Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Ростовщический капитал и его особенности




Его главная цель в жизни – есть добро ближнего.

Из школьного сочинения

Как уже отмечалось, западная экономика в основе своей является торгово-ростовщической. В этой связи рассмотрим данное явление более детально.

Одним из серьёзных теоретических пробелов современной экономики является невозможность рассчитывать с её помощью количество денег, требуемых для обслуживания всей находящейся в обороте товарной массы. Поэтому в существующих условиях денежная масса и её агрегаты устанавливаются экспериментально, т.е. путём громадного числа выборок, проб и ошибок. Она оказывается заложником политики, борьбы интересов, амбиций, фактором управления, результатом биржевых игр, конъюнктуры, средством удовлетворения государственных нужд, но никак не требованием бесперебойной работы всей экономики, надёжного функционирования всего товарного обращения. А данные обстоятельства, в конечном итоге, всегда приводят к денежному дефициту.

С другой стороны, «Именно дефицит лишает людей свободы» (Жак Рюэф), «Нехватка денег – корень любого зла» (Бернард Шоу). Им сдерживается весь товарооборот, создаются трудности с получением продуктивного дохода, расчётами с контрагентами и с поставщиками, с уплатой налогов и сборов, т.е. затрудняется всякая плодотворная деятельность. Ведь деньги – кровь экономики (Т. Гиббс), а малокровие ещё никогда не служило источником здоровья. Это явилось одним из оснований для утверждения Адама Смита, что «богатой является та страна, в которой изобилие денег, а потому самое верное средство обогатить свою страну – это накопить (в ней) золото и серебро».

В период использования монет и даже наличия золотого паритета недостаток денег в определённой мере был оправдан дефицитом драгоценных металлов. Но при переходе к ничем не обеспеченным денежным знакам (начиная с 70-х годов ХХ века) этот предлог исчез и дефицит денег уже выступает как неизбежное качество существующей экономической системы, как результат сложившихся производственных отношений, несовершенства организации и финансового управления. В самом деле, для капиталистической экономики нехватка денег необходима, в противном случае она не работает вообще. Исчезают действующие в ней побудительные мотивы, ликвидируется процент, деньги сами по себе перестают приносить доход. Они утрачивают функции регулирования, уже не выступают в роли движущей силы экономики, а превращаются в ординарный ресурс.

Таким образом, дефицит денег для существующей общественно-финансовой формации нужен, без него она не способна функционировать вообще. Поэтому все беды производства, создаваемые недостатком денег, оказываются всего лишь данью, уплачиваемой человечеством ради функционирования именно такой экономики и следуемой из неё системы финансового обращения. Для существования именно тех производственных отношений, которые получили название капиталистических.

Но кто возьмется утверждать, будто финансовая система, в которой денежного дефицита нет, невозможна?

Итак, постоянно присутствующий денежный дефицит является первым из глобальных недостатков современной мировой финансовой системы.

Главной причиной денежного дефицита является сверхподвижность денег, т.е. их способность приносить доход, не связанный с процессом производства полезных вещей. В результате комплексного воздействия указанных обстоятельств и возник едва ли не самый разрушительный феномен человеческой жизни, а именно ростовщический капитал. «И будешь давать в рост многим народам, а сам не будешь брать в рост; и господствовать будешь над многими народами, а они над тобой не будут господствовать.» (Библия. Второзаконие 15.6). Он проявляется как накопление денег и предоставление их взаём под проценты. В самом деле, если бы они не могли приносить доход лишь фактом своего существования, являлись бы легко доступными, как воздух, разве стал бы кто-нибудь брать деньги в рост? Если при необходимости каждый мог бы получить их в требуемом количестве без таких обременительных обязательств? И если бы деньги выдавались не под ожидаемую прибыль, а для исполнения общественно полезных работ?

Данное явление оказало громадное воздействие на всю жизнь человечества. В самом деле, если бы некто при рождении Иисуса Христа выдал кредит в размере 1 г. золота из расчёта 3% годовых, тогда сейчас он мог бы претендовать (не затрачивая никаких усилий!) на его количество, равное 4.73.1019 тонн, то есть на величину, более чем в 7 раз превосходящую весь Земной шар (»6 .1018 т). В наше время этот процент существенно выше и объём выдаваемых кредитов значительно больше, а поэтому очевидно, что такой фактор финансовых отношений не может не оказывать громадного воздействия на все стороны жизни человечества.

Действительно, ростовщику, «заработавшему» указанное золото, самому трудиться уже не требовалось. Но от самого факта выдачи займа золото не появляется. Его должен отыскать, добыть или заработать тот, кто столь легкомысленно взял указанный кредит. А после этого заёмщик уже перестал принадлежать себе, оказался обязанным совершенно бесплатно обслуживать кредитора.

Разумеется, эта противоестественность не способствует возникновению между ними трогательной дружбы, не может стимулировать созидателя лучше обеспечивать тунеядца. Она явилась источником протестов и их подавления, всевозможных войн и преступлений, мировых и человеческих бед, борьбы и жестокости. И нет преступлений, которые не совершались бы во имя этого.

Так, в книге Г. Белых и Л. Пантелеева «Республика ШКИД» описан сюжет 20-х годов, в котором один из воспитанников колонии для беспризорных, пользуясь дефицитом хлеба, начал давать его в рост из расчёта 50% в день. Голод привёл к появлению желающих, в результате через короткое время ростовщик закабалил всю школу, ввёл институт рабов, выполняющих все грязные работы, начал шиковать под защитой нанятых им физически сильных прихлебателей (чем не модель современного государства?). Разумеется, что количество хлеба в колонии от этого не увеличилось и у воспитанников начались голодные обмороки. И только коллективный протест позволил прекратить такую «либерализацию».

Ростовщичество известно с древнейших времён до наших дней. Уже тогда ростовщик изымал в форме процента практически всю стоимость, создаваемую с помощью получаемой ссуды. Например, в Древнем Египте финикийские ростовщики взимали 33% от взятой суммы в год. В Древней Греции 4 в. до н.э. этот процент составлял до 50% в месяц. В средние века феодальная знать получала ссуду у ростовщиков из расчёта от 30 до 100% годовых и выше. Подобные проценты в недавнем прошлом брались и современными российскими банками. Поэтому данное явление, не порождая никакого нового способа производства, всегда вело к его разрушению, содействовало парализации производительных сил общества и расцвету паразитических.

Религиозные, интеллектуальные лидеры всех времён и народов (Моисей, Иисус, Магомет, Лютер, Ганди и др.) пытались бороться с социальным злом, вызываемым взиманием процентов. Так, в Библии (книга Моисея, Ветхий Завет) записано: «Если дашь взаймы деньги своему брату, бедняку, никогда не поступай с ним как ростовщик. Тебе не позволено облагать его процентами». И в Новом Завете сказано: «Если у вас есть деньги, не давайте их в рост, а дайте тому, от кого вы не возьмёте их. … Во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (Иисус Христос). В Евангелии от Луки говорится: «И взаймы давайте, не ожидая ничего», в заповеди Апостола Павла утверждается: «Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь». В наиболее почитаемой молитве христиан «Отче наш» просится: «И прости нам грехи наши, ибо и мы прощаем всякому должнику нашему».

Аристотель в своём труде «Политика» писал, что «Ростовщика ненавидят вполне справедливо, ибо деньги у него стали источником дохода, а не используются для того, для чего они изобретены. Ибо возникли они для обмена товаров… Поэтому они (ростовщики) противнее природе из всех родов занятий». Он сравнивал людей, занимающихся передачей денег в рост, с «содержателями публичных домов» и утверждал, что подобно наркотику, при длительном использовании проценты разрушают всякий социальный механизм.

Запрет на проценты существует во всех мировых религиях: «Давай же близкому его право, и бедняку, и путнику. То, что вы даёте с прибылью, чтобы оно прибавлялось в имуществе людей, – не прибавится оно у Аллаха!» (Коран, 2:276). И там же: «Те, которые порождают рост, восстанут такими же, как восстанет тот, кого повергнет сатана своим прикосновением. Это за то, что они говорили: «Ведь торговля – то же, что рост». А Аллах разрешил торговлю и запретил рост».

В 1139 году Второй лютеранский собор постановил: «…взимателей процентов нельзя хоронить по христианскому обычаю». Великий китайский философ Конфуций утверждал: «Благородный муж думает лишь о справедливости, маленький человек помышляет только о выгоде». Знаменитый итальянский богослов Фома Аквинский называл ростовщичество «постыдным ремеслом», а взимание процентов квалифицировал как продажу того, чего нет, и как причину возникновения социального неравенства. Он считал, что поскольку деньги изобретены для обмена, нельзя получать особую плату «за пользование деньгами». И так далее.

Бессовестная корысть всегда вызывала осуждение, слово «ростовщик» неизменно ассоциировалось с чем-то постыдным. Так, в немецкой поэме XII века утверждалось, что «четвёртое сословие – это класс ростовщиков (wuocher), который управляет всеми остальными». В английской проповеди XIV века провозглашалось, что Бог создал клириков, дворян и крестьян, дьявол же – бюргеров и ростовщиков. Известный немецкий просветитель ХVII века писал, что Господь «… лишит (вечной) жизни всех убийц, ростовщиков, воров, плутов, прелюбодеев, потаскух и мошенников» (Ганс Якоб Кристоф Гриммельгаузен, «Симплициссимус», 1669 г.) – прекрасная компания.

Ростовщичество никогда не пользовалось уважением людей: «На чужой беде своего счастья не построишь», «Трудом праведным не построишь палат каменных» (русские пословицы). «Для ослеплённых золотом не существует людей», «Кто не работает, к тому удача не приходит» (китайская мудрость).

Негативное отношение к данному явлению неоднократно демонстрировалось классиками мировой литературы. Как пример: «… этот Милон… набит деньгами, страшный богатей, но скуп донельзя и всем известен как человек преподлый и прегрязный; больше всего ростовщичеством занимается, под залог золота и серебра проценты большие дерёт; одной наживе преданный…» (Апулей, II век н.э.). Или «…он бы с удовольствием отдал мне свои деньги, если бы ему это ничего не стоило; … но не его вина, если в нём сидят три столетия ростовщиков» (Ромен Роллан). «…деньгу наживать любит, наживает, на злые проценты даёт, пройдоха, шельма, без жалости» (Ф.М. Достоевский).

Понимание регрессивных качеств денег как ординарного источника бессовестной наживы широко распространено среди незакомплексованных экономистов. Так, японские банки, во многом способствующие возникновению «японского чуда», превращению страны в царство новейшей техники, технологии, искусства и культуры, кредитуют отечественных клиентов всего под 0,5–0,7% годовых. Этих средств едва хватает им на компенсацию собственных затрат и рисков обслуживания. В некоторых мусульманских государствах за предоставляемые соотечественникам кредиты не берутся никакие проценты.

Но этот пример другими странами оказался невостребованным, и в наше время ростовщичество расцвело махровым цветом неимоверно. Приобрело множество форм, стало доминировать как в банковской, так и в производственной, в распределительной, в социальной и в межгосударственной сферах. И указанная патология будет продолжаться до тех пор, пока денежный дефицит не будет заставлять производителей идти в кабалу к владеющим избыточными денежными знаками.

Современные экономические теории, выполняя социальный заказ тех, которые добились успеха с помощью ростовщичества и нуждаются в аргументации для его оправдания, всячески обосновывают такое положение. Поэтому появились доктрины о том, якобы «деньги делают деньги» самим фактом своего существования (!). И что люди, в той или иной форме предоставляющие их в рост, являются не ординарными стяжателями, а чуть ли не благодетелями человечества (sic!). В действительности «Любые ренты оказывают угнетающее воздействие на экономику» (В.Г. Белолипецкий).

В результате производственные отношения оказались организованными таким оригинальным образом, что данная концепция действительно стала исполняться. И удивляться этому не приходится, принимая во внимание реализуемую ныне модель экономики, масштабность денежной власти, её воздействие на человеческий интеллект, распространённость ростовщичества и благоденствие всевозможных рантье во всём мире.

В самом деле, «Современной наукой установлен бесспорный исторический факт … наличия тайного интернационального картеля ростовщиков, возникшего задолго до промышленных картелей» (В.И. Сигов, Г.А. Карпова, С.И. Пинцов). И авторы отмечают следующие стадии его развития: возникновение ростовщичества, формирование тайного картеля ростовщиков, распространение его власти на всю мировую банковскую систему и подчинение всего мирового хозяйства монополизированной банковской системе. Это позволило подчинить ей всю промышленность, торговлю и транспорт. Вместе с тем «Банкир, в силу своей подготовки, и, прежде всего, своему положению совершенно не способен играть руководящую роль в промышленности… И всё-таки банкир практически господствует в обществе над предпринимателем посредством господства над кредитом» (Г. Форд).

Поэтому при нынешнем уровне культуры, морали и нравственности людей количество тех, кто живёт за счёт других как в личном, так и в государственном масштабах, не убывает, несмотря на общеизвестный факт, что «Аморальная экономика в длительной перспективе невозможна» (А.И. Неклесса). В самом деле, «Какая польза человеку, если он приобретёт весь мир, а душе своей повредит?» (Иисус Христос). «Одни преступления прокладывают путь другим», утверждал Сенека, римский философ 1 в. н.э.

Данная практика наносит громадный ущерб не только самим носителям аморальной идеологии, не только человеческим, но и хозяйственным отношениям. Неэквивалентность, несправедливость, зародившаяся в отношениях между людьми, с неизбежностью тиражируются на отношения между предприятиями и кланами, государствами и их объединениями, Природой и всем человеческим сообществом. «Мировой финансизм окупается глобальной финансовой рентой, которую вынуждены платить все» (акад. Ю.М. Осипов).

В самом деле, невиданные масштабы приобретает сформировавшаяся всеобщая задолженность всех звеньев хозяйственной жизни в мире. Так, только секьюритизированная задолженность государства, домашних хозяйств, корпораций и финансовых учреждений США сейчас превышает трёхгодичный ВВП страны. Ещё больших размеров достигает она в Японии, Италии и в ряде других государств. Это ложится непосильным бременем на их экономики, сковывает инициативу, ограничивает продуктивность хозяйственной деятельности. Приводит к глубоким и опасным сдвигам в макроэкономических пропорциях – в соотношениях между производством и потреблением, сбережениями и инвестициями, реальным производством и финансовыми потоками, в экспорте и импорте.

От использования денег в качестве ординарного источника наживы страдает подавляющее большинство людей. В самом деле, по оценке М. Кеннеди, 80% населения ФРГ больше платят по процентам, чем получают от их использования, 10% – примерно столько же, сколько получили, и только 10% получают значительно больше, чем платят. Таким образом, в действительности проценты являются не свидетельством того, что деньги делают деньги, а всего лишь хитроумным механизмом их перераспределения.

Так, имеются подтверждения, что даже мировой кризис 30-х годов, зародившийся в США, был искусственно вызван корыстными действиями финансистов-ростовщиков. Действительно, вначале Федеральная резервная система США увеличила функционирующую на рынке страны денежную массу с $31.7 млрд в 1921 до $45.7 млрд в 1928 году. В результате возник избыток свободных средств, который в виде кредитов устремился в производство и способствовал его подъёму. Однако кредиты эти выдавались на условиях возврата в течение 24-х часов с момента требования на их погашение. После того, как деньги были задействованы в дело, такое требование было предъявлено, в результате чего рынок ценных бумаг обрушился и акции многих предприятий обесценились в 7–8 раз. Это дало возможность всё тем же кредиторам скупить их задёшево.

Затем началась выемка денег из оборота страны, вследствие которой к 1933 году объём функционирующей денежной массы в США сократился до $30 млрд Образовался громадный денежный дефицит, который привёл к увеличению банковских процентов и к недостатку платёжных средств. Естественным результатом этого явилось сокращение производства США в 2 раза. И этот эффект, по закону домино, за исключением СССР обрушил всю мировую экономику. Зато ростовщики получили громадный профит (А.Д. Плешанов).

Понятно, что именно указанными способами и такой ценой строилась большая часть могущественных финансовых империй. Как пример, семейство Ротшильдов сделало свое баснословное состояние на войнах. Рассеявшись по всей Европе, они несколько веков давали крупные займы всем воюющим странам и организуя, искусственно затягивая эти войны, буквально на крови людей наживали свои миллиарды.

Именно таковым и является образ современной ростовщической экономики.

Резюме:

1. Согласно существующей капиталистической идеологии, экономика представляет собой искусство удовлетворять безграничные потребности людей при помощи ограниченных ресурсов. Очевидно, что такая экономика никаким Вселенским масштабам не соответствует, подобные задачи перед собой не ставит, правила свои с Мировыми законами не соразмеряет. Ограниченность задач и принципов её налицо.

2. В СССР под экономикой понималась область знаний, занимающаяся изучением объективных закономерностей общественного строя, выработкой практических рекомендаций в области производства и распределения жизненных благ. Такое определение экономики представляется более полным. Однако в ней было слишком много политики, а поэтому и его трудно считать классическим.

3. Ни одна из известных формаций не является совершенной. В них не согласованы разделение и кооперация труда, личное и общественное, активное и пассивное. А поэтому хозяйственные успехи государств как капиталистический, так и социалистической формаций оказались существенно более скромными, чем могли бы быть они при современных достижениях науки, техники и человеческого интеллекта.

4. В действительности экономика как наука призвана способствовать гармоничному вхождению человека в Природную экосистему, соответствовать её законам, содействовать повышению продуктивности общечеловеческого труда, согласованному развитию всего человеческого сообщества. Экономика должна быть организована так, чтобы было выгодно работать честно, а наносить ущерб – нерентабельно. И тогда нравственный и моральный климат в мире поменяется кардинально, порядок и польза начнут править им. Экономическая наука учит либо тому, как оздоровлять продуктивные и нравственные механизмы общества, либо как пользоваться его болезнями в личных целях.

5. Деление стран на культурные или некультурные, цивилизованные или не очень, рассуждения о глобальном прогрессе человеческой расы и проч. в большей мере свидетельствует о расизме, недостаточной культуре, невысокой нравственности и ограниченной информированности их авторов, чем о подлинным отображении действительности. Оно скорее служит оправданием агрессии одних государств по отношению к другим, чем несёт в себе какое-либо рациональное зерно.

6. Среди многочисленных теорий экономики наиболее модной в настоящее время является неолиберализм. Отвергнутая передовыми странами в 30-х годах, сейчас она в чистом виде нигде не работает и применяется преимущественно в качестве отмычки для разрушения экономик третьих стран. Неолибералы изображают «невидимую руку» рынка представляют главным элементом совершенствования экономики, а свободную конкуренцию – как наиболее эффективную форму самоуправления производительными силами, основу «экономической демократии». Кооперацию (сотрудничество), как один из основных факторов развития экономики, они игнорируют. Считают, что государство призвано всего лишь осуществлять мероприятия по охране собственности и следить за соблюдением «правил» конкуренции, проводить специальные антикризисные мероприятия: «анархия плюс констебль».

7. Имеющиеся теории капиталистической экономики в большей мере носят прикладной характер, чем фундаментальный. Они предназначены для решения текущих, конъюнктурных задач, но не для установления общих законов экономического развития человечества. Отсюда изменения, совершенствование этих теорий вызывалось в основном тем, что старые приёмы становились неадекватными новым реалиям меняющейся обстановки и требовались другие. Поэтому попытки предсказать на их основе дальнейший ход развития человечества оказались столь плачевными.

8. Модели экономик разных стран существенно различаются между собой, что и даёт им возможность успешно конкурировать друг с другом. Очевидно, что использование американской модели в Германии или Германской – в Японии, Китае или в США вряд ли приведёт к полезным результатам. Государства, утратившие свою самобытность, бедствуют.

9. Дефицит денег для существующей общественно-финансовой системы неизбежен, без него она не способна функционировать вообще. Поэтому все беды производства, создаваемые недостатком денег, оказываются всего лишь данью, уплачиваемой человечеством ради функционирования имеющейся системы финансового обращения. Для существования именно тех производственных отношений, которые получили наименование капиталистических. Дефицит, таким образом, является первым из глобальных недостатков современной мировой финансовой системы.

10. Денежный дефицит явился источником получения ростовщического дохода, выступающего в различных своих формах. Не порождая никакого нового способа производства, он всегда ведёт к разрушению экономики, способствует парализации производительных сил общества и расцвету сил паразитических.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-01-19; просмотров: 117; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты