Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


ОБЩЕСТВО КАК СИСТЕМНОЕ ЦЕЛОЕ. ВАЖНЕЙШИЕ ПОДСИСТЕМЫ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬ­НОСТИ ОБЩЕСТВА.




Таким образом, общество складывалось как система совместной деятельности и взаимоотношений между людьми, обусловленных потребностями производства и воспроизводства их жизни и регулируемых обычаями, нормами и ценностями. Нормы распространяются на все области жизнедеятельнос­ти человека и создают предпосылки возникновения культу­ры и цивилизации. Какую бы трансформацию ни пережива­ло обшество, оно сохраняет эти важнейшие структурные элементы, возникшие вместе с человеческим родом.

ОбщественноеВ современном виде общество представ-
производстволяет<;обой исторически конкретное, цело-

стное и устойчивое образование, имеющее внутренние механизмы воспроизводства, самоуправления и самоорганизации. Общество — такое объединение людей, целостность которого обеспечивается общественным про­изводством, т.е. совместной деятельностью, направлен­ной на производство, поддержание и воспроизводство их жизни. Общественное производство — длящийся во време­ни и циклически повторяющийся процесс (воспроизвод­ство). В то же время оно включает в себя изменчивость, определенную социальную динамику (т.е. собственно производство). Единство названных моментов базирует­ся на традиции, социальном наследовании, с одной сто­роны, и росте и накоплении практического и духовного опыта — с другой. Социальная динамика, развитие обще­ства обеспечиваются сохранением и совершенствованием способов передачи последующим поколениям накоплен­ного опыта как в производстве, так и в управлении пове­дением людей. Важнейшие средства трансляции опыта

язык, показ, пример, и главное — общественное богатство и культурное достояние народа, наследником которого он является.

В широком смысле общественное производство — мно­гогранный процесс, включающий в себя все необходимые слагаемые общественной жизни. В него входят: воспроиз­водство самих людей; материальное производство, т.е. со­здание материальных условий сохранения и поддержания их жизни; духовное производство, т.е. производство зна­ний, опыта, ценностей; управление людьми, обеспечиваю­щее согласованность их деятельности, целостность и орга­низованность общества. Общественное производство — коллективный процесс и потому с необходимостью вклю­чает в себя систему отношений, специфичных для каждо­го элемента общественной жизни. Основные из них — се-мейно-бытовые, производственные, социальные, духовные (идеологические), политические. Усложнение обществен­ной жизни сопровождается усилением дифференциации общества и разделения труда. В результате складываются важнейшие относительно самостоятельные специфические подсистемы общества, каждая из которых выполняет необ­ходимые для всего социального организма функции. Важ­нейшие подсистемы общества: экономическая, социальная, политическая, духовная.

ЭкономическаяЭкономическая подсистема представляет
подсистемасобой совокупность форм производствен-

ной деятельности и отношений людей в этом процессе. Каждое общество располагает необходимы­ми для его существования и развития природными благами. Однако общественное богатство создается трудом человека. Сохранение и использование созданного предшествующи­ми поколениями достояния и развитие производительных сил общества приводит к росту общественного богатства, в результате чего возникает институт собственности как важнейший инструмент и стимул общественного производ­ства. Отношения собственности, первоначально опираю

щиеся на право силы, авторитет и обычай, в дальнейшем приобретают юридическую форму. В развитом виде соб­ственность означает право владения, распоряжения и ис­пользования некоторой доли общественного богатства. Она существовала и существует в различных формах, что реша­ющим образом определяет и саму форму общественного производства.

Экономическая система включает в себя материальное и духовное производство и производство материальных и духовных услуг. Марксизм абсолютизировал роль матери­ального производства как основы общественного развития. При таком подходе искажается представление о сущности самого материального производства и недооценивается роль духовного производства и производства материальных и ду­ховных услуг.

Производительные силы и социально-экономические отно­шения. Важнейшими факторами производства являются ра­ботники, их труд и средства производства — предметы и средства труда. Совокупность материально-технических средств производства и людей, способных приводить их в действие, составляет производительные силы общества. В процессе производства складываются многообразные от­ношения между людьми: организационно-экономичес­кие, производственно-технологические и социально-эко­номические. Если производственно-технологические отношения в значительной мере зависят от характера и уровня развития техники и производственной технологии, то организационно-экономические и особенно социально-экономические — от форм собственности на средства про­изводства.

Социально-экономические отношения включают в себя отношения, возникающие в процессе производства, обме­на, распределения и потребления благ и услуг, создаваемых в процессе производства. Вся система названных отноше­ний регулируется социальными нормами и нормами права и зависит от характера собственности на средства обще­ственного производства.

СобственностьСобственность институт, возникающий в

хозяйственной, экономической сфере. Она распространяется не только на средства производства, но и на предметы потребления и произведенный продукт. Собственностью могут быть все элементы обществен­ного богатства — рабочая сила, средства производства, земля и ее недра, продукты материального производства, духовной, творческой и иной интеллектуальной деятельности и т.д. Соб­ственность определяет, кто обладает экономической властью, кому достаются доходы от хозяйственной деятельности. Фор­мы собственности зависят от степени реального обобществле­ния производства, на которое в свою очередь влияет общий технологический прогресс.

ДуховноеНеобходимое условие бытия общества — ду-

производствоховная деятельность людей. Люди — созна-

тельные существа, и сознание пронизывает все проявления социального, будучи одним из способов их жизнедеятельности. Важнейшим элементом ду­ховной жизни общества является специализированная профес­сиональная духовная деятельность, относительно обособленная от остальных сфер общественной жизни и обслуживающая их. Это и есть духовное производство, в котором специфически проявляются закономерности экономической подсистемы, т.е. повторяющиеся существенно-необходимые зависимости меж­ду хозяйственными процессами общества в целом. К их числу можно отнести закон возвышения потребностей, законы обще­ственного воспроизводства, закон стоимости и др.

ДуховнаяЭта подсистема включает органически свя-

подсистемазанные между собой элементы, направлен-

ные на удовлетворение общественных и личных духовных потребностей. Важнейшие из них — позна­вательные, нравственные, эстетические, религиозные, а также потребности в общении. В обществе постепенно возникают осо­бые отрасли духовного производства и институты, которые со­ответствуют многообразным духовным потребностям

ИнформацияСуществуют области духовного произ-

и коммуникацияводства, направленные на удовлетворе-

ние потребности в обмене информаци­ей, духовном общении. Это прежде всего средства прямого информирования населения. В старину это были глашатаи, чи­тавшие указы государей на площадях, проповедники, поэты и сказители, скоморохи, театр, а также писаная литература. По­зднее, с развитием технических средств информации, потреб­ности в духовном общении удовлетворялись печатными изда­ниями (книги, газеты, журналы), затем появились радио, кино, телевидение, т.е. средства массовой информации (СМИ) в со­временном виде. Характерные признаки массовой информа­ции — публичность, быстрота передачи информации и ее пре­ходящий характер. Формы массовой информации зачастую подвергаются справедливой критике, поскольку в них может преобладать пропаганда и агитация с присущими им шаблон­ностью, односторонностью, навязчивостью. Средства массо­вой информации в современных условиях— особый вид ин­дустрии, производящей свой товар, который более или менее выгодно продается на рынке. Продается и творческий потен­циал интеллигенции (журналистов, телеведущих, шоуменов и т.п.). Кто платит деньги, тот и заказывает «музыку». Иными словами, СМИ — тот вид производства, в который финансо­вые олигархи наиболее охотно вкладывают свои капиталы.

Наряду с организованными существуют стихийные сред­ства передачи информации, к числу которых относят, в ча­стности, слухи. Слухи возникают по причине недостаточно­сти информации или недоверия к имеющимся источникам

информации. (Их классифицируют на абсолютно недосто­верные, недостоверные, недостоверные слухи с элементами правдоподобия, правдоподобные слухи и достоверные слу­хи с элементами неправдоподобия.) Следует отметить, что слухи могут распространяться вполне сознательно в качестве средства манипулирования общественным мнением.

Развитие средств массовой информации не устраняет по­требность в непосредственном межличностном и коллектив­ном духовном общении людей, которая удовлетворяется прин­ципиально иными средствами и в иной обстановке (дома или в театре, в учебной аудитории или переписке и т.п.). Тем не менее средства массовой информации — необходимый эле­мент духовного общения в современном обществе.

В научной литературе и в обиходной речи понятия «-инфор­мация» и «-коммуникация» зачастую употребляются как синони­мы. Однако смысл этих явлений духовного общения различен. Под информацией понимается сообщение, несущее новое зна­ние и меняющее поведение лица или фуппы, воспринимаю­щих данную информацию. Коммуникация — вид духовного об­щения, предполагающий обмен идеями, взглядами, оценками. Она обусловлена наличием взимопонимания между людьми.

Духовное производство и духовное общение невозможны без определенных предпосылок, т.е. наличия регулирующих его норм, а также некоторого исходного мыслительного ма­териала, созданного предшествующими поколениями людей и зафиксированного в языке, предметах материальной и ду­ховной культуры. Поэтому неотъемлемым компонентом ду­ховного производства является кодирование, тиражирование, хранение и распространение духовного богатства. Оно предпо­лагает также формирование личности, способной к освоению культурных ценностей.

ВоспитаниеОсобая область духовного производства —

и образованиевоспитание и образование человека. В об­ществе создается разветвленная система учреждений обучения и воспитания: высшие учебные заведе­ния, разнообразные формы школьного обучения (домашнее

монастыри, колледжи, пансионаты, интернаты и т.п.), дет­ские дошкольные учреждения. Воспитательную функцию вы­полняют семья, круг друзей и знакомых, государственные уч­реждения, органы правопорядка, а также средства массовой информации. Нравственное и эстетическое воспитание, фор­мирование мировоззрения осуществляются искусством и учебными религиозными учреждениями.

Центральное звено духовной подсистемы — сознание обще­ства, проявляющееся во всем многообразии знаний, идей, взглядов, мнений, мировоззренческих установок, ценностных ориентации и т.д. Важнейшими элементами сознания обще­ства являются индивидуальное и общественное сознание.

Индивидуальное сознание — образ мира, формирующийся у отдельного человека под влиянием условий его жизни и пси­хических особенностей. Оно имеет внутриличностное бытие, зачастую представляя собой никому не ведомый поток созна­ния. Общественное сознание является идеальным образом мира, формирующимся социальными общностями и группами под воздействием надличностных факторов — материальных усло­вий жизни общества и его духовной культуры.

ОбщественнаяВ понятии общественной психологии мыс-

психологиялятся проявления психики человека, со-

циальной по своей сущности. Однако как структурный элемент общественного сознания социальная психология характеризует особенности массового поведения людей, определенный тип отношений социальных общнос­тей и групп к явлениям общественной жизни. Они выража­ются в форме верований, убеждений, социальных установок и чувств, привычек и стереотипов и т.д.

Существенное место в социальной психологии занима­ют социальные чувства, типичные для той или иной группы или общества в целом в определенный момент его истории. Социальные чувства массовидны, динамичны и чрезвычай­но заразительны. Они отличаются по характеру и способам закрепления и распространения. Таковы взаимная психи­ческая индукция, подражание, взаимоусиление, социальный контроль, внушение, эмоциональное заражение и пр.

Социальные чувства личности могут резко отличаться от ее индивидуальных пристрастий. Известно, что поведение индивида в толпе характеризуется сознанием анонимности и снижением самокритичности и самоконтроля, усилением эмоциональности восприятия информации, подавлением чувства индивидуальной ответственности за свое поведение и повышением внушаемости. Индивид, включенный в соци­альное целое, разделяет групповые чувства и представления в противовес собственным установкам. Это говорит о зна­чимости социальных чувств, которые могут формироваться средствами массовой информации или митинговой стихи­ей и стать причиной массовых беспорядков, разгула наси­лия, но могут и служить консолидации общества.

ИдеологияСознание всегда так или иначе решает

проблемы смысла жизни, отвечает на ко­ренные, жизненно важные вопросы, свя­занные с потребностями и перспективами общественного развития. Названные вопросы ставятся и решаются в рамках идеологии. Идеология — структурный элемент общественного сознания, представляющий собой совокупность идей, взглядов, отражающих в теоретической, более или менее систематизи

рованной форме потребности общественного развития и служа­щих закреплению или изменению общественных отношений. Со­держанием идеологии являются острые, актуальные, назрев­шие и требующие разрешения противоречия общественного развития. На этой основе вырастают некоторые теоретичес­кие построения, раскрывающие особый взгляд на смысл про­исходящего и пути выхода из социальных тупиков и трудно­стей. Вот эта бесстрастная, наукообразная видимость и составляет форму идеологии. Сущность же идеологии вы-раж:ение интересов определенной социальной группы: класса, этнической группы, правящей элиты или ее оппозиции и т.д. Идеология объективна по форме, но субъективна по со­держанию. Она в теоретически систематизированном виде выражает точку зрения социальных фупп на потребности об­щественного развития и теоретически обосновывает и оправ­дывает их социально-политические действия.

СоциальнаяРазделение труда и специализация в обще-

подсистемаственном производстве с необходимостью

порождают социальную дифференциа­цию, возникновение относительно, обособленных соци­альных общностей и групп, выполняющих только им свой­ственные функции, занимающих определенное положение в обществе и имеющих собственные интересы. Следует подчер­кнуть, что социальное расслоение и неравенство людей — ес­тественное состояние общества. Мечта о «золотом веке», о всеобщем и полном равенстве неосуществима по причине своей полной ненаучности. Более того, она вредна, так как дезориентирует людей, вносит напряженность в социальные отношения. Лозунги всеобщего равенства, как известно из истории, никогда не реализовались: вместо одного вида не­равенства возникали другие. Борьба за особое положение в семье, роде или племени, за признание личного авторитета — силы, ловкости, мужества или умений — возникает на самых ранних ступенях общественной жизни. Можно сказать, что неравенство — важный стимул развития личности и в конеч­ном счете общества.

Особая роль в появлении социального неравенства и развитии общества принадлежит институту собственности. С возникновением собственности происходит резкая диф­ференциация людей, связанная с имущественным неравен­ством. Возникают люди, занятые умственным трудом как особой профессиональной деятельностью. Названные про

цессы интенсифицировали разделение труда, обособление одних групп и объединение других в различные сообщества. Социальная структура любого общества в определенный пери­од его истории характеризуется совокупностью конкретно-ис­торических социальных общностей и групп, отношений между ними и специальных институтов и учреокдений, регулирующих названные отношения.

СоциальныеВажнейший элемент социальной структу-

общностиру — социальные общности и группы.

и группыQi^^ представляют собой более или менее

целостные объединения людей, отличающихся наличием общих социальных признаков. К числу этих признаков от­носятся общие для группы потребности и интересы, ценно­сти и нормы, образ жизни, место в общественном разделе­нии труда и связанные с ними социальные роли. Характер и тип социальной группы определяют и особенности ее по­ведения, и место в социальной подсистеме общества. Глав­ный объединяющий признак социальных общностей и групп — общность потребностей и интересов, определяемых их объек­тивным полож:ением в обществе. Различие социальных групп и социальных общностей состоит в степени их социальной однородности и устойчивости. По сравнению с социальны­ми группами социальные общности менее однородны в со­циальном и более рыхлы в организационном отношении. Примером, иллюстрирующим понятие общности, могут быть, в частности, этнические и конфессиональные общно­сти, экологические, политические движения, общественные объединения типа спортивных или любительских и т.д.

Социальные общности и группы классифицируются по разным основаниям. В частности, выделяются большие и малые социальные группы. Для малой группы характерны близость составляющих ее членов, прочность связей, непос­редственные личные контакты, неформальность отноше­ний, общие ценности и правила поведения. Таковы, напри­мер, трудовой коллектив предприятия, учреждения и семья. Коллектив — малая социальная группа, объединенная об

щей деятельностью, общностью интересов, норм поведения (трудовой, учебный, воинский, спортивный и т.д. коллекти­вы). Семья — важнейший институт общества, который осно­вывается на браке или кровном родстве. Семейные отношения отличаются неформальностью межличностных взаимодей­ствий, создающих необходимые условия для продолжения рода и благоприятствующих воспитанию детей, наследованию ими культурных традиций общества. Семейные отношения не исчерпываются родственными связями: они скрепляются юа-имной моральной ответственностью членов семьи друг перед другом, совместным трудом и бытом и связанными с ними имущественными отношениями, регулируемыми правом.

Большие социальные группы — классовые, этнические, территориальные, общественно-политические и другие, возникающие исторически. Их роль в.жизни личности и об­щества весьма значительна.

ЭтническиеОбщественная жизнь протекает в рамках

общностинекоторых конкретно-исторических кол-

лективов людей, которые складываются на основе общности хозяйства, территории, языка, обыча­ев, традиций, верований, ритуалов и образуют различные виды этнических общностей. Первой формой таких общно­стей был род— кровнородственное объединение людей, яв­лявшееся основной социальной, производительной и этни­ческой ячейкой первобытного общества. Объединение двух и более родов, насчитывавшее от нескольких сотен до не­скольких тысяч человек, составляло племя. Племя имело об­щую собственность, общее управление, общие черты быта и некоторую общую хозяйственную деятельность

Сословия^ социальной структуре общества значи-

и классытельное место занимают сословия и клас-

сы. Сословия — социальные группы, воз­никшие в доиндустриальных обществах и различающиеся юридическими или основанными на обычаях и передавае­мыми по наследству правами и обязанностями. Сословное деление формирует сложную иерархическую структуру об­щества.

Среди больших групп выделяются классы, различаю­щиеся по экономическому, политическому, социально-психологическому статусу. Главный признак класса — экономический, ибо именно отношение к средствам про­изводства, формы собственности определяют и формы классового деления. В современной социоло1у1и классы определяются и по другим основаниям. Например, подоле общественного богатства, которой располагают соци­альные группы, они разделяются на высшие, средние и низшие классы. При этом не учитывается источник дохо­да, так что среди высшего класса могут оказаться извест­ные киноактеры, звезды эстрады и банкиры. Аналогич­ным образом дело обстоит и со средним и даже низшими классами. Выделяется также класс управляющих по роли в организации общественного труда.

В современном обществе особая роль принадлежит ин­теллигенции — большой социальной группе людей, про­фессионально занятых высококвалифицированным ум­ственным трудом. Численность интеллигенции постоянно возрастает, а ее роль становится все более значительной. Это связано в первую очередь с научно-техническим про­грессом, а также с ростом потребности в духовных услу­гах в современном обществе.

ИнститутыРазвитие общества сопровождается созда-

нием разветвленной системы институтов — социальных и политических организаций с особо важными функциями и четкой организационной струк­турой. Институты осуществляют общественно значимую дея­тельность, без которой нормальное функционирование обще­ства невозможно. Это государство и его институты, партии и движения, средства массовой коммуникации, религиозные уч­реждения, учреждения образования и культуры, системы здра­воохранения и санитарной службы, рынок, банки и т.д. Дея­

ПолитическаяВ обществе с развитой социальной систе-

системамой неизбежно усиление социальной, эт-

обществанической и религиозной дифференциа-

ции. Существование социальных общностей и групп с противоположными интересами, вытекающими из корен­ных различий их объективного положения, является причи­ной возникновения политических отношений между ними. А необходимость их согласования определяет строение и функции политической системы общества. Под политичес­кой системой понимается совокупность государственных и по­литических организаций, институтов и учреждений, регулиру­ющих политические отношения в обществе. Политическая система имеет сложное строение. Ее центральным элемен­том является государство, осуществляющее свои функции по регулированию политических отношений в обществе применением легитимного, узаконенного принуждения по отношению к гражданам. Государство — важнейший соци­ально-политический институт общества, наделенный вер­ховной властью на определенной территории и использую­щий ее для управления поведением людей, их групп и объединений. Основные признаки государства:

1. Публичная власть, обособленная от общества. Власть — это возможность одного субъекта (властителя) отдавать при­казы подвластным ей гражданам, осуществлять контроль за их исполнением и применять санкции по отношению к ли­цам, уклоняющимся от их исполнения.

2. Суверенитет, т.е. полнота верховной власти на территории своей страны и независимость во внешнеполитическом плане.

 

3. Территория, на которой распространены законы и полномочия власти.

4. Исключительное право на издание законов и норм, обя­зательных для всего населения. Право на легальное приме­нение силы, физического принуждения по отношению к гражданам, нарушающим законы, вплоть до физического

уничтожения человека, что определяет особую действен­ность государственной власти.

5. Право на взимание налогов с населения для содержания государственных служащих, армии, органов принуждения и т.д.

Форма государства определяется формой правления (т.е. способом организации власти) и формой государственного устройства. По формам правления различаются монархия и республика. Монархия отличается следующими признака­ми: во-первых, власть принадлежит одному лицу, и во вто­рых, глава государства получает свою власть по наследству. Различаются абсолютные монархии, где глава государства не ограничен никакими конституционными нормами; и кон­ституционные монархии, где полномочия монарха ограни­чены конституцией.

Главная особенность республики состоит в том, что источ­ником власти является народ, поскольку высшие органы госу­дарства избираются народом. Различаются парламентская, президентская и смешанные республики. Парламентская рес­публика предполагает формирование правительства по прин­ципу парламентского большинства: какая партия составляет в парламенте большинство, такая и формирует свое правитель­ство, подотчетное парламенту. Президентская республика от­личается тем, что главой государства и главой правительства является президент. В смешанной (полупрезидентской) рес­публике сочетается сильная президентская власть с эффектив­ным контролем парламента за деятельностью правительства.

По форме государственного устройства государства делят­ся на унитарные и федеративные. Унитарным является единое, политически однородное государство, административные еди­ницы которого не обладают собственной государственностью. Федерация— союз политических субъектов (штаты, земли, субъекты федерации и т.п.), имеющих собственные конститу­ции, законодательные, исполнительные и судебные органы. Их самостоятельность офаничена пределами, обусловленными распределением компетенций между центром и входящими в состав федерации субъектами. Особая форма межгосудар­ственного объединения — конфедерация, представляющая со

Функционирование подавляющего большинства совре­менных государств осуществляется на основе конституций. Конституция — основной закон государства, закрепляющий основы политического, социально-экономического строя, права и обязанности фаждан, механизм образования и прин­ципы функционирования основных государственных орга­нов, основы избирательной системы и т.д. Конституция оп­ределяет форму правления и государственного устройства.

В правовом государстве конституция не только опреде­ляет нормы взаимоотношений граждан и государства, пра­ва и свободы личности, но и ограничивает власть. Консти­туция устанавливает приоритет прав человека над законами государства: гражданам разрешено все, кроме того, что зап­рещено законом. Она ограничивает сферу деятельности го­сударства: для органов государственной власти запрещено все, кроме того, что разрешено законом. Особенностью пра­вового государства является наличие развитого фажданско-го общества, т.е. не опосредованной государством сферы взаимоотношений свободных и равноправных фаждан в ус­ловиях демократии. Свобода каждого индивида ограничена свободой и правами других людей. Верховенство закона и все­общность права, которое в равной мере распространяется на всех фаждан, в том числе и на органы государства, разделе­ние законодательной, исполнительной и судебной влас­тей — таковы важнейшие признаки правового государства.

Политическая система включает также совокупность многообразных партий, движений, организаций, институ­тов, церковных учреждений, групп давления, участвующих в политической жизни страны. Политические организации влияют на формирование государственных структур, опре­деляют программы своей деятельности, выражают интере­сы социальных общностей и групп в соответствующих ло­зунгах, социальных проектах и участвуют в их реализации легитимными, узаконенными средствами. Их деятельность обусловлена необходимостью реализации интересов своих

Деятельность государства, осуществляющего управление обществом, и деятельность общественно-политических организаций и учреждений по использованию институтов публичной власти для реализации их общественно значимых интересов составляет сферу политики. Основное назначение государственной политики обеспечение целостности обще­ства, интеграция населения, рационализация отношений социальных общностей и групп с противоположными инте­ресами, использование права для решения названных задач. Государство регламентирует хозяйственную, экономичес­кую, социальную и духовную сферы общества в той мере, в какой это необходимо для его нормального функциониро­вания и развития.

Основное назначение политики партий и движений — целенаправленное влияние на институты публичной власти. Своей политикой они участвуют в создании структур власти, поддерживают или разрушают их. В критические периоды развития общества основное назначение политики — борьба за власть и ее перераспределение между различными соци­альными фуппами. Таким образом, политика выступает как форма взаимодействия между теми, кто управляет, и управля­емыми. Деятельность государственных и общественно-поли­тических организаций регламентируется правом, а также гос­подствующими в обществе обычаями и традициями.

Трудно переоценить роль средств массовой информации в формировании политического сознания. Не случайно их называют четвертой властью. Коммуникация — необходимый элемент политической системы. Она включает в себя, во-пер­вых, средства связи между институтами политической сис­темы, во-вторых, каналы передачи информации правитель­ству, в-третьих, средства массовой информации. Между названными информационными системами существует тес­нейшая связь.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-01-18; просмотров: 115; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты