Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


К. С. Шалагинова




Широкое распространение феномена религиозности подтверждает тот факт, что религия имеет важные социальные функции, среди которых можно выделить следующие:

·Мировоззренческая функция – религия помогает человеку составить свое представление о мире и своем месте в нем.

· Коммуникативная функция – Она направлена на обеспечение общения верующих с Богом(молитва, другие культовые действия) и между собой (во время богослужения и т.д.). Религиозная коммуникация охватывает различные процессы взаимодействия: общение, социализацию, передачи религиозного опыта, развитие связей между отдельными верующими, между верующими и религиозной общиной, духовенством, между религиозными организациями разного вероисповедания. Она предполагает передачу, обмен информацией, ее усвоение, оценку, способствует интеграции (объединению) или дезинтеграции (разъединению) религиозных групп.

· Компенсаторная функция – религия дает человеку надежду на счастливое будущее, компенсируя его реальные проблемы и страдания в настоящем. Искренне верующие люди убеждены, что если не в земной, то в загробной жизни всем поступкам каждого

человека будет дана справедливая оценка. Это делает их психологический мир более устойчивым к восприятию жизненных проблем.

В итоге можно сформулировать следующие выводы:1. Компенсаторная функция религии включается в психологическую и является если не приоритетной, то одной из важнейших функций религии в современном мире.2. Одной из важнейших задач религии в прямой и косвенной реализации компенсаторной функции является преодоление религиозной апатии.3. Проблема религиозной апатии является актуальной и требует фундаментального исследования.· Регулирующая функция –религия посредством религиозной этики способна определенным образом влиять на поведение верующих,делать его более предсказуемым и безопасным для других членов общества. Так, из почитаемых христианами и иудеями 10 заповедей пророка Моисея только 4 касаются сугубо религиозных вопросов, в то время как другие регулируют отношения человека с другими людьми. Не случайно известным мыслителям разных эпох и стран принадлежат сходные по своему содержанию афоризмы о пользе религии: ≪Если Бога нет, то все дозволено≫ (Ф. Достоевский); ≪Если бы Бога не было, его бы следовало придумать≫ (Вольтер), ≪Если люди настолько плохи, обладая религией, кем бы они были без неё?≫ (Б. Франклин). В то же время представители научного атеизма, в частности Карл Маркс, негативно оценивали религию именно потому, что считали её одним из методов порабощения угнетенных социальных классов. По их мнению заповеди типа ≪Не убей≫, ≪Не укради≫ помогают сохранять доминирующее положение привилегированных классов, удерживая угнетенных от активной классовой борьбы. Именно в этом контексте появилась уже упоминавшаяся вышефраза Маркса о том, что ≪религия – это опиум народа≫, которая в интерпретации В.И. Ленина (≪религия – это духовная сивуха≫) получила более понятный для российских трудящихся смысл.Регулирующая функция религии проявляется через воспитательную, ценностно-нормативную роль, выполняемую ею в обществе.В религиозных учениях, с одной стороны, как указывает М. Флюгер, сконцентрирован нравственный опыт человечества: "Религия есть высший и благороднейший деятель в воспитании человека, величайшая сила просвещения...»С другой стороны, религиозные учения включают систему директив - предписаний, регламентирующих повседневную жизнь, и систему санкций, если поведение индивида отклоняется от указанных предписаний.В качестве примера приведем пищевые запреты.В Ветхом Завете наиболее отвратительным считается убийство крупного рогатого скота: "Закалывающий вола - то же, что убивающий человека, приносящий агнца в жертву - то же, что задушающий пса". Хотя в Ветхом Завете есть ряд предписаний, регламентирующих употребление в пищу мяса, все же нет сомнений, что в идеале человек должен питаться только вегетарианской пищей. В Книге Бытия Господь говорит: "Вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя: вам сие будет в пищу".В исламе запрещено есть животных, не имеющих шерсти, и рыб, не имеющих чешуи. Однако в мусульманской традиции также осуждается убийство животных: "И вот сказал Муса своему народу: "О народ мой! Вы сами причинили несправедливость, взяв себе тельца. Обратитесь же к вашему Творцу и убейте самих себя; это - лучше для вас перед вашим Творцом. И он обратится к вам: ведь Он - обращающийся, милосердный!"". В другом месте, в книге "Так говорил Магомет" сказано: "Будет вознагражден тот, кто приносит благо любому животному".К пищевым запретам следует отнести и запреты на употребление средств, изменяющих сознание. В разных традициях могут запрещаться алкоголь, табак, наркотики и даже кофе и чай. Связано это в целом с представлением об осквернении, которые они приносят. В исламе считается, что в алкогольном опьянении человек не может осуществлять намаз, главную обязанность мусульманина.· Культурная функция – в истории человеческого общества, особенно на ранних его этапах, религия играла огромную роль в развитии письменности, архитектуры, живописи, скульптуры, музыки и т.д. Так, известный социолог Питирим Сорокин подсчитал, что из сохранившихся в ведущих европейских музеях произведений изобразительного искусства X в. 82 % имеют религиозный сюжет. Для сравнения: применительно к произведениям искусства XII-XIII вв. этот показатель составил 97 %, XVI в. – 65 %, XIX в. – 10 %, начала XX в. – 4 %, что наглядно свидетельствует об изменении роли религии в общественном сознании разных исторических эпох.
Впоследствии функции религии изменились, но она всегда оставалась важным общественным институтом. Апологетическая и другие социальные функции религии осуществляются в разном объеме и с неодинаковой степенью интенсивности. Это зависит от конкретно-исторических условий, в которых задействованы многочисленные факторы общественной жизни. Отличия заключаются в динамике и акцентах, но наличие социальных функций религии, по крайней мере в тенденции, не имеет исключений.

 

80. ДАЙТЕ ХАРАКТЕРИСТИКУ СОВРЕМЕННОЙ РЕЛИГИОЗНОЙ СИТУАЦИИ В УКРАИНЕ.Релігія — складне різноманітне суспільне явище досліджується багатьма гуманітарними та суспільними науками: філософією, історією, релігієзнавством, науковим атеїзмом, психологією, етикою, історією культури та ін. Кожна з них має аспект дослідження, що визначається її специфікою та місцем в системі наук. Релігія — форма суспільної свідомості, специфічний світогляд, концептуальне бачення світу, спосіб його пізнання — входить в орбіту філософії. В настоящее время в мире существует три мировых (транснациональных) религии: христианство, ислам, буддизм. Представители каждой из мировых религий, в отличие от национальныхрелигий, локализованы не в одном государстве (как, например, индуисты или синтоисты), а в десятках разных стран, расположенных на разных континентах. Точное число верующих с трудом поддается подсчету, поскольку понятие религиозности является достаточно субъективным: человек в течении жизни может менять свои религиозные взгляды, скрывать их от окружающих или наоборот, стремиться показаться более верующим, чем является на самом деле. По приблизительным данным к началу XXI в. в мире насчитывается 1,5 млрд. христиан, 1,3 млрд.мусульман, 300 млн. буддистов. Последние проживают преимущественно в странах Южной и Юго-Восточной Азии, а также Тихоокеанского региона и уступают по численности даже представителям индуизма, который является самой распространенной национальной религией с числом приверженцев около 650 млн. чел. Однако общемировая тенденция такова, что наибольшую динамику роста числа верующих имеет самая молодая мировая религия – ислам. К тому же в мусульманских государствах религия оказывает гораздо большее влияниена развитие разных сфер жизни общества, нежели, например, в христианских странах, для которых характерен процесс секуляризации – освобождения различных сфер общественной жизни (политики, права, экономики, образования) от влияния религии и церкви.Доминирующей религией в Украине после крещения Киевской Руси в 988 г. на протяжении уже более тысячи лет является христианство, к нему относит себя около 95 % украинских верующих. Однако после Брестской унии 1596 г. христиане Украины оказались разделены на православных67 восточного обряда (на данный момент около 80 % от общего числа украинских христиан) и последователей греко-католической (униатской) церкви – около 20 % украинских христиан, преимущественно проживающих в Западной Украине. В силу исторических обстоятельствчасть православных христиан Украины является прихожанами церквей Украинской православной церкви Московского патриархата, а другая часть – Украинской православной церкви Киевского патриархата. Наиболее разнообразным в религиозном отношении регионом Украиныявляется Автономная Республика Крым, где 15-20 % населения являются мусульманами.Статья 35 Конституции Украины гарантирует свободу совести – право всех её граждан свободно исповедовать любую религию или быть атеистами, беспрепятственно осуществлять религиозные обряды, если они не представляют общественной опасности. Все граждане, независимо отвероисповедания, называются равными перед законом. Здесь также провозглашается отделение церкви от государства, а школы – от церкви, декларируется отсутствие в Украине официально установленной и обязательной для всех государственной религии. Однако в реальнойжизни определенные преимущества (например, при определении календаря общегосударственных праздников), безусловно, имеет православие, как религия большинство населения. В то же время, степень религиозности тех украинцев, которые считают себя верующими, в большинстве случаев не является высокой. Например, не более 10-20 % из них регулярно посещают молитвенные сооружения и выполняют все положенные для прихожан религиозные обряды. Опыт независимогоразвития Украины показал, что в стране отсутствуют основания для серьезных социальных конфликтов на религиозной почве, отдельные инциденты если и происходят, то имеют под собой экономическую основу или связаны с втягиванием представителей религиозных организаций в политические процессы. Вывод. Следовательно, социология религии как одна из отраслей социологической наук находится в разнообразных связках со всеми другими общественными явлениями, с общественной жизнью, углубляет научное понимание религии как продукту общественного развития.С учетом особенностей современного мира, социология религии сосредоточивается прежде всего на процессах секуляризации, роста динамики религиозности населения, появления нетрадиционной религиозности, индивидуализации и приватизации религии..Интерес к возрождаемому религиозному сознанию тесно переплетается с возрождением народных обычаев, традиций, праздников и ритуалов. И, наконец, развитие современного религиозного сознания сопровождается оживлением многих верований, оккультизма и других явлений, которые граничат с шарлатанством и верой в чудодейственные силы. Следует помнить, что религия способна катализировать как процессы социальной интеграции, так и дезинтеграцию, а переплетаясь с политическими конфликтами, добавляет им большую напряженность.

 

 

 

К. С. Шалагинова


Поделиться:

Дата добавления: 2015-01-05; просмотров: 80; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты