Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Одно слово поджигало десяток других, как шутихи, нанизан­ные на нитку, — говорил Итен.




Способ очень верный и действенный. Возьмем, к примеру, слова версия и компромисс. При их объяснении мы сталкива­емся с такими понятиями, как гипотеза, потенциал, адекват­ность и др. Таким образом, уточняя значение нужного нам слова, можно познакомиться с целым рядом новых слов.

В процессе общения людям часто приходится разъяснять, как следует понять то, что обсуждается, уточнять, какой смысл имеет то или иное слово, выражение. Речевая практика выра­ботала несколько способов объяснения слов.Их используют лексикографы, составляя словари; преподаватели, обучая школьников, студентов; политики, дипломаты, юристы, тол­куя смысл документов, законов. Приемами объяснения слов должен владеть каждый, если он ответственно относится к сво­им выступлениям, к своей речи, заинтересован в повышении ее культуры.

Наиболее рациональным способом толкования слов счита­ется логическое определение, т. е. определение понятия через ближайший род и видовое отличие.

Рассмотрим, как строится логическое определение.

Возьмем, к примеру, определения двух понятий: логика — наука о законах и формах правильного мышления; педагогика — наука о воспитании, образовании и обучении. Прежде всего называется род определяемого понятия, т. е. дается ответ на вопрос «что это такое?» — наука. Затем указываются признаки видового понятия этого же рода — «о законах и формах пра­вильного мышления» (логика); «о воспитании, образовании и обучении» (педагогика). Достоинство логического определения состоит в том, что перечисляются не все, а только отличитель­ные видовые признаки определяемого понятия.

Интересно отметить, что в дореволюционных логиках, из­данных специально для молодых людей, уделялось большое внимание умению давать логическое определение.

Так, в «Логике, содержащей начала логические в пользу обучающегося юношества» Иакова Факчиолата (М., 1794) чи­таем:

Три вещи наблюдать должно в определении полном и совер­шенном. Во-первых, чтобы определение не было ни теснее, ни об­ширнее вещи определяемой; но чтобы было взаимообратное, на­пример, всякий человек есть животное разумное. Всякое разумное животное есть человек.

Во-вторых, чтобы было ясно и кратко, только чтобы не было недостатка в нужном; т. е. чтобы оно состояло из ближайшего рода и удельной разности.

В-третьих, чтобы определение состояло из слов яснейших и из­вестнейших, нежели вещь определяемая. Поелику неизвестное че­рез неизвестное изъяснить не можно.

Посредством сих правил Логики составляют определение, кото­рое есть следующее: определение есть вещь, состоящая из рода и удельной разности, через которую вопрошающему о сущности вещи ответствуется.

А.С. Никольский в «Логике и риторике, кратким и для детского возраста удобопонятным образом расположенные, изъясненные и в пользу юношества изданные» (Спб., 1790) наставляет:

Определение должно содержать в себе, во-первых, род опреде­ляемой вещи, которым она будет отличена от всех вещей, не со­держащихся под тем же родом; а после главное отличительное определяемой вещи свойство, которым она будет различена от всех вещей одного с нею рода.

Последуем указаниям авторов процитированных пособий. Представим себе, что нам необходимо дать толкование словам табурет, стул, кресло, шезлонг. Начинаем с определения ро­дового признака. Это все предметы мебели. Далее выделяем видовые признаки, часть из которых должна быть общей для всех, а часть— отличать один предмет от другого.

Что же объединяет названные предметы? То, что они пред­назначены для сидения. Это первый общий признак. Не соста­вит труда назвать и второй. Все они имеют сиденье и ножки. Выделенные признаки позволяют определить значение перво­го слова. Табурет — предмет мебели, имеющий ножки и пред­назначенный для сидения.

Чтобы построить дефиницию (логическое определение) второго слова, необходимо установить, чем стул отличается от табурета и внести указание на это различие в толкование. От­вет прост: у стула есть спинка. Следовательно, стул — пред­мет мебели на ножках, со спинкой, предназначенный для си­дения.

Теперь нетрудно будет дать толкование слову кресло, у ко­торого отличительный признак — подлокотники. Несколько сложнее определить значение слова шезлонг, поскольку этот предмет мебели отличается несколькими признаками: это крес­ло, но раздвижное, имеет длинную натягивающуюся матерча­тую спинку и служит для сидения полулежа.

Чтобы закрепить полученный навык строить логическое определение, постарайтесь дать дефиницию словам книга, бро-_ шюра, журнал, газета.

Распространенным является синонимический способ, т. е. объяснение с помощью слов, различных по звучанию, но име-

ющих общее значение. Например, конфронтация —.противо­поставление, противоборство (социальных систем, идейно-по­литических принципов и др.), столкновение; агрессивный — наступательно-захватнический; альянс — союз, соединение. Это позволяет через слово, знакомое слушателям, раскрыть значе­ние научного термина, сделать его понятным.

Вот как, к примеру, лекторы объяснили редко встречающи­еся слова дегидратация, катализатор:

«Если воду, израсходованную на образование пота, не вос­полнять, в ход пойдут внутренние резервы, и над организмом нависнет угроза дегидратации — обезвоживания».

«Как известно из химии, всякий медленный процесс требу­ет катализатора, т. е. ускорителя».

О действенности данного приема писал еще Аристотель:

Далее полезна замена одного имени другим, более понятным, например, вместо «тщательное» в ответах употребить «точное» и вместо «суетности» — «хлопотливость», ибо, чем более понятным становится сказанное, тем легче спорить против тезиса. И этот топ применим для того и другого — и для обоснования, и для опровер­гай ия [6, 379].

Довольно часто при объяснении слова применяют описа­тельный способ, при котором его смысл передается посред­ством описания самого предмета, понятия, явления.

Вот как один лектор объяснил слово патерностер:

В конце XIX века в Гамбурге был построен патерностер.

Это подъемник так называемого непрерывного действия. Со­стоит он из множества кабинок без дверей, которые движутся между этажами только в одну сторону — вверх или вниз. Входят и выхо­дят пассажиры на ходу.

Нередко в такое толкование говорящий вкладывает свое понимание данного понятия. Удивительно точные слова, к при­меру, нашел А. Куприн, объясняя своему собеседнику, что та­кое Родина.

Родина? Она вот что... — сказал я и на минуту задумался. — Родина — это первая испытанная ласка, первая сознательная мысль, осенившая голову, это запах воздуха, деревьев, цветов и полей,


первые игры, песни и танцы. Родина — это прелесть и тайна род­ного языка. Это последовательные впечатления бытия: детства, отрочества, юности, молодости и зрелости. Родина — как мать. Почему смертельно раненный солдат, умирая, шепчет слово «мама», то самое имя, которое он произнес впервые в жизни. А почему так радостно и гордо делается на душе, когда наблюдаешь, понима­ешь и чувствуешь, как твоя Родина постепенно здоровеет, богате­ет и становится мощной. Нет, я все-таки говорю не то, что нужно. Чувство Родины — это необъяснимое. Оно — шестое чувство. Дет­ские хрестоматии учили нас, что человек обладает пятью чувства­ми.

— Зрением, слухом, обонянием, осязанием и вкусом, — под­сказал матрос.

— Так. Ну, а вот родина — это шестое чувство, и природа его так же необъяснима, как и природа первых пяти.

Поясняя значение слова, иногда хорошо обратиться к его эти- мологии.Именно так, например, поступил философ И. А.Иль­ин, разъясняя понятие «федерация»:

Латинское слово «фёдус» означает договор и союз, и, далее, — порядок и закон. В науке государственного права федерацией на­зывается союз государств, основанный на договоре и учреждаю­щий их законное, упорядоченное единение.

Объяснением происхождения слов занимается специальная область науки о языке — этимология. Обращение к ней позво­ляет глубже понять сущность используемых слов, их точный смысл, границы применения. Недаром сам термин происходит от греческих слов: etymon — истинный, верный и logos — смысл, значение. Таким образом, этимология учит нас понимать ис­тинный смысл слова, уточняет его. Наука эта не только уста­навливает исходное значение слова, его первоначальный смысл, но и исследует историю его применения, причины изменений, которые оно претерпело.

Возьмем для примера слово джинсы. Когда оно возникло? Что обозначало? Когда пришло в русский язык? История слова такова. В XVI веке в Европе появился особый вид генуэзской бумазеи — хлопчатая саржа диагонального переплетения. На­звание материала jean образовалось от топонима Генуя (Genua по-латински). Из этой ткани в Сан-Франциско в 1850 г. стали шить брюки особого покроя, которые назвали jeans — «шта­ны». Это форма множественного числа от jean. В XX веке тако­-


го покроя брюки попали в Россию, а их название в русском языке несколько изменилось, приобретя русское окончание мно­жественного числа джинсы (по типу штаны, брюки).


Поделиться:

Дата добавления: 2015-01-05; просмотров: 92; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты