Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Ап. Петр о сошествии Христа во ад (1 Петр.)




Увещания к добродетели и терпению по примеру Иисуса Христа.Петр дает правила поведения для своих читателей. Братолюбие, милосердие и кротость, немстительность, любовь к врагам, воздержание языка и уклонение от зла – суть главные добродетели, которые предлагаются апостолом (8-13). Но особенно внушается им терпеливость в гонениях ипоказываетсяпреимущество невинного страдания (14-17). Основанием этого упования и побуждением к добродетели и терпению служат спасительные страдания праведника Христа за нас неправедных и Его крайнее снисхождение к грешникам, по которому Он сходил душою даже во ад с проповедью покаяния, чтобы обратить к Себе тех, которые не захотели слушать Ноя (18-20). Но как Ной со своим семейством спасен в ковчеге от потопа, так и нас спасает крещение (21-22). Стихи 19-20 заключают в себе очень важное учение о схождении Иисуса Христа во ад.Это учение выражено только у ап. Петра.

Апостол говорит, что, хотя Иисус Христос и умер плотию, но дух Его (душа) остался жив и, в то время, когда тело находилось во гробе, этот дух сходил во ад и потом снова силою Божества соединился с плотию Иисуса – Христос воскрес. Но с тех пор плоть Его получила новые высшие свойства, сделалась духовною. Почему и говорится: «первый человек Адам стал душою живущею, а последний Адам есть дух животворящий» (1 Кор. 15,45).

Место схождения Иисуса Христа называется у апостола темницей духов. Из сопоставления этого выражения с другим местом (4,6) того же послания видно, что здесь разумеется царство мертвых (по-еврейски – шеол), куда нисходили души всех людей, умерших до пришествия Христова, не только злых, но и праведных. При этом некоторые (католические писатели) самый ад разделяют на две половины – лоно праотцов и геену, или место мучения, а на основании притчи Спасителя (Лк. 16,23,26) видят между ними пропасть великую, через которую и Сам Иисус Христос не имел надобности переходить, сойдя только в преддверие ада, или лоно отцов. Но у апостола просто говорится о духовной темнице, и проповедь Иисуса Христа относилась, по апостолу, к душам людей непокорных, которые, если верить католическим писателям, не могли быть в лоне праотцев; следовательно, Иисус Христос должен был сходить к ним. И церковные песни представляют дело так, что Иисус Христос сходил в основание ада и совершенно разрушил царство Диавола. Лица, которым проповедуется, называются духами, следовательно, это не обыкновенные люди. Наименование их мертвыми (4,6) резко выделяет их из числа духов злых, а отнесение их к числу непокорившихся проповеди Ноя прямо указывает на души людей, погибших во время потопа. Святой мученик Иустин Философ, Климент Александрийский, святой Епифаний думают, что Иисус Христос сходил во ад с проповедью о Своем пришествии к язычникам и, преимущественно, философам, тем из них, которые, познав Бога, так и не прославили Его (Рим. 1,21). Во аде же они уверовали в сошедшего туда Мессию и были спасены. Блаженный Августини преподобный Иоанн Дамаскин считают, что Господь сходил туда, чтобы освободить души всех мучившихся в аду, которые способны были принять проповедь Его, а Ориген, утверждая то же мнение, предпосылает туда вдобавок еще и Иоанна Предтечу, а также МоисеяиИлию после преображения Христова.

Были, наконец, и такие толкователи, которые предполагали, что Иисус Христос извел из ада не только уверовавших в Него, но всех бывших там. Но по смыслу текста видно, что Он проповедовал спасение тем именно людям первого мира, которые хотя и погибли в волнах потопа, но имели случай во время 40-дневного дождя принести Богу истинное покаяние в своем непослушании воле Божией. Это не исключает других целей сошествия во ад, о которых говорят святые отцы и церковные песни, именно, поражение Диавола и царства его в самых твердынях ада и изведение из ада душ праведных, находившихся там со времени Адама.

Ясное учение Церкви не позволяет нам сомневаться в этом. Но чтобы понять, почему апостол Петр говорит только о проповеди душам, непокорившимся увещеванию Ноя, нужно обратить внимание на то, что он различает два мира: первый, кончившийся потопом, и нынешний, или современный, предназначенный к истреблению огнем (2 Пет. 2,5; 3,6,7). Всех послепотопных людей он соединяет в один мир, который продолжает еще существовать, и тех немногих лиц, современников Иисуса Христа и апостолов, кто слышал проповедь о спасении из уст Самого Спасителя, и тех, кто до пришествия Его слышал ее от пророков, проповедовавших тем же духом Христовым. К первому же миру принадлежат все жившие до потопа. Этот мир, отделенный от Иисуса Христа целым тысячелетием, не лишен был этой проповеди. Иисус Христос даже во ад сходил для того, чтобы проповедовать ему о Своем пришествии. Апостол, следовательно, имел в виду сказать здесь о всеобщности проповеди спасения и распространении ее и на первый мир, который меньше всего, казалось, мог слышать эту проповедь. Что касается цели проповеди Иисуса Христа и действия ее на души заключенных во аде, то Петр об этом говорит; но название далее этой проповеди благовестием (4,6) прямо подтверждает учение Церкви, что заключенные в аду души праведных с верою ожидали и приняли проповедь сошедшего во ад Христа.

Второе соборное послание святого апостола Петра

Второе послание апостола Петра, несмотря на происхождение свое от него и назначение тем же лицам, которым было писано первое послание (2 Пет. 3,1), очень долгое время подвергалось сомнению в первенствующей Церкви, и оспаривается и в новые времена. Однако уже со второго века оно признавалось подлинным в Церкви Александрийской.

В нем есть многие внутренние доказательства в пользу принадлежности его апостолу Петру. Писатель называет себя Симоном Петром, рабом и апостолом Иисуса Христа; говорит о том, что он удостоился быть свидетелем Преображения Господня (1,17-18; Мф. 17,1), включая себя в число апостолов, проповедников Евангелия (1,6-3,2); апостола Павла называет своим возлюбленным братом (3,15) и говорит о его писаниях и извращениях их еретиками (3,16); упоминает о том, что это его второе послание (3,1), и обращается к своим читателям с тою же любовью и такою же заботливостью, с каким он писал первое послание. Дух послания и характер наставления - чисто апостольские.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-01-10; просмотров: 115; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.005 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты