, и строится его поведение, вам никак не обойтись.

Если же по тем или иным причинам вам нужно оказать невербальное воздействие на объект или же просто его «почувствовать», то выкиньте из головы все, что вы о нем знаете, и осуществите подстройку.

Итак, в каждом конкретном случае выбирайте наиболее простой способ тестирования (а затем и воздействия), ибо он и будет самым эффективным.

 

Глава3. К личности через подсознание

Мы решили начать эту главу с того же самого, на чем завершили предыдущую, то есть с простоты. Увы, совре­менному человеку мыслящему в первую очередь не достает именно этого, казалось бы, наиболее доступного качества. Дело в том, что наш ум, ставший, воистину, богом совре­менного мира, стремится все усложнить и запутать, ибо за­гадки, головоломки, уравнения со многими неизвестными -это его родная стихия. Потому-то, к примеру, в современ­ной литературе и модны так называемые «сложные» натуры, а по нашему, - неврастеники, истероиды, личности шизо­идного типа, всевозможные извращенцы и т.д. и т.п.

Но сама человеческая жизнь строится по иным законам, которые в буквальном смысле «не от ума», Любое явление в психологии на несколько порядков труднее описать (то есть зафиксировать в логичной форме, доступной для ума), нежели просто ощутить.

В связи с этим мы решили преобразовать свой изна­чальный девиз «От простого — к сложному» в новый, кото­рый, по нашему убеждению, более соответствует духу этой книги, а именно «От простого - к еще более простому». Действительно, в практической психологии, имеющей де­ло с реальностью (пусть и не всегда объективной), самое трудное - это начать.

Итак, проще всего воздействовать на биологический объект вербально, то есть при помощи слов, мимики, жес­тов и непременно при личном контакте. В связи с этим следует помнить, что человеческое сознание, ум акценти­руется на семантике слова, на смысловой информации, ко­торую несет речь, а также на ее интонации; в меньшей ме­ре он воспринимает язык мимики и жестов. При этом все,

что упускает сознательный ум человека, напрямую загружа­ется в его подсознание, в «подкорку». В то же время основ­ная цель суггестора при индивидуальной работе — это вве­дение в подсознание биологического объекта той или иной установки. Следовательно, от суггестора требуется усыпить или иным образом отвлечь сознание объекта, чтобы без помех вложить в его подсознание нужную ин­формацию.

На этом принципе и основаны всевозможные методы гипнотизации, а также нейролингвистического програм­мирования (эриксонианского гипноза). Мы не станем ка­саться в этой книге классического гипноза с его обязатель­ным погружением в транс (при помощи блестящих пред­метов или картинных пассов перед носом и тому подобных излишеств). Все это годится для сцены или же, в отдельных случаях, для клиники. Куда больше нас интересует так на­зываемое внушение наяву, то есть формирование в подсоз­нании интересующего нас лица мотивов для требующегося нам действия или поведения. Проще всего этого добиться путем отвлечения сознания биологического объекта (голо­сом, жестами или комбинацией того и другого) с одновре­менным внедрением в его подсознание нужной информа­ции.

Суггесторам известно шестнадцать типов голосовых ре­жимов, из которых чаще всего ими используется шесть. Их мы сейчас и рассмотрим.

Первый голосовой резким.Это наиболее мягкий спо­соб речи из арсенала суггестора. Негромкий задумчивый голос с небольшим диапазоном модуляций звучит не­сколько отстраненио и даже грустно. Так старый сказочник может рассказывать какую-то волшебную историю (на­пример, о Золушке), которая случилась давным-давно. Речь течет ровно, точно ручеек; она как бы опутывает слушателя незримыми нитями. Используется для работы с интровер-тами или же с временно интроверсированными лицами. Эффективность внушения в первом голосовом режиме

возрастает, если таковое производится совсем тихо, бук­вально на пороге слухового восприятия.

Второй голосовой резким.Сдержанно авторитарный. Суггестор говорит негромко, но весомо, с полной убеж­денностью, как бы сдерживая свою внутреннюю мощь. Может использоваться в работе с агрессивно настроенны­ми экстравертами.

Третий голосовой резким.Открыто авторитарный. Это — так называемая педагогическая суггестия. Таким то­ном учителя пытаются иногда внушать своим олухам нечто серьезное. Слова произносятся громко, отчетливо и очень уверенно. Применяется в работе с экстравертами или же с лицами в экстраверсированном состоянии.

Четвертый голосовой режим.Это - звуковой удар, резкий и оглушительно громкий, точно выстрел. Применя­ется для экспресс-гипноза. К примеру, вы можете мгновен­но остановить и даже уложить бегущего человека, внезапно оглушив его командой «Лежать!» (полезно также сопрово­дить ее соответствующим жестом моторного гипноза — как бы подсечь человека ребром ладони). При этом его чувства подобны тем, что вы испытываете, когда у вас за спиною на улице неожиданно заскрипят тормоза.

Пятый голосовой режим.Аналогичен первому, толь­ко при этом голос как бы течет из живота, или же, как го­ворят вокалисты, «опирается» о живот. Ощущение такое, будто, произнося слова, вы легонько поглаживаете себя по животу чем-то бархатным. Это — эротический голосовой режим. Его воздействие совмещает в себе тормозящий эффект первого голосового режима со стимуляцией сексу­ального центра у лиц противоположного пола. На лиц од­ного пола с суггестором он воздействует аналогично пер­вому голосовому режиму.

Шестой голосовой режим.Негромкая и слегка замед­ленная речь в нижнем регистре специфическим голосом с хрипотцой. Автоматически стимулирует чувство вины у то­го, кому адресована.

Хорошенько отработав эти голосовые режимы в сольном исполнении - допустим, перед зеркалом или -на своей кошке, - вы можете перейти к экспериментам в словесных внушениях и на живых людях. Только не особенно мучайте своих близких — ведь поначалу у нас обычно получается далеко не все или не совсем так, как мы того хотим. В общем, будет лучше, если ваши опыты на первых порах за­тронут лишь не особенно близких знакомых, в крайнем случае, сослуживцев.

Итак, основные принципы словесного внушения. Во-первых, таковое может быть мотивированным или же не мотивированным, В первом случае биологический объект знает, что вы собрались проделать с его психикой какой-то фокус, и в принципе против этого не возражает. Причем совсем не обязательно (и даже не желательно), чтобы он отчетливо себе представлял, в чем именно этот фокус за­ключается. Нужно лишь его согласие подвергнуться некоей процедуре. К примеру, вы беретесь «пощупать» биополе у весьма привлекательной особы противоположного пола. Попутно вы намерены стимулировать ее эротический центр. На первое эта особа согласна, а знать о втором ей и не нужно.

При не мотивированном внушении объект не сознает, что им манипулируют. Но и в этом случае он должен внуг-ренне согласиться — хотя бы на контакт, на беседу с вами. Иначе говоря, внушение возможно лишь при прямом или косвенном согласии объекта на таковое.

Наверное, здесь будет не лишним еще раз подчеркнуть, что в этой книге авторы сознательно абстрагируются от различных этических норм и принципов, религиозных убеждений, философских определений и концепций, ос­танавливаясь лишь на технологических, если можно так выразиться, проблемах практической психологии.

Возвращаясь к принципам внушения, сообщим вам, что вздействовать на активного экстраверта (или на временно экстраверсированное лицо) методом прямого словесного внушения возможно в том случае, если мы принудительно

погрузим его в транс (при помощи внешних раздражите­лей — допустим, звуковых, стробоскопического эффекта, пассов и т.п.), либо введем в состояние ступора. Как уже было сказано, первый способ мы оставим сценическим гипнотизерам и магам, поскольку в реальной жизни он практически не применим. Что же касается состояния сту­пора (резкое понижение способности сознательного вос­приятия информации на фоне особого рода эйфории), то организовать таковое для экстраверсированного лица, ко­торому вы намереваетесь нечто внушить, вполне возможно и в обычной житейской ситуации. Основная техника этого действия очень проста для описания, однако, чтобы ее гра­мотно применять, требуется некоторая тренировка.

Выполняется техника так: осуществив подстройку к биологическому объекту, вы избираете голосовой режим, соответствующий его состоянию в данный момент (пер­вый, второй или даже третий), и затем начинаете попере­менно разгонять и тормозить собственную психическую активность, индуцируя при этом (то есть увлекая за собою) и психику объекта вашего эксперимента. Через некоторое время (оно зависит и от вашего искусства, и от индивиду­альных особенностей объекта) последний «сорвется» в со­стояние ступора и без помех «заглотит» ваше внушение, которое в этом случае следует провести достаточно быст­ро. В принципе это — тот же самый стробоскопический эффект, нацеленный на слуховое восприятие.

Между прочим, вы слышали когда-нибудь записи пуб­личных выступлений Адольфа Гитлера? Если так, то, на­верное, помните эмоционально-интонационные модуля­ции его голоса. Вождь нации попеременно то психически «разгонялся» чуть ли не до истерии, то уходил в глубокую «заторможенность». Это — наглядный пример массовой гипнотизации вышеописанным методом. При работе с ау­диторией он (то есть метод) имеет еще и то преимущество, что позволяет одновременно и с высокой эффекгивностью апеллировать к людям, пребывающим в различных психических состояниях (с высоким и низким уровнем активно­сти). В общем, примите его на вооружение.

Наверное, следует указать вам и еще на одно полезное свойство (полезное, конечно, для сугтестора) состояния ступора. Последнему сопутствует особого рода эйфория. Следовательно, биологический объект, неоднократно вво­димый вами в это состояние, автоматически попадает в психологическую зависимость от вас. Покуда он в ступоре, можно проделывать с ним самые разные вещи. К примеру, провести мягкое и, на первый взгляд, совсем безобидное внушение такого типа: «Теперь мой голос будет постоянно с тобою. Он станет возвращаться к тебе снова и снова...» Между прочим, это уже — шизофрения. Или же вы можете довести буквально до суицида психоэнергетически зависи­мое от вас лицо, поставив какое-то невыполнимое для него условие контактов с вами.

Впрочем, противостоять такого рода зомбированию не так и сложно (разумеется, тренированному человеку); нуж­но лишь помешать биологическому объекту, стремящему­ся на вас воздействовать., манипулировать своею (а заодно, и вашей) психической активностью. (Он «разгоняется», а вы «тормозитесь»; он «тормозится», а вы «разгоняйтесь».) Этим же путем можно также противостоять воздействию наркотиков или же алкоголя (конечно, в определенных пределах). К примеру, наркотики резко повышают психи­ческую активность, но вы-то, надеемся, способны теперь (или же вскоре научитесь) самостоятельно ее «гасить». Ана­логичным образом, преодолеть тормозящее воздействие алкоголя позволяет нам психическая «разгонка».

Мы уже рассматривали в «Паралогии» и то, и другое — эазгонку и торможение психической активности. (Очень подробно эта основополагающая психическая технология иасана в книге В.В.Шлахтера «Человек-оружие».) Здесь мы не менее обстоятельно разберем несколько иной йюсоб этого важнейшего действия, увязав последнее с те-

навыками, что получены вами в результате работы с первостихиями.

 

Для начала вам потребуется небольшое пламя. Подой­дет свеча, зажигалка, спичка — все, что может гореть. Со­средоточив внимание на пламени и реализовав состояние пустоты, позвольте своему сознанию ощутить, а затем как бы впитать в себя его энергетику, его импульсивное., поры­вистое состояние. В данном случае ваше внимание концен­трируется именно на том вибрирующем «живом» качестве пламени, которое, собственно, его и создает. Осознайте без какой-либо мысли, что в течение каждого мгновения пламя полностью обновляется, но, тем не менее, остается все тем же пламенем, тем же облаком частиц «живого» огня. По­чувствуйте, как быстро нарастает ваша внутренняя «взве-денность», скорость восприятия, особого рода эмоцио­нальность — без малейших, впрочем, эмоций. Это и есть психическая разгонка.

Теперь, глядя на внешний мир — на шкаф, деревья, об­лака или же на какой-то биологический объект, - попытай­тесь ощутить в его основе (или просто вообразите) вот это вибрирующее свойство огня и «разгонитесь» психически, «опираясь» на него. Попробуйте проделать то же самое с закрытыми глазами, «усмотрев» в темноте перед ними ту же кипящую энергию.

Тем из вас, чья «родная» первостихт Вода, видимо, пока­жется проще «разгоняться» именно с ее помощью, визуали-зируя стремительный бурный водный поток и ощущая его кипящую энергию.

Людям аудиального типа восприятия, как правило, бы­вает легче при разгонке психической активности «опе­реться» на какой-то воображаемый звук - например, на вой сирены, - «пропитав» им свое психическое пространство.

Для сознательного торможения психической активно­сти в себе, действуя аналогичным образом, можете вос­пользоваться качествами покоя и инертности первостихш Воздух или Земля, выбрав ту из них, которая вам ближе. Не жалейте времени на такую тренировку: умение свободно разгонять и тормозить свою психическую активность ле­жит в основе многих суггестивных техник.

Но вернемся к состоянию ступора. Существуют и дру-гае способы введения в это состояние (правда, лишь на ко­роткое время) интересующего вас лица. Вот, пожалуй, наи­более простой; его мы продемонстрируем, что называется, прямо в действии. Представьте, что вы — чиновник, и в ваш просторный кабинет пожаловал посетитель - допустим, не особенно близкий ваш знакомый, - на которого вы решили психологически воздействовать. Вы отрываетесь от бумаг, глядите на него с улыбкой и радушно говорите что-нибудь такое: «Проходите, пожалуйста. Очень вас жду». Но одно­временно рукою вы делаете резкий отторгающий жест в горизонтальной плоскости —«Пошел вон!»

В результате такого нарочитого диссонанса реакция ва­шего знакомого на смысл того, что он услышал, вступает в конфликт с подсознательной реакцией на жест отторже­ния, и человек оказывается в кратковременном ступоре. Вы уловили суть метода? Все очень просто: говорите что-то приятное, а жестами или мимикой демонстрируете прямо противоположное.

Итак, в состояние легкого кратковременного ступора погружает человека мыслящего некая неадекватность, аб­сурд, разрыв потока сознания. Вот вам примеры использо­вания в этих целях ассоциативного разрыва. Вы вещаете кому-то нечто «заумное» в академической манере, а в про­межутке отпускаете какую-нибудь реплику совершенно иной эмоциональной окраски, допустим, «Не сопи!» или «Чего пасть разинул?». Или же вы встречаете кого-то, с кем знакомы очень мало, буквально с распростертыми объя­тиями. Тут ассоциативный разрыв вызывает само ваше по­веден ие.

Уже упомянутый нами в этой книге президент Горбачев постоянно вводил в ступор своих оппонентов методом аб­сурда. К примеру, его излюбленным выражением была ис­каженная (не сомневайтесь: искаженная сознательно,, а во­все не от косноязычия советского лидера) поговорка «Вот, где собака роется».А вспомните, как на первом съезде на­родных избранников Михал Сергеич, отключив у какого-нибудь особенно разгоряченного оратора микрофон, я-;госклонно отвечал на протесты последнего: «Да, я вас по­нимаю, я вас очень понимаю...» Но микрофон не вклю­чал. Это уже — абсурд в реакции.

Подобных приемов., вводящих в ступор, можно изо­брести превеликое множество. Как вы, наверное, поняли, их уже немало и придумано, и многие из них постоянно воздействуют сегодня на массы людей. Возьмите к примеру дискотеки, на которые, точно на мед, липнут наши <сгинэй-лжеры». Л вы не задумывались, почему? Между тем, это просто. Громкая ритмичная музыка в сочетании со свето­выми эффектами (сродни стробоскопическому), да к тому еще прибавьте взаимное индуцирование в толпе - все это быстро вводит молодых людей в ступор, а то даже и в транс. Одновременно ими овладевает эйфорическое со­стояние, которое они затем и стремятся испытать вновь и вновь. Вы правы, современные дискотеки в чем-то сродни наркотикам, ибо точно так же вызывают зависимость (слава Богу, только психологическую). Теперь представьте, что за информация закладывается в подсознание любителей дис­котек в состоянии ступора, ведь тексты современных песен, мягко говоря, не проходят цензуры.

Итак, задача суггестора, намеренного провести словес­ное внушение, сводится к следующему: овладеть внимани­ем объекта, тем или иным способом ввести его в ступор и, покуда его сознание подавлено, а подсознание, напротив, активно,, заложить в последнее нужную информацию.

Для того, чтобы просто временно подавить психику ак­тивного экстраверта., достаточно разогнать собственную психическую активность выше уровня разгонки его психи­ки и затем как следует на него «надавить» в усиленном третьем голосовом режиме. Некоторых лиц этим приемом также можно ввести в ступор или даже в транс, а затем провести их кодирование.

Пожалуй, труднее всего поддаются прямому словесному внушению пассивные экстраверты или же лица, пребы­вающие в соответствующем состоянии сознания. Если активного экстраверта можно погрузить в транс, так сказать, в приказном порядке или же ввести в ступор при помощи какой-нибудь хитрости, то пассивного экстраверта так про­сто не возьмешь, ибо он не отождествляется с ситуацией и постоянно сохраняет критичность. Тут требуется особая уловка - индивидуальная в каждом конкретном случае. Проще всего сыграть на присущей всем пассивным экстра­вертам страсти к вычислениям и учету, к дотошному «об­нюхиванию» новой информации. Б этом случае мы зани­маем сознание биологического объекта какой-нибудь за­дачкой, а сами, что называется, «под шумок», осторожно проводим внушение. Б качестве такой задачки подойдет все, что угодно, - скажем, учредительные документы вашей фирмы, которых данное пассивно экстраверсированное лицо еще не видело, или какой-нибудь завалящий договор, или что-то другое. Важно лишь, чтобы это «что-то» имело хотя бы косвенное отношение к служебным или личным интересам нужного вам лица.

Как, вы уже знаете, существует два принципиально раз­личных метода внушения. Первый - это авторитарное ко­дирование или гипноз в состоянии транса. Его используют сценические маги и гипнотизеры. Чтобы их метод работал, им предварительно нужно ввести объект опыта (с его со­гласия - прямого или косвенного) в достаточно активное экстраверсированное состояние. Чего они и добиваются, фиксируя всевозможными приемами внимание объекта на своей персоне, а также используя различные зрительные и слуховые эффекты.

По-другому действуют различные экстрасенсы, целите­ли, колдуны. Их предварительная задача - интроверсиро-вать объект опыта, чтобы затем провести мягкое внушение в первом или пятом голосовом режиме.

Итак, при работе с интроверсированными лицами мы в первую очередь должны их поудобнее устроить (допустим, в кресле), мягко предложить им расслабиться и закрыть глаза, Практикующие психологи знают: если веки пациен­та, которого вы усадили для работы, тут же сами собою

смыкаются, значит, человек интроверсирован и готов к восприятию внушения. Если же пациент с интересом на вас пялится, следовательно, он экстраверсирован; потому-то ему и хочется следить за вашими действиями. В таком случае следует мягко, но настойчиво предложить ему рас­слабиться и ощутить нечто, относящееся к нему самому -скажем, его волосы, тепло в руках и в позвоночнике и т.п. Затем вы можете предложить ему что-то представить, по­чувствовать, ощутить - причем обязательно с закрытыми глазами.

Кстати, это еще и превосходный тест на интроверсиро-ванность вообще. Как бы между прочим в контексте беседы вы можете предложить кому-либо нечто себе представить или припомнить, а сами продолжаете зорко следить за его глазами. У интроверта они тут же «поплывут», то есть зату­манятся, расфокусируются.

Подстроившись к интроверту и убедившись, что он пребывает в достаточно активном состоянии, чтобы нечто воспринять, можете приступить к внушению. Непременно свяжите последнее с какими-нибудь радужными планами на будущее, с надеждами и желаниями объекта.

Свою работу с интровертом, который находится в пас­сивном состоянии, весьма близком к депрессивному, начи­найте с подстройки и затем - при помощи той же под­стройки - непрерывно ее контролируйте. Тут недопустим никакой силовой нажим. Если вы чувствуете, что психика объекта как бы от вас ускользает и опять «скатывается» в депрессивный провал, тут же снова к ней подстраивайтесь и продолжайте настойчиво, но мягко «вытаскивать» психи­ческую активность нужного вам лица. Внушение проводи­те, когда объект уже достаточно активен, но при этом все еще интроверсирован и максимально расслаблен.

Как правило, всевозможные экстрасенсы при работе с пациентами сочетают метод внушения с другими приемами суггестии. К примеру, со стимуляцией сексуального центра (конечно, в тех случаях, когда пациент — лицо противопо­ложного пола). В этой связи сообщаем вам, что продольные пассы вдоль тела — от головы к бедрам — способствуют сексуальному возбуждению (для предоргазменного состоя­ния характерны тепловые волны, распространяющиеся сверху вниз).

Но к проблеме эротического кодирования мы еще в этой главе вернемся. Пока же нам предстоит закончить этот ее раздел, посвященный прямому вербальному внуше­нию.

При индивидуальной работе с людьми следует уделять особое внимание так называемым зонам подхода, или же расстояниям от объекта до вас. Собственно, нас интересу­ют лишь зона оценки (иначе, критичная зона — расстояние до двух-трех метров) и интимная зона, или же то расстоя­ние, с которого начинает обоюдно восприниматься тепло чужого тела (60-70 см).

Если во время диалога с биологическим объектом (или же вашего монолога) последний проявляет стремление приблизиться к вашей интимной зоне и даже в нее войти, значит, вы правильно подстроились к нему, и объект под­готовлен к внушению. Если же вы уловите обратную тен­денцию, то есть стремление объекта уйти из интимной зо­ны в критическую, то повремените с внушением и улелите больше внимания подстройке. Кстати, это не только тест, но и весьма эффективный прием суггестии, некогда посто­янно эксплуатируемый небезызвестным вам Григорием Распутиным. При контакте с дамой старец вначале к ней подстраивался, стимулируя ее сексуальный центр, а затем начинал плавно уходить из ее интимной зоны, заставляя тем самым женщину непроизвольно тянуться к нему. Это простое действие мощно влияет на подсознание. В итоге это не Распутин добивался своих избранниц, но они его.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-01-05; просмотров: 56; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.005 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты