Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника



Цивилизация средневекового Запада.

Читайте также:
  1. Вместе с тем нельзя отрицать, что в древневосточных цивилизациях в религиозном массовом сознании существовало особое мистическое отношение к власти, царственности, правителю.
  2. Восточнохристианская цивилизационная система и Восточнославянско-Православная цивилизация
  3. Глава 25. Особенности развития государства и права в странах средневекового Востока
  4. Глава 31. Основные черты права средневекового Китая
  5. Государственный строй средневекового Китая
  6. Древнерусская субцивилизация
  7. ДРЕВНИЙ РИМ И ЕВРОПЕЙСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ В СРЕДНИЕ ВЕКА
  8. Древняя восточная цивилизация
  9. ЗАНЯТИЕ 9. Культура и цивилизация.
  10. Западная цивилизация и остальное человечество в XX в.

Вначале Западная Европа состояла из ряда разобщённых и неустойчивых варварских королевств, образовавшихся на территории бывшей Римской империи.

Это период господства натурального хозяйства и слабого развития товарно - денежных отношений. Промышленность в этот период существовала в виде ремесла и мануфактуры. Исключительная роль церкви и высокая идеологизация общества.

Средневековье — это время образования национальных государств в виде абсолютных или сословно-представительных монархий. Особенностями политической власти были ее раздробленность, а также соединение с условной собственностью на землю.

Социально – общественное развитие:

Основные сословия:

1.Дворянство. Светские феодалы или рыцари – защищают страну от чужеземцев. Важнейшим занятием были война и участие в военных состязаниях – турнирах, досуг проводили на охоте и пирах. Обучение письму, чтению и математике было не обязательно. Рыцарь должен: быть беззаветно преданным Богу, верно служить своему сеньору, заботиться о слабых и беззащитных, соблюдать все свои клятвы и обещания. Жили в каменных замках;

2.Духовенство - руководит духовной жизнью людей – заботится о спасении душ христиан. Образованнее рыцарей, и тем более, крестьян было много хуже, чем у служителей церкви. Делилось на белое и черное, или монашество. Монахами становились в основном глубоко верующие христиане. Они давали обеты: отказаться от семьи, не жениться и не выходить замуж, отказаться от имущества, жить в бедности, беспрекословно подчиняться настоятелю монастыря аббату (аббатисе), молиться и трудиться. При монастырях часто возникали школы, мастерские по переписке книг, библиотеки, монахи создавали исторические летописи. В Средние века монастыри были центрами образования и культуры;

3.Народ (под этим понятием объединялись крестьяне, ремесленники, торговцы) Крестьяне и горожане – занимаются сельским хозяйством и ремеслом Основная масса населения Европы в Средние века, проживавшая в небольших деревнях по 10 – 15 дворов в каждой.

Сословия обладали разными правами и обязанностями, играли разную общественно-политическую и хозяйственную роль.

Система вассалитета – иерархическая структура.

1.Король – верховный сюзерен;

2.Вассалы короля – крупные феодалы (герцоги, графы; архиепископы, епископы, аббаты);



3.Вассалы герцогов, графов, епископов – бароны;

4.Вассалы баронов - рыцари;

5.В подчинении у рыцарей - крестьяне.

Характеристикой европейского средневекового народа:

1.Ментальность людей, характер общественного мировоззрения и связанный с ним повседневный уклад жизни;

2.Резкие контрасты между богатством и бедностью, знатным происхождением и безродностью — все выставлялось напоказ;

3.Великое множество ограничений и условностей;

4.В период раннего Средневековья (V—X вв.) значительно расширяется территория, на которой идет образование западноевропейской цивилизации;

5.Наиболее важным процессом в социально-экономической сфере было становление феодальных отношений, стержнем которых явилось формирование феодальной собственности на землю. Формируются два основных класса феодального общества: феодалы, духовные и светские, — собственники земли, и крестьяне — держатели земли.

Подавляющая часть населения – крестьяне. За их счет жили все категории феодалов. Во время непрерывных междоусобных войн крестьяне искали защиты у соседнего сеньора или монастыря. Найдя могущественного покровителя, крестьянин вынужден был признать свою зависимость от него, передать ему в собственность свой земельный надел. Зависимый крестьянин продолжал вести хозяйство на прежнем своем наделе, но за пользование им господин требовал исполнения барщины и уплаты оброков.



Барщиной называют все работы крестьян в хозяйстве феодала (обработка господской пашни, строительство домов и сараев, возведение оборонительных сооружений, ловля рыбы, заготовка дров и т.д.).

Оброкомназывают платежи крестьян владельцу земли продуктами (зерном, скотом, птицей, овощами) и изделиями своего хозяйства (полотном, кожами).

Землевладелец судил крестьянина в своем суде, он не имел права без позволения своего господина переселиться в другую местность.

Но сеньор не мог казнить его, согнать с надела (если тот выполнял свои обязанности), продать или обменять без земли и отдельно от

семьи. Сеньоры не могли по своей воле увеличить крестьянские повинности. Сеньоры и крестьяне были нужны друг другу: одни были «всеобщими кормильцами», от других трудовой люд ждал защиты и покровительства.

Социально- политическое развитие Европы.

Политическая история Европы началась с Франкского королевства. Первый правитель – Хлодвиг. Им было создано в конце 5 века крупнейшее в Европе государство франков. В 486 году Хловиг (династия Меровингов), объединив под своей властью франков, разгоромил войско римлян при Суассоне и подчинил себе Северную Галлию.

Постепенно произошло сближение франков и потомков галлов и римлян. Была произведена первая запись судебных обычаев – Салический закон. Появление законов способствовало укреплению государства. Однако внутренние раздоры подорвали мощь королевства.

Большое влияние на дела государства стал оказывать майордом – высшее должностное лицо в государстве, власть которого передавалась по наследству. Майордом Карл Мартелл правил страной, не считаясь с королем. Угроза арабского завоевания подтолкнула его к созданию сильного конного войска (Пожелавшие служить в нем франки получали от майордома земли с живущими на них крестьянами. На доход от этих земель их владелец приобретал дорогостоящее вооружение и коней. Земли давались воинам пожизненно, при условии, что владелец будет нести конную военную службу, в чем он давал майордому клятву. Позднее земельные владения на том же условии стали передаваться по наследству от отца к сыну).

Своего расцвета государство достигло при Карле Великом (768- 814)(династия Каролингов). Но империя оказалась не прочной и в 843 году ее поделили между собой потомки Карла Великого на 3 большие части, положившие начало истории Франции, Германии, Италии. Период существования Каролингской державы (середина VIII — начало X вв.) был временем оформления целого ряда общественных институтов и основных черт культурно-исторического типа, присущего средневековой европейской цивилизации. Имперская идея оставалась привлекательной в Европе. Король Германии Оттон I захватывает Италию и в 962 г. провозглашает себя императором. На политической карте Европы появляется Священная Римская Империя, центром которой стала Германия, воплощавшая европейскую имперскую идею вплоть до конца эпохи Средневековья.

Военная реформа Карла Мартелла положила начало складыванию в Европе нового общественного строя — феодализма.

Феодализмом именуют общественный строй, название которого происходит от слова «феод». Феод— это населенное крестьянами земельное владение, пожалованное господином — сеньором (по-латински — «старшим»), своему вассалу— подчиненному человеку, обязующемуся за владение феодом нести военную службу. Вассал приносил сеньору клятву верности.

Важную роль в становлении феодализма сыграла волна нашествий норманнов и кочевников на Западную Европу в IX— XI вв.

Норманны — так в Западной Европе называли участников грабительских походов, выходцев из Северной Европы (норвежцев, датчан и шведов), которые приплывали к берегам Франции, Англии, Германии, поднимались по рекам в глубь этих стран. Они грабили, убивали, жгли, уводили пленных в рабство, иногда захватывали целые области.

Жители Европы стали строить каменные замки, в которых во время битвы пряталось население. В странах Европы повсеместно сложилось конное войско – рыцарство.

В цивилизационном развитии Европы произошел качественный скачек.

1.Появились города как центры ремесла и торговли;

2.Политическая консолидация феодалов и горожан привела к образованию сословно - представительных учреждений. Возникает сословная монархия. Парламент – первый орган сословного представительства. Возник в Англии. Собрание крупнейших баронов и священнослужителей, а так же по два рыцаря от каждого графства и по два горожанина самых крупных городов. Вскоре произошло разделение на палату лордов и палату общин. Главная функция – утверждение налогов и предоставление субсидий королю.

В 1302 г. во Франции королем Филиппом IV Красивым были впервые созваны Генеральные штаты — представительный орган трех сословий: духовенства, дворянства и наиболее влиятельных и богатых представителей городов.

Духовное развитие:

Церковь и власть.

313 год – христианство признано государственной религией. После это церковь превращается в политическую силу.

В 1054 году оформились две самостоятельные христианские церкви – западная и восточная. Западную церковь стали называть римско католической, а восточную – греко - католической; восточная церковь присвоила себе наименование «православной».

Во времена феодальной раздробленности церковь была самой сплочённой организацией. Подавляющее число людей верило, что нет спасения без церкви. Важным оружием с ослушниками было отлучение от церкви.

В XI веке папа Григорий VI провел церковные реформы, способствовавшие централизации и укреплению могущества церкви.

1.Обет безбрачия (целибата) для всех священников;

2.Выбирать нового папу должны были кардиналы;

3.Назначение епископов и аббатов не принадлежало никому, кроме самой церкви.

Самым могущественным из римских пап был Иннокентий III (1198- 1216). Он провозгласил себя «заместителем Христа, наместником Бога на земле». Он заявлял, что «папы призваны господствовать над всеми народами и государствами».

Вместе с могуществом церкви росли ее богатства.

1.Цекви принадлежала треть всех выделывавшихся в Европе земель, населенных многими тысячами зависимых крестьян;

2.Церковь взимала со всего населения десятую часть денежных и натуральных доходов;

3.Торговала должностями епископов и аббатов;

4.Брала плату за совершение обрядов, за отпущение грехов (индульгенции).

Роскошь, в которой жили папа, епископы и аббаты, вступала в противоречие с учением Евангелия, новозаветными образами Иисуса и его учеников – апостолов, живших в бедности и призывавших к отказу от богатств. Множество горожан открыто заявляли, что церковь испорчена. Эти люди выступали за равенство всех верующих, против богатств церкви, десятины, платы за обряды, продажи индульгенций, торговли должностями. Церковь называла этих людей еретиками, а учение ересью.

В начале XIII века была учреждена инквизиция – церковный суд, занимавшийся разоблачением и преследованием еретиков. Подозреваемых часто пытали, распространенным наказанием было сожжение на костре.

Одним из способов борьбы с ересью было запрещение верующим (кроме священников) иметь, читать и тем более толковать Библию. Главная книга христиан оказалась запретной для большей части населения.

Западноевропейское общество.

Города.

Возникали возле замков, крепостей, монастырей, переправ через реки. Могло проживать до 80000 человек. Частыми были пожары, эпидемии.

Однако люди все равно стремились в города, так как «городской воздух делал зависимого человека свободным».

В центре города лежала обычно торговая площадь. На нее выходило здание ратуши. Неподалеку возвышалась главная церковь города.

Горожане вели борьбу за получение самостоятельности. Органы власти независимых городов были выборными и имели право собирать налоги, расплачиваться с казначейством, по своему усмотрению распоряжаться городскими финансами, иметь свой суд, чеканить свою монету и объявлять войну и заключать мир. Богатство города основывалось на богатстве граждан.

Важным сословием являются ремесленники. Ремесло становится важным занятием, приносящим хороший доход. Особым уважением пользовались каменщики, плотники, штукатуры.

По мере роста городов, власть сеньоров начинала тяготить горожан. Многие города не нуждались в защите. В то же время сеньоры постоянно увеличивали поборы с богатевшего городского населения.

В течение XII—XIII вв. происходит борьба городов с сеньорами за независимость. Город, добившийся самоуправления, во Франции и Северной Италии назывался коммуной. Большинство коммун платило королю налоги и находилось от него в зависимости. Но некоторые города сумели стать полностью самостоятельными государствами и даже распространить свою власть на окружающие город земли. Такими государствами, например, в Италии были Флоренция, Венеция, Генуя. Население коммун росло за счет бежавших от феодалов крестьян. Вся власть принадлежала городскому совету, который ведал судом, казной, городской стражей и войском, издавал обязательные для горожан законы и устанавливал налоги. Глава совета в Англии и Франции именовался мэром, в Германии — бургомистром. Во многих коммунах места в городских советах занимали выходцы из одних и тех же семей богатых купцов и банкиров. Но в ряде городов (например, во Флоренции) удалось изменить управление: в совете стали заседать выборные представители цехов.

 

9.Русская государственность в период ордынского ига.13 – 15 века

Причины:

В декабре 1237 году войска Батыя вступили в пределы Рязанского княжества. Смыслом являлись грабеж и получение дани, а не захват территории, мало привлекательной для кочевников. Границы же вторжения зависели, сколько от степени сопротивления, которое им могло быть оказано.

Сущность:

Монголо- татары были более организованы и сплочены, что обеспечило им победу во время похода 1237—1241 гг. Полагают, что их было от 30 до 120 тыс. Видимо, в военных действиях против Руси принимало участие примерно 50 тыс. воинов, притом собственно монголов там было не более 10 тыс., а остальные — представители покоренных народов.

Рязань героически оборонялась, но, не получив помощи от других княжеств, пала. После этого была взята и сожжена Москва, а в начале февраля 1238 г. войска Батыя подошли к Владимиру. Столица Северо-Восточной Руси была взята штурмом, а 4 марта на реке Сити, где владимирский князь Юрий Всеволодович попытался собрать все силы, в ожесточенном сражении русское войско было разгромлено. Весной 1239 г. монголы обрушились на Южную, а затем Юго- Западную Русь. В декабре 1240 г. после ожесточенной осады Батый взял Киев. После этого монголы покорили Галицко- Волынскую Русь. Затем они вторглись в Польшу, Венгрию и Чехию. Весной 1242 г. из столицы монгольской империи Каракорума пришла весть о смерти великого хана Угедея, поэтому Батый повернул свои войска назад.

Причины поражения русских:

1.Политическая раздробленность;

2.Превосходство монголов, как в численности, так и в подготовленности войск, в уровне военной дисциплины.

Нашествие в определенной степени:

1.Подорвало городские ремесла;

2.Затормозило и деформировало развитие товарно-денежных отношений.

Разорение городов, обеднение населения, сбор дани в пользу Орды: 1.Усиливало натурализацию хозяйства;

2.Консервировало патриархальность русской деревни.

Нередко основной ущерб видят в последующем монголо-татарском иге, задержавшем развитие России на 200 лет. В результате монголо- татарского ига изменилось направление развития Руси. Стали сильнее проявляться черты «восточного» уклада. Основанная Батыем в 1242 г. Золотая Орда была крупнейшим государством Средневековья и держала под своим контролем весь Волжский путь. Сами монголы называли это государство «улус Джучи». Золотая Орда соединяла народы — монголы, волжские булгары, русские, буртасы, башкиры, мордва, ясы, черкесы и другие. Основную массу населения Орды составляли тюркоязычные племена и народы, в среде которых уже в XIV в. стали растворяться монголы, забывая свою культуру и язык. Русские земли непосредственно в состав Золотой Орды не входили. Золотоордынские ханы рассматривали их как политически автономные, имеющие свою собственную власть, но находящиеся в зависимости от Орды и обязанные платить дань — «выход», которую собирали до начала XIV в. баскаки — уполномоченные хана. От дани освобождалось только духовенство. Монголы провели перепись русского населения, чтобы учитывать подворную дань. Однако сопротивление, оказанное им на Руси, вынудило Орду передать в начале XIV в. сбор дани в руки самих русских князей. Дань была обременительной: во-первых, «десятина» — десятая часть всех доходов, во вторых, «тамга» — сбор от занятий ремеслом и торговлей, в третьих, «запросы» — дополнительные сборы. Орда стремилась использовать не только экономический, но и военный потенциал Руси. Ордынцы не стремились насаждать своих порядков на Руси.

Получение дани во многом зависело от политической стабильности на Руси, которая по-прежнему подвергалась серьезным испытаниям из-за княжеских усобиц. Это заставило Орду активно заняться урегулированием княжеских конфликтов и вылилось в систему ярлыков — права ордынских ханов контролировать передачу наследования княжеских уделов и великого княжения с помощью особых грамот.

В 1257 г. произошло восстание в Новгороде в знак протеста против переписи населения. В Новгород приехали Александр Невский и ордынские послы. Последовали жестокие расправы над мятежниками. В 1254 г. жители Галицко-Волынской Руси во главе с князем Даниилом выступили против ордынского военачальника. В 1262 г. восстали жители Владимира, Суздаля, Ростова, Ярославля, Устюга Великого. Одним из самых крупных выступлений против ордынцев было восстание в Твери в 1327 г., вызванное произволом и насилиями баскака Чол-хана, посланным ханом Золотой Орды Узбеком в Тверь для сбора дани. Прибыв в город, Чол-хан изгнал из дворца князя, воины его отряда стали грабить и оскорблять горожан. Попытки тверичей жаловаться князю не имели успеха. По решению вече все ордынцы во главе с Чол-ханом были перебиты.

Восстание было подавлено ордынцами только с помощью дружины Ивана Калиты. К середине XIII в. среди русских князей сложились две

группировки. Одна во главе с великим князем Владимирским Андреем Ярославичем и Даниилом Романовичем Галицким, поддерживаемая князьями западных, наименее пострадавших от нашествия земель, выступала против признания зависимости от Орды. Другая, куда входили в основном князья северо-восточной Руси, склонялась к соглашению с Ордой. Эту же позицию заняла церковь, получившая от завоевателей ряд привилегий и подозрительно относящаяся к расчетам представителей антиордынской группировки на соглашение с западными странами и папской курией, усматривая в этом угрозу католицизма. Политику компромисса с Ордой стал активно проводить в жизнь Александр Невский. Справедливо считая гибельным открытое противостояние ордынцам, он надеялся использовать их в своих интересах, в том числе для борьбы с западной католической опасностью, которая в сознании людей той эпохи воспринималась как угроза православной вере.

Итог:

Вопрос о степени влияния татаро-монгольского нашествия и ордынской зависимости принадлежит к числу спорных. Существует две основные точки зрения.

А. Монголо-татарское нашествие и ордынское иго принесли разорение, гибель людей, задержали развитие, но существенно не повлияли на жизнь, быт и государственность Руси. Эту позицию защищали С. Соловьёв, С. Платонов, М. Покровский.

Б. Монголо-татары в целом оказали положительное влияние на общественную и социальную организацию русских, на формирование и развитие Московского государства. Н. Карамзин, В. Ключевский Зависимость от Орды способствовала преодолению раздробленности русской земли, созданию единой государственности, подводя русских к мысли о необходимости объединения. Она выступала для Руси в качестве объединительного фактора и без арбитража Орды князья уничтожили бы Русь своими усобицами. Многие современные историки отмечают значительное влияние Орды на русскую жизнь, культуру, язык, общественное устройство. В то же время они считают, что в результате нашествия и последовавшей зависимости усилилось проявление деспотической тенденции в политической традиции Руси. А уплата дани в условиях низкой продуктивности сельского хозяйства означала почти полное изъятие из сферы производства прибавочного продукта. Соответственно, это побуждало феодалов компенсировать низкие доходы за счет ужесточения эксплуатации зависимого люда. Зависимость от Золотой Орды сдерживала экономическое и культурное развитие русских земель и стала одной из предпосылок оформления крепостнической системы. Превращение Руси в «улус» Золотой Орды привело к тому, что ее культурно-цивилизационная орбита сдвинулась к Востоку.

 

 


Дата добавления: 2015-01-05; просмотров: 44; Нарушение авторских прав


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Социальный и политический строй Древней Руси. | Вечевые и боярские республики. Новгород. Псков.
lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2018 год. (0.018 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты