Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Город-государство Ашшур и начало ассирийской государственности (первая половина II тысячелетия до н. э.)




В так называемый староассирийский период на востоке Северной Месопотамии существовали небольшие номовые государства: Ниневия, Арбелы с примыкающей сельскохозяйственной округой и др. Наиболее крупным среди них был город-государство Ашшур. Сам город Ашшур на рубеже III—II тысячелетий стал центром поклонения одноименному племенному богу расселявшихся вокруг ассирийцев — второй ветви аккадцев (первой являлись вавилоняне). Бог Ашшур также покровительствовал охоте и скотоводству. Ок. 2000 г. ему был построен храм, а сам город вскоре обнесен стенами. С этих событий и берет начало ассирийская государственность.

Население Ашшура занималось земледелием: выращивало ячмень и эммер, разводило виноград, используя естественное орошение (дождевые и снеговые осадки), колодцы и в небольшом объеме — с помощью ирригационных сооружений — воды Тигра. В восточных районах страны, в долинах Верхнего и Нижнего Заба, в предгорьях Загроса большое значение имело яйлажное скотоводство с использованием горных лугов для летнего выпаса скота. Но главную роль в жизни раннего ассирийского общества играла торговля.

Через Ассирию проходили важнейшие торговые пути: с Восточносредиземноморского побережья, из Малой Азии и Закавказья по Тигру в район Средней и Южной Месопотамии и далее в Элам.

Ашшур стремился создать свои торговые колонии, чтобы закрепиться на этих главных путях. Уже на рубеже III—II тысячелетий до н. э. он подчиняет себе бывшую шумеро-аккадскую колонию Гасур (к востоку от Тигра).

Особенно активной колонизации подверглась восточная часть Малой Азии, откуда вывозилось важное для Месопотамии сырье: металлы (медь, свинец, серебро), скот, шерсть, кожа, дерево — и куда ввозили зерно, олово, ткани, готовую одежду и ремесленные изделия. Торговцы из Ашшура в XX—XVIII вв. до н. э. обосновались в районе холма Кюль-тепе (древний Каниш в 20 км от совр. Кайсери), основав вместе с купцами из сирийских и приевфратских областей, а также местными торговцами международное торговое объединение. Наряду с посреднической торговлей жители Каниша, обладая запасами товаров и денежных средств, занимались также и ростовщическими операциями. Жертвой долговой кабалы, как правило, становилось местное население, находившееся на более низкой ступени общественного развития.

Староассирийское общество было рабовладельческим, но сохраняло сильные пережитки родового строя.

Существовали царские (или дворцовые) и храмовые хозяйства, землю которых обрабатывали общинники и рабы. Основная часть земли являлась собственностью общин. Земельные участки находились во владении большесемейных общин, включавших в себя несколько поколений ближайших родственников. Земля подвергалась регулярным переделам, существовало общинное самоуправление. В довольно однородной массе общинников шел процесс социального расслоения. Рано выделилась торгово-ростовщическая верхушка, разбо-гатевшая на международной торговле, обладавшая большими денежными средствами и десятками рабов.

Основным источником рабства было социальное расслоение в среде свободных, продажа в рабство членов семьи бедняков и долговая кабала. Имелись также рабы-иноплеменники, которых ассирийцы перекупали у соседних племен или захватывали во время удачных военных походов. О степени развития рабства говорит тот факт, что даже рядовые семьи общинников имели обычно 1—2 рабов.

Ассирийское государство до XVI в. до н. э. называлось «алум Ашшур», т. е. город, или община, Ашшур. В системе политического управления сохранялись многие черты, свойственные эпохе военной демократии. Правда, народное собрание «малых и великих» уже утратило свое значение, и высшим органом власти являлся «Дом города»— совет старейшин, состоявший из представителей знатных семей. Из среды членов совета сроком на один год выделялось особое должностное лицо — «лимму», занимавшее наиболее почетное положение, ведавшее казной города; его именем назывался текущий год.

Совет старейшин назначал «укуллума» — должностное лицо, ведавшее судебными и административными делами города-государства.

Существовала также наследственная должность правителя — «ишшиаккума», который обладал религиозными функциями, руководил храмовым строительством и другими общественными работами, а во время войны становился военачальником. Основателем так называемой «староашшурской» династии стал Пузур-Ашшур I (1970—1961 гг. до н. э.).

В начале II тысячелетия до н. э. международная обстановка складывалась неблагоприятно для Ассирии. Расселение племен амореев в Северной Месопотамии, возвышение государства Мари на Среднем Евфрате стали серьезными препятствиями для западной торговли ассирийцев и создавали в целом нестабильную обстановку. Видимо, с целью восстановления своей торговой системы Ашшур предпринимает первые походы на запад, к Евфрату, и на юг, по течению Тигра. Ашшурские цари Илушума и Эри-шум I (вторая половина XX в. до н. э.) отменяют пошлины на ввоз товаров с юга Двуречья, из северо-восточных и юго-западных областей Ирана.

Особенно активная внешняя политика ведется при Шамши-Ададе I (1824—ок. 1780 г.) — аморейском вожде, старшем современнике Хаммурапи, обосновавшемся в верхнемесопотамском городе Шубат-Эллиле, а затем и в Ашшуре (1810 г. до н. э.). На этом основании ассирийцы впоследствии считали этого удачливого завоевателя своим царем и ревностно чтили его память. Шамши-Адад захватывает северомесопотамские города, расположенные в бассейне Балиха и Хабура, подчиняет себе Мари вместе с частью западносемитских племен, живших по среднему течению Евфрата, заключает союз с Каркемишем и вводит войска в сирийский город Катну. В некоторых подчиненных центрах (Мари, Экаллатум) он поставил наместниками своих сыновей. К царству Шамши-Адада (в науке его называют Староассирийской державой) переходит положение единственного посредника в месопотамской торговле с западом, возобновляется приток необходимой ашшурской экономике металлов. С расположенными южнее царствами Месопотамии — Вавило-нией, Эшнунной — Ассирия поддерживает мирные взаимоотношения, но на востоке, где находились подчиненные ей важные центры Аррапха и Нузу, приходилось вести борьбу с хурритами. Таким образом, на рубеже XIX—XVIII вв. Ашшур стал одним из центров крупного переднеазиатского государства, и Шамши-Адад I присвоил себе титул «царь множеств».

Появилась необходимость в новой организации управления. Царь возглавлял обширный административный аппарат, был верховным военачальником и судьей, руководил царским хозяйством. Вся территория ассирийского государства была разделена на округа, или провинции, во главе которых стояли наместники, происходившие из царской семьи, из местных династий или из числа высших царских служащих. Им под-чинялся многочисленный чиновничий аппарат, который занимался сбором налогов, организацией общественных работ, набором войска.

Основной административной и хозяйственной единицей являлась территориальная община («алум») для оседлого населения и так называемое кочевье для кочевых племен, имевшие местное самоуправление: шейхов, советы старейшин, народные собрания. Сохранялись и больше-семейные, домовые общины. Все население государства платило в казну налоги и вы-

полняло разнообразные трудовые повинности (строительную, транспортную, ирригационную и др.). Армия состояла из профессиональных воинов и всеобщего ополчения.

При преемниках Шамши-Адада I Ассирии не удалось закрепить достигнутые внешнеполитические успехи. Главная опасность пришла с юга, где при Хаммурапи окрепло Вавилонское государство, на первых порах признававшее даже зависимость от Ассирии. В союзе с Мари Хаммурапи начинает войны с Ассирией, а затем, разгромив бывшего союзника, один пожинает плоды победы — ее подчинение Вавилону.

После падения I Вавилонской династии в середине XV в. до н. э. Ассирия становится добычей молодого государства Митанни. Торговля ее совершенно приходит в упадок, ибо Хеттское царство вытеснило ассирий-ских купцов из Малой Азии, Египет — из Сирии, а Митанни вообще закрыло для них пути на запад.

Ассирия в среднеассирийский период (вторая половина II тысячелетия до н. э.)

В XIII в. до н. э. Ассирийское государство добивается наивысшего подъема и наибольших внешнеполитических успехов.

Особенно ощутимых результатов Ассирия достигает на западном направлении, где ей окончательно подчиняется некогда могущественное государство Митанни. Ассирийский царь Тукульти-Нинурта I (вторая половина XIII в. до н. э.) совершает успешный поход в хеттскую Сирию и захватывает там около 30 000 пленных.

Успехи Ассирии на западе не могли не беспокоить Хеттское царство, заключившее направленные против нее союзы с Египтом и Вавилонией.

В XII в. до н. э. Ассирия, подорвав свои силы почти непрерывными войнами, переживает упадок.

Но в правление Тиглатпаласара I (1114—1076 гг. до н. э.) к ней вновь возвращается былое могущество, что было обусловлено изменением международной обстановки: пало Хеттское царство, Египет вступил в полосу политической раздробленности, юг Вавилонии заполонили племена халдеев. У Ассирии фактически не стало соперников. Этой новой расстановкой сил и были обусловлены направления внешней политики при Тиглатпаласаре I. Основной удар нацеливался на запад, куда было совершено около 30 походов, в результате которых захвачены Северная Сирия и Северная Финикия, осуществлено вторжение в юго-восточную часть Малой Азии. В знак своего триумфа на западе Тиглатпаласар I совершил демонстративный выход на фи-никийских кораблях в Средиземное море. Успех Ассирии увенчался торжественной присылкой даров победителю от Египта. На севере были одержаны новые победы в Наири. А отношения с окрепшим Вавилоном носили переменный характер: успешные походы Тиглатпаласара I, сопровождавшиеся захватом Вавилона и Сиппара, сменились неудачами, и ответный поход вавилонян в Ассирию привел даже к захвату и увозу ими статуй ассирийских богов.

Расцвет Ассирии оборвался неожиданно. На рубеже XII—XI вв. до н. э. из Аравии на просторы Передней Азии хлынули кочевые племена семитоязычных арамеев. Области Восточносредиземноморского побережья приняли часть воистину великого арамейского потока переселенцев. Они же стали плацдармом дальнейшего их продвижения в район Месопотамии. Ассирия лежала на их пути, и ей пришлось принять на себя основной удар. Арамеи расселились по ее территории и смешались с собственно ассирийским населением. Почти полтора столетия Ассирия переживала упадок, мрачные времена владычества иноземцев. Ее история в этот период почти неизвестна.

Рост политического могущества Ассирии в XIV—XIII вв. до н. э. способствовал новому оживлению ассирийской торговли: не только внутренней — по Тигру, но и внешней — с Восточным Средиземноморьем. Ассирийские купцы основывают свои торговые кварталы в Мари, Угарите, Египте.

Ухудшение экономического положения страны наступило в XI в. до н. э., во время арамейского нашествия, когда была подорвана налаженная система земледелия, территория опустошена, начались засухи, неурожаи, голод.

О социальной структуре среднеассирийского общества можно судить на основании Судебника XIV—XIII вв. до н. э. из города Ашшура и ряда государственных и частноправовых документов. Судебник, возможно, восходит к более древним традициям. Сохранился он фрагментарно на 14 таблицах.

Верхушку ассирийского общества составлял класс рабовладельцев, который был представлен крупными землевладельцами, купцами, жречеством, служилой знатью, имевшими обширные частные наследственные земельные владения, ненаследственные участки за службу, получавшими дары и вознаграждения от царя, освобождение от повинностей, владевшими рабами. Именно права «великих» строго охраняли среднеас-сирийские законы.

Основная масса населения — класс мелких производителей — состояла преимущественно из свободных земледельцев-общинников. Сельская община обладала правом собственности на землю, держала в своих руках систему орошения и имела самоуправление: во главе ее стояли староста и совет «великих» поселения. Все общинники выполняли повинности: работу на «дом царя», платили подати в казну, несли воинскую службу. Земли общины окружа-

лись «большой межой», за нарушение которой следовало суровое наказание. Внутри сельской общины земля делилась «по жребию», подвергалась переделам между большесемейными домами, и за нарушение этой «малой межи» также

в воротах города Ашшура. В конце периода Ашшур получает «иммунитет» — освобождение от всякого рода налогов и повинностей, что было явной уступкой ца-рей ашшурской знати, и эти права ревностно сохраняются ею на протяжении всей дальнейшей истории Ассирии.

Ассирийцы продуманно стали создавать особую систему управления завоеванными областями, которая получает полное развитие в следующий, новоассирийский период. Это переселение их жителей в Ассирию или в другие подчиненные ей области, включение побежденных государств в состав Ассирии в качестве провинций, насаждение в них ассирийской военной и гражданской администрации, выработка системы налогового обложения и др.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-01-05; просмотров: 107; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты