Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Мировоззренческие основания средневековой культуры.




Идеологическим стержнем духовной жизни средневековья, всей его культуры, стало христианство.

Христианство появилось в середине I в. н.э. в восточных провин-

циях Римской империи. На рубеже поздней античности и раннего средневековья оно явилось той объединяющей оболочкой, в которую смогли вместиться самые разные взгляды, представления и настроения

- от тонких теологических доктрин до языческих суеверий и варвар-

ских обрядов.

Христианство влияло на огромные массы людей:

• наследуя и преобразуя идеи и образы различных религий;

• сохраняя и наполняя новым содержанием наиболее распростра-

ненные и привычные обряды;

• провозглашая братство равных перед Богом единоверцев, незави- симо от их этнической, языковой, социальной и политической принадлежности;

• обещая посмертное воздаяние за добродетельную жизнь.

Во II-VIII вв. совокупность богословских, философских и полити- ко-социологических доктрин «отцов церкви» (патристика) оформи- лась в догматику и организацию христианской церкви.

На первых двух соборах – Никейском (325) и Константинополь- ском (381) – сложился христианский Символ веры, то есть краткое из- ложение основных догматов христианства.

Согласно Символу веры, состоящему из двенадцати членов (час-

тей), христиане верят:

• в единого Бога-Отца, Вседержителя, Творца Неба и Земли;

• в Духа Святого, который исходит от Бога-Отца и достоин такого же поклонения и славы, как Бог-Отец;

• в единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, рожденного от Бога-Отца (подобно лучу от солнца) и единосущного Отцу (то есть единой природы, единого существа с ним);

• в то, что Иисус Христос воплотился (принял человеческое тело и облик) от Духа Святого и девы Марии и пришел на Землю ради спасения всех людей;

• в то, что Христос был распят при Понтийском Пилате, страдал и умер как человек и был погребен;

• в то, что Иисус принял страдания за всех людей, за их грехи;

• в то, что Иисус воскрес в третий день, а затем вознесся на небеса;

Он имеет равное могущество и славу с Богом-Отцом;

• в то, что Иисус придет на Землю во второй раз, чтобы судить жи-

вых и мертвых, которые воскреснут;

• в Единую, Святую (освященную Христом и несущую его божест- венную благодать), Соборную (составленную из свободных лично- стей всех времен и народов, как живущих и будущих жить, так и умерших, т.е. перешедших в «жизнь вечную») и Апостольскую (сохраняющую преемственность от апостолов) Церковь;

• в таинство крещения;

• в будущее воскресение мертвых;

• в вечную жизнь после второго пришествия Христа и Страшного

Суда.

Христианское вероучение систематизирует теология (греч. theos –

бог, logos – учение), или богословие. Видными средневековыми теоло-

гами были Пьер Абеляр, Фома Аквинский, Николай Кузанский.

 

Средневековая картина мира

 

Средневековая картина мира складывалась преимущественно из образов и толкований Библии. Исходным пунктом объяснения мира было полное и безусловное противопоставление Бога и природы, Неба и Земли, души и тела.

В самом общем плане мир виделся тогда в соответствии с некото- рой иерархической логикой, как симметричная схема, напоминающая две сложенные основаниями пирамиды. Вершина одной из них, верх- ней, - Бог. Ниже идут ярусы, или уровни, священных персонажей: сна- чала апостолы, наиболее приближенные к Богу, затем фигуры, которые

постепенно удаляются от Бога и приближаются к земному уровню – архангелы, ангелы и тому подобные небесные существа. На каком-то уровне в эту иерархию включаются люди: сначала папа и кардиналы, затем клирики более низких уровней, ниже и простые миряне. Затем еще дальше от Бога и ближе к земле размещаются животные, потом растения и потом – сама земля, уже полностью неодушевленная. А дальше идет зеркальное отражение верхней, земной и небесной, иерар- хии, но в ином измерении и со знаком «минус», в мире как бы подзем- ном, по нарастанию зла и близости к Сатане. Он размещается на вер- шине этой второй пирамиды, выступая как симметричное Богу, как бы повторяющее его с противоположным знаком (отражающее подобно зеркалу) существо. Если Бог – олицетворение Добра и Любви, то Сата- на – его противоположность, воплощение Зла и Ненависти.

Христианский образ человека разорван на два начала: "тело" и "душу", - и в этом противопоставлении приоритет безоговорочно отда- ется началу духовному. Красота человека выражается в торжестве его

духа над телом. На смену атлету как символу античной культуры при-

шел средневековый аскет, добровольно переносящий лишения.

 

Человек стал рассматриваться как объект и цель борьбы двух кос- мических сил (божественной и сатанинской), которая реализуется в столкновении желаний человека жить "по плоти" или "по духу". Хри- стианин может и должен проявить себя в этой вселенской битве добра со злом.

Начиная с X в. и вплоть до эпохи Просвещения (конец XVII – на-

чало XVIII вв.), христианство стало религией, которая входила в жизнь каждого европейца с момента его рождения, сопровождала его на про-

тяжении всего его земного существования и вводила в загробный мир.

 

Однако средневековая христианская культура не была цельной, она существовала как единство культур различных социальных сосло- вий. Три главных сословия феодального общества - духовенство, ры- царство и народ. Каждое из них не только выполняло полезную для общества функцию, но и священную обязанность.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-01-10; просмотров: 126; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.005 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты